Основные требования к знаниям, умениям обучающихся начальной школы, система оценки знаний и умений.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Корина Любовь Петровна

Достаточно полно раскрыта система оценки ЗУН обучающихся.  программные требования, требования к проверке диктантов, изложений и т. д .

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Харанжинская СОШ»

Утверждаю

Директор

МКОУ «…….. СОШ»

___________________

Положение

«Основные требования к системе оценок младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО, его

 устной и письменной речи».

 1. Общие положения

1.1. Настоящее положение является локальным актом  МКОУ «Харанжинская СОШ», регламентирующим порядок, периодичность и систему оценивания в начальной школе в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования второго поколения.

1.2. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику.

 Используются следующие виды оценивания:

  • стартовая  диагностика,
  • текущее оценивание,
  •  итоговое оценивание,
  •  мониторинг универсальных учебных  действий.

1.3. Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной основе, выработанной совместно с учащимися. Основными критериями оценивания выступают планируемые  результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания известны заранее педагогам, учащимся, родителям и (или) лицам их заменяющих.

1.4. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребёнка.

1.5. В контрольно-оценочную деятельность включаются учащиеся, осуществляя самооценку и взаимооценку.

1.6. В целях обеспечения выполнения педагогами и обучающимися образовательных программ, выявления уровня успешности обучения в конце учебного года проводится комплексная  итоговая  (диагностическая) работа.

1.7 Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных,

метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных

программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе   системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к  выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества

образования;

  • использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику

индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные формы);

  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

1.8. Настоящее положение предполагает возможную дальнейшую коррекцию.

2. Основные виды контроля и оценивания

         Учитель должен вести систематический учет усвоения детьми знаний, умений и навыков, которые внесены в основные требования программы по каждому предмету, используя различные, приемлемые для него формы фиксации. Это могут быть оценочные листы, различного вида таблицы, журналы (но не классный), где прописаны специальные умения по каждому предмету. Такие же требования относятся и к учителям-предметникам, которые преподают в начальных классах музыку и пение, физическую культуру, иностранный язык.
Для фиксации качества усвоения знаний, умений и навыков учащимися можно использовать следующие символы:
“+” — знает, умеет, правильно выполняет;
“+_ “ — выполняет некоторые задания и допускает большое количество ошибок;
“-“ — не владеет материалом, при выполнении заданий практически во всех случаях допускает ошибки.
По мере усвоения учащимся материала по изучаемой теме оценочные суждения корректируются. Идеальным вариантом является тот, когда все знаки превращаются в “+”.
Ведение систематического учета усвоения детьми знаний, умений и навыков, которые определяются программными требованиями, позволяет учителю организовывать коррекционную работу по преодолению трудностей, которые испытывают учащиеся, помогает при работе с родителями, когда необходимо показать успехи ребенка, после чего обратить внимание на возможные проблемы.
Контроль и оценка уровня развития учащихся должны быть направлены на выявление динамики их развития с учетом индивидуальных особенностей. Динамика развития учащихся определяется учителем совместно со школьным психологом.
2.1. Содержательный контроль и оценка учащихся направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к концу, от года к году) с учѐтом  личностных особенностей и индивидуальных успехов учащихся.

2.2. Стартовая диагностика (на входе) в первых классах основывается на результатах

обследования общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия  обучения детей, позволяют определить «зону ближайшего развития и предметных знаний», организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний.

2.3. Текущее оценивание включает экспертные методы (наблюдение, самооценка, самоанализ) и  объективизированные методы (анализ письменных ответов и работ учащихся).

2.4. Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе. В конце первого и последующих классов проводится итоговая комплексная письменная работа. Основным  инструментом итоговой оценки выпускников начальной школы являются итоговые  комплексные работы  –  система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

        Объектом оценки предметных результатов является освоение учащимися предметных  знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.  В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты.

       Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и

промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

       В учебном процессе для выявления причин затруднения в освоении предметных

результатов проводятся диагностические работы, для определения уровня освоения

предметных результатов  –  промежуточные и итоговые проверочные работы.      Результаты, полученные в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме  накопительной оценки –  портфеля достижений.

Анализ достижений учащихся включает:

— текущую успеваемость обучающихся;

— динамику личных достижений учащегося в освоении предметных умений;

—активность и результативность участия обучающихся в выставках, конкурсах,

соревнованиях;

— активность участия и рост самостоятельности в проектной и внеурочной деятельности;

2.5.  Особенности системы  оценивания

 - Объект оценивания – ученик.

 Что оценивается:   - ЗУН, познавательные,  регулятивные,  личностные результаты

  Форма:      персонифицированная  -       количественная оценка

                     неперсонифицированная  -  качественная  оценка

Средства фиксации результатов:  

  • классные  журналы,
  •  справки по результатам
  • дневники
  • оценки  внутришкольного контроля
  •  характеристики обучающихся

Способ  (поэтапность  процедуры):

  • тематические контрольные  работы,
  • естовый контроль,
  • диагностические работы,
  • задания частично-поискового  характера
  • проектная деятельность,
  • участие в общественной жизни класса,
  • портфолио,
  •  задания творческого характера

Условия эффективности системы оценивания:

Систематичность, личностная  ориентированность, позитивность  –

основные постоянные принципы современной оценочной  деятельности

педагога.

2.6. Формами представления образовательных результатов являются:

  • журнал успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к

выставлению отметок);

  • итоговые диагностические контрольные  работы  и анализ их выполнения обучающимся  (информация об элементах и уровнях проверяемого знания  –  знания, понимания, применения, систематизации);
  • устная оценка учителем успешности результатов, достигнутых учащимся, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;
  • портфель достижений (или иная форма);
  • результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных, личностных качеств обучающегося, УУД.

2.7.Критериями оценивания являются:

соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов

обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

динамика результатов предметной  обученности, формирования УУД.

2.8. Используются следующие формы оценки:

2.8.1.  Безотметочное обучение в  1 классе

Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует

пятибалльная форма отметки как форма количественного выражения  результата оценочной деятельности.

        Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку  (звездочки, самолетики, солнышки и т. д.).  Такие рисунки допустимы с целью поощрения ребёнка, стимулирования к дальнейшему  самовыражению.  Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить:  «не думал», «не старался», «неверно». Допускаются реплики: «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т. д.

Основными принципами безотметочного обучения являются:

  • критериальность  –  содержательный контроль и оценка строятся на критериальной,  выработанной совместно с учащимися основе; критерии должны быть однозначными и предельно чёткими;
  • приоритет самооценки – самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя; для  воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся  – прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы);
  • Оценочная шкала, выработанная учителем совместно с детьми,  с которой ознакомлены и родители и (или) лица, их заменяющие.

2.8.2  Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения

является:

• определение учеником границ своего «знания  -  незнания», осознание тех проблем,

которые предстоит решить;

• сформированность общеучебных умений деятельности младшего школьника (умения

наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, творчески решать

учебную задачу).

Конечная цель безотметочного обучения заключается в переводе внешней оценки во

внутреннюю самооценку, полной ответственности обучаемого за процесс и результат.

Функцией контроля и оценки является определение педагогом уровня обученности и

личностного развития учащихся.

Внешняя:   проводится внешними по отношению к школе   службами,  уполномоченными вести оценочную деятельность.

  1. ГИА (государственная итоговая аттестация учеников).

      2. Аттестация работников образования.

      3. Аккредитация образовательных учреждений.

       4. Мониторинговые исследования качества образования.

      В начальной школе в соответствии с Законом  «Об образовании» итоговая аттестация

выпускников не предусматривается.

Внутренняя: это оценка самой школы (ребёнка, учителя, школьного психолога,  администрации). Она отражается  в текущих оценках,  которые ставит учитель,

 в результатах самооценки, промежуточных и  итоговых оценках, в решении педагогического совета в  переводе выпускника.

 Её функции:

  1. Обеспечение обратной связи.

      2. Обеспечение положительной мотивации учения.

      3. Стимулирование обучения учащихся.

Никакому оцениванию не подлежат:

  • темп работы ученика;
  • личностные качества школьников;
  • своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и т. д.).

2.8.3  Во 2-4 классах используются :

  • пятибалльная система.
  • накопительная система оценки –
  • Портфель достижений.

По итогам 1 и 2 полугодия в 1 классе учитель осуществляет мониторинг, где оценивает

уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД). Диагностика и оценка  сформированности универсальных учебных действий у учащихся осуществляется на основе  метода наблюдений и диагностики, соответствующей возрасту

В мониторинге оцениваются 4 вида УУД:

  личностные

  регулятивные

  познавательные

  коммуникативные

2.8.4. Итоговая оценка выпускника и еѐ использование при переходе от начального   к

основному общему образованию.

Так как в начальной школе в соответствии с законом «Об образовании» государственная итоговая  аттестация учеников не предусматривается, то

- Итоговая оценка позволяет фиксировать индивидуальный прогресс в образовательных

достижениях ребенка и получить объективные и надежные данные об образовательных

достижениях каждого ребенка и всех учащихся.

- Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным  предметам и оценок за выполнение, как минимум, трѐх итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе). При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.

На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования

универсальных учебных  действий делаются следующие выводы о достижении планируемых  результатов:

1.  . Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми  для продолжения образования на следующей ступени общего образования, и способен использовать их для  решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано

достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы  как  минимум с оценкой «удовлетворительно», а результаты выполнения итоговых работ

свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.

2.Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения

образования на следующей ступени общего образования, на уровне осознанного

произвольного овладения учебными действиями.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано

достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причѐм не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты  выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий  базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за  выполнение заданий  повышенного уровня.

3.Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования.

Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.

       Решение об успешном освоении обучающимися Основной образовательной программы начального общего образования и переводе на следующую ступень общего образования  принимается педагогическим советом образовательного учреждения на основании сделанных  выводов о достижении планируемых результатов освоения основной образовательной  программы начального общего образования. Решение о переводе обучающегося на следующую  ступень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением  характеристики выпускника, в которой:

-отмечаются образовательные достижения и положительные качества выпускника;

-определяются приоритетные задачи и направления личностного развития,  психологических  проблем развития ребѐнка;

-даются  психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную

реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.

      В случае, если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учѐтом динамики образовательных  достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами  портфеля достижений и другими объективными показателями.

3. Требования ФГОС НОО  к оформлению и ведению тетрадей обучаемыми.

3.1. Учащиеся пользуются стандартными тетрадями, состоящими из 12-18 листов. Общие тетради могут использоваться лишь в 7-9-х классах на уроках по учебным дисциплинам, при изучении которых необходимо выполнение больших по объёму работ.

3.2. Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.

3.3. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку).

3.4. Соблюдать поля с внешней стороны. При выполнении работ учащимися не разрешается писать на полях. Размер полей в тетрадях устанавливается учителем исходя из специфики письменных работ по учебному предмету.

3.5. Указывать дату выполнения работы. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведётся учителем в виде числа. Со второго полугодия первого класса, а также во 2-4-х классах записывается число арабской цифрой и полное название месяца. В четвёртом классе допускается в записи числа имена числительные прописью. В 5-9-х классах по русскому языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа. В 5-9-х классах по математике (по остальным предметам) допускается запись даты цифрами на полях.

3.6. Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (5-9-ые классы).

3.7. Обозначать номер задания, указывать вид выполняемой работы (план, конспект и т.д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).

3.8. Соблюдать красную строку.

3.9. Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком в тетрадях по русскому языку строку не пропускать. В тетрадях по математике во всех этих случаях пропускать только 2 клеточки. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать 2 линейки, а в тетрадях по математике – 4 клеточки (для отделения одной работы от другой и для выставления отметки за работу).

3.10. Выполнять аккуратные подчёркивания, условные обозначения, составление графиков и т.д. карандашом, в случае необходимости – с применением линейки.

3.11. Учащиеся ведут записи в тетрадях синей или фиолетовой пастой. Обучаемым запрещается писать в тетрадях красной пастой.

3.12. Исправлять ошибки следующим образом: неверное написание зачёркивать косой линией (часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией); вместо зачёркнутого надписывать нужное, не заключать неверное написания в скобки.

4. Количество контрольных работ.

4.1. Число контрольных, лабораторных, практических, творческих работ по всем предметам устанавливается учебными программами по предметам и тематическим планированием.

4.2. Не допускается выполнение двух контрольных работ в день одним классом или одним обучаемым.

5. Порядок проверки письменных работ учителями.

                5.1. Письменные работы по математике и русскому языку проверяются ежедневно.

5.2. В проверяемых работах по русскому языку и математике учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

 При проверке тетрадей и контрольных работ учащихся 1-4-х классов, слабоуспевающих учащихся 1-4-х классов, зачёркивая орфографическую ошибку, цифру, математический знак, учитель подписывает вверху букву или нужную цифру, знак;

 Пунктуационный ненужный знак зачёркивается, необходимый пишется красной пастой;

5.3. При проверке ученических тетрадей учитывается соблюдение обучаемыми единого орфографического режима.

6. Контроль за ведением тетрадей и качеством их проверки проводится администрацией школы по следующим критериям:

 Учитель;

 Класс;

 Соответствие количества тетрадей количественному составу класса;

 Выполнение единого орфографического режима;

 Регулярность проверки;

 Соответствие отметок существующим нормам;

 Качество проверки тетрадей (пропуск ошибок, аккуратность исправления, слово учителя в тетради и т.д.);

 Система работы над ошибками (работа над каллиграфией, классификация ошибок, индивидуальная работа учащихся над собственными ошибками);

 Внешний вид тетрадей (оформление, аккуратность ведение, единообразие надписи тетрадей);

 Объём классных и домашних работ, соответствие возрастным нормам;

 Разнообразие форм классных и домашних работ;

 Дифференцированный подход.

На основании требований ФГОС к  единому орфографическому режиму, Приложения 3 и 4 к Приказу министра просвещения РСФСР от 20.09.1961 г. № 308 «О мерах повышения уровня знаний учащихся по русскому языку»; письма Министерства просвещения РСФСР от 16.07.1973 г. № 334-М  «О порядке проверки ученических работ в 1–4-х классах общеобразовательных школ»; от 19.07.1977 г. № 308-М «О письменных работах учащихся общеобразовательных школ»; от 27.03.1979 г. № 135-М «Об оформлении записей в тетрадях для учащихся начальных классов» утратили силу (Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М), а также обсуждения на заседании МО учителей начальных классов МКОУ «Харанжинская СОШ» выработаны единые требования к ведению и оформлению тетрадей, единый орфографический режим, нормы техники чтения и оценивания письменных и устных работ детей,

Списывание текста из книги за 1 минуту.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

10 знаков

25 знаков

40 знаков

50 знаков

Объём работ, исходящих из количества знаков.

1/3 страницы

1/2 страницы

¾ страницы

В пределах страницы

Количество слов в словарном диктанте.

7 - 8

10 - 12

12 - 15

До 20 слов

Количество работ по классам в течение года:

Списывание:

1 класс – 1

2 класс –  до 3

3 класс – до 3

4 класс – до 3

Диктант.

1 класс –  1

2 класс – до - 54

3 класс – до 7-8

4 класс –  до 8

Оценивание контрольных диктантов.

«5» -   ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 4 классе возможно 1 исправление графического характера или 1 негрубая ошибка).

«4» -  ставится, если допущено не более 2 орфографических и двух пунктуационных ошибок или одной орфографической и 3 пунктуационных, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

«3» - ставится, если допущено 3-5 орфографических ошибок или 3-4 орфографических и 3 пунктуационных, работа написана небрежно.

«2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

     Негрубые ошибки:

  1. Исключение  из правил или повторение одной и той же буквы.
  2. Перенос слов.
  3. Единичные пропуски буквы или замена буквы.

Однотипные ошибки:

  1. Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная – это ещё одна ошибка.
  2. При трёх поправках оценка снижается на 1 балл.

Оценивание словарных диктантов.

«5»    без ошибок.

«4» -  1 ошибка  и 1 исправление.

«3» -   2 ошибки и 1 исправление.

«2» -  3 – 5 ошибок.

          Примечание: текущие словарные диктанты пишутся в рабочих тетрадях, а проверочные – в тетрадях для контрольных работ.

Контрольное изложение.

1 класс – нет

2 класс –  нет

3 класс –  1

4 класс –  2

Оценивание изложения.

«5» -  правильно и последовательно воспроизведён авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 – 2 исправления.

«4» - незначительно нарушена последовательность мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибок и 1 – 2 исправления.

«2» имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов. Главной части, основной мысли и др. , нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.

Оценивание сочинения.

«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых  и орфографических ошибок.

«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1 – 2) фактические и речевые неточности, 1 – 2 орфографические ошибки, 1 – 2 исправления.

«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2 – 3 предложений, беден словарь, 3 – 6 орфографических ошибок и 1 – 2 исправления.

«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7 – 8 орфографических ошибок, 3 – 5 исправлений.

Примечание:

Учитывая, что изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.

Оценивание теста.

«5» -  верно выполнено 5/6 (пять шестых) задания

«4» - верно выполнено ¾ задания.

«3» верно выполнено ½ задания

«2» верно выполнено мене ½ задания.

Списывание текста с учебника или доски.  Нормы оценок.

«5» -  ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы.

«4» -   стсвится, если в работе 1 орфографическая ошибка  и одно исправление.

 «3» -   ставится, если в работе допущены 2 орфографические ошибки и 1 исправление.

«2 » - ставится, если допущены 3 орфографические ошибки.

Оценивание контрольных работ по математике.

Комбинированная контрольная работа

«5» - без ошибок.

«4» - 1 грубая и 1 -2 негрубые ошибки, но при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.

«3» -   2-3  грубые и 3 – 4 негрубые ошибки + 3-4 негрубые ошибки, при этом  ход решения задачи верен.

«2» -  4 грубые ошибки.

 При условии, если в работу включено 2 задачи, то 1 нерешённая считается за 1 грубую ошибку.

                                     Работа, состоящая из примеров.

«5» - без ошибок.

«4» - 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки.

«3» - 2 – 3 грубые и 1 – 2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.

«2» - 4 и более грубых ошибок.

                             

        Работа, состоящая из задач.

«5» -  без ошибок.

«4» - 1 -2 негрубые ошибки.

«3» -  1 грубая и 3 – 4 негрубых ошибки.

«2» - 2 и более грубых ошибки.

Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действия); не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание.

Негрубые ошибки: нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований.

За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике оценка не снижается.

За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил орфографии и каллиграфии оценка снижается на 1 балл, но не ниже «3»

Оценивание тестов.

«5» - 95 – 100 %

«4» - 80 – 94 %

«3» - 51 – 79 %

«2» - до 50 %

Нормы объема работ по русскому языку  в начальной школе на конец года:

Класс

Изложение

Сочинение

Диктант

1

15-17

2

25-45 слов

50-60 слов

35-40

3

50-70 слов

70-80 слов

55-60

4

80 и более

100- 150 слов

75-80

Темп чтения вслух к концу учебного года (минимум):

1-й класс – 25-30  слов в минуту;

2-й класс – 40 – 60 слов в минуту;

3-й класс – 60 – 80 слов в минуту;

4-й класс –  не ниже  90 – 100  слов в минуту.

  • Целесообразное продолжительность чтения на уроке составляет для учащихся 1-х классов – 10 минут, 2-х классов – 15 минут, 3 – 4-х классов – 25 минут; на уроках письма общая продолжительность (письма) в 1-2-х классах от 5 до 7 минут (длительность непрерывного письма 3 минуты), в 3-4-х классах непрерывное письмо до 20 минут.

              В начале года не позднее 15-20 сентября обязательно проведение входных контрольных работ,  в 1 классе – стартовая диагностика.    

     

   При проверке работ учитель на полях ставит соответствующий ошибке знак

Орфографическая ошибка

/

Фактическаая

Ф

Речевая ошибка

Р

Пунктуационная ошибка

V

Повтор одного и того же слова. Неумение подбирать синонимы или у потреблять местоимения.

П

Дефект речи. Логопедическая ошибка.

W

   Красная строка                                

Z

Нарушение границы предложения.  (Ёж фыркнул. И убежал под диван.)

Г

Нарушение порядка слов в предложении.

1,2,3, …

4.Работа над ошибками.

После каждой контрольной работы по математике и после каждого контрольного диктанта по русскому языку делать работу над ошибками в этой же тетради.

  Исправлять ошибки следующим образом:

  • Неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать ручкой косой линией.
  •  Часть слова, предложения зачеркивать тонкой горизонтальной линией.
  •  Вместо зачеркнутого надписывать  нужные буквы, слова,  предложения.
  • не заключать неверные написания в скобки.
  • Учителю выносить на поля знак  при исправлении ошибок.
  • Проверка и возращение учащимся контрольных работ осуществляется к следующему уроку.
  •  В обязательном порядке эти тетради показывают родителям.
  • Помимо стационарной ручки (синяя паста) учащиеся используют только простой карандаш.
  • Работа над ошибками проходит под руководством учителя.

 (Перечисляются все правила, на которые сделаны ошибки)

Работа над ошибками оценивается учителем обязательно.

5. Домашние задания

Выполняются строго регламентировано согласно с другими предметами; установка на индивидуализацию; задание должно предполагать преодолимую трудность; должно быть интересным; должно проверяться каждый день (по рус. яз. и матем.);

 -  Домашние задания не допустимы на  понедельник. 

 -  Согласно СанПину 2.4.2 1178-02   Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах.

                                      В 1классах (со второго полугодия, устные предметы ) – до 1ч.

                           Во 2 кл.- до 1,5 ч.

  В 3 кл. - до 2ч.

  В 4 кл. - до 2ч.

Домашние задания задаются не только письменно, но и устно, это должно прописываться в дневнике и соответственно в графе домашнее задание в журнале с указанием страниц учебника.

Единый орфографический режим.

  • Оформление обложки тетради.

Тетрадь

по русскому языку     (по математике)

ученицы (ка)  4 класса

МКОУ «Харанжинская СОШ»

Казаковой Светланы

Тетрадь

для контрольных работ

по русскому языку (по математике)

ученицы (ка)  4 класса

МКОУ«Харанжинская СОШ»

Казаковой Светланы

Тетрадь

для  работ

по развитию речи

ученицы (ка)  4 класса

МКОУ «Харанжинская СОШ»

Казаковой Светланы

Основные требования к оформлению работ в тетрадях по русскому языку.

  1. Между классной и домашней работами отступ – 2 строки.
  2. Запись даты, начиная с 3-го класса,  пишется  прописью.
  3. Каждая новая работа пишется  с новой строчки с красной строки, начиная с 1-го класса.
  4. Все подчёркивания производятся аккуратно простым карандашом по линейке.
  5. Неверно записанное слово, буква исправляются так: буква или слово (предложение) зачёркиваются одной чертой, а сверху пишется верное написание. Исправления в скобках не допускаются.
  6. Не допускается письмо на полях.

Оформление работ в тетрадях по математике.

  1. Между классной и домашней работами отступ 4 клетки.    Запись даты: число – цифрой, месяц – прописью. Допускается запись на полях.
  2. Между видами работ в классе и дома отступ  2 клетки.
  3. Между столбиками при решении примеров – 3 клетки.
  4. При решении задачи:
  1. Пишется слово – Задача №  …
  2. Краткая запись (по усмотрению)
  3. Решение с пояснениями
  4. Ответ (полный)
  1. При решении числовых выражений, уравнений, других заданий пишется только №… или слово Упражнение № …     или на полях кратко УПР. № …
  2. Все чертежи выполняются только карандашом.

Ведение дневников в начальной школе.

       Дневник является официальным  школьным документом. Существуют определенные требования к его ведению. Обязательное наличие  дневников требуется со 2-го класса. Но в некоторых случаях (с учетом сформированности у школьников навыков чтения и письма) по решению педсовета и родительского собрания допускается ведение дневников с 1 класса.

       Дневники ведутся при помощи родителей и учителя.

  В настоящее время существует множество различных дневников. Поэтому классный руководитель должен довести до учащихся единые требования к их ведению:

  • записи выполняются аккуратно, разборчиво, грамотно, чернилами синего цвета;
  • требуется заполнение всех имеющихся разделов (пунктов) данного дневника (начиная с титульного листа);
  • сведения о расписании уроков, звонков, названий предметов, фамилий преподавателей заполняются под руководством учителя;
  • названия месяца и предметов следует писать с маленькой буквы. Допускается сокращенная запись (матем., лит. чт., , физ-ра, изо);
  • запись домашнего задания производится в отведенной графе. Обычно оно записывается на день следующего урока. Следует требовать от учащихся регулярно отмечать номер упражнения, страницу, особые примечания (наизусть, пересказ)

образец:   с.132, упр.453

                            с 154-155 (пересказ)

  • в графе  «оценка» и «роспись»  учителем выставляются оценки в соответствии с оценкой в журнале. Ученик подает дневник учителю по первому его требованию. При выставлении оценок за различные виды проверочных работ допускаются дополнительные записи рядом с оценкой: диктант (Д.), контрольная работа (к.р.) и т.д.
  • в начальной школе практикуется применение поощрительных, похвальных, назидательных и прочих записей: «Молодец!», «Умница!», «Надо постараться!»;
  • в современных дневниках отводится специальная графа для замечаний учителя, сообщений для родителей и прочее.
  • классный руководитель еженедельно проверяет ведение дневников, следит за накопляемостью оценок. Многие учителя выставляют оценки за ведение дневника учащимися, что несомненно является стимулом для повышения учебной культуры;
  • родители регулярно просматривают дневники и ставят свою роспись.

ФГОС.  Нормы оценивания техники чтения в начальной школе

    В I классе в конце года дети должны читать 25—30 слов в минуту при слоговом, плавном, правильном чтении. В I классе используется только устная оценка результатов.

Объём прочитанного на оценку текста должен быть не менее:

-  во втором классе- 1/4 страницы;

-  в третьем классе- 1/3 страницы;

-  в четвёртом классе - 1/2 страницы учебной книги для чтения.

        В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

Нормы техники чтения (слов/мин.) для классов возрастной нормы и классов расширенного обучения.

Классы

Входной контроль

1 полугодие

2 полугодие

1

-

15 (25)

30 (40)

2

30 (40)

40 (50)

50(60)

3

50(60)

60 (70)

70 (80)

4

70(80)

80 (90)

90-100 (100- 110)

Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более двух);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
  • слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

В  федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:

  1. способ чтения – чтение целыми словами;
  2. правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
  3. скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
  4. установка на постепенное увеличение скорости чтения.

            О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости.

1-й класс

Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами. 

2-й класс

Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя.
Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.  

3-й класс

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

4-й класс

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.

Приложение.

Предлагаются (для примера) следующие принципы безотметочного оценивания, которые разработала Г.А.Цукерман:

  1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.
  2. Самооценка должна постепенно дифференцироваться, т.е. ребенок должен уметь сравнивать свою работу с другими.
  3. Оцениваться должны только достижения учащихся, предъявленные самими детьми для оценки, опираясь на правило «добавлять, а не вычитать».
  4. Содержательное самооценивание  должно быть неотрывно от умения себя контролировать.
  5. Учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объема домашних заданий.
  6. Оценивается динамика учебной успешности относительно их самих.
  7. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которое оформляется в классе и дома особым образом.
  8. Для итоговой аттестации  учащихся  должна использоваться накопительная система оценок.

Формы учёта знаний:

  1. Линеечки Г.А. Цукерман
  2. Различные символы
  3. Рейтинг- контроль
  4. Листы индивидуальных  достижений
  5. Диагностические карты
  6. Портфолио

       "Линеечки" как инструмент небаллированной оценки ( Цукерман). Линеечки - это педагогический инструмент оценки и самооценки. Они представляют собой вертикальные отрезки высотой 4 или 6 клеточек.
При выполнении любых заданий ученик рисует 3-4 вертикальных линеечек и вместе с классом выбирает, за что будет оцениваться эта работа, и отдельными буквами озаглавливает линеечки:
К – красота , П - правильность, С - старание,  А – аккуратность и т.д.
Озаглавив работу, ученик ставит крестик: вверху, если работа выполнена правильно и красиво, или внизу, если неправильно. Обводя крестики, учитель соглашается с учеником, если не соглашается - ставит крестики на другом уровне.
Самооценка с помощью линеечки может быть двух типов:
- ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая).
Ретроспективная самооценка - это оценка уже выполненной работы. Она проще, поэтому начинать формировать самооценку следует с нее. И только тогда, когда использование линеечек становится привычной нормой работы класса (не раньше, чем с середины 1 класса), можно переходить к формированию прогностической самооценки.
1 класс. Ретроспективная оценка.
1 шаг: ребенок оценивает свою работу после того, как учитель ее проверил, т.е. исправил ошибки. Получив свою тетрадь с исправлениями, но без учительской оценки, ребенок сам себя оценивает по тем шкалам, которые выбирает учитель.
2 шаг: ребенок оценивает себя сам сразу после выполнения до учительской проверки. Такая самооценка стимулирует ученика к самоконтролю.
Прогностическая самооценка труднее ретроспективной, т.к. является "точкой роста" самой способности младших школьников к оцениванию себя. Предлагается лишь тогда, когда ретроспективная самооценка осознана, адекватна, дифференцирована.

Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

  • альбом,  газета,
  • гербарий,  экскурсия
  • журнал, книжка-раскладушка,
  • коллаж,
  • коллекция,
  • костюм,
  • макет,
  • модель,
  • музыкальная подборка,
  • наглядные пособия,
  • паспарту,
  • плакат,
  • план,
  • серия иллюстраций,
  • сказка,
  • справочник,
  • стенгазета,
  • сувенир-поделка,
  • сценарий праздника,
  • учебное пособие,
  • фотоальбом,
  • экскурсия

ФГОС НОО

Требования к результатам освоения

основной образовательной программы

Выпускник начальной школы:

  • Любознательный,  интересующийся, активно познающий мир.

  • Владеющий основами умения учиться.

  • Любящий родной край и свою страну.

  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение.

  • Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио ученика начальной школы: Система оценки планируемых результатов

Оптимальным способом организации системы накопительной оценки обучающегося является портфолио, основное назначение которого - показать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, тв...

Портфолио ученика начальной школы: Система оценки планируемых результатов

Оптимальным способом организации системы накопительной оценки обучающегося является портфолио, основное назначение которого - показать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, тв...

Презентация на тему: "Основные виды, методы и формы контроля и оценки знаний учащихся в начальной школе"

Данная презентация содержит практические рекомендации для учителя, работающего в начальной школе в 1 классе. Раскрыты 4 основные формы контроля, этапы формирования оценочного суждения....

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир...

Бочарникова Т.Б. "Из опыта работы: «Внутренняя система оценки знаний обучающихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях без отметочной системы обучения»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.Задачи:- продемонстрировать способы оценивания в условиях без ...

основные требования к уровню подготовки выпускника начальной школы

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ по предметам...