ПМ 4.4
статья на тему

Ткалич Кристина Дмитриевна

Публикация статьи по материалам курсового исследования

Публикация сборника "Запоминайка" по материалам дипломного проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc52.5 КБ
Файл sbornik.docx1.17 МБ

Предварительный просмотр:

МНЕМИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

(по материалам курсового исследования)


 Ткалич Кристина Дмитриевна

Научный  руководитель —  Рахимова М.Г. преподаватель кафедры психолого-педагогических дисциплин высшей квалификационной категории

Проблема исследования.  Развитие  памяти  помогает  не только памяти, но и способствует гармоничному развитию других способностей человека. Развитие памяти улучшает и мышление за счет того, что постоянно приходится работать с мысленными объектами, придумывать связывающие их ассоциации. В результате развивается ассоциативное мышление - ответственное за обобщение и абстракцию и наглядно-образное – использование, которого помогает целостному восприятию реальности и интуитивному решению проблем.

Ну и разумеется просто сама способность к запоминанию помогает мышлению. Если все необходимые факты оказываются под рукой, то в процессе мышления оказывается меньше необходимости задерживаться на решении второстепенных проблем, по получению необходимой информации.  

Психические процессы: ощущения, восприятие, представление, внимание, воображение, память, мышление, речь, сознание  выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким - то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать.

Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. В настоящее время актуальным  является необходимость обучения детей младшего школьного возраста приемам и способам эффективного, осмысленного запоминания учебного материала. Именно поэтому в младшем школьном возрасте проблема развития памяти становится одной из приоритетных.

Проблема развития мнемических приёмов у младших школьников так значима и актуальна сегодня.  Исследование мнемических способностей младших школьников наряду с научным значением представляет практический интерес, поскольку нацелено, в конечном счете, на решение многих вопросов педагогической практики, связанных с организацией эффективного обучения и воспитания младших школьников.

Цель исследования:   выявить  особенности развития мнемических способностей младших школьников на основе метода развертывания мнемической деятельности.

  Задачи исследования:

  1.  Путем изучения методической литературы отобрать наиболее приемлемые методы для современного образовательного процесса.
  2. Из развития мнемических приемов  памяти выявить  наиболее эффективные методики развития у младших школьников.
  3.  На основе анализа современных источников литературы изучить спектр психологии  младшего школьника.

Методы теоретического исследования:

        -Теоретические:  анализ, обощение.

       -Эмпирические:  наблюдение, тестирование.

Изучив и проанализировав  психолого - педагогическую литературу, мы выяснили, что память - основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания.

 Память лежит в основе способностей человека, является условием на учения, приобретения знаний, формирования умений и навыков[4,с.59]. Мы рассмотрели основные теории памяти и выяснили, что единой и законченной теории памяти нет. Далее, проанализировав основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание, мы выявили, что главным процессом памяти является запоминание. Все упомянутые нами виды памяти не существуют изолированно друг от друга.

Проблема памяти в настоящее время рассматривается в рамках различных психологических теорий и подходов. Наибольшее распространение получили ассоциативные теории памяти, согласно которым предметы и явления запечатлеваются и воспроизводятся в памяти не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом[12].

 В русле нейронных и биохимических процессов наиболее распространённой, была гипотеза Д.О. Хебба,  о кратковременном и долговременном процессах памяти. В рамках социально-генетической теории психологические механизмы памяти анализируются в ключе их социальной обусловленности ситуацией сотрудничества. В рамках отечественной психологической школы проблема памяти была предметом исследований таких известных учёных, как Л.С. Выготский,  А.Н. Леонтьев,  А.Р. Лурия  и др. Работы являются актуальными и до сих пор.

Изучив и проанализировав психолого - педагогическую литературу, мы выяснили ,  что одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема мнемической деятельности.

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются такие характеристики  познавательных процессов (восприятие, внимание,  память, воображение, мышление и речь), необходимость которых  связанна с поступление в школу. Это будет способствовать не только развитию познавательной сферы ребенка, но и успешности учебной деятельности. Особенно большие требования к памяти ребёнка предъявляет школьное обучение.

 Мнемический  план может  состоять  из  разнообразных  поддержек, отражающих  и внешние связи и внутренние,  характеризующие отношения различных групп материала; смысловые связи с имеющимися в тексте данными и связи с личным опытом, знаниями и ценностями субъекта. Таким образом, по направленности мнемических приемов их можно   разделить на три типа:

направленные на выделение и фиксирование сзязей изнутри запоминаемого материала        (группировка, систематизация, структурирование и т.п.); направленные на выделение и фиксирование внешних связей (ассоциации, аналогии, мнемотехники); направленные на выделение и фиксирование внешних-внутренних связей (перекодирование, выделение опорных пунктов).

                                                                Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- 4-е изд., стереотип. - М: Издательский центр «Академия», 1999-672с.2.        

2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Издательский центр «смысл»2005 –367 с. 3.

3. Гонина О.О.,  Психология дошкольного возраста:  Учеб. Пособие для студ. Высш.учеб. заведений – М.: Издательский центр «Академия»,2002.  –  368 с.4.

4. Дубровина И.В.  и др. Психология, -3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр « Академия», 2004. -464с.5.


Предварительный просмотр: