ПК 4.4
статья по теме

Прокопенко Анастасия Валерьевна

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_kursovomu_issledovaniyu.doc85 КБ
Файл programma_tvorcheskoy_studii.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНИКИ ЖИВОПИСЬ ШЕРСТЬЮ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(по материалам курсового исследования)

Приданникова Анастасия Валерьевна

Научный руководитель – Буторина В.В., Жир Н.А. преподаватель кафедры музыкально-эстетических дисциплин высшей квалификационной категории

Актуальность проблемы  исследования определена тем, что согласно Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей. Внеурочная деятельность включает в себя возможности для всестороннего развития младших школьников и творческих возможностей учителя. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения формулирует основную педагогическую цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В основе техники под необычным название «живопись шерстью» лежит естественная способность шерсти сваливаться, без этого многочисленные слои из волокон цветной овечьей шерсти, которые образуют изображения, не смогли бы составлять единое живописное полотно.

Для работы не требуются ни кисти, ни краски, только шерсть, рамка для фотографий и желание творить.

Главное преимущество техники живопись шерстью – возможность в любой момент исправить неудачный «мазок», изменить цвета, композицию и пр.[5]

Техника шерстяной живописи не только нова и интересна, но и очень красива. Изготовление картин из непряденой шерсти – это очень увлекательное и приятное занятия, не требующее больших временных и финансовых затрат. Но, как и любое ремесло требует терпения и практики. Главное, усидчивость и желание работать с этим чудесным материалом.[4]

Хоть эта техника появилась недавно, но уже успела завоевать сердца русских и зарубежных художников. Яна Волкова,  Ксения Шинковская, Денис Шелемотов, Мария Девянина; Соня Янг Джейм, Линда Брайк, Клер Мойнихан, Мили Цакое и др.[1]

Данная техника развивает у детей мелкую моторику, речь, мышление, память, воображение, внимание, усидчивость и терпение. Также она влияет на художественно-эстетическое воспитание младших школьников (художественный вкус, цветовосприятие и овладение определенной художественной техникой).

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения формулирует основную педагогическую цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера; умеющий высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».[2]

Нами была сформулирована тема исследования: «Возможности техники живопись шерстью во внеурочной деятельности младших школьников»

Нами была определена цель курсового исследования - выявить перспективы изучения техники Живопись шерстью во внеурочной деятельности.

Для проведения теоретического исследования нами были определены следующие задачи:

  1. Изучить специальную литературу по теме исследования;
  2. Изучить и описать технологию выполнения работ в технике Живопись шерстью;
  3. Изучит специальную литературу по внеурочной деятельности в начальной школе;

В процессе исследования были использованы следующие методы:

В первом параграфе мы узнали, что создание произведения декоративно-прикладного искусства – сложный творческий процесс, в котором художник воплощает свой замысел, свою художественную идею средствами данного искусства. Основа этого творческого процесса – поиски гармонии композиции, орнаментного ритма, цвета и материала.

Композиция декоративного текстильного произведения – это  единый художественный и технический прием, подчиняющий элементы композиции общему художественно-декоративному замыслу. Другими словами, это взаимосвязь материала, художественных средств и идейно-образного содержания.

«Формальные приемы композиции во всех художественно полноценных произведениях стоят в тесной связи с основным идейным замыслом художника, со всем его художественным языком, эмоциональным складом его натуры. Работа над композицией заключается в сознательном нахождении композиционных решений в каждом отдельном случае в зависимости от  поставленных себе художником задач, от всего его отношения к миру».

В значительной степени характер композиции определяется ритмом – одним из важнейших средств создания произведения декоративно-прикладного искусства.

Основные приемы ритмического построения при создании композиции штучной вещи:

- раппортное построение узора – элементы рисунка или их группы равномерно чередуются на плоскости изделия, подчиняясь строгому ритму правильно расчерченных сеток, которые могут быть построены из квадратов, треугольников, прямоугольников, ромбов и т.д;

- расположение элементов по убывающему или нарастающему ритму. Этот прием можно проследить в старинных образцах народного ткачества и вышивки: в вышитых и тканых фартуках, полотенцах, рукавах и подолах рубахах с характерным для них необычным богатством ритмических сочетаний орнаментальных полос. В такого типа композициях создается впечатление вытеснения одного цвета другим, и, применяя только два цвета, можно добиться цветового богатства и плавного врастания орнамента в фон изделия;

- симметричное построение рисунка – идентичные формы повторяются по вертикальным и горизонтальным осям. Любое построении композиции по законам симметрии часто считают единственно возможным приемом оформления штучного изделия.

-  свободное расположение орнамента по всей плоскости изделия. В большинстве случаев это вещи, оформленные способом художественной росписи с растительным орнаментом, когда по плоскости изделия раскинута одна ветвь или букет, развитие которых идет по всему полю декорируемого изделия без повтора одних и тех же форм. Такие композиции, как правило, бывают без узорной каймы, но рисунок в своем движении по всем четырем сторонам изделия останавливается на одном и том же расстоянии от края, что создает иллюзию каймы.

Следовательно, выполнение работ в технике «Шерстяная живопись» помогает развить у ребенка композиционное воображение, чувство цвета и ритма. Также развивает мелкую моторику, речь, мышление, память, воображение, внимание, усидчивость и терпение.  Еще ребёнок  знакомится с  такими понятиями ,как интерьер и дизайн. Он самостоятельно может выбрать задуманную картину, выполнить её и украсить интерьер своей комнаты. Происходит развитие эстетического восприятия. А чтобы картина была выполнена аккуратно и грамотно, потребуется немного усилия и терпения.    

Заключение

В ходе исследования мы выполнили все поставленные задачи. То есть изучили литературу по данной теме, уточнили ключевые понятия, описали виды техник валяния, описали технологию работы в технике живопись шерстью

Перспективы изучения данной проблемы в выпускном квалификационном исследовании создание методического комплекта: «Техника валяние» для развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Список литературы

  1. Шинковская К.А. Войлок. Все виды валяния. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2011
  2. http://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/stat-ia-vnieurochnaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie 
  3. http://sweethome-spb.ru/podrobnee-o-zhivopisi-sherstyu
  4. http://sweethome-spb.ru/zhivopis-sherstyu-mk
  5. http://www.liveinternet.ru/users/3788903/rubric/2246553/
  6. http://www.proshkolu.ru/club/tech/list/1-11112-795089/   



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Программа творческой студии

«Волшебная шерсть»


Еще есть умение видеть в окружающей жизни

то,  что не замечают, не видят другие,

умение внимательно вглядываться в

 жизнь – самое главное умение!

Б.М. Неменский.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа предназначена для использования в системе дополнительного образования или во внеурочной деятельности в школе с учащимися начальных классов.

Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых и наукоемких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности.

Данная тенденция современного мира настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечивать человеку возможность гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире. Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.

Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения.

Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами творческой, преобразующей деятельности, направленной на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешного обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умение открывать новые знания, пользоваться различными источниками информации для решения проблемной ситуации.

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой, культурой, трудом и искусством. Наше первое знакомство с миром, его познание и понимание проходят через народные традиции. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она помогает умственному, нравственному и эстетическому воспитанию.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении изделий из шерсти, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется проработать простые изделия из шерсти в технике шерстяной живописи. Далее приступаем к более сложной технике – сухому валянию. Затем переходим к сложной технике – мокрому валянию. При изготовлении изделий в этой технике дети получают навыки изготовления объемных и плоских моделей.

Курс кружка носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенным общими закономерностями, которые отражаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии и информации.

Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

В связи с этим задачами кружка являются:

- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности и элементов технологического и конструктивного мышления);

- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

-воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению – результат трудовой деятельности предшествующих поколений;

- расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли  техники в жизни человека.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю

34 учебные недели х 2 часа = 68 часов в год

Формы, методы и принципы реализации программы.

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: 

  1. Объяснительно-иллюстративный: учитель проводит беседы-

лекции, рассказывает и показывает на фотографиях, образцах новый материал; учащиеся воспринимают, осознают, запоминают информацию.

  1. Частично-поисковый: активный поиск решения творческих задач под руководством педагога.
  2. Исследовательский: самостоятельный поиск средств выполнения заданий.
  3. Игровой: учащиеся воссоздают и усваивают общественный опыт, знания, овладевают умениями и навыками в соответствии с поставленной целью через игровую деятельность.
  4. Метод коллективно-творческого воспитания – творческие дела (КТД)

Принципы:

  1. Систематичности:

- регулярное проведение занятий согласно расписанию;

- контроль посещаемости;

Систематический контроль результатов творчества.

  1. Последовательности:

- от простого к сложному; давать детям задания, постепенно переходя от простых к более сложным, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся;

- от знакомого к незнакомому;  только после полного усвоения понятий, приемов переходить к изучению нового материала.

  1. Доступности:

- давая задания и оценивая результат, обязательно руководствоваться возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребенка;

- дать возможность ребенку подготовиться к переходу на следующий этап освоения предмета;

- не усложнять задания, не убедившись в том, что ученик сможет с ним справиться.

  1. Преемственности:

- содержание более сложного этапа основывается на знаниях, умениях и навыках, полученных на более ранних этапах обучения.

  1. Сознательности и активности:

- для активизации деятельности учащихся в программе предусмотрена форма групповой деятельности. Работа представляет собой процесс, в котором каждый участник контролирует свое поведение, ориентируясь на реальные или предполагаемые реакции своих друзей, одноклассников. Она проводится на глазах у всех и в присутствии всех: мнение, обсуждения, оценки, действия личностной самооценки.

Используемая форма обучения проходит в виде конкурсов, викторин, проведения мастер-классов.

Теоретические знания подтверждаются наглядными пособиями, а также показом практических приемов работ. Обучение осуществляется через единство теоретических познаний и практики.

Теория не выделяется в самостоятельную часть, она вплетается в практическую деятельность и служит основой, поддержкой занятий.

Основным принципом обучения является непосредственный контакт учителя и учащихся. При обучении небольшого количества детей, есть реальная возможность для индивидуального развития каждого ребенка.

Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке

«Вдохновение»

Иметь представление:

- о проектной деятельности и ее основных этапах;

- о понятиях валяния (фетр, фильцевание, фальцевание, войлок).

Знать:

- правила техники безопасности;

- название и назначение ручных инструментов (пробивная игла, ножницы), приспособлений (жесткая плоская щетка, подложка, капроновая сетка, воздушно-пузырчатый полиэтилен, мыло, рамка, пинцет) и правила безопасности при работе с ними;

- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

- правила общения;

- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

- основные требования дизайна к изделиям (польза, удобство, красота);

- виды материалов;

- последовательность изготовления несложных изделий.

Уметь:

- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- различать материалы по их назначению;

- соблюдать порядок изготовления;

- качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий;

- безопасно использовать и хранить колющие и режущие предметы (ножницы, иглы);

- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).

Общетрудовые умения:

Самостоятельно:

- анализировать предложенное учебное задание;

- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты, приспособления;

- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех ее этапах;

- обосновывать выбор изделия и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности и эстетичности;

- выполнять доступные практические задания с опорой на порядок изготовления.

С помощью учителя:

- выбирать темы для практических работ;

- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предположенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

- доказывать свое мнение.

Работа с родителями.

Родители являются основным звеном в триаде (ученики-родители-учителя) для создания единой образовательной среды, так как домашняя среда – основа формирования личности ребенка. Духовная образовательная среда, которая включает в себя учащегося и родителя помогает педагогу выработать единый оценочный критерий в подходе к ребенку. Необходимо решить проблему о единстве требований, предъявляемых к ребенку в кружке и дома, как в образовательном процессе, так и в построении межличностных отношений, нравственных вопросах.

Решение многих проблем, связанных с функционированием и развитием кружка происходит в тесном контакте с родителями. Задача учителя суметь создать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу, внимательное отношение к проблемам родителей, к их переживаниям, способность к оказанию психологической поддержки. Учителей и родителей объединяет стремление помочь ребенку на непростом пути раскрытия его предполагаемых талантов.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Изготовление изделий в технике живопись шерстью (16 часов)

Тема: Изготовление изделий в технике живопись шерстью.

Цель: Знакомство с шерстью, инструментами, техникой безопасности. Изготовление картин из шерсти.

Теоретические сведения: что такое войлок; что такое шерсть, шерстяная живопись; как изготавливать картины из шерсти.

Ключевые слова: войлок, шерсть, шерстяная живопись.

Практическая работа: тестирование, подбор шерсти, изготовление картин.

Форма организации: учебное занятие-практикум (мастерская)

Форма организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.

Методы: репродуктивные: запоминание информации, работа по образцам.

Дидактический комплекс: наглядные пособия, образцы работ.

Ожидаемый результат: знать, что такое войлок, шерсть, шерстяная живопись. Самостоятельно изготавливать картины из шерсти.


Тема 2. Изготовление изделий в технике сухого валяния (16 часа)

Тема: Вводное занятие. Изготовление изделий в технике сухого валяния (фильцевание).

Цель: Знакомство с техникой сухого валяния, инструментами и материалами, техникой безопасности.

Теоретические сведения: история возникновения и развития техники валяния, изделия, выполненные в данной технике. Культура поведения на занятиях, организация рабочего места.

Ключевые слова: валяние, народный промысел, фильцевание.

Практическая работа: изготовление изделий в технике сухого валяния.

Форма организации: учебное занятие-практикум (мастерская).

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Методы: репродуктивные: наглядный, практический, продуктивный.

Дидактический комплекс: наглядные пособия.

Ожидаемый результат: должны знать факты из истории техники валяния. Правила поведения на занятиях.


Тема 3. Изготовление изделий в технике мокрого валяния (16 часа)

Тема: Изготовление изделий в технике мокрого валяния (фальцевание).

Цель: Знакомство с техникой мокрого валяния, инструментами и материалами.

Теоретические сведения: техника выполнения мокрого валяния, изделия, выполненные в данной технике. Организация рабочего места.

Ключевые слова: фальцевание.

Практическая работа: тестирование, изготовление изделий в технике мокрого валяния.

Форма организации: учебное занятие-практикум (мастерская).

Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная.

Методы: репродуктивные: наглядный, практический, продуктивный.

Дидактический комплекс: наглядные пособия, образцы работ.

Ожидаемый результат: должны уметь выполнять изделия в технике мокрого валяния.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятий

Кол-во часов

Теор.

Практ.

Тема 1. Изготовление изделий в технике живопись шерстью

1

Вводное занятие

2

-

2

Выкладывание фона

1

1

3

Изготовление цветов

1

1

4

Картина «Лебеди»

1

1

5

Картина «Веточка сакуры»

1

1

6

Аппликация «Девочка с цветами»

1

1

7

Коллективное панно «Цветочная фантазия»

1

1

8

 Заключительное занятие. Выставка детских работ

-

2

Тема 2. Изготовление изделий в технике сухого валяния

1

Вводное занятие

2

-

2

Игрушка «Гусеница»

1

1

3

Аксессуары «Бусы»

1

1

4

Сувенир «Котенок в лукошке»

1

1

5

Игрушка «Мишка»

1

1

6

Новогодние игрушки

1

1

7

Новогодние игрушки

1

1

8

Заключительное занятие. Выставка детских работ

-

2

Тема 3. Изготовление изделий в технике мокрого валяния

1

Вводное занятие

2

-

2

Брелок «Сердечко-валентинка»

1

1

3

Аксессуары. Цветы для резинок (заколок)

1

1

4

Аксессуары. Чехол для мобильного телефона

1

1

5

Аксессуары. Сумочка.

1

1

6

Сувенир «Валенки-шептуны»

1

1

7

Коллективная работа «Чудо-дерево»

1

1

8

Заключительное занятие. Выставка детских работ

-

2


Ожидаемые результаты.

К концу обучения по данной программе дети должны получить начальные представления о материальной и духовной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека. Они научатся использовать приобретенные знания и умения для творческой самореализации при изготовлении подарков друзьям и близким, художественно-декоративных и других изделий.

В результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов учащиеся получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках творческого кружка коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение общего объема работы, навыки сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми.

Дети овладевают начальными формами познавательных универсальных учебных действий – исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения.

Учащиеся получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий.

 


Критерии оценки знаний и умений в технике валяния.

Критерии

Показатели

Уровни.

1

Знание о технике живопись шерстью

Отличие способов изготовлений сухое, мокрое, вбивание шерсти)

Высокий.

Грамотно определяет особенности техники живопись шерстью, хорошо ориентируется в материалах.

Средний.

Знаком с особенностями техники живопись шерстью, с материалами.

Низкий.

Знаком с особенностями техники живопись шерстью.

Знание материалов

2

Технологические умения в технике живопись шерстью.

При изготовлении изделий применять правила (опираясь на алгоритм)

Высокий.

Умеет использовать различные способы техники живопись шерстью, опираясь на алгоритм и без помощи учителя.

Средний.

Умеет использовать различные способы техники живопись шерстью, опираясь на алгоритм, но с помощью учителя.

Низкий.

Неумело использует способы техники живопись шерстью. Без учителя справиться не может.

Умение выполнять самостоятельно (без помощи учителя)

3

Творческие проявления

Дополнение изделий собственными деталями

Высокий.

Проявляет фантазию в создании образов.

Средний.

В создании образов вносит дополнения, фантазирует.

Низкий.

Копирует работу, не проявляя творчества.

Изменение образа предмета

Заключение

Целенаправленное руководство со стороны учителя способствует успешному развитию детского творчества, том числе при освоении техники валяния, которая дарит детям радость познания, творчества. В процессе работы основной задачей является – подвести ребенка к желанию самостоятельно изготовить картину, свалять изделие из шерсти. Освоение техники валяния предоставляет возможность почувствовать свойства шерсти, способы использования и их художественные возможности при создании изделий.

Мы надеемся, что созданная нами программа окажет помощь в работе учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, учителям технологии и студентам педагогических учебных заведений.