ПК 4.3.
методическая разработка по теме

Васькова Елена Викторовна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова.

Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно - иллюстративному способу (типу).

Развивающее обучение - это целостная педагогическая система, альтернативная традиционной системе школьного обучения. В последние годы внимание учителей всё чаще привлекают идеи развивающего обучения, с которыми они связывают возможность принципиальных изменений в школе.

Развивающий характер обучения в технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова связан с тем, что его содержание построено на основе теоретических знаний. Согласно теории о двух типах общения и мышления, существует 2 составляющие мышления: эмпирическое и теоретическое. В основе эмпирических знаний лежат наблюдения, наглядные представления, внешние свойства предметов; понятийные обобщения получаются путём выделения общих свойств при сравнении предметов. Эмпирическое мышление направлено на группировку предметов и явлений, их классификацию. Эмпирические обобщения и понятия играют в жизни людей большую роль, позволяя упорядочить окружающий предметный мир и хорошо ориентироваться в нем.

Содержательное абстрагирование - это выделение исходного общего отношения в данном материале и формулирование его в знаково - символической форме.

Особое значение в технологии Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова имеет действие обобщения. В логике оно состоит в вычленении существенных признаков в объектах и объединении объектов по этим признакам, подведении их под общее понятие.

Эмпирическое обобщение идет от частных предметов и явлений через их сравнение к общему эмпирическому пониманию.

Теоретическое, содержательное обобщение, по В. В.Давыдову, осуществляется путем анализа целого, чтобы открыть его генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, как основу внутреннего единства этого целого.

Восхождение от абстрактного к конкретному - это использование содержательного обобщения как понятия высокого уровня для последующего выведения других, более частных «конкретных» абстракций.

Содержательная рефлексия - поиск и рассмотрение существенных оснований своих собственных мыслительных действий.

Таким образом, содержание учебного предмета представляет систему понятий, заданных не как способ описания объекта, а как основание для его преобразования, регулирующая основа способов получения значимых результатов.

При реализации технологии развивающего обучения на уроках биологии, у детей формируются:

· Способность ставить учебную задачу и находить способы её решения;

· Способность к рефлексии собственных действий;

· Умение работать с модельными средствами;

· Самостоятельность суждений.

Главная цель современной школы: обеспечить усвоение школьниками определенного круга умений, знаний и навыков, которые им потребуются в различных сферах жизни.

В практической деятельности учителя используют следующие технологии развивающего обучения: проектное, проблемное, коллективное взаимодействие (КСО).

Проектное обучение создает условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из различных источников, коммуникативные умения, работая в различных группах. Развивают исследовательские умения (сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, построение гипотез, обобщение) развивают системное мышление.

Формами представления результатов исследовательской деятельности являются: альбомы, ученические выставки, видеофильмы, натуральные объекты. Более эффективно проектный метод реализуется в рамках преподавания на профильном уроке. Одним из его вариантом на уроке - проектирование опорных конспектов, которые являются результатом коллективного «мозгового» штурма.

Система проектирования опорных конспектов осваивается учащимися через логико-смысловые модели. Основной составляющей проектного обучения является проблемное обучение, которое помогает развитию умения учащихся мыслить на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей. Учитель не только сообщает детям выводы науки, но по возможности ведет их по пути открытия, заставляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем.

Реализуя технологию проблемного обучения преподаватель использует проблемные вопросы в форме познавательной задачи.

Учебная задача понимается, как ситуация «разрыва», в которую с помощью учителя «погружаются» учащиеся. Они сами фиксируют «разрыв» между имеющимися у них знаниями и умениями, необходимыми для решения данной задачи.

Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем - то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.

Если учителю удалось поставить перед учениками учебную задачу (в форме познавательной задачи), то его последующие усилия должны быть направлены на организацию её решения, т.е. на организацию собственно - поисковой деятельности. Учебная задача решается школьниками путём выполнения определенных действий:

· принятия от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи;

· преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;

· моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;

· преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;

· построение системы частных задач, решаемых общим способом;

· контроль за выполнением предыдущих действий;

· оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Учитель должен включиться в поисковую деятельность учеников и организовать её «изнутри». Существует два условия: во-первых, учитель должен стать реальным участником современного поиска, а не его руководителем; во - вторых, он не должен навязывать им «правильный» путь решения.

Когда учебная задача решена, учителю предстоит организовать оценку найденного решения.

Постановка учебной задачи, её совместное с учащимися решение, организация оценки найденного способа действия, таковы три составляющие этого метода, который адекватен цели и содержанию развивающего обучения.

Включаясь в совместную с учеником учебно-поисковую деятельность, учитель направляет её, опираясь на прогностическую оценку возможностей учащихся в соответствии с которой он перестраивает условия учебной задачи на каждом очередном этапе её решения.

Стиль учебного сотрудничества может варьировать в широких пределах - от легко - доверительного до жестко требовательного, но суть его всегда остается одной и той же - учитель не ведет ученика за собой, а лишь помогает ему определить очередную цель и отыскать оптимальный путь к ней.

Для того, чтобы каждый отдельный ученик мог действовать как субъект учебно-поисковой деятельности, он должен вступить во взаимодействие не только с учителем, но и с другими такими же субъектами. Это значит, что быть субъектом учения ученик может, если он действует не рядом с другими учениками, и независимо от них, а вместе с ними, если его деятельность развертывается в рамках коллективного учебного диалога.

Умение организовать и поддерживать коллективный учебный диалог является сложным компонентом методического мастерства учителя.

Оптимальной формой учебного процесса, позволяющей организовать поисковую деятельность учащихся и тем самым реализовать цели развивающего обучения, является коллективный диалог, в ходе которого определяется содержание очередной учебной задачи и намечаются пути её решения. Такая форма организации учебного процесса оказывает влияние и на его коммуникативные характеристики.



Предварительный просмотр:

Технология проблемно - диалогического обучения

( Е.Л. Мельникова)

Тема: «Как устроен организм человека»

Мотивирующий прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Дети что мы проходили на прошлом уроке?

- Для того, чтобы узнать тему нашего урока давайте разгадаем кроссворд. Я читаю загадки, кто знает ответ

Поднимает руку. Выкрикивать нельзя

7

1

2

3

4

5

6

1 и 2 На ночь два оконца сами закрываются;

А с восходом солнца сами открываются

- Ответ у этой загадки двойной

3. Есть всегда у людей , есть всегда у кораблей

4. У Алешки- копной,

У Аленки- волной.

5. День и ночь стучит оно, словно бы заведено. Будет плохо, если вдруг прекратится этот стук

6. Если б не было его, не сказал бы ничего

Посмотрите на буквы в закрашенных клетках: что это за слово? Какой буквы не хватает в первой клетке?

Ребята, как вы думаете что же за тема у нас?

- «Строение животных»

- Осмысляют задание,

  1. Веки
  2.  Глаза

  1. Нос

  1. Волосы

  1. Сердце

  1. Язык

- не хватает буквы «Ч» , это слово человек

-«Строение человека»;

- «Как устроен организм человека»

Подводящий диалог

Ребята посмотрите на слайд.

Млекопитающие

Рождает живых детенышей и кормит их молоком

?

Рождает живых детенышей и кормит их молоком

Питается

Воспринимает окр. Мир с помощью органов чувств

Питается

Воспринимают окр.мир с помощью оргнов чувств.

Трудится

Передвигаются на двух конечностях

Умеет мыслить мыслить и выражать свои мысли словами

 

-Во втором столбике говорится о млекопитающим?

- А о каком?

- Строение животных мы знаем? Человек имеет сходное строение с ними?

- Значит, мы уже знаем тему?

- Как мы можем обозначить тему нашего урока?

Знакомятся с информацией, повторяют раннее изученное;

- Да;

-О человеке;

- Да, это тема прошлого урока;

- Да, он имеет сходное строение тела;

- Нет, у человека есть свои особенности;

- «Как устроен организм человека»

Побуждающий

-Перед вами пословицы о здоровье, прочитайте и объясните их значения.

       Дал бы бог здоровья, а счастье найдём.

      Здоров будешь – всё добудешь.

      Не рад больной и золотой кровати.

      Здоровье не купишь – его разум дарит.

     У кого что болит, тот о том и говорит.

  -Чтобы человек был  здоров, необходимо… (знать человеческий организм).

 Загадка

Двое ходят,

Двое смотрят,

Двое помогают,

Один водит и приказывает.

(Ноги, глаза, руки и голова человека.) 

      -Какое слово здесь лишнее?  (Глаза)

      -Почему?  (Это орган зрения.)

- Продолжите ряд слов.: «Ноги,  руки и голова…( туловище).

-Это … (внешнее строение человека).

- Эту тему мы изучили.

- Что ещё в строении человеческого организма нужно знать?  (Внутреннее строение тела человека.)

 -Можете ли вы рассказать  о внутреннем строении тела человека? ( Мы не изучали данную тему.) Назовите тему урока

- Объясняют пословицы;

-Продолжают высказывания;

Отгадывают загадку;

Отвечают на вопросы;

- Затрудняются ответить на вопрос;

- «Строение организма человека»

 



Предварительный просмотр:

Технология оценивания учебных достижений в ОС « Школа 2100»

Оценка - словесная характеристика результатов действий, которую можно давать любому, особенно успешному действию ученика: удачная мысль в диалоге, односложный ответ на вопрос…

Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы.

Виды знаков: плюс, минус, цвет, цифровой балл, процент. Вид знака принимается как коллективно, так и индивидуально.

За что выставляется отметка?

Отметка выставляется за каждую продуктивную задачу.

Одна задача - одна отметка.

Среднюю отметку выставлять нельзя, так как ученик в момент проверки демонстрировал разные умения.

При изучении новой темы отметка ставится по желанию ученика.

Итоговая отметка выставляется за четверть, полугодие, триместр и определяется не количеством уроков, а темами, которые изучались в это время.

Шкала оценивания

Уровень

Балл успешности

Необходимый уровень («хорошо»)

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и давно изученные знания.

1 балл успешности:

  • частично успешное решение (с незначительной – не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

2 балла успешности:

  • полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Программный уровень по ОС

« Школа 2100» («отлично»)

Решение нестандартной задачи, где потребовалось

  • либо применить новые, изучаемые в данный момент знания;
  • либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации

3 балла успешности:

  • частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

4 балла успешности:

  • полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Максимальный уровень

( «сверхотлично»)

Решение не изучавшейся в классе « сверхзадачи», потребовавшей

  • либо самостоятельно добытых, не изучавшихся знаний;
  • либо новых самостоятельно освоенных умений

5 баллов успешности:

  • частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

6 баллов успешности

  • полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Подведём итоги.

Как соотнести балл успешности и традиционную отметку?

Качественная оценка

Отметка - баллы успешности

Пятибалльная отметка

Не достигнут необходимый уровень

Пустая клетка-незачет или « 0»-

долговое обязательство

2 (неудовлетворительно)

Возможность исправить!

Необходимый

уровень

1 балл - частичное освоение

2 балла - полное освоение

3 (удовлетворительно) Возможность исправить!

4 (хорошо)

Возможность исправить!

Программный

уровень

3 балла - частичное освоение

4 балла - полное освоение

4+(близко к « отлично»)

Возможность исправить!

5 (отлично)

Максимальный

уровень

5 баллов - приближение к уровню « макси»

6 баллов-выход на уровень

« макси»

5+ или 5 и 5(сверхотлично)

5+ или 5 и 5 (сверхотлично)

Благодаря системе новых правил:

  • заметно снижается уровень тревожности;
  • через содержательную дифференциацию отметок по признакам трёх уровней успешности отражается овладение учеником умениями и знаниями по принципу минимакса, что позволяет проследить индивидуальную образовательную траекторию каждого ученика через фиксацию в таблице требований.



Предварительный просмотр:

"Технология продуктивного чтения на уроках литературного чтения"

Актуальность: ФГОС требуют осознанного чтения как результата, асовременные исследования подтверждают, что дети его не показывают. Есть ли выход из этой ситуации? Многие занимаются решением этой проблемы? По-настоящему системной и универсальной, на мой взгляд, является технология продуктивного чтения, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской. Ключевое слово в названии технологии – «продуктивное чтение».

Технология включает 3 этапа работы с текстом и помогает вычитать 3 вида информации: фактуальная (то, о чем в тексте говорится в явном виде), подтекстовая (то, о чем в тексте говорится в неявном виде, «между строк»), концептуальная (содержит основной смысл текста, отражает замысел автора).

I. Работа с текстом до чтения (антиципация).

Цель: развитие такого важнейшего читательского умения, как - смысловая догадка, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Задача учителя: мотивация на чтение книги.

Я предлагаю детям прочитать название произведения и рассмотреть иллюстрации. Дети ("Радость" К.И. Чуковский).

- Как называется произведение?

- Давайте предположим о чём оно?

- Чему можно радоваться в жизни?

- Какие у вас есть вопросы по названию? ( А чему автор радуется?)

- Хотелось бы вам испытать чувство радости вместе с автором?

- Давайте почитаем стихотворение.

Первичное знакомство с текстом доверяется детям. Они читают текст про себя, проверяют свои предположения.

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.

Задача учителя: обеспечить полноценное восприятие текста.

Идёт перечитывание текста. Использую методические приёмы "диалог с автором" и "комментированное чтение".

Работа по учебнику 2 класс.

- Откройте учебники на стр. 11.

Читает ученик.

Рады, рады, рады

Светлые берёзы,

И на них от радости

Вырастают розы.

- Какое слово повторяется ?

- Для чего автор повторяет это слово 3 раза? (Для усиления радости 3 раза)

- Какое это создаёт настроение?

- Какие берёзы? (светлые)

- Почему они светлые? ( светит солнце, все рады)

- Что произошло на берёзах от радости?

- А могут ли на берёзе вырасти розы?

- Как вы думаете, для чего автор придумал такой сюжет? (Чтобы мы удивились, порадовались, посмеялись)

- А хотелось вам сказать автору:"Так не бывает!"

Далее работаем.

Куры стали павами,

Лысые - кудрявыми.

Словарная работа: "куры стали павами"- пава - самка павлина, птица с нарядными перьями.

- Как вы думаете, почему куры стали павами, лысые - кудрявыми? (они тоже радуются и становятся красивыми).

Читает ученик дальше:

Так бегите же за мною

На зелёные луга,

Где над синею рекою

Встала радуга - дуга.

- Ребята, что нам предлагает автор? (бежать за ним)

- Сразу побежите?

- Куда бежать? (на зелёные луга)

- А что автор увидел там интересного? (над синею рекою радуга - дуга)

- Ребята, поднимите руку, кто из вас захотел вместе с автором посмотреть на радугу?

- Я тоже хочу посмотреть на радугу - дугу.

Читает ученик дальше:

Мы на радугу

Вска - раб - каемся,

Поиграем в облаках

И оттуда вниз по радуге

На салазках, на коньках!

- Ребята, а мы сразу оказались на радуге?

( вскарабкаемся)

- Кто может объяснить как мы это будем делать?

- Правильно: вскарабкаться значит взлезть, с трудом, цепляясь руками.

- Как автор записал слово? (по слогам)

- Да, не сразу мы оказались на радуге, с трудом. Чтобы достичь любой цели надо потрудиться.

- Вот мы на радуге!!!

- Что же мы там делаем? (играем)

- В какие игры мы поиграем? (дети предлагают)

- А что потом? (вниз, вернёмся)

- Как вернемся обратно?

Именно на этом этапе чтения и понимания идёт осмысленное понятие каждого слова, выражения. По ходу ведётся словарная работа, объяснение и уточнение значений слов. В этом случае словарная работа становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.

Обучение чтению текста с такими приёмами закладывает основу умения учиться и формирует навык самостоятельной учебной работы.

III. Работа с текстом после чтения.

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Задача учителя: обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

На данном этапе я задаю концептуальный вопрос по тексту в целом.

- Как вы думаете для кого автор написал это стихотворение? (для всех)

- А зачем? (чтобы люди порадовались вдруг кому - то грустно)

- Какая главная мысль произведения?

Дополняю сведения об авторе:

В произведениях К.И. Чуковского всё касается всех.

Уж если беда, то вселенская - «Краденое солнце». А если радость, то всемирная, от неё на осинах зреют апельсины, а на березах вырастают розы.

Одно из главных свойств произведений Чуковского - ощущение праздника, восторга, радости. Оно заимствовано у самих детей. "Все дети верят, что жизнь создана только для радости и счастья".

Метапредметный результат в обучении является "мостом", связывающим все предметы. Это решает проблему оторванности учебных предметов. Даёт возможность ученику осваивать предметы во взаимосвязи, учит учиться самостоятельно.

Что даёт ученику?

1. Способствует пониманию текста на уровне смыслового чтения.

2. Формирует умение учиться и мотивирует на обучение.

3. Открывают возможность широкой ориентации в различных предметных областях.

Что даёт учителю?

1. Позволяет грамотно и результативно организовать работу с учащимися.

2. Даёт возможность формировать весь комплекс заданных ФГОС УУД и является развивающей, осуществляет метапредметный подход и результат.

3. Применима на уроках по любому предмету и на любой ступени обучения.

4. Технология продуктивного чтения эффективно работает с учащимися с ОВЗ.

Технология продуктивного чтения работает на повышение эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения и воспитания, что в полной мере соответствует требованиям нового стандарта образования. 



Предварительный просмотр:

Заседание ШМО учителей начальных классов  "Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС"

1. Подготовка к заседанию:

определение вопросов, рассматриваемых на заседании и выступающих

продумывание формы организации

анкетирование педагогов по данной проблеме

2. Повестка целесообразна и актуальна, т.к у обучающихся необходимо формировать умения самоорганизации. А для этого педагоги должны владеть приёмами и  методами формирования данных умений.

3. Мероприятие включало освещение теоретических вопросов и практическую часть.

4. Руководитель МО координировал работу членов коллектива в процессе деятельности.  В первой части 2 педагога осветили теоритические вопросы. В практической части проходила работа в группах,в которую были включены все педагоги.

5. Содержание заседания МО соответствует его целям и достигнутым результатам.

6. Интересно была организована практическая часть: работа в группах с последующим представлением результатов работы всему коллективу в виде небольшого проекта по данному вопросу.

 7. Заседание МО проведено методически грамотно, в результате было выработано совместное решение, отобраны наиболее эффективные приёмы, формы и методы работы по формированию у обучающихся умений самоорганизации учебной деятельности.