ПК 4.4.
статья на тему

Игнатова Анна Олеговна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

 

Статья по материалам исследовательской работы опубликована на Литературно-методическом портале http://litmetportal.ulcraft.com/mietodichieskiie_m...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнила студентка 41 группы

Игнатова А.О.

Г. Челябинск

 Какая она, самооценка младшего школьника?

Каждый человек сам себя строит и выбирает свой жизненный путь, сам выстраивает свои отношения с другими людьми, наконец, сам совершает и исправляет ошибки. Поэтому понятия «формирование», «воспитание» и др., используемые в науке и практике, — это достаточно условные понятия. Задача семьи, образовательных учреждений состоит не в прямом воздействии на личность растущего человека с целью добиться желаемых результатов, а в создании необходимых условий для самостроительства, самоформирования и самовоспитания, в актуализации механизмов самопознания и саморазвития.

Опираясь на определение из книги «Психология человека от рождения до смерти» : Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков; оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. [5]

Предметом самовосприятия и самооценки индивида может быть его тело, его способности, его социальные отношения и тожество других личностных проявлений. 

По мнению американского психолога Маршала Розенберга, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я» . Поэтому, низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

В психологии классификация видов самооценки разработана в зависимости от различных оснований: 

  • близости к реальности – адекватная (реалистичная, оптимальная) и неадекватная (неоптимальная, склонность к завышению или занижению);
  •  величины (уровня) – высокая самооценка (максимальный и приближенный к нему уровень), средняя (промежуточный уровень), низкая (минимальный уровень);
  • устойчивости – стабильная (еще имеет название «личностная») и плавающая (текущая);
  • широты охвата – общая, частная или конкретно-ситуативная.

Адекватная/неадекватная:  этот вид самооценки – результат склонности к объективному или субъективному взгляду на самого себя и собственные проявления. Адекватная – характеризуется как оптимальное соотношение между уровнем притязаний и достижениями индивида. Обладая ею, личности удается наилучшим образом соотнести собственные силы с возможностями решить проблемы разной сложности и с запросами окружающих.

Высокая/средняя/низкая: уровень самооценки отображается величиной ее проявления в самосознании индивида:

Высокая. Она служит мотивирующим и мобилизационным фактором для индивида. Средняя. Личности со средним уровнем самооценки больше, с чем смогут справиться в той или иной деятельности на себя не берут, но и планку достижений снижать не будут. Низкий уровень самооценки – результат отсутствия у личности уверенности, свидетельство безоговорочной ориентации на предыдущие неудачи или неадекватные сравнения с другими, более успешными людьми.

Стабильная/плавающая: данный вид самооценки указывают на уровень формирования личности: Стабильная самооценка присуща лицам с устойчивой позицией относительно своей личности и ее возможностей, здесь отображается общий уровень удовлетворенности собой и своими качествами. Плавающая самооценка отображает оценивание текущей ситуации – поступков, поведенческих проявлений, реакций, действий и т.п. Она служит подсказкой для коррекции собственного поведения как результата самоконтроля.

Общая/частная/конкретно-ситуативная: общая (глобальная) самооценка охватывает целостную личность и ее значение, касается эмоционально-ценностного уровня. Частная: отдельные стороны индивида призвана давать частная самооценка. Оперативные самооценки (конкретно-ситуативные) проявляются при оценивании личностью обстоятельств, которые меняются в зависимости от конкретной ситуации.

Психологический термин «уровень притязаний» подразумевает стремление индивида достичь определенных результатов на том или ином поприще, чтобы повысить, либо еще раз подтвердить свою самооценку. [6]

Уровень притязаний тесно связанно с самооценкой личности. Люди, имеющие реалистичный уровень притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, в тенденции избегать ситуаций соревнования, в некритичности оценки достигнутого, в ошибочности прогноза, и пр. [2]

Постоянные неудачи могут привести к общему снижению самооценки, сопровождающемуся тяжелыми эмоциональными срывами и конфликтами. Педагог, который систематически выставляет ученику низкие оценки, казалось бы, верно оценивая его знания, допускает серьезную ошибку, если оставляет без внимания уровень притязаний школьника, примирившегося с подобным положением вещей.

Пути повышения уровня притязаний различны и зависят от индивидуальных особенностей ребенка, реальных возможностей педагога и т.д. Это и прямая помощь со стороны учителя, и различные приемы создания перспективы для личности. Эти перспективы могут быть выявлены первоначально в другой области, не связанной с той, в которой проявляются неудачи. Бережное отношение к человеческой личности, разумно оптимистический подход к ее перспективам дают возможность найти стратегию индивидуальной работы с ребенком. Эта работа будет способствовать пробуждению в нем уважения к себе и уверенности в своих возможностях.

В других случаях важно несколько снизить уровень притязаний ребенка. Необходимость решения этой задачи определяется не только тем обстоятельством, что ребенок с неоправданно завышенным уровнем притязаний встречает решительный отпор в детском коллективе, но и потому, что завышенный уровень притязаний, многократно вступая в противоречие с реальными неудачами, порождает острые эмоциональные конфликты. Нередко при этом ребенок проявляет упрямство, обидчивость, ведет себя неадекватно, притворяясь вполне удовлетворенным, либо стремясь объяснить свои неудачи чьим-то противодействием, становясь подозрительным, озлобленным, агрессивным. При частом повторении эти психические состояния закрепляются в виде устойчивых черт характера. [3]

Формирующаяся с детского возраста самооценка индивида должна иметь определенное направление, чтобы создать условия для оптимального ее развития. Все начинается с семейных отношений: от адекватного восприятия своего ребенка родителями и до удачных сценариев семейного взаимодействия.

Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, но еще больше усиливается с поступлением в школу, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Дети этого возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нем говорит взрослый. [1]

Это напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку и его успехам в различных видах деятельности. У младших школьников в отличие от дошкольников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные. Самооценка в младшем школьном возрасте формируется, главным образом, под влиянием оценок учителя.

Особое значение дети придают своим интеллектуальным возможностям и тому, как они оцениваются другими. Детям важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. [1]

Как показывает практика пробных уроков, действительно, самооценка младшего школьника зависит от оценок и отметок учителя. И каждый ученик судит других и самого себя за счёт отметок. Наблюдая за уроками в школе, можно сделать вывод, что младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оцениваемую деятельность.

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. [3]

Неадекватная самооценка младших школьников требует внимания не только со стороны педагогов и родителей, но и со стороны психолога, т.к. у таких детей могут возникнуть проблемы в учебе и в общении с другими детьми. [4]

С детьми, имеющими заниженную самооценку может быть организованна коррекционно-развивающая работа, направленная на повышение уверенности в себе, снижение эмоционального напряжения, создание ситуации успеха.

Конечно же, повысить самооценку учащихся за короткое время невозможно. Необходима систематическая, целенаправленная работа с ними. В такой работе могут быть использованы следующие методы:

1. Игротерапия;

2. Арттерапия (терапия искусства)

3. Психогимнастика

4. Рисование

Таким образом, в работе с неуверенными детьми может быть использовано все многообразие средств коррекционно-развивающей работы.

Так же особую роль в становлении адекватной самооценки играет семья, именно отношения в семье способствуют формированию той или иной самооценки. Анализируя уроки на практике, можно сказать, что есть ситуации на уроках, при которых невооруженным глазом видно, какие отношения в в семье у ребенка и как к нему относятся. Поэтому, по мнению многих психологов и педагогов,  формирование самооценки должно начинаться с семьи.

Список используемой литературы

1.Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников[текст] / Ш.А. Амонашвили. М.: Педагогика, 1984. - 296 с.

2.Выготский Л.С. Кризис семи лет [текст] / Л.С. Выготский, Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. - М.: Академия, 2003.

3. Давыдов В.В. Психическое развитие младших школьников [текст] / ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1990 - 160 с.

4. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития [текст] / И.Ю. Кулагина – М.: Эксмо, 2009.

5.Реана А.А.Словарь по книге: «Психология человека от рождения до смерти» [текст] / Реана А.А. – М.: Москва: Издательский Дом «Нева», 2002.

6.Уровень притязаний и самооценка [Электронный ресурс]: Документ= gopsy.ru Режим доступа: http://gopsy.ru/lichnost/uroven-pritjazanij-i-samoocenka.html - 15.02.17



Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБЖ) В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

(по материалам курсового исследования)

Игнатова Анна Олеговна

Научный руководитель – Лебедева Е.Ю., преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин высшей квалификационной категории

Актуальность данной темы исследования заключается в том, что за последние несколько лет четко обозначилась тенденция к изменению целей и приоритетных ценностей российского образования. «Развивающемуся обществу, - подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования»,- нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью… способны к сотрудничеству…обладают чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание». В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит признание ценностно-нравственного значения образования в современном обществе. [4].

Благодаря исследованиям отечественных философов (Э.В.Ильенков, М.С.Каган, П.В.Копнин, В.А.Лекторский и др.) и психологов (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов и др.) термин «системно-деятельностный подход» чаще стал использоваться по отношению именно к данным учениям.

По мнению А.Г. Асмолова, «процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно - деятельностный» подход в образовании!». [3,200].

Если раньше основную цель урока учитель видел в том, чтобы «сформировать понятие», «дать знание», используя репродуктивные методы обучения. То на современном этапе приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
[4]

Как справедливо отмечает А.Г. Асмолов, необходим переход от технологии обучения по формуле «Ответы без вопросов» к жизненным задачам и познавательной мотивации ребёнка. Одним из способов, которые могут обеспечить подъём системы образования на новый качественный уровень в решении задач образования, является проблемный подход. [1]

Поэтому традиционный объяснительно-иллюстративный метод заменяется новыми педагогическими технологиями. Одной из них является проблемное обучение. Многие идеи его сторонников (В.Ф. Зуева, М.Н. Скаткина, К.П. Ягодовского, А.К. Бекетова, Б.Е. Райкова, В.А. Сухомлинского и др.) остались нереализованными и по-прежнему актуальными. Авторы концепции проблемного обучения (А.М. Матюшкин , Т.В. Кудрявцев , В.Т. Кудрявцев , М.И. Махмутов ) определяют проблему вслед за И.А. Лернером как «проблемную ситуацию, принятую субъектом к решению на основе имеющихся у него средств (знаний, умений, опыта поиска)».

Проблемная ситуация играет большую роль в обучении детей предмету обж, так как ребенок сам решает проблему, ищет выход из какой-либо ситуации, самостоятельно составляет алгоритмы действий, что повлечет запоминанию этих действий в конкретной опасной ситуации, где ребенок не растеряется и сможет применить знания и позаботиться об окружающих, а так же о самом себе.

Актуальность проблемного обучения определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема исследования: «Создание проблемных ситуаций на уроках окружающего мира (обж) в начальной школе, как способ реализации системно - деятельностного подхода».

Целью данной работы является провести анализ научно-методической литературы для определения места проблемной ситуации на уроках окружающего мира (ОБЖ) в рамках системно- деятельностного подхода.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  1. Отобрать литературу по данной теме;
  2. Раскрыть сущность понятий «системно-деятельностный подход», «проблемная ситуация»;
  3. Указать особенности создания проблемной ситуации;
  4. Выявить возможности организации проблемной ситуации;

При исследовании вопроса использовались следующие методы теоретического исследования:

  • изучение и анализ литературы;
  • сравнение;
  • обобщение.

Изучив научно-методической литературу, мы считаем, что суть активизации обучения младшего школьника заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого учится самостоятельно “добывать знания”.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Для взращивания такого типа человека в стандартах предлагается системно-деятельностный подход.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.[2]

Результаты исследований, проведенных специалистами, говорят о том, что в большинстве случаев трагических последствий можно было бы избежать, если бы люди, которые попали в экстремальную ситуацию, знали, что им нужно делать. Наша цель, научить учащихся не просто думать, а думать безопасно; не просто самостоятельно принимать решения при возникновении опасных ситуаций, а научить выбирать самое правильное и безопасное решение по отношению к себе, окружающим, обществу и государству; научить самостоятельно добывать знания для безопасной жизнедеятельности.

Психологами доказано, что “проблемная ситуация” являете я главным средством активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и управления процессом, усвоения новых знаний.[4]

Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы. В проблемной ситуации ученик ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.

Проблемная ситуация характеризует определенное психическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения задания, которое помогает ему осознать противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить это с помощью имеющихся знаний; осознание противоречия пробуждает у учащегося потребность в открытии (усвоении) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действия.[3]

Изучив способы создания проблемных ситуаций, их место и роль на уроках, можно сделать  вывод, что не маловажную роль играет учитель, который создает проблемные ситуации. Он должен подбирать материал соответствующий возрасту детей, целям урока, также способствовать мотивации добывать знания самостоятельно. Следует отметить, что не всякий вопрос, на который ученик не знает ответа, создает истинную проблемную ситуацию. Проблемная задача обязательно должна вызывать умственную активность. Учитывая, что содержание проблемного обучения представляет систему учебных задач различного уровня сложности, то следует дифференцированно подходить к их решению.

Мы рассмотрели методику организации проблемных ситуаций на уроках обж в курсе окружающего мира. Также можно прийти к выводу, что применение на уроках обж проблемного обучения различных уровней сложности позволяет, с одной стороны, более дифференцированно подходить к изучению данного предмета, а с другой – работать с группами обучающихся, которые имеют различный уровень подготовленности. Кроме того, проблемное обучение учит мыслить логично, научно, творчески, формируют практические умения, алгоритмы действия в той или иной опасной ситуации, что отвечает требованиям современной школы.

Так же большую популярность имеют классификации А.М. Матюшкина и И.Я Лернера , но наибольшее применение в практике обучения получила классификация М. И. Махмутова. Он намечает несколько способов создания проблемных ситуаций:

1) при столкновении учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;

2) при организации практической работы учащихся;

3) при побуждении учащихся к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновение с прежними житейскими представлениями об этих явлениях;

4) при формулировании гипотез;

5) при побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению;

6) при побуждении учащихся к предварительному обобщению новых фактов;

7) при исследовательских заданиях. [5]

Итак, психологическая структура проблемной ситуации включает следующие три компонента: неизвестное достигаемое знание или способ действия; познавательная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятельности и интеллектуальные возможности человека, включающие его способы и прошлый опыт. [5]

Создание проблемной ситуации, поиск её решения и само решение непосредственно связываются с функцией творческого мышления, способствует повышению интеллектуального уровня и умственного потенциала младших школьников. Учащиеся совершают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, что, в итоге, даёт положительные результаты обучения. [5]

В выпускном квалификационном исследовании мы продолжим изучение темы и выявление эффективности работы проблемных ситуаций, как средство развития познавательных УУД у младших школьников.

Список использованной литературы

1. Бухарова, И.С. Проблемный подход в обучении:«выход за пределы» [текст] / И.С. Бухарова // Начальная школа плюс До и После. – 2014. - № 1. – С. 33-38.

2. Жданко Т.А. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации [текст] / Жданко Т.А. // «Magister Dixit» - Научно-педагогический журнал Восточной Сибири.-2012.-№ 4.- С.185-192.

3. Лернер, И.Я. Проблемное обучение [текст]  / И.Я. Лернер. – М. ; Знание, 1974. – 64 с.

4.  Организация проблемных ситуаций на уроках в начальной школе [Электронный ресурс]: Документы = garnett.ru Режим доступа: http://garnett.ru/shkolniku/9-klass/organizatciia-problemnykh-situatcii-na-urokakh-v-nachalnoi-shkole/ - 11.11.15

5. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [текст]  / А.М. Матюшкин. - М.; 1992. - 33 с.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»

Согласовано

Утверждено

___________________

___________________

«   » _______________ 2016 года

«   » _______________ 2016 года

Подпись_______________

Подпись_______________

                                               

Программа внеурочной деятельности

«Волшебная бусинка»

по общекультурному направлению

                                                         

Возрастная группа:

младший школьный возраст (от 6 до 11 лет) 

Специальность:

Составитель:

Срок реализации: 4 года

Игнатова Анна

Программу защитили

с оценкой «____»

Курс 3, группа 31

Руководитель: Мирзоян Р.В.

Челябинск, 2016

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………………..

3

  1. Учебно-тематическое планирование на 1 год обучения……………………

5

  1. Содержание курса 1 года обучения…………………………………………..

7

  1. Учебно-тематическое планирование на 2 год обучения……………………

8

  1. Содержание курса 2 года обучения…………………………………………..

10

  1. Учебно-тематическое планирование на 3 год обучения……………………

11

  1. Содержание курса 3 года обучения…………………………………………..

13

  1. Учебно-тематическое планирование на 4 год обучения……………………

15

  1.  Содержание курса 4 года обучения………………………………………….

17

  1.  Материально-техническое обеспечение…………………………………….

19

  1.  Учебно-методический комплекс…………………………………………….

20

  1.  Мониторинговая карта результатов освоения программы………………...

21

  1.  Список литературы…………………………………………………………...

23

  1.  Приложения…………………………………………………………………...

24

Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.

В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Программа «Волшебная бусинка» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы. 
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет выбор в принятии решения, исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

Цель: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.

Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:

-научить детей основным техникам изготовления поделок из различных материалов;

-развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

- развивать у детей воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре; проектные способности младших школьников;

- воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Содержание в каждом классе разделено по видам обрабатываемых материалов.

Условия реализации программы

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6 -11 лет, на 4 года обучения: 1 год - 32 часа; 2 год-34 часа; 3 год- 34 часа; 4 год – 34 часа. Занятия будут проходить 1 раз в неделю.

Учебно-тематическое планирование

Учебно-тематическое планирование на 1 год обучения

32 недели * 1 час = 32 часа

№ п/п

Тема  занятий

Кол-во часов

В том числе

Формы орган-ии деят-ти уч-ся при проведении занятий

Теоретические

Практические

Раздел I. Аппликация и моделирование  (16 часов)

1-4

Аппликация из природных материалов на картоне.

- История аппликаций из природных материалов;

-Аппликация из листьев:«Мышка»;

-Аппликация из желудей: «Слон»;

- Аппликация из любого природного материала на выбор

4

1

3

Занятие-путешествие

Тренировка

Погружение

Занятие-опыт

5-8

Аппликация из геометрических фигур.

-Составление мозаики. -Составление композиции «Заяц и ёж».

- Сочинение истории к своей работе;

- Рассказ придуманной истории к композиции и показ работ .

4

1

3

Занятие-приключение

Занятие по сюжету сказки

Фантазия

Занятие- выставка

9-10

Аппликация из пуговиц.

-  Аппликация «Дерево»;

-Аппликация «Сова»

2

-

2

Тренировка

Занятие-  опыт

11-12

Аппликация из салфеток.

-Панно «Цветок».

- Изготовление панно в парах на тему «Цветы»

2

-

2

Интеллектуальная дуэль

Занятие-праздник

13-15

Объёмная аппликация.

- Композиция в группах «На отдыхе»,

 -Индивидуальная композиция «Лесные строители»,

-  Придумывание небольшой истории к композиции , демонстрация готовых работ.

3

1

2

Взаимообучение

Фантазия

Погружение

16

Итоговое занятие (коллективная работа)

- коллаж лучших работ

1

-

1

Занятие- выставка

Раздел II. Работа с пластическими материалами (10 часов)

17-20

Рисование пластилином.

- Рисование на тему: «Радуга».

-Рисование на тему «Цветик – семицветик».

- Рисование картины на тему по выбору ученика

- Доработка незаконченных работ и показ готовых картин.

4

1

3

Театральная игра

Занятие- квн

Самоуправление

Погружение

21-24

Обратная мозаика на прозрачной основе.

- История возникновения мозаики (приглашенный гость)

- Выполнение аппликации по шаблону: «Лягушка»

- Выполнение аппликации на тему: «Моё имя»

- Выполнение аппликации : «Солнышко»

4

1

3

Мастер-класс

Погружение

Фантазия

Эврика

25

Лепка из солёного теста.

-Игрушка: «Мишка косолапый».

1

-

1

Занятие- сказка

26

Итоговое занятие (защита своей работы- по выбору)

1

-

1

Защита индивидуальных проектов: портфолио

Раздел III. Аппликация из деталей оригами (6 часов)

27-29

Аппликация из одинаковых деталей оригами.

- Изготовление «Попугая»

-Изготовление композиции цветов

-  Композиция «Рачок-морячок»

3

1

3

Музыкальный видеоклип

Взаимообучение

Занятие- квн

30-31

Коллективные композиции в технике оригами:

- «Природа – это внешний мир, в котором мы живем»

- Составление композиции из всех работ

2

-

2

Занятие- праздник

Занятие- презентация

32

Итоговое занятие (слайд-шоу из работ)

1

-

1

Занятие -  презентация работ «История: как всё было»

Итог

32

6

26

Содержание изучаемого курса

Раздел I. Аппликация и моделирование

Темы, включенные в 1 раздел: «Аппликация из природных материалов на картоне»; «Аппликация из геометрических фигур»; «Аппликация из пуговиц»; «Аппликация из салфеток»; «Объёмная аппликация»; «Обратная мозаика на прозрачной основе»;

Основные понятия: гербарий, засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка, аппликация; вырезание геометрических фигур, виды вырезаний, способы, способы составления фигур, аппликация; природа, техника наклеивания пуговиц; панно, экологические материалы, объёмная аппликация;

Практические задания: дети выполняют аппликацию из природных материалов в форме различных животных, в итоге которых, работы будут выставлены в холле школы; выполнение аппликаций из пуговиц на тему «Сохраним нашу природу»; выполнение композиции «Дерево» и «Совы» из пуговиц; дети выполняют панно в форме цветка с помощью салфеток, которые могут использовать в качестве подарка; изготовление объёмной аппликации на тему: «на отдыхе, лесные строители» и по выбору; дети организуют выставку из своих работ на тему: «Сохраним нашу природу»;

Раздел II. Работа с пластическими материалами

 Темы, включенные в 2 раздел: «Рисование пластилином»; «Обратная мозаика на прозрачной основе»; «Лепка из солёного теста»;

 Основные понятия: классификация объёмных аппликаций, природа, пейзаж, бытовая сцена; история пластилина, техника работы с пластилином; экология, проект, выставка; история мозаики, виды мозаики, способы выполнения работ из мозаики; тесто, виды лепки.

 Практические задания: нарисовать пластилином радугу или цветик- семицветик используя технику выполнения; наблюдение за мастер-классом человека, приглашённого в гости для проведения практического занятия и повторение действий; выполнение игрушки на тему: «Мишка косолапый», используя солёное тесто и технику выполнения работы.

Раздел III. Аппликация из деталей оригами

Темы, включенные в 3 раздел: «Аппликация из одинаковых деталей оригами»;  «Коллективные композиции в технике оригами».

Основные понятия: экологические материалы, формы работы; геометрические фигуры, оригами; композиция, сюжет;

Практические задания: выполнение коллективной композиции на тему «Природа – это внешний мир, в котором мы живем»; дети, на протяжении всех выставок и отчётов делают фотографии и видеоотчёты,  из которых составляют одно видеоотчёт на тему: «История: как всё было»

Учебно-тематическое планирование

Учебно-тематическое планирование на 2 год обучения

34 недели * 1 час = 34 часа

№ п/п

Тема  занятий

Кол-во часов

В том числе

Формы орган-ии деят-ти уч-ся при проведении занятий

Теоретические

Практические

Раздел I. Аппликация и моделирование (12 часов)

1-4

Аппликация из листьев и цветов.

- Дискуссия на тему природные материалы;

- Работа на тему: «Осень»;

- Работа на тему: «Подводный мир»;

- Подделка на тему: «Лесные жители»

4

1

3

Занятие-дискуссия

Занятие-опыт

Занятие-путешествие

Эврика

5-8

Аппликация из птичьих перьев.

- Беседа на тему: «Какие бывают перья? Виды подделок из перьев »

- Аппликация «Лебедь»;

- Аппликация «Сова»;

- Коллективная композиция, сюжет по выбору.

4

1

3

Интеллектуальная игра

Занятие-тренировка

Занятие- сказка

Фантазия

9-11

Аппликация из соломы.

- Сказка про соломенного бычка, анализ, техника изготовления аппликаций из соломы;

- Изготовление панно «Цветы»;

- Аппликация «Кленовый лист»;

3

1

2

Занятие – кино (мультфильм)

Занятие-путешествие

Самоуправление

12

Итоговое занятие

-Показ лучших работ

1

-

1

Занятие-презентация

Раздел II. Работа с пластическими материалами (8 часов)

13

Разрезание смешанного пластилина.

- Тренировка разрезания пластилина

1

-

1

Тренировка

14-15

Обратная мозаика на прозрачной основе.

- Мастер-класс;

- Изготовление композиции на тему «Зимушка-зима».

2

1

1

Мастер-класс

Занятие-квн

16-17

Торцевание на пластилине.

- Изготовление разных фигур животных, растений;

-Сочинение мини-сказки и постановка кукольного театра из фигурок.

2

-

2

Социальное творчество

Театральная постановка

18-19

Лепка из солёного теста.

-Мышка на сыре;

- Рыбка;

2

-

2

Занятие-опыт

Занятие- сказка

20

Итоговое занятие

1

-

1

Занятие-презентация

                       Раздел  III. Поделки из гофрированной бумаги (4 часа)

21-23

Объёмные аппликации из гофрированной бумаги.

- Мастер –класс от творческой личности;

-Изготовление поделки: «Павлин»;

- Изготовление композиции: «Домик в деревне»

3

1

2

Мастер-класс

Занятие-путешествие

Фантазия

24

Итоговое занятие

- Показ любимых работ

1

-

1

Занятие-выставка

Раздел IV. Модульное оригами (10 часов)

25-26

Треугольный модуль оригами.

- Показ техники выполнения модулей;

- Пробное изготовление модулей для дальнейших работ.

2

1

1

Занятие-тренировка

Занятие-опыт

27-28

Замыкание модулей в кольцо.

- Изготовление модулей;

-Замыкание в кольцо. Изготовление основы работы.

2

-

2

Занятие-квн

29-33

Объёмные фигуры на основе формы «чаша».

- Просмотр видео-уроков техники оригами, анализ;

- Изготовление вазы для цветов;

- Изготовление «Лебедя» из модулей;

- Продолжение изготовления «Лебедя»;

- Доведение работы до конца, показ.

5

1

4

Видео-занятие

Занятие-тренировка

Занятие-путешествие

Занятие-выставка

34

Итоговое занятие: фото и видеоотчет

1

-

1

Видео-занятие

Фотосессия

Итог

34

7

27

Содержание изучаемого курса

I. Аппликация и моделирование

Темы, включенные в 1 раздел: «Аппликация из листьев и цветов», «Аппликация из птичьих перьев», «Аппликация из соломы»

Основные понятия: Засушенные цветы, листья, перо, способы составления аппликации, природа, сборка аппликации на основу, аппликация, соломка, декоративные свойства соломки.

Практическое задание: дети выполняют аппликацию из природных материалов в форме различных животных, в итоге которых, работы будут выставлены в холле школы, познакомившись с новым видом аппликации из природного материала, изучив и попробовав на образце технику работы с птичьими перьями, дети приступают к изготовлению подарка , выполнить изображение пейзажей, фантастических животных и растений из соломы.

II. Работа с пластическими материалами

Темы, включенные в 2 раздел: «Разрезание смешанного пластилина», «Обратная мозаика на прозрачной основе», «Торцевание на пластилине», «Лепка из солёного теста».

Основные понятия: спираль, цветок, слоенный тортик, цветущее дерево, разрезание пластилина, обратная аппликация, природа, пейзаж, торцевание, цветы, виды торцевания, рыбки, техника работы с соленым тестом.

Практическое задание:  Показ основных приемов разрезания пластилина и основных узоров для разрезания «спираль» и «цветок»; показ несложных композиций выполненных в данной технике: «Цветы», «Цветущее дерево», «Животные», «Вазочка с розами», сочинение сказки и постановка кукольного театра; сделать рыбок и композицию «Мышка на сыре», используя технику выполнения лепка из соленого теста.

III. Поделки из гофрированной бумаги

Темы, включенные в 3 раздел: «Объёмные аппликации из гофрированной бумаги»

Основные понятия: история мозаики, виды мозаики, способы выполнения работ из мозаики.

Практическое задание: дети наблюдают за мастер-классом человека, приглашённого в гости для проведения практического занятия и повторяют действия; изготовление поделки «Павлин», композиция «Домик в деревне».

IV. Модульное оригами

Темы, включенные в 4 раздел: «Треугольный модуль оригами»; «Замыкание модулей в кольцо»; «Объёмные фигуры на основе формы «чаша»»; «Итоговое занятие».

Основные понятия: оригами, виды оригами, формы, геометрические фигуры, композиция, композиция, сюжет, видеоматериал, защита, проект.

Практическое задание: выполнить модульное оригами «бумажное волшебство»; дети в группах выполняю работу из одинаковых деталей, замыкают модули в кольцо; дети выполняют коллективную композицию на основе формы «чаши», такие как лебедь, павлин; дети, на протяжении всех выставок и отчётов делают фотографии и видеоотчёты,  из которых составляют одно видеоотчёт на тему: «История: как всё было».

Учебно-тематическое планирование

Учебно-тематическое планирование на 3 год обучения

34 недели * 1 час = 34 часа

№ п/п

Тема  занятий

Кол-во часов

В том числе

Формы орган-ии деят-ти уч-ся при проведении занятий

Теоретические

Практические

Раздел I. Работа с природными материалами (4 часа)

1-3

Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей).

- Игра на тему : «Природные материалы-это..»;

- Поделка из спичек «Домик из сказки»;

- Поделка из жёлудей «Смешные человечки».

3

1

2

Интеллектуальная дуэль

Занятие- путешествие

Занятие-опыт

4

Итоговое занятие

- Коллаж работ

1

-

1

Занятие- фотоколлаж

Раздел II. Объёмные и плоскостные аппликации (18 часов)

5-9

Торцевание гофрированной бумагой на картоне.

- Показ работ предыдущих годов;

-Аппликация «Солнышко нас греет»;

- Сочинение истории к своей работе;

- Изготовление сердечек для детских домов;

- Изготовление птиц (на выбор).

5

1

4

Видео-занятие

Занятие- квн

Фантазия

Социальное творчество

Самоуправление

10-13

Мозаика из ватных комочков.

-Беседа на тему «Техника выполнения мозаики из ватных комочков»;

- Изготовление «Снеговичка»;

-Изготовление «Деда Мороза»;

-Сочинение истории к своей работе;

-Показ и чтение истории с действиями.

4

1

3

 Погружение

Занятие-тренировка

Занятие- игра

Мини-театр

14-17

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги.

-Круглый стол на тему: «Виды мозаики и её техника выполнения»;

-Аппликация «Яблочко»;

-Аппликация «Бабочка»;

-Доведение работ до конечного результата.

4

1

3

Круглый стол

Занятие-опыт

Взаимообучение

18-21

Многослойная аппликация.

- История создания многослойной аппликации. Технология выполнения;

-Аппликация: «Лебеди на закате»;

-Аппликация «Птичка в джунглях»;

-Доведение работ до конечного итога.

4

1

3

Занятие-экскурсия

Эврика

Фантазия

22

Итоговое занятие

-Фотоотчёт

1

-

1

Занятие- фоторепортаж

Раздел III. Работа с пластическими материалами (6 часов)

23-25

Мозаичная аппликация на стекле.

- Виды мозаичной аппликации;

-Мозаика «Кораблик мечты»;

-Мозаика «Машинка моей мечты».

3

1

2

Деловая игра

Эврика

Занятие-выставка

26-27

Лепка из солёного теста.

- Лепка своего имени;

- Лепка имён родителей.

2

-

2

Занятие- репетиция

Занятие-праздник

28

Итоговое занятие

-Презентация

1

-

1

 Актуальное интервью

Раздел IV. Модульное оригами (6 часов)

29-33

Игрушки объёмной формы.

- Какие бывают объёмные игрушки;

- Игрушка «Шарик»;

- Изготовление корзинки для цветов;

-Продолжение изготовления корзины;

-Доведение работ до конца.

5

1

4

Занятие-квест

Занятие- КВН

Занятие- опыт

Взаимообучение

34

Итоговое занятие

-Видео-материал, фрагменты каждого занятия

1

-

1

 Видеозанятие

Итог

34

7

27

Содержание изучаемого курса

Раздел I. Работа с природными материалами

Темы, включенные в 1 раздел: Объёмные поделки (фигурки зверей, сказочных персонажей).

Основные понятия: поделка, объём, природные материалы, шишки, жёлуди, листья, виды аппликаций, сюжет, композиция, панно.

Практические задания: Участвовать в игре на тему : «Природные материалы- это..»; выполнение поделки из спичек «Домик из сказки»; изготовление поделки из жёлудей «Смешные человечки».

Раздел II. Объёмные и плоскостные аппликации

Темы, включенные в 2 раздел: Торцевание гофрированной бумагой на картоне.

Мозаика из ватных комочков. Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. Многослойная аппликация. Лепка из солёного теста.

Основные понятия: плоскостные аппликации, техника торцевания, гофрированная бумага, мозаика, обрывная, аппликация, сочинение, сказка, ватные комочки, композиция.

Практические задания: Выполнение аппликации «Солнышко нас греет» в технике торцевания гофрированной бумаги; написание сочинения истории к своей работе; изготовление сердечек для детских домов в технике торцевания гофрированной бумаги; изготовление птиц (на выбор); участие в беседе на тему «Техника выполнения мозаики из ватных комочков»; изготовление «Снеговичка» из ватных комочков; выполнение работы «Деда Мороза» в технике мозаики из ватных комочков; написание сочинения истории к своей работе; показ и чтение истории с действиями; проведение круглого стола на тему: «Виды мозаики и её техника выполнения»; выполнение работы «Яблочко» в технике обрывной аппликации; выполнение аппликации «Бабочка» в технике обрывная мозаика; изготовление объёмной работы: «Лебеди на закате» в технике многослойная аппликация; выполнение объёмной работы: «Птичка в джунглях» на основе многослойной аппликации.

Раздел III. Работа с пластическими материалами

Темы, включенные в 3 раздел: Мозаичная аппликация на стекле. Лепка из солёного теста.

Основные понятия: пластический материал, виды материала, пластилин, тесто, мозаика на стекле, аппликация, сюжет, композиция, эстетика.

Практические задания: Выполнение сообщений на тему: «Виды мозаичной аппликации»; изготовление мозаики «Кораблик мечты»;

Выполнение мозаики «Машинка моей мечты»; лепить свое имя из солёного теста; лепить имена родителей из солёного теста.

IV. Модульное оригами

Темы, включенные в 4 раздел: Игрушки объёмной формы.

Основные понятия: игрушки, объём, формы, оригами, модуль, элементы оригами, эстетика, композиция.

Практические задания: Участвовать в дискуссии: «Какие бывают объёмные игрушки»; изготовление игрушки «Шарик» в технике модульного оригами; изготовление корзинки для цветов в технике модульного оригами;

Учебно-тематическое планирование

Учебно-тематическое планирование на 4 год обучения

34 недели * 1 час = 34 часа

№ п/п

Тема  занятий

Кол-во часов

В том числе

Формы орган-ии деят-ти уч-ся при проведении занятий

Теоретические

Практические

Раздел I. Работа с природными материалами (4 часа)

1-3

Коллективные композиции, индивидуальные панно.

- Определение темы композиции и подготовка шаблонов и деталей для будущей работы;

- Изготовление композиции «У бабушки в саду»;

- Доведение композиции до конечного результата.

3

1

2

Занятие- путешествие

Фантазия

4

Итоговое занятие

- Выставка композиций (Праздник урожая «У бабушки в саду»).

1

-

1

Занятие-праздник

Раздел II. Объёмные и плоскостные аппликации (24 часов)

5-7

Многослойные аппликации.

-  Экскурсия на выставку работ многослойных аппликаций;

- Изготовление открытки для мам, бабушек, тема на выбор;

-Доведение работы до конечного результата.

3

1

2

Занятие-экскурсия

Занятие- квест

8-11

Мозаика из квадратных модулей.

- Подготовка сообщений на тему «Мозаика из модулей»

- Изготовление аппликации «Зайка в лесу»;

-  Сочинение мини-истории для своей работы;

- Доведение работы до конечного результата и показ;

4

1

3

Занятие- выступления

Круговая тренировка

Фантазия

Занятие-выставка

12-13

Элементы квиллинга.

- История создания квиллинга;

- Изготовление базовых элементов квиллинга;

2

1

1

Занятие- история

Занятие-опыт

14-18

Аппликации в технике квиллинг.

-Деловая игра;

- Изготовление деталей для открытки;

- Сборка деталей в одну композицию, написание текста поздравления;

- Изготовление аппликации «Веселый барашек»;

- Доведение работ до конечного результата.

5

1

4

Деловая игра

Погружение

Фантазия

Взаимообучение

19-22

Техника изонить.

- История создания техники изонить, видео-занятие;

- Заполнение круга;

-Заполнение угла и выбор темы на следующее занятие;

- Выполнение работы по выбору.

4

1

3

Видео-занятие

Занятие-опыт

Занятие-тренировка

Самообучение

23-26

Коллективные аппликации в технике изонить.

- Выбор темы коллективной аппликации, подготовка материалов;

- Изготовление деталей аппликации;

-Сборка и оформление композиции;

- Придумывание названия, темы композиции, доведение композиции до конечного результата.

4

1

3

Своя игра

Эврика

Погружение

Фантазия

27

Итоговое занятие

- Выставка

1

-

1

Занятие-выставка

Раздел III.Поделки на основе нитяного кокона (6 часов)

28-32

Изготовление нитяных коконов. Оформление объёмных поделок.

- История создания техники нитяных коконов, показ видеоматериала;

-Изготовление нитяных коконов для будущих работ;

- В парах придумывание героев из нитяных коконов;

-Придумывание диалога для героев;

-Кукольный театр.

5

1

4

Своя игра

Эврика

Фантазия

Самообучение

Кукольный театр

33-34

Итоговое занятие за 4 года обучения

- Фото и видео-презентация работ за 4 года обучения;

- Награждение всех участников кружка + фотосессия

2

-

2

Занятие-праздник

Занятие-награждение

Итог

34

8

26

Содержание изучаемого курса

Раздел I. Работа с природными материалами

Темы, включенные в 1 раздел: «Коллективные композиции, индивидуальные панно».

Основные понятия: орехи, камни, панно, композиция, природный материал, эстетика, шаблон.

Практические задания: Определение темы композиции и подготовка шаблонов и деталей для будущей работы; изготовление композиции «У бабушки в саду»;

Раздел II. Объёмные и плоскостные аппликации

Темы, включенные в 2 раздел: «Многослойные аппликации»; «Мозаика из квадратных модулей»; «Элементы квиллинга»; «Аппликации в технике квиллинг»; «Техника изонить»; «Коллективные аппликации в технике изонить».

Основные понятия:

Практические задания: Экскурсия на выставку работ многослойных аппликаций; изготовление открытки для мам, бабушек, тема на выбор в технике многослойной аппликации; подготовка сообщений на тему «Мозаика из модулей»; изготовление аппликации «Зайка в лесу» в технике модульной мозаики; сочинение мини-истории для своей работы; слушание истории создания квиллинга; изготовление базовых элементов квиллинга; участие в деловой игре; изготовление деталей для открытки в технике квиллинг; сборка деталей в одну композицию, написание текста поздравления; изготовление аппликации «Веселый барашек» в технике квиллинг; участие в дискуссии «История создания техники изонить», видео-занятие; заполнение круга в технике изонить; заполнение угла и выбор темы на следующее занятие; выполнение работы по выбору в технике изонить; выбор темы коллективной аппликации, подготовка материалов; изготовление деталей аппликации в технике изонить; придумывание названия, темы композиции.

III.Поделки на основе нитяного кокона

Темы, включенные в 3 раздел: «Изготовление нитяных коконов»; «Оформление объёмных поделок»; «Итоговое занятие за 4 года обучения».

Основные понятия:

Практические задания: Участие в дискуссии «История создания техники нитяных коконов»;  изготовление нитяных коконов для будущих работ; в парах придумывание героев из нитяных коконов; придумывание диалога для героев; показ кукольного театра; показ фото и видео-презентации работ за 4 года обучения; участие в награждении всех участников кружка; участие в фотосессии.

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы по внеурочной деятельности «Волшебная бусинка»  понадобится техническое обеспечение :

-компьютер;

-проектор;

-монитор;

-камера;

-фотоаппарат.

Так же необходимы материальное обеспечение:

-столы;

-стулья;

-фартуки, перчатки;

 -канцелярия (канцелярские ножи, ножницы, скрепки, булавки, пуговицы, напальчник, проволока, бумага, картон, кожа, ёмкости для воды, клей );

-материалы для выполнения работ (листья, цветы, тесто, соль, пластилин, салфетки, краски, кисти , гофрированная бумага, мозаика на прозрачной основе, птичьи перья, нити мулине, ирис, шарик, шишки, жёлуди, спички, солома, скорлупа, камни, ракушки, орехи, прозрачные крышки, ветки).

Учебно-методический комплекс

Для педагога

Для учащихся

Обязательная

-Е. И. Коротеева  «Смотрю на мир глазами художника» Авторский курс.
Примерные программы внеурочной деятельности /Под ред. В. А. Горского. М.: Просвещение, 2010. – с. 23 – 30.

-«Декоративно-прикладное искусство» О. А. Кожина
Авторский курс.
Примерные программы внеурочной деятельности /Под ред. В. А. Горского. М.: Просвещение, 2010. – с. 30 – 32.

- Авторская программа внеурочной деятельности «Художественное творчество»Просняковой Т. Н. // Сборник программ внеурочной деятельности. Система Л. В. Занкова// Самара: Издательство «Учебная литература»:Издательский дом
«Федоров»,2012

- Проснякова Т. Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки»,
«Цветы», «Деревья».Самара :Издательский дом «Федоров», 2006. 48с.

- Проснякова Т. Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. М.:АСТПРЕССКНИГА,
2011. 104с. (Золотая библиотека увлечений).

- Орлова Л. В. Рабочие тетради по основам народного искусства.

- Дрожин Ю. Г. , художник Т. Носова. Рабочие тетради по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 2005.

- Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров)

Дополнительная

-Белякова О. В. Большая книга поделок / О. В. Белякова. —М., 2009.

-Г у л ь я н ц Э. К. Что можно сделать из природного материала / Э. К. Гульянц. — М., 2007.

-И л ь и н М. П. Школьный гербарий / М. П. Ильин. — М.,2004.

-Н а г и б и н а М. И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры / М. И. Нагибина. — Ярославль, 2006.

- Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.

6. Сайт Страна Мастеров.

-Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 2005. - 112с., ил.

-Янина Маракулина: Детям об искусстве. Декоративно-прикладное искусство/ Издательство: Искусство ХХI век, 2011 г.
-Вохринцева С. В. Полхов-Майданская роспись. Книжка-раскраска. Изд-во «Страна фантазий» Екатеринбург. 2005.

Интернет ресурсы

- https://infourok.ru/-31946.html

-Программы внеурочной деятельности Изд. «Учебная литература» 2012. Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/

-Интернет сайт «Страна мастеров»:  http://stranamasterov.ru

- school.edu 

- Интернет ресурсы для начальной школы: http://www.journal.edusite.ru/p84aa1.htm

Мониторинговая карта результатов освоения программы

Критерии

Показатели

Инструментарий

Сроки

Личностные:

- формировать интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- формировать познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

- развивать адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности

- формировать учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;.

Метапредметные:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

-  адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

-  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок;

-воспитание патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов.

Прогнозируемый воспитательный результат:

-заложить основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

-формировать осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

-эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-  развить возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

Опросы для родителей;

игра на сплочение: «Ты мне нравишься»;;

наблюдение;

диагностика Ивановой С. И.

тесты О.А. Куревиной и Е.Д. Ковалевской;

Психологические игра «Хороший друг»;

схемы Хворостов А. С.;

Итоговые кроссворды.

Психологические игра «Объятие»

наблюдение

опрос И. А. Дворкина

тест Е. В. Данкевич, О. В. Жакова;

кроссворд

игра на сплочение «Художественная эстафета»

наблюдение

тест Сокольниковой Н. М.

контрольные

упражнения;

1 год обуч.:

сентябрь

октябрь

ноябрь-декабрь

февраль

2 год обуч.:

сентябрь

октябрь

декабрь

Май

3 год обуч.:

Октябрь

Ноябрь-декабрь

Март

Апрель

май

4 год обуч.:

сентябрь

октябрь

декабрь-март

апрель

май

Прогнозируемый воспитательный эффект:

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

-развить чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

-способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

-моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

- развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

Список литературы

1.Архипова О. В. Жизнь после уроков : радость познания // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 12. - С. 19-21.

2.Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

3.Базулина, Л. В., Новикова И. В. Бисер / Л. В. Базулина, И. В. Новикова. Худож. В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 2006. – 224с., ил. – (Серия: «Бабушкин сундучок»).

4.Буткевич В. В., Любимова Б.С., Методика организации эстетического воспитания младших школьников. - Мн.: Пачатковая школа, 2008. 144с. (с.128-129). 

5.Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.

6.Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.

7.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное
образование / (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.) ; под. ред.
В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.

8.Пясталова И. Н. Использование проектной технологии во внеурочной деятельности // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 6. - С. 14-16.

9.Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:– М.: Издательский центр «Академия»,2007.

10.Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования . (Приказ Мин.обр.науки № 373 от 6 октября
2009 г . «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»). – М.: Просвещение, 2010.

11.Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров)

12.Ярошевская И. Х. Новые формы и методы работы с детьми во внеурочное время // Дополнительное образование и воспитание. - 2012. - № 9. - С. 13-17.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Тест «Что ты знаешь о народном декоративно-прикладном искусстве?». 

Назначение: тест может быть использован как мини-проверка, после проведения серии занятий. Тест можно проводить как устно, так и письменно. Индивидуально или со всем классом вместе. В процессе проведения педагог может использовать изображения, образцы для показа ребятам и описания предметов ДПИ. 
Возраст: для учащихся 1-4 класса. 
Задания для выполнения: 
1. Подчеркни слова, обозначающие виды искусства, которые относятся к народному декоративно-прикладному искусству: живопись; скульптура; роспись; архитектура; графика; соломоплетение; ткачество; вытинанка; гончарство (керамика); вышивание. 
2. Подчеркни правильный ответ на вопрос. Что создают мастера народного декоративно-прикладного искусства: иллюстрации; предметы быта; картины; скульптуры. 
3. Придумай и нарисуй геометрический или растительный орнамент. 
4. Назови свое любимое произведение народного декоративно-прикладного искусства. Напиши, почему оно тебе нравится. Чем отличаются данные произведения от других? Чем привлекательны и полезны для людей? 
5. Подчеркни только те виды народного декоративно-прикладного искусства, которые тебе знакомы (которыми тебе доводилось заниматься): соломоплетение; лепка (керамика); аппликация из соломки; изготовление игрушки; вытинанка; резьба по дереву; бисероплетение; роспись пасхальных яиц; вышивание; роспись, составление узоров, плетение, ткачество. 
6. Выбери и подчеркни правильный ответ на вопрос. Как можно охарактеризовать произведения народного декоративно-прикладного искусства? Точность и аккуратность; красота и польза; оригинальность и неповторимость. 
Правильные ответы: 1 - роспись, ткачество, гончарство (керамика), соломоплетение, вытинанка, вышивание; 2 - предметы быта; 6 - красота и польза. 
Дополнительная оценка: 
Оценка результатов учащихся проводится по количеству правильных ответов, а также по уровню активности при выполнении заданий, стремлению ребенка рассказать о творчестве, о тех занятиях, которыми он занимался или хочет заняться и т.п.

Анкета- опросник для родителей и учащихся

Время: до начала курсов внеурочной деятельности

1.Ваш ребенок посещает внеурочные занятия после уроков в школе?- ДА / НЕТ

2.Нужно ли вашему ребенку их посещать? - ДА / НЕТ

3.Какой направленности внеурочные занятия вы бы хотели видеть в расписании вашего ребенка: спортивно-оздоровительные / познавательные / художественно-эстетические / трудовые /туристико-краеведческие?  (подчеркните несколько, по вашему желанию)

4.Нравится ли вашему ребенку посещать внеурочные занятия в школе?- ДА / НЕТ/ ИНОГДА

5.Если не нравится, то опишите вкратце причину ________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

6.Какие из перечисленных  внеурочных занятий, по вашему мнению, не формируют и не реализуют потребности учащегося в развитии и самообразовании?  (отметьте  галочкой )

Название внеурочных занятий

РОДИТЕЛИ

САМ УЧАЩИЙСЯ

«Поговорим по  русски»

«Волшебный витраж»

«Компьютерный клуб»

Ритмика

«Театральная карусель»

Проектная деятельность

«Волшебная изонить»

«Шах и мат»