ПК 4.4.
статья по теме

Шерстнева Екатерина Сергеевна

ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ – ЗАВИСИМОСТИ (АДДИКЦИИ) У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(по материалам курсового исследования)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sherstneva_ekaterina_46_gruppa_statya.docx33.33 КБ
Файл programma_mag_sher_3_1.docx44.74 КБ
Microsoft Office document icon statya_0.doc96 КБ
Файл statya_2_gotova.docx167.15 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ – ЗАВИСИМОСТИ (АДДИКЦИИ) У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(по материалам курсового исследования)

Шерстнева Екатерина Сергеевна

Научный руководитель — Зуева И.Ф., преподаватель  высшей квалификационной категории

Одним из основных признаков современного общества является стремительное развитие компьютерных информационных технологий и систем телекоммуникаций. За последние годы в этой области произошел качественный скачок. В результате, на сегодняшний день можно с уверенностью констатировать, что Интернет перестал быть просто системой хранения и передачи сверхбольших объемов информации, а стал новым слоем нашей повседневной реальности и сферой жизнедеятельности огромного числа людей.

Исследования отечественных психологов РАО за последние 7 лет говорят о том,  что самыми востребованными интернет - ресурсами вне зависимости от типа личности оказались социальные сети и информационные сайты. Они объясняют это тем, что эти два ресурса в наибольшей степени отвечают ведущим возрастным потребностям молодых людей: познавательной и потребностью в общении, а виртуальность и интерактивность как главные специфические особенности интернет - коммуникации создают наиболее комфортные формы реализации этих потребностей.

Мы задались вопросом, чему отдают свое  предпочтение в получение информации, младшие школьники. По результатам исследования ученых РАО младшие школьники выбирают как источники информации: учебную литературу, педагогов, книги, телевидение. Интернет выступает как первичный досуг у детей незанятых  деятельностью в не учебное время. Как правило, это дети незанятые внешкольным образованием или в школах, где нет группы продленного дня, когда он предоставлен сам себе.

Ученики средних и старших классов посвящают много свободного времени скачиванию музыки из интернета, загрузке фотографий, играм и общению с друзьями в социальных сетях (Facebook, Twitter и т.д.). Процент увеличивается в зависимости от возраста см. Рис 1.:

Свободное время в интернет сетях детей и подростков 2009-2014 г.г

Рис. 1.

14,1% – 8-13 лет, 25,8% – 13-15 лет, 33,7% – 15-18 лет. По данным статистики журнала Интернет  - наше будущее. Результаты с 2009 по 2014 год число подростков и детей, проводящих за компьютером не менее трех часов каждый день, увеличилось в четыре раза (с 5,7 % до 21,7%).

Психологическая зависимость является очень актуальной и серьезной темой на сегодняшний день, об этом говорят многочисленные исследования таких ученых как Бабаева Ю.Д, Егоров А.Ю., Короленко Ц.П., Обжорин А.М., Сельченок К.В., Янг К.

Именно это определило выбор темы нашего курсового исследования – «ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ – ЗАВИСИМОСТИ (АДДИКЦИИ) У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Целью нашей работы было   составить программу внеурочной деятельности по проблеме интернет - зависимости (аддикции) младшего школьника.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить проблему возникновения психологической зависимости в современном обществе;
  • рассмотреть особенности интернет - зависимости (аддикции) детей младшего возраста;
  • изучить признаки интернет – зависимости (аддикции) младших школьников;
  • изучить опыт специалистов разных стран по вопросам профилактики интренет
  • зависимости (аддикции) у детей младшего школьного возраста;
  • подобрать методический инструментарий для выявления интернет – зависимости (аддикции).

Используемые нами  методы исследования:

  • изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
  • сравнительно теоретический анализ понятий;
  • методы дедукции и индукции.

Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников литературы и приложения.

В ходе работы,  в первой главе   мы рассмотрели такие понятия как интернет-зависимость и интернет – зависимости (аддикции) и доказали, что два этих понятия описывают одну и ту же проблему. Такой вывод мы сделали на основе мнений таких ученых как: Войскунский А.Е., Голдберг А., Егорова А.Ю., Короленко Ц.П., Жичкин А.Е., Янг К. и других специалистов.

Так же мы выяснили, что профилактики интернет – зависимости (аддикции) в России, пока не уделяют должного внимания. Таким образом, возникает необходимость внедрения профилактических мер со стороны психологов и педагогов в российские школы.

Во второй главе исследования нами была предпринята попытка анализа методических материалов проведения профилактики и диагностики интернет - зависимости (аддкции) с детьми младшего школьного возраста Н.В. Дмитриевой, Ц.П. Короленко, К. Янг. Также во второй главе нами были представлены параграфы содержащие следующую информацию:

  • в параграфе 2.1 на основе анализа современной психолого-педагогической литературы, нами были  исследованы цели и задачи профилактики интернет – зависимости (аддикции), а так же аддиктивного поведения в России и в зарубежной практике.
  • в параграфе 2.2  мы рассмотрели систему первичной профилактики компьютерной и игровой зависимости (Н.В. Дмитриева, Ц.П.Короленко), В этом же параграфе выявлены признаки зависимости с характерными особенностями психического состояния по Н.В. Дмитриева, Ц.П. Короленко.
  • в параграфе 2.3 нами были  подобраны различные методики, тесты и опросники таких авторов как: Г.Н. Казанцева, К. Янг, С.А. Кулаков по профилактике интернет – зависимости (аддикции)
  • в параграфе 2.4 мы представили свою разработанную программу по профилактике интернет – зависимости (аддикции) и определили сроки её реализации.

Нами было выявлено, что досуг является благоприятной почвой для испытания детьми и  подростками фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе и к окружающим его людям, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Проблема организации детского и подросткового досуга особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный ребенок, подросток взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное, внеучебное время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами, такими как, например, игра на домашнем компьютере или, посещение компьютерных клубов, а также сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семье и так далее.  

Изучив, научную литературу и множество мнений ученых по нашей проблеме, мы пришли к выводу что, к основной группе риска интернет - зависимости (аддикции) являются дети и подростки в возрасте от 7 до 18 лет. Такую тенденцию показывает широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к интернету, компьютеризация школьных программ обучения, большое количество игровых компьютерных клубов. В группу риска чаще всего попадают мальчики, у них от природы больше, чем у девочек, развиты конкурентность, соревновательные мотивы, стремление к первенству, так считает известный психолог Короленко Ц.П.

Также исследуя литературу по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника, мы обнаружили, что группа ученых: Бабаева Ю.Д, Войкуновский А.Е, Смыслова О.В. Мы сделали вывод о том, нестабильность психики ребенка является одним из оснований возникновения различных видов зависимостей, и не только компьютерных. Кроме того, детская психика наиболее подвержена привыканию при систематическом воздействии на нее.

Таким образом, ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами, потребностями и возможностями.

Данную проблему мы готовы рассматривать в выпускной квалификационной работе по теме «..............................».

Список литературы

  1. Обжорин, А.М. Профилактика компьютерной и интернет – зависимости школьников [Текст] / А.М.Обжорин.-Челябинск: «Образование».,2011.-62 с.
  2. Янг ,К. Диагноз - Интернет-зависимость [Текст] / К.Янг // Мир Интернет.-М, 2000.- №2.- С.24-29.
  3. Актуальность проблемы интернет зависимости. [Электронный ресурс] Пси-фактор. Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/addict.htm 



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ  «Челябинский педагогический колледж №1»

Согласовано                                                                         Утверждено                                                                      

Ф.И.О                           .                                                        Ф.И.О                           .                              

«___»_______________201_г.                                             «___»_______________201_г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

направленная  на развитие творческого потенциала

 «Что наша жизнь? Театр!»

Направление:  общекультурное                                Составители:  Шерстнева Екатерина

Возрастная группа: 7-12 лет                                                                Магер Наталья

Срок реализации:1год

Челябинск,2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внеурочная деятельность учащихся начальной школы, ориентируемая на работу с интересами учащихся и осуществляемая во второй половине дня, согласно новому Базисному плану предусматривают 1 час в неделю внеурочной деятельности на проведение занятий по нескольким направлениям. Основным направлением является проектная деятельность, которая способствует обеспечению таких условий в образовательном процессе, когда полученные знания становятся инструментом решения творческих теоретических и практических задач и инструментом   формирования у ребенка потребности и способности к саморазвитию.

Актуальность проблемы. Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место, в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.

Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, показать ученикам, что общение со сверстниками это весело,  чем просто сидеть и лазить в интернете – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

В основе программы лежит идея  использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития ребенка, а также заинтересованности ребенка в каком то коллективном занятие.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью тем самым показать ребенку, что реальная жизнь может быть намного полезней, виртуальной жизни.

Цель программы:– формирование творческого потенциала, как средство  познания жизни, эстетическое воспитание учащихся, создание атмосферы радости детского творчества и  сотрудничества.

Задачи:

  • Формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами;
  • развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения;
  • формирование интереса к театру как средству познания жизни духовному обогащению;
  • развитие творческих способностей.

Возраст детей: 7-10 лет. Срок реализации программы – 1год.

Принципы обучения при реализации образовательной программы: Принцип наглядности — широкое использование наглядного материала – таблиц, схем, фотографий, работ детей и педагога;

 Принцип системности и последовательности – обучение ведётся от простого к сложному, с постепенным усложнением поставленных задач;

Принцип доступности – материал даётся в доступной для детей форме, возможен вариант игры, викторины, коллективной работы.

Принцип научности – всё обучение ведётся с опорой на учебную литературу, опыт педагогов, проверенные временем методы и технологии. Дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами каждого из детей, подбирая более удобную систему подачи материала и практических занятий, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка.

В процессе реализации программы будут использованы разнообразные формы организации познавательной  деятельности, взаимно дополняющие друг друга.

Формы занятий : групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции,  мезансцены.

 Основными формами проведения занятий являются:

  • театральные игры,
  • конкурсы,
  • викторины,
  • беседы,
  • экскурсии в театр и музеи,
  • спектакли,
  • праздники.

На занятиях используются различные методы и приемы:

-игровой метод;

-метод наглядности;

-словесный;

-эвристический;

-метод проектов;

-наблюдение;

-проблемно-мотивационный;

-исследовательский метод;

-мотивационный (убеждение, поощрение).

(тестовые задания, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)

Основные принципы содержания программы:

-принцип единства сознания и деятельности;

-принцип наглядности;

-принцип личностной ориентации;

-принцип системности и целостности;

-принцип ценностных ориентаций;

-принцип практической направленности.

Планируемые результаты:

Личностные: потребность сотрудничества со сверстниками,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение,  стремление прислушиваться к мнению одноклассников;  осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития;

Предметные: формирование творческого навыка; формирование позитивного отношения к прекрасному; развитие мимики, выразительного чтения, развитие долговременной памяти; формирование умения выступать на сцене.

Метапредметные:  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование определять  наиболее эффективные способы достижения результата;  развитие умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; определение общей цели и путей ее достижения;

Учебно-тематический план занятий кружка на 1год обучения

Тема занятий

Кол-во занятий

В том числе

Формы организации деятельности учащихся

Теоретич.

Практич.

                Раздел 1 Знакомство с интересами детей(6ч)

1.

Урок-игра.

2

1

1

Беседа, анкетирование, игра.

2.

Беседа с родителями:

«Интересы моего ребенка»

1

1

1

Работа с родителями, беседа о результатах теста.

3.

Урок-игра

«Знакомство детей с театром»

1

-

1

Беседа в игровой форме. Фиксация информации.

4.

Поход в театр

1

-

1

Лекция для родителей.

Урок-игра для родителей.

5.

Урок-дискуссия.

1

1

-

Выбор и обсуждение театральной постановки для родителей.

Раздел 2 Организация работы театрального кружка( 15 ч)

6.

Урок-репетиция «Первые шаги в театральном искусстве»

1

-

1

Практич.

занятие

7.

Урок-обсуждение

«Моя первая роль»

2

1

1

Практич.

8.

Урок-репетиция

2

-

2

Первая репетиция выбранной постановки

9.

Урок-репетиция

2

-

2

Репетиция представления. Беседа с детьми об их ролях, помощь в актерском начале.

10.

Урок-репетиция.

Первый прогон номера выступления.

2

-

2

Практич.

11.

Урок-репетиция.

Генеральная репетиция выступления.

2

-

2

Практич.

12.

Организация выступления.

2

-

2

Украшение актового зала. Подготовка костюмов.

13.

Урок-рефлексия

Родительское собрание.

1

1

-

Обсуждение выступления детей. Отзывы родителей, выступление родителей с речью.

14.

Урок-общение.

2

1

1

Обсуждение новых целей.

Раздел 3 «Знакомство с творчеством великих музыканотов»( 4 ч)

15.

Урок-экскурсия.

2

1

1

Кибер-экскурсия. Использование презентаций.

16.

Урок-распределение ролей.

2

-

2

Практическое занятие: обсуждение, пение, игра.

Раздел 4 Создание тематических проектов(11ч)

17.

Урок-репетиция

2

-

2

Практич.

18.

Урок-репетиция

2

1

2

Репетиция

19.

Урок-репетиция

1

-

1

Репетиция

20.

Урок-репетиция

2

-

2

Репетиция.

21.

Урок-организация выступления

2

-

2

Оформление актового зала для выступления.

22.

Урок-рефлексия

1

-

1

Обсуждение.

23.

Подведение итогов работы

1

1

-

Тестирование


Содержание изучаемого курса

                                    Знакомство с интересами детей(6ч)

Занятие 1

Производится анкетирование детей для выявления наличия, либо отсутствия проблемы аддикции. Беседа с детьми по данной проблеме. Проведение игры «Расскажи мне о своем хобби». Создание плаката об опасности данной проблемы.

Занятие 2

Организация классного часа для родителей: беседа с родителями о результатах анкетирования, беседа со школьным психологом.

Занятие 3

Проводится знакомство детей с театром в игровой форме. Использование в работе различных игровых форм, направленных на задачу урока.

Занятие 4

Поход в театр.

Занятие 5

Рассуждение на тему выбора театральной постановки. Первичное распределение ролей. Первичное чтение. Консультация детей по ролям. Мотивация к успешному выполнению задачи.

Организация работы родительского клуба( 14 ч)

Занятие 6

Урок-репетиция. Беседа с детьми о важности сохранения театральной выдержки. Беседа с людьми искусства.

Занятие 7

Урок-обсуждение. Разговор с детьми об их ролях. Помощь в трудностях заучивания.

Занятие 8

Репетиция постановки.

Занятие 9

Репетиция постановки.

Занятие 10

Репетиция постановки. Первый полный прогон представления.

Занятие 11

Генеральная репетиция выступления.

Занятие 12

Организация выступления. Подготовка актового зала, оформление.

Занятие 13

Организация родительского собрания. Обсуждение успехов детей в совместном творчестве.

Занятие 14

 Обсуждение новых целей. Подведение детей к реализации музыкального представления.

«Жизнь вне стен школы и дома»( 4 ч)

Занятие 15

Организуется экскурсия по творчеству знаменитой британской группы «The Beatles» с использованием презентации и видео-фрагментов.

Занятие 16

Разучивание песни «Help!». Работа с музыкальным руководителем. Отбор наиболее талантливых детей для дальнейшего обыгрывания главных ролей в будущей постановке.

Создание тематических проектов(11ч)

Занятие 17

Репетиция представления.

Занятие 18

Репетиция представления.

Занятие 19

Репетиция представления.

Занятие 20

Репетиция представления.

Занятие 21

Подготовка к выступлению: оформление актового зала.

Занятие 22

Выступление

Занятие 23

Рефлексия. Подведение итогов. Тестирование детей по проделанной работе.

Критерии

Показатели

Инструментарий

Сроки

Личностные: Формирование эстетических потребностей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование мотивации к творческому труду, работе на результат.

Предметные:

Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразовательной деятельности, овладение художественной техникой обработки материалов, формирование  чувства цвета, ритма, композиции; стилизация природных форм, развитие умения компоновать на плоскости и в объеме задуманный художественный образ;

Метапредметные:

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности, умение конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха, умение определять цель и пути ее достижения, формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

Планируемый воспитательный результат:

- имеют представление о ценностном отношении  к прекрасному;

-осознают необходимость самосовершенствования;

- способны адекватно судить о причинах успеха/неуспеха;

-знают о взаимосвязи красоты и пользы в

образе художественной вещи.

Планируемый воспитательный эффект:

- ценностное отношение к творческому труду;

-интерес к новому;

- стремление к приобретению новых знаний и умений;

-соблюдение норм и правил культуры

труда;

- владение названием материалов, ручных

инструментов и приспособлений, их

значение;

- владение подбором материалов с учётом   технологии;

-планирование технологического

процесса;

-самостоятельная организация

выполнения различных творческих

работ;

Казанцева .Г.Н опросник на определение самооценки.


Тест на интернет – зависимость (аадикцию) (С.А.Кулаков, 2004 г.)

Диагностика воображения у детей младшего школьного возраста.

Тесты достижений, экспертное оценивание

Методика Е. М. Торшиловой «Определение уровней развития эстетических способностей детей»

3 ч

3 ч

17ч

Список литературы для учителя

  1. Абраменкова, В.В. «Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре»,  М.: 2000.
  2. Азарова, Р.И. Досуг современной молодежи/ Р.И. Азарова. – М.: Внешкольник, 2003. – № 10. – [с. 12 – 13].
  3. Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.
  4. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
  5. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. № 14 – М.: Школьная пресса, 2000
  6. Понсов А.Д.,  Конструкция и технология изготовления театральных декораций. – М., 1999.
  7. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.
  8. Чурилова Э.Т., Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.,  2001.
  9. Интернет. [Электронный ресурс] Pemptousia: Режим доступа:  http://www.pemptousia.ru/
  10. Помошник. [Электронный ресурс] Uroki-akterskogo-masterstva-dlya-nachinayushhih:  Режим доступа:  http://acting-c.ru 

Список литературы для учащихся

  1. «Волк и семеро козлят» – по мотивам народной сказки и сказки Ю. Энтина.
  2. «Красная Шапочка» – по мотивам сказки Ш. Перро.
  3. Маршак С. «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке», «Двенадцать месяцев» и др. стихи.
  4. Михалков С. «А что у вас?»
  5. Остер Г. «Вредные советы» и др. стихи.
  6. Русские народные сказки « Колобок», «Репка», «Теремок», «Каша из топора» и др
  7. Хармс Д. «Врун», «Очень-очень вкусный пирог»
  8. Чуковский К. «Муха-цокотуха»,  «Телефон»; др. стихи и загадки.
  9. Конкурс. [Электронный ресурс] Studiya_eralash : Режим доступа:  http://www.star-studios.ru



Предварительный просмотр:

Шерстнева Екатерина

Челябинск, 2017

Статья « Все тайны самооценки» 

«Избегайте тех, кто старается подобрать вашу веру в себя. Великий человек, наоборот внушает чувство, что вы можете стать великим» Марк Твен

1.Понятие самооценки

Самооценка очень важна для каждого человека, так как это является важнейшим психологическим фактором формирования учебной (любой) деятельности школьников, а также играет важную роль в становление индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Таким образом, можно сказать, что самооценка занимает центральное место в формирование саморегуляции субъекта, становление его ценностных ориентаций, личностных смыслов и в конечном итоге «потолок» его достижений. Также хочется отметить, что понятие самооценки в психологии сформировалось не сразу.

Самооценка личности – ценность, которая придается идивидом себе или отдельным качествам. Основной критерий самооценки это система личностных смыслов индивида. Функции самооценки: 1) регуляторная  (происходит решение задач личного выбора); 2) защитная (отвечает за стабильность и независимость личности). Итак, по определению психолога В.В. Столина, самооценка- это сознание собственной  идентичности независимо от меняющихся условий среды.

По-другому можно сказать, что когда человек оценивает свое поведение в той или иной деятельности, ситуации, это и есть самооценка.

        Есть три момента, для понимания самооценки:

  • важную роль в ее формирование играет сопоставление образа реального «Я» с образом идеального «Я»: чем меньше разрыв между реальным представлением и его идеальным «Я», тем выше самооценка личности;
  • важный фактор для формирования самооценки связан тем, как его оценивают другие люди;
  • и наконец, на формирование самооценки влияют реальные достижения личности в разных видах деятельности: чем значительнее успехи личности, тем выше его самооценка.

2. Виды самооценки

В психологии классификация видов самооценки разработана в зависимости от различных оснований:

  • близости к реальности – адекватная (реалистичная, оптимальная) и неадекватная (неоптимальная, склонность к завышению или занижению);
  • величины (уровня) – высокая самооценка (максимальный и приближенный к нему уровень), средняя (промежуточный уровень), низкая (минимальный уровень);
  • устойчивости – стабильная (еще имеет название «личностная») и плавающая (текущая);
  • широты охвата – общая, частная или конкретно-ситуативная.
  • адекватная и неадекватная – этот вид самооценки результат склонности к объективному взгляду на самого себя и собственные проявления.

Данный вид самооценки указывают на уровень формирования личности

  • стабильная - присуща лицам с устойчивой позицией относительно своей личности и ее возможностей, здесь отображается общий уровень удовлетворенности собой и своими качествами. Такая оценка не подвержена быстрым сиюминутным изменениям и коррекциям.
  • плавающая - отображает оценивание текущей ситуации – поступков, поведенческих проявлений, реакций, действий и т.п. Она служит подсказкой для коррекции собственного поведения как результата самоконтроля

3.Значение самооценки в развитии личности

Становление личности – одна из труднейших загадок. Личность формируется под воздействием множества факторов, важнейшими из которых являются социальная и семейная среда, воспитание и обучение, самовоспитание и деятельность (игра, учение, труд). Качества личности формируются (либо развиваются) на основе механизмов, среди которых можно выделить уровень притязаний, Я-образ и самооценку. От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. [3]

Самооценка определяет развитие притязаний человека, таких особенностей характера, как уверенность и неуверенность в своих силах. Самооценка связана с одной из центральных потребностей – в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Как же личность осуществляет самооценку? Человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Он все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. В конечном счете, все, что делает человек для себя, он делает это вместе с тем и для других, и может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот. Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживания. [2]

К. Марксу высказал справедливую мысль о том, что человек смотрится, как в зеркало, в другого человека. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного "Я" есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, появлениям: все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие.

Воздействие оценки на развитие индивида может быть стимулирующим и ориентирующим. Под влиянием оценки окружающих у личности складывается отношение к себе и самооценка своей личности.

3.Самооценки и уровень притязаний

Как мы уже выяснили ранее, самооценка влияет на формирование личности. Но как, же формируется сама самооценка? На этот вопрос мы попробуем сейчас ответить.

Итак, как мы и говорили самооценка- это то, как человек видит себя, оценивает свои силы и возможности, а вот оценивает он их через уровень притязания. Термин «уровень притязаний» был введён в школе немецкого психолога К. Левина, после его изучения работ Т.Дембо. Она  провела эксперимент, в котором она дала участникам задачу, которую они не смогут решить, и следил за из реакцией, а основном люди столкнувшись с проблемой вели себя агрессивно, они пытались найти легче, приближенную «к исходной цели, которую человек хочет достигнуть по этапам», эту промежуточную цель и принято называть уровнем притязания, следуя из данного примера мы можем вывести определение, что же такое уровень притязание? [1]

Психологический термин «уровень притязаний» подразумевает стремление индивида достичь определенных результатов на том или ином поприще, чтобы повысить, либо еще раз подтвердить свою самооценку. Что касается последней, она представляет собой отношение человека к собственной личности, попытку оценить свои возможности, достоинства и недостатки, а также их влияние на других представителей людского рода.

Уровень притязаний личности (англ. personal level of aspiration) стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе Уровня притязаний личности лежит такая оценка своих возможностей  (Я-концепция), сохранение которой стало для человека потребностью. Это уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий.

        Самооценка = Успех / Уровень притязаний        

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. [4]

Люди, имеющие реалистичный уровень притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным, завышенным или заниженным притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, в тенденции избегать ситуаций соревнования, в некритичности оценки достигнутого, в ошибочности прогноза, и пр.

Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза и т.п. [5]

Самооценка относится к ядру личности и существенно влияет на поведение индивида. Она тесно связана с уровнем притязаний человека – степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Под самооценкой подразумевают оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

4. Самооценка младшего школьника. Этапы развития.

Формирование самооценки это то, как ребенок умеет себя контролировать.  Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. [2]

В детстве, когда ребенок еще ограничен в общение со сверстниками в основном родители влияют на самооценку малыша: если они любят его, уважают, ценят его успехи, то, естественно, у ребенка формируется позитивная самооценка. Если ребенок с первых лет жизни сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, то впоследствии ему очень трудно будет избежать неприятностей.
Замечено, что однажды сложившаяся установка как бы сама себя поддерживает. Отказаться от привычных ориентиров, заложенных с детства, трудно. В раннем детстве у ребенка закладывается, как бы модель его поведение в конкретных ситуациях. Взрослые очень часто наивно полагают, что могут быстро и достаточно легко повысить уровень заниженной самооценки ребенка. Казалось: похвали его, предоставь школьнику “высокую” должность в классе - и все будет хорошо, ребенок станет ценить себя выше. Но если у ребенка стабильно отрицательное отношение к себе, своим способностям, реакция на доброжелательные действия может оказаться крайне негативной; например, он может сказать себе: “Наверное, я совсем глупый, если учитель все время старается внушить мне обратное”. Если ребенок в определенной ситуации посчитает, что он неудачник, то в последующих ситуациях он лишний раз, лишь будет доказывать себе это и опровергнуть этот факт ему будет сложно. А ребенок, как и любой человек, нуждается в благожелательном, позитивном отношении со стороны окружающих.
Родители заведомо снижают самооценку малыша, когда пытаются поставить его в зависимое, подчиненное положение, требуют от ребенка послушания, им хочется, чтобы он умел подстраиваться, не конфликтовал со сверстниками, был полностью зависим от взрослых в повседневной жизни, тем самым они начинают формировать заниженную самооценку у своего ребенка. Ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, ему не хватает ощущения, что он ценен. Для того чтобы у ребенка развивалась
средняя самооценка родители должны   снисходительную позицию. Уровень притязаний таких взрослых не очень высок. Скромные цели позволяют им принимать своих детей такими, какие они есть, проявлять терпимость к их поведению.  Такие дети зачастую зависимы от  чужого мнения и чужая оценка их деятельности, бывает намного важнее, чем своя.
В семье, где у детей формируется
высокая самооценка, матери удовлетворены взаимоотношениями детей с отцом, в таких семьях ясные взаимоотношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Обычно один из родителей принимает основные решения, с которыми соглашается вся семья, все относятся друг к другу дружелюбно и искренне. Ребенок видит, что родителям обычно сопутствует успех, он тоже приучается настойчиво и успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах.

Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов. И это осознание не появится автоматически: родителям и педагогам надо учить ребенка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей. В младшем же школьном возрасте на первом месте среди оснований для самооценки, как правило, стоят учебные успехи и оценка поведения ребенка учителем.

Американский психолог У. Джеймс (1842 - 1910) предложил формулу для самооценки. [1]

Развитие самооценки проходит 4 этапа:

1 этап - от рождения до 18 месяцев. Основа формирования позитивного самоощущения, приобретение чувства доверия к окружающему миру, формирования позитивного отношения к самому себе.

2 этап - от 1,5 до 3-4 лет. Ребенок осознает свое индивидуальное начало и самого себя как активно действующее существо. В это время у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от того, как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности. На этом этапе развития самооценка тесно связана с чувством автономии. Ребенок более самостоятельный, более любознательный обычно обладает и более высокой самооценкой.

3 этап - от 4 до 6 лет. У ребенка появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. В это время развивается либо чувство вины, либо чувство инициативы, в зависимости от того, насколько благополучно протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение.

4 этап - школьные годы от 6 до 14 лет. Развитие чувства трудолюбия, способности к самовыражению в продуктивной работе. Опасность данного этапа: неумение выполнять определенные действия, низкий статус в ситуации совместной деятельности ведут к появлению чувства собственной неадекватности. Ребенок может разувериться в своей способности участвовать в каком-либо труде. Таким образом, развитие, происходящее в школьные годы, существенно влияет на представление человека о себе как о компетентном, творческом и способном работнике.

Хочется сказать, что в младшем школьном возрасте для детей главным авторитетом являются не так родители, как его первый учитель, именно поэтому частую слова педагога важнее слов сказанных родителями, а именно в формирование самооценки младшего школьника огромную роль играют оценочные воздействия учителя. Каждая слово, оценка вызывает у ребенка определенную палитру эмоций, будь то переживание или радость, именно на этой основе ребенок начинает понимать, что он представляет из себя. [2]

5. Поведение детей с той или иной самооценкой

Признаки, которые присущи детям с заниженной самооценкой:

  • Ребенок избегает заданий и решения проблем, даже не предпринимая попыток что-то сделать. Это чаще всего говорит не о лени, как могут думать родители, а о страхе неудачи и чувстве беспомощности.
  • Ребенок быстро «остывает», бросая начатую игру или дело, особенно, если у него что-то не получается.
  • В играх или при выполнении заданий дети с низкой самооценкой склонны к обману и лжи, и чаще всего в эти моменты ими руководит страх проиграть или показать плохой результат.
  • Дети с низкой самооценкой часто ведут себя глупо, дурачатся и отказываются выполнять то, что они знают и умеют. Такое поведение провоцирует негативное отношение сверстников, придумывание обидных прозвищ и так далее, и это, конечно, еще больше усугубляет ситуацию.
  • В состоянии беспомощности, при неадекватном поведении и в расстроенных чувствах дети с низкой самооценкой часто становятся неуправляемыми, требовательными и несговорчивыми.
  • Иногда дети перекладывают всю вину за свои неудачи на других – «плохой учитель, вредный одноклассник», или умаляют значимость события, в котором что-то для них пошло не так - «на самом деле мне не нравилась эта игра».
  • У ребенка снижается успеваемость в школе, пропадает интерес к живому общению со сверстниками.
  • Постоянная смена настроение, частые слезы, постоянная грусть или вспышки гнева, раздражительность или апатия – все эти признаки могут указывать на низкую самооценку у ребенка.
  • Непродуктивная самокритика и установки типа «меня никто не любит», я - урод», «во всем виноват я» - явные признаки заниженной самооценки у ребенка.
  • Ребенку сложно воспринимать критику, но также неоднозначно он реагирует и на похвалу, часто подозревая взрослых в неискренности. При этом такой ребенок очень остро воспринимает мнение других о себе.
  • Ребенок, постоянно испытывающий проблемы в школе, бросается в крайности, и пытается самоутвердиться путем асоциального поведения: здесь начинается курение и алкоголь, плохие компании, прогулы и так далее.
  • Ребенок с низкой самооценкой либо старается всем угодить, либо напротив, никому и ни в чем не помогает.

Дети с завышенной самооценкой делают такие вещи, которые при адекватной оценке действительности они бы никогда не сделал. Такие дети зачастую переоценивают свою силы и отношение сверстников к себе. Данные признаки характеризует таких детей:

  • Дети с завышенной самооценкой верят, что могут сделать абсолютно все и не замечают мнение сверстников.
  • Завышенной самооценке присуща исключительная уверенность в собственной правоте и невозможности ошибки.
  • При завышенной самооценке ребенок не способен оценить риск своих действий.
  • Такие дети уверены, что они всем нравится, они громко говорят.
  • Завышенная самооценка часто сочетается с беспринципностью и безразличием к окружающим. Здесь же нередко присутствует склонность к нарциссизму, тщеславие, любовь к себе, излишняя самоуверенность.
  • Ребенок с завышенной самооценкой уверен, что он лучший во всем и все окружающие от него просто в восторге, хотя на деле такие люди воспринимаются как выскочки и невежи.

Дети с адекватной самооценкой:

  • Набор четких и твердых ценностей, убеждений и принципов, которые человек способен защищать и отстаивать. Если какое – либо событие или новая информация идет вразрез со сформированным ранее убеждением, человек с позитивной самооценкой способен провести анализ и изменить свое отношение к проблеме в соответствии со сделанными выводами.
  • Ребенок с позитивной самооценкой не боится принимать решений, он доверяет своим собственным суждениям и не сожалеет о сделанном выборе.
  • Позитивная самооценка позволяет ребенку комфортно чувствовать себя в сегодняшнем дне, он не живет прошлым или призрачными мечтами о будущем, не терзается вопросами «а что, если бы».
  • Позитивная самооценка помогает человеку адекватно оценивать свои силы и верить в свои способности решать проблемы, переживать неудачи и в случае необходимости обращаться за помощью.
  • Наличие интересов и хобби, которые приносят удовольствие, дарят энергию и вдохновение.
  • Человек с позитивной самооценкой интересен в общении, он уважает окружающих, и не теряет собственного достоинства.
  • Адекватная самооценка помогает ребенку противостоять манипуляциям со стороны сверстников других людей, но вместе с этим такой человек неравнодушен к чужим чувствам и нуждам, он принимает общественные нормы и следует им.

6.Приемы повышения самооценки младших школьников

Для того чтобы, у ребенка повышалась самооценка, нужно почаще говорить ребенку такие фразы, как: «Я верю в тебя», «Уверена, у тебя всё замечательно получится», «Ты справишься», «Тебе это под силу». Не стоит говорить такие фразы как « Ты неудачник».

Поощрение и похвала играют значимую роль в повышении самооценки ребёнка. Учёными замечено, что если ребёнка не одобряют в процессе позитивной деятельности, но его оценка существенно понимается, способствуя появления чувства неуверенности. Но и хвалить нужно уметь.

Психологи выделили сферы деятельности, в которых не стоит хвалить ребёнка:

  • за всё, что сделано не своими силами
  • за красоту, здоровье, доброту – это природные способности
  • за игрушки, предметы, одежду или в случае находки
  • из жалости
  • из стремления понравиться.

За что же стоит хвалить и поощрять ребёнка?

  • За стремление развивать какой-либо природный талант, развиваться, самовыражаться.
  • За детские заслуги: хорошие отметки, победу на турнире, успехи в творчестве.

Для повышения самооценки ребёнка следует:

  1. Спросите у ребёнка совет. Отнеситесь к ребёнку как к равному, последуйте его совету, даже если он далеко не лучший – это придаст уверенности ребёнку и ощущения значимости.
  2. Попросите помощи у ребёнка.
  3. Чувствуйте моменты, когда взрослому можно побыть слабым – в воспитательных целях.

Отметим, что завышенная самооценка ребёнка – тоже проблема. Преодолеть её можно, если научите ребёнка:

  • прислушиваться к мнению окружающих
  • спокойно воспринимать критику в свой адрес
  • уважать чувства других детей, их желания.

В современном образовании недостаточно разработана теоретическая проблема формирования самооценки у детей младшего школьного возраста в условиях начальной школы. У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок.

Самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения. В связи с противоречиями, связанными с проблемой изучения самооценки в младшем школьном возрасте, появляется необходимость более подробно исследовать проблему, непосредственно - в условиях общеобразовательной начальной школы.

Учебная деятельность является одним из важнейших и ведущих факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников с учетом индивидуальных особенностей самооценки в учебном процессе.

Для повышения самооценки ребенка можно использовать данные упражнения:

«За что меня любит мама» 

Цель: повышение значимости ребенка в глазах окружающих его детей. 
Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. 
Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь. 
После этого обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

«Я – лев» 
Цель: повышение у детей уверенности в себе. 
Инструкция ведущего: «А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Я – лев». Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен. 
Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: «Я – лев Андрей». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой». 
«Клеевой дождик» 
Цель: сплочение детей, снижение тревожности, повышение самооценки. 
«Ребята, вы любите играть под теплым летним дождем? Пока мы с вами разговаривали, пошел ласковый дождик. Но дождик оказался не простым, а волшебным – клеевым. Он склеил всех нас в одну цепочку (дети выстраиваются друг за другом, держа за плечи впереди стоящего) и теперь предлагает нам погулять». [3]
Дети, держась друг за друга, передвигаются по комнате, преодолевая различные препятствия: обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес», прятаться от диких животных и др. Главное условие – дети не должны отцепляться друг от друга. 
«Ну вот, дождик закончился, и мы снова можем спокойно двигаться. Высоко в небе светит ласковое солнышко, и нам захотелось прилечь в мягкую траву и позагорать». 
«Я очень хороший» 
Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе. 
Инструкция ведущего: «Ребята, садитесь на стульчики и пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом – обычным голосом, а затем – прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»). 
И, наконец, дружно: «Я очень хороший (хорошая)». 
Теперь каждый, начиная с того, кто сидит справа от меня, скажет, как захочет – шепотом, обычным голосом или прокричит, например: «Я – Катя! Я – очень хорошая!» или «Я – Саша! Я очень хороший!» 
Замечательно! Давайте  встанем в круг, возьмемся за руки и скажем все вместе: «Мы очень хорошие!» - сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим». 

7. Список литературы

  1. http://psychologiya.com.ua/u/3970-uroven-prityazanij-lichnosti-.html 
  2. http://psyera.ru/uroven-prityazaniy-i-samoocenka-lichnosti-339.htm 
  3. http://mobile.studbooks.net/1345436/psihologiya/etapy_formirovanie_samootsenki 
  4. http://www.toppsychologia.ru/infops-774-1.html
  5. http://www.psychologist.ru/dictionary_of_terms/index?first=%D1



Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ КОМПЛЕКТА МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТИ (АДДИКЦИИ)

«СКАЖИ ГАДЖЕТАМ НЕТ!»

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(по материалам выпускной квалификационной работы)

Шерстнева Екатерина Сергеевна

Научный руководитель — Зуева И.Ф., преподаватель  высшей квалификационной категории

Современное общество становится более зависимым от инновационных технологий, и неудивительно, что у детей, в наше время, возникают проблемы различного характера. Современные дети много времени проводят в интернете, так как  за последние годы в этой области произошел, качественны скачок. Соответственно, растет и количество исследований в разных странах, посвященных изучению зависимости детей и подростков от интернета.

Во время своей первой интернет - конференции, которая состоялась 6 марта 2001 года, В. В. Путин сказал следующее: «Я считаю, что Интернет — очень перспективная форма общения, в России 26 миллионов пользователей Интернетом, и за последние 7 лет количество пользователей увеличилось в России в 10 раз: с 2,79, по-моему, до 26 млн», — таким образом он обозначил быстрый рост и масштабы освоения интернета. Российский филиал исследовательского концерна GfK (Gesellschaft fur Konsumforschung) Group, 26.01.2017 объявил тенденции развития интернет - аудитории в России". На их взгляд практически единственной зоной роста на российском рынке цифровой техники в 2016 году были смартфоны, и за счет этого подросла аудитория мобильного Интернета. Прирост российской аудитории пользователей интернета на мобильных устройствах в 2016 году составил 6 млн. человек. Можно ожидать, что в 2017 году рост аудитории мобильного Интернета продолжится.

Различные официальные информационные источники освещают слдующую информаци, что в России и в том числе в Челябинске интернетом регулярно пользуются примерно `720 тыс. человек старше 9 лет — это 71% всех горожан этого возраста. Исходя из выше перечисленного, мы выявили, что актуальность темы исследования заключается в том, что одним из основных признаков современного общества является стремительное развитие компьютерных информационных технологий и систем телекоммуникаций и, следовательно, рост интернет зависимых людей.

        По данным статистики журнала «Интернет - наше будущее» выпускаемого Саратовским государственным медицинским университетом. Результаты с 2014 по 2017 год число подростков и детей, проводящих за компьютером не менее трех часов каждый день, увеличилось в четыре раза (с 8,7 % до 25,7%).

В современной научной литературе проблема интернет - зависимости (аддикции) людей разного возраста представлена довольно скудно. В современном обществе ей заинтересовались такие ученые, как Бабаева Ю.Д, Егоров А.Ю., Короленко Ц.П., Обжорин А.М., Сельченок К.В., Янг К.

Актуальность исследования психологических последствий интернет - зависимости (аддикции) в младшем возрасте определяется: во-первых, постоянным увеличением числа детей - пользователей Интернета (около 48% - 2016 г.); во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику; в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области в силу относительной новизны феномена интернет – зависимости (аддикции), который до настоящего времени в отечественной науке уделяется мало внимания.  Современное общество предоставляет младшему школьнику выбор миров: виртуальный или реальный. Родители и ближайшее окружение зачастую не могут помочь ребенку ориентироваться в окружающем, реальном мире. Вместо этого они часто сами подталкивают младшего школьника к уходу в виртуальную среду: одновременно по причине усталости и желания отдохнуть в одиночестве, страх за ребенка, находящегося вне поля зрения родителей. И это еще одна причина, по которой психологическое изучение негативной стороны интернет – зависимости (аддикции) является актуальной и перспективной областью в исследовательской деятельности.  Янг К. В своих работах раскрывает несколько разновидностей интернет - зависимости (аддикции) и выделяет наиболее распространенную зависимость от компьютерных игр (игромания).

В своей работе мы обращаем внимание на особую зависимость в современном обществе, которая актуальна для детей младшего школьного возраста - интернет-зависимость (аддикция) от развлекательных гаджетов. В связи с этим мы увидели необходимость в создании комплекта методических материалов для классного руководителя «Скажи гаджетам НЕТ!» по профилактике интернет - зависимости (аддикции) у младших школьников.

        Нашей целью было составить комплект методических материалов для классного руководителя по профилактике интернет - зависимости (аддикции) от гаджетов в соответствии с возрастными особенностями проявления данной проблемы.

Гипотеза: выявление и профилактика интернет – зависимости (аддикции) от гаджетов, будет происходить более успешно, если классным руководителем систематически будут применяться методические материалы сборника «Скажи гаджетам НЕТ!».

Объект:  деятельность классного руководителя.

Предмет: профилактика интернет - зависимости (аддикции) от развлекательных гаджетов у младших школьников.

        Для достижения  данных целей необходимо решить следующие задачи:

  • выявить проблемы современного общества по предупреждению и преодолению интернет - зависимоти (аддикции) младших школьников;
  • изучить теоретические основы понятия интернет - зависимости (аддикции) в современной науке;
  • рассмотреть психолого-педагогическую характеристику интернет – зависимых детей младшего возраста;
  •         спроектировать работу по предупреждению и преодолению интернет – зависимости (аддикции) от гаджетов у младших школьников во внеурочной деятельности;
  •         подобрать методический инструментарий для выявления интернет – зависимости (аддикции);
  •         создать сборник методических материалов для классного руководителя по профилактики интернет – зависимости (аддикции) у младших школьников;
  • провести апробацию методического комплекта.

Методы: теоретические - анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация, моделирование, конструирование, индукция, дедукция и т.п.; эмпирические - наблюдение, сравнение, педагогический эксперимент, апробация, метод экспертных оценок, анализ проведенных работ в условиях преддипломной практики.

В данной работе мы рассмотрели понятия интернет - зависимости (аддикции) и зависимости от гаджетов, также нами были представлены теоретико-методические основы профилактики интернет - зависимости (аддикции) и зависимости от гаджетов у младших школьников. Хочется добавить, что нами были указаны те признаки, которые проявляются у младших школьников, имеющих данные зависимости. Все выше перечисленное является корнем данной проблемы, такой вывод мы сделали на основе мнений таких ученых как: Войскунский А.Е., Голдберг А., Егорова А.Ю., Короленко Ц.П., Жичкин А.Е., Янг К. и других специалистов. Также нами было выяснено, что выявления и предупреждение интернет - зависимости (аддикции) и зависимости от гаджетов, является глобальной проблемой современного общества.

Обжорин А.М и детский психолог Сыркина О.Г отмечают, что виртуальная реальность потихоньку стала заменять многие привычные вещи, как для детей младшего школьного возраста, так и для подростков. Нами было выявлено, что наиболее часто социальная дезадаптация развивается у детей, проводящих много времени за играми в гаджеты и в выходами в интернет. У таких детей наблюдается сильнейшая деградация социальных связей личности и, так называемая социальная дезадаптация человека.

Так же нами было определено, что профилактики интернет – зависимости (аддикции) в России, пока не уделяют должного внимания. Таким образом, возникает необходимость внедрения профилактических мер со стороны психологов и педагогов в российские школы с других стран. На наш взгляд, углубление знаний в данной области  поможет не упустить ребенка с начинающийся интернет - зависимостью (аддикцией) или зависимостью от гаджетов. Даже если и будут такие дети, то с помощью материалов комплекта, который мы создали, можно принять, меры для профилактики проблемы. В ходе нашей работы были выявлены признаки и симптомы интернет – зависимых детей, которые описаны Н.В. Дмитриевой, Ц.П. Короленко.

Основные (явные) признаки интернет – зависимости у ребенка:

•        если ребенок стал проводить за компьютером больше времени, чем прежде (более 6 часов в неделю);

•        если виртуальное общение стало для него важнее, чем реальное – он пропускает школу, перестал выходить во двор и т.д.;

•        если наблюдаются нарушения сна, аппетита, изменение привычного режима;

•        если ребёнок стал, склонен к частым перепадам настроения, неадекватно (агрессивно) реагирует на просьбу выключить компьютер;

•        если при невозможности быть онлайн он тревожен, угнетён, постоянно вспоминает о делах "в сети";

•        если ребёнок неохотно рассказывает или вообще скрывает, чем занимается в сети, что ищет, во что играет.

В соответствии с задачами апробации данного сборника была проведена работа по выявлению и профилактике интернет - зависимости (аддикции) и зависимости от гаджетов у младших школьников, данная апробация была проведена в 3 классе МКОУ «СОШ №3» города Нязепетровска. Данный комплект доказал свою эффективность.

Рис. 1. Сравнительные результаты сформированности

осознанного понимания разницы между реальным и виртуальным мирами

Таким образом, проведённый нами эксперимент подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что «выявление и профилактика интернет – зависимости (аддикции) от гаджетов, будет  происходить более успешно, если классным руководителем систематически будут применяться собранные методические материалы».

Подведем итоги, сборник, выпущенный и апробированный в ходе исследовательской работы, эффективен для классных руководителей начальных классов, этому свидетельствуют результаты. Классный руководитель, класса, в котором  был апробирован данный сборник, написала отзыв о работе. По ее мнению, данный сборник имеет практическую значимость и пригодится учителю в борьбе с данной привычкой. Дальнейшее изучение данной проблемы в будующем мы видим востребованным, т. к. аналитические документы регулярно изменяются в связи с развитием it – технологий.

Список литературы

1.        Обжорин, А.М. Профилактика компьютерной и интернет – зависимости школьников [Текст] / А.М.Обжорин.-Челябинск: «Образование».,2011.-62 с.

2.        Янг ,К. Диагноз - Интернет-зависимость [Текст] / К.Янг // Мир Интернет.-М, 2000.- №2.- С.24-29.

3.        Актуальность проблемы интернет зависимости. [Электронный ресурс] Пси-фактор. Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/addict.htm