Проект «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования»
проект на тему

Проект «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования» на 2года

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Гимназия  г.Советский ХМАО-Югра

Берестова Екатерина Александровна

Учитель начальных классов

Содержание

1.  Паспорт Проекта

2.  Обоснование актуальности Проекта

3.  Нормативно-правовое обоснование Проекта

4.  Пояснительная записка

-  цели,

-  задачи,

-  сроки,

-  участники,

-  ценностные приоритеты,

-  ожидаемый результат проектной деятельности в целом.

5.  Этапы реализации Проекта.

6.  Содержание Проекта

-  Концептуальные положения.

-  Методы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

-  Механизм реализации Проекта.

-  Ожидаемые результаты.

-  План.

 

I. Паспорт проекта

Наименование Проекта

Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования

Заказчик Проекта

Субъекты образовательного процесса

Основание для разработки Проекта

 В связи с вступлением в силу нового Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие «инклюзивное образование» - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 декабря 2013 года № 543-п утверждено « Положение об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

      Данным документом регламентируются вопросы организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья) в образовательных организациях, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и определен порядок взаимодействия между Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, муниципальными органами, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательными организациями.
        Для создания условий получения инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ) в округе формируется сеть базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.

Разработчик Проекта

Педагогическое сообщество школы.

Цель Проекта

Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические, социальные условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Задачи Проекта

1.  Создание единой образовательной среды для детей, имеющих различающиеся стартовые возможности.

2.  Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.

3.  Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;

4.  Создание системы развития толерантности в окружающем социуме.

5.  Создание и апробация модели междисциплинарного взаимодействия в команде специалистов сопровождения.

6.  Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе

7.  Выявить и экспериментально обосновать педагогические, психологические и другие условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов.(разработка образовательной программы с учётом специальных (коррекционных классов) для детей с ОВЗ

Продолжительность,

сроки реализации проекта

2 года

Этапы реализации проекта

I этап – организационный 05.05.2016г. – 31.08.2016 г.

II этап – реализации 01.09.2016г – 05.2018г.

III этап – контрольно-диагностический 05.20г.

Ожидаемые результаты Проекта

После реализации данного Проекта мы ожидаем получить следующие результаты:

·  психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

·  оказание доступной, качественной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ в образовательном учреждении;

·  условие организации дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих по состоянию здоровья образовательные учреждения;

·  различных возможностей для самореализации и социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через различные виды социальной деятельности;

·  уровни мотивации обучающихся.

Объем и источники финансирования Проекта

·  Федеральный бюджет

·  Муниципальный бюджет

Организация контроля за исполнением Проекта

Координацию работ и контроль за исполнением Проекта осуществляет администрация школы.

Контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляет директор школы.

II. Обоснование актуальности Проекта

Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа. Развитие инклюзивного образования отвечает потребностям родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ (возможность проживания ребенка в семье и воспитания в среде нормативно развивающихся сверстников), общества (преодоление социальной сегрегации и повышения уровня социальной устойчивости) и государства (обеспечение законодательно закрепленных образовательных прав детей с ОВЗ и инвалидов и реализация основных идей и направлений образовательной инициативы «Наша новая школа») – то есть всех групп заказчиков образовательных услуг. Важнейшим условием инклюзии является наличие грамотной системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, включающей, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и социальной адаптации позволит решать проблемы внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблем ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения. Данный проект направлен на оказание поддержки в МБОУ гимназии г.Советский в котором развивается инклюзивное образование, где дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды обучаются вместе с обычными детьми.

III. Нормативно-правовое обоснование Проекта

Международная:

1.  «Всеобщая декларация прав человека», принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года.

2.  «Декларация ООН о правах инвалидов», провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года.

3.  «Всемирная программа действий в отношении инвалидов», принята 3 декабря 1982 года.

4.  «Конвенция ООН о правах ребенка» от 01.01.01 года (ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 01.01.01 года.

5.  «Всемирная декларация об образовании для всех», принята в Джонтьен, 1990 г.

6.  «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 01.01.01 года.

7.  «Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», принята в Саламанке, Испания, 7-10 июня 1994 г.

8.  «Дакарские рамки действий», приняты Всемирным форумом по образованию в 2000 году.

9.  «Конвенция о правах инвалидов», Проект резолюции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 января 2007.

Федеральная:

ДОКУМЕНТЫ РФ (ОВЗ)

1.     Конституция российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерациио поправках к Конституции Российской Федерацииот 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) принята всенародным голосованием 12.12.1993;

2.    Федеральный закон об образовании от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»

3.    Федеральный закон  от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

4.    Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 04.06.2014г.)  «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

5.    Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2011 №175 «О государственной программе Российской Федерации  «Доступная среда на 2011-2015 годы»

6.    Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

7.   Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004г. № 1312 (ред. от 01.02.2012)  «Об утверждении федерального базисного учебного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

8.   Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 №32 «Об утверждении приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

9.   Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 28.05.2014) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам  начального общего, основного общего и среднего общего образования»

10.  Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждения Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

11.  Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»

12.  Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации  от 27.03.2000 №27/9001-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме(ПМПК) образовательного учреждения.

13.  Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации  от 7.06.2013 № ИР- 535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»

 

Региональная:

ДОКУМЕНТЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ (ОВЗ)

  1. Приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 04.02.2015г. №107 "Об утверждении Порядка взаимодействия субъектов образовательной деятельности при проведении обследования психолого-медико-педагогическими комиссиями в ХМАО-Югре"
  2. Закон ХМАО Югры  от 10.07.2009г. (ред. от 07.11.2013г. «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации» в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре»
  3. Закон ХМАО-Югры от 01.07.2013г. № 68-оз (ред. от 28.03.2014) «Об образовании вХанты-Мансийском автономном округе-Югре»
  4. Постановление Правительства ХМАО-Югры от 13.12.2013 № 543-п «Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья  в Ханты-мансийском автономном округе-Югре»
  5. Постановление Правительства ХМАО-Югры от  9 октября 2013 г. № 430-п о государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Доступная среда вХанты-Мансийском автономном округе-Югре на 2014-2020 годы»
  6. Постановление Правительства ХМАО-Югры от 5.09.13г. № 359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической медицинской  и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.
  7. Приказ Департамента  образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 31.01.2014г №85 «Об организации деятельности Ресурсных центров по сопровождению образовательных организаций ХМАО-Югры по вопросам инклюзивного образования»
  8. Приказ Департамента  образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08.05.2014г. №5-нп «Об утверждении Порядка регламентации  и оформления отношений  государственной  и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»
  9. Приказ Департамента  образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08.08.2014г. №  1042 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»
  10. Приказ Департамента  образования и молодежной политики Ханты-Мансийского  автономного округа-Югры от 9.09.2012г. № 892-нп «Об утверждении административного регламента предоставления  государственной услуги по направлению детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа, для детей, нуждающихся в длительном лечении.
  11. Приказ Департамента  образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27.08.2014г. № 1138 «Об утверждении примерных учебных планов общеобразовательными организациями, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, на 2014-2015 учебный год.
  12. Приказ Департамента  образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19.03.2014г № 301 «Об утверждении Плана-графика («дорожной карты») введения инклюзивного образования в общеобразовательных организациях, реализующих программы общего образования в Ханты-Мансийском автономном округе -Югра на 2014-2015 годы.»
  13. Приказ Департамента  образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.03.2014 №270 (с изменениями от 17.07.2014, 22.10.2014 ) «Об утверждении муниципальных образовательных организациях расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в качестве площадок по созданию универсальной безбарьерной среды в 2014г.
  14. Приказ Департамента  образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19.02.2010г № 143-нп «О центральной психолого-медико-педагогической комиссии Ханты-Мансийского автономного округа- Югры
  15. Приказ Департамента  образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от   30.10.12 № 1246 « Об утверждении комплекса мер по обеспечению условий для профессиональной ориентации и профессионального образования детей-инвалидов или с ограниченными возможностями здоровья на 2013-2015 годы». 

 

Муниципальная:

ДОКУМЕНТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УРОВНЯ (ОВЗ)

  1. Постановление администрации Советского района от 30.09.2013г № 3265 «О муниципальной программе «Доступная среда в Советском районе на 2014-2016 г.»
  2. Приказ начальника управления  администрации Советского района от 29.08.2014 № 595 «О проведении мониторинга введения инклюзивного образования в базовых образовательных организациях Советского района
  3. Приказ начальника управления  администрации Советского района от 31.03.2014 № 260 «Об утверждении плана мероприятий   («Дорожной  карты»)    введения инклюзивного образования в муниципальных  образовательных организациях Советского района на 2014-2016 годы.
  4. Приказ начальника управления  администрации Советского района от 07.08.2014 № 553 «Об утверждении графика работы территориальной психолого-медико-педагогической комиссии  Советского района»
  5. Приказ начальника управления  администрации Советского района от 23.12.2014 № 886 «Об утверждении порядка работы и состава территориальной психолого-медико-педагогической Советского района»
  6. Приказ начальника управления  администрации Советского района от 03.02.2015  № 40 «Об утверждении графика работы территориальной психолого-медико-педагогической комиссии на II полугодие 2014-2015 учебного года»
  7. Соглашение №1 о взаимодействии территориальной  ПМПК и Бюро медико-социальной экспертизы №16  филиала Федерального казенного учреждения  «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ханты-Мансийскому автономному округу -Югре» Министерства труда  и социальной защиты Российской Федерации (далее -Бюро МСЭ)

 

Школьная:

1.  Устав МБОУ  гимназии г.Советский ХМАО-Югра

2.  Положение о малокомплектном специальном (коррекционном) классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

3.  Положение об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Приказ от 01.01.2016г

IV. Пояснительная записка

Цель проекта: Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические, социальные условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Задачи проекта:

1.  Создание единой образовательной среды для детей, имеющих различающиеся стартовые возможности.

2.  Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.

3.  Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;

4.  Создание системы развития толерантности в окружающем социуме.

5.  Создание и апробация модели междисциплинарного взаимодействия в команде специалистов сопровождения.

6.  Апробировать теоретическую модель инклюзивного образования в общеобразовательной школе

7.  Выявить и экспериментально обосновать педагогические, психологические и другие условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов (разработка образовательной программы с учётом специальных (коррекционных классов) для детей с ОВЗ.

Сроки проекта: внедрение Проекта выполнимо в течение 2016 – 2018 гг.

Участники Проекта: субъекты образовательного процесса МБОУ  гимназии г.Советский ХМАО-Югра

Направления реализации проекта

1.  Нормативно-правовое обеспечение: разработка локальных актов (положение об инклюзивном обучении, о ПМПк, требования к рабочим программам и программа дополнительного образования: коррекционно-развивающим, профилактическим, просветительским) и должностных инструкций специалистов, реализующих инклюзивную практику, договоры с родителями и учреждениями

2.  Финансово-экономическое обеспечение процесса инклюзии (совершенствование системы стимулирования деятельности педагогов и узких специалистов, работающих с детьми с ОВЗ в условиях массовой школы, внесение дополнений в положение об оплате труда).

3.  Кадровое обеспечение: наличие в штате специалистов сопровождения, организация системного повышения профессиональных компетенций педагогических работников (тема самообразования, обобщение и распространение опыта: научно-практические конференции, семинары, стажировки, педагогические мастерские, мастер-классы, тренинги, междисциплинарные консилиумы, городское методическое объединения, курсы, профессиональные конкурсы).

4.  Методическое обеспечение (разработка и реализация практико-ориентированных программ и технологий по обучению и воспитанию детей с ОВЗ, детей-инвалидов).

5.  Информационное обеспечение реализации инклюзивного образования (информация на сайте школы, семинаров, открытых уроков и занятий публикации т. д.), укрепление социального партнерства с общественными организациями.

6.  Материально-техническое и учебно-методическое оснащение образовательного учреждения, позволяющее осуществлять инклюзивное обучение детей с разными образовательными потребностями (наличие технических средств реабилитации, помещений для проведения коррекционно-развивающих занятий с психологом, логопедом, кабинета технологии, мастерских, кабинета дистанционного обучения их соответствие требованиям САНПиНа).

7.  Организация ППМС сопровождения (организация ПМП консилиума МБОУ, разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, коррекционно-развивающих программ и программ сопровождения

Ценностные приоритеты Проекта

1модуль: дети с ОВЗ в различных социокультурных пространствах

http://pandia.ru/text/79/211/images/image001_2.gif

2 модуль: систематизация педагогических средств, использование которых обеспечивает готовность педагога к работе с детьми ОВЗ.

http://pandia.ru/text/79/211/images/image002_0.gif

Ожидаемые результаты от внедрения Проекта.

После реализации данного Проекта мы ожидаем получить следующие результаты:

·  психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

·  оказание доступной, качественной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ в образовательном учреждении;

·  условие организации дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих по состоянию здоровья образовательные учреждения;

·  различных возможностей для самореализации и социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через различные виды социальной деятельности; уровни мотивации обучающихся.

·   

VI. Этапы реализации Проекта

Организационный этап (2016 – 2017 гг.): разработка программы системы поиска и поддержки детей с ОВЗ и детей-инвалидов, создание постоянно-действующей системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с ОВЗ и детей-инвалидов.

Этап реализации(2016-2018 гг.): непосредственная работа с детьми ОВЗ и детей-инвалидов. На этом этапе планируется организация и проведение семинаров, консилиумов, педсоветов, заседания ТГ, организация конкурсов, олимпиад для учащихся. Предусматривается психологическая, педагогическая и социальная поддержка детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Завершающий этап ( 2018г.): контроль и анализ реализации Проекта и достигнутых результатов, определение проблем, возникших в ходе реализации Проекта, путей их решения и составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.

VII. Содержание Проекта

Концептуальные положения Проекта

Концепция исследования (основные теоретические идеи, составляющие основу исследования)

  Президент   РФ В. В. Путин  на совещание говорил о формировании доступной среды для жизнедеятельности инвалидов. В настоящее время лишь 2% российских школ приспособлены для обучения детей-инвалидов. По поручению  президента эта ситуация должна коренным образом измениться.

В последнее время к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями предлагается все больше инновационных подходов. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

«Инклюзив – (от франц. inclusif – включающий в себя), местоименные или глагольные формы, указывающие на то, что адресат речи входит в число участников действия». (Большой Российский энциклопедический словарь)

Инклюзивное образование можно рассматривать как социальный феномен развития образовательной системы. Если отойти от формы, то можно объяснить этот термин как включение ребенка-инвалида в общеобразовательный процесс вместе со здоровыми детьми.

Освоение детьми инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий. Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социализации.

Принцип инклюзивного образования заключается в следующем: администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей, а также создание доброжелательной и доступной среды, позволяющей обучающимся получать знания, в максимальной степени реализовать собственные возможности в постановке и достижении жизненных целей.

На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности.

Именно родители "особых" детей настаивают на их включение в обычное детское сообщество. Прежде всего, это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация "особого" ребенка в реальном мире – он находится в изоляции от социума. Разумеется, что дети с особыми потребностями адаптируются к жизни в общеобразовательных школах лучше, чем в специализированных учреждениях. Особенно заметна разница в приобретении социального опыта. У здоровых же детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность.

Но до сих пор открытым остается вопрос об организации процесса развития и обучения "особых" детей в массовой школе. Это связано со спецификой методик, неподготовленностью кадров, нехваткой специалистов и пр.

Однако, современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно - принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.

Методы и формы работы с детьми с ограниченными

возможностями здоровья.

Методы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определенным своеобразием.

Организационные формы:

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок.
Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы:

-  групповые формы работы,

-  индивидуальные,

-  дистанционные уроки,

-  творческие задания,

-  вовлечение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития детей с ограниченными возможностями здоровья обладают:

-  факультативы,

-  кружки,

-  конкурсы,

-  привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы

Важным фактором, влияющим на развитие и социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья является система внеклассной воспитательной работы в школе.

Механизм реализации Проекта

Проект реализуется через работу психологической службы, работу педагогов – психологов, социальных педагогов, логопеда, методических объединений учителей и систему методической работы, непрерывное образование и самообразование учителей, через работу творческих групп учителей и обучающихся по созданию базы данных и ее пополнению, взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Ожидаемые результаты Проекта

После реализации данного Проекта мы ожидаем получить следующие результаты:

·  психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

·  оказание доступной, качественной комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ОВЗ в образовательном учреждении;

·  условие организации дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих по состоянию здоровья образовательные учреждения;

·  различных возможностей для самореализации и социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья через различные виды социальной деятельности;

·  уровни мотивации обучающихся.

Тематический календарный план (с указанием этапов, сроков и исполнителей)

Содержание работы

Сроки

Исполнители, ответственные

Форма представления результата

Организационно-управленческие аспекты

Уточнение состава группы учителей-экспериментаторов

Август – 
сентябрь

Директор

Списки учителей-экспериментаторов

Обеспечение нормативно-правовой базы реализации экспериментальной деятельности

Сентябрь

Директор

Приказы, положения, функциональные обязанности

Организация работы педагогического коллектива 
в условиях ЭД

Сентябрь

Зам. директора по НМР

Расписание проведения уроков, коррекционно-развивающих занятий, создание годичных команд взаимодействия участников интегративного процесса

Курсовая подготовка

Сентябрь – 
май

Зам. директора по НМР

Практические семинары, посещение занятий согласно учебно-тематическому плану

Организация поддержки и сопровождения ЭР: психолого-педагогического; научно-методического; информационного

Сентябрь – 
октябрь и в течение года

Зам. директора по НМР

Сформированные группы психологов, логопеда научно- методической поддержки

Контроль хода ЭД

В течение года

Зам. директора по НМР

Рабочие материалы

Изучение и обобщение опыта работы в интегративном образовательном пространстве: из опыта включения в образовательный процесс детей с ДЦП; особенности интегративной образовательной среды основной школы; творческая деятельность как условие успешной адаптации ребенка в социуме

В течение года

Директор, научный руководитель, зам. директора по НМР

Семинары, публикации

Разработка и реализация программы по преемственности начальной и основной школы

В течение года

Директор, научный руководитель, зам. директора по НМР

Программа, рабочие материалы

Обеспечение школы необходимым оборудованием, создание безбарьерной среды

В течение года

Директор, зам. директора по НМР

Оборудование кабинетов

Научно-методическое сопровождение экспериментальной деятельности

Погружение в проблемное поле, принятие целей и задач ЭД, планирование второго года ЭР

Сентябрь – 
октябрь

Директор, научный руководитель, зам. директора по НМР

План работы

Консультирование участников интегративного образовательного пространства: учителей, специалистов, родителей

В течение года

Научный руководитель, зам. директора по НМР

Групповые и индивидуальные консультации

Разработка форм проведения экспериментальных занятий и методик проведения экспериментальных уроков

В течение года

Научный руководитель, зам. директора по НМР, учителя-экспериментаторы

Рабочие материалы, издание методических рекомендаций

Разработка форм проведения педагогического мониторинга с целью измерения особенностей развития ребенка и формирования индивидуального образовательного маршрута по следующим вопросам: образовательный стандарт; динамика развития учащихся; эффективность механизма взаимодействия участников интегративного пространства

В течение года

Научный руководитель, зам. директора по НМР, учителя-экспериментаторы

Материалы мониторинга

Подготовка и проведение промежуточного и по итогам года самоанализа экспериментаторов

Январь, май

Научный руководитель, зам. директора по НМР

Материалы самоанализа и анализа работы

Научно-методический семинар педагогов- экспериментаторов: "Критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения интегративного образовательного пространства"

Сентябрь – 
май

Научный руководитель, зам. директора по НМР

Разработка критериев эффективности

Подготовка и проведение тематического семинара по итогам второго года эксперимента

Май

Директор, научный руководитель, зам. директора по НМР, участники эксперимента

Семинар

Психолого-педагогическое сопровождение экспериментальной деятельности

Определение целей и задач психолого-педагогического сопровождения эксперимента

Сентябрь – 
октябрь

Психологи

Концепция, план работы психологической службы

Разработка и подготовка психолого-педагогического тестирования, программ работ с учащимися

Сентябрь – 
октябрь

Психологи

Тесты, программы

Проведение диагностики для исследования и уточнения позиций для определения зоны психолого-педагогического наблюдения экспериментального воздействия: диагностика социально-психологической адаптации первоклассников и учащихся 5 классов; диагностика мотивационной сферы учащихся; исследование состояния процессов общения, развития психологических взаимоотношений, эмоционально-волевой связи между детьми; диагностика сформированности учебных навыков

В течение года

Психологи

Материалы анализа, рабочие материалы

Логопедическое обследование

Сентябрь, декабрь, май

Логопед

Диагностические заключения, речевые карты

Разработка и апробация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ

Сентябрь – 
май

Научный руководитель, зам. директора по НМР, учителя-экспериментаторы

Решение психолого-медико - педагогической комиссии, индивидуальный образовательный маршрут

Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий

Сентябрь – 
май

Психологи, логопед

Диагностика результативности

Исследование социальной среды школьников и их семей

В течение года

Социальный педагог

Анкеты и результаты анкетирования

Организация и проведение психолого-педагогических тренингов для педагогов

В течение года

Психологи

Тренинги

Экспериментальная работа учителей

Индивидуальное планирование экспериментальной работы учителями

Сентябрь – 
октябрь

Научный руководитель, зам. директора по НМР, учителя-экспериментаторы

Индивидуальные планы

Проведение диагностики по УУУД в интегративных классах

В течение года

Научный руководитель, зам. директора по НМР, учителя-экспериментаторы

Рабочие материалы

Адаптирование тематических блоков в программе интегративных классов

В течение года

Научный руководитель, зам. директора по НМР, учителя-экспериментаторы

Материалы уроков

Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по предметам

В течение года

Научный руководитель, зам. директора по НМР, учителя-экспериментаторы

Рабочие материалы

Взаимопосещение и проведение открытых уроков, занятий учителями-экспериментаторами

В течение года

Научный руководитель, зам. директора по НМР, учителя-экспериментаторы

Конспекты уроков

Организация и проведение внеклассных мероприятий по воспитанию толерантных отношений

В течение года

Научный руководитель, зам. директора по НМР, учителя-экспериментаторы

Рабочие материалы

Осуществление плана работы по преемственности начальной и основной школы

В течение года

Научный руководитель, зам. директора по НМР, учителя-экспериментаторы

Рабочие материалы

Методический анализ результатов и хода осуществления ЭД

Апрель – 
май

Научный руководитель, зам. директора по ЭР, учителя-экспериментаторы

Самоанализ, анализ ЭД

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования»

Проект «Разработка образовательной программы школы с учётом инклюзивного и интегрированного образования»...

Инклюзивное и интегрированное образование

Разработка плана работы с родителями детей с ОВЗ «Родительского клуба «Солнышко»...

Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного и интегрированного образования

Обучение детей с ОВЗ в условиях интегрированного и инклюзивного образования....

«Организация обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной организации в условиях инклюзивного и интегрированного образования»

Реализация инновационного проекта МБОУ СШ №31 с УИПХЭП позволит в условиях общеобразовательной школы обеспечить действие принципов ФГОС для детей с ОВЗ:-создание благоприятной социальной ситуации разв...

Методическая разработка. Образовательная программа дополнительного образования детей младшего школьного возраста социально-педагогической направленности «Я живу в Санкт-Петербурге»

Цель программы:Воспитание детей истинными петербуржцами, знающими и любящими свой город, умеющими и желающими сохранять и приумножать его красоту и самобытность.Задачи программы:Обучающие:1.формироват...