ПК 4.4
консультация по теме

Каримова Яна Игоревна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_-rek_po-prof_vorovstva.doc80.5 КБ
Microsoft Office document icon statya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

«ДЕТСКОЕ ВОРОВСТВО»

Методические рекомендации

Социально-экономическая нестабильность современного общества способствует обострению целого ряда проблем воспитания детей. Сталкиваясь с детским воровством,  многие педагоги и родители испытывают сложную гамму отрицательных эмоций: гнев, стыд, страх за будущее ребенка, чувство собственной беспомощности. Причины этого явления зачастую скрыты, что затрудняет поиск правильной педагогической реакции на поступок ребенка. Знание и способность определить факторы детского поведения в конкретном случае во многом определяет результативность педагогических действий.

Воровство – это преступное присвоение и похищение чужой собственности, противоречащее законам морали и нравственности.

 Выделяют  социальные и психологические причины детского воровства.

  Общие социальные причины:

  • Проблемы малообеспеченных семей. Иногда ребенок начинает воровать из "классовых" соображений, завидуя более обеспеченным детям и стремясь отомстить "богатеньким".
  •  Нередко воруют дети, родители или воспитатели которых уверены, что они лучше знают, «что ему в действительности нужно» и без достаточных оснований отказывают в покупке вещей, отвечающих глубинным потребностям ребенка.
  • Воровство от безысходности. Возникает, если у ребенка вымогают деньги путем угроз
  • Ребенок страдает наркозависимостью или имеет тягу к алкоголю, игровым автоматам

Общие психологические причины:

  • Воздействие рекламы на детей. Специалистами отмечена непосредственная связь между воздействием агрессивной рекламы и взлетом краж рекламируемого товара.
  • Привлекательность и доступность товаров в супермаркетах. В них присутствуют провоцирующие факторы: реклама товаров, красота прикассового пространства, конфеты россыпью на вес.
  • Воровство из интереса, для компенсации стресса. Выброс адреналина (о котором часто говорят) после удачной кражи закрепляется в подсознании, и в результате воровство становится опасной и трудноизлечимой привычкой.
  • Воровство-приключение для скучающего ребенка. В этом случае ребенок затрудняется  найти сферу для самовыражнения, что зачастую связано с жестким ограничением его инициативы.
  • Размытые правила относительно чужой собственности в семье. Несформированность таких понятий как «честность», «свое», «чужое». Вещи братьев и сестер, родителей, а так же самого ребенка находятся в свободном доступе для других без разрешения владельца.
  • Недостаток внимания.

В классе данный ребенок не пользуется авторитетом.

В семье ребенок путем воровства пытается привлечь к себе внимание родителей для того, чтобы заставить их объединиться, решить проблемы ребенка и, тем самым, отвлечь их от мыслей, н-р, о разводе. Воровство для таких детей – неосознанный, негативный способ  добиться этого внимания .

ожно обозначить связь этой проблемы с детской безнадзорностью, которая существует не только в неблагополучных семьях. Часто безнадзорными и брошенными оказываются дети из социально успешных семей. В этом случае речь не идет об отсутствии физической заботы и удовлетворении материальных потребностей, как у беспризорных детей. Это дети психологически брошенные. Однако, как и дети из социально неблагополучных семей, они не чувствуют родительской любви и игнорируются как личности.)

  • Месть: сверстникам или братьями и сестрам, родителям. Воровство может быть сигналом для родителей: если вы не измените свое поведение, я не позволю вам притворяться перед окружающими, что вы хорошие.
  • Забывчивость и рассеянность. Дети могут просто забывать - вернуть вещь хозяину или заплатить за нее. Искренний и добродушный ребенок, отличающийся рассеянностью, в этом случае может быть несправедливо обвинен в злом умысле.
  • Клептомания. Это патологическое импульсивно-возникающее стремление к воровству с непреодолимой потребностью его удовлетворения. Клептомания проявляется навязчивым воровством, причем человек ворует не ради получения ценностей, а ради процесса. Психиатры рассматривает клептоманию как одну из форм нарушения влечений. Кроме того, часть из них считает, что существует некая «предрасположенность к воровству на  генетическом уровне».

Доминирование причин детского воровства обусловлено возрастом детей.

        Младший школьный возраст

 (с 7-12 лет - осознанное воровство)        

1. Недостаточное развитие волевой сферы: ребёнку тяжело на свое "хочу!" самому себе твёрдо сказать "нет!". Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок. Ребенок знает, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему "хочу",  и совершает кражу.   Потеря самоконтроля.

2. Нехватка родительской любви, желание привлечь к себе внимание. Возможно:

  • родители слишком сосредоточены на своих делах
  •  есть неблагополучие в супружеских отношениях
  •  родился младший братик (сестренка) и ему (ей) предназначается теперь большая часть родительской любви.

 Ребенок чувствует себя одиноким и заброшенным, ему кажется:

  • родители уделяют ему меньше внимания
  •  его не любят
  •  к нему несправедливы.

 И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Воровство, в данном случае, средство обратить на себя внимание родителей, крик о помощи. Бывает так, что не найдя поддержки и понимания в семье, ребенок начинает воровать вне семьи. Создается ощущение, что он делает это назло вечно занятым и недовольным родителям. Тех детей, которые с помощью воровства добиваются внимания родителей, шумные скандалы и строгие наказания лишь убеждают в правильности избранной ими стратегии: когда тебя наказывают, это все же лучше, чем когда тебя вообще не замечают.

  1. Берут чужое из-за интереса или зависти

4. Дети воровством могут сигнализировать о неумении строить отношения со сверстниками:

  •  несформированность навыков общения
  • низкая самооценка

 Это способ самоутверждения. Ребенок таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами). Если ребенку не хватает родительского внимания, ему не хватает признания, ощущения чувства значимости в своей семье, он может пытаться искать это в группах сверстников: хорошее отношение к нему в классе, наличие друзей произойдет за счет материального достатка. Например, ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них то, что ценится в детской среде: конфеты, жвачку, сигареты, раздает их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Это подкуп. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом.

4. Желание наказать кого-либо, либо отомстить Ребенок может украсть у другого ребенка, если перед ним долго хвастались, его обижали. В этом случае важно помочь выработать ребенку правильную позицию и поведение  с помощью объяснения, убеждения.

5. Желание сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям). Эта причина так же связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремится тем или иным способом сделать маме приятное - и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову. Стоит ему это объяснить.

6. Детское воровство - следствие подражания  поступков родителей

 Возможно:

  • кто-то в семье приносит что-то домой с работы и  рассказывает об этом
  • родители дома обсуждают других людей, получающих средства к существованию нечестным путем, при этом высказывают свою зависть или говорят, что с таких людей нужно брать пример.

  Не стоит допускать, чтобы ребенок присутствовал при таких разговорах.

7. Вымогательство со стороны более старших детей.

В этом случае родители должны защитить своего ребенка, пресекая любые попытки запугивания, шантажа. Важно объяснить ребенку, что он может в таких случаях обратиться к родителям, учителям за помощью.

 

Что воруют:

До 8 лет

Сладости и мелкие игрушки

 

При беседе с ребенком:

  • Важно поговорить доброжелательно и без посторонних  
  • Проанализируйте ситуацию: ответьте вместе на основные вопросы: «Что произошло? Где и когда это случилось? С кем  ты был? Почему ты украл? Как  хотел далее украденным распорядиться?» Какие отношения у ребенка с владельцем вещи.  Так можно понять мотивацию ребенка.
  • Выясните явные причины (их объясняет ребенок) и  скрытые причины

        (см. перечисленные причины)

  • Нельзя обвинять ребенка, если вина его не доказана.
  • Необходимо объяснить ребенку понятие собственности, научить просить разрешения (ученику младших классов). Ученику старших классов напомнить о понятии собственности.
  • Рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи, денег.
  • Стоит обратить внимание, как ребенок сам относится к своему поступку – ему стыдно, он раскаивается, или считает, что все произошедшее - в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, оценка социального педагога должна быть резкой и определенной: ребенок должен почувствовать, что такое поведение неприемлемо и осуждаемо. Можно высказать отрицательную оценку действиям ребёнка (но не личности), с конкретным осуждением такого поведения. Нельзя называть ребенка вором и пр., т.е. вешать на него "ярлыки", предсказывая ему криминальное будущее.
  • Нужно дать ребенку понять, как огорчит родителей то, что произошло, но лучше не называть происшествие "воровством", "кражей", "преступлением". Спокойная беседа, обсуждение чувств, совместный поиск решения лучше выяснения отношений.

Работа с родителями

 Детское воровство - явление нередкое, но тщательно скрываемое, как алкоголизм и другие "постыдные" семейные тайны. Реакции родителей – разные. В сознании большинства взрослых намертво спаяны две мифологемы: ребенок - невинный ангел, а воровство - примета криминального мира, поэтому «мой ребенок этого не совершал».

 Другая часть родителей заходит слишком далеко. В панике они  обвиняют детей в том, что те воры или лжецы. Часто родители принимают экстремальные меры, бьют детей, заставляют сидеть дома или применяют другие меры наказания для того, чтобы дети не выросли ворами. Но это только ухудшает ситуацию.

Рекомендации для родителей по беседе с детьми:

  • Силовые меры - это только выброс негативных эмоций, страха и бессилия взрослых, но не выход из создавшейся ситуации. После такой меры наказания подросток отдаляется от родителей. А его мысли начинает занимать не нравственная сторона поступка, а сумма, которую нужно украсть в следующий раз, но так, чтобы не быть пойманным. Озлобленность ребенка в таком случае может привести к повторному воровству как способу мщения за унижение. Иногда подросток выбирает для этого криминальный путь, притягивая к себе и родителям еще большую беду. Постарайтесь сдержать свои первые порывы гнева, как бы трудно вам ни было.
  • Выбрать наиболее правильное решение о том, как вести себя в создавшейся ситуации, вам поможет понимание причины (мотива), которая двигала подростком при воровстве. Серьезный разговор с ребенком о его поступке лучше провести, когда первая волна негодования и гнева уляжется, т.к. в порыве гнева можно наломать много дров. В этом разговоре важно без лишних эмоций и резких выражений дать понять, что проступок сильно огорчил и обеспокоил родителей. Постарайтесь выяснить у подростка причины, побудившие его оступиться. Проговорите с ним, что нужно сделать, чтобы это больше никогда не повторилось. Главное в разговоре - не запугать подростка, а еще раз донести до его сознания, что можно делать, а что нет.
  • Не кидайте ребенку фразы типа «Теперь ты станешь вором» - это может непроизвольно запрограммировать его на дальнейшие правонарушения. Лучше употребите фразу: "Меня очень расстраивает, что такое могло произойти с тобой, честным и хорошим человеком». Подобное высказывание покажет подростку, что к нему продолжают хорошо относиться и не клеймят позором. К тому же в данной фразе выражается и ваше отношение к случившемуся. И помните: в ваших словах может звучать осуждение поступка, но не самого ребенка!  (подчеркивайте свои чувства)
  • Если ребенок взял из семейной копилки значительную сумму, подойдет прием «ограничения всех». Подростку говорят, что унесенные им деньги были отложены на такое-то мероприятие (или покупку того-то), значимое для ребенка. Поэтому в течение некоторого времени, пока сумма снова не наберется, вся семья будет вынуждена отказаться от... (и дальше перечисляете, от чего отказывается семья). Необходимым условием должна быть ощутимость этого «лишения» для провинившегося. Например, отказ от оплаты выхода в Интернет (если Интернетом пользуется не только подросток) и т. п. Ребенок должен понять, что его проступок касается не только его самого, он задевает всю семью.
  • Самая простая мера профилактики - не провоцировать ребенка, храните деньги и ценности в специальном месте, не разбрасывайте их. Иногда воровство случается потому, что деньги лежат на виду и искушение слишком велико. Держите деньги и ценности в укромном месте. Если вы подозреваете, что один из ваших детей ворует у другого, помогите этому ребенку найти коробку с замком для того, чтобы сохранить ценные для него предметы.
  • Важно, чтобы у ребенка был опыт обладания собственностью. Следует четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться.
  • Родители сами должны подавать детям пример честности своим поведением, даже в мелочах не позволяя себе присваивать чужое. Поскольку формирование мировоззрения и правовых устоев у детей и подростков первоначально происходит в семье, при  правовом нигилизме родителей, ребенок оказывается неспособным выработать собственную нравственную позицию без их помощи.
  • Детям надо давать деньги на собственные расходы (карманные деньги)  Часто дети воруют потому, что это единственная возможность получить желаемое. Убедитесь, что ваши дети имеют достаточно карманных денег для нужд, но эта сумма не должна отягощать всем бюджет.
  • Когда что-то украдено, сосредоточьтесь на возврате похищенного предмета или денег. Скажите ребенку, что украденный предмет должен быть заменен, если нет возможности вернуть его. Если это необходимо, предложите ему деньги вперед в счет карманных денег. Разработайте план выплат и вычитайте определенную сумму из его карманных денег еженедельно. Отдельно ведите учет выплат для наглядности.
  • Дайте вашим детям шанс вернуть украденный предмет, сказав: «Нужно, чтобы украденный предмет был возвращен. Я верю, что в течение часа предмет будет положен на то место, где его взяли».
  • Многие дети воруют, потому что считают себя изгоями в собственной семье. Они думают, что имеют право причинить боль другим, поскольку никому нет до них дела. Поэтому важно окружить их вниманием, дать подросткам понять, что они любимы. Отделяйте поступок оттого, кто его совершил. Стараясь помочь, не забывайте доказывать свою любовь к ним.
  • Дети могут воровать у брата или сестры, потому что испытывают чувство ревности. Спросите ваших детей, возможно, они думают, что вы оказываете кому-то из них предпочтение. Выслушайте их ответы на ваше предположение. Объясните, что испытывать чувство ревности - это естественный процесс и что  вы любите их. Обсудите, чем каждый из них дорог вам, будьте позитивны, а не критичны.
  • Подростки иногда воруют ради острых ощущений, чтобы утвердиться среди сверстников. Хорошо, если их поймают и позволят возвратить украденное. Не кидайтесь выручать их, когда это произойдет. Иначе они подумают, что они непобедимы, никто их не может остановить.
  • Избегайте сравнений с другими детьми и самими собой в детстве, говоря, например, так: "В нашей семье такого отродясь не водилось", или "Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей".
  • Не требуйте от ребенка клятвы о том, что это была  первая и последняя кража.
  • Не возвращайтесь к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим только закрепится данный поступок в сознании ребёнка.
  • Необходимо знать друзей или помочь ребенку  найти себе друзей. Найдите такую компанию детей, в которой ваш ребенок будет востребован. Это может быть какая-то секция, кружок. Детям с общими интересами проще  и интересней общаться друг с другом. Покажите пример сами - познакомьтесь с родителями ровесника своего ребенка. Важно выявлять у ребенка способности и таланты - это очень поднимает самооценку у самого ребенка и в глазах его сверстников.
  • Поддержите вашего ребенка в этот нелегкий период. Вместо наказания используйте сочувствие. Скажите вашему ребенку: «Я знаю, это страшно и неприятно, но мы должны это испытать, чтобы исправить ошибку». Важно дать понять своему ребенку, что всегда можно рассчитывать на помощь родителей в трудной ситуации.
  • Можно помочь подростку найти возможность самому зарабатывать деньги.

Ошибки в воспитании, провоцирующие детское воровство

  • отсутствие последовательности в воспитании: в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой - "закрывают глаза" на проступок: грозились наказать, но не наказали;
  • несогласованность требований взрослых (папа разрешает, а мама запрещает);
  • "двойная мораль" - действия родителей расходятся с делом (например, родители внушают ребёнку, "что брать чужое нельзя", а сами приносят с работы то, что "плохо лежит". Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа.);
  • ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле "кумир семьи": ребёнок растёт с мыслью "я самый лучший", он не научается считаться с мнением других людей, ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей "обратную связь" - с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их "чудо-ребёнка";
  • тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. Одни дети при этом занимают активную "оборонительную" позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. Другие "уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.

Профилактика детского воровства.

  1. Полное взаимное доверие между родителями и ребенком является лучшей профилактикой детского воровства. В семье, где родители не лгут, дети отвечают им тем же, а воровство встречается редко.
  2. Бывает, что у ребенка нет своей личной территории, своих личных вещей, которыми он может полностью распоряжаться по своему усмотрению. У него не формируется понятие «свое – чужое». Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи.
  3.  Активность ребенка хорошо бы направить "в мирное русло": нужно выяснить, что на самом деле интересует ребенка (занятия спортом, искусством, собирание какой-нибудь коллекции, какие-то книги, фотографирование и т.д.). Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным.
  4. Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: "Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой", и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.
  5.  Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье — за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и непременно, начиная с 7–8 лет, за собственный портфель, стол, комнату и т.д. Нужно постепенно передавать ему дела, делиться с ним ответственностью.
  6. Эффективным способом профилактики воровства является выделение ребенку карманных денег. Это не должны быть деньги на завтраки в школе, это должны быть личные карманные деньги, выдаваемые регулярно, которые ребенок может потратить по своему усмотрению. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности. По мере взросления сумма должна расти.
  7. Очень помогают уйти от домашних краж семейные советы, на которых члены семьи распределяют бюджет. Определяют общий доход и распределяют его на различные нужды: питание, квартплату, транспорт, крупные покупки, отпуск. На совете делаются отчисления на личные расходы как детям, так и родителям. Ребенок становится участником расходования средств и даже имеет право голоса, что поднимает его в собственных глазах и делает его более ответственным за дела семьи. Ребенок, также, видит пределы семейного бюджета, он узнает, что почем в этом мире. Он учится планировать. Кражу в этих условиях совершить труднее.

 

Литература:

  1. Борба М. Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ним бороться. - М.: Вильямс, 2005.
  2. Давыдова Э.Х. Истоки детского домашнего воровства // Детский практический психолог. - №7, 1995.
  3. Кравцова М.М. Если ребенок берет чужие вещи. - М.: Эксмо, 2002.
  4. Соколов Я.В. Граждановедение. - М.: НВЦ «Гражданин», 2000.
  5. Шпицина Л.М. Психология детского воровства.  – М .: Речь, 2007.
  6. www. Medinfo. ru



Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(по материалам курсового исследования)

Научный руководитель — Учарова Н.М., преподаватель кафедры иностранных языков  высшей квалификационной категории

Каримова Яна Игоревна

          Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного обучения видится в овладении учащимися умением общаться на иностранном языке. Несмотря на то что  учащиеся изучают английский язык в течении многих лет, по окончании школы они не могут сказать даже несколько связных предложений. Проблема обучения монологической речи является одной из самых актуальных проблем в методике обучения иностранному языку. Обучение монологической речи – чрезвычайно сложное дело. Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня – парного, группового, массового. Это означает, что любое монологическое высказывание монологично по своей природе, всегда кому - то адресовано, даже если этот адресат – сам говорящий, хотя в структурном и многих других отношениях его виды весьма специфичны.
         Обучение говорению как процессу продуктивному требует от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся. Тем не менее эти затраты времени и усилия окупаются, если учащиеся овладевают этой деятельностью на начальном этапе на строго отработанном минимальном материале, который обеспечивает мотивационный уровень и надежную базу для формирования других речевой деятельности.[1]

          «Формирование этого сложного умения,- как считают известные методисты Г. В. Рогова и И. Н. Верещагина,- должно протекать с помощью опор, которые могут быть связаны как с содержанием, так и с формой изложения, а также и с тем и с другим.» В современной методике уделяется большое внимание использованию опор как эффективному средству для формирования  навыка монологической речи.

Исследованиями этой проблемы занимаются такие крупные ученые и методисты как: Н.Н. Гальскова, А.А. Миролюбов, Е.Н. Пассов, В. Б. Царьков, Г.В. Рогова, В.Л. Скалкин, Е.Н. Соловова и др.

    На основании актуальности проблемы исследования нами сформулирована тема курсовой работы: «Использование опор для обучения монологической речи на уроках английского языка в начальной школе»

         В соответствии с темой объектом исследования выступает проблема обучения монологическому высказыванию при помощи различных опор.

        Предметом исследования  является изучение функций различного рода опор при обучении монологическому высказыванию на уроках английского языка.

    Анализ психолого-педагогической, методической, дидактической литературы и проведенное исследование показали, что процесс использования различных опор, их функции при порождении монологического высказывания не является до конца  исследованным.

         Таким образом, нами была определена цель исследования: определить роль различного рода опор в процессе обучения монологической речи.

Согласно поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. ознакомиться с подходами ученых, методистов и педагогов в исследовании проблемы обучения монологической речи;
  2. выделить опоры, используемые при обучении монологическим речевым умениям, охарактеризовать их;
  3.  определить функции опор;

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • изучение и теоретический анализ литературы по методике в рамках исследуемой проблемы;

          Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что важным в обучении вообще, а в частности, при обучении иностранному языку, являются принципы доступности и наглядности. Выполнение этого принципа можно обеспечить использованием опор при обучении монологическому высказыванию. При обучении монологическому высказыванию используется большое количество опор, они довольно разнообразны. Назначение опор одно - непосредственно или опосредованно помочь порождению речевого высказывания за счет вызова ассоциаций с жизненным и речевым опытом учащихся. Применение опор имеет несколько преимуществ: универсальность, доступность, методическая целесообразность.

         Общепринятой считается классификация опор на вербальные и невербальные. Но кроме того можно поделить опоры на содержательные и смысловые. Опоры носят индивидуальный характер: более подготовленные учащиеся пользуются минимальными опорами, более слабые – развернутыми.

          Во второй главе представлены некоторые виды опор: план в виде тезисов или вопросов, коллажи и схемы, ситуативные картинки. Опора в виде плана ориентирует на выделение основных структурных единиц монологического высказывания  и отражение их в опоре в определенной взаимосвязи. Прием коллажирования позволяет соединить вербальную и невербальную наглядность, глубже проникнуть в тему, развивает творческое мышление. Использование ситуативных картинок позволяет реализовать  принципы коммуникативного подхода. Одна и та же картинка позволяет информировать, описывать, аргументировать, обмениваться мнениями.

В результате нашего исследования мы пришли к выводу о том, что формирование навыка монологической речи является одним из актуальных проблем в методике иностранного языка.

В данной работе мы рассмотрели монологическую речь как объект обучения. Монологическая речь – это речь одного лица, выражающего в развернутой форме свои мысли, намерения, оценку событиям. С лингвистической точки зрения, монологическая речь характеризуется полносоставностью предложений и, как правило, развернутым изложением мыслей. По степени подготовленности монологическая речь может быть подготовленной и неподготовленной. Монологическая речь состоит из монологических высказываний. Основные параметры монологического высказывания – это относительно непрерывный характер высказывания, последовательность и логичность, относительная законченность и коммуникативная направленность. Мы изучили коммуникативные функции монолога – это информативная, воздейственная, экспрессивная, развлекательная и ритуально-культовая.

Также мы рассмотрели пути обучения монологической речи. В методике обучения иностранным языкам выделяют два основных пути формирования навыка монологической речи. Первый путь предполагает развитие монологического навыка на основе прочитанного текста. Второй путь связан с развитием этого навыка без опоры на текст, отталкиваясь лишь от тематики и проблематики осуждаемых вопросов, изученной лексики и грамматики, а также речевых структур.

Далее мы дали определение понятию «опора». Опора – это модель программы высказывания, в которой должна быть заложена возможность использования различных средств, творческий потенциал для составления высказывания. Назначение опор – непосредственно или опосредованно помочь порождению речевого высказывания за счет вызова ассоциаций с жизненным и речевым опытом учащихся.

Мы рассмотрели также классификацию опор. По способу презентации материала опоры бывают вербальные и невербальные, а по способу управления речевой деятельностью – содержательные и смысловые. В отдельную классификацию выделяются речевые опоры. К ним относятся: структурный скелет, логико-смысловая схема, структурная схема, план в виде тезисов или вопросов и опоры на зачин и концовку. Данные опоры позволяют программировать речевой замысел, предметное содержание и план высказывания

Список литературы

  1. Маслыко,  Е.А. Настольная книга для преподавателя / Е.А. Маслыко, - М.: Минск Высшая школа, 2000. – 305 с.