ПК 4.4
статья по теме

Захарова Светлана Сергеевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_kursovomu_issledovaniyu.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕСТЫ КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ ЗА КАЧЕСТВОМ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(по материалам курсового исследования)

Захарова Светлана Сергеевна

Научный руководитель – Радугина О.П., преподаватель кафедры математики и информатики первой квалификационной категории

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что индивидуальная траектория учения – это та траектория, по которой каждый ученик продвигается в учебном процессе. Реализация такого подхода требует существенной модернизации образовательной среды на уроке, насыщения её вариативными и динамичными формами работы и контроля учебных достижений учащихся.

Урок нуждается в технологиях, позволяющих детям самим влиять на то, что и как они изучают. Одной из технологий, выявляющей позитивные и проблемные зоны усвоения учебного материала каждым учащимся, является тестовый контроль [2, с. 9].

Тесты способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. Использование на уроке тестов требуют от учителя перехода от привычной роли наставника о контролёра к позиции наблюдательного помощника, который меньше учит и воспитывает, а больше помогает детям учиться самостоятельно, фиксировать и анализировать индивидуальную траекторию учения каждого ребёнка.

           Тестовая технология, как природосообразная и здоровьесберегающая технология контроля за качеством учебных достижений учащихся, снижает уровень психологической тревожности, стрессовое состояние.

          Выполнение тестов вырабатывает навыки критического мышления: умение самостоятельно анализировать учебный вопрос, оценивать предлагаемые варианты ответов, делать выбор правильного ответа [1, с. 7]. .

         Объектом данной работы стала деятельность учителя и ученика в процессе обучения. Учитель, проверяя  ученика, выясняет особенности понимания и осмысления учеником изучаемого материала, точность глубину и прочность его знаний.

          В школьной практике тесты начали применяться Ф.Галтоном в 1892 году [6, с. 116]. В 1894 году впервые в школах появились тесты успешности (для проверки знаний, умений и навыков учащихся по отдельным учебным дисциплинам – первыми стали применяться тесты для проверки правописания). Американец В.А. Макколл разделил тесты на педагогические (Educational Test) и психологические (Intelligence Test). Макколл обосновал цель использования педагогических тестов – объединение в группы учащихся, усваивающих равный по объёму материал с одинаковой скоростью [5,с.219]. Однако основоположником педагогических измерений считается американский психолог Э. Торндайк. Ему приписывают разработку первого педагогического теста. В 1904 году вышла его книга «Введение в теорию психологии и социальных измерений». В 1915–1930 годы в Америке социальные измерения нашли особо широкое распространение, и этот период характеризуется как настоящий бум в развитии тестологии [5, с. 455].

Распространение психолого-педагогической диагностики в России связано с возникновением в 20-е годы XX века новой науки – педологии, которую Л.С. Выготский определял как науку о целостном развитии ребенка.  

Проблемой разработки тестов вплотную занимались видные российские ученые: М.С. Бернштейн, П.П. Блонский, А.П. Болтунов, С.Г. Геллерштейн, Г.И. Залкинд, И.Н. Шпильрейн, А.М. Шуберт и др [2, с. 214].

На основании актуальности проблемы нами была сформулирована тема исследования: «Тесты как средство контроля за качеством учебных достижений младших школьников».

На основе темы нами была определена цель нашего исследования - изучить методы и формы контроля знаний, рассмотреть тесты как средства контроля.

В соответствии с целью нами были сформулированы следующие задачи исследования:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по данному вопросу;
  • изучить особенности понятия «тест» и «теститование»;
  • рассмотреть виды тестов.

В ходе нашей работы мы использовали такие методы исследования, как;

  •  анализ психолого-педагогической литературы;
  •  обобщение;
  •  сравнение;
  •  классификация.

Контроль как учебное действие осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое  самим учащимся действие активного прослеживания безошибочности. Контроль – это также способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса, который направлен как на деятельность ученика, так и на контроль взаимодействия учащихся и педагогов [2, с. 367].

Механизм контроля в учебном процессе играет значительную роль в познавательной деятельности учащихся. Система проверки их знаний и умений – органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственного контроля.

Использование тестовой формы контроля обеспечивает:

  • высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования;
  •  воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности;
  •  развивает память, вариативно - логическое мышление;
  •  умение делать правильный выбор;
  •  снижает уровень тревожности;
  • помогает учителю осуществлять своевременно коррекцию знаний.

   Следовательно, тесты - это одна из форм контроля и оценки знаний, умений и навыков, которая может и должна использоваться в сочетании с другими формами и методами контроля и оценки [3, с. 96].

   В  заключение  хочется  отметить,  что  использование  тестовых заданий на уроках даёт учащимся  возможность  подготовиться  к итоговой  аттестации по предмету, к олимпиадам, различным конкурсам.   Применение тестовых технологий в учебном процессе должно быть не эпизодическим,   а   системным,   иначе   они   не повлияют на результаты обучения.

Использование тестовой формы контроля обеспечивает:

  • высокий уровень учебных достижений по предметам начальной ступени образования;
  • воспитывает ценностное отношение к учебной деятельности;
  •  развивает память, вариативно - логическое мышление;
  •  умение делать правильный выбор;
  •  снижает уровень тревожности;
  •  помогает учителю осуществлять своевременно коррекцию знаний.

Тестирование является одним из важных элементов итоговой и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных учреждениях [4, с. 75].

Этот метод диагностики качества обученности, по мнению многих авторов, один из наиболее достоверных и объективных. Объективность достигается путем стандартизации и проверки показателей качества заданий и тестов целиком. Форма оценки, используемая при тестировании, позволяет соотнести уровень их достижений по предмету с требованиями ФГОС. Выполняя свои многогранные функции (контролирующую, диагностическую, обучающую, прогностическую, развивающую и воспитывающую) тестовый контроль повышает эффективность и продуктивность учебного процесса. Являясь неотъемлемой частью системы контроля, тестирование наряду с традиционными методами контроля используется в целях и внешнего, и внутреннего мониторинга.

Цель определяет разработку системы педагогического контроля обученности где основное место должно отводиться методу тестирования, как наиболее эффективному средству педагогического контроля обученности школьников.

В условиях нашего  выпускного квалификационного исследования мы в 2016-2-17 учебном году мы планируем разработать сборник  тестов к урокам математики для повышения качества знаний  младшего школьника.

Список использованной литературы

  1. Беспалько В. П. Типичные педагогические ошибки тестирования в образовании / В. П. Беспалько, - С.: Школьные технологии  № 5,  2012. - 3-11с.
  2. Кабанова, Т.А. Уч. пос.: Тестирование в современном образовании / Т.А. Кабанова, В.А. Новиков.  – М.; Высшая школа, 2010. – 381 с.
  3. Ефремова, Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании Текст. / Н.Ф. Ефремова. - М., 2003. - 175 с.
  4. Гулидов, И. Н. Педагогический контроль и его обеспечение  / И. Н.Гулидов.   – М.: «Форум», 2005. - 240 с.
  5.  Кадневский, В.М. История тестов. Монография. [Текст] / В.М. Кадневский. -М.: Народное образование, 2004. - 464 с.
  6.  Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования / А. Н. Майоров.  - М.: «Интеллект центр», 2011. - 296 с.