ПК 4.3
методическая разработка по теме

Белова Мария Сергеевна

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План воспитательной работы 1 класса на 3 четверть

Тема: «Я – Человек».

Задачи: 

- Обеспечение функционирования воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс.

- Развитие мотивации к познанию окружающего мира и творческой деятельности.

- Формирование и развитие у детей общечеловеческих ценностей.

- Создание условий для формирования и реализации личностных качеств школьника.

- Создание условий для участия семей в воспитательном процессе.

- Укрепление здоровья средствами физической культуры, спорта и пропаганды здорового образа жизни.

- Связь поколений в школе, сохранение и преумножение традиций.

Направления деятельности

Содержание деятельности (форма, название мероприятий)

Общеинтеллектуальное

(олимпиады, проекты, линейки, интеллектуальные игры)

Школьный этап районного конкурса «Мой первый доклад»

Интеллектуальная игра «Веселые соревнования»

Мастерская общения «Давайте познакомимся!»

Линейка «Народы мира»

Спортивно-оздоровительное (Веселые старты, соревнования, День здоровья, классные часы)

Веселые старты «Защитники отечества»

Классный час «Здоровый образ жизни»

Соревнование «Мама, папа, я – спортивная семья!»

Веселые старты «А ну-ка, девочки!»

Общекультурное (творческие конкурсы, выставки, праздники, классные часы, экскурсии)

Книжная выставка «Край родной, земля уральская!»

Школьной конкурс рисунков «Я и школа»

Тематическая полка «Доброта спасет мир!»

Посещение областного краеведческого музея

Духовно-нравственное (классные часы, народные праздники)

Тематический классный час «Моя будущая профессия!»

Тематический классный час «Давайте дружить»

Тематический классный час «Богатое многообразие мировых культур»

Тематический классный час «Горький урок Чернобыля»

Социальная деятельность

(социальные акции, дежурство по школе, классные часы об отношении к обязанностям)

Всероссийская профилактическая акция «Внимание – дети!»

Акция «За здоровый образ жизни»

Акция «Защита»

Акция «Дети улиц»

Взаимодействие с родителями учащихся

Круглый стол «Здоровый образ жизни ребенка»

Заседание родительского комитета «Принятие участия в акции `Защита`»

Заседание родительского комитета «История семьи ребенка»

Родительское собрание «Образование всем детям»



Предварительный просмотр:

Технология продуктивного чтения

I. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

1. Читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работу в классе начинаю с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.

2. Затем предлагаю прочитать текст, проверить возникшие

Предположения.

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации

Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.

По ходу чтения провожу словарную работу (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

III. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.

Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа

о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д.

Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?

Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.

Тема раздела: «Сказочные человечки».

Тема: Герои сказки Т. Янссон «Шляпа Волшебника».

Цели:

– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

 – обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

II. Развитие умений.

 

2  3  1  1  2  3

I. Беседа о героях сказки.

– Назовите героев сказки.

– Вспомните, какими их нарисовала автор – Туве Янссон.

Дети рассматривают иллюстрации.

– Опишите их. (Это сказочные герои, похожие на бегемотиков, у них есть четыре лапы, хвост; короткие ножки. У фрекен Снорк есть чёлка.)

– Расскажите об их обычаях, привычках и нравах. (Зимняя спячка, гостеприимство.)

– А какими чертами характера наделены тролли? (Терпение, доброта, вежливость… Тролли наделены человеческими чертами: они любознательны, добры, справедливы, любят путешествовать, фантазировать, творить.)

– Почувствовали ли вы, что сказку написала финская писательница?

(Да. По именам героев, да и сами тролли – сказочные персонажи фольклора Запада и Скандинавии.)

II. Устный рассказ о герое.

1. Просмотр и обсуждение собранных в тетради материалов о жителях Муми-дола (с. 14).

2. Устный рассказ об одном из героев повести (по собранному материалу – задание 4 в тетради на с. 14).

III. Рассказ учителя об авторе.

– Туве Марика Янссон создала своеобразный сказочный мир в сказке «Шляпа Волшебника». Что вы думаете об авторе? Какой она человек? Ответы детей.

– Туве Марика Янссон родилась в Хельсинки в 1914 году. Она росла в дружной семье. По полгода семья проводила время на большом острове в Финском заливе. Окружающая их природа, домашние игры и собственные фантазии описала Туве в своих сказках.

Янссон хорошо рисовала, стала художником. Но известна всему миру Туве Янссон как автор чудесных сказок, переведённых на 25 языков мира.

IV. Чтение авторского текста и рассматривание рисунка художника на

с. 101 (изображение Афанасия).

– Что мы сейчас с вами делали?

– Какое умение формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Учим оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Итог.

– Какие впечатления остались у вас после чтения сказки? Что вы чувствуете?

– Захотелось ли вам побывать в Муми-доле? А иметь таких друзей, как Муми-тролль, Снифф, Снусмумрик? Почему? (Героев Янссон невозможно не полюбить. Они умеют дружить, открыты, добры, даже для жадного Сниффа слиток золота такое же сокровище, как и пробковый пояс. А главное достояние долины – стеклянный шар, в котором ворох снежинок падает на маленький домик, если шар потрясти. Герои Янссон зачастую помогают нам понять что-то важное...)

– А узнали ли вы что-либо о Волшебнике, про чью шляпу читали? (Нет.)

– Видите, как много вопросов осталось у нас после чтения! Какой он, этот Волшебник: добрый или злой? Почему он оставил шляпу? Что случится дальше? И т.д.

–Чтобы ответить на все вопросы, надо прочитать сказку полностью, ведь мы прочли только начало.

– С каким настроением уходите с урока?

– Как бы вы сами оценили свою работу?

Духовно-нравственное развитие и воспитание

1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые.

2. Гражданско-патриотическое воспитание.

3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.

4. Воспитание здорового образа жизни.

5. Экологическое воспитание.

6. Эстетическое воспитание.

ΙV. Домашнее задание.

Нарисовать (слепить) полюбившегося Муми-тролля.

Деятельность учащихся:

– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

До чтения.( фрагмент урока из пратики)

- Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах)

1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а.

2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.

(Группы составляют пословицы: 1) Доброе слово лечит, а злое калечит. 2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.)

- Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло)

- Отгадайте, о ком будем читать?

С ветки на ветку быстрый, как мяч,

Скачет по лесу рыжий циркач.

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)

Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк)

- Прочитайте ключевые слова.

- Что могло между ними произойти? Какая тема будет главной? (Добро и зло)

Проверим наши прогнозы.

Работа с текстом во время чтения.

- Прочитайте текст про себя.

- А теперь прочитаем вслух по частям.

Вопросы по ходу чтения:

1ч. - Что делала белка? А волк?

2ч. – О чём стала просить белка?

- Отпустил волк? С каким условием?

- Как ответила белка на вопрос волка?

3ч. – Отчего же белки так веселы?

- Почему волку всегда скучно? Найдите в тексте. (Злость сердце жжёт). Что означают эти слова?

Работа с текстом после чтения.

- Подтвердились ли наши предположения? Какой жанр произведения представлен: басня, рассказ или сказка? (Басня, т. к. есть мораль, урок.) Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль? (А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.)

- Что узнали, прочитав текст? (надо быть добрым)

- Кого осуждает автор?

1 ) Составим модель – описание героев басни.

Работа в группах.

1 группа – Белка. Какая она?

2 группа – Волк. Какой он? Проверим ваши работы

(На данном этапе урока можно использовать чтение произведения по ролям)

- Волк большой, а белка маленькая, но сильнее волка. Почему?

- А мне, кажется, что это басня не только про зверей, а про кого ещё? ( О людях)

- Что хотел объяснить Л.Н.Толстой людям? (Надо совершать добрые дела, творить добро))

2) Что же такое добро?

Работа в группах

1 группа – записать ассоциации. Что такое добро?

2 группа – нарисовать. Что для вас добро?

Из наших ответов выросло Дерево доброты.

- Посмотрим значение слова Добро в Толковом словаре.

(Добро –

1) Всё хорошее, положительное; всё, что приносит счастье, пользу, благополучие.

2) Хорошее доброе дело.)

3) Игра «Добрые мысли, добрые чувства»

- Давайте пошлём добрые мысли, добрые чувства всем своим родным и близким. Мы помним и любим их.

- Что вы почувствовали в этот момент? (Радость, приятные чувства)

4. Рефлексия. Работа с коллегами

- Подведём итог нашей работы.

- Какие универсальные учебные действия формировались на разных этапах работы над текстом?

- До чтения текста? Во время чтения текста? После чтения текста? Проверим ваши ответы.

- Я хочу, чтобы сегодня и всегда вам помогало наше дерево доброты. Человек должен

творить доброе вокруг себя. Ведь светлые мысли делают душу радостной. А значит, счастливой.

                                                                                                                                                                                                                                                   © ООО «Баласс», 2012


Предварительный просмотр: