«Формирование универсальных учебных действий» - обязательная составляющая стандарта педагога.
методическая разработка на тему

Лапшина Любовь Петровна

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»

К.Д. Ушинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

          «Формирование универсальных учебных действий» - обязательная составляющая стандарта педагога.

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» 

К.Д. Ушинский

"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".

Японская мудрость.

    Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. А, значит и  важнейшей задачей школы сегодня является развитие личности ученика.            

Таким образом, школа сегодня должна дать не только максимально возможный объем знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

 СЛАЙД 2

 Младшие школьники осваивают умение учиться. Именно у них, первостепенным, является формирование мотивации к дальнейшему обучению. 

Актуальность «умения учиться», нестандартно и творчески мыслить для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. В качестве основного результата образования выступает овладение младшими школьниками набором универсальных учебных действий

 В содержании  ФГОС  НОО говорится:

           «Их введение во многом изменит жизнь учащихся. Речь идет  о совершенно другом подходе к организации обучения и использовании новых образовательных технологий.

СЛАЙД 3

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивали бы  универсальные учебные действия: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- формировали бы не просто умения, а компетенции

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью

         Поэтому реализация ФГОС НОО предполагает новую роль учителя. Современный учитель должен создать условия для «открытия» новых знаний учащимися самостоятельно, должен так организовать учебный процесс, чтобы ребенок овладел необходимыми  компетенциями

Но как?

СЛАЙД 4

 1. Парная работа и групповая работа, на мой взгляд, - это уникальная форма формирования универсальных учебных действий

У нее очень много положительных сторон:

  • способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности, взаимопомощи;
  • повышает производительность труда учащихся, развивает познавательную активность, самостоятельность;
  • расширяет межличностные отношения детей.

В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничества в классе.

Работу в группах в первом классе я начала с выработки основных правил.

 Таких, как

– полное внимание к однокласснику;
– серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
– терпимость, дружелюбие;
– никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, так как каждый имеет право на ошибку.

Все учащиеся принимают  участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания у учащихся формировались универсальные учебные действия в различных сферах: личностных (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению),

 коммуникативных (участие в диалоге),

познавательных (ответы на простые вопросы учителя),

регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали).

Приём «Корзина идей»

 Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Почва – это …

… земля

… растительная земля

… вещество

… суша, а не вода

… место обитания, дом животных

 На доске фиксируются все предположения.

Постановка целей урока (целеполагание)

- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое почва.

- Обсудите в группе, то что  вам было бы интересно ещё  узнать о почве.

Заслушиваются вопросы детей. Среди интересующих детей вопросов были следующие: Откуда взялась почва? Из чего она состоит? Много ли на Земле почвы? Где на Земле нет почвы? Может ли почва исчезнуть? 

К этим вопросам мы вернулись на последующих уроках.

На этом этапе урока развиваются УУД во всех сферах:

– личностные (формирование интереса);
регулятивные (постановка учебных задач, нахождение пути их решения, самооценка);

– коммуникативные (участие в диалоге, ответы на вопросы, прослушивание и понимание речи других).

СЛАЙД 5

 2 .Использование технологии критического мышления.

Развивая способность к критическому мышлению можно добиться улучшения мыслительной деятельности. Уроки в технологии критического мышления  строятся по схеме: «вызов – осмысление содержания – рефлексия».

      Мотивационная функция стадии вызова - это побуждение и стимулирование интереса к теме урока. Информационная функция – выявить имеющиеся знания по теме.

С этой целью используются приёмы:

  • рассказ - предположение по ключевым словам
  • верные и неверные утверждения:

Вот пример фрагмента урока на стадии «Вызов»:

ИГРА  «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я  читаю вопросы, а вы ставьте в  строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны.

Вопросы:

  1. … ветер может разрушить горы?
  2. … опавшие осенью листья вредят почве?
  3. … 1см почвы образуется за 300 лет?
  4. … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
  5. … растения участвуют в образовании почвы?
  6. … почва и камень родственники?
  7. … почва – наша кормилица?

Учащиеся вспоминают всё, что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения, задают вопросы, на которые хотят получить ответы.

СЛАЙД 6 

На этом же  этапе начинаем работать над кластером. Составление кластера важно для развития мышления и помогает систематизировать материал до знакомства с текстом. Мысли, возникающие при обсуждении темы, располагаются в определённом порядке.

От каждого заголовка могут идти ответвления, формирующие «гроздь». Приём «Кластер» может быть использован на любом этапе урока.

Пример кластера по теме «Строение растений».

СЛАЙД 7

3.Оригинальность мышления, умение сотрудничать, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в исследовательской деятельности.  Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся по изучению различных объектов.

На уроках литературного чтения при изучении устного народного творчества можно проводить сравнительный анализ народных сказок.

Простой пример – сказка «Теремок», знакомая учащимся с раннего детства. При её рассказывании у детей возник спор о том, кто герои сказки (есть ли в сказке муха и комар?). Для того чтобы его разрешить, познакомились с разными вариантами сказки (из сборника «Русский фольклор», в пересказе О.Капицы и в обработке А.Н. Толстого) и увидели, что, несмотря

на отличие деталей (разные герои; разный теремок: лошадиная голова, теремок, глиняный горшок), сюжет сказки одинаков. Задали вопрос: почему так? Отвечая на него, получили представление об особенности народного творчества (вариативность). Сравнили русскую народную сказку «Теремок» с украинской сказкой «Рукавичка» и получили представление

о «бродячем сюжете».

СЛАЙД 8

4. Одним из эффективных методов формирования УУД является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. Главный результат – это то, что в процессе проектно-исследовательской деятельности школьник учится вести наблюдения, ясно и коротко излагать свои мысли, выделять главное, отстаивать свою точку зрения, делать выводы; работать со справочной литературой, словарями; предоставлять результаты в виде публичного выступления. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные  как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами

Проекты в 1 классе:

  • «Правила поведения в школе»
  • «Лекарственные растения Курганской области»
  • «Загадки»
  • « Моё имя»

Проекты во 2 классе

  • Связь живой и неживой природы (приметы)
  • Рассказ о слове
  • Красная книга Курганской области (растения)
  • Профессии
  • Мой режим дня
  • Моя родословная

5 . Одним из способов формирования УУД является проведение проверочных работ в форме теста.

Целесообразность данной работы заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают общеучебные умения и навыки. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля. Тесты с успехом можно применять наряду с другими формами контроля.

Введение тестового контроля существенно повышает мотивацию обучения и заинтересованность обучаемого. В процессе выполнения этого задания у учащихся формировались универсальные учебные действия в различных сферах:

 личностных (базовые ценности: терпение, освоение роли ученика, формирование интереса к учению),

познавательных (ответы на вопросы),

регулятивных (работа по инструкции).

Причем именно умение решать тесты для детей будет очень полезным в будущем, т.к. им предстоит сдавать единый государственный экзамен в форме теста.

СЛАЙД 9

6. Использование компьютерных технологий в образовательном процессе позволяет обеспечить переход от механического усвоения знаний к овладению навыками самостоятельного приобретения общеучебных знаний и ключевых компетенций, приобщает учащихся к современным приёмам работы с информацией.

Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определённых условиях могут способствовать раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучающихся, их личностных качеств; формированию познавательных способностей, целостной картины окружающего мира; стремлению к самосовершенствованию.

СЛАЙД 10

7. Участие школьников в различных творческих конкурсах - необходимое условие развития их творческих способностей и потенциала. Нужно стараться раскрыть  возможности, создать ситуацию успеха, чтобы ученик почувствовал свою значимость и необходимость.

Результат - призовые места  учеников в творческих конкурсах различных уровней.

Именно с опытом творческой деятельности связана возможность формирования определенных качеств личности, которые нельзя развить, передавая в готовой форме знания и умения: инициативность, гибкость, свобода мышления, непохожесть на других.

СЛАЙД 11

8.Важным фактором формирования универсальных учебных действий является поощрение.

Виды поощрений

Мимические и пантомимические

Аплодисменты товарищей, улыбка учителя, ласковый взгляд, пожатие руки

Словесные

В конце урока учитель называет фамилии учеников, хорошо поработавших.

Благодарность в дневник, выставка лучших работ.

Познавательная игра, более сложное задание

Требования к поощрениям:

- поощрение должно применяться в системе, объективно;

- учитывать индивидуальные возможности и развитие детей, их подготовленность;

- идти от занимательных поощрений, основанных на эмоциях, к сложным, наиболее эффективным формам поощрений – деятельности.

СЛАЙД 12

Итог.

Итак, какие же методы обучения способствуют формированию универсальных учебных действий?

Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определенного вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и быть не может. Однако перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом на современном уроке идет формирование всех  видов универсальных учебных действий.

Учитель в процессе обучения опирается на веру во всеобщую талантливость детей,

на известный со времен античности девиз “Учись обучая”

 и на психологическую парадигму “Успех рождает успех”.

Очень важно, чтобы такая работа по включению детей в активную учебную деятельность была ежедневной, чтобы такой вид деятельности стал привычным как дыхание.

Для этого важна личная мотивация учителя: я делаю так потому, что просто не могу по-другому работать.

СЛАЙД 13

И закончить хочу словами:

«Ученик - это не сосуд, который можно наполнить, а свеча, которую нужно зажечь».

Литература:

  1. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г
  2. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) М.: Просвещение, 2010
  3. Программы по учебным предметам 1-4 класс. Сост. Р.Г. Чуракова М.: Академкнига / Учебник, 2012.
  4. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000
  5. Рыбьякова О. В. Информационные технологии на уроках в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2008


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» К.Д. Ушинский

Слайд 2

ДУМАТЬ : устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями ИСКАТЬ: опрашивать окружение консультироваться у учителя, получать информацию СОТРУДНИЧАТЬ: уметь работать в группе, принимать решения ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО: организовать свою работу АДАПТИРОВАТЬСЯ: использовать новые технологии информации и коммуникации РЕФЛЕКСИРОВАТЬ: выполнять самооценку собственной деятельности

Слайд 3

Формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; развивают универсальные учебные действия: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формируют не просто умения, а компетенции; приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; - реализуют принцип связи обучения с жизнью;

Слайд 4

Приём «Корзина идей» Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения: Почва – это … … земля … растительная земля … вещество … суша, а не вода … место обитания, дом животных На доске фиксируются все предположения. Постановка целей урока (целеполагание) Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит найти научный ответ на вопрос, что такое почва. - Обсудите в группе, а что ещё вам было бы интересно узнать о почве. Заслушиваются вопросы детей. Среди интересующих детей вопросов были следующие: Откуда взялась почва? Из чего она состоит? Много ли на Земле почвы? Где на Земле нет почвы? Может ли почва исчезнуть? К ним вернемся на последующих уроках.

Слайд 5

«Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вопросы: … ветер может разрушить горы? … опавшие осенью листья вредят почве? … 1см почвы образуется за 300 лет? … норы животных, живущих в почве, разрушают её? … растения участвуют в образовании почвы? … почва и камень родственники? … почва – наша кормилица? Учащиеся вспоминают всё, что им известно по изучаемому вопросу, делают предположения, задают вопросы, на которые хотят получить ответы.

Слайд 7

Простой пример – сказка «Теремок», знакомая учащимся с раннего детства. При её рассказывании у детей возник спор о том, кто герои сказки (есть ли в сказке муха и комар?). Для того чтобы его разрешить, познакомились с разными вариантами сказки (из сборника «Русский фольклор», в пересказе О.Капицы и в обработке А.Н. Толстого) и увидели, что, несмотря на отличие деталей (разные герои; разный теремок: лошадиная голова, теремок, глиняный горшок), сюжет сказки одинаков.

Слайд 8

Проекты в 1 классе: «Правила поведения в школе» «Лекарственные растения Курганской области» «Загадки» « Моё имя» « Мой первый год в школе» Проекты во 2 классе Правила личной гигиены Связь живой и неживой природы (приметы) Рассказ о слове Красная книга Курганской области (растения) Профессии Мой режим дня Как уберечь себя от беды Мой родной город Моя родословная

Слайд 10

Необходимо мотивировать учащихся на участие в таком виде творческой деятельности. Всегда учитываются ресурсы личности, а также максимальные возможности развития каждого ученика. Нужно стараться раскрыть эти возможности, создать ситуацию успеха, чтобы ученик почувствовал свою значимость и необходимость. Результат - призовые места учеников в творческих конкурсах различных уровней .

Слайд 11

Виды поощрений Мимические и пантомимические Аплодисменты товарищей, улыбка учителя, ласковый взгляд, пожатие руки Словесные В конце урока учитель называет фамилии учеников, хорошо поработавших. Благодарность в дневник, выставка лучших работ. Познавательная игра, более сложное задание Требования к поощрениям: - поощрение должно применяться в системе, объективно; - учитывать индивидуальные возможности и развитие детей, их подготовленность; - идти от занимательных поощрений, основанных на эмоциях, к сложным, наиболее эффективным формам поощрений – деятельности.

Слайд 12

На современном уроке идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий. Учитель в процессе обучения опирается на веру во всеобщую талантливость детей, на известный со времен античности девиз “ Учись обучая” и на психологическую парадигму “ Успех рождает успех”. Очень важно, чтобы такая работа по включению детей в активную учебную деятельность была ежедневной, чтобы такой вид деятельности стал привычным как дыхание. Для этого важна личная мотивация учителя: «Я делаю так потому, что просто не могу по-другому работать».

Слайд 13

«Ученик - это не сосуд, который можно наполнить, а свеча, которую нужно зажечь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников"

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Формирование универсальных учебных действий -ключевая задача стандарта второго поколения

Данный материал учитель может использовать для выступления на педагогическом совете, родительском собрании или иных выстплениях...