ПК 4.4
статья на тему

Шмальц Екатерина Андреевна

Задачи: Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

«СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ВИКТОРА НИКОЛАЕВИЧА СОРОКИ-РОСИНСКОГО  В КОНТЕКСТЕ ФГОС НОО»

Научный руководитель – Гаубец М. Ю., преподаватель кафедры

психолога – педагогической кафедры, высшей квалификационной категории.

Актуальность исследования. Слово «гуманизм» в переводе с латинского языка означает человеческий, человечный. Характерной чертой современной эпохи, для многих людей эпохи погони за материальными благами, стало снижение духовности, высокой нравственности, обесценивание высших идеалов. Человек становится духовно бедным, его заботы больше замкнулись на личном благополучии.

Зачастую рассогласованность методик преподавания различных предметов и целых образовательных программ вытеснили из многих школ целостный образовательный процесс. Такие цели школы, как становление нравственной и духовной личности многие годы декларировались лишь в качестве придатка к знаниевому подходу. И вот сейчас, наконец, началось обновление образовательной сферы в сторону духовности, нравственности, гуманности, активного становления систем по развитию личности, провозглашенных на самом высоком государственном уровне посредством концепции Федеральных государственных образовательных стандартов.

Современные ориентиры гуманистического образовательного процесса, идей воспитания ширококультурно развитых граждан России исторически обусловлены созданием в разные годы 20 столетия таких авторских педагогических концепций, как концепции П.П.Блонского, М.А.Погребинского, В.Н.Сорока-Росинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили и многих других. Некоторые идеи этих выдающихся педагогов известны широкому кругу педагогической общественности, но их педагогическое наследие постепенно забывается, авторство многих актуальных на сегодняшний день идей нивелируется. По нашему мнению, такое отношение к педагогическому сокровищу, накопленному отечественной педагогикой в 21 века недопустимо.   Ввиду слабой изученности педагогических взглядов В. Н. Сороки-Росинского мы хотели проследить, как реализовывались педагогические воззрения В.Н. Сороки-Росинского в условиях современности и определили тему нашего курсового исследования «Современный взгляд на педагогические идеи В.Н. Сороки-Росинского в контексте ФГОС НОО».

Виктор Николаевич Сорока-Росинский — представитель антрополого-гуманистического направления в педагогике (Л. Выготский, П. Каптерев, М. Рубинштейн), ориентировался на классическую гуманистическую образовательную традицию как источник истины и блага, целью воспитания считал гармоническое развитие личности, укорененной в национальной ментальности.

Основным ориентиром при организации его педагогической деятельности служили фундаментальные знания и способы творческого оперирования культурным наследием. Его редко вспоминают в современных учебниках по педагогике, однако Виктор Николаевич был Учителем с большой буквы, учителем от Бога, соединявшим в единстве ученого, «утонченного» психолога, великолепного историка, знатока русского языка и фольклора, зарубежной и отечественной литературы, актера, режиссера, вокалиста и музыканта, человека, отлично владеющего несколькими иностранными языками, солдата, освоившего суворовскую науку побеждать. И все это интегративно прорастало в профессии Педагога.

В соответствии с темой нашего курсового исследования была сформулирована цель работы - на основе анализа педагогической литературы выявить влияние и актуальность идей  В.Н.Сороки-Росинского на современный образовательный процесс в условиях реализации ФГОС НОО.

При работе над темой были определены задачи исследования:

•        изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;

•        раскрыть сущность понятий «гуманная педагогика», «гуманизация»; «федеральный государственный образовательный стандарт», «внеурочная деятельность», «художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности»;

•        определить виды, функции, задачи и порядок организации внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению;

•        на основе теоретического исследования и анализа программ внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению сделать выводы о влиянии идей гуманной педагогики на современный образовательный процесс.

В ходе исследования нами были использованы следующие методы теоретического исследования:

•        изучение и анализ литературы по проблеме исследования;

•        классификация и систематизация материала;

•        обобщение и анализ передового педагогического опыта.

Изучив педагогическое наследие В. Н. Сороки-Росинского, мы увидели, что его концепция имела четкую структуру, благодаря которой предлагаемая автором модель школы выглядела жизнеспособной. К особенностям ее организации педагог относил: изучение социальных условий и выявление средовых факторов создания новой школы, определяющими ее цель, которая в зависимости от изменяющихся социальных условий может быть подвергнута корректировке; базовой основой учебно-воспитательного процесса в школе является культура, которая пронизывает всю учебную и воспитательную работу; необходимым условием воспитания должно быть культивирование позитивных составляющих характера; задача школы состоит в создании воспитывающей среды, которая способна оказать влияние на учащихся с целью обогащения его социокультурного опыта, овладения научными, трудовыми и нравственно-культурными навыками, развитию творческого начала и способности к действию.

Мы увидели, что образовательная система, согласно педагогическим В.Н. Сороки-Росинского, представляла собой живой организм, динамичную систему, чутко реагирующую на изменение воспитательного пространства как вне, так и внутри нее. По мнению педагога, "прогрессивному развитию школы способствует своевременная коррекция цели, содержания и конечного результата учебно-воспитательного процесса в соответствии с изменяющимися условиями социальной жизни.