ПК.4.4.
презентация к уроку на тему

Глебова Надежда Викторовна

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Квест «Учиться всегда пригодится»

Цель: формировать умения студентов в области методики обучения литературному чтению (фольклор)

Оборудование:  презентация, распечатки заданий (цветные и чёрно- белые), призы или грамоты.

Ход квеста

Здравствуйте, уважаемые студенты! Мы предлагаем вам пройти квест

Сейчас вы станете участниками квеста. Для того чтобы начать, нужно разбиться на 2 команды определить лидера команды, и дать название вашей команде. Затем лидер от каждой команды забирает маршрутный лист. И квест начался, удачи вам.

1. СТАНЦИЯ «Методическая»  Совсем недавно вы изучили  методику  преподавания литературного чтения, давайте проверим, как вы усвоили данный материал. Чтобы узнать место следующей станции вам нужно ответить на несколько вопросов. За каждый правильный ответ вы будете получать фрагмент изображения следующей станции.  

1. В методике принято характеризировать навык чтения по следующим критериям (найдите лишнее)

   Правильность, беглость, интонационность, осознанность, выразительность.

2. Соотнести вид чтения с его характеристикой

Вид чтения

Для чего оно нужно

Ознакомительное

Для анализа текста  по частям

Просмотровое

Для художественного восприятия текста

Исследовательское

Для выявления главного в тексте

Изучающее

Для того чтобы найти конкретную информацию в тексте

Выразительное

Для анализа содержанием текста и комментирования трудных слов, выражений, отрывков.

3. Алгоритм работы по анализу образа героя

1 Дают собственную оценку и оценку автора.

2 Учитель отбирает эпизоды в которых ярко проявляется образ героя.

3 Составляют связный рассказ о герое по плану.

4 Определяют как поступок характеризует героя и черты характера.

5 Учитель формулирует задания, дети отвечают на них или выбирают эпизод.

2. СТАНЦИЯ «Моделирование» 

Как вы думаете, нужно ли учителю часто менять формы работы с детьми? Как вы думаете, какие формы работы помогают наиболее эффективно развивать мышление детей? (Моделирование и педагогический эксперимент) Для чего нам необходимо моделирование на уроках литературного чтения, особенно в 1 классе? ( В 1 классе на уроках литературного чтения преобладают слушание и говорение. Именно здесь возникает трудность, связанная с возрастными особенностями младших школьников. Дети в силу психофизических особенностей не могут долгое время слушать и говорить, по этому настоящей находкой является метод моделирование.)

Давайте проверим, насколько вы умеете работать с моделью.

Задание: составьте модель сказки. « Курочка Ряба» Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое – золотое. Дед бил, бил – не разбил.Баба била, била – не разбила.
Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: «Не плачь, дед! Не плачь, баба! Снесу вам яичко, не золотое – простое.

Условное обозначения

                      Герой         Сказка

                         Действие                                                                       Зачин

        

                     

                         Название        

                                                                                                            Слова признаки

                         Волшебный предмет

Модель сказки «Курочка ряба»

3. СТАНЦИЯ «Пословицы»

Какие фольклорные жанры вы знаете? А какой из жанров является самым разнообразным по тематике и самым большим по количеству фольклорных единиц? Для чего нам необходимы пословицы, и нужно ли их использовать на уроках в начальной школе?

 Сейчас вам предстоит выполнить небольшую проектную задачу на основе пословиц. И если вы справитесь, то вашим продуктом будет изображение следующей станции.

    1. «Живые буквы» – тема «Пословица».

Команды  получают наборы карточек с буквами, из которых они сначала составляют исходное слово «Пословица», а затем из букв исходного слова  –  слова-ответы на вопросы.

Ведущая дает задание:

Вам буквы выданы не зря,
Несложен их секрет.
Из них составьте вы, друзья,
На мой вопрос ответ!

1.   Оно не воробей, вылетит – не поймаешь.                             слово
2.   Когда она есть, ума не надо.                                                    
сила
3.   Им лучше в грязь не ударять.                                                  
лицо
4.   Кто и во сне кур считает?                                                        
лиса
5.   Паршивая, она все стадо портит.                                            
овца
6.   В сказке был чудесный пир,
Что на нем я с медом пил?                                                             
пиво
7.   Бывает он долог, да ум короток.                                             
волос

2. «Азбука – к мудрости ступенька».

Ребятам предлагается заменить предложения пословицей или поговоркой.

Без знаний не прожить. (Ученье – свет, а неученье – тьма.)
Учиться надо всю жизнь. 
(Век живи, век учись.)
Освоение грамоты – большой труд. 
(Сперва аз да буки, а там и науки.)
Для учения нет старости. 
(Грамоте учиться всегда пригодится.)
Учиться трудно, но результат стоит трудов. 
(Корень учения горек, а плод его сладок.)

3. «Мыслей и речи украшение».

Каждая команда получает альбомный лист, на котором нарисованы: бабушка, два зайца, кот, пара сапог, шляпа, метла, ложка. Рядом с рисунком написана зашифрованная поговорка. Рисунок служит подсказкой.
Задание: Расшифруйте поговорки и объясните их смысл.

  • Б*б*ш*а   н*дв*е   ск*з*л*.  (Бабушка надвое сказала.)
  • *б*ть   дв*х   *ай*ев. (Убить двух зайцев.)
  • К*п*ть   *от*   в   *еш*е. (Купить кота в мешке.)
  • Д*а   с*п*г*    *ар*. (Два сапога пара.)
  • Д*л*   в   *л*п*. (Дело в шляпе.)
  • *ов*я   *е*ла   по-н*в*му   м*т*т. (Новая метла по-новому метет.)
  • *ор*г*   *ож*а   к   *б*д*. (Дорога ложка к обеду.)

4. станция « Русские народные сказки» Традиционно  уроки чтения в начальной школе начинаются  с изучения фольклора – народного творчества. Одним из жанров фольклора является русская народная сказка.

Какие виды сказок вы знаете? ( волшебные, бытовые, сказки о животных, богатырские)

1. А теперь давайте проверим, сколько русских народных сказок вы знаете. Вам нужно за 2 минуты назвать как можно больше названий русских народных сказок.

2. «Угадай»

• Какие слова нужно было сказать, чтобы появился волшебный конь?

(«Сивка-бурка,вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой»).

• Какой зверь обидел маленьких детишек из многодетной семьи?

(Волк «Волк и семеро козлят»).

• На чем Емеля отправился к царю во дворец? (на печке)

• Кого встретила на своем пути девочка, искавшая своего братца, в русской народной
сказке «Гуси-лебеди»? Назовите по порядку.

(Печку, Яблоньку, Молочную речку в кисельных берегах).

• Где хранилась смерть Кощея Бессмертного?

(На конце иглы в яйце).

• Героиней какой сказки была Одноглазка?

(«Хаврошечка»).

• Кто превратил Василису Премудрую в лягушку?

(Кощей Бессмертный).

3.Перечислите всех положительных и отрицательных героев русских народных сказок за 2 минуты, которых вы знаете.

5. СТАНЦИЯ «Рассказы»

Изучение рассказов – важный элемент школьного курса литературы. Она приобщает к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых многообразных её проявлениях.

Мы будем создавать диафильм. Как вы думаете, что такое диафильм?

Диафильм – серия словесных или графических рисунков, содержание и порядок  которых соответствует последовательности событий произведений, каждый рисунок снабжен титрами.

Кто сможет прочитать интонационно/ по  ролям рассказ Э.Шима «Долг»

1. Принес Ваня в класс коллекцию марок.
– Хорошая коллекция! – одобрил Петя и тут же сказал: – Знаешь что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе.
– Бери, конечно! – согласился Ваня.
Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. Пете стало жаль своих марок.
– Я тебе потом отдам, – сказал он Ване.
– Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай лучше в пёрышки сыграем!
Стали играть. Не повезло Пете – проиграл он десять перьев. Насупился.
2. Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые...
«И чего это я с ним дружу? – подумал Петя. – Только долги набираю». И стал он от товарища бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая-то обида на Ваню.
Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване.
– Получай все долги сполна! – Сам радостный, глаза блестят. – Ничего за мной не пропало!
– Нет, пропало! – говорит Ваня. – И того, что пропало, не вернёшь ты уже никогда!

1. Прочитайте текст по ролям.

2. Графически изобразите кадр.

Как вы думаете, необходимо ли использовать этот прием на уроках литературного чтения? И какие умения он помогает развивать у учащихся?

 

Итоги квеста.

Итак, как вы думаете, зачем мы провели этот квест. (Ответы студентов)

Знание методики преподавания литературного чтения необходимо, т.к  в своей будущей профессии вы непосредственно столкнетесь с этим и не только на урока литературного чтения, т.к чтение необходимо во всех других предметах. И если вы хотите чтобы ваши ученики были успешны в обучении не только в начальных классах вам необходимо прививать любовь к чтению. Знание приёмов работы со сказкой, пословицей, рассказом поможет вам стать квалифицированным специалистом в области педагогики.

Спасибо вам за участие.. За активную работу в ходе прохождения игры, мы в знак благодарности вручаем вам сертификат» За участие в студенческом квесте « Учиться всегда пригодится».



Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(ПО МЕТОДАМ КУРСОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Глебова Надежда Викторовна

    Научный руководитель – Зубарева Н.С., преподаватель кафедры гуманитарных наук, высшей квалификационной категории, кандидат филологических наук

Человек не рождается личностью, а становиться ею в процессе развития, поэтому этот сложный путь следует проходить, ориентируясь на опыт народа. Согласно концепции духовно -  нравственного воспитания, которая  является методологической  основой реализации ФГОС:         «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития,, как политическая и экономическая стабильность …и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям» [12,215]. Актуальность проблемы исследования заключается в том, что литературное чтение один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литератры и способствует общему развитию  ребёнка, его духовно – нравственному воспитанию. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее, основной мысли литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка). Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания художественного образа. На основе чтения и анализа учащиеся осмысливают  поступки, речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно – нравственный смысл прочитанного произведения. Существует множество способов формирования ценностных ориентиров у младших школьников. Одним из таких действенных и проверенных временем способов  является восприятие и осмысление русских народных сказок. Русская народная сказка опирается на высокодуховные, и нравственные ценности. Русская народная сказка способна реализовать цели и задачи духовно – нравственного воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [14,36].

В связи с этим была сформулирована тема курсовой работы: Формирование ценностных ориентиров младших школьников в процессе изучения русских народных сказок

        Главной целью исследования является: выявление методических средств формирования ценностных ориентиров младших школьников в процессе изучения русских народных сказок.

Задачами исследования являются:

- анализ литературоведческой и методической литературы по проблеме исследования;

- изучение сущность понятий;

- обобщение результаты исследования;

- Методы теоретического исследования:

- отбор литературы;

- изучение источников;

- систематизация материала

Методы эмпирического исследования:

- составление фрагментов урока.

               В данном исследовании мы рассмотрели тему: Русская народная сказка как сокровищница народных традиций. В главу вошли 5 подпунктов.

Определение жанра, общая характеристика. В этом подпункте мы дали определение понятию русская народная сказка из разных источников, определили жанр и дали общую характеристику.

Происхождение, история жанра, здесь мы изучили и проанализировали происхождение исторических корней русской народной сказки,  как она изменялась на протяжении многих веков.

Художественные особенности жанра, здесь мы рассмотрели и изучили структуру русской народной сказки её особенности и основные характеристики её жанров.

Работа над образом литературного героя как средство формирования ценностных ориентиров.                                        

Таким образом, ученики соприкоснутся с огромным культурным наследием, в том числе русской народной сказкой, которая сама по себе обладает мощным  потенциалом в воспитании будущего гражданина России.        

Нравственное, воспитание возможно осуществлять через огромный воспитательный потенциал русской народной сказки, нравственность заложена изначально во всех сюжетах сказки. Благодаря сказкам, ребёнок не только учится мыслить, творить, отличать главное от второстепенного, но и растёт духовно, совершенствуется, становится мудрее и опытнее.

Таким образом, учителю начальных классов нужно в полной мере уметь анализировать сказки. Чтобы полнее и достовернее донести  идею произведения до детей, воспитывать интерес к русскому народному творчеству. А через народное творчество формировать моральные, этические духовные и нравственные качества учащихся.

Вывод по теме «Работа над образом литературного героя как средство формирования ценностных ориентиров».

 Мы проанализировали программы и учебники  по литературному чтению УМК «Школа России» В первом подпункте мы проанализировали программу по литературному чтению УМК «Школа России»  выделили основные цели и задачи  и концепции этой программы, также проанализировали учебники на содержание в них русских народных сказок.                                                                                             «Формирование ценностных ориентиров у младших школьников на материале русских народных сказок» в данном пункте нами был подобран материал, направленный на формирование ценностных ориентиров. Дано понятие «ценностные ориентиры» с опорой на педагогическую литературу.

        «Методические приемы анализа образа литературного героя». Мы рассмотрели виды анализа литературного произведения и литературного героя. Разработали фрагменты урока по анализу литературного героя и анализу художественного произведения русской народной сказки.

                                                        Заключение                                                        

Данная проблема важна, так как русская народная сказка  способна не только передавать истинные духовно – нравственные ценности, но и подготавливать детей к сложному восприятию жизни. К русской народной сказке как к главном духовно – нравственному воспитателю обращались такие великие отечественные педагоги как: В.А Сухомлинский, О.Г Дробницкий, К.Д Ушинский и др.  Сказка создаёт условия для духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников. Образы героев русской народной сказки выступают в роли моделей, эталонов поведения, либо наоборот предостерегают от неправильных действий, о возможности исправить.

         Обучение младших школьников посредством использования материала русских народных сказок – это обучение  воспитывающее, дающее правильные ориентиры в жизни, воздействующее на ум, мысли и чувства ребёнка. Это характерная черта обучения с помощью русских народных сказок, прежде всего связана с потенциалом  русской народной сказки, как кладезя нравственных ценностей.                                        Нам удалось достичь цели поставленной в начале исследования, а именно: выявление методических средств формирования ценностных ориентиров младших школьников в процессе изучения русских народных сказок. Задачи были решены: мы проанализировали литературоведческую и методическую литературу по проблеме исследования; изучили сущность понятий;  обобщили результаты исследования.

Мы проанализировали программы и учебники по литературному чтению УМК «Школа России» и  научно – методические подходы, требования  к урокам литературного чтения отраженные в них.

        Нами было раскрыто понятие «ценностные ориентиры», представлены русские народные сказки , направленные на формирование ценностных ориентиров. Мы определили основные задания по формированию ценностных ориентиров у младших школьников вторых  и третьих классов, так как именно в этих классах определяется минимум содержания материала по изучению русских народных сказок.

        Мы выделили основные приемы анализа художественного произведения, остановились на анализе образа литературного героя  в русских народных сказках, разработали фрагменты уроков по русским народным сказкам с методическими приемами анализа произведения в целом и образа литературного героя.                                 Перспектива изучения данной проблемы в дипломной работе заключается в создании фрагментов уроков литературного чтения по  русским народным сказкам, на которых будут формироваться ценностные ориентиры младших школьников.

                                                               

                                                   

                                                            Список литературы

1. Аникин, В.П. Русская народная сказка [Текст] / В. П. Аникин. - М.: Худож.лит., 1984. - 176с

2. Буравова, О.С. Устное народное творчество в воспитании нравственной культуры школьников [Текст]/ О.С. Буравова// Начальная школа. – 2010. - №7. – С. 24 – 25

3.Воюшина, М. П. Методика изучения литературы в начальной школе [Текст] / М.П. Воюшина М.: Просвещение, 2014. – 114с.

4. Кравцов, Н.И. Русское устное народное творчество [Текст] / Учебник для фил. Спец. Ун – тов./ Н.И. Кравцов., С.Г. Лазутин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. Шк., 1983. – 448с., с ил.

5.Львова,М. Русская народная сказка на уроке и на внеклассном занятии . [Текст] / М . Львова // Начальная школа. – 2001. - № 12. – С.12 - 17.

6. Пропп, В.Я. Морфология сказки [Текст] / В.Я. Пропп. – 2-е изд. – М.: Главная редакция восточной литературы «Наука», 1969. – 168с.

7. Рудкова, С.Г. Современные тенденции литературного образования младших школьников. [Текст] / Н.А. Стефаненко, О.Ф. Тульская // Начальная школа. – 2011. - № 11. – С. 34 – 39

8.Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» [Текст] / С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, М.В. Бойкина, С.И. Волкова, В.Г. Горецкий, М.Н. Дементьева, Л.Ф. Климанова - М.: Просвещение, 2011. – 528с.

9. Словарь литературоведческих терминов [Текст] / ред.-сост.: Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. – М.: «Просвещение», 1974. – 509с.

10.Стефаненко,Н. Нравственно-этическая оценка поступка литературного героя / Н.Стефаненко // Начальная школа. – 2011. -№ 11. – С. 34 – 38.

11.Русская народная сказка в начальной школе [Электронный ресурс]  http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/10/13/russkaya-narodnaya-skazka                 

12.Методика работы с русской народной сказкой [Электронный ресурс] http://www.teacherjournal.ru/shkola/nachalnaya-shkola.html