ПК 4.4
статья на тему

Андрейчук Оксана Вячеславовна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon andreychuk_oksana43_gruppa.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД БАСНЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(по материалам курсового исследования)


Андрейчук Оксана Вячеславовна

Научный  руководитель —Батуева Л.И., преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин высшей квалификационной категории

Актуальность проблемы состоит в том, что изучение  басни как литературного жанра в начальной школе недостаточно разработано,  также в современной школе недостаточно уделяется  внимание к использованию морально-нравственного аспекта басни с целью формирования у учащихся нравственного идеала.

 В ситуации безнравственности во всех сферах жизни, окружающей ребенка в быту, во дворе и на улице - в том мутном потоке, что льется на него с экранов телевизора, всем, а особенно ребенку, входящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечества. Впитывал эти чистые источники, «припадать к ним человек должен с детства. С детства он должен осознавать, что есть добро и зло».

Главная цель, поставленная перед школой - образование учащихся. По ФГОС НОО  понимание литературы как явление национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Уроки литературного чтения  помогают сформировать нравственные качества младшего школьника. И один из жанров художественных произведений, который воспитывает нравственно  - басня. С помощью басни ребенок  осознает, что такое добро и зло. [1]

Изучение   басен  в  начальной  школе  имеет  огромное  воспитательное  значение.   Басни  содержат  богатый  материал  для  воздействия  на  эмоциональную  сферу  ребёнка  и  воспитания  у  него  высоких  моральных  качеств  силой  художественного  слова.   Для  чтения  в  начальных  классах  школы  отобраны  басни,  заключающие  в себе  общежитейскую  мудрость,  осуждающие  пороки  людей. [5]

Произведения такого рода – вещь нравоучительная. Так чему же учат басни? Они призваны научить нас познать самих себя, они способствуют тому, чтобы мы смогли увидеть, в первую очередь, свои недостатки. Басенные творения подсказывают нам, как можно пороки искоренить, или, по крайней мере, свести их к минимуму. Басни помогают нам постичь вечные, прописные истины, о которых мы забываем порой в суете жизни.

В. Г.Белинский отмечает: «Нет нужды говорить о великой важности басен Крылова для воспитания детей: дети бессознательно непосредственно напитываются из них русским духом, овладевают русским языком и обогащаются прекрасными впечатлениями почти единственной доступной для них поэзии». [3]

На основании актуальности проблемы  исследования нами была  сформулирована тема исследования: «Методика работы над басней в начальной школе».

Целью нашей работы являлось изучение форм и методов работы над басней в начальной школе.

При работе над темой были определены задачи исследования:

- изучить методическую литературу по проблеме использования форм и методов работы над басней в начальной школе;

-исследовать  структурное построение басни;

-рассмотреть, как басни изучаются на уроках в начальной школе .

- проанализировать басни Крылова, Эзопа и их влияние на младших школьников.

При исследовании вопроса использовались следующие методы:

 -отбор и чтение методической литературы;

-анализ и сравнение точек зрения ученых;

-систематизация материала;

-обобщение материала.

Проведенный анализ позволил нам  прийти к выводу, что басни это богатый интересный литературный  жанр. Изучение басен в начальной школе имеет огромное воспитательное и образовательное значение. Басни содержат материал для воздействия на эмоциональную сферу  ребенка и воспитания у него высоких моральных качеств силой художественного слова.

Особая ценность басни для школьника – не аллегория и мораль, а прежде всего ее «живопись», художественные образы.

Внимание  к   изучению басен  в  начальной  школе  обусловлено  рядом  её  достоинств:

1. Басня заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания учащихся. Каждая басня, метко нарисованная сценка из жизни, на примере которой писатель учит народной мудрости, просто и живо рассказывая о разных людских пороках. Положительная направленность того или иного осуждения всегда присутствует в басне при правильно организованной классной работе хорошо осознается школьниками («Что осуждает басня? Чему учит?»). [8]

2. Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и нарядность языка чрезмерно много дают для развития мышления и речи учащихся.  Для учащихся басня – замечательный образец предельно краткого по форме и емкого по содержанию описания какого – либо случая. От других видов художественных произведений басня отличается тремя признаками: аллегоричность, наличием в ней морали и особым типом ее чтения. Особая ценность басни для школьника – не аллегория и мораль, а прежде всего ее «живопись», художественные образы.

Методика работы над басней считается достаточно разработанной: предложены несколько вариантов анализа, разнообразны приемы и виды работы на уроке.  Для того чтобы дети могли правильно воспринимать басню и выделять ее среди других жанров художественной литературы, нужно лишь методически грамотно организовать работу над басней на уроках чтения. А с этой целью необходимо предусмотреть все возможные трудности при восприятии произведений басенного жанра и наметить те приемы, которые будут способствовать их преодолению. [20, с 87]

Мы изучили учебно-методические комплекты следующих программ по литературному чтению в начальной школе:

- Школа России (авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова);

- Перспективная начальная школа (авторы: Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская);

- Школа 2100 (авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева);

- Начальная школа XXI века (автор: Л. А. Ефросинина);

- Гармония (автор: О.В. Кубасова);

- Развивающая система Л.В. Занкова (автор: В.Ю. Свиридова);

- Планета знаний (автор: Э.Э. Кац).

Из исследования мы отметили, что все перечисленные программы функционируют в системе образования в соответствии с ориентацией на Государственный образовательный стандарт начального общего образования II поколения.

Психологические и педагогические исследования  нам показали, что детям сложно понять аллегорический смысл басен, да это и не нужно стремиться делать при “изучении произведений данного жанра. Еще К. Д. Ушинский, изучая усвоение басни детьми младшего школьного возраста, говорил: «...иная басня... есть в то же время прекрасный, характеристический рассказ из жизни животных. На этой оболочке и должен остановиться преподаватель». [6, с. 56]  Именно такой подход к изучению басен и должен принять за основу учитель.

Басни заключают в себе заложенную автором общежитейскую мудрость, осуждающие пороки людей в яркой, запоминающейся форме, и в то же время приучают детей мыслить, искать определённые параллели между персонажами и событиями басни, и реальной жизнью. Несмотря на малое число изучаемых в начальной школе произведений такого жанра (на протяжении трех классов по традиционной программе не более 12 басен), работе с ними уделяется немалое значение.  Независимо от кратковременности работы, басни запоминаются как образец стихотворного произведения, совмещающий в себе яркий образ, глубокий смысл и высокую положительную направленность, обусловленную эмоциональным настроем и запоминающимися образами персонажей, на примере которых автор учит читателей глубокой и содержательной народной мудрости, накопленной жизнью предыдущих поколений.

          В условиях выпускного квалификационного исследования в 2016-2017 учебном году мы планируем создать творческие уроки литературного чтения по басням И. Крылова.

Список использованной литературы

1. Адамович, Е.А. Чтение в начальных классах [Текст]/ Е.А. Адамович, В.И. Яковлева. - М.: Просвещение, 1967. - 263 с.

2. Адрианова, М. Е. Басни Крылова в начальной школе [Текст]/ /М.Е.Адрианова. - М: Издательство Академии Педагогических наук РСФСР,1949. - 118 с.

3. Афанасьев, П.О. Методика русского языка: Для педагогических техникумов и преподавателей начальной школы [Текст]/ П.О. Афанасьев.-  М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. - 256 с.

4. Белинский, В.Г. Иван Андреевич Крылов. Взгляд на русскую литературу [Текст]/ В.Г. Белинский - М.: Современник, 1981. - 150 с.