ПК 4.3
методическая разработка по теме
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_vospitatelnoy_raboty_1_klassa_na_3_chetvert.docx | 14.1 КБ |
produktivnoe_chtenie.doc | 75.5 КБ |
umk_shkola_rossii.pdf | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
План воспитательной работы 1 класса на 3 четверть
Тема: «Я – Человек».
Задачи:
- Обеспечение функционирования воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс.
- Развитие мотивации к познанию окружающего мира и творческой деятельности.
- Формирование и развитие у детей общечеловеческих ценностей.
- Создание условий для формирования и реализации личностных качеств школьника.
- Создание условий для участия семей в воспитательном процессе.
- Укрепление здоровья средствами физической культуры, спорта и пропаганды здорового образа жизни.
- Связь поколений в школе, сохранение и преумножение традиций.
Направления деятельности | Содержание деятельности (форма, название мероприятий) |
Общеинтеллектуальное (олимпиады, проекты, линейки, интеллектуальные игры) | Школьный этап районного конкурса «Мой первый доклад» |
Интеллектуальная игра «Веселые соревнования» | |
Мастерская общения «Давайте познакомимся!» | |
Линейка «Народы мира» | |
Спортивно-оздоровительное (Веселые старты, соревнования, День здоровья, классные часы) | Веселые старты «Защитники отечества» |
Классный час «Здоровый образ жизни» | |
Соревнование «Мама, папа, я – спортивная семья!» | |
Веселые старты «А ну-ка, девочки!» | |
Общекультурное (творческие конкурсы, выставки, праздники, классные часы, экскурсии) | Книжная выставка «Край родной, земля уральская!» |
Школьной конкурс рисунков «Я и школа» | |
Тематическая полка «Доброта спасет мир!» | |
Посещение областного краеведческого музея | |
Духовно-нравственное (классные часы, народные праздники) | Тематический классный час «Моя будущая профессия!» |
Тематический классный час «Давайте дружить» | |
Тематический классный час «Богатое многообразие мировых культур» | |
Тематический классный час «Горький урок Чернобыля» | |
Социальная деятельность (социальные акции, дежурство по школе, классные часы об отношении к обязанностям) | Всероссийская профилактическая акция «Внимание – дети!» |
Акция «За здоровый образ жизни» | |
Акция «Защита» | |
Акция «Дети улиц» | |
Взаимодействие с родителями учащихся | Круглый стол «Здоровый образ жизни ребенка» |
Заседание родительского комитета «Принятие участия в акции `Защита`» | |
Заседание родительского комитета «История семьи ребенка» | |
Родительское собрание «Образование всем детям» |
Предварительный просмотр:
Технология продуктивного чтения
I. Работа с текстом до чтения.
Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.
Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
1. Читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работу в классе начинаю с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.
2. Затем предлагаю прочитать текст, проверить возникшие
Предположения.
II. Работа с текстом во время чтения.
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации
Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.
Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.
Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.
По ходу чтения провожу словарную работу (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.
III. Работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.
Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.
Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.
Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа
о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д.
Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?
Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.
Тема раздела: «Сказочные человечки».
Тема: Герои сказки Т. Янссон «Шляпа Волшебника».
Цели:
– формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;
– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
II. Развитие умений. |
2 3 1 1 2 3 I. Беседа о героях сказки. – Назовите героев сказки. – Вспомните, какими их нарисовала автор – Туве Янссон. Дети рассматривают иллюстрации. – Опишите их. (Это сказочные герои, похожие на бегемотиков, у них есть четыре лапы, хвост; короткие ножки. У фрекен Снорк есть чёлка.) – Расскажите об их обычаях, привычках и нравах. (Зимняя спячка, гостеприимство.) – А какими чертами характера наделены тролли? (Терпение, доброта, вежливость… Тролли наделены человеческими чертами: они любознательны, добры, справедливы, любят путешествовать, фантазировать, творить.) – Почувствовали ли вы, что сказку написала финская писательница? (Да. По именам героев, да и сами тролли – сказочные персонажи фольклора Запада и Скандинавии.) II. Устный рассказ о герое. 1. Просмотр и обсуждение собранных в тетради материалов о жителях Муми-дола (с. 14). 2. Устный рассказ об одном из героев повести (по собранному материалу – задание 4 в тетради на с. 14). III. Рассказ учителя об авторе. – Туве Марика Янссон создала своеобразный сказочный мир в сказке «Шляпа Волшебника». Что вы думаете об авторе? Какой она человек? Ответы детей. – Туве Марика Янссон родилась в Хельсинки в 1914 году. Она росла в дружной семье. По полгода семья проводила время на большом острове в Финском заливе. Окружающая их природа, домашние игры и собственные фантазии описала Туве в своих сказках. Янссон хорошо рисовала, стала художником. Но известна всему миру Туве Янссон как автор чудесных сказок, переведённых на 25 языков мира. IV. Чтение авторского текста и рассматривание рисунка художника на с. 101 (изображение Афанасия). – Что мы сейчас с вами делали? – Какое умение формировали? | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Учим оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙΙΙ. Итог. | – Какие впечатления остались у вас после чтения сказки? Что вы чувствуете? – Захотелось ли вам побывать в Муми-доле? А иметь таких друзей, как Муми-тролль, Снифф, Снусмумрик? Почему? (Героев Янссон невозможно не полюбить. Они умеют дружить, открыты, добры, даже для жадного Сниффа слиток золота такое же сокровище, как и пробковый пояс. А главное достояние долины – стеклянный шар, в котором ворох снежинок падает на маленький домик, если шар потрясти. Герои Янссон зачастую помогают нам понять что-то важное...) – А узнали ли вы что-либо о Волшебнике, про чью шляпу читали? (Нет.) – Видите, как много вопросов осталось у нас после чтения! Какой он, этот Волшебник: добрый или злой? Почему он оставил шляпу? Что случится дальше? И т.д. –Чтобы ответить на все вопросы, надо прочитать сказку полностью, ведь мы прочли только начало. – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? | Духовно-нравственное развитие и воспитание 1. Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые. 2. Гражданско-патриотическое воспитание. 3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию. 4. Воспитание здорового образа жизни. 5. Экологическое воспитание. 6. Эстетическое воспитание. |
ΙV. Домашнее задание. | Нарисовать (слепить) полюбившегося Муми-тролля. |
Деятельность учащихся:
– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.
– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.
До чтения.( фрагмент урока из пратики)
- Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке?
Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах)
1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а.
2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.
(Группы составляют пословицы: 1) Доброе слово лечит, а злое калечит. 2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.)
- Чему учат эти слова? Какова тема занятия? (Добро и зло)
- Отгадайте, о ком будем читать?
С ветки на ветку быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)
Серовато, зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
- Прочитайте ключевые слова.
- Что могло между ними произойти? Какая тема будет главной? (Добро и зло)
Проверим наши прогнозы.
Работа с текстом во время чтения.
- Прочитайте текст про себя.
- А теперь прочитаем вслух по частям.
Вопросы по ходу чтения:
1ч. - Что делала белка? А волк?
2ч. – О чём стала просить белка?
- Отпустил волк? С каким условием?
- Как ответила белка на вопрос волка?
3ч. – Отчего же белки так веселы?
- Почему волку всегда скучно? Найдите в тексте. (Злость сердце жжёт). Что означают эти слова?
Работа с текстом после чтения.
- Подтвердились ли наши предположения? Какой жанр произведения представлен: басня, рассказ или сказка? (Басня, т. к. есть мораль, урок.) Прочитайте предложение, в котором заключена главная мысль? (А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.)
- Что узнали, прочитав текст? (надо быть добрым)
- Кого осуждает автор?
1 ) Составим модель – описание героев басни.
Работа в группах.
1 группа – Белка. Какая она?
2 группа – Волк. Какой он? Проверим ваши работы
(На данном этапе урока можно использовать чтение произведения по ролям)
- Волк большой, а белка маленькая, но сильнее волка. Почему?
- А мне, кажется, что это басня не только про зверей, а про кого ещё? ( О людях)
- Что хотел объяснить Л.Н.Толстой людям? (Надо совершать добрые дела, творить добро))
2) Что же такое добро?
Работа в группах
1 группа – записать ассоциации. Что такое добро?
2 группа – нарисовать. Что для вас добро?
Из наших ответов выросло Дерево доброты.
- Посмотрим значение слова Добро в Толковом словаре.
(Добро –
1) Всё хорошее, положительное; всё, что приносит счастье, пользу, благополучие.
2) Хорошее доброе дело.)
3) Игра «Добрые мысли, добрые чувства»
- Давайте пошлём добрые мысли, добрые чувства всем своим родным и близким. Мы помним и любим их.
- Что вы почувствовали в этот момент? (Радость, приятные чувства)
4. Рефлексия. Работа с коллегами
- Подведём итог нашей работы.
- Какие универсальные учебные действия формировались на разных этапах работы над текстом?
- До чтения текста? Во время чтения текста? После чтения текста? Проверим ваши ответы.
- Я хочу, чтобы сегодня и всегда вам помогало наше дерево доброты. Человек должен
творить доброе вокруг себя. Ведь светлые мысли делают душу радостной. А значит, счастливой.
© ООО «Баласс», 2012