Текст выступления на заседании методического совета школы
методическая разработка на тему

Лось Ирина Иосифовна

Технология развития  критического мышления на уроках чтения и письма (ТРКМЧП)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trkmchp_tekst_vystupleniya_na_metodsovete.docx29.33 КБ
Файл trkmchp.pptx174.43 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "Школа № 40"

Текст выступления на заседании методического совета школы

Технология развития

критического мышления

на уроках чтения и письма

(ТРКМЧП)

                                                                           Составила                                                  

                                                                           Лось Ирина Иосифовна,

                                                                            учитель начальных классов

Рязань - 2014 г.

Технология развития критического мышления

на уроках чтения и письма (ТРКМЧП).

      Данная технология была разработана в конце XX века в США. Её авторы: Стил Мередит, Темпл Уолтер,- являются членами консорциума "За демократическое образование". С 1996 года технология распространяется совместно институтом "Открытое общество", международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и прошла апробацию в школах многих стран. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года.

      Это универсальная, проникающая, надпредметная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход не являющийся способом разукрасить урок. доставить детям удовольствие от использования игровых приёмов. групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно чёткая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

      Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от  мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта. внешних норм и правил.. Однако провести чёткую границу между критическим и творческим мышлением сложно. Можно сказать, что критическое мышление - это тправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловлено.

      Данная технология направлено на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем - представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

      Учебное занятие, проводимое по этой технологии, строится в соответствии с технологической цепочкой: вызов - осмысление - рефлексия. Практически на любом уроке можно обращаться к РКМЧП и работать с учениками любого возраста.

   1 этап - "Вызов" (ликвидация чистого листа). Ребёнок ставит перед собой вопрос: "Что я знаю?" по данной проблеме.

   2 этап - "Осмысление" (реализация осмысления). На данной стадии ребёнок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

   3этап - "Рефлексия" (размышление). Размышление и обобщение того, "что узнал" ребёнок на уроке по данной проблеме.

                                       Приём "Корзина идей".

      Это приём организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идёт актуализация знаний и опыта. Этот приём позволяет выяснить всё, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то. что ученики знают об изучаемой теме.

      Алгоритм работы.

   1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

   2. обмен информацией в парах или группах.

   3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

   4. Все сведения кратко записываются в "корзине идей", даже если они ошибочны.

   5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

                                       Приём "Ассоциация".

      Его можно применить для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения. Он даёт возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию. Ребята высказывают предположения о содержании произведения, обсуждают название, называют ассоциации, которые оно вызывает. (Почему именно так называется? Что может произойти в пьесе с таким названием?) Рассматривают иллюстрацию с высказыванием своих предположений. Наводящие вопросы учителя: Что может произойти? Опишите героя, определите черты его характера.

                                      "Дерево предсказаний".

      Этот приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приёмом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям -"возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

                            Приём "Знаю - хочу узнать - узнал".

      Данный приём предполагает работу с таблицей. При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить первую графу таблицы (это могут быть какие - то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе, учащиеся сами формулируют цель урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют вторую графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.

                           Приём "Верные и неверные утверждения".

      Этот приём может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определённой теме. Учащиеся выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт и интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Приём "Лови ошибку".

      Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки двух уровней:

  • явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;
  • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

      Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Приём "Суммирование в парах".

       Лучше этот приём применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по общей теме (или один и тот же текст фрагментами). Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста  с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания обоих текстов, делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что узнали.

Приём "Чтение с пометами".

      Этот приём помогает снять проблему неосмысленного чтения текста. Детям предлагается прочитать текст и, пользуясь специальными значками, произвести разметку текста:

  • V - это я знал;
  • + - это новое для меня;
  • ! - этим я удивлён;
  • * - это было интересно.

Этот приём используется при работе с текстами про животных и с научно - познавательными текстами.

                                 

Приём "Работа с вопросником".

      Самостоятельная работа с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причём вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности найденных ответов, отсеивание лишнего.

Приём "Уголки".

      При характеристике одного из героев класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и  свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный приём используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой приём учит детей диалогу, культуре общения.

Приём "Взаимоопрос".

      Один их способов работы в парах. Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного.. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков.

Приём "Написание синквейна."

      Синквейн - самая лёгкая форма стихотворений по алгоритму. В переводе синквейн означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам.

  • На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это тема синквейна.
  • На второй строчке надо записать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
  • На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
  • На четвёртой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает своё отношение к теме.
  • Пятая строчка - это слово - резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, даёт её новую интерпретацию.

   Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны. Например:

Русский язык.

  • Звуки.
  • Гласные и согласные.
  • Льются, звенят, шумят.
  • Используются в устной речи.
  • Фонетика.

Литературное чтение.

  • Дружба
  • Верная, бескорыстная.
  • Помогать. радоваться, сопереживать.
  • Настоящую дружбу водой не разлить.
  • Радость.

                                      Приём "Логическая цепочка."

      После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текста.

Приём "Написание эссе"

      Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии - эссе. Это свободное письмо на заданную тему. Эссе - это произведение небольшого объёма, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчёркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы её выполнения: 5, 10, 15, 20 минут. В зависимости от цели написания, отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.

Модель написания эссе.

1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и т.д.

2. Работа над черновиком.

3. Правка. Может осуществляться в паре.

4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.

5. Публикация, т.е. чтение перед аудиторией.

Возможный алгоритм написания эссе.

1. Обсуждаемая тема (проблема).

2. Собственная позиция.

3. Краткое обоснование.

4. Возможные возражения, выдвигаемые слушателями.

5. Причина, по которой заявленная позиция остаётся прежней, объявляется правильной.

6. Заключение.

      Научить учеников написанию эссе и других видов письменной рефлексии - довольно трудная задача. Выделим основные правила обучения письменной рефлексии.:

1. Регулярная возможность писать.

2. Выбор интересной темы для письма.

3. Наличие образцов.

4. Читательская аудитория. Ученики должны понимать, что написанный ими текст востребован другими.

5. Привычка править - значит понимать, что любой текст в любое время может быть откорректирован пишущим.

6. Помощь друзей. Возможность делиться написанным.

                                  Приём "Создание викторины".

      Проводится после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами,  готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводится соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего - "знатока", а потом весь класс задаёт "знатокам" вопросы.

                                Приём "Составление кластера".

      Смысл приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приёмом "Корзина идей". Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда - это наша тема. Вокруг неё планеты - крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников - свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях урока.

                              Приём "Толстые и тонкие вопросы".

      Этот приём может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления - вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) - демонстрация понимания пройденного.

      Толстые и тонкие вопросы могут быть оформлены в виде таблицы.

Тонкие (простые) вопросы.

Толстые (сложные) вопросы.

Кто? Что?

Дайте три объяснения, почему?

Когда?

Почему вы думаете?

Может?

В чём различие?

Будет?

Предположите, что будет, если?

Было ли?

Что ,если?

Согласны ли вы?

Чем можно объяснить, что?

Верно ли?

Докажите, что?

      По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы,

требующие простого односложного ответа. (Например: "Какие производные предлоги пишутся в одно слово?") В правой колонке - вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. (Например: "Какие трудности существуют  в правописании предлогов?")

      Таблицы тонких и толстых вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.

                                 

Приём "Чтение с остановками."

      Материалом для использования данного приёма служит повествовательный текст. Текст может содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. Размер текста не должен превышать пяти - семи страниц. Непременное условие для использование данного приёма - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьёзно повлиять на оценку событий.

      Данный приём содержит все стадии технологии. Схема реализации.

А) Рассказ учителя о своём личном опыте знакомства с этой книгой. Здесь необходимо быть максимально искренними. Вступление должно быть не слишком длинным - не более трёх - четырёх минут. Если учитель не готов к выражению своих чувств, то лучше ограничиться краткой информацией о личности автора.

Б) Обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что может произойти в рассказе с таким названием?

В) Чтение текста до запланированных учителем остановок. Во время этих остановок учитель задаёт вопросы, которые побуждали бы учеников к критическому мышлению ("Что заставило героя поступить именно так?", "Как дальше будут разворачиваться события?", "Какие чувства вызвал этот отрывок текста?", и т. д. Последним должен быть задан вопрос "Что будет дальше и почему?") При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчёркивать синим цветом, на толстые - красным.

      После первой или второй остановки можно использовать приём "Дерево предсказаний". На "стрелочках" - линиях соединения - школьники записывают объяснения своим версиям, они учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.

Г) После окончания работы с текстом, учитель предлагает учащимся на выбор две - четыре цитаты (или пословицы, расхожих выражения), связанные с содержанием текста и отражающие различные подходы к интерпретации сюжета. Детям нужно выбрать одну из них - какая, на их взгляд, больше подходит по смыслу к тексту.                                     

Приём "Письмо по кругу".

      Этот приём предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать своё мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передаёт свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки  двигаются до тех пор, пока к каждому не вернётся листок , в котором были написаны его первые предложения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО технологическая цепочка: первая стадия- вызов вторая стадия- осмысление третья стадия- рефлексия

Слайд 2

Приёмы, используемые на этапе вызова корзина идей прогнозирование по иллюстрации ассоциация дерево предсказаний таблица «знаю – хочу узнать – узнал» верные и неверные утверждения лови ошибку

Слайд 3

Приёмы, используемые на этапе осмысления чтение – суммирование в парах чтение с пометами (на полях) « V » –уже знал «+» – новое «-» – думал иначе «?» – есть вопросы «!» - удивило работа с вопросником у голки взаимоопрос

Слайд 4

Приёмы, используемые на этапе рефлексии синквейн («пять») -первая строчка – существительное -вторая строчка – два прилагательных -третья строчка – три глагола -четвёртая строчка – фраза из четырёх слов -пятая строчка – синоним к теме из одного слова

Слайд 5

Сказка. Волшебная, бытовая. Читать, пересказывать, учить. Сказка – ложь, да в ней намёк. Фантазия, выдумка. Звуки. Гласные и согласные. Тянутся, звенят, шумят. Используются в устной речи. Фонетика.

Слайд 6

логическая цепочка написание творческих работ(эссе) создание викторины кластер (модель солнечной системы)

Слайд 7

приёмы, используемые на любом этапе работы чтение с остановками толстые и тонкие вопросы письмо по кругу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании методического совета школы

Формирование и совершенствование навыков чтения...

Выступление на заседании педагогического совета в рамках обощения опытом

Использование инновационных технологий при совершенствовании навыков чтения...

Выступление на заседании педагогического совета по теме: "Пути оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования".

Материал содержит рекомендации по выбору наиболее оптимальных путей обучения ребенка с целью обеспечения качественного образования....

Выступление на заседании педагогического совета по теме: "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Материал содержит информацию о путях духовно-нравственного воспитания младших школьников....

Протокол заседания методического совета школы

Протокол заседания методического совета школы...

Работа с семьей по профилактике правонарушений, соблюдение прав ребенка в семье и школе. (выступление на заседании Управляющего совета)

Работа с семьей по профилактике правонарушений, соблюдение прав ребенка в семье и школе. (выступление на заседании Управляющего совета)...