ПК 4.4.
статья на тему

Мустафина Гульнара Руслановна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

(по материалам курсового исследования)

Мустафина Гульнара Руслановна

Научный руководитель - Радугина О.П., преподаватель кафедры математики и информатики I квалификационной категории

Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. С начала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В тоже время решение задач способствует развитию младших школьников.

Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Прививать и поддерживать интерес к математике непросто. Учащиеся изначально приходят в школу с разным уровнем мотивации, разным уровнем знаний и разными способностями. Но дать возможность каждому ребенку проявить себя и порадоваться успехам товарищей можно, используя нестандартные подходы к преподаванию математики.

 Так же считается, что интерес выступает как мощный побудитель активности личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.

Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Российский         ученый-математик Я.И. Перельман писал: «Важная особенность занимательной математики состоит в том, что она побуждает к работе мысли. Насыщенная задачами, головоломками, вопросами и проблемами, она вовлекает ученика в активное сотрудничество с учителем на уроке, будит любознательность и поощряет его к первым самостоятельным открытиям». [5, с. 45]. 

Занимательные задания становятся не только средством, но и одной из форм обучения младших школьников, способствуют формированию основ учебной деятельности, активизирует познавательную деятельность учащихся начальных классов. Через занимательность в сознание ученика проникает сначала ощущение прекрасного в математике, а затем, при последующем систематическом изучении, и понимание красоты ее методов.

Таким образом, главный фактор занимательности - это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их к самостоятельной исследовательской деятельности.

В связи с этим проблема использования занимательности на уроках математики в начальной школе является актуальной и современной. 

На основании актуальности проблемы нами была сформулирована тема курсового исследования: «Методика использования занимательных задач в процессе обучения математики».

Целью нашего исследования является изучение методов использования занимательных задач в процессе обучения математике.

В соответствии с целью мы определили ряд задач:

1) отбор и анализ литературы;

2) определить сущность понятия «занимательные задачи»;

3) обобщить результаты исследования;

4) сделать выводы.

В процессе исследования нами был использован комплекс методов взаимообогащающих и дополняющих друг друга, а именно: анализ литературы, сравнение, обобщение, классификация.

Мы рассмотрели сущность понятий «занимательность» и «занимательные задачи» в современной математической науке и познакомились с мнениями разных ученых о том, какую роль играют занимательные задачи в процессе обучения математики в жизни младшего школьника. Также мы выявили типы занимательных задач и узнали, что представляют собой задачи на первых порах учебной деятельности, а также рассмотрели технологии составления занимательных задач в обучении математики.

Определив понятие «занимательные задачи» и опираясь на все сказанное выше, можно сделать следующие выводы:

  1. Основным источником побуждения младшего школьника к умственному труду на занятиях по математике может послужить интерес, а для того чтобы возбудить интерес к математике, необходимо постараться не только привлечь внимание детей к каким-то ее элементам, но и вызвать у детей удивление.
  2. При организации работы необходимо добиваться максимальной деятельности каждого ученика – организаторской, трудовой, особенно мыслительной для выполнения всевозможных заданий. Материал, преподносимый учителем или предлагаемый отдельными учениками, должен быть понятен каждому ученику.
  3. Занимательность служит основой для проникновения в сознание учащихся чувства прекрасного к самой математике.

      Так же мы рассмотрели методику конкретных типов занимательных задач в обучении математики. Выявили, на каком этапе урока лучше использовать те или иные занимательные задачи, а также узнали, что занимательные задачи могут служить средством активизации, переключения внимания детей, интеллектуального отдыха. Также определили, что использование занимательных заданий целесообразно тогда, когда есть опасность непринятия учащимися какого-либо учебного задания; при прохождении сложных тем или постановке трудных дидактических задач урока; при выработке умений и навыков учащихся, когда требуется выполнить значительное количество однотипных упражнений; при изучении материала, подлежащего прочному запоминанию.

На основе наших исследований в курсовом исследовании была достигнута поставленная цель: изучить методы использования занимательных задач в процессе обучения математики.

На протяжении всего курсового исследования мы опирались на цель, которая помогла нам более полно раскрыть основные понятия и классификации. Использование занимательных задач в процессе обучения математики смогут помочь учащимся развивать умственные способности. Эти задачи очень полезны в области математических наук, но при введении задач в курс обучения не стоит ими злоупотреблять. Учащиеся, заинтересованные в изучении математики, могут самостоятельно заниматься дома. Задачи не только интересны учащимся, но и взрослые с удовольствием включаться в этот процесс. Занимательные задачи учат достигать поставленную цель, точно и логически рассуждать, а также рассматривать несколько вариантов решения.

Так же материал должен быть разнообразным, он заключается в развитии и совершенствовании количественных, пространственных и временных представлений у детей. Разнообразными должны быть занимательные задачи по способам решения. Когда способ решения найден, то аналогичные задачи решаются без особого труда.

Занимательный материал должен использоваться не эпизодически, случайно, а в определенной системе, где прослеживается постепенное усложнение задач, игр, упражнений

Организуя деятельность детей с занимательным материалом, необходимо сочетать методы прямого обучения с созданием условий для самостоятельных поисков способов решения.

Занимательный материал должен отвечать разным уровням общего и математического развития ребенка.

Использование занимательного математического материала должно сочетаться с другими дидактическими средствами по формированию у детей элементарных математических представлений

Занимательный математический материал является средством комплексного воздействия на развитие детей, с его помощью осуществляется умственное и волевое развитие, создается проблема в обучении, и ребенок занимает активную позицию в самом процессе учения. Пространственное воображение, логическое мышление, целенаправленность, умение самостоятельно искать и находить способы действий для решения практических и познавательных задач – все это требуется для успешного усвоения математики и других учебных предметов в школе.

В выпускной квалификационной работе мы создадим сборник занимательных задач, который можно будет использовать в учебном процессе при изучении предмета «Математика». Наше курсовое исследование в 2016-2017 учебном году продолжено в виде выпускного квалификационного исследования на тему «Создание сборника «Занимательные задачи» для повышения качества обучения младших школьников на уроках математики».

Список литературы

  1. Перельман Я.И. Живая математика [Текст]: Книга для учащихся средней школы./ Я.И. Перельман. – М.: Наука, 1967.-161 с.
  2. Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие [Текст]: Книга./ Я.А.Пономарев./ -М.: Просвещение, 1967.- 264 с.
  3. Фестиваль педагогических наук «Открытый урок» [Электронный ресурс] Статья по теме: Логические задачи на уроках математики в начальной школе. = http://festival.1september.ru. – 2003-2015. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/624683/.



Предварительный просмотр:

Анализ заседания методического объединения учителей начальных классов

Повестка МО является актуальной, так как принятие новых стандартов начального общего образования и введение их с 1 сентября 2011 года в учебный процесс образовательных учреждений во многом определяет направление деятельности методического объединения учителей начальных классов. Использование новых программ, методик, технологий, форм и методов обучения детей требует определенного уровня компетентности учителя, позволяющей создать образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение планируемых образовательных результатов у ребенка.

Структура мероприятия выстраивалась следующим образом:

  • Выступление с курсов Шайхитдиновой Т.Ф.
  • Корректировка программы;
  • Шайхитдинова Т.Ф. «Проектирование по ФГОС общего образования»;
  • Итоговая и стартовая диагностика;
  • Выступление Габбасовой Д.С. о структуре рабочей программы;
  • Разное. Распределение по классам программ для корректировки.

Работа методического объединения по реализации ФГОС включает ознакомление с нормативно-правовыми документами по введению ФГОС: определение планируемых результатов освоения школьниками основной образовательной программы; создание программы формирования УУД; разработку и обсуждение рабочих программ учебных предметов (УМК); проектирование программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; программы формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программы коррекционной работы; системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы; изучение основных критериев оценки качества современного УМК для младших школьников; изучение основных критериев оценки качества образовательных программ в системе дошкольного образования; ознакомление с особенностями проектирования программы формирования УУД.

Больше всего на заседании МО понравилось организация работы учителей, которая показала, что педагоги заинтересованы в данной проблеме и многие из них знают пути её преодоления.

Поставленные задачи выполнены частично, коллектив учителей продолжает работу над поставленными задачами, так как они являются актуальными.

            Анализ работы методического объединения показала, что запланированный план работы выполнен. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены.