ПК 4.4
статья по теме

ПК 4.4

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_kursovomu_issledovaniyu.doc36.5 КБ
Microsoft Office document icon programma.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ АУДИТИВНЫХ НАВЫКОВ ПРИ РАБОТЕ С АУТЕНТИЧНЫМИ ВИДЕОМАТЕРИАЛАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ           (по материалам курсового исследования)

Ерохина Мария Игоревна

Научный руководитель – Асабина Т.А., преподаватель кафедры иностранного языка, высшей квалификационной  категории.

   В настоящее время изучение иностранного языка с начальной школы становится очень популярным. Ведь младший школьный возраст является очень благоприятным для усвоения иностранного языка. Для того, чтобы младшим школьникам облегчить задачу изучения иностранного языка, им нужна хорошая наглядность, т. е видеоматериал. Преимущества видеоматериалов в том, что они являются очень хорошим наглядным пособием для детей. Ведь они с удовольствием будут смотреть какой -нибудь мультфильм на немецком языке, так как это им более привычнее, чем читать его в учебнике. Многие педагоги и психологи говорят о том, что младший школьный возраст является сензитивным (т.е чувствительным) к изучению языков. Особенно эффективно процесс формирования языковых навыков протекает при погружении ребенка в языковую среду. Именно видеоматериал позволяет облегчить погружение в эту языковую среду.

   В учебных пособиях младших школьников имеется аутентичный материал (аудио), но нет видеоматериалов, т.е проблема состоит в том,что учитель не имеет видеоматериалов. Значит, мы можем сделать вывод, что учителя начальных классов не могут облегчить задачу эффективного обучения младших школьников иностранному языку с опорой на видеонаглядность.[1]

Над темой обучения аудированию с помощью видеоматериалов работали такие ученые и методисты ,как : Ляховицкий М.В., Кричевская Е.С., Воронина Г.И., Мильруд Р.П., Носонович Е.В., Бабинская П.К., Барменкова О.И., и др.

На основе актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования :   Формирование и развитие аудитивных навыков при работе с аутентичными видеоматериалами в начальной школе».

Целью нашего исследования было определение изучить процесс формирования и развития аудитивных навыков младших школьников при работе с видеоматериалами.

В соответствии с целью мы обозначили круг задач.

Задачи:

•        Отбор материала и анализ проблемы исследования.

•        Изучить понятия и их сущность.

•        Обобщить результаты исследования.

•        Сделать выводы.

В процессе исследования нами был использован комплекс методов взаимообогащающих друг друга, а именно:

1)отбор;

2)систематизация;

3) обобщение.

В данной главе мы рассмотрели сущность понятия «аутентичные материалы» и их классификацию. Мы пришли к выводу, что использование их на уроке повышает качество обучения, служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения.

    Мы также рассмотрели характеристику аудирования как вида речевой деятельности, и обучения аудированию, виды аудирования, такие как:

1)с полным пониманием;

2)с пониманием основного содержания;

3)с выборочным пониманием.

Кроме того мы затронули тему возникновения трудностей при обучении аудированию.

  Мы рассмотрели использование аутентичного материала на уроках иностранного языка для обучения аудированию. Использование аутентичного материала в процессе аудирования-процесс непростой. Мы рассмотрели особенности аудирования на уроках иностранного языка в начальной школе и определили факторы, влияющие на успешность работы в процессе аудирования аутентичных текстов.

  В данной главе мы рассмотрели сущность понятий «аудирование» и «аудитивные навыки». Мы пришли к выводу что развить и формировать аудитивный навык на уроке иностранного языка в начальной школе, можно с помощью аутентичных видеоматериалов.

Мы также изучили психологические особенности младшего школьного возраста, которые нужно знать, для того чтобы у детей не возникло проблем и трудностей при обучении.

Кроме того мы затронули тему возникновение трудностей при работе с аутентичными видеоматериалами. А также мы рассмотрели какие бывают виды видеоматериалов и как их используют на уроках иностранного языка в начальной школе.

Изучение теоретических материалов и анализ специальной литературы, посвященных проблеме использование аутентичных видеоматериалов на уроках иностранного языка в начальной школе показали, что, хотя в последнее время ведется активная исследовательская работа в этой области, проблема еще далеко не решена и продолжает оставаться актуальной, требуя особенного внимания со стороны современных методистов.

   Анализ практического использования видеоматериалов на младшем этапе обучения аудирования показал, что, с одной стороны, их использование повышает мотивацию к изучению иностранного языка в начальной школе, так как делает процесс более интересным, но с другой стороны требует специально разработанной методики, отличающийся от традиционной, основанной на учебных материалах.

   Необходимо также отметить, что, по мнению многих ведущих методистов, использование видеоматериалов рекомендуется на всех этапах обучения иностранному языку в начальной школе так как они помогают повысить мотивацию к изучению иностранного языка как предмета. А также аутентичный материал играет главную роль при развитии и формировании аудитивных навыков.[2]

   Из вышесказанного можно сделать вывод, аутентичные видеоматериалы имеют главенствующую роль в обучении иностранному языку в начальных классах. Аутентичный видеоматериал в начальной школе выступает не только как цель обучения , но и в качестве «мощного средства» для обучения аудированию и иностранного языка у младших школьников.

   В перспективе мы планируем разработать пособие для учителя иностранного языка начальных классов для обучения аудированию с помощью аутентичных видеоматериалов. Пособие будет представлять собой комплект аутентичных видеороликов на сюжеты сказок и будет выполнено как на бумажном носителе, так и на электронном.   Наше курсовое исследование в 2016-2017 уч. году продолжено в виде выпускного квалификационного  исследования на тему " Создание комплекта аутентичных немецких сказок для аудирования на уроках немецкого языка в начальной школе".

Список литературы

1.Пассов, Е.И. Обучение аудирование [текст]/ Е.И Пассов, А.Е Азарская, Н.Е Козлова-Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002-40с.

2.Соловова,  Е.Н . Методика обучения иностранным языкам Базовый курс лекций [текст]/ Е.А Соловова, А.А Леонтьев, В.В Сафонова, К.С Махмурян- Москва: «Просвещение», 2002-239с.

3.Электронная библиотека   [Электронный ресурс]: http://www.elena-kuzmina.ru/psixologicheskie-osobennosti-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html. Режим доступа. 20.10.2015

4.Электронная библиотека  [Электронный ресурс]:http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2012/12/11/vozrastnye-osobennosti-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta.Режим доступа. 25.10.2015



Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности начального общего образования духовно – нравственного направления

« Я - гражданин России»

Направление : Духовно – нравственное

Возрастная группа: 6 – 11 лет

Срок реализации: 4 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Путь к совершенству» имеет социальную направленность и предназначена для внеурочной работы с детьми младшего школьного возраста. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Заниматься с ребёнком творческой деятельностью, а также углублять его познавательную сферу — это значит активно способствовать его всестороннему гармоничному развитию. Программа внеурочной деятельности, направлена на формирование духовной культуры средствами познавательно - творческой деятельности, которая даёт возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.

Актуальность программы

 Актуальность программы заключается в том, что в современном обществе существует потребность в интеллектуально развитых, творческих людях. Развитие творческих  и умственных способностей человека является одной из важнейших проблем общества. Актуальность данной программы обусловлена также её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих работ, участвовать в проектной деятельности. Данная программа учитывает важные направления эстетического воспитания и образования ребёнка: художественное, познавательное, интеллектуальное. Таким образом, программа реализует вопросы всестороннего развития личности ребёнка. Поэтому сегодня главной целью образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.

Педагогическая целесообразность изучения программы «Путь к совершенству» состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, позволит обеспечивать развитие личности ребёнка; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребёнка.

Настоящая программа «Путь к совершенству» построена для учащихся 2 класса, и реализуется за счёт внеурочной деятельности. Уникальность и значимость данной программы определяется нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие умственных способностей а также  творческого потенциала воспитанника, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции.

Цель программы: формирование гармонично развитой личности, посредствам изучения разноплановых тем социального характера.

Задачи программы:

  • Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
  • Изучение природы родного края.
  • Развитие познавательного интереса учащихся к природе
  • Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
  •  Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить  интерес к    внутреннему миру другого человека.
  • Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.
  • Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
  • Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
  • Формирование и развитие представления  у детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье
  • Развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной деятельности;
  • Развитие коммуникативных навыков у школьников, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы

Формирование универсальных учебных действий

Личностные:

  • внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
  • принятие образа «хорошего ученика»;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Путь к совершенству»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;

Познавательные:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую – продукт проектной деятельности;

Регулятивные:

  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учиться работать по предложенному плану;
  • учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Коммуникативные:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • проговаривать вслух свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: уч-ся 2-го класса, в возрасте 8 лет.

Сроки реализации программы — 1 года.

Кол-во часов в неделю: 1

Способы проверки: в программе используются различные способы контроля работы учащихся: творческие выставки работ, соревнования, викторины, конкурсы и т.д.

Форма подведения итогов: групповые (творческие мастерские); индивидуальные (самостоятельная работа); коллективные (занятия, экскурсии, игра).


  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
  1.    Год обучения

  1. Название темы

  1. Количество часов
  1. Характеристика

деят-ти

всего

Теорет.

практич.

Познай и оцени себя

9

Я расту и изменяюсь

1

1

-

Деловая игра, как люди растут и развиваются. Рассуждают над понятием «Ответственность».

Проект «Я и моё имя».

1

-

1

Создание проекта - «Книга имен»

Я мечтаю и ставлю цели

1

1

-

Деловая игра, значение слова «Цель».

Моё настроение

1

-

1

Творческая работа. Изготовить маску.

Сумей понять в чём твой талант.

2

1

1

Игра «Угадай увлечение». Работа со сказкой «Умеешь сам - научи другого»

Мои успехи и достижения

1

1

-

Творческая работа, создание азбуки достижений успеха.

Самооценка

1

1

-

Беседа, анализ ситуациий

Я глазами других

1

-

1

КТД Поделка «Портреты друзей по классу». Моделирование психологического образа:  «Портреты друзей по классу»; Сочинение «Мои друзья».

Взаимоотношение с окружающими

13

Вежливый ли я человек?

1

-

1

Работа в парах! Придумать ситуации, где проявляется вежливость или же невежливость и разыграть их в виде ролевой игры.

Учусь прощать обиду

2

1

1

Игровое проектирование:  «Откуда приходят к нам обида и как ее пережить ?»

Работа со сказкой «Про маленькую Бабу Ягу» Изготовление детьми Бабы –Яги из цветной бумаги и картона.

Учимся сотрудничеству

2

1

1

Узнать, что такое сотрудничество. Работа со сказкой «От старших-младшим!» Создание в технике оригами главного героя сказки.

Толерантность

1

1

-

Беседа «Знакомство с заповедями толерантности».

Право на уважение окружающих

1

1

-

Анализ сказки «Я тобой горжусь!».

Лидер и его команда

2

1

1

Творческая работа. Создание героя сказки «Друг Великана» в технике оригами.

«Учусь преодолевать школьные трудности»

2

1

1

Анализ сказки «Про львёнка Пашу». Творческая работа. Изготовления из картона главного героя сказки.

Друг признаётся при рати да при беде

1

1

-

Форма проведения:  ролевая игра «Планета друзей»

Конкурс «Семья – это главное, что есть в моей жизни»

1

-

1

Составить родословную своей семьи.

Моё здоровье в моих руках.

7

Строение нашего тела и его особенности

1

1

-

Конкурс «Строение нашего тела и его особенности»

Гигиена

1

1

-

Беседа о здоровье-сберегающих технологиях.

Проект: «Наше здоровье: витамины»

1

-

1

Творческая работа, создание плаката «Витаминная страна» и книги «Витаминная азбука».

Правильное питание- залог здоровья

1

1

-

Беседао рационе собственного питания..

Глазки надо нам беречь, во все стороны глядеть

1

1

-

Спортивная игра. «Метка на стекле», йога для глаз.

Праздник «Мама, папа, я – спортивная семья.»

1

-

1

Эстафеты и конкурсы на спортивном поле перед школой.

Праздник  здоровья.

1

-

1

Адаптированная игра «последний герой»

Природа дарит нам здоровье

5

  1. Разнообразие флоры и фауны, которая нас окружает.

2

1

1

Поле чудес «Флора и фауна»

  1. Мои любимые комнатные растения.

1

-

1

Наблюдение за комнатным растением.

  1. Как правильно себя вести находясь на природе?

1

-

1

Круглый стол «Поиск истины»

  1. Экскурсия. Путешествие по зоопарку.

1

-

1

Экскурсия в зоопарк

  1. Итого

34

  1.  СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Год обучения.

  1. Познай и оцени себя.(9 ч.)

-Я расту и изменяюсь. Теоретическое занятие: Беседа о том, как люди растут и развиваются. Рассуждают над понятием «Ответственность». Размышляют над предложенными ситуациями. В конце занятия, пишут на листочках, советы как стать взрослым.

- Проект «Я и моё имя». Практическое занятие: Детьми изготовляется книга происхождения имён. На листах форматомА3, каждый из участников располагает сверху на листе - своё имя и свою фотографию, ниже пишет происхождение и значение своего имени, указывает именины, и творчески подходит к оформлению своей страницы. Продукт защищается всеми детьми.

- Я мечтаю и ставлю цели. Теоретическое занятие: Определяют значение слова «Цель». Работают со сказкой «О Муравьишке». Обсуждают и анализируют сказку, отвечают на вопрос что такой «жизненные задачи».

- Моё настроение. Практическое занятие: Изготовить маску «Моё настроение сегодня».

-Сумей понять в чёт твой талант. Теоретическое занятие: Знакомство с понятием         «талант». Игра «Угадай увлечение». Работа со сказкой «Умеешь сам - научи другого»

Практическое занятие: Создание главного героя из цветной бумаги и картона.

- Мои успехи и достижения. Теоретическое занятие: Работа со сказкой «Лети вверх, Соня».Работа в группах создание азбуки достижений успеха. Выполнение упражнения «Я-великий мастер». Понятие изученное - Успех; узнать слагаемые успеха человека, качества, которыми обладает успешный человек.

- Самооценка. Теоретическое занятие: Узнать, что такое самооценка? Какая она бывает? Анализировать ситуации. Выполнять упражнения на выявление самооценки и её повышение

- Я глазами других. Практическое занятие: КТД Поделка «Портреты друзей по классу». Моделирование психологического образа:  «Портреты друзей по классу»; Сочинение «Мои друзья».

  1. Взаимоотношение с окружающими. (13ч.)

- Вежливый ли я человек? Практическое занятие: Работа в парах! Придумать ситуации, где проявляется вежливость или же невежливость и разыграть их в виде ролевой игры.

- Учусь прощать обиду.  Теоретическое занятие: Игровое проектирование:  «Откуда приходят к нам обида и как ее пережить?». Работа со сказкой «Про маленькую Бабу Ягу»

Практическое занятие: Изготовление детьми Бабы – Яги из цветной бумаги и картона.

- Учимся сотрудничеству. Теоретическое занятие: Узнать, что такое сотрудничество. Работа со сказкой «От старших-младшим!» .

Практическое занятие: Создание в технике оригами главного героя сказки.

-Толерантность.  Теоретическое занятие: Знакомство с  китайской притчей «Ладная семья». Знакомство с понятием «толерантность». Проводится тестирование на выявление толерантности каждого ребенка. Работа в группах  над ситуациями. Знакомство с заповедями толерантности.

- Право на уважение окружающих. Теоретическое занятие: Работа со сказкой «Я тобой горжусь!» Обсуждают и анализируют поступки главных героев сказки. Новое понятии с которым знакомятся дети -«уважение». Работа с чертами характера человека.

- Лидер и его команда. Теоретическое занятие: Знакомство с понятием «Лидер» и качества присущие лидеру. Работа со сказкой «Друг Великана». Создание героя сказки «Друг Великана» в технике оригами.

Практическое занятие: Создание героя сказки «Друг Великана» в технике оригами.

- Учусь преодолевать школьные трудности. Теоретическое занятие: Узнать что подразумевает собой  понятие «школьные трудности» и как с ними бороться.  Работа со сказкой «Про львёнка пашу».

Практическое занятие: Изготовления из картона главного героя сказки.

- Друг познаётся при рати да при беде. Теоретическое занятие: Форма проведения:  ролевая игра «Планета друзей»

- Конкурс «Семья – это главное, что есть в моей жизни». Практическое занятие: Составить родословную своей семьи; Рассказать о членах своей семьи.

  1. Моё здоровье в моих руках. (7 ч.)

- Строение нашего тела и его особенности. Теоретическое занятие: Беседа: «Наш организм и его функции»

- Гигиена. Теоретическое занятие: Рассматривается понятие, что такое гигиена? Как соблюдать гигиену? Составляется режим дня школьника.

- Проект «Наше здоровье: витамины». Практическое занятие: Учащиеся по-собственному желанию, делятся на 2 группы ( в каждой группе одинаковое количество участников). Одна группа создаёт плакат «Витаминная страна», другая группа книгу «Витаминная азбука».По окончанию работы каждая группа защищает свой продукт.

- Правильное питание - залог здоровья. Теоретическое занятие: Беседа о рационе собственного питания и из чего состоит пища. Составление с учащимися меню здоровой пищи.

- Глазки надо нам беречь, во все стороны глядеть. Теоретическое занятие: Беседа «Зрение в нашей жизни», рассматривают муляж глаза (оболочка глаза, хрусталик, сетчатка, глазной нерв),проводятся учителем оздоровительные минутки гимнастики для глаз, а также упражнения для близоруких детей, учиетль рассказывает и знакомит детей с йогой для глаз.

- Праздник «Мама, папа, я - спортивная семья». Практическое занятие: на данное мероприятие приглашаются родители уч-ся. Мероприятие проводится на спортивном поле под звуки марша входят 2 команды – «Орлята» и «Касатки». В составе каждой команды папа (капитан), мама, сын (дочь) с друзьями (всего 9человек). Входе мероприятия запланировано следующее: соревнования начинаются с передачи олимпийского огня, затем начинаются конкурсы и эстафеты. (Извилистая «дорожка»; палка под ногами, между ног, будь ловким, в «тоннеле» с мячами, переправа, поезда, дружные ребята).

- Праздник здоровья. Практическое занятие: в его основе лежит адаптированная игра «Последний герой». Цель занятия: закрепить у детей знания о законах здорового питания; убедить их в необходимости и важности соблюдения режима питания; учить детей выбирать самые полезные продукты для здорового, рационального питания. Оборудование: набор круп в мешочках, два набора овощей, картинки с набором продуктов, рыб, две коллекции соков; тарелки, стаканы, ложки; таблички «Завтрак», «Обед», «Полдник», «Ужин», гонг, молоточек для аукциона.

  1. Природа дарит нам здоровье.(5 ч)

- Разнообразие флоры и фауны, которая нас окружает. Теоретическое занятие: Беседа «Разнообразие животного и растительного мира». Практическое занятие: Викторина «Кто лучше знает природу?». На доске –«Цветик-семицветик», на его лепестках записаны вопросы 2-х туров. За ответы в 1-ом туре ребята получают жетон цвета своего лепестка и выходят во 2-ой тур. Возможен вариант взять подсказку у соседа, но при этом сосед получает 2 жетона. Таким образом собирается «сильное звено», выходящее во 2-ой тур, а побеждающие во 2-ом туре сами дают советы, что необходимо знать, отправляясь в путешествие.

-  Мои любимые комнатные растения. Практическое занятие: Каждый ребёнок делает  паспорт к своему любимому комнатному растению. (предварительно учитель на предыдущем уроке предупреждает, что для этого урока требуется найти фотографию своего комнатного растения и информацию о нём).Дети оформляют и защищают продукт своей творческой деятельности.

- Как правильно себя вести находясь на природе? Практическое занятие: Проводится диспут, анализируются жизненные ситуации, детьми выбираются допустимые формы поведения, которые не вредят природе. После обсуждения детьми данной темы, они изготовляют памятку для своего классного уголка.

  • Путешествие по зоопарку. Практическое занятие: Экскурсия по зоопарку с экскурсоводом. На дом задаётся задание написать сочинение о понравившемся животном или о том, о котором больше запомнилось.

МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Критерии

Показатели

Инструментарий.

Диагностические средства

Сроки проведения

Личностные результаты:

-формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразие природы;

-формирование уважительного отношения к иному мнению окружающих людей;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

-готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою;

- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

Обществознание и естествознание

(окружающий мир)

-осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровосберегающего поведения в природной и социальной среде;

- освоение доступных способов изучения природы и общества;

Основы духовно-нравственной культуры России

-готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

-знакомство с основными нормами морали, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания;

-осознание ценности человеческой жизни;

Технология:

-использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских(дизайнерских), технологических и организационных задач;

-приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

-приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Физическая культура

-формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья  человека(физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека(физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

-овладение умениями организовывать здоровье-сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры).

-понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

-ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение к иной точке зрения;

-понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;

-учёт разных мнений и умение обосновывать собственное;

-умение договариваться. Находить общее решение;

-умение аргументировать своё предположение, убеждать и уступать;

-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

-взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;

-рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного  содержания и условий осуществляемых действий;

-способность строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

-умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;

-способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием;

Тест «Моя самооценка»

Тест «Я в своих глазах и в глазах других людей»

Сентябрь

Декабрь

Тест « Я и мое здоровье»

Апрель

Перечень учебно-методического и материально-технического, информационного  обеспечения

Не менее значимым при развитии здоровье-сберегающей среды учреждения является состояние и перспективы обогащения материально-технической базы наглядными  пособиями, техническими средствами обучения, а также обеспечение и поддержка  состояния экологической комфортности среды школьных помещений, в которых дети проводят значительную часть дня.

Для реализации программы необходима материально-техническая база:

Учебные пособия:  

  • изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации: «Мое тело», «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь при порезе», «Пропаганда здорового образа жизни»,  «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз».

Оборудование для  демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер,  мультимедийный проектор, DVD, и др.

Подобная связь содержания программы внеурочной деятельности с учебной деятельностью обеспечивает единство учебной и вне учебной деятельности. Позволит сформировать у учащихся не только мотивацию на ведение здорового образа, но и  будет способствовать формированию духовно-нравственного развития младшего школьника.


УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Список литературы для ученика

Обязательная литература:

  1. Носов. Н.Н. Тук-тук-тук! /Н.Н. Носов//Москва «Детская литература».  – 1988.
  2. Чаплина. Питомцы зоопарка: Рассказы /В. Чаплина //Москва «Детская литература».  – 1993.
  3. Сахарова С. Академия домашних волшебников: Научн. художественная литература /С. Сахарова //Москва «Детская литература».  – 1989.

Дополнительная литература:

1. Брем А. Жизнь животных – //М: «Эксмо», 2002

2. Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. - // М. «Детская литература».  1999.

3. Пекелис В. Как вести себя - // М. «Детская литература».  2004.

Интернет ресурсы:

  1. http://www.airisklass.ru/?yclid=2452329227226974615
  2. http://murzilka.org/murzilkograd/
  3. http://www.solnet.ee/for_children.html
  4. http://www.deti.religiousbook.org.ua/

Список литературы для учителя

Обязательная литература:

  1. Истомина,Ж.Л. Здоровое питание- отличное настроение/Ж.Л.Истомина//Начальная школа.-2004.-№1.С.93-95.
  2. Ермоленко, В.В. Папа, мама, я – спортивная семья/В.В.Ермоленко// Начальная школа.- 2007.-№5. С.116- 118.
  3. Брагуца,А.В. Развитие сотрудничества  младших школьников во внеурочной деятельности/А.В.Брагуца//Начальная школа.-2011.-№6. С.53-55

Дополнительная литература:

  1. Светлана Гин, Мир человека. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя. 2 класс

Интернет ресурсы:

  1. http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-ja-i-mo-imja.html
  2. http://viki.rdf.ru/
  3. http://forest.geoman.ru/

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./М-во образования и науки Рос.Федерации.- М.: Просвещение, 2011.-33с.-(Стандарты второго поколения).
  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова.-3-е изд.-М.: Просвещение,2011.-152с.
  3. Ермоленко, В.В. Папа, мама, я – спортивная семья/В.В.Ермоленко// Начальная школа.- 2007.-№5. С.116- 118.
  4. Нуруллина, Г.Г. Праздник здоровья/Г.Г.Нуруллина//Начальная школа.-2007.-№5. С. 119-124.
  5. Брагуца,А.В. Развитие сотрудничества  младших школьников во внеурочной деятельности/А.В.Брагуца//Начальная школа.-2011.-№6. С.53-55
  6. Бакарченко,Е.А. снятие зрительного напряжения/Е.А.Бакарченко//Начальная школа.-2009.-№9.С.64-66.
  7. Середина, Л.В. Психологическая комфортность урока - элемент здоровьесберегающей педагогической технологии/Л.В.Середина//Начальная школа.-2010.-№11.С.61-63.
  8. Шепелина, С.З. Наша «тропинка здоровья»/С.З.Шепелина//Начальная школа.-2009.-№1. С.79-82.
  9. Истомина,Ж.Л. Здоровое питание- отличное настроение/Ж.Л.Истомина//Начальная школа.-2004.-№1.С.93-95.
  10. Орлова,Л.А. Игра «Кто лучше знает природу?»/Л.А.Орлова//Начальная школа.-2005.-№7. С.75-77.

ПРИЛОЖЕНЕ

Тест «Моя самооценка»

Тест проводится с целью выявления уровня самооценки и влияния на уровень самооценки.

Оснащение: ручка, лист для ответов, вопросник теста, схема «лесенка».

Порядок работы: испытуемым раздают бланки для ответов и зачитывают инструкцию примерно следующего содержания: "Ребята, на полученных листочках проставьте номера вопросов с первого по четвертый. Посмотрите на схему. У нас есть «лесенка» состоящая из семи ступенек. На первой ступеньке находятся самые лучшие дети, на седьмой ступеньке - самые плохие. Отвечая на следующие вопросы, поставьте только цифры, соответствующие номеру нужной вам ступеньки.»

Вопросы:

1. Куда бы ты себя поставил(а)?

2. Куда бы тебя поставил учитель?

3. Куда бы тебя поставила мама?

4. Куда бы тебя поставил лучший друг? Кто это?

Схема:

Самые хорошие






Самые плохие 


7

В результате тестирования выявлено, что у восьми испытуемых самооценка завышена, у одного испытуемого самооценка занижена, у шестнадцати детей самооценка в норме.

Самооценка испытуемого и оценка его мамой совпала у пятерых.

Самооценка испытуемого и оценка его лучшим другом совпала у четверых.

Самооценка испытуемого и оценка его ни кем из перечисленных выше не совпала у тринадцати учеников.

Самооценка испытуемого и оценка его учителем совпала у троих.

Таким образом мы видим, что самооценка учащихся с мнением учителя практически не совпадает. Учащиеся считают, что учитель их оценивает неадекватно. Это говорит о недостаточно близких отношениях учителя и класса.

Тест «Я в своих глазах и в глазах других людей»

1. Мой любимый цвет:

а) красный или оранжевый; б) белый; в) черный; г) темно-синий или лиловый; б) желтый; е) коричневый, серый или фиолетовый; ж) зеленый.

2. Когда я иду на вечеринку, я:

а) надеваю яркую, броскую одежду, с шумом захожу в комнату и надеюсь, что все обратят на меня внимание; б) надеваю что-нибудь особенное, но выхожу тихо и надеюсь увидеть кого-нибудь из знакомых; в) надеваю одежду, в которой надеюсь не привлекать к себе особого внимания.

3. Когда я ложусь спать, я лежу:

а) на спине; б) на животе; в) на боку; г) закрыв рукой голову; д) с головой под одеялом.

4. Я хожу:

а) большими, быстрыми шагами; б) маленькими, быстрыми шагами; в) не очень быстро, голова вперед; г) не очень быстро, голова вниз; д) медленно.

5. Обычно я чувствую себя лучше всего:

а) сразу после того, как проснусь; б) днем; в) поздно вечером.

6. Если происходит что-нибудь смешное, то я:

а) громко смеюсь; б) тихо смеюсь; в) смеюсь про себя; г) широко улыбаюсь; д) немного улыбаюсь.

7. Когда я разговариваю с людьми, то:

а) я стою со скрещенными руками; б) держу руки впереди себя; в) одну или обе руки держу на боку; г) дотрагиваюсь до собеседника; д) дотрагиваюсь до своего лица или волос; е) люблю держать в руках какой-нибудь предмет (например, карандаш).

8. Когда я расслабленно сижу на стуле, то я:

а) держу колени, ноги рядом; б) сижу нога на ногу; в) вытягиваю ноги перед собой; г) одна нога подо мной.

Ключ:

Результаты:

42 и более баллов. Окружающие тебя люди считают, что ты самоуверенный человек, который любит находиться в центре внимания. Они восхищаются тобой, иногда завидуют, некоторые- бояться. Тебе нелегко завязать дружбу.

От 35 до 41 балла. Окружающие находят тебя интересным человеком, с которым можно предпринять много веселого. Что ты сделаешь в следующий момент, нельзя предсказать, поэтому с тобой интересно. Многие хотели ли бы видеть тебя своим лидером.

От 27 до 34 баллов. Тебя считают очень дружелюбным человеком. С тобой общаются, потому что ты приветлив и весел. Многие хотели бы дружить с тобой.

От 20 до 26 баллов. Считают, что ты осторожен и практичен. Большому количеству знакомых ты предпочитаешь несколько хороших друзей. Друзья доверяют тебе, а ты-им.

Менее 20 баллов. Окружающим кажется, что ты скромный и обеспокоенный человек. Некоторые считают, что ты слишком переживаешь из-за мелочей. По их мнению, ты очень осторожен: прежде чем что- либо предпринять, ты все тщательно обдумываешь.

Тест « Я и мое здоровье»

1. Как часто ты моешь руки:

а) около 20 раз в день – 0  очков;

б) только перед едой и после туалета – 5 очков;

в) когда сильно испачкал – 20 очков.

2. Сколько раз ты чистишь зубы:

            а) 2 раза (утром и вечером) – 0 очков;

б) 1 раз – 5 очков;

в) вообще не чищу – 15 очков.

3. Как часто ты моешь ноги:

             а) каждый вечер перед сном – 0 очков;

             б) когда заставит мама – 10 очков;

             в) только когда купаюсь целиком – 20 очков.

4. Как часто ты делаешь зарядку:

             а) ежедневно – 0 очков;

             б) когда заставляют родители – 15 очков;

              в) никогда – 20 очков.

5. Как часто ты простужаешься:

             а) 1 раз в 2 года – 0 очков;

             б) 1 раз в год – 5 очков;

              в) несколько раз в год – 15 очков.

6. Как часто ты ешь сладости:

              а) по праздникам и воскресеньям – 0 очков;

              б) почти каждый день – 20 очков;

              в) когда я захочу – 30 очков.

7. Как часто ты плачешь:

              а) не могу вспомнить, когда это было последний раз – 0 очков;

              б) пару раз в неделю – 15 очков;

              в) почти каждый день – 25 очков.

8. От чего ты плачешь:

               а) от боли – 0 очков;

               б) от обиды – 10 очков;

                в) от злости – 20 очков.

9. Сколько ты гуляешь:

                а) ежедневно от 1,5 до 2 часов – 0 очков;

                б) ежедневно, но меньше часа – 10 очков;

                в) иногда по выходным – 20 очков.

10. Когда ты ложишься спать:

                 а) в 21-21.30 – 0 очков;

                 б) после 22 часов – 10 очков;

                  в) после 24 часов – 35 очков.

11. Соответствует ли твой вес росту и возрасту:

                 а) соответствует или чуть меньше – 0 очков;

                 б) немного больше – 10 очков;

                  в) значительно превышает норму – 30 очков.

12. Сколько времени ты проводишь у телевизора:

                  а) не больше 1,5 часов, часто с перерывом – 0 очков;

                  б) более 3 часов – 10 очков;

                  в) смотрю всё, что нравится и сколько хочется – 30 очков.

13. Сколько времени ты тратишь на уроки:

                  а) около 1,5 часов – 0 очков;

                  б) почти 2 часа – 15 очков;

                  в) больше 3 часов – 30 очков.

14.Можешь ли ты взбежать на  5-й этаж:

                  а) с лёгкостью – 0 очков;

                  б) под конец устаю – 15 очков;

                  в) с трудом – 25 очков;

                  г) не могу – 35 очков.

15. Ходишь ли ты в спортивную секцию или танцевальный кружок:

                  а) да – 0 очков;

                  б) нет –5 очков.

Если набралось от 0 до 20 очков – ты в полном порядке!

  От 20 до 70 очков – у тебя уже появились не самые хорошие, вредные для здоровья привычки, но с ними пока не трудно бороться!

От 70 до 110 очков – ты твёрдо стоишь на пути разрушения своего здоровья. Сворачивай скорее!

От 110 и выше – можешь не считать! Как ты ещё не развалился? Начинай борьбу за здоровье с этой же секунды!