ПК 4.4.
учебно-методическое пособие (2 класс) на тему

Титова Наталья Дмитриевна

Статья по курсовому исследованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon titova_natalya_43_gruppa.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ДОО

(по материалам курсового исследования)


Титова Наталья Дмитриевна

Научный  руководитель — Андреева Т.С., преподаватель кафедры психолого-педагогических дисциплин высшей квалификационной категории

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый всесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие эстетического воспитания ребенка. От качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и социальных педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей,а, следовательно, и уровень семейного эстетического  воспитания детей.

Для того чтобы быть настоящим пропангадистом средств и методов дошкольного воспитания,детский сад  в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и  охотно будут устанавливать с ними контакт. [3]

Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.  Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала.

Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные, жизненные позиции. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителя в семейном воспитании: многие молодые родители недооценивают значение физического воспитания детей, некоторые затрудняются в психологическом подходе к детям, другие не уделяют должного внимания трудовому воспитанию. Зачастую открытыми остаются проблемы,возникающие в  многодетных,неполных,опекунских семьях.[2]

На основании актуальности проблемы нами была сформулирована тема курсового исследования: «Эстетическое воспитание дошкольников, через сотрудничество семьи и ДО».

Целью нашей работы являлось раскрытие актуальных форм и методов работы с родителями в дошкольных учреждениях,необходимых для компетентности и активности родителей в вопросе эстетического воспитания дошкольников и обобщение опыта работы МБДОУ «ДС № 366 г. Челябинска» по данной проблеме.

При работе над темой были определены задачи исследования:

  • изучить методическую литературу по проблеме использования актуальных форм и методов сотрудничества семьи и ДО;
  • определить традиционные и новые активные формы с родителями по вопросу эстетического воспитания дошкольников;
  • изучить особенности взаимодействия семьи и ДО по вопросам эстетического воспитания;
  • создать информационную брошюру для родителей по эстетическому воспитанию дошкольников;
  • обобщить опыт работы ДО 366 по вопросу эстетического воспитания дошкольников через сотрудничество ДО и семьи.

 При исследовании вопроса использовались следующие методы:

  •          отбор и чтение методической литературы;
  • анализ и сравнение точек зрения ученых;
  • систематизация материала;
  • обобщение материала;
  • анкетирование.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, изучив трактовки эстетического воспитания данные известными педагогами, мы пришли к выводу, что «эстетическое воспитание», во-первых, это процесс целенаправленного воздействия, во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать её, в-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности, и, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.[1]

Цель эстетического воспитания дошкольников: быть гармоничной личностью, всесторонне развитым человеком, образованным, прогрессивным, обладающим умением трудиться, высоконравственным,  желанием творить, понимать красоту жизни и красоту искусства.

Мы изучили две группы задач эстетического воспитания дошкольников: первая группа направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему миру, а вторая группа направлена на формирование художественных умений в области разных искусств.

Ведущими методиками для решения задач первой группы являлись показ, наблюдение, анализ, пример  взрослого. Для решения второй группы требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение,метод поисковых ситуаций.

      Для реализации задач эстетического воспитания детей, необходимы определенные условия, прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается, также многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр, кино.

      К формам организации эстетического воспитания дошкольников, мы можем отнести: игру, праздники, развлечения, активность самих детей.[2]

      Как сделать эстетическое воспитание дошкольников наиболее эффективным, и можно ли для реализации этой цели работать не только с воспитанниками, но и с их семьями, изучали во второй главе.

     Семья сегодня переживает громадные экономические  и духовные  трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой.  Но далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые для воспитания ребенка. Вот почему главные усилия руководителя и всего педагогического коллектива дошкольных учреждений, должны быть направлены на:

  • улучшение семейного микроклимата;
  • формирование положительных взаимоотношений в семье;
  • повышение педагогической культуры родителей в воспитании гражданина, путем их педагогического просвещения;
  • формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовке его к школе.

Сотрудничество детского сада и семьи, использование новых форм работы, является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Под сотрудничеством понимается, необходимо осуществлять постоянное сотрудничество с родителями; и не только в виде психолого- педагогической помощи конкретным семья, но и активного вовлечения родителей в жизни детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми.

Задача руководителя - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные(беседа, консультация, наглядная пропаганда), так и новые формы сотрудничества(«капустник»,неформальные встречи педагогов и родителей, клубы по интересам, «вечера вопросов и ответов», «читательские конференции», «педагогические лаборатории» и пр.)

Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение таких общепедагогических и специфических условий, как структура семьи, социальное положение, стиль семейных отношений и пр.[2]

В качестве выявления педагогической культуры и степени участия родителей в гражданском воспитании детей исследователи рекомендуют использовать следующие социально-педагогические методы: анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, посещение семей  и пр.

Выявление всех категорий родителей посредством социально-педагогических методов, использование активных форм работы с родителями с учетом типов семей и уровня их педагогических знаний, умений и навыков, навыков общения с детьми, организация работы ДО как открытой системы.

   Проблема эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы: эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит  не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Однако данные практики показывают необходимость дальнейшей разработки этой проблемы, поскольку знания детей по эстетическому воспитанию недостаточны.[3]

     Изучение методической литературы по проблеме исследования дает основание сделать следующие выводы, что эффективное осуществление эстетического воспитания подрастающего поколения и формирование всесторонне и гармонически развитой личности в настоящее время невозможно без сотрудничества с семьей, которое возможно организовать используя следующие формы: индивидуальные, коллективные, творческие, традиционные.

        Мы считаем, что такие формы работы, как беседы, родительские собрания, уголки, конференции, клубы дают возможность эффективного воспитания дошкольников по вопросу эстетического воспитания.

       Эстетическое воспитание является организованным, активным, целеустремленным процессом. Составными элементами его являются развитие интереса и любви к окружающему, привитие умений и навыков замечать красивое, любоватьсся им, способности проявлять чувство прекрасного. Чтобы эстетическое восприятие было целенаправленным, необходимо постоянное руководство воспитателя и сотрудничество с семьей.

         Таким образом, важным путем эстетического воспитания является    сотрудничество семьи и ДО.

        В условиях выпускного квалификационного исследования в 2016-2017 учебном году мы планируем создать методический комплект для воспитателей ДО по сотрудничеству с семьей в вопросах эстетического воспитания дошкольников, который будет включать план работы, методическое пособие с разработками мероприятий и брошюр и информационное обновление сайта ДО по данной проблеме.

Список использованной литературы

  1. Васильева,М.А.Программа воспитания и обучения в детском саду / М.А.Васильева — М.:Мозаика-Синтез,2005.-208 с.
  2. Давыдова О.И. Работа с родителями в детском саду/ О.И.Давыдова-М.:Просвещение,2005.-168 с.
  3. Далинина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи /Т.А.Данилина-М.:Академия,2009.-126 с.