Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
рабочая программа на тему

Николашева Людмила Сергеевна

 Адаптированная основная образовательная программа(далее АООП) в ГБОУ ВЛГ №1389 нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей»  АООП для детей с ОВЗ создана на основании основной образовательной программы начального образования ГБОУ ВЛГ №1389.

Для  детей имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), далее тяжёлые нарушения речи (ТНР - входящие в систему ОВЗ), должны быть созданы специальные речевые условия в обучении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aoop_no1389.docx126.73 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:                              

Директор ГБОУ ВЛГ №1389

Кругляков К.М.                                                      

«1» сентября 2016  г.      

РАССМОТРЕНО  

на заседании м/о

Протокол № ___ от

«1 » сентября 2016  г.  

Адаптированная основная образовательная программа

учащегося с ОВЗ в ГБОУ ВЛГ № 1389

с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и

(или) психолого-медико-педагогической комиссии(ЦПМПК),

логопедической службы ГБОУ ВЛГ №1389.

Учитель- логопед  ГБОУ ВЛГ №1389   Николашева  Людмила  Сергеевна

Учитель- логопед ГБОУ ВЛГ №1389   Зиновьева Марина Владимировна

                                                      Москва  2016 г

                                                 Содержание

I .Введение

1.Цели реализации АООП НОО

2. Нормативные документы

3. Особые образовательные потребности детей с ТНР

II.1.АООП НОО ГБОУ ВЛГ №1389

                2.Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО

3.Система оценки достижения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи планируемых результатов освоения АООП НОО

4.Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

5. Задачи АООП НОО

6.Оценка результатов АООП НОО

7. Основные направления коррекционно- развивающей работы

 8. Механизмы действия АООП НОО

9. Содержание коррекционно - развивающей работы

 III.Календарно- тематическое планирование 3 этапов логопедической работы для детей с ТНР.

IV. Список используемой литературы и интернет сайтов.

 Адаптированная основная образовательная программа(далее АООП) в ГБОУ ВЛГ №1389 нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей»  АООП для детей с ОВЗ создана на основании основной образовательной программы начального образования ГБОУ ВЛГ №1389.

Для  детей имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), далее тяжёлые нарушения речи (ТНР - входящие в систему ОВЗ), должны быть созданы специальные речевые условия в обучении.

В свою очередь, процесс индивидуализации образования применительно к категории детей с ограниченными возможностями здоровья является инновационным в силу того, что требует смены педагогической парадигмы в направлении построения процесса обучения, коррекции и компенсации нарушений у детей как их адаптированной деятельности, поддержки и развития индивидуальности каждого ребенка и особой организации образовательно-воспитательной среды.

Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются: проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации  и проектирование индивидуальных  образовательных маршрутов (адаптированных образовательных программ) обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями.

В качестве нормативно-правового основания адаптированной основной образовательной программы для воспитанников и обучающихся выступает закон РФ «Об образовании» в редакции от 29 декабря 2012 года . При этом законодательно установлен минимум содержания образовательной программы, определяемый государственным образовательным стандартом, на который  специалисты ориентировались при  разработке АООП. 

Адаптированная образовательная программа, разработана специалистами ГБОУ ВЛГ №,  утверждена руководителем образовательной организации и проектируется и реализуется для нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей (законных представителей), что также закреплено в нормативных документах в сфере образования.

I.1 Цели реализации  

 Адаптированной  основной общеобразовательной

 программы начального   общего образования (АООП НОО)

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с ТНР направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и  социокультурными ценностями.

        I.2 Нормативные документы  АООП  НОО ГБОУ ВЛГ №1389

Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО для обучающихся с ОВЗ составляют:

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ТНР;

         Нормативно-методические документы Министерства образования и науки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (ПрАООП) на основе ФГОС НОО обучающихся с ТНР;

Устав образовательной организации.

I.3 Особые образовательные  потребности обучающихся

с  тяжелыми нарушениями речи

К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся:

  • выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых  признаков отклонения речевого развития; организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;
  • получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития;
  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей и специальных курсов, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;
  • создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения  комплексного  подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;
  • координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и рекомендаций ЦПМПК, а так же консилиума ГБОУ ВЛГ №1389 ( ППк);
  • получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;
  • возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;

-гибкое варьирование двух компонентов – академического и жизненной компетенции в процессе обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;

  • индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР;
  • постоянный (пошаговый) мониторинг результативности академического компонента образования и сформированности жизненной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;
  • применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
  • возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний;
  • профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;
  • психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.

II.1Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования(АООП НОО)

Обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования , обучающийся с ТНР получает образование, сопоставимое по конечным достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников, не имеющих нарушения речевого развития, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников с речевыми  нарушениями и сходными образовательными потребностями или в условиях общего образовательного потока (в отдельных коррекционных группах).

Программа предназначается обучающимся с ТНР, для преодоления речевых нарушений, для которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это обучающиеся, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии,  имеющие нарушения чтения и письма. А так же дети со сложным сочетанным психоневрологическим диагнозом.

В зависимости от уровня речевого развития и механизма его нарушения в ГБОУ ВЛГ существуют  несколько видов групп:

- для детей дошкольного уровня  имеющих ОНР по показаниям ЦМППК. (на базе структурных подразделений комплекса ВЛГ №1389 )

-для детей имеющих нарушенное произношение(1 кл.), по рекомендациям ППк.

-для детей имеющих нарушение фонематического слуха (1-2 кл.) по рекомендациям ППк .(С учётом языковой специфики ГБОУ ВЛГ №1389.)

- для детей 1 классов имеющих ОНР + психологические особенности по рекомендациям ППк  ГБОУ ВЛГ №1389.

- для детей 2-4 классов имеющих ОНР и  нарушения чтения и письма препятствующие овладение программой гимназии. (По рекомендациям ППк ГБОУ ВЛГ№1389).

Сроки получения начального образования обучающимися с ТНР пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития обучающихся данной категории, которые определяются ФГОС НОО.

Нормативный срок освоения        адаптированной  основной программы составляет 3 года на базе дошкольных подразделений, 4 года на базе начальной школы, Для обучающихся с ТНР, не имевших дошкольной подготовки и/или по уровню своего развития не готовых к освоению программы I класса, предусматривается надомное обучение.

Обучающийся с ТНР, осваивающий школьную программу, имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах (Часть 13 статьи 59 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»..)  Для обеспечения освоения обучающимися с ТНР АООП НОО  может быть реализована сетевая форма взаимодействия с использованием ресурсов как образовательных, так и иных организаций.

Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ТНР осуществляется на основе рекомендаций ПМПК,ППк сформулированных по результатам их комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

II.2.Планируемые результаты освоения обучающимися

Адаптированной основной  общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО)

Результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы    начального    общего    образования    обучающимися    с     ТНР оцениваются        как        итоговые        на        момент        завершения         нача-льного  общего  образования.

Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования  обеспечивает достижение обучающимися с     ТНР     трех     видов     результатов:       личностных, метапредметных и предметных.

        Личностные и метапредметные результаты  освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для всех предметных и коррекционно-развивающей областей являются общими и заключаются в следующем:

Личностные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования отражают индивидуально-личностные качества и социальные компетенции обучающегося, включающие: овладение жизненной компетенцией, обеспечивающей готовность к вхождению обучающегося в более сложную социальную среду, социально значимые ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Личностные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования должны отражать:

  • сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • патриотизм, чувство гордости за свою Родину, российский народ, национальные свершения, открытия, победы;
  • осознание роли своей страны в мировом развитии;
  • уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • сформированность уважительного отношения и иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяяющемся      и            развивающемся мире;
  • самостоятельность и личную ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • сформированность этических чувств, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
  • сформированность чувства прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;
  • умение чувствовать красоту художественного слова, стремление к совершенствованию собственной речи;
  • владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе коллективной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • сформированность уважительного отношения и иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение навыком самооценки, умением анализировать свои действия и управлять ими;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями, способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АОП основного общего образования, которые отражают:

  • владение всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательной организации и вне ее; 
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
  • освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
  • сформированность умений планировать, контролировать и оценивать

 учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;

          -умение составлять план решения учебной задачи, умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

           - умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

           -освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

             -владение знаково-символическими средствами представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, широким спектром действий и операций решения практических и учебно- познавательных задач;

            -умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет),     сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной        избирательности, этики и этикета;

  • владение навыками смыслового чтения произведений различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • умение работать с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся;
  • умение адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникативных технологий для решения различных познавательных и коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи;
  • владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установлением аналогий и причинно- следственных связей, построением рассуждений, умением фиксировать свои наблюдения и действовать разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими);
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения в оценке данных;
  • готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  • умение определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в  совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • использование речи в целях налаживания продуктивного сотрудничества со сверстниками при решении различных учебно- познавательных задач; регуляции своих действий; построения монологического высказывания;
  • умение организовывать и поддерживать коммуникативную ситуацию сотрудничества, адекватно воспринимать и отражать содержание и условия деятельности;
  • владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.

II.3 Система оценки достижения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи планируемых результатов освоения адаптированной  общеобразовательной программы начального общего образования

  • Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования должна:
  • закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
  • ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий; - обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;

- предусматривать оценку эффективности реализации программы коррекционной работы в поддержке освоения АООП НОО обучающихся с ТНР;

- предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших адаптированную  основную общеобразова-тельную программу        начального общего    образова-

ния)        и        оценку        эффективности деятельности образовательного учреждения;

- позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития жизненной компетенции.

В процессе оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной  общеобразовательной программы начального общего образования  используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).

 II.4 Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся с ТНР определяется требованиями ФГОС НОО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.

Программа предусматривает формирование у обучающихся с ТНР: способов деятельности, применяемых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; формирование основ гражданской идентичности личности, ее ценностно- смысловой сферы; развитие умения учиться.

Программа формирования универсальных учебных действий обеспечивает:

-успешность (эффективность) обучения в любой предметной области, общность подходов к осуществлению любой деятельности обучающегося вне зависимости от ее предметного содержания;

-реализацию преемственности всех ступеней образования и этапов усвоения содержания образования;

-создание условий для готовности обучающегося с ТНР к дальнейшему образованию, реализации доступного уровня самостоятельности в обучении;

-целостность  развития личности обучающегося.

                     II.5  Задачи программы:

  • установление ценностных ориентиров начального образования для обучающихся с ТНР;
  • овладение обучающимися с ТНР комплексом учебных действий, составляющих операциональный компонент учебной деятельности;
  • формирование основных компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы, учебная цель, учебная задача,

учебные операции);

  • определение состава и характеристики универсальных учебных действий;
  • выявление в содержании предметных областей универсальных учебных действий и определение условий их формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях;
  • формирование способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

У обучающихся с ТНР формируются личностные, регулятивные, познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные универсальные учебные действия.

       Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,  знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено   обучающимися,   и   того,   что   ещё   неизвестно);      планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий); прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик); контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); коррекцию (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами); оценку (выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы); саморегуляцию (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий).

Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.

Формируя общеучебные универсальные действия, обучающихся с ТНР учат самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск и отбор необходимой информации, в том числе с использованием общедоступных в начальной школе инструментов информационных и коммуникационных технологий и источников информации; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; владеть приемами и видами смыслового чтения в зависимости от цели и характера текста (художественный, научный, публицистический и т.д.); формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении задач творческого и поискового характера. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия. Программой предусматривается формирование таких знаково-символических действий, как моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, в которой выделены существенные характеристики объекта) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Овладение логическими универсальными действиями способствует совершенствованию у обучающихся с ТНР умений осуществлять основные мыслительные операции (анализ, синтез, сериация, классификация, установление причинно-следственных связей и т.д.) и на этой основе делать умозаключения, выдвигать гипотезы и доказывать их. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в  диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Формируя коммуникативные универсальные учебные действия, обучающихся с ТНР учат планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяя его цели, функции участников, способы взаимодействия; разрешать конфликты, выявляя, идентифицируя проблему, осуществляя поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализацию; управлять поведением партнёра; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современными средствами коммуникации.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Они носят метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от ее предметного содержания.

Формирование универсальных учебных действий реализуется в ходе изучения системы учебных предметов и специальных курсов.

Каждый учебный предмет и специальный курс в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно ­ следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка  и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивают развитие знаково­символических действий

- замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Усвоение универсальных учебных действий на уроках русского  языка создаёт условия для формирования языкового чувства как результата ориентировки ребёнка в морфологической и синтаксической структуре языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.

Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;

умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных  видов речи и ситуаций общения;

стремление к более точному выражению собственных мыслей; умение задавать вопросы.

Учебный предмет «Литературное чтение», приоритетной целью которого является формирование читательской компетентности обучающихся с ТНР, обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

овладение осознанным, правильным, беглым, выразительным чтением;

умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

умение произвольно и выразительно строить контекстную  речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации;

умение выбирать интересующую литературу; пользоваться справочниками для понимания и получения информации; овладение представлениями о мире, российской истории и культуре, первоначальных эстетических представлениях, понятиях о добре и зле, нравственности.

Учебный предмет «Иностранный язык» обеспечивает формирование коммуникативной культуры обучающихся, способствует их общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию.

При        изучении        иностранного        языка        развиваются        следующие универсальные учебные действия:

  • способность работать с текстом, опираясь на умения,

приобретённые на уроках родного языка (прогнозирование содержания текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывание текста, выписывание отдельных слов и предложений из текста и  т.п.);

  • овладение разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы; контекст;
  • овладение общеречевыми коммуникативными умениями,

например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и  переспрашивая;

  • умение осуществлять самоконтроль, самооценку;
  • умение самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения).

Учебный предмет «Математика» является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий, в первую очередь логических.

При изучении математики формируются следующие универсальные учебные действия:

способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;

умение строить алгоритм поиска необходимой информации, определять

логику решения практической и учебной задачи;

умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

Учебный предмет «Окружающий мир» помогает обучающимся в овладении практико-ориентированными знаниями для развития экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций.

При изучении учебного предмета «Окружающий мир» развиваются следующие универсальные учебные действия:

способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

способность осуществлять информационный поиск для решения учебных задач;

осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми  и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

умение наблюдать и исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» обеспечивает формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

При изучении учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» формируются следующие универсальные  учебные действия:

  • умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее; ориентироваться в основных исторических событиях своего народа и России и ощущать чувство гордости за славу и достижения своего народа и России;
  • умения фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;
  • владение нормами и правилами взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.

Значимость учебного предмета «Изобразительное искусство» определяется нацеленностью этого предмета на развитие творческих способностей и потенциала обучающегося с ТНР, формирование ассоциативно образного пространственного мышления, интуиции. У обучающихся развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной  деятельности растущей личности.

Сформированность универсальных учебных действий при освоении изобразительного искусства проявляется в:

  • умении видеть и воспринимать явления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  • активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературного чтения, окружающего мира, родного языка и др.);
  • обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно эстетическим содержанием;
  • умении организовывать самостоятельную художественно творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
  • способности оценивать результаты художественно творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Важнейшей особенностью учебного предмета «Труд» является то, что реализуемая на уроках продуктивная предметная деятельность является основой формирования познавательных способностей обучающихся с ТНР, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к  ним.

На уроках труда все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения,  добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся. Поэтому они являются опорными для формирования системы универсальных учебных действий у обучающихся с ТНР.

Учебный предмет «Физическая культура» обеспечивает:

в области личностных универсальных учебных действий

  • формирование: основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте; освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность; развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы; освоение правил здорового и безопасного образа жизни; в области регулятивных универсальных учебных действий: развитие умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;

- в области коммуникативных универсальных учебных действий: развитие взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничество и кооперацию (в командных видах спорта - формирование умений планировать общую цель и пути её достижения; договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение  и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата).

                       

                         II.6  Оценка результатов

Итоговая оценка выпускника гимназии формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх (четырёх) итоговых работ (по русскому языку, родному языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).

При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.

Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных по каждому обучающемуся, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы начального общего образования и переводе его на следующую ступень общего образования.

                        7. Направления работы

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования обучающихся с ТНР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление у обучающихся с ТНР особых потребностей в адаптации к освоению адаптированной  общеобразовательной программы начального общего образования, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-педагогической помощи в условиях образовательной организации;(ППк)
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной адресной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом, речевом развитии обучающихся с ТНР;
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ТНР в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования, специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных        психолого-педагогических        условий образования, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ТНР;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для обучающихся с ТНР, со всеми его участниками - сверстниками, родителями (законными представителями).

       

8. Механизмы реализации программы коррекционной работы

Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, обеспечивающее комплексное, системное сопровождение образовательного процесса, и социальное партнерство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, другими институтами общества).

Взаимодействие        специалистов        ГБОУ ВЛГ №1389 предусматривает:

  • многоаспектный анализ личностного, познавательного, речевого развития обучающего с ТНР;
  • комплексный подход к диагностике, определению и решению проблем обучающегося с ТНР, к предоставлению ему квалифицированной помощи с  учетом уровня речевого развития, механизма речевой патологии, структуры речевого дефекта;
  • разработку индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ТНР.

Социальное партнерство предусматривает:

  • сотрудничество с образовательными организациями и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития, социализации, здоровьесбережения обучающихся с ТНР;
  • сотрудничество со средствами массовой информации;
  • сотрудничество с родительской общественностью.

Основными задачами коррекционно-развивающего курса являются:

  • развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской);
  • обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);
  • коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
  • формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).

   Задачи реализации специального курса «Произношение» конкретизируются для обучающихся  I и II классов.

Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:

  • произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;
  • языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;
  • сложной слоговой структуры слова;

- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).

Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются: формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;

  • освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;
  • формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех- пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных .

Программой предусмотрена коррекция нарушений  произношения  на индивидуальных/подгрупповых логопедических занятиях. Занятия проводятся в I и II классах. Рекомендуется проведение этих занятий с учетом степени выраженности, характера, механизма и структуры речевого дефекта.

Начиная с I  класса, на занятиях по коррекции произношения формируется правильное восприятие и произношение  звуков, существляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика дисграфии, дислексии, дизорфографии.

Во II классе завершается формирование произносительной стороны речи. Осуществляется автоматизация навыков произношения в различных коммуникативных ситуациях. В моделируемых лингвистических условиях закрепляются структурно-системные связи между звучанием и лексическим значением слова, его грамматической формой. Проводится коррекция на- рушений письменной речи.

Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом занятии по коррекции произношения ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического). На занятиях по коррекции произношения в I  и II классах необходимо формировать те психофизиологические механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижнереберный), правильное речевое дыхание, голосообразование, артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез и др. Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е. профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфемы, соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общими суффиксами, приставками с целью закрепления представлений о значении морфем.

В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:

  • развитие ручной и артикуляторной моторики;
  • развитие дыхания и голосообразования;
  • формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;
  • дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;
  • формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;
  • коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
  • формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).

Процесс коррекции нарушений звуковой стороны речи делится на следующие этапы:

Первый этап — обследование речи обучающихся и формулирование логопедического заключения. Обследование проводится ежегодно в начале учебного года  (2 недели). Результаты  обследования оформляются в   речевой карте. 

Второй этап — подготовительный. Цель подготовительного этапа – формирование психофизиологических механизмов овладения произношением. Основными задачами этого этапа являются: развитие тонкой ручной и артикуляторной моторики, дыхания, голосообразования, просодических компонентов речи, уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, их дифференциация на слух и в произношении, развитие элементарных форм фонематического анализа.

Третий этап — основной. Он включает формирование правильной артикуляции и автоматизацию звуков в речи, слухо-произносительную дифференциацию акустически и артикуляторно близких звуков,  параллельно с развитием слогового и фонематического анализа и синтеза, анализа структуры предложения.

Формирование правильной артикуляции звуков осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях, автоматизация и дифференциация

- как на уроках, так и на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях.

Последовательность работы над нарушенными звуками определяется последовательностью появления звуков речи в онтогенезе, их артикуляторной сложностью, а также характером нарушения звукопроизношения у каждого отдельного обучающегося и объемом нарушенных звуков.

В процессе автоматизации и дифференциации звуков речи одновременно ставится задача коррекции нарушений звукослоговой структуры слова, начиная со слов простой звукослоговой структуры. Новая звукослоговая структура закрепляется на артикуляторно простых звуках, произношение которых не было нарушено у детей. Параллельно с коррекцией дефектов звукопроизношения и воспроизведения звукослоговой структуры слова осуществляется работа по нормализации просодических компонентов речи.

Тематика  и последовательность формирования  правильного  произношения и развития фонематических процессов связана, прежде всего, с программой по обучению грамоте, но имеет опережающий характер. К моменту усвоения той или иной буквы по мере возможности обучающиеся должны научиться произносить соответствующий звук и уметь выделять его из речи.

В результате обучения обучающиеся овладевают не только определенным объемом знаний и навыков в области звуковой стороны речи, но и в значительной мере расширяется и уточняется их лексикон, происходит совершенствование употребления правильных грамматических форм слова и словообразовательных моделей. Задачи коррекции нарушений лексико- грамматического строя речи на занятиях по коррекции произношения ставятся в соответствии с программой обучения грамоте, развития речи, русскому языку.

К концу II класса у обучающихся с ТНР должны быть в основном устранены нарушения звуковой стороны речи (дефекты звукопроизношения, нарушения звукослоговой структуры не только простых, но и сложных слов, нарушения просодической стороны речи). Сокращаются репродуктивные упражнения и повышается роль когнитивных процессов в формировании устной речи. При тяжелых расстройствах звуковой стороны речи (ринолалии, дизартрии)  работа продолжается в III и IV классах.

Конкретное содержание занятий по коррекции нарушений произношения определяется характером речевого дефекта обучающихся, программой по обучению грамоте,  а также программой по развитию речи и русскому языку.

В процессе логопедических занятий осуществляется закрепление практических речевых умений и навыков обучающихся. В связи с этим темы и содержание логопедических занятий носят опережающий характер и подготавливают обучающихся к усвоению программ «Обучение грамоте», «Русский язык», которые предполагают осознание и анализ речевых процессов. Учитывая трудности автоматизации речевых умений и навыков у обучающихся с ТНР,  опережение может быть значительным.

Предметные   результаты  освоения   содержания   коррекционного курса  «Произношение» определяются уровнем речевого развития, степенью выраженности, механизмом языковой/коммуникативной недостаточности, структурой речевого дефекта обучающихся с ТНР.

9.  Содержание направлений работы

    Диагностическая работа включает:

  • изучение и анализ данных об особых образовательных потребностях обучающихся        с        ТНР,        представленных        в        заключении        психолого- педагогической комиссии(ППк, ЦМППК)
  • комплексный сбор сведений об обучающихся с ТНР на основании диагностической информации от специалистов различного профиля;

          - выявление   симптоматики        речевого        нарушения        и        уровня рече-вого развития обучающихся с ТНР;

  • установление этиологии, механизма, структуры речевого дефекта у обучающихся с ТНР;
  • изучение        специальной        ситуации        развития        и        условий        семей-ного воспитания обучающихся с ТНР;
  • анализ, обобщение диагностических данных для определения цели, задач, содержания, методов коррекционной помощи обучающимся с ТНР;
  • осуществление мониторинга динамики развития обучающихся с  ТНР, их успешности в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования с целью дальнейшей корректировки коррекционных мероприятий.

Коррекционно-развивающая работа включает:

  • системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств;
  • совершенствование коммуникативной деятельности;
  • формирование и коррекцию общефункциональных и специфических механизмов речевой деятельности (по Е.Ф. Соботович);
  • развитие и коррекцию дефицитарных функций (сенсорных, моторных, психических) у обучающихся с ТНР;
  • развитие познавательной деятельности, высших психических функций (что возможно только лишь в процессе развития речи);
  • формирование или коррекцию нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации обучающегося с ТНР;
  • достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося, и обеспечивающего возможность использовать освоенные умения и навыки в разных видах учебной и внеучебной деятельности, различных коммуникативных ситуациях.

               Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям        работы        с        обучающимися        с        ТНР        для        всех        участников образовательного процесса;
  • консультирование специалистами педагогов по выбору дифференцированных индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимися;
  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционно-развивающего обучения учащегося с ТНР.

  Информационно-просветительская работа предусматривает:

  • различные формы просветительской деятельности (консультации, собрания, лекции, беседы, использование информационных средств), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса и обучающимся, их родителям (законным представителям), вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ТНР;
  • проведение тематического обсуждения индивидуально-типологических особенностей обучающегося с ТНР с участниками  образовательного процесса, родителями (законными представителями) обучающегося.

Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы специального сопровождения обучающихся с ТНР. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей обучающихся с ТНР и удовлетворению их особых образовательных потребностей.

Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно- воспитательного процесса, при изучении предметов учебного плана, специальных курсов и на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях.

III.Календарно-тематическое планирование

логопедических занятий на I этапе* коррекционной работы с учащимися 1-х классов,

имеющими   ОНР, ФНР, ФФНР

на 2016 -  2017 учебный год

№ п/п

Дата

Тема занятия

Примечания

Тема I: Предложение (4 часа)

1

Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений.

2

Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение».

3

Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении.

4

Упражнение в выделении предложений из рассказа.

Тема II: Звуки и буквы (1 час)

5

Звуки и буквы. Алфавит.

Тема III: Гласные и согласные (2 часа) 7 часов

Уточнение гласных а, о, у, ы, и (5 часов)

6

Гласные звуки и буквы.

7

Согласные звуки и буквы.

8

Уточнение гласного а.

9

Уточнение гласного о.

10

Уточнение гласного у.

11

Уточнение гласного ы.

12

Уточнение гласного и.

Тема IV - V: Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение. (13 часов)

13

Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного.

14

Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов.

15

Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов со стечением согласных.

16

Упражнение в закреплении  звуко-буквенного анализа и синтеза односложных слов и односложных слов со стечением согласных.

17

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов. Ударение. Перенос слов.

18

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со стечением согласных. Ударение. Перенос слов.

19

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов.

20

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов. Ударение. Перенос слов.

21

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов со стечением согласных. Ударение. Перенос слов.

22

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов.

23

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез четырехсложных слов. Ударение. Перенос слов.

24

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слов.

25

Проверка знаний и умений по пройденным темам. Самостоятельная работа.

Тема VI: Согласные (89 часов)

VI.1 Дифференциация твердых и мягких согласных (23 часа)

26

Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости.

27

Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных.

28

Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и».

29

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «ы – и».

30

Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я».

31

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «а - я».

32

Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё».

33

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «о - ё».

34

Твердые и мягкие согласные перед гласными «у – ю».

35

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «у – ю».

36

Дифференциация гласных «о - у».

37

Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных «о - у».

38

Дифференциация гласных «ё-ю».

39

Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных «ё-ю».

40

Дифференциация гласных второго ряда.

Эти темы даются в случае необходимости, например, для других пар гласных: «е - я» и т.д.

41

Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных второго ряда.

42

Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй способ обозначения мягкости.

43

Тренировочные упражнения на обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце слов.

44

Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в середине слов). Второй способ обозначения мягкости.

45

Разделительный мягкий знак.

46

Тренировочные упражнения на различение слогов и слов с разделительным мягким знаком и без него в устной и письменной речи.

47

Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме.

48

Проверка знаний и умений по теме «Дифференциация твердых и мягких согласных». Диктант.

Варианты проверочных работ: диктант, самостоятельная работа по карточкам, тестовая работа и т.п.

VI.2 Различение звонких - глухих согласных звуков (38 часов)

49

Звуки [б], [б׳], буква «Б».

50

Звуки [п], [п׳], буква «П».

51

Различение звонких и глухих  [Б] - [П] в устной и письменной речи.

52

Упражнение в различении [Б] - [П] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

53

Тренировочные упражнения на различение [Б] - [П] в слогах, словах, предложениях.

54

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.

55

Звуки [в], [в׳], буква «В».

56

Звуки [ф], [ф׳], буква «Ф».

57

Различение звонких и глухих  [В] - [Ф] в устной и письменной речи.

58

Упражнение в различении [В] - [Ф] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

59

Тренировочные упражнения на различение [В] - [Ф] в слогах, словах, предложениях.

60

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.

61

Звуки [г], [г׳], буква «Г».

62

Звуки [к], [к׳], буква «К».

63

Различение звонких и глухих  [Г] - [К] в устной и письменной речи.

64

Упражнение в различении [Г] - [К] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

65

Звуки [х], [х׳], буква «Х».

66

Различение [Г]-[К]-[Х] в устной и письменной речи.

67

Тренировочные упражнения на различение [Г] - [К] - [Х]  в слогах, словах, предложениях.

68

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.

69

Звуки [д], [д׳], буква «Д».

70

Звуки [т], [т׳], буква «Т».

71

Различение звонких и глухих  [Д] - [Т] в устной и письменной речи.

72

Упражнение в различении [Д] - [Т] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

73

Тренировочные упражнения на различение [Д] - [Т] в слогах, словах, предложениях.

74

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.

75

Звук [ж], буква «Ж».

76

Звук [ш], буква «Ш».

77

Различение звонких и глухих  [Ж] - [Ш] в устной и письменной речи.

78

Упражнение в различении [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

79

Тренировочные упражнения на различение [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях.

80

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.

81

Звуки [з], [з׳], буква «З».

82

Звуки [с], [с׳], буква «С».

83

Различение звонких и глухих  [З] - [С] в устной и письменной речи.

84

Упражнение в различении [З] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

85

Тренировочные упражнения на различение [З] - [С] в слогах, словах, предложениях.

86

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.

VI.3 Различение шипящих – свистящих звуков (16 часов)

87

Различение [Ж] - [З] в устной и письменной речи.

88

Упражнение в различении [Ж] - [З] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

89

Тренировочные упражнения на различение [Ж] - [З] в слогах, словах, предложениях.

90

Различение  [Ш] - [С] в устной и письменной речи.

91

Упражнение в различении [Ш] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

92

Тренировочные упражнения на различение [Ш] - [С] в слогах, словах, предложениях.

93

Звук [щ], буква «Щ».

94

Различение [Щ] - [С’] в устной и письменной речи.

95

Упражнение в различении [Щ] - [С’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

96

Тренировочные упражнения на различение [Щ] - [С’] в слогах, словах, предложениях.

97

Звук [ч], буква Ч.

98

Звук [ц], буква Ц.

99

Различение [Ч] - [Ц] в устной и письменной речи.

100

Упражнение в различении [Ч] - [Ц] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

101

Тренировочные упражнения на различение [Ч] - [Ц] в слогах, словах, предложениях.

102

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.

Варианты проверочных работ: диктант, списывание, самостоятельная работа, тестовая работа, работа по карточкам и т.п.

VI.4  Различение аффрикат (6 часов)

103

Различение согласных [Ч] - [Т’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

104

Упражнение в различении [Ч] - [Т’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

105

Различение согласных [Ч] - [Щ] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

106

Упражнение в различении [Ч] - [Щ] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

107

Различение согласных [Ц] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

108

Упражнение в различении [Ц] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

VI.5 Различение соноров (6 часов)

109

Звуки [р], [р׳], буква «Р».

110

Звуки [л], [л׳], буква «Л».

111

Различение [Р] - [Л] в устной и письменной речи.

112

Упражнение в различении [Р] - [Л] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи.

113

Тренировочные упражнения на различение [Р] - [Л] в слогах, словах, предложениях.

114

Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа.

Тема VII. Итоговая проверочная работа (1 час)

115

Итоговый диктант.

Итого: 115 часов

Количество часов на каждом этапе работы зависит от уровня подготовки детей и их речевых возможностей и потребностей.

Календарно – тематическое планирование

логопедических занятий на II этапе коррекционной работы с учащимися 2-3-х классов,

имеющими  недостатки  чтения  и  письма, обусловленные  ОНР

на 2016  -  2017  учебный год

№ п/п

Дата

Тема занятия

Примечания

Тема I: Уточнение и расширение словарного запаса путем усвоения смыслового значения слов

(4 часа)

1

Синонимы.

Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни).

2

Антонимы.

Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение.

3

Омонимы.

Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют  разный смысл.

4

Многозначные слова.

Слова, которые имеют прямое и переносное значение.

Тема II: Состав слова (31 час)

II.1 Словообразование (28 часов)

Родственные слова. Корень  (10 часов)

5

Родственные слова. Корень слова.

6

Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня.

7

Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов.

8

Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе однокоренных слов и выделении корня.

9

Упражнение в формировании навыка в выделении корня слова.

10

Родственные слова и слова с омонимичными корнями.

11

Упражнение на дифференциацию родственных слов и слов с омонимичными корнями.

12

Упражнение в формировании предпосылок к усвоению темы «Безударные гласные».

13

Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную "о" или "е" между ними.

14

Тренировочные упражнения на выделение корней и соединительной гласной в сложных словах.

Приставка (11 часов)

15

Общее  понятие  о  приставках  и  употреблении  их  в  речи.

16

Тренировочные упражнения в выделении приставок.

17

Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи.

18

Приставки пространственного значения.

19

Приставки временного значения.

20

Многозначные приставки.

21

Приставки, сходные по буквенному составу.

22

Разделительный  твердый знак.

23

Упражнение в написании слов с разделительным твердым знаком.

24

Разделительный мягкий знак.

25

Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком.

Суффикс (7 часов)

26

Общее  понятие  о  суффиксах  и  употреблении  их  в  речи.

27

Тренировочные упражнения в выделении суффиксов.

28

Упражнение в образовании слов с суффиксами и употребление их в речи.

29

Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные суффиксы.

30

Суффиксы профессий.

31

Суффикс прилагательных.

32

Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени.

II.2 Словоизменение. Согласование слов (11 часов)

33

Окончание. Общее  понятие  об  окончании  и  употреблении  их  в  речи.

34

Тренировочные упражнения в выделении окончаний.

35

Морфологический состав слова. Закрепление материала.

36

Употребление имен существительных в форме единственного и множественного числа.

37

Употребление имен существительных разного рода.

38

Употребление имен существительных в косвенных падежах.

39

Согласование прилагательных и существительных в роде и числе.

40

Согласование прилагательных и существительных в падеже.

41

Согласование глагола и существительного в числе.

42

Согласование глагола и существительного в роде.

43

Согласование глагола и существительного во времени.

Тема III: Предлоги (10 часов)

44

Общее  понятие  о предлогах  и  употреблении  их  в  речи.

45

Тренировочные упражнения в выделении предлогов.

46

Предлоги  у, около, к, от, по.

47

Предлоги  на, над, под, с (со), из-под.

48

Предлоги  в (во), из, за, из-за.

49

Предлоги  между, возле, перед.

50

Дифференциация предлогов и приставок.

51

Тренировочные упражнения в дифференциации предлогов и приставок.

52

Тренировочные упражнения в соотношении предлогов и глагольных приставок.

53

Тренировочные упражнения на отработку пройденного материала.

Тема VI: Итоговая проверочная работа (1 час)

54

Итоговый диктант.

Календарно-тематическое планирование

логопедических занятий на III этапе коррекционной работы с учащимися 2 – 3 - 4-х классов,

имеющими недостатки  чтения  и  письма, обусловленные  ОНР

на 2015 -  2016 учебный год

№ п/п

Дата

Тема занятия

Примечания

Тема I: Предложение (10 часов)

1

Речь. Предложение как единица речи.

2

Слово. Смысловое значение слова.

3

Образные слова и выражения в нашей речи.

4

Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета.

5

Связь слов в предложении.

6

Упражнение в установлении связей слов в предложении.

7

Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним.

8

Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним.

9

Работа с деформированными предложениями.

10

Составление предложений по опорным словам.

Тема II: Текст (21 час)

11

Составление рассказа из предложений,  данных в неправильной смысловой последовательности.

12

Работа с деформированным текстом. Деление текста на отдельные предложения.

13

Упражнение в делении текста на отдельные предложения.

14

Составление связного текста из деформинованных предложений.

15

Деление текста на части и озаглавливании их.

16

Упражнение в выделении частей рассказа и озаглавливании их.

17

Развитие навыка связного высказывания. Письменные ответы на вопросы.

18

Обучение письменному ответу на вопросы.

19

Работа над изложением. Составление плана изложения.

20

Упражнение в составлении плана изложения.

21

Упражнение в самостоятельном составлении плана изложения.

22

Написание изложения по самостоятельно составленному плану.

23

Работа над сочинением. Составление плана рассказа.

24

Упражнение в составлении плана рассказа и написании сочинения по нему.

25

Составление рассказа по картинке с использованием опорных слов.

26

Сочинение по данному началу.

27

Сочинение по данному концу.

28

Сочинение-повествование.

29

Сочинение-описание.

30

Сочинение-рассуждение.

31

Итоговая проверочная работа.

Сочинение или изложение

IV.Список использованной литературы:

1. Волкова, Селиверстов. Хрестоматия по логопедии. Том 2. - М.: Владос, 1997.

2. Волкова, Шаховская. Логопедия. - М.: Владос, 1999.

3. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб.: 1997.

4. Левина Р.Е. Логопедическая работа в школе. - М.: 1953.

5. Левина Р.Е. Недостатки речи и письма у детей. - М.: 1961.

6. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с нарушениями речи. - М.: 1961.

7. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М.: Изд-во АПН РСФСР 1950.

8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Изд-во МГУ, 1983.

9. Лурия А.Р. Мозг и психика. Хрестоматия по психологии под ред. Мироненко В.В.- М.: Просвещение, 1977.

10. Ю.Меудис В.Я., Негуре И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. - М.: 1994.

11. И.Селиверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. – М. Владос, 1997.

12. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексия и дисграфия. Сб. под ред. Ляпидевского С.С. - М.: Медицина, 1969,

13. Токарева О.А. Расстройства речи у детей и подростков. Сб. под ред. Ляпдевского С.С. - М.: Медицина, 1969.

14. Хватцев М.Е. Логопедия. - М.: 1959.

15. Величенкова О.А. Дисграфия. Лекция. - М.: КПК 2002-2003.

16. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление младших школьников. - М.: Владос, 1997.

17. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: В. ДОС, 1998.

18. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1972.

19. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М.: Просвещение, 1991.

20. Городилова, В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. Обучение, развитие и исправление недостатков. - М.: Аквариум, 1996.

21. Волкова Л.С. Логопедия. - М.: Просвещение, 1989.

22. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: 1994.

23. СпироваЛ.Ф. Графические ошибки при нарушенииях письма у детей с недоразвитием речи. Проблемы психического развития нормального ребенка. - М.:

24. Токарева О.А. Расстройство письменной речи у детей. Очерки патологии речи и голоса. - М.: 1963.

25. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. - М.: АРКТИ, 2007.

26.Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. Е.А. Алябьева – Москва, ТЦ  Сфера, Москва, 2005

27.Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. Н.Ю. Костылева – Москва, ТЦ  Сфера,2007

28.Гимнастика мозга. П. И. Деннисон, Г. И. Деннисон. Книга для родителей и педагогов. – Москва, «Восхождение», 1998

29.Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Карла Ханнафорд. – Москва, «Восхождение»

30. Сайт  ГБОУ ВЛГ №1389

http://sch1389u.mskobr.ru/docs/methodical_documents/)

32.Логопедический портал http://logoportal.ru/aop/.html

33.Сайт окружного центра ЦМППК http://ocpsmds.mskobr.ru/

34.ФГОС НОО http://nachalka.seminfo.ru/

35.МГППУ  http://edu-pmpk.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Пермский край - водный край" для работы по предмету "Окружающий мир" 4 класс адаптированная основная образовательная программа для детей с ЗПР

Презентация была создана для работы по теме "Родной край - часть большой страны".  Важно было сформировать представление обучающегося о водоемах нашего края; ознакомить с естественными и ис...

Презентация "Грибы" для работы по предмету "Природоведение" 5 класс адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью (вариант С)

Презентация выполнена с  использованием принципов работы с детьми с умственной отсталостью. Цель: Сформировать у обучающихся представление о грибах как особом царстве живой природы тесно взаимосв...

Презентация "Лилейные" для работы по предмету "Естествознание" 7 класс адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью (вариант С)

Для детей с умственной отсталостью важна конкретность и дозированность материала, но при этом важна его эмоциональность и форма подачи....

Презентация "Словарные слова" 6 класс адаптированная основная образовательная программа для детей с умственной отсталостью (вариант С)

Использование презентаций на уроках русского языка с умственно отсталыми учащимися активизирует их работу, вызывая интерес, способствует концентрации внимания, что ведет к запоминанию материала , обог...

Адаптированная основная общеобразовательная программа НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

АООП НОО определяет содержание и организацию образовательной деятельности обучающихся с ТНР с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений....

Календарно-тематическое планирование по адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи по математике 1-4 классов. УМК "Перспектива"

Календарно- тематическое планирование по адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелым нарушением речи по математике 1-4  классов. УМК "Перспектива"....