Правовое воспитание как инновационная форма школьного образования
материал (3 класс) на тему

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правовое воспитание детей как инновационная форма школьного образования».

Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Наши дети — это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети — это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной…

                                                                                                                                       А.С. Макаренко

        Правовое воспитание - воспитательная деятельность школы, семьи, правоохранительных органов, направленная на формирование правового сознания и навыков, и привычек правомерного поведения школьников.

Необходимость организации правового воспитания учащейся молодежи обусловлена развитием правового государства, существование которой немыслимо без соответствующего уровня правовой культуры ее граждан, трансформацией правовой системы, необходимостью преодоления правового нигилизма и правовой неграмотности.

 Целью правового воспитания учащихся является формирование у них правовой культуры гражданина РФ, состоящий из сознательного отношения к своим правам и обязанностям перед обществом и государством, закрепленных в Конституции РФ, с глубокого уважения законов и правил человеческого общежития, готовности соблюдать и выполнять их требования, выражают волю и интересы народа, активного участия в управлении дер дарственными делами, борьбы с нарушителями законе.

Современная школа столкнулась с необходимостью изменения подходов к организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Школа становится местом, где ученик реально находит применение своим возможностям и инициативности. Одной из важнейших задач перед нами на данном этапе является предупреждение совершения правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, правовое информирование и правовая культура школьников.
Результатами правового воспитания учащихся являются:

- получение необходимых знаний о содержании конкретных прав и обязанностях детей, законодательстве Российской Федерации, существующем правопорядке, способах его охраны;

- установка на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка;

- умение различать хорошие и плохие поступки;

- достижение социально полезного поведения учащегося, проявляющееся в осознанном правомерном поведении в общественных местах, соблюдении дисциплины и порядка в школе, ответственном отношении к выполнению своих обязанностей;

- снижение количества правонарушений, совершаемых учащимися образовательных учреждений.

Социально-экономическая ситуация в начале XXI в. в обществе не способствует формированию надлежащего нравственного среды для воспитания детей и молодежи.  Неблагоприятное бытовое окружение, тяжелое материальное становление выше семей и ухудшение в связи с этим внутрисемейных отношений, недостатки в организации школьного воспитания и сокращение количества внешкольных учреждений предопределяют увеличение количества детей и подростков, поведение которых выходит за пределы моральных и правовых норм. Увеличивается количество подростков, которые не учатся и не работают, растет детская преступность.

К воспитанию умного, доброго, честного и сильного человека стремились во все времена. Современные дети должны воспитываться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам.

От того насколько хорошо ученики усвоят понятия «гражданин», «гражданский долг», «права», «обязанности», зависит, кем они станут, какими они будут, смогут ли достойно нести высокое звание гражданина своей Родины.

Знакомство обучающихся с правовыми нормами позволяет более успешно решать задачу формирования нравственных свойств личности. Например, изучение системы прав, предоставляемых гражданам, способствует развитию чувства собственного достоинства, а изучение обязанностей - формированию ответственности. Ознакомление с системой запретов, определенных правовыми нормами, позволяет уточнить представления обучающихся о зле.

Угроза наказания (непосредственного или обращенного на родителей) может стать немаловажным фактором предупреждения совершения детьми общественно опасных действий.

Гражданско-правовое воспитание имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптации младших школьников к новым формам жизнедеятельности.

Сегодня школа обязана обучать правовой культуре, как обучающихся, так и родителей. Учитель должен формировать уважение к чужим правам и взглядам, а также уметь создать такую обстановку, в которой каждый ребенок чувствует себя личностью с ее индивидуальностью и неприкосновенностью.

Школьников надо знакомить с механизмом правового регулирования общественной и личной жизни, их правами и обязанностями.

Систематическая работа с обучающимися по приобщению их к деловому режиму повышает общественную активность, укрепляет их гражданскую позицию, приучает их добросовестно выполнять общественные поручения.

Без любви к своей стране и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, положительные качества личности, а любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам. Любовь к родному селу, городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка.

Решая проблемные ситуации, школьники уясняют, что кроме прав у них есть и обязанности. Они должны бережно относиться к своей школе и своему классу, стремиться внести посильный вклад в то, чтобы они были красивыми и чистыми.

Школьники должны следить за своим внешним видом, поддерживать порядок на своём рабочем месте и соблюдать правила поведения в школе и на улице.

Работа по гражданско-правовому воспитанию младших школьников через урочную и внеурочную деятельность помогает воспитывать ученика, который:

  1. владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям;
  2. настойчив в преодолении трудностей;
  3. способен к сознательному управлению своим поведением;
  4. уверен в себе, обладает чувством собственного достоинства, положительной самооценкой.

  И в заключение,  хотелось бы отметить, что не так важна форма плана и количество дел в нём, важно другое: знать детей, любить их, терпеть.

 Это значит, что мы должны всё время узнавать их, наблюдать, изучать специально и в ежедневном непосредственном общении.

 Любить значит заниматься ими, проводить с ними время, организовывать их содержательные занятия. 

А терпеть – означает не спешить видеть их сразу такими замечательными,

какими вы их хотите видеть.  Надо уметь ждать… и  всходы будут. 

Для всестороннего развития детей необходим благоприятный психологический климат, который формируется, в первую очередь, учителем, воспитателем. Профессионализм и эффективность его деятельности в значительной степени определяется его этической культурой. Развитие детей происходит гораздо успешнее, когда в процессе воспитания они чувствуют уважение к себе, когда их естественное стремление к деятельности, свободе и укреплению личного достоинства не подавляются, а, наоборот, стимулируются. Дети, воспитываемые в атмосфере доброжелательности и уважительного отношения к ним, понимают, что их любят и искренне радуются их успехам и достижениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию для учащихся 2 класса Тема: Путешествие в страну правовых знаний. Форма проведения: игра-викторина.

Знакомство учащихся с правами и обязанностями ребёнка, конвенцией о правах ребёнка в игровой форме....

«Виртуальная экскурсия как инновационная форма работы школьного музея»

Сообщение на тему:«Виртуальная экскурсия как инновационная форма работы школьного музея»...

«Виртуальная экскурсия как инновационная форма работы школьного музея»

Сообщение на тему:«Виртуальная экскурсия как инновационная форма работы школьного музея»...

Выступление на школьном педагогическом совете на тему Правовое воспитание и культура безопасности школьников

Выступление на педагогическом совете школы на тему "Внедрение программы развития воспитательной компоненты в школе". Одной из 11 из направлений воспитательной работы является - Правовое...

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Доклад для областного православног фестиваля "От Рождества до Пасхи"https://yadi.sk/i/GgkdPpFBGeNg8w...

Инновационные формы физического воспитания на тренировочных занятиях.

Выступление на городском МО по теме Инновационные формы физического воспитания на тренировочных занятиях....

Формирование навыков правовой культуры через различные формы воспитания.

Выступление по обмну опытом на методическом объединении....