ПК 4.4
методическая разработка на тему

Александра Эдуардовна Хаирова

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_kursovomu_issledovaniyu.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ КОМПЛЕКТА МЕТОДИЧЕСКИХ ТАБЛИЦ ПО ЦВЕТОВЕДЕНИЮ СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

( по материалам курсового исследования)

Хаирова Александра Эдуардовна

Научный руководитель – Мотовилова Н.В, преподаватель кафедры музыкального-эстетических дисциплин высшей квалификационной категории

Актуальность проблемы исследования заключается в успешной деятельности человека во многом определяется степенью развития и формирования его способностей. Под способностями понимают те психические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности.

Успешная изобразительная деятельность требует развитых художественных способностей. М.Горький говорил, что каждый человек носит в себе задатки художника и что при условии более внимательного отношения к своим ощущениям и мыслям эти задатки могут быть развиты.

Цвет, цветовые сочетания красок – это важнейшие художественно-выразительные средства живописи, которые формируют духовную культуру личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве способствует формированию изобразительных способностей.

В преподавании изобразительного искусства в начальной школе порой возникает ряд проблем, связанных с тем, что дети, не имея достаточных навыков работы цветом, закрашивают обычно яркими красками отдельные предметы, оставляя их на белом фоне. В некоторых случаях они закрашивают небо и землю в виде отдельных двух полос (сверху и снизу). Направление закраски рисунка иногда носит стихийный характер. Если детей не учить изобразительной грамоте по основам цветоведения, то становясь старше, более сознательными, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы и многие дети совсем перестают рисовать, развитие изобразительных способностей останавливается.

Важным условием развития изобразительных способностей учащихся на уроках изобразительного искусства является использование педагогов технических средств обучения, особенно видео – и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий. Роль наглядности в обучении была теоретически  обоснована ещё в XVII в. Я.А.Коменским, позднее идеи ее использования как важнейшего дидактического средства были развиты в трудах многих выдающихся педагогов – И.Г. Песталоцци, К.Д.Ушинского и др. Значение наглядности в обучении подчеркивали великий Леонардо да Винчи, художники А.П. Сапожников, П.П. Чистяков и др.

«Современный учитель не имеет право быть специалистом – ремесленником, усвоившим некоторое количество технических приёмов рисования и лишь поверхностно знакомым с изобразительной деятельностью. Он должен быть настоящим художником, умеющим вполне профессионально и действительно творчески подойти к процессу создания рисунков и наглядных пособий », - подтверждает опытный методист А. Е. Терентьев.

Школа мало обеспечена необходимыми наглядными пособиями по цветоведение на уроках изобразительного искусства, а учителя все чаще прибегают к мультимедийным средствам. Это отрицательно сказывается на качестве преподавания, на усвоении программного материала, на развитии изобразительных способностей и эстетического вкусу у детей. [17]

Нами была сформулирована тема исследования: « Создание комплекта       методических таблиц по цветоведению способствующих развитию изобразительных способностей детей ».

Нами была определена цель курсового исследования, разработать методический комплект по цветоведению для развития изобразительных способностей у младших школьников.

В процессе нашего курсового исследования были определены следующие задачи:

  • Отобрать материал для создания методического комплекта по цветоведению;
  • Разработать методический комплект по цветоведению гуашью.

В ходе работы нами использованы следующие

  1. методы теоретического исследования :

  • Изучение и анализ научной литературы;

  • Сравнение и систематизация материала;

  • Обобщение полученной информации.

2.Методы эмпирического исследования:

  • Начать создание методического комплекта по цветоведению.

Подводя итоги  из каждого пункта мы узнали:

  1. Что цвет – одно из важнейших художественно-выразительных средств живописи, который формирует духовную культуру личности приобщает к общечеловеческим ценностям, формирует нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
  2. Что изобразительная деятельность школьников способствует одновременному развитию изобразительных способностей помогает разнообразное применение самостоятельно изготовленных учебных таблиц, а также учебных пособий.
  3. К ведущим свойствам художественных способностей относятся:

А) свойства художественного творческого воображения и мышления, обеспечивающие отбор главного, наиболее существенного и характерного в явлениях действительности;

Б) свойства зрительной памяти, способствующие созданию ярких зрительных образов в сознании художника;

В) эмоциональные отношения ( особенно развитые эстетические чувства )к воспринимаемому изображаемому явлению;

Г) волевые свойства личности художника, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов.

  1. Что развитие изобразительных способностей возможно лишь в процессе усвоения и практического применения специальных знаний, умений и навыков.

В данном  исследовали  мы рассмотрели некоторые вопросы цветоведения, понятия и роль наглядных пособий на уроке изобразительного искусства. Рассмотрели возможности развития изобразительных способностей младших школьников и роль наглядных пособий в их развитии.

Мы исследовали возможности цветоведения в развитии изобразительных способностей младших школьников. Мы предполагаем что, если на уроках изобразительного искусства будут использованы наглядные пособия по цветоведению, то изобразительные способности детей будут успешно развиты.

В ходе исследования мы опирались на работы педагогов методистов А.Е. Терентьева, К.Д. Ушинского, Н.М. Сокольниковой и др.

Данное исследование расширило мои знания по цветоведению, расширило понятия об изобразительных способностях и возможности их развития.

В дальнейшем мы планируем продолжить создание наглядных пособий по цветоведению для уроков изобразительного искусства в начальной школе:

  • Создание творческих работ;
  • Разработка блока уроков по цветоведению;
  • Апробация данного исследования в начальной школе.

Список литературы:

1. Беда Г.В. Живопись - М.: Просвещение, 1986.

2. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для учащихся. Заведения / С.Е. Беляева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

3. Визер В.В.Живописная грамота. Система цвета в изобразительном искусстве. – сПб.: Питер, 2006.