ПК 4.4.
статья по теме

Мухамедьярова Лизия Фарраховна

Оформлять педагогические разработки в виде рефератов, отчетов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.64 КБ
Office presentation icon pnsh.ppt3 МБ
PDF icon umk_shkola_rossii.pdf2.76 МБ

Предварительный просмотр:

РЕШЕНИЕ КРОССВОРДОВ

КАК СПОСОБ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

У УЧАЩИХСЯ

(по материалам курсового исследования)

Мухамедьярова Лизия Фарраховна

 

Научный руководитель – Радугина О.П., преподаватель кафедры информатики

Ι квалификационной категории

В современном мире у учащихся заметно снизился интерес к освоению учебных предметов школьной программы. Обычными методами обучения и контроля удовлетворить запросы учащихся стало труднее, поэтому в образовании стали применять нетрадиционные формы обучения и контроля.

Для повышения эффективности обучения и контроля многие педагоги используют элементы занимательности, подавая материал (задачи, упражнения, теорию) необычным, нетрадиционным способом — через игры, кроссворды, сканворды, занимательные задачи и т.д.

Однако очевидна тенденция уменьшения использования элементов занимательности с увеличением возраста школьников. И, поэтому, элементы занимательности не только можно, но даже нужно применять для школьников.

Крупская Н.К. пишет: «… Нужны различные методы проверки того, на сколько понятен обучающимся тот или иной материал, и методы проверки того, что они запомнили». [1, с. 135]

Также Е.И. Перовский отметил, что проверка содействует развитию памяти и мышления у учащихся, твердой воли и настойчивости как черты характера: помогает ученику лучше узнать самого себя, вернее оценить свои силы и возможности. [2, с.84]

На основе актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Решение кроссвордов как способ проверки знаний у учащихся».

Цель нашего исследования  было рассмотреть различные нетрадиционные методы контроля на уроках в начальных классах.

В соответствии с целью мы определили ряд задач:

  • Отбор и анализ тематической литературы;
  • Изучить сущность контроля учебной деятельности;
  • Познакомиться с видами, методами контроля;
  • Рассмотреть ряд различных видов кроссвордов.

В процессе исследования нами был использован комплекс методов, взаимообогащающих и дополняющих друг друга, а именно: сравнение, анализ, обобщение, классификация.

В 1 главе мы рассмотрели сущность контроля учебной деятельности, его задачи, виды, методы. И выделили следующие методы контроля:

1. Методы устного контроля (беседа, рассказ обучаемого, чтение им книги, чертежа, схемы, сообщение о проделанных опытах, наблюдениях и т.д.).

2. Методы письменного контроля (письменные работы, диктанты, изложения, сочинения, рефераты и т.д.).

3. Методы графического контроля (выполнение графиков, чертежей, схем, таблиц, заполнение контурных карт, рисунков и т.д.)

4. Методы практического (лабораторного) контроля (выявление умений и навыков выполнять определенные виды работ).

5. Методы программированного контроля (безмашинный, машинный).

6. Наблюдение.

Также мы рассмотрели оценку успеваемости учащихся, уровни усвоения знаний, качество знаний, их взаимосвязь и критерии оценки. 

В данной главе мы рассмотрели кроссворд, как способ проверки знаний у учащихся. Мы выяснили, что процесс отгадывания кроссвордов является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребёнка. Отгадывание оттачивает и дисциплинирует ум, приучая  к чёткой логике, к рассуждению.

Также мы выделили такие основные виды кроссвордов, как:

  • сканворд (скандинавский кроссворд)
  • японский кроссворд 
  • венгерский кроссворд, или филворд  
  • чайнворд 
  • кейворд (ключворд) 
  • челнок 
  • диворд (дуаль) 
  • американский (крисс-кросс) 
  • эстонский кроссворд.

Мы рассмотрели критерии оценивания и определили, что кроссворды оцениваются по двум показателям:

 а) времени, которое необходимо учащимся для отгадывания кроссворда;

 б) числу ошибок, допущенных ими в процессе решения.  

Кроме того, мы привели примеры кроссвордов, которые могут использоваться на уроках.

Контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.

Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.

В процессе контроля должны решаться следующие задачи:

 - целенаправленное формирование мотивации учения,

- актуализация и закрепление знаний,

- формирование операциональных структур мышления.

Контроль выполняет также большую воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащихся, но и учителя, приучению школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий, формированию у них положительных нравственных качеств и коллективистских отношений, созданию здорового общественного мнения.

По традиционной классификации видов педагогического контроля в обучении выделяются входной, текущий и итоговый контроль.

Также выделяют такие методы контроля: устного и письменного контроля,  проверка письменно - графических работ, проверка практических работ, зачет и экзамен. 

Контроль знаний у учащихся может осуществляться с помощью кроссвордов.

Кроссворд - это головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным заданиям.

Кроссворды являются интеллектуальными играми, предназначенными для развития эрудиции, расширения словарного запаса, тренировки памяти, внимания, мышления и они учат четко, логично и лаконично выражать свои мысли.

Кроссворд в учебном процессе:

  • стимулирует познавательную активность (дети по собственному желанию начинают обращаться за помощью к учебникам, дополнительным пособиям и другой литературе);
  • расширяет кругозор, обогащает лексикон новыми словами, терминами;
  • развивает логическое мышление и память, творческие способности;
  • повышает  грамотность;
  • способствует осуществлению дифференцированного подхода к обучению (как путем создания ресурсов разного уровня сложности, так и постановкой задач: разгадать или составить);
  • способствует здоровьесбережению учащихся.

Наше курсовое исследование в 2016 – 2017 учебном году продолжена в виде выпускного квалификационного исследования на тему «Создание сборника кроссвордов для проверки знаний у учащихся на уроках математики в начальной школе».

        

Список литературы

  1. Болотпина Л. Р., Педагогика [Текст]:/Л.Р. Болотина - М.: Просвещение, 1987. – 261 с.  
  2. Данилов М. А., Есипов Б. П. Дидактика [Текст]:/М.А. Данилов - М., 1957. – 477 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

«Перспективная начальная школа» имеет следующие завершенные предметные линии учебников: - Русский язык. Азбука. Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Русский язык. Авторы: Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А. - Литературное чтение. Автор : Чуракова Н.А. - Математика. Автор: Чекин А.Л. - Информатика и ИКТ (2-4 классы). Авторы: Бененсон Е.П., Паутова А.Г. - Окружающий мир. Авторы: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А. - Основы религиозных культур и светской этики (4 класс). Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. Авторы: Васильева Т.Д., Савченко К.В., Тюляева Т.И.

Слайд 5

- Изобразительное искусство. Авторы: Кашекова И.Э., Кашеков А.Л. - Музыка. Авторы: Челышева Т.В., Кузнецова В.В. - Технология. Авторы: Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б. - Физическая культура. Авторы: Шишкина А.В., Алимпиева О.П., Брехов Л.В. - Английский язык (2-4 классы). Авторы: Тер-Минасова С.Г., Узунова Л.М., Обукаускайте Д.С., Сухина Е.И.

Слайд 8

Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка Принцип целостности картины мира; Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников Принцип прочности и наглядности; Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей.

Слайд 9

Система развивающая (идёт работа над развитием всех учащихся, включая слабых) Урок ведётся спокойно, доброжелательно, без замечаний. Дети учатся задавать вопросы учителю и товарищам. Индивидуальная работа занимает большую часть урока.

Слайд 10

Меняется приоритет речи (больше говорят дети, учитель направляет работу в нужное русло и не даёт отойти от темы урока). Урок предусматривает вариативность материала, где всё взаимосвязано и идёт от простого к сложному. Важным моментом является форма общения учителя и ученика (сотворчество).

Слайд 11

Организационные формы обучения Фронтальные Групповые (парные) Индивидуальные Коллективные

Слайд 12

Типические свойства новой технологии УМК Комплектность Инструментальность Интерактивность Интеграция

Слайд 13

К отличительным особенностям УМК следует отнести и максимальное размещение методического аппарата, включая организационные формы работы, в корпусе самого учебника; использование единой системы условных обозначений во всем УМК; систему перекрестных взаимных ссылок между учебниками; использование единых сквозных героев (брата и сестры); пошаговое введение терминологии и мотивированное ее использование.

Слайд 14

Технологии программы «ПНШ» Игровая технология Образовательная система «ПНШ» предполагает особый психологический климат на занятиях, построенный на сотворчестве учителя и ученика, на сотворчестве учащихся в классе. Работая по данной системе, я стремлюсь развить творческие способности у каждого ребенка. С этой целью использую следующие нестандартные приемы «фантазирования».

Слайд 15

Так, в 1 классе на уроках обучения грамоте игра «Одень человечка»/ - Какую по вашему мнению одежду носит звук М? - Как вы думаете, какой звук спрятал от нас своё имя: О, М, Х или Ц / На доске -«одетый» человечек без буквы на «животике»/. Почему? Объясните свой ответ. - Какие звуки одеваются одинаково? Почему? - Почему звук [Ш’] любит только зелёный цвет, а звук [Ж] - только синий? - Почему звуки [Р] и [Р’] надевают только желтую шляпку- колокольчик?

Слайд 16

Личностно – ориентированный урок - это не только ориентация на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной и созидательной способности. Пространство такого урока – это система условий, в которых осуществляется пробуждение внутренних истоков человеческого сознания. Целью урока является - создание условий для проявления познавательной активности учеников.


Предварительный просмотр: