Развитие познавательных способностей младших школьников на современном уроке
статья на тему

Дмитриева Елена Вячеславовна

Развитие познавательных способностей младших  школьников на современном уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_priemov.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 9 имени адмирала П. С. Нахимова

г. Вязьмы Смоленской области

Выступление  на РМО учителей начальных классов

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ УРОКЕ

В настоящее время кардинально изменились цели обучения, и сейчас от мыслящего новыми категориями учителя требуется не только и не столько научить ребёнка своему предмету, сколько развить его метапредметные умения и навыки, его познавательные способности посредством той дисциплины, которая ему преподаётся.

Образованный человек определяется не суммой прочитанных книг, а умением  в нужный момент найти необходимый источник информации, правильно и эффективно им воспользоваться, умением и желанием красиво мыслить, чтобы постигать и преобразовывать окружающую действительность.

Всё больше учёных сходятся во мнении, что начинать обучение надо с развития познавательных способностей и творческой активности детей, т.к. именно они обеспечивают высокий уровень обучаемости, восприимчивости человека к обучению.

Среди параметров, входящих в понятие “обучаемость” и обеспечивающих “победное” обучение детей, можно выделить важнейшие:

  • Быстрота реакции
  • Психические механизмы (внимание, память, воображение)
  • Умение логически мыслить
  • Умение решать нестандартные, творческие задачи.

Предлагаю ряд приёмов, на основе которых можно сконструировать задания по любой теме абсолютно любого школьного предмета.

Буквенный диктант.

Детям предлагается отвечать на вопросы учителя, записывая только первую букву слов-ответов. Необходим очень чётко и конкретно обоснованный выбор вопросов, предполагающий при фронтальной и быстрой работе абсолютно однозначный ответ. Желательно совмещать в буквенном диктанте этапы повторения изученного материала и выведение темы нового урока.

Например, при проведении урока по теме “Несклоняемые имена существительные” в буквенном диктанте можно повторить основные вопросы темы “Имя существительное” и в результате получить слово “склонение” - название основной темы данного урока.

- К какой части речи относится слово “урок”? (Существительное)

- На какой вопрос отвечают имена существительные, обозначающие людей и животных в И.п.? (Кто)

- Назовите антоним к слову “зима”? (Лето)

- Каким личным местоимением можно заменить существительное “идея”? (Она)

- Какое окончание в слове “мысль”? (Нулевое)

- В форме какого числа употреблено существительное “улица”? (Ед.ч.)

- Изменяются ли имена существительные по родам? (Нет)

- В форме какого падежа употреблено имя существительное, являющееся главным членом предложения? (И.п.)

- С какой буквы начинается корень в существительном “въезд”? (Е)

Желательно вопросы в буквенном диктанте составлять таким образом, чтобы можно было интегрировать знания ребёнка со смежными или даже далёкими дисциплинами.

Примеры таких вопросов:

По цепи из какого металла ходил Пушкинский кот? (золото)

  1. Какая “мышца” до Киева доведёт? (язык)
  2. В какую букву надо поместить слог ЛГА, чтобы получить название великой русской реки? (в “О”)
  3. Название какого домашнего животного состоит из трёх предлогов? (коза, кот)

Логически-поисковые задания.

1. Задания на определение родо-видовых понятий.

Предлагается придумать общее название к каждой паре слов:

Дательный, предложный - ...

Подлежащее, сказуемое - ...

Дополнение, обстоятельство - ...

2. Задания на поиск обобщающего понятия.

Предлагается вставить общее слово, для которого подходят следующие определения:

Документальное, широкоэкранное, немое - ... (кино)

Художественный, исторический, политехнический - ... (музей)

3. Задания, развивающие умение анализировать.

Предлагается вместо многоточия записать подходящие по смыслу слова:

... утром, а ужин ...

... наречие, а солнце ...

4. Задания на группировку и обобщение.

Предлагается объяснить, на основании какого признака можно объединить следующие элементы в одну группу:

Приставка, корень, суффикс, окончание - ... (части слова)

Лимон, желток, цыплёнок, солнце - ... (жёлтого цвета; присутствует буква “л”)

5. Задания на нахождение закономерности:

Соло, дуэт, трио - ... (квартет)

Анна, Борис, Вера, Гена - ... (любое имя на букву “Д”)

6. Задание “четвёртое – лишнее”:

Март, июль, август, июнь (март – не летний месяц; август – в этом слове не 4 буквы)

7. Вставка пропущенных слов:

... имени существительного определяется по вопросу и предлогу (падеж)

Существительные в ... падеже отвечают на вопрос О КОМ? О ЧЁМ?

Существительное “дочь” относится к ... склонению.

Практически на каждом уроке русского языка проводится орфографическая минутка, на которой стараюсь не просто диктовать детям слова и словосочетания, а предлагаю самим назвать нужные слова.

- Ответьте на вопросы, запишите слова и определите падеж имён существительных:

  1. В какой водоём уронила свой мячик девочка Таня из стихотворения А.Барто?
  2. К кому пошла через дремучий лес с пирожками Красная Шапочка?
  3. Куда закидывал три раза свой невод старик из “Сказки о золотой рыбке”?

8. Отгадайте слово, в котором:

Приставка как в слове “подъезд”, корень как в слове “берёзовый”, суффиксы как  в словах “сливовый, домик”, окончание как в слове “рожь”? (подберёзовик)

Задания на развитие слуховой памяти.

- Послушайте ряд слов. Постарайтесь запомнить в них первые буквы, а затем назовите их по порядку. У вас получится слово – название животного:

  • Капюшон, оса, алфавит, лимон, архитектура - ... (коала)
  • Город, урок, писать, подчёркивать, изъясняться - ... (гуппи)

- Постарайтесь запомнить в произнесённых словах первые слоги и произнесите их по порядку. У вас получится слово:

  • Котелок, либретто, Рита - ... (колибри)
  • Каша, карандаш, душа - ... (какаду)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приемов, развивающих познавательные способности школьников на современном уроке, их психофизиологическая характеристика.

Основными методами системы, разработанные Виктором Фёдоровичем Шаталовым, являются:обучение на высоком уровне трудности,бесконфликтность, быстрое движение вперёд, открытые перспективы,  сверхмног...

Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках математики

    Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кр...

Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках литературного чтения посредством использования технологии критического мышления

   «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».Это очевидно, т.к. необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, где и как их применить. ...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Материал о способах выявления и развития познавательных способностей младших школьников на уроках и во внеурочное время...

Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках математики

Чему нужно научить ребенка при обучении математике? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять правильные ли они; наблюдать, обобщать, делать выводы....