Программа развития проектной деятельности учащихся в процессе внеурочной работы по предмету
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Давлатова Альфия Магафуровна

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей первой ступени общего образования, возможностей применения ИКТ в реализации проектной деятельности и соответствует концептуальным основам стратегии развития образования в России и в ХМАО-Югре, так как познавательная и коммуникативная деятельности-формируемые средства в работе с детьми. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx50.01 КБ

Предварительный просмотр:

Программа развития проектной деятельности учащихся в процессе внеурочной работы по предмету

I. Пояснительная записка.

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей первой ступени общего образования, возможностей применения ИКТ в реализации проектной деятельности и соответствует концептуальным основам стратегии развития образования в России и в ХМАО-Югре, так как познавательная и коммуникативная деятельности-формируемые средства в работе с детьми. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

В Концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Образование в результате модернизации неизбежно должно перейти на два основания – парадигмы знаний и компетентностей. Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием.

 В настоящее время современное образование должно обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития и ценностных ориентаций. В связи с этим главная цель программы заключается в следующем: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Программа «Проектная деятельность обучающихся» предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование различных качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

 Программа «Проектная деятельность обучающихся» позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • приобретение знаний о структуре проектной деятельности, о способах поиска необходимой для исследования информации, о способах обработки результатов и их презентации;
  • овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
  • освоение ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
  • формирование умений публичной защиты работы.

Актуальность программы обусловлена также ее методологической значимостью, так, знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для реализации проектов в профильной школе, а также для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах.

В основе формирования умений информационной и учебно-познавательных компетенций учащихся лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практика работы в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации проектной деятельности. Содержание курса объединено в 3 тематических модуля: структура проектной деятельности учащихся, этапы организации, презентации результатов. Все образовательные модули не предусматривают сугубо теоретических знаний, а имеют деятельностно-практический характер. Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Программа «Проектная деятельность обучающихся» рассчитана на 135 часов.

В основе практической работы лежит выполнение различных заданий по выполнению проектов. Результаты обучения данному курсу достигаются в каждом образовательном модуле. В планирование содержания включены дискуссии, которые проводятся по окончании изучения каждого тематического модуля. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов способов и форм учебной деятельности; внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики проектов.

В результате освоения программы «Проектная деятельность обучающихся» учащиеся овладеть следующими знаниями и умениями:

  • структура проектной деятельности учащихся;
  • основное отличие цели и задач проектной работы;
  • объект и предмет исследования;
  • структура речевых конструкций гипотезы исследования;
  • основные информационные источники поиска необходимой информации;
  • правила оформления списка используемой литературы;
  • способы обработки и презентации результатов.
  • определение характеристики объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого;
  • разделение проектной деятельности на этапы;
  • самостоятельная организация деятельности по реализации проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.);
  • выдвижение гипотез, осуществление их проверки;
  • планирование и координирование совместной  деятельности по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками;
  • объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы;
  • учитывание особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный);
  • пользование библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации о биологических объектах.

Цель проектной деятельности по курсу окружающий мир – овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды, формирование информационной грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.

II. Общая характеристика программы курса «Проектная деятельность обучающихся».

Проектная деятельность при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе имеет отличительные особенности:

  • во-первых, она имеет краеведческую направленность;
  • во-вторых, краеведческая направленность (изучение природы и культуры своего края) имеет долгосрочный характер и рассчитана на все четыре года обучения;
  • в-третьих, проектная деятельность носит как групповой характер (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий: оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т. д.).

Участники программы: дети от 7 до 11 лет, их родители, учитель, сотрудники учреждений культуры и науки.

Механизм управления

Сотрудники учреждений культуры и науки

Родители учащихся

Учителя школы

Проведение экскурсий, лекториев

Обеспечение необходимой информацией, инвентарём занятий клуба.

Контроль за выполнением учащимися поставленных задач.

Индивидуальные беседы

Проведение занятий клуба.

Консультация, мотивация, направление действий учащихся.

Наблюдение за ходом выполнения работы.

Организация экскурсий.

Сроки реализации: 2019-2023гг.

Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.  Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

III. Описание места программы курса «Проектная деятельность обучающихся» в учебном плане.

Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом. Внеурочная работа проводится в учебном кабинете, в музеях разного типа, в уголке живой природы, на пришкольном участке, на предприятиях, в парках. Она включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, олимпиад, соревнований, предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах (в том числе в изданиях из школьной библиотеки), на электронных носителях, в Интернете. Источником информации могут быть и взрослые: учителя-предметники, школьный врач и библиотекарь, родители школьников.

Курс «Проектная деятельность обучающихся» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю: 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа. Общий объём учебного времени составляет 135 часов. В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, конкурсы).

Способами определения результативности программы является диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы курса «Проектная деятельность обучающихся»

Курс внеурочной деятельности способствует формированию:

  1. универсальных компетенций учащихся на этапе начального общего образования по формированию умения проектировать свою деятельность:
  • уметь организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
  • уметь активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • уметь доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
  1. личностных результатов освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность:
  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • осмысливать мотивы своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;
  1. метапредметных результатов освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность:
  • уметь осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • уметь отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи;
  • уметь самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • уметь самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
  • уметь находить несколько вариантов решения проблемы;
  • уметь устанавливать причинно-следственные связи;
  • уметь находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
  • уметь работать в сотрудничестве;
  • уметь взаимосотрудничать в группе в решении общих задач;
  • уметь выдвигать гипотезы.
  1. предметных результатов освоения учащимися содержания программы

по формированию умения проектировать свою деятельность:

  • формировать целостное представление о проектной деятельности;
  • применять понятийный аппарат;
  • делать сравнительный анализ.

Этапы организации работы:

  1. Организационно-подготовительный. Формирование групп учащихся, желающих работать в научном обществе, по результатам диагностических исследований. Определение целей и задач.
  2. Теоретическая подготовка. Знакомство с научно-исследовательской деятельностью на примерах работ известных ученых.
  3. Практическая подготовка. На практических занятиях учащиеся учатся:
  • пользоваться современным оборудованием;
  • составлять графики, таблицы, диаграммы;
  • работать с каталогами;
  • составлять библиографию, рецензии;
  • составлять презентации публичных выступлений;
  • выбору темы исследования;
  • определению проблем, требующих решения;
  • формулированию темы предполагаемого исследования;
  • утверждению темы на установочной конференции.
  1. Планирование проектной (исследовательской) деятельности. Постановка цели, задач.
  2. Планирование хода эксперимента.
  3. Сбор данных, проведение эксперимента.
  4. Анализ полученных результатов.
  5. Выводы на основе результатов исследования.
  6. Подготовка материалов к исследовательской работе.
  7. Создание экспериментальной базы необходимых приборов и материалов.
  8. Оформление проектной  работы.
  9. Подготовка учебно-исследовательской работы к защите.
  10. Презентация творческих проектов.

Содержание учебных тем:

1. Введение (3 ч).

Цели и задачи деятельности объединения. Правила организации занятий и их специфика. Практическая работа: разработка замысла проекта. Формы контроля: защита замысла проекта.

2. Структура проектной, исследовательской деятельности (20 ч).

Цель и задачи учебно-исследовательской деятельности. Объект и предмет исследования. Научный факт, гипотеза, эксперимент, выводы. Виды деятельности учащихся: работа по парам, выполнение действий по заданному алгоритму. Формы контроля: защита плана проекта. Оборудование: памятка.

3. Этапы организации проектнойдеятельности (54 ч).

Информационный поиск. Этапы информационного поиска. Определение информационного запроса. Основные источники получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники. Справочно-поисковый аппарат. Оглавление книги, тематические и алфавитные указатели. Поиск информации в Интернет по ключевому слову. Поиск адреса необходимого сайта. Вид деятельности: индивидуальная, эвристическая, работа по алгоритму. Практическая работа: поиск информации по ключевому слову; оформление поискового запроса; составление списка литературы. Формы контроля: предоставление списка литературы, необходимого для проекта. Оборудование: памятка, компьютеры, подключение к Интернет. Организация и проведение эксперимента. Формы организации экспериментальной составляющей учебно-исследовательской деятельности: метод теоретического анализа литературы по выбранной проблеме, социологические методы исследования: анкетирование, беседы, интервью, наблюдение, математико-статистические. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Вид деятельности: индивидуальная эвристическая работа по алгоритму. Практическая работа: технология составления сводных таблиц и диаграмм. Формы контроля: план экспериментальной части учебно-исследовательской работы. Оборудование: памятка.

4. Подготовка проектных работ, презентация результатов  деятельности (40 ч).

Письменный отчет. Структура, содержание. Формы: дневник наблюдений, учебно-исследовательской работы, тезисы. Стендовая защита. Визуальный отчет. Структура, содержание. Формы: диаграмма, таблица, мультимедийная презентация, сайт в Интернете. Устный отчет. Структура, содержание. Формы: доклад, дискуссия, радиопрограмма. Виды деятельности учащихся: групповая работа. Формы контроля: защита докладов, фестиваль презентаций. Оборудование: компьютеры.

5. Экскурсии (4 ч).

6. Участие в форумах различного уровня (14 ч).


Календарно-тематический план

№ п/п

Содержание учебных разделов

Общее кол-во часов

Экс-курсии

В том числе

теория

Прак-тика

1.

1.1

1.2

Введение.

Цели и задачи курса.

Инструктаж обучающихся по ТБ.

1

1

1

1

2.

2.1

Структура проектной деятельности.

Общие требования по оформлению  работ (рефератов, проектов …)

20

14

2

6

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

Содержание проектной деятельности.

Что такое исследование.

Что такое эксперимент.

Защита замысла.

 Занятие - практикум.

2

2

2

2

2

2.7

Научный факт, гипотезы проектной  работы

2

2.8

2.9

Выдвижение гипотезы проектной работы.

Обсуждение гипотез.

2

2

2

3.

Этапы организации проектной деятельности.

54

15

39

3.1

Основные источники получения информации.

1

3

3.2

Определение информационного запроса.

1

3

3.3

Поиск информации по ключевому слову в библиотечных  каталогах.

1

3

3.4

Поиск информации в сети  Интернет.

1

5

3.5

Справочно-поисковый аппарат.

1

3

3.6

Оформление списка литературы и использованных электронных источников.

2

4

3.7

Методы исследования. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование.

3

5

3.8

Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование.

4

3.9

Обработка результатов исследования

1

7

Методика оформления результатов: сводные таблицы, диаграммы, схемы.

6

4.

Подготовка работ, презентация результатов проектной деятельности.

42

17

25

4.1

Содержание письменного отчета.

2

1

4.2

Составление плана письменного отчета.

5

4

4.3

Обсуждение проектов письменного отчета.

10

4.5

Содержание визуального отчета.

3

4.6

Структура устного доклада.

3

4.7

Составление плана устного доклада.

Защита стендового доклада.

4

10

4.8

Участие в защитах работ и проектов учащихся. Участие в конференциях различного уровня.

13

в теч. года

в теч. года

Всего

135

4

48

83

Учебный план

№ п/п

Наименование разделов плана

Общее
кол-во
часов

В том числе

теория

практика

1.

Введение.
Инструктаж обучающихся по ТБ.

2

1
1


2.

Структура проектной деятельности

20

14

6

3.

Этапы организации проектной деятельности

54

15

39

4.

Подготовка работ, презентация результатов проектной деятельности

42

17

25

5.

Экскурсии

4

6.

Участие в форумах различного уровня

13

13

Всего

135

48

83

Наглядные пособия:

  • натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
  • гербарии; семена и плоды растений; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
  • географические и исторические карты;
  • предметы, представляющие  быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества;
  • приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал;
  • измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки;
  • экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки;
  • набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы.

Литература:

  1. Бычков А.В.  Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  2. Воронцов Г.А. Работа над рефератом, Р-на-Д,ИЦ «Март Т», 2002.
  3. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изд. Рос.акад. образования.- 2000.- N 2.
  4. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М., Вербум-М., 2001.
  5. Журнал «Практика административной работы в школе»№ 3, 2007.
  6. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
  7. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
  8. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: книга для учащихся ст. классов, М., Просвещение, 1990.
  9. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
  10. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  11. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.
  12. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. 
  13. Рабочая концепция одаренности. М., ИЧП «Магистр», 1998.
  14. Степанов М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильной школе. Учебно-методическое пособие для учителей. СП.,КАРО, 2005.
  15. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998
  16. Интернет.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний».

В данной статье описаны способы активизации мыслительной деятельности школьников....

Доклад по теме «Проектная деятельность младших школьников во внеурочной работе в условиях реализации ФГОС»

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса. Считаю проект — наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Школа после уроков - это мир творчеств...

Доклад по теме «Проектная деятельность младших школьников во внеурочной работе в условиях реализации ФГОС»

Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса. Считаю проект — наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Школа после уроков - это мир творчества, прояв...

Доклад на районном МО учителей начальных классов "Проектная деятельность младших школьников во внеурочной работе в условиях реализации ФГОС"

Выступление на районной августовской секции учителей начальных классов по теме "Проектная деятельность младших школьников во внеурочное время". Школа после уроков это мир творчества. Важно  заинт...

Доклад " Проектная деятельность в урочной и внеурочной работе педагога"

В докладе содержится информация о типах проектов,  об этапах  и   формах  организации  проектной деятельности в начальной школе....

Статья "Использование проектной деятельности в образовательном процессе, в работе с родителями"

Статья посвящена проблеме использования метода проектов в начальной школе.Использование метода проекта в начальной школе - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять с...

Выступление на городском семинаре «Проектная деятельность в урочной и внеурочной работе педагога»

В выступлении представлен опыт работы по направлению "Проектная деятельность в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности"...