ПК 4.4.
статья на тему

Гребенникова Наталья Александровна

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

 (по материалам курсового исследования)

Гребенникова Наталья Александровна

Научный руководитель – Гаубец М.Ю., преподаватель кафедры психолого-педагогических дисциплин высшей квалификационной категории

В настоящее время мы можем уверенно говорить о переходе школьной системы образования к личностно-ориентированной парадигме, в основе которой лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, наделённого своим неповторимым субъектным опытом, поскольку традиционная парадигма подготовки учащихся посредством знаниевого насыщения исчерпала свои возможности.

Дергачева А.Ф. в своей диссертации «Вариативность домашних заданий как средство индивидуализации обучения» отмечает «недостаточный уровень разработанности подходов к организации домашней работы в новых условиях реализации концепции Федеральных государственных образовательных стандартов». Также она обращает внимание, что «одним из эффективных средств усиления индивидуализации обучения внутри современной системы образования может стать домашняя работа учащихся, содержание которой должны составлять задания отличающиеся друг от друга не только уровнем сложности, но и способом выполнения. При этом способ выполнения будет определяться интересами школьников, а уровень сложности - их познавательными возможностями».[1]

Проблема развития самостоятельности и подходов к организации домашней работы учащихся связана с исследованиями как классиков психолого-педагогической науки, так и ряда современных учёных, которые рассматривают решение этой проблемы с разных точек зрения:

  • развитие творческих способностей, мышления, познавательной активности и интереса учащихся к учению (В.С. Библер, Е.Я. Голант, Л.А. Иванова, И.Я. Ланина, И.Л. Лернер и др.);
  • реализация принципа вариативности обучения (О.Е.Лебедев, Е.В.Маликина, А.П.Тряпицина, Е.А.Ямбург и др.);
  • реализация индивидуального подхода (Л.С.Выготский, В.И.Данильчук, А.А.Кирсанов, ИЯ.Ланина, Е.С.Рабунский, И.С. Якиманская и др.);
  • методика организации и выполнения домашней работы учащихся (А.К. Громцева, З.А. Вологодская, П.Г. Ковалёв, С.Ф. Покровский, Н.Н. Поспелов, А.В. Сергеев, А.В. Усова, З.П. Шабалина, С.Я. Шамаш, С.И.Юров и др.).

Исследователь Поспелов Н.Н. в своей книге «Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий» отмечает, что «отсутствие обоснованных подходов и методик организации и выполнения домашней самостоятельной работы учащихся можно считать важным заказом практики обучения педагогической науке», - что также подтверждает актуальность заявленной нами проблемы.[2,70]

Старший научный сотрудник Института информатизации Российской академии образования Л.Ф. Левкина на основе исследований отдела методического обеспечения начального общего образования сообщает: «Проведенные нами интернет-опросы школьников 27 субъектов РФ показывают, что учащиеся считают выполнение домашнего задания бессмысленной рутинной работой, которая отнимает много времени, многие рассуждают, что задавать на дом задание вообще необязательно. Основываясь на мнениях школьников, можно сделать вывод о том, что современные ученики относятся к домашнему заданию как к труду, эксплуатирующему молодежь, и иногда кажется, что будь их воля, то они никогда бы не стали делать эту, по их мнению, непосильную, нудную и никому не нужную домашнюю работу… Также обучающиеся отмечают, что домашние задания весьма и весьма однообразны и рассчитаны на среднего ученика. Следовательно, они не в состоянии сформировать ответственное отношение к учению».

Методист Ломцова Н.А. в статье «Домашняя работа как средство повышения качества знаний» в контексте ФГОС определяет «сущность домашней учебной работы обучающихся в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала, его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и развитию универсальных учебных действий» .

Эта проблема привела нас к вопросу к формулировании темы нашего курсового исследования «Подходы к организации домашнего задания обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО»

На основе вышесказанного мы сформулировали цель исследования – на основе психолого-педагогической и методической литературы выявить особенности подходов к организации домашнего задания обучающихся при формировании УУД.

В соответствии с темой и целью были определены задачи исследования:

1. На основе изученной педагогической и методической литературы сравнить особенности понятий «домашняя работа» и «домашнее задание»;

2. На основе педагогических и методических материалов рассмотреть основные виды и формы домашней работы;

3. Рассмотреть историю развития домашних заданий и современные виды подходов к домашней работе.

4. Изучить взаимосвязь системы домашней работы обучающихся и УУД;

5. Рассмотреть домашнее задание как компонент учебно-исследовательской деятельности младших школьников

В процессе выполнения целей и задач курсовой работы нами были использованы следующие методы теоретического исследования:

  • изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
  • классификация и систематизация материала;
  • обобщение и анализ передового педагогического опыта.

Изучив в I главе  особенности подходов к организации домашнего задания обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО, мы рассмотрели такие вопросы, как значение домашней работы обучающихся в условиях реализации Стандарта, виды и формы домашней работы, исторические примеры подходов к домашней работе, а также современные требования к домашней работы обучающихся.[3]

Мы увидели, что исторически вопрос о подходах к домашнему заданию решался по-разному, и до конца не разрешен и сейчас. Нормативные документы, регламентирующие сегодняшнее развитие системы начального общего образования, ориентируют педагогов на всестороннее развитие личности школьника: каждый предмет вносит в этот процесс свой специфический вклад, человек развивается в деятельности и с помощью деятельности, соответственно, домашнее задание, привлекая школьников к деятельности, стимулирует их личностное развитие. Оптимальное развитие каждого учащегося вряд ли возможно без индивидуальных, особых домашних заданий.

Также, мы выяснили, что педагоги должны стремитесь к тому, чтобы задания на усвоение новых знаний и умений одновременно развивали бы определенные качества личности.

Мы выявили, что учителя должны заботиться о многообразии домашних заданий, так как однообразие повлечет за собой односторонность развития личности, сознательно использовать домашнее задание в целях развития самостоятельности, интереса к учебе и творческих способностей.

Мы выяснили, что при планировании урока нельзя забывать о домашнем задании. Перспективное планирование домашнего задания необходимо, если вы используете его с целью развития личностных качеств учащихся.

Никогда нельзя задавать домашнее задание по звонку или после звонка, необходимо сообщать его тогда, когда оно наиболее удачно вписывается в логику урока, а также использовать дифференцированные домашние задания для закрепления материала, для развития индивидуальных способностей учащихся и их применения в интересах всего классного коллектива в единстве учебных и воспитательных целей, а также для развития способностей высокомотивированных детей.

Современный учитель в условиях реализации ФГОС начального общего образования не должен перегружать учащихся и ни в коем случае не наказывать провинившихся учеников домашним заданием.

Таким образом, во II Главе  нашего курсового исследования мы рассмотрели процесс формирования универсальных учебных действий младших школьников средствами домашних заданий, изучили концепцию универсальных учебных действий в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также взаимосвязи системы домашней работы обучающихся и УУД.

Мы выяснили, что домашняя учебная работа обучающихся начальной школы является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. Домашняя учебная работа обучающихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей, то есть домашняя работа по овладению изучаемым материалом характеризуется двумя основными признаками – наличием учебного задания, даваемого учителем, и самостоятельной работой обучающихся по его выполнению.

Таким образом, мы увидели, что домашние задания могут быть эффективным средством формирования универсальных учебных действий, но только при тщательном проектировании учителем всего учебно-воспитательного процесса.

Итак, обобщив материалы нашего курсового исследования мы выяснили, что домашняя работа - это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Поэтому формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности – одна из ведущих функций домашней работы. Особенно важно то, что самостоятельность в учебно-познавательной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы и т.д.

Домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Действительно, формирование системы универсальных учебных действий, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности – всё это является условиями формирования потребности в дальнейшем самообразовании и саморазвитии. Готовность к самообразованию – это необходимейшее качество выпускника школы - проявляется и может формироваться не только в старшем, но и в самом младшем возрасте. Многозначность роли домашней учебной работы, значительность её функции обуславливают её необходимость как органической части единого учебно-воспитательного процесса в школе.

В условиях нашего курсового исследования мы изучали и выделяли особенности подходов к организации домашней работы с обучающимися в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта в контексте формирования системы универсальных учебных действий.

Нами были рассмотрены такие понятия, как «домашняя работа» и «домашнее задание», даны их определения, показаны различия и общие представления о них.

Также мы рассмотрели общественную и педагогическую дискуссию о назначении домашней работы для школьников, формулировали и определяли виды и формы домашней работы, актуальной в условиях Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и другие вопросы.

В процессе нашей работы мы подобрали и охарактеризовали исторические примеры подходов к домашней работе, начиная с эпохи Средневековья, познакомились с новациями в системе домашних заданий, реализуемых в советской школе, а также отразили современное состояние данной проблемы, описав современные подходы к организации домашней работы обучающихся на основе актуальных нормативных требований и идейных гуманистических установок, призванных занять первостепенное место в системе образования XXI века.

В условиях выпускного квалификационного исследования мы планируем продолжить изучение современных подходов к домашнему заданию в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в части реализации предметов начальной школы, обобщить результаты своей работы в методическое пособие «Современные подходы к организации домашней самостоятельной работы обучающихся» и рассчитываем, что нам удастся реализовать весь круг теоретических и практических задач.

Курсовое исследование продолжено в 2016-2017 учебном году в виде выпускного квалификационного исследования на тему «Современные подходы к организации домашнего задания обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО».


Список литературы

  1. http://www.dissercat.com/content/variativnost-domashnikh-zadanii-kak-sredstvo

individualizatsii-obucheniya-shkolnikov-fizike

  1. Поспелов Н.Н. Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий. -

М.: Просвещение, 2009. – 96с.

  1. http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/fgos/fgos-

noo-s-izmeneniyami-na-18-maya-2015-goda.html