ПК 4.4.
статья на тему

Хакимьянова Регина Данисовна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические особенности изучения глагола в начальной школе
(по материалам курсового исследования)

Хакимьянова Регина Данисовна

Научный руководитель - Астахова А. А., преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин первой квалификационной категории

Русский язык является одним из основных предметов в начальной школе. Не секрет, что зачастую младшие школьники не любят урока русского языка, считает их скучными, неинтересными.

Школа должна вооружить детей знаниями по русскому языку, научить применять их в речевой практике. При этом очень важно вести обучение родному языку на высоком теоретическом уровне.

Учитывая требования общества, на данный момент одной из важных проблем современной школы является работа над грамматикой родного языка.

Грамматика – самый обширный раздел курса русского языка. И самый значительный: именно грамматика представляет язык в действии, в закономерностях его развития.

Глагол является самой сложной и самой ёмкой грамматической категорией русского языка, так как он наиболее конструктивен по сравнению с другими категориями. Особенность глагола заключается в том, что он с богатством и разнообразием значений сочетает богатство и разнообразие форм.

         Проблемой обучения глаголу в начальных классах занимались такие филологи как Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, А.В. Полякова, Т.Г. Рамзаева, Н.С. Рождественский, О.В. Сосновская и другие. Как говорила Рамзаева Тамара Григорьевна:  «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета...» [1, с. 349].

Такая часть речи как глагол отличается исключительной сложностью своего содержания, разнообразием грамматических категорий и форм. Это вызывает определенные трудности у младших школьников при овладении данной частью речи поэтому в начальных классах учащиеся знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для данной части речи [3, с.49]

Лингвистические особенности глагола довольно сложны, поэтому в начальных классах учащиеся знакомятся только с некоторыми категориями, характерными для данной части речи. При отборе материала учитывается степень его необходимости для осознанного решения речевых и орфографических задач. В процессе изучения темы «Глагол» младшие школьники могут допускать ошибки при образовании временных форм глагола, при определении спряжения и т.д.

         Поэтому важно особое внимание уделять закреплению тем, связанных с глаголом. Для этого необходимо использовать на уроках рифмованные упражнения, грамматические сказки. Такая форма работы благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, развивая интерес к русскому языку.

Целью нашего курсового исследования было проведение анализа научно-методической литературы для определения эффективных методических средств, направленных на закрепление знаний о глаголе.

Для достижения цели нами были сформулированы следующие задачи:

  • Путем изучения методической литературы обобщить некоторые методы и приемы при работе с глаголом;
  • Выявить наиболее эффективные приемы при работе над данной частью речи;
  • На основе программы выявить наиболее трудные места при знакомстве с глаголом.
  • Анализ лингвистической и методической литературы;
  • Систематизация и обобщение информации;
  • Классифицирование представленной информации.

Наше курсовое исследование состояло из двух глав. В первой главе мы выявили, что глагол в современной морфологической системе русского языка – это знаменательная часть речи со значением действия или состояния, выражающая эти значения с помощью категорий вида, залога, времени, лица, наклонения и выполняющая в предложении, в основном, функцию сказуемого.

 В отличии от других частей речи, глагол обозначает целую процессуальную ситуацию, элементами которой, кроме действия, являются субъект, объект и другие участники. Семантической спецификой глагола и объясняется то обстоятельство, что он обладает максимальным набором синтаксических признаков

Во второй главе изучив методическую литературу, мы пришли к выводу, что  изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся, который начинается с вводного интегрированного курса обучения грамоте. После обучения грамоте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.

В качестве ведущего лингво-методического положения, определяющего последовательность изучения частей речи, выступает положение о целесообразности взаимосвязанного изучения в каком-либо отношении сходных языковых явлений. Знакомство с частями речи по программе «Школа России» осуществляется в следующем порядке: в первом классе обучение начинается со знакомства с именем существительным (слово-предмет), продолжается знакомством с глаголом (слово-действие) и с именем прилагательным (слово-признак) .

Морфология  в школьном курсе служит основой также для дальнейшей работы над культурой речи учащихся, над исправлением речевых ошибок.
Постепенно у детей формируется расширенное понимание действия предметов, включая состояние, отношение к другому предмету, изменение качества

Такой подход создает благоприятные условия для сравнения частей речи уже на начальном этапе их изучения.

Формирование понятия «глагол» начинается в первом классе с привлечения внимания учащихся к лексическому значению слова. При работе с учебником осознание учащимися роли глаголов в нашей речи способствуют упражнения в сравнении текста без глаголов и с ними. Ознакомление с глаголами (без термина) продолжается при наблюдении над их лексическим значением и вопросов, на которые они отвечают.

Современные лингвисты, такие как М. Р. Львов и Т. Г. Рамзаева убеждены, в том, что морфология в курсе русского языка — наиболее значительная его часть. [2, с. 129]. Весь материал по морфологии в курсе русского языка тесно связан с орфографией, служит ее основой.

Таким образом, обобщив материалы нашего курсового исследования, нами была раскрыта специфика изучения глагола в начальной школе. Проведенное  исследование показало актуальность и значимость данной темы.

Анализ методической литературы показал, что глагол – одна из сложных частей речи, обладающих определенной семантикой, совокупностью грамматических признаков, синтаксическими функциями, специфической ролью в речевой деятельности человека.

Глагол является довольно сложной частью речи, и при знакомстве с ней  у детей возникают трудности в овладении грамотным написанием окончаний. Материал для проведения урока требует тщательной подготовки. Избежать трудностей, возникающих у учащихся начальных классов, помогают специальные упражнения на запоминание и списывание.

Курсовое исследование продолжено в 2016-2017 учебном году в виде выпускного квалификационного исследования на тему: «Создание сборника «занимательный глагол» для закрепления  и снятия трудностей при обучении.»

Список литературы

1. Виноградов В. В. Русский язык: Грамматическое учение о слове: Учебное пособие для вузов / В. В. Виноградов. – М.: Высшая школа, 2009. - 640с.

2. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. - М.: «Академия», 2000. –  464с.

3. Федоренко, Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку: Пособие для студентов пед. институтов. \ Л. П. Федоренко. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 207 с.