ПК 4.3.
методическая разработка по теме

Шерстнева Екатерина Сергеевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проблемно-диалогического обучения

( Е.Л.  Мельникова)

Программа: «Школа  2100»

Предмет: окружающий мир

Автор: Вахрушев А.А.

Тема: «Горные породы»

Класс: 2

Подводящий диалог:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Что мы изучали на прошлом уроке? (Равнины и горы)

– Назовите одним словом, что это: известняк, гранит, мрамор, базальт, песок, галька, глина? (Горные породы)

– Найдите среди данных слов рыхлые горные породы и плотные. (Плотные: гранит, мрамор, базальт, известняк; Рыхлые: песок, глина галька)

– Как вы догадались? (Песок – сыпется, галька тоже, глина мягкая)

– Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Отвечать на вопросы

Находить закономерность

Участвовать в диалоге

Выдвигать предположения

Анализировать

Отвечать на вопросы

Выдвигать тему и цель урока

Мотивирующий приём сообщение темы:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Посмотрите на слайд, здесь вы видите ряд ребусов, попробуйте их решить.

  1. C:\Users\Aleksandra\Desktop\1.PNG(гранит)
  2. C:\Users\Aleksandra\Desktop\23.PNG(мрамор)

– Как вы думаете, чем связаны данные слова? (Это горные породы)

Решать ребусы

Анализировать визуальную информацию и перекодировать в буквенную

Участвовать в беседе

Побуждающий диалог:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Ребята, я предлагаю вам вместе определить - из каких горных пород состоят горы.

– Назовите горные породы, которые вы знаете. (Известняк, гранит, мрамор, базальт, песок, галька, глина).

– Можем ли мы определить, не изучая ничего нового, ответить на наш вопрос? (Нет)

– Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Отвечать на вопросы

Участвовать в диалоге

Выдвигать предположения

Анализировать

Отвечать на вопросы

Выдвигать тему и цель урока



Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ

работы методического объединения учителей начальных классов

 МКОУ СОШ №3

Подготовкой к данному заседанию являлось то, что руководитель школьного методического объединения, взял тему у администрации школы, затем познакомился сам с данной проблемой, подобрал материал, затем составил план данного педсовета.

Деятельность МО учителей начальных классов МКОУ СОШ №3  строилась в соответствии с планом методической работы школы и была направлена на решение проблемы «Интерес учащихся к познанию - надежная основа обучения», т.е современные проблемы учебной мотивации на уроках. Хочется отметить, что данная проблема актуально на современных уроках, так как детей, в наше время, очень сложно замотивировать на учебу, но только при хорошей мотивации на уроках мы можем рассчитывать на хороший результат. Таким образом, мы вышли на цель данного МО. Целью данного МО  является помощь в осознание учителями педагогической проблемы формирования мотивации учения, как важнейшей из определяющих результативность образовательной деятельности, а также смотивировать педагогов на использование методов и приемов повышения учебной мотивации школьника.  В качестве основных задач методической работы были выдвинуты следующие:

  • обсуждение методов и форм обучения в развитии и стимулировании познавательной мотивации учащихся;
  • обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях-«Мотивация ученика»;
  • использовать практический опыт учителей, познакомиться с приемами формирования мотивационной сферы учения;
  • разработка дополнительных мер, направленных на повышение мотивации учащихся.

         Все поставленные задачи способствовали достижению цели: «Интерес учащихся к познанию - надежная основа обучения»

        Структура заседания МО:

  1. Выступление руководителя МО;
  2. обсуждение данной проблемы;
  3. текущие вопросы (приближающиеся мероприятия, успеваемость)
  4. решение  заседания.

Хочется отметить, что в МО учителей начальных классов работают 5 опытных и высококвалифицированных специалистов и 2 молодой специалист (табл. 1). Кадровые условия обучения школьников соответствуют требованиям, предъявляемым к уровню образования школы.

Педагогический коллектив МО учителей начальных классов

Ф. И. О.

Образование

Стаж (лет)

Категория

Цыпышева Л.И.

Высшее

28 лет

Высшая

Дубровских В.И.

Высшее

15 лет

I

Шлемина С.В

Среднее

31 год

II

Худайбердина Ф.Г

Высшее

36 лет

Высшая

Салахова А.Д

Высшее

18 лет

Высшая

Лемтюгина Т.Н

Среднее

3 года

Специалист

Из моих наблюдений я поняла, что учителя МО начальных классов имеют большой опыт работы и обладают высоким профессионализмом, а также хочется отметить, что данный коллектив достаточно дружный и сплоченный.

Администратор дал тему МО руководителю данного заседания, руководитель МО выступила с проблемой, затем все педагоги стали выступать по очереди. Все это перелилось в обсуждение. Хочется сказать, что в данном заседание, также проходила подготовка к педсовету, который должен будет состояться в ближайшее время. Руководитель МО раздала каждому учителю вопрос, который он должен будет подготовить к педсовету.

Данное заседание полностью соответствует поставленным целям. Все обсуждения были по теме, все выслушивали друг друга, предлагали идеи, также распределение вопросов на педсовет было, достаточно, дружны.

Мне понравилось в данном заседание МО то, что коллектив сплоченный. У педагогов не смотря на различие опыта отличные взаимоотношения. Все педагоги прислушиваются к друг другу.

В воде, первым делом, хотелось бы огласить решение данного  заседания, им стало:

  1. В практике педагогической деятельности использовать разнообразные методы и приемы повышения учебной мотивации;
  2. взять за основу в практической деятельности каждого учителя выработанную схему формирования мотивационной сферы учителя;
  3. было дано задание каждому учителю для  подготовки к педсовету.

        


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  Творческий проект.

Тема: «Картонажный театр кукол с подвижным соединением деталей».

Учебный предмет: технология.

Участники: ученики 3-его класса.

Продолжительность: 2-3 урока.

Цели: формирование системы общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся;

развитие умения коллективного планирования порядка трудовых действий;

знакомство с использованием технических средств в театре кукол;

развитие связной речи при защите проектов;

воспитание бережного отношения к инструментам и экономному расходованию материалов.

Продукты: модель картонажного театра, куклы с подвижным соединением деталей.

Оборудование: отличительные флажки для каждой бригады;

инструкционные карты по правилам работы с ножницами, и правилам рабочего человека;

схема «Солнышко обдумывания»;

карточки – заготовки для составления алгоритма предстоящей деятельности;

видеомагнитофон.

Ход проекта:

1.Организационно-подготовительный этап.

1) Орг. момент.

     Звучит мелодия из сказки « Золотой ключик, или Приключения Буратино». На видеомагнитофоне, его экране проецируется видеозапись из этой сказки, ее герои.

 - Давным – давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе по прозванью Сизый Нос. Однажды ему попалось под руку полено, Джузеппе решил смастерить из него что-нибудь. Но вдруг полено запищало тоненьким голоском…

        Конечно, так начинается сказка А.Н.Толстого «Золотой ключик…». В ней рассказывается о приключениях деревянной куклы Буратино. А заканчивается сказка представлением в кукольном театре «Молния», где куклы сами пишут пьесы в стихах и сами в них играют.

       Это – сказка.

      А в жизни театр кукол появился еще в Древнем Риме.

2)Постановка учебной задачи.

           - Сегодня мы с вами будем работать в роли создателей своего театра кукол, только картонажного.

        - А вы знаете зачем существовали и существуют театры кукол?

        - То, что не могли, не решались раньше произнести вслух мужики и рабочие люди, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы.

А что сделаешь кукле?

    Кукольные герои, умевшие выразить чувства простых людей, в каждой стране были свои.

Во Франции любимцем зрителей стал Полишинель,

В Англии – Панг, в Германии – Гансвурст, в Голландии – Пикельгеринг,

в Польше – Копленек, в Чехии – Кашпарек.

А у нас? Петрушка!

     После революции Петрушка все же постепенно ушел в историю: появились более современные виды кукольного театра.

     Этих видов несколько. Петрушка, кстати, относился к верховым, перчаточным куклам (верховые – потому, что появляются поверх ширмы).

А еще бывают марионетки – они двигаются на нитках или проволоке, а их водители – артисты находятся над сценой. В наше время широко распространены тростевые куклы – они управляются из-за ширмы тростями. А бывают еще и механические, и теневые …

       В нашей стране более ста театра кукол. Спектакли в них идут на сорока языках разных народов.

3)Создание творческих бригад.

 - Я предлагаю создать творческие группы для организации нашего театра, картонажного. Назовем их: «Марионетки», «Скоморохи», «Петрушки», «Буратино».

   Проходит жеребьевка, назначаются бригадиры. Учащиеся рассаживаются по группам, на стол каждой группы ставится отличительный флажок с эмблемой.

4)Приведение рабочего места в порядок.

     Определить и правильно расположить на рабочем месте нужные инструменты (чертежно-измерительные и обработочные), подготовить материалы, из которых выполняются куклы и декорации, приготовить приспособление для просушивания деталей под давлением (прессы).

2.Технологический этап.

1)Разработка проекта.

       Рассмотреть образцы, рисунки, схематические изображения выбранных вариантов изделий, данные на доске или в виде шаблонов.

       Намечаем план работы на 2-3 урока:

А)Разметить и сделать подставки, крепления.

Б)Разметить и заготовить фигуры кукол, декорации.

В)Собрать изделия, проверить в действии, исправить недостатки, закончить отделку.

Г)Собрать комплекты, уложить и упаковать для хранения.

     - Итак, каждая группа делает одну поделку, разработав свой творческий проект. В этом вам поможет «Солнышко обдумывания» (на плакате).

                                     

                                 

Назначение

Форма, размеры                            Декоративное оформление

                                ИЗДЕЛИЕ

Особенности                                    Цветовое решение

конструкции

                                  Материалы

1-я бригада – крепление фигур на подставках с катушкой.

2-я бригада – крепление в мешочках, заготовки из ткани с вязочками на концах.

3-я бригада – крепление с блоком.

4-я бригада – фигуры: стебель, колокольчики, цветок, дерево, дом, девочка и медведь.

2) Учитель помогает составлять алгоритм проектной деятельности.(на доске).

Выявление проблемы.        Мы выявили проблему. В чем она?

Поиск решения проблемы.     Найдите решение проблемы. Обсудите в

                                                    группах, что будете делать.

1       2        3           4                    Предложения детей.

Разработка дизайн-предложения.   Нарисуйте эскиз вашей работы.

Материалы        Инструменты        Безопасность труда

           Изготовление проекта

Защита, обоснование проекта.

3. Заключительный этап.

    1)  Представитель каждой группы выходит к доске и пользуясь «Солнышком обдумывания», защищает свой проект.

       Участники других групп высказывают свои предложения по усовершенствованию изделия и детали крепятся к общему театру.

.  2) Подведение итогов.

  _ Красивый получился театр?

Я  хочу подвести итог. Вы сделали прекрасные вещи. По конструктивным критериям они прочны, удобны в использовании,

по технологическим – оригинальны и рациональны.

Мы учли и экологические критерии – использовали отходы производства.

По эстетическим критериям все поделки имеют оригинальные формы, с правильно выбранным цветовым решением.

И конечно же учтены экономические критерии. Они доступны, практичны, их можно использовать неоднократно.

Я думаю, что задачи урока мы выполнили. Театр мы свой создали, будем сочинять свои произведения. Спасибо за работу.



Предварительный просмотр:

Тема: число имен прилагательных.

Цель: создать условия для повторения чисел имени прилагательного.

Задачи:

 - отрабатывать умение определять число у имени прилагательного;

 - развивать мышление, память, внимание через выполнение различных упражнений и заданий;

 - воспитывать аккуратность при работе в тетради и на доске, воспитывать интерес к уроку через игровую технологию.

Этап урока – актуализация знаний.

Игра. «Хлоп-хлоп»

Цель игры: создать условия для актуализации знаний числа имени прилагательного, учить видеть эту часть речи, и её число, отличать от остальных частей речи.

Правила игры.

К нам в класс прилетел воробей, и его необходимо вам поймать.

 Задание 1.

Вы слушаете внимательно предложение и хлопком показывает наличие в предложении имен прилагательных.

 Задание 2.

В единственном числе- первая группа.

Задание 3.

 А вторая группа - во множественном числе имена прилагательные. «Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь» - я это понимаю. Но игра есть игра. Вы хорошо это выполните если ранее на уроках были внимательны. В детстве я любил зеленые высокие липы. Широкую липовую аллею посадили очень давно. В зеленых вершинах лип пели птицы. В начале лета липы зацветают золотистыми цветами. Пахло сладким липовым медом. Белая чистая древесина липы ценится дорого. Из легкой податливой древесины искусные мастера точили красивую деревянную посуду. Молодые липы и теперь сажают в больших городах. Спасибо, ребята, вы очень хорошо работали на уроке!

Анализ фрагмента урока.

 Для данной игры класс разделился на две команды, в которой верность и точность ответа зависела от знаний каждого участника. В зависимости от того, насколько правильно отвечает каждый член команды, ей присуждаются очки. Работа команды зависит от ее сплоченности. Таким образом, класс активируется весь, учитель видит, насколько учащиеся усвоили данный материал, кто делает больше ошибок, кто меньше, с кем необходимо поработать. Задачей учащихся является правильно уловить речь учителя, и понять какая часть речи и какое число. Проведение игры позволяет максимально развивать память учащихся, т.к. им необходимо вспомнить части речи, с помощью которых они распознают слова и определяют число, также игра позволяет довести навык написания этой части речи и числа до автоматизма, т.к. эти слова учитель читает, они не написаны на доске. В данном случае учащимся необходимо быстро вспомнить правило. Игра способствует развитию особого чутья к русскому языку, формированию навыка орфографически-грамотного письма. Такая игра повышает интерес к русскому языку. Учащиеся не боятся допустить ошибку, если она допущена, школьник имеет право тут же ее исправить. Игра позволяет видеть мнение каждого. С интересом и увлечением учащиеся прислушиваются к каждому слову учителя, стараясь не упустить нечего важного в произношении данных слов, максимально сосредоточено внимание учащихся. Помимо внимания, развиваются такие психические процесс, как: мышление, память, причем здесь, хорошо развивается именно слуховая память, звуковое восприятие слова, в младшем школьном возрасте это очень важно, например, для написания диктантов, предложений, слов под диктовку. Игра повышает степень грамотности учащихся. Игра проводилась на этапе актуализации знаний, что способствовало повторению выше указанного правила, стимулировании деятельности учащихся, их подготовку к написанию текстов упражнений, в которых могли встретиться слова на данные правила. Игра настроила учащихся на дальнейшую работу на уроке, повысила их активность в начале урока, что часто бывает проблематично на данном этапе. Таким образом, игра подготовила учащихся к дальнейшей работе на уроке.



Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения

I. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

1. Читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работу в классе начинаю с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.

2. Затем предлагаю прочитать текст, проверить возникшие

Предположения.

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации

Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.

По ходу чтения провожу словарную работу (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

III. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.

Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа

о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д.

Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?

Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.

Тема раздела: «Сказочные человечки».

Тема: Герои сказки Т. Янссон «Шляпа Волшебника».

Цели:

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

 – обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

II. Развитие умений.

 

2  3  1  1  2  3

I. Беседа о героях сказки.

– Назовите героев сказки.

– Вспомните, какими их нарисовала автор – Туве Янссон.

Дети рассматривают иллюстрации.

– Опишите их. (Это сказочные герои, похожие на бегемотиков, у них есть четыре лапы, хвост; короткие ножки. У фрекен Снорк есть чёлка.)

– Расскажите об их обычаях, привычках и нравах. (Зимняя спячка, гостеприимство.)

– А какими чертами характера наделены тролли? (Терпение, доброта, вежливость… Тролли наделены человеческими чертами: они любознательны, добры, справедливы, любят путешествовать, фантазировать, творить.)

– Почувствовали ли вы, что сказку написала финская писательница?

(Да. По именам героев, да и сами тролли – сказочные персонажи фольклора Запада и Скандинавии.)

II. Устный рассказ о герое.

1. Просмотр и обсуждение собранных в тетради материалов о жителях Муми-дола (с. 14).

2. Устный рассказ об одном из героев повести (по собранному материалу – задание 4 в тетради на с. 14).

III. Рассказ учителя об авторе.

– Туве Марика Янссон создала своеобразный сказочный мир в сказке «Шляпа Волшебника». Что вы думаете об авторе? Какой она человек? Ответы детей.

– Туве Марика Янссон родилась в Хельсинки в 1914 году. Она росла в дружной семье. По полгода семья проводила время на большом острове в Финском заливе. Окружающая их природа, домашние игры и собственные фантазии описала Туве в своих сказках.

Янссон хорошо рисовала, стала художником. Но известна всему миру Туве Янссон как автор чудесных сказок, переведённых на 25 языков мира.

IV. Чтение авторского текста и рассматривание рисунка художника на

с. 101 (изображение Афанасия).

– Что мы сейчас с вами делали?

– Какое умение формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Учим оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Итог.

– Какие впечатления остались у вас после чтения сказки? Что вы чувствуете?

– Захотелось ли вам побывать в Муми-доле? А иметь таких друзей, как Муми-тролль, Снифф, Снусмумрик? Почему? (Героев Янссон невозможно не полюбить. Они умеют дружить, открыты, добры, даже для жадного Сниффа слиток золота такое же сокровище, как и пробковый пояс. А главное достояние долины – стеклянный шар, в котором ворох снежинок падает на маленький домик, если шар потрясти. Герои Янссон зачастую помогают нам понять что-то важное...)

– А узнали ли вы что-либо о Волшебнике, про чью шляпу читали? (Нет.)

– Видите, как много вопросов осталось у нас после чтения! Какой он, этот Волшебник: добрый или злой? Почему он оставил шляпу? Что случится дальше? И т.д.

–Чтобы ответить на все вопросы, надо прочитать сказку полностью, ведь мы прочли только начало.

– С каким настроением уходите с урока?

– Как бы вы сами оценили свою работу?

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.

ΙV. Домашнее задание.

Нарисовать (слепить) полюбившегося Муми-тролля.

Деятельность учащихся:

– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

До чтения.( фрагмент урока из пратики)

- Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах)

1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а.

2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.

(Группы составляют пословицы: 1) Доброе слово лечит, а злое калечит. 2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.)

- Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло)

- Отгадайте, о ком будем читать?

С ветки на ветку быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)

Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк)

- Прочитайте ключевые слова.

- Что могло между ними произойти? Какая тема будет главной? (Добро и зло)

Проверим наши прогнозы.

Работа с текстом во время чтения.

- Прочитайте текст про себя.

- А теперь прочитаем вслух по частям.

Вопросы по ходу чтения:

1ч. - Что делала белка? А волк?

2ч. – О чём стала просить белка?

- Отпустил волк? С каким условием?

- Как ответила белка на вопрос волка?

3ч. – Отчего же белки так веселы?

- Почему волку всегда скучно? Найдите в тексте. (Злость сердце жжёт). Что означают эти слова?

Работа с текстом после чтения.

- Подтвердились ли наши предположения? Какой жанр произведения представлен: басня, рассказ или сказка? (Басня, т. к. есть мораль, урок.) Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль? (А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.)

- Что узнали, прочитав текст? (надо быть добрым)

- Кого осуждает автор?

1 ) Составим модель – описание героев басни.

Работа в группах.

1 группа – Белка. Какая она?

2 группа – Волк. Какой он? Проверим ваши работы

(На данном этапе урока можно использовать чтение произведения по ролям)

- Волк большой, а белка маленькая, но сильнее волка. Почему?

- А мне, кажется, что это басня не только про зверей, а про кого ещё? ( О людях)

- Что хотел объяснить Л.Н.Толстой людям? (Надо совершать добрые дела, творить добро))

2) Что же такое добро?

Работа в группах

1 группа – записать ассоциации. Что такое добро?

2 группа – нарисовать. Что для вас добро?

Из наших ответов выросло Дерево доброты.

- Посмотрим значение слова Добро в Толковом словаре.

(Добро –

1) Всё хорошее, положительное; всё, что приносит счастье, пользу, благополучие.

2) Хорошее доброе дело.)

3) Игра «Добрые мысли, добрые чувства»

- Давайте пошлём добрые мысли, добрые чувства всем своим родным и близким. Мы помним и любим их.

- Что вы почувствовали в этот момент? (Радость, приятные чувства)

4. Рефлексия. Работа с коллегами

- Подведём итог нашей работы.

- Какие универсальные учебные действия формировались на разных этапах работы над текстом?

- До чтения текста? Во время чтения текста? После чтения текста? Проверим ваши ответы.

- Я хочу, чтобы сегодня и всегда вам помогало наше дерево доброты. Человек должен

творить доброе вокруг себя. Ведь светлые мысли делают душу радостной. А значит, счастливой.

                                                                                                                                                                                                                                                   © ООО «Баласс», 2012



Предварительный просмотр:

Русский язык

СЛОВО

УДВОЕННЫЕ БУКВЫ СОГЛАСНЫХ

В КОРНЕ СЛОВА

Тема: Понятие об удвоенных буквах согласных

Цель:

 – развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами удвоенных согласных в корне слова, находить в словах эту орфограмму, а также переносить слова с удвоенной буквой согласного в середине слова.

Символы:

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.

1 3 3

– Напишите на листе фломастером те буквы, которые надо запомнить в словах-отгадках.

1. Где доска и парты есть,

Чтоб всем детям сразу сесть?

Это в школе есть у нас,

Это наш просторный... (класс)

2. Простудился я вчера,

Голова болит с утра,

Я закашлялся, охрип.

У меня, наверно... (грипп)

3. Вдоль дороги по бокам

Липы, клёны тут и там.

Всем идти здесь веселее.

Этот путь зовут... (аллея)

– Что объединяет эти слова? Поднимите ваши листочки. Какие буквы написаны? (сс пп лл)

– О каких орфограммах мы будем говорить на уроке? (Об орфограммах-удвоенных (двойных) буквах согласных.)

– Составим план урока.

План (примерный).

Учитель составляет план вместе с детьми.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

 Работа по учебнику. Наблюдение.       1   2    2

1. Упр. 56. Выполняется устно по заданию.

– Что такое удвоенная буква согласного? (Это две буквы одного согласного, стоящие в слове рядом.)

2. Проблемный вопрос: можно ли проверить написание удвоенных букв согласных в слове? (Дети высказывают предположения.)

Упр. 57.

– Прочитайте слова. Попробуем подобрать проверочные слова к словам массаж, касса, сумма.

– Что можно сказать? (Проверочное слово, в котором будет ясно написание, подобрать невозможно.)

Сделайте вывод. (Написание слов с удвоенной буквой согласных надо запомнить.)

Далее ученики списывают слова, подчёркивая удвоенную букву согласного.

3. Проблемный вопрос: в какой части слова находится удвоенная буква согласного?

– Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Подобрать однокоренные слова.)

– Возьмите слово класс. Какие однокоренные слова вы допишете? (Классный, одноклассники.) В какой части слова находится удвоенная буква сс? (В корне.)

Упр. 58. Ученики самостоятельно находят однокоренные слова.

Результаты поиска записываются с комментированием.

Образец записи:

Касса, кассир, кассовый (аппарат), кассирша.

Сделайте вывод. (Удвоенная буква согласного пишется в корне всех однокоренных слов.)

Правило переноса слов с удвоенной буквой согласного.

Прочитайте правило на с. 58.

– Что нового из него вы узнали? (Как нужно переносить слова с удвоенной буквой согласного.)

– Как же правильно перенести слова с удвоенной буквой согласного? (Одна буква остаётся на строке, а вторая переносится на другую строку.)

– Всегда ли можно так переносить слова? (Нет, только если удвоенная буква находится в середине слова.)

– Прочитайте вопрос после правила. Как бы вы ответили на него?

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

1 5 4 2  

 1. Диктант «Плюс – минус».

Если слово с удвоенной буквой согласного можно перенести, ставим +, если нельзя, то – .

Ванна, грамм, грипп, касса.

Кросс, сумма, тонна, масса.

На слайде (доске) учителем заранее сделана запись:

+   –   –   +

–   +   +   +

Ученики сравнивают свою запись с записью на доске.

2. Самостоятельная работа.

Упр. 59 – развивается умение находить в словах орфограмму-удвоенную букву согласного и обозначать её на письме.

Взаимопроверка.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

Составьте образец (модель) изученной на уроке орфограммы. (С + С =  СС)

– Проверяемой или непроверяемой является орфограмма-удвоенная буква согласного? Почему?

– Какие новые слова с удвоенной буквой согласного вы узнали?  4  4

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание.

Упр. 1 и 2, с. 68.

Деятельность учеников:

 – Наблюдать за словами с изучаемыми орфограммами, устанавливать несоответствие произношения и написания.

 © ООО «Баласс», 2013