Статья "Сопровождение одаренных детей в массовой школе".
статья на тему

В статье обобщен опыт работы с одаренными детьми педагогического коллектива учителей Гимназии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3_odarennyy_rebenok_v_massovoy_shkole.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Собянина Валентина Васильевна,

зам. директора, учитель

 Организация педагогического сопровождения

интеллектуально одаренных детей

в условиях массовой школы.

(из опыта работы методического объединения учителей начальной школы

ГБОУ Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-Петербурга)

        Организация  работы с одаренными детьми в условиях  массовой  школы чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Траектория работы с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений для образовательных организацией, поддерживается государственной властью.

        В гимназию поступают и обучаются дети из семей, в которых образование имеет высокую ценность, является залогом успешной социализации личности. Значителен процент способных, одаренных детей с высоким уровнем познавательной активности.   При организации учебного процесса при определенной однородности контингента обучающихся различается результативность в области освоения образовательных стандартов по предметным областям и результативности одаренных обучающихся.

        По мнению родителей нашей гимназии,  "современная школа" - это школа, в которой

  • уважают личность ребенка, учитывают индивидуальные особенности;
  • работают высококвалифицированные, творческие и интеллигентные педагоги;
  • достигается высокое качество обученности в предметных областях;
  • высокий процент поступления в престижные ВУЗы (в том числе на бюджет);
  • комфортно и безопасно.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в учебной и внеклассной деятельности, в системе дополнительного образования в условиях обучения в массовой школе.

        Многие годы в гимназии работа с одаренными детьми ведется по двум направлениям:

  • в условиях общеобразовательного класса;
  • в классах интенсивного обучения.

Педагогический коллектив гимназии поставил перед собой определенные цели для раскрытия возможностей детей с высоким уровнем развитие познавательных процессов:

- создание условий для развития обучающихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения; расширение возможностей развития индивидуальных способностей;

- улучшение условий социальной адаптации , гармонизация отношений в системах "учитель - одаренный ученик", "одаренный ученик - ученик", "одаренный ученик - родитель";

- обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности;

- подготовка педагогического коллектива к деятельности по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитию одаренности.

          На первом этапе обучения педагоги  совместно с психологами разработали систему выявления детей с высоким уровнем развития познавательных процессов. Накоплен банк заданий для младших школьников, позволяющий определить опережающее развитие ребенка среди сверстников.  Методическим объединением учителей начальных классов наработаны разнообразные виды деятельности для творческой самореализации,  формирования нестандартного научного и художественного мышления обучающихся. У одаренных детей ярко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности,  жажда знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.  Из опыта работы можно порекомендовать такие формы работы с детьми, как проектная, исследовательская, творческая деятельность, занятия во внеурочной деятельности, творческие мастерские, олимпиады, конкурсы, интеллектуальные марафоны, научно-практические конференции.

        Во внеурочную деятельность мы включили такие занятия поддерживающий интеллектуальный потенциал ребят, как кружок "Умники и умницы", "В мире информации", "Логика в математике"; клуб "Олимпионик",  "Знайки", "Юный математик". Под руководством учителей гимназии разработаны и реализованы проекты "Интеллектуальный марафон", игра с родителями "Всезнамус", заседание клуба "Вопросы мудрой тетушки Совы", "Моя Родина на карте", конференция  "Малые гимназические чтения"; участие в школьном академическом научном содружестве "ШАНС" и др.  Учитель выступает консультантом , координатором проекта, помощником, направляющим поиск, но не доминирующей фигурой. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку проявить себя, развить свой талант. У одаренных ребят есть еще один стимул - побеждать.  И здесь не заменима роль педагога. Терпеливо разъяснять, что цена победы - долгая и трудная работа, в том числе и над собой.

        Таким образом через систему внеурочной деятельности и внеклассной работы реализуется стратегия обогащения и расширения позволяющая одаренным детям  расширить кругозор, освоить знания об окружающем мире, углубить знания в предметных областях, освоить способы действий, определиться в своих интересах и возможностях.

        Хочется остановиться на стратегии ускорения  в работе с одаренными детьми. Все специалисты в области образования сходятся в том, что в каком-либо виде ускорение должно входить в любую программу обучения детей с высоким умственным развитием. Так же единодушны они в том, что ускорение является универсальной стратегией, необходимой всем одаренным. Признано, что ускорение - наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и одаренностью к иностранным языкам.

        В гимназии накоплен опыт по разработке индивидуальных образовательных маршрутов для отдельных обучающихся. Несколько учеников по отдельным предметам занимались по программам  более старшего класса. Многие годы гимназия делала набор детей для обучения по программе "Интенсивного обучения" ("перепрыгивание через класс").

        

        В работе по данному направлению внимательно изучали и продумывали практическое применение :

  • Идеи укрупнения единиц содержания за счет содержательного обобщения ( В.В. Давыдов);
  • Проблемное обучение (А.М.Матюшин);
  • Использование опорных схем, сигналов (В.Ф. Шаталов):
  • Использование укрупненных дидактических единиц (П.М. Эрдниев);
  • Личностно-ориентированное обучение (И.А.Якиманская)

        Бесспорно , организация поддержки и сопровождения одаренных детей способствует созданию условий для развития и творческой самореализации выпускников, сохранению и приумножению интеллектуального и творческого потенциала нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление одаренных детей в начальной школе

Выявление талантливых детей и работа с ними в начальной школе....

"Система оценки одаренности детей в начальной школе в условиях ФГОС второго поколения".

Данная статья описывает основые аспекты оценки одаренности ученика начальной школы в условиях ФГОС второго поколения....

Одаренные дети в наших школах

Педагогическая статья на тему: "Одаренные дети в наших школах". Какие они эти дети? Комфортно ли им среди сверстников?...

Поддержка одаренных детей в начальной школе

Выступление  с докладом на научно-практической конференции педагогов начальных классов....

Проблемы обучения одаренных детей в начальной школе

Статья по теме "проблемы обучения одаренных детей в начальной школе"...

Программа "Одаренные дети" (система работы школы с одаренными учащимися)

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорош...

АНАЛИЗ ПРИЧИН НЕУСПЕВАЕМОСТИ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ

Статья раскрывает специфические и общие причины неуспеваемости слабовидящих детей в массовой школе....