ПК 4.4.
учебно-методический материал на тему

Карцева Дарья Дмитриевна

 Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx6.86 КБ
Файл galichya_gora_buklet.docx137.46 КБ
Файл aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ОПОР, СХЕМ, ТАБЛИЦ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

(по материалам курсового исследования)

Карцева Дарья Дмитриевна

Научный руководитель - Галиуллина Н.К., преподаватель кафедры гуманитарных наук высшей квалификационной категории

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что орфографическая грамотность в настоящее время является довольно большой проблемой. Одни считают, что эта проблема связана с появлением интернета и всеобщей компьютеризации. Мнением же других является то, что грамотность снижается из-за недооценки значения орфографии. Для младшего школьника блок орфографии является особо трудным для запоминания, а разбор каждого правила в отдельности подразумевает потерю огромного количества времени, что, во-первых, не выгодно для школ, а во-вторых является огромной нагрузкой для самих учащихся. Больше всего затруднений у учеников обычно возникает со слитным и раздельным написанием, так как этот раздел особенно велик и многогранен.

Даже в таком далёком прошлом, как 1872 год проблема орфографии находила своё отражение в средствах массовой информации. Таких, например, как газета «Голос» в публикации Н. Скандовского. О состоянии русского правописания в одной из статей высказались следующим образом: оно дошло до такой степени, что «... во всём свете нет человека, который в своём сочинении не сделал бы,  по крайней мере, двадцать грамматических ошибок». [1, с.18] И действительно, данная проблема прошла уже через огромное количество лет, но так и не была полностью устранена. Правил русского языка настолько много, что запомнить всё просто невозможно по сей день. Причём нововведения и образование новых слов так же вызывает огромное затруднение в составлении какого-то определённого свода правил, так как обновлять его придется довольно-таки часто.

В настоящее время проблемой орфографической грамотности активно занимаются такие известные учёные, как Е.И. Литневская, А.Н. Леонтьев, Д.Н. Богоявленский, Л.И. Разумовская и многие другие.

Ещё одной проблемой грамотности так же является низкий интерес школьников к изучению родного языка, они не считают нужным и важным умение грамотно излагать свои мысли на бумаге, ведь в большинстве случаев они используют современные технологии, в том числе и программы, самостоятельно исправляющие или указывающие на большинство ошибок правописания.

Большинство учеников, и даже некоторые учителя, не понимают всей важности развития орфографических знаний и умений. Хорошо развитые речевые навыки, такие как выразительная, правильно поставленная речь, грамотное письмо, адекватное восприятие и понимание чужой речи, всегда воспринимались как признаки воспитанной и образованной личности, в значительной степени определяя общественную и профессиональную активность человека.

Уровень элементарной грамотности, в том числе орфографической, связывается представителями нашего общества не только с общей подготовкой по родному языку, но тем самым и с моральным обликом подрастающего поколения, с его культурой. Поэтому проблема обучения правильному письму на всех этапах развития отечественной школы была и продолжает оставаться одной из центральных.

На основании актуальности проблемы исследования, нами была сформулирована тема исследования: «Создание сборника опор и упражнений для формирования орфографических умений учащихся четвёртого класса»

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы нами была определена цель исследования: создать сборник, включающий в себя различные схемы, таблицы, кластеры и другие опоры для формирования орфографических умений учащихся, а так же упражнения на их закрепление.

На основе темы нами были разработаны следующие задачи исследования:

  • Отбор и анализ литературы по проблеме исследования;
  • Изучение методического материала по теме «орфография»,  внутренней характеристики данного понятия;
  • Обобщение результатов исследования;
  • Выводы по изученной теме.

В ходе исследования мы использовали такие методы как:

  • Поиск тематической литературы;
  • Анализ;
  • Синтез;
  • Прогнозирование;
  • Систематизация;
  • Наблюдение;
  • Метод экспертных оценок.

Вторжение в нашу жизнь всевозможных гаджетов, и изменения, в связи с этим, программ по изучению русского языка в школах, не самым лучшим образом сказывается на грамотности младших школьников, а впоследствии и взрослого населения. Уже в младших классах многих школ детям предлагается выполнять различные задания на компьютерах. Также изменения, которые вносятся при разработке новых учебников, зачастую негативно влияют на качество изложения материала, и часто в новых учебных изданиях упускаются правила орфографии, которые были в старых версиях учебников, и заменяются новой, лишней информацией, которая, в свою очередь, перегружает память учеников.

Эти причины ведут к снижению орфографической грамотности населения, что довольно плохо сказывается на жизни людей. Русский язык, безусловно, является одним из сложнейших языков мира, поэтому очень важно знать правила орфографии, во-первых, для того, чтобы грамотно писать, разговаривать и уметь изложить свои мысли в доступной форме, а во-вторых, это также важно с профессиональной точки зрения. Например, руководящему составу на любых мероприятиях, журналистам при составлении репортажей и т.д. Это важно для того, чтобы люди правильно понимали те мысли, которые до них пытаются донести те же средства массовой информации.

Таким образом, орфографическая грамотность играет огромную роль в жизни людей, и нашей страны в целом. И без каких-либо, хотя бы базовых, знаний в области орфографии, будет очень трудно ориентироваться в современном социуме и общаться с остальными людьми. Обобщая, можно сказать, что без знания русского языка не будет возможности к общению, без общения не будет общества, а без общества - и нашей страны.

К настоящему времени в методике обучения орфографии утвердилось положение о том, что формирование орфографических умений - процесс длительный, который требует систематических упражнений в связи с изучаемыми орфографическими правилами. Несмотря на недостаточно широкую разработанность, проблема формирования орфографической грамотности младших школьников остается одной из самых сложных. Во второй главе курсового исследования нами были рассмотрены пути формирования орфографического навыка. И выявлено, что при одинаковых условиях у детей формируется совершенно различный уровень овладения орфографическим навыком. Основы орфографического навыка необходимо закладывать уже в начальной школе, в этом учителю помогают разнообразные упражнения, применяемые на уроках русского языка.

В данной работе мы изучили теоретические основы орфографии, в процессе чего мы постарались раскрыть важность этой науки в современном обществе. Также нами были выделены некоторые приёмы и упражнения, которые будут наиболее эффективными и интересными для обучения орфографии младших школьников. В дальнейшем мы можем предположить развитие данной темы, более глубокое изучение раздела, который показался нам наиболее сложным, а именно, слитное и раздельное написание слов в современном русском языке.

В условиях нашего выпускного квалификационного исследования в 2016-2017 учебном году мы планируем разработать сборник опор и упражнений по теме "орфография" и апробировать его.



Предварительный просмотр:

1. Галичья гора, заповедник, год основания 1925.

2. Знаменитое урочище Галичья гора (которое дало заповеднику название) находится в 20 км севернее города Задонска, на излучине Дона, на правом его берегу.

3. Сохранение уникальной флоры и фауны не характерной для природной зоны данного края, восстановление популяции редких хищных птицhttp://old.lipetsktime.ru/photo/news/1_3156.jpg

4. Научная деятельность, хозяйственная деятельность запрещена.

5.Многочисленные скальные и горно-степные виды растений, сосудистые растения. Растения гор Кавказа, Альп и Урала, южных степей и полупустынь Евразии, растения лесов таежного типа Европейского Севера. Всего на Галичьей горе произрастает около 650 видов растений. Из них 40 сохранились с других геологических эпох и поэтому называются реликтовыми. Это эфедра двухколосковая, истод сибирский, голокучник Роберта, колокольчик алтайский, бурачок Гмелина.

Здесь встречается: 35 видов млекопитающих, 174 вида птиц, 5 видов рептилий, 2 вида земноводных, 37 видов рыб, более 2 тысяч видов насекомых и пауков, 974 вида сосудистых растений, 1065 видов грибов. 



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»

Золотникова Екатерина Андреевна,

Карцева Дарья Дмитриевна

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА КЛАССНОМ ЧАСЕ (ОБОЩЕНИЕ СВОЕГО ОПЫТА)

ПРОЕКТ

Проект защищен

с оценкой _________________

«____» ___________ 2015года

Специальность 050146

Преподавание в начальных классах

Курс 2, группа 24

Руководитель: Городцова Е. С.

Челябинск, 2015

  1. Познавательная деятельность

В учебном процессе познавательная деятельность ученика представляет собой сложный процесс перехода школьника от незнания к знаниям, от случайных наблюдений, взятых в опыте жизни, из разрозненных сведений к системе познания. Благодаря учению совершается переход к систематизированному познанию предметного мира, овладению основами научных знаний. Овладевая знаниями основ наук, учащиеся приобретают определенные умения и навыки, развивают свои способности. Деятельность, таким образом, связывает между собой объект и субъект, являясь формой активного отношения между ними.

Понятие деятельности в дидактике формулируется на основе философского и психологического понимания деятельности. Суть этого понимания в том, что в процессе деятельности человек не только проявляет свои качества, свойства, но и формирует их. То есть любая деятельность – это в первую очередь обоюдный процесс взаимодействия субъекта и объекта деятельности.

Исследование активизации познавательной деятельности проводилось в следующих направлениях:

  1. Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся – Б. П. Есипов, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половникова, Т.И. Шамова и др.
  2. Развитие и организация творческо-поисковой познавательной деятельности школьников – Б.И. Коротяев, В.Г. Разумовский, А.В. Усова и др.
  3. Поиск рациональных методов и приёмов познавательной деятельности и вооружение ими учащихся – Б.И. Коротяев, Е.Н. Кабанова-Меллер и др.
  4. Формирование познавательных интересов школьников в общедидактическом аспекте – Г.И. Щукина, Л.И. Божович и др.
  5. Активизация школьников в учении как необходимое условие повышения качества знаний учащихся – Л.П. Аристова, М.И. Еникеев, И.Ф. Харламов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.         

Однако вышеперечисленными авторами признаётся, что познавательная деятельность является частью, одной из сторон процесса обучения. Но, так как познавательная деятельность не может развиваться только в одном направлении, нами был сделан вывод, что познавательную деятельность лучше всего характеризует определение В.А. Беликова: «Познавательная деятельность школьников – это элемент целостного процесса обучения, представляющий собой целенаправленное, систематически организованное, управляемое из вне или самостоятельное взаимодействие учащегося с окружающей действительностью, результатом которого является овладение им на уровне воспроизведения или творчества системой научных знаний и способами деятельности».

  1. Развитие познавательного интереса у младших школьников

Для того, чтобы познавательная деятельность протекала успешно необходимо развивать интерес к данному виду деятельности. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности.

Влияние познавательного интереса на формирование личности обеспечивается рядом условий:

• уровнем развития интереса (его силой, глубиной, устойчивостью);

• характером (многосторонними, широкими интересами, локальными- стержневыми либо многосторонними интересами с выделением стержневого);

• местом познавательного интереса среди других мотивов и их взаимодействием;

• своеобразием интереса в познавательном процессе (теоретической направленностью или стремлением к использованию знаний прикладного характера);

• связью с жизненными планами и перспективами.

Указанные условия обеспечивают силу и глубину  влияния  познавательного интереса на личность школьника.

Вполне объяснимо поэтому внимание, оказываемое современными педагогическими исследованиями познавательным интересам, которые в становлении личности играют роль ценных мотивов деятельности, а при известных условиях становятся устойчивой чертой личности и обнаруживают себя в любознательности, пытливости, в постоянной и неистощимой жажде знаний. Поэтому проблема познавательного интереса требует своего развития.

Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников. Большую роль в этом играет классный руководитель. В том числе классный час.

Классный час был и остаётся основной формой общения классного руководителя с детьми. Во время его проведения обучающиеся принимают участие в специально организованной воспитателем деятельности, которая призвана способствовать формированию ценностной системы отношения к окружающему миру. Наибольшее распространение получили тематические классные часы. Во время их проведения необходимо поддерживать нужный уровень мотивации учеников к деятельности, которая протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащихся имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

Группу методов стимулирования можно условно подразделить на три большие подгруппы:

  • методы эмоционального стимулирования;
  • методы развития познавательного интереса;
  • методы формирования ответственности и обязательности.

Методы эмоционального стимулирования.

Создание ситуаций успеха в познавательной деятельности представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых учащийся добивается в учении хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения.

Одним из приемов создания ситуации успеха может служить подбор для учеников не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности. Первое задание выбирается несложным для того, чтобы учащиеся, которые нуждаются в стимулировании, смогли решить его и почувствовать себя знающими и опытными. Далее следуют более сложные упражнения.

Поощрение и порицание в познавательной деятельности. Многие учителя часто достигают успеха в результате широкого применения именно этого метода. Вовремя похвалить ребенка в момент успеха и эмоционального подъема, найти слова для короткого порицания, когда он переходит границы допустимого, – это настоящее искусство, позволяющее управлять эмоциональным состоянием учащегося. Круг поощрений весьма разнообразен. В познавательном процессе это может быть похвала ребенка, положительное оценивание какого-то отдельного его качества, поощрение выбранного им направления деятельности или способа выполнения заданий.

Использование игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Ценным методом стимулирования интереса к познанию выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Это могут быть предметные, сюжетно-ролевые и иные игры, используемые не только для развития интереса к познавательной деятельности, но и для решения отдельных конкретных задач.

Для одного классного часа можно создать игровую оболочку, то есть представление темы в виде игры. К примеру, в младших классах, сюжетом, объединяющим весь классный час, может стать приход на урок «в гости к ребятам» героев сказки.

Методы развития познавательного интереса.

Познавательный интерес вызывает создание ситуаций включения учащихся в творческую деятельность. Творчество является одной из наиболее сильных причин развития познавательного интереса.

В качестве примера развития творческих способностей могут служить следующие задания: составить ребусы, головоломки, кроссворды, написать стихотворение и т.д.

Сильную мотивацию у учащихся создает метод постановки проблемы, суть которого заключается в представлении темы классного часа в виде доступно, образно и ярко излагаемой проблемы. Метод постановки проблемы близок к методу творческих заданий, но имеет значительное преимущество в том, что сразу создает у учащегося мотивацию. Ученики готовы преодолеть трудности, чтобы увидеть, узнать, решить и т.д.

Большую роль в активизации познавательной деятельности играют методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта.

Метод взаимной проверки лучше всего помогает организовать взаимодействие. Проверка двумя учащимися друг у друга правильности выполненных ими заданий всегда вызывает высокий интерес.

На использовании метода групповой работы основана технология «Обучения в сотрудничестве». Условиями для возникновения такого типа взаимодействия, как сотрудничество, является наличие между людьми, объединенными в малую группу, общих целей и взаимодополняющих способностей. Это рождает между ними взаимозависимость, при которой каждый член группы заинтересован во всех других членах группы. Основной метод взаимодействия людей в процессе сотрудничества – это обмен мыслями, усилиями, информацией.

Большинство используемых методов и технологий познавательного процесса, направленных на активизацию познавательной деятельности и формирование ключевых компетенций школьника: умения учиться, умения общаться, умения жить с людьми, умения работать и зарабатывать, умения работать с информацией и другие, обеспечивают ученику свободу выбора способов проработки материала, что создает основу самоопределения.

Использование данных методов в течение всего классного часа помогает эффективно активизировать познавательную деятельность учащихся не только на классном часе, но и на обычном уроке.