статья . Профессиональный стандарт педагога
статья на тему

Созгизова Галина Васильевна

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Педагог, в соответствии со стратегией образования, соответственно должен быть готов к изменениям и в профессиональной сфере. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profstandart_pedagoga.docx31.19 КБ

Предварительный просмотр:

 «Профессиональный стандарт педагога как инструмент повышения качества образования» 

  1. Определите назначение профессионального стандарта педагога

Реализация ФГОС НОО направлена на достижение конкретных ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. Главным результатом начального образования – должен стать «профессиональный ученик». Ученик – умеющий учиться. Профессиональный стандарт педагога, уже в введении к концепции констатирует: «главным проф. качеством, которое педагог должен демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Педагог, в соответствии со стратегией образования, соответственно должен быть готов к изменениям и в профессиональной сфере.

Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.

Стандарт – призван обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.

Стандарт – призван мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.

Педагог считается ключевой фигурой в процессе реформирования образования. В этой связи он должен обладать высокой квалификацией, соответствующими личными качествами. Работа преподавателя сегодня должна быть избавлена от рутинной регламентации, тотального контроля. Тем не менее существует определенный стандарт педагога.

Профессиональный стандарт — документ, который раскрывает содержание профессиональной деятельности (в форме трудовых функций) в рамках определенного вида экономической деятельности; содержит оцениваемые требования к совершаемым работником действиям, необходимым умениям и знаниям.

Важной тенденцией современного общества является ускорение темпов стандартизации различных видов деятельности человека, а также интеграция и гармонизация всех стандартов в единую систему информационного общества. Впервые в российском образовании разработана концепция и содержание профессионального стандарта педагога.

Данный стандарт педагога, предполагает смену  морально устаревших документов,  до сих пор регламентировавшим педагогическую деятельность (громоздкие квалификационные характеристики, должностные инструкции, обременяющие учителя формальными требованиями и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми и т.п.), призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

В тоже время, расширяя границы  свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.  

Профессиональные стандарты потребовали внести ряд существенных правовых изменений.  Так, например, 15.12.2012 года вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании». Этим законом, в частности, в Трудовой кодекс РФ введены понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация работника». Приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н утверждены Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов. Установлено девять уровней квалификации, которые применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников.

Согласно части 2, статьи 195.1 Трудового кодекса РФ профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности.

Профстандарты  призваны  заменить  Квалификационные  справочники          (Тарифно- квалификационный  справочник  работ  и  рабочих  профессий  (ЕКАТС)  и  Единый  квалификационный  справочник  должностей  руководителей,  специалистов  и  служащих (ЕКС). Если тарифно-квалификационные справочники освещают вопрос « что должен уметь делать работник?», то профстандарт отвечает на вопрос «как он должен это делать?», чтобы достичь максимальной эффективности труда.

В настоящее время педагог должен демонстрировать мобильность, готовность к переменам, способность адаптироваться к нестандартным ситуациям, ответственность в принятии решений. Сегодня все еще действуют громоздкие должностные инструкции, квалификационные характеристики, которые сковывают зачастую инициативу преподавателя, обременяют его формальностями, предписаниями, дополнительными обязанностями. Безусловно, требования профессионального стандарта педагога должны отвечать духу современности. Вместе с этим они должны формировать пространство для творчества и самореализации специалиста.

Зачем необходим профессиональный педагогический стандарт педагога? В первую очередь, как выше было сказано, преподаватель получает результативный метод внедрения в жизнь преподавательской программы, учитывающий постоянно изменяющиеся условия жизни. Кроме этого, стандарт профессиональной деятельности педагога – это:

  1. Инструмент улучшения качества процесса и выхода отечественной преподавательской системы на международный уровень.
  2. Объективный критерий квалификации специалиста.
  3. Средство отбора кадров в образовательные учреждения.
  4. Основание для составления трудового договора, закрепляющего взаимодействие специалиста и учебного заведения.
  5. Работой с одаренными детьми.
  6. Преподаванием русского языка ученикам, для которых он родным не является.
  7. Осуществлением деятельности в рамках инклюзивных образовательных программ.
  8. Работой с детьми, имеющими нарушения в развитии.
  9. Взаимодействием с зависимыми, девиантными, социально уязвимыми школьниками, в поведении которых отмечаются серьезные отклонения.

Профессиональный стандарт педагога (учителя) должен:

  1. Не превращаться в средство жесткой регламентации работы специалиста.
  2. Соответствовать структуре деятельности преподавателя.
  3. Избавить специалиста от необходимости выполнять функции, отвлекающие его от исполнения прямых обязанностей.
  4. Побуждать стремление искать нестандартные решения.
  5. Соответствовать международным регламентам и нормам.
  6. Согласовываться с предписаниями профильных ведомств и министерств, от которых зависит начисление пенсий, исчисление стажа и пр.

 Профессиональный стандарт педагога отражает структуру деятельности преподавателя. В соответствии с современными реалиями, он наполняется различными компетенциями, способными помочь преподавателю при решении возникающих проблем. Стандарт предъявляет определенные требования и к личности педагога.

Сфера и цель применения

Профессиональный стандарт педагога может использоваться при:

  1. Приеме на работу.
  2. Проведении аттестации.

Целями применения стандарта выступают:

  1. Определение необходимой квалификации специалиста, влияющей на результаты развития и усвоения знаний ребенком.
  2. Обеспечение подготовки преподавателя для получения им высоких показателей его деятельности.
  3. Содействие в вовлечении специалиста в решении задачи по повышению качества работы.
  4. Обеспечение необходимой осведомленности педагога о требованиях, предъявляемых к нему.

Преподавательская деятельность

В рамках стандарта устанавливаются определенные требования к выполнению педагогом его работы. Специалист должен:

  1. Иметь в/о. Преподавателям, имеющим среднеспециальное образование и осуществляющим свою деятельность в ДОУ и начальной школе, необходимо создать условия для обучения в вузе без отрыва от работы.
  2. Демонстрировать знания по предмету и программе.
  3. Уметь планировать и проводить уроки, анализировать их.
  4. Владеть методами и формами обучения, выходящими за пределы классной деятельности (полевая практика, лабораторные опыты и пр.).
  5. Применять специальные подходы для включения в процесс всех детей.
  6. Давать объективную оценку знаниям школьников, применяя разные методы и формы контроля.
  7. Владеть компетенциями ИКТ.

Воспитательный процесс

В рамках этой работы преподаватель должен:

  1. Владеть методами и формами организации экспедиций, походов, экскурсий.
  2. Использовать приемы музейной педагогики для расширения кругозора детей.
  3. Владеть формами и методами воспитательной работы, применяя их и на уроках, и во внеклассной деятельности.
  4. Эффективно координировать поведение детей для обеспечения безопасности.
  5. Оказывать всестороннее содействие в организации школьных органов самоуправления.
  6. Устанавливать четкий порядок поведения в классе, согласно школьному уставу и правилам.
  7. Осуществлять эффективное управление классами для вовлечения детей в образовательный и воспитательный процесс, мотивируя их познавательную деятельность.
  8. Ставить задачи и цели, способствующие развитию школьников вне зависимости от их происхождения, характера, способностей, искать педагогические пути для их реализации и достижения.
  9. Уметь устанавливать контакт с детьми, признавая их достоинство, принимая и понимая их.

10.Моделировать и создавать события и ситуации, в которых развивается эмоционально-ценностная сфера ребенка.

11.Выявлять и реализовывать воспитательные возможности разных видов деятельности детей (художественной, игровой, спортивной, учебной, трудовой и пр.).

12.Создавать в классе и других группах (секции, кружке) общности родителей, преподавателей, школьников.

13.Поддерживать конструктивные усилия взрослых в воспитательной работе, привлекать семью к процессу развития ребенка.

14.Сотрудничать с другими преподавателями и специалистами при решении задач духовного и нравственного развития детей.

15.Анализировать реальную обстановку в классе, поддерживать дружелюбную атмосферу.

16.Защищать достоинство и честь школьников, помогать детям, которые оказались в сложной ситуации.

  1. Поддерживать традиции школы, внося в них положительный вклад.

Развитие

Педагог должен обладать:

  1. Готовностью принимать разных детей, независимо от их учебных возможностей, физического и психического состояния, особенностей поведения. У преподавателя должна быть установка на оказание помощи всем.
  2. Способностью выявлять в процессе наблюдения проблемы детей, касающиеся особенностей их развития.
  3. Готовностью взаимодействовать с другими специалистами.
  4. Способностью оказывать адресную помощь, используя педагогические приемы.
  5. Умением понимать документы специалистов (логопедов, психологов и пр.).
  6. Способностью составлять индивидуальные программы развития.
  7. Специальными методиками, способствующими проведению коррекционной работы.
  8. Умением отслеживать динамику.
  9. Способностью защитить детей, которых не принимает коллектив.
  10. Знаниями общих закономерностей проявления индивидуальных качеств и развития личности, психологических кризисов, возрастных особенностей школьников.
  11. Умениями использовать психологические подходы в своей практике (культурно-исторический, развивающий, деятельностный).
  12. Способностью создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, проводить профилактику разных форм насилия.

Одним из ключевых требований выступает также наличие у педагога знаний о закономерностях семейных отношений. Они позволят наиболее эффективно строить взаимодействие с родителями

2. Какие трудности, по Вашему мнению, могут возникнуть у учителя в процессе реализации профессионального стандарта педагога?

Мы живём в стремительно меняющемся мире.  Современные дети владеют в совершенстве современными технологиями. У них другие интересы. Педагогическая деятельность в современной школе нуждается в модернизации. Кроме того, развиваются наука и техника. Учитель должен быть готовым к переменам. Мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – к этому должен стремиться каждый учитель.

Профессиональный стандарт нацелен на умение общаться с детьми, признавая их достоинство; умение защищать тех, кого в детском коллективе не принимают; готовность работать с детьми, независимо от их способностей, психического и физического состояния здоровья и даже уважение к различным культурам и языкам учащихся других национальностей.

У учителей сложилось противоречивое отношение к введению стандарта. С одной стороны, внедрение стандарта необходимо. Учителя компетентны во многих вопросах. С другой стороны, существуют пробелы в некоторых компетенциях, которые нужно как-то ликвидировать в ближайшее время. Когда-то в вузе мы изучали основы психологии, но эти знания были поверхностны. Мы не изучали инклюзивное образование.

Какие проблемы выявляются при введении профстандарта?

1. Психологическое неприятие стандарта некоторыми категориями учителей.

2. Потребуется дополнительное самообразование учителя, повышение квалификации.

3. Проблемы внедрения профстандартов:   недостаточная материальная база; дефицит узких специалистов (тьюторов, психологов, дефектологов); и др.

Многие положения стандарта выполняются : учителя знают  свой предмет, умеют  разрабатывать рабочие программы, умеют  проводить уроки и выполнять самоанализ, владеют  ИКТ-технологиями, умеют  объективно оценивать знания учеников, используя разные формы контроля. Проблема может возникнуть с использованием специальных подходов к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых  русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.

Чему учить учителя? В каких направлениях? Учителю придётся внимательно изучить профессиональный стандарт и определиться, какие пробелы в компетенциях существуют. И в зависимости от этого составить план повышения профессионального уровня. Считаю, что во многих вопросах самостоятельно учителю не справиться: необходимо организовать курсы повышения квалификации с привлечением специалистов разного уровня: психологов, дефектологов.

Трудности могут возникнуть с освоением и применением психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: социально уязвимыми детьми, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми-мигрантами, детьми с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), детьми с девиациями поведения, детьми с зависимостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Профессиональный стандарт педагога»

Выступление на районной педагогической конференцииЦель: Ознакомить учителей района с  проектом документа  «Профессиональный стандарт  педагога»  с целью  дальнейшего обсуждени...

Выступление на ГМО по теме: "Профессиональный стандарт педагога".

Выступление на ГМО по теме:«Профессиональный стандарт педагога»Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя ...

Профессиональный стандарт педагога

Профессиональный стандарт педагога...

Индивидуальная программа развития профессиональных компетенций в контексте профессионального стандарта педагога

Цель моей программы – развитие навыков самоанализа и профессиональной рефлексии, развитие профессиональных компетенций, соответствующих квалификационным требованиям профессионального стандарта п...

Размышления о Профессиональном стандарте педагога и профессии учителя начальных классов с позиций этого стандарта

Материал предназначен для студентов педагогических ВУЗов по профилю: психология и педагогика начального образования, учителей  начальных классов....