Применение технологии проблемного обучения в начальной школе
материал на тему

Приводится  опыт  работы по применению  технологии  проблемного  обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie.docx19.47 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения

Важнейшими задачами современной системы образования являются всестороннее гармоничное развитие личности, формирование морально-нравственных основ, которые определяют отношение к окружающим людям, природе и самому себе, приобщение к культурным ценностям.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития познавательных процессов ребенка. В этот период важно, чтобы ребёнок не потерял интерес к получению знаний. А, значит, главное это не только поддерживать интерес к обучению, но и учить ребёнка учиться. Для формирования умения учиться, самостоятельно добывать знания, часто на уроках создаются проблемные ситуации.

На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не "пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

 Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д.

При проблемном обучении ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, а не просто заучивают этапы получения результата. В начальной школе проблемные ситуации можно использовать практически на всех предметах, на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.

Приемы, применяемые на уроках для  создания проблемных ситуаций.

- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;

- Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

- Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения.

- Определить проблемные теоретические и практические задания; 

- Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

Использование проблемного подхода в обучении, позволяет достигать определенных результатов:

  • проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;
  • у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;
  • возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • Самостоятельный поиск новой информации.
  • Самостоятельная работа с учебником.
  • Овладение навыком решения задачи.
  • Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.
  • Развитие личностных качеств.
  • Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.
  • Решение проблемы психологического комфорта на уроках.
  • Применение технологии проблемного обучения позволяет развить у детей умение конструировать текст, умение ставить вопросы к тексту, повышает уровень познавательных запросов учащихся.