Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности
статья (4 класс) на тему

Марина Дмитриевна Токарева

Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                 Марина Дмитриевна Токарева

«Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности»

                                               

На протяжении всей жизни человек выполняет разные действия, которые сопровождаются неосознанной или осознанной самооценкой. Залогом успешности личности является умение перестраивать собственную деятельность с учётом оценки себя при изменении общественно-экономических отношений.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника.

Для формирования всесторонне развитой личности необходимо развитие у детей способности видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, свою деятельность, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей.

Данная тема очень актуальна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность лишь в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели уже в 1-м классе необходимо начать формировать такую самооценку.

Самооценка – это важнейший показатель развития личности, компонент самосознания. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, оценивать свои действия и личностные качества, определять уровень стремлений и ценностей, характер отношений с окружающими. 

Самооценка - это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.

Работая по данной теме,  целью своей деятельности считаю:

повышение уровня качественной успеваемости учащихся, направленное на становление сознания и личности ученика в целом.

Задачи:

- создание условий для успешного учения (ситуации успеха);

- активизация познавательной деятельности и интереса к предметам;

- формирование умения ставить цель и находить пути, средства к её достижению;                                                                                                                                     

- формирование умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки;

- приобщать к поисковой и творческой деятельности;

- создание атмосферы эмоционального комфорта на уроке;

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Наиболее благоприятным периодом развития самооценки является младший школьный возраст, так как именно в этот период начинается организованное обучение, и от того, как учитель организует это обучение, зависит, будет ли развитие самооценки активным, так как в этом возрасте самооценка ребенка продолжает формироваться, корректироваться и отшлифовываться под влиянием оценки учителя (словесной - похвала, порицание; и знаковой - отметка).

Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса.

Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для рефлексивной оценки учащимися своих действий.

Основные функции самооценки:

- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);

- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмыслении  этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Трудность лишь в том, чтобы добиться правильной самооценки.

Типы самооценки

Адекватная- соответствует действительным способностям и возможностям человека;

Завышенная - человек переоценивает себя

Заниженная- человек недооценивает себя

Как проявляется уровень самооценки в поведении?

Ребенок с адекватной самооценкой осознает, что хорошо думать и говорить о себе является проявлением чувства собственного достоинства, которое помогает обрести уверенность в своих силах. Людям с адекватной самооценкой присуще активность, жизнерадостность, общительность, оптимизм. Зачастую с интересом и самостоятельно находит в своих работах ошибки, выбирает задачи в соответствии со своими возможностями. После успешно решенной задачи берется за такую же или повышенной сложности, после неудачи в решении начинает проверять себя или берет менее трудную.  Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Дети, у которых наблюдается высокая адекватная самооценка, отличаются повышенной активностью, стремлением к достижению успеха во всех видах деятельности. Их можно охарактеризовать максимальной самостоятельностью. Они уверены в своих силах, причем их уверенность и оптимизм основываются на правильной самооценке себя.

    Для формирования адекватной самооценки необходимо научить ребенка анализировать свое состояние, какие поступки дают удовлетворение, а какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.

К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля.

    От самооценки человека зависит характер его общения, отношения с другими людьми, успешность его деятельности, дальнейшее развитие его личности. Адекватная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому чтo боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается. Ребенок с низкой самооценкой не уверен в своих способностях, возможностях. Даже имея представление о своих положительных качествах, он испытывает постоянный комплекс неполноценности, который мешает ему. Так, выполнив что-то хорошо, получив похвалу и высокую оценку своей деятельности, он затрудняется отнести ее к себе, считая случайностью. Следовательно, ребенок с заниженной самооценкой обнаруживает общую негативную тенденцию в ситуации оценивания себя другими и самим собой. В основе формирования низкой самооценки лежит чувство вины и стыда, т.е. рассогласование того, каков я и мое поведение, с тем, каким я должен быть в соответствии с ожиданиями значимых для меня людей.

       Завышенная самооценка проявляется в том, что ребенок преувеличивает свои возможности и достоинства и обычно не обращает внимания на недостатки или вообще не признает их существования. В связи с этим возникает рассогласование между представлением ребенка о том, каким он себя видит, и реальным поведением, а также оценкой окружающими его поведения. Это порождает внутренний конфликт, который может вызвать агрессию, ложь и другие негативные проявления у детей. При завышенной самооценке дeти во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят бытъ лидерами.

      Для изменения самооценки требуется работа по самовоспитанию, которую ребенок должен выполнить сам, но с помощью взрослого. Невозможно избавиться от чувства неполноценности путем простого повышения своих объективных результатов в игре или продуктивной деятельности.

       Представления о себе в младшем школьном возрасте формируются в процессе оценочной деятельности самого ребенка, в процессе его общения с другими людьми. Младшие школьники различают в себе больше качеств, чем дошкольники. Происходит обогащение психологического словаря, оценки и самооценки дифференцируются. Появляется способность анализировать и объяснять свое поведение, аргументировать оценку.

           Мониторинг самооценки

Использование методики А.И. Липкиной "Три оценки". Было предложено ученикам выполнить любое письменное задание (тест). Работа оценивается тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей тетрадей с проставленными оценками ученикам предложить: "Я проверяла Ваши работы. Поставила три разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен". Затем проводила индивидуальную беседу с каждым ребенком, в ходе которой выяснила ответы на вопросы:

1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, сильным или слабым?

2. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

3. Твоя работа заслуживает оценки "3", а учительница поставила "5", обрадуешься этому или огорчишься?

Уровень самооценки определять по следующему показателю: - совпадение или несовпадение самооценки с оценкой учителя.

 Рекомендации по работе с детьми с завышенным уровнем самооценки

В учебной деятельности учителю следует обратить внимание на группу детей с высоким уровнем самооценки и группу детей с низким уровнем самооценки.

  1. При организации внеклассных мероприятий включать учащихся в групповую работу.
  2. Учить слушать других.

      3. Воспитывать чувство сопереживания.

  1. Оценивая работы, показывать как положительные, так и отрицательные моменты.
  1. Аргументировать оценки.

Рекомендации учителю по работе с детьми с низким уровнем самооценки

  1. Не предъявлять к ребёнку завышенных требований.
  2. Не использовать слова, унижающие достоинство человека, то есть оценивать результат деятельности, а не личность.
  3. Вовлекать учащихся в коллективную работу.
  4. При организации внеклассных мероприятий назначать учащихся на ответственные должности.
  5. Предлагать в учебной деятельности задания творческого характера.

Ведущую роль в учебной деятельности на формирование самооценки влияют предпосылки отвлеченно теоретического мышления, что способствует возникновению рефлексии. Рефлексия – качественно новое свойство человеческой психики на данном этапе развития. Без рефлексии невозможно сформировать адекватную самооценку. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно-ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщённой. Обобщённая самооценка предполагает наличие способности к рефлексии, наличие эталона нравственного поведения.

В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников мною используются следующие приемы оценочной деятельности:

  • «Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;
  • «Волшебная линеечка» - на полях тетрадей чертят шкалу и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше;
  • «Светофор» - оценивание  выполнения  заданий с помощью цветовых сигналов: красный – мне было очень трудно, мне нужна помощь, жёлтый – мне было трудно, но я справлялся с заданиями, я вполне доволен собой, зелёный – урок прошел удачно, я доволен собой!!!
  • «Дерево успехов». После уроков дети прикрепляют на дерево (интерактивной доске) плод, цветок или листок:

яблоко - все удалось,

цветок - неплохо поработал, но что-то не совсем получилось,

листок - сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

  • Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.

Алгоритм самооценки (состоит из 4 вопросов)

-Какова была цель задания? (учимся вспоминать цель работы)

-Удалось получить результат (решение, ответ)? (учимся сравнивать результат с целью)

-Задание выполнено правильно или с ошибкой? (учимся находить и признавать свои ошибки)

-Выполнил самостоятельно или с  чьей-то помощью? (учимся оценивать процесс).

 Индивидуальные карты учащихся (оценочные листы)

Задача учителя:

Отследить продвижение ребёнка в освоении всех умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, счёта и т.д.

В индивидуальных картах:

  • Освоение навыков отмечается с помощью каких-либо значков.
  • Фиксируются текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам.
  • Заполнение карт ведётся учителем или самим учеником.

Что это даёт?

                               ученику

                       учителю

  • -  Формировать навык самоконтроля и самооценки
  •  - Видеть своё продвижение

- Наглядно видеть  процесс формирования предметного знания у детей, обеспечивать своевременную  и  целенаправленную коррекцию

- Сделать отметку содержательной и для ученика и для родителей

- Сделать оценку работы оптимистичной

Анализ индивидуальных  карт позволяет

 Видеть общую динамику развития образовательного процесса.

    Определить зону ближайшего развития для каждого ученика.

    Оказывать педагогическую помощь конкретным детям.

    Формировать банк разноуровневых заданий по стержневым темам программы.

    Разрабатывать варианты дифференцированного и индивидуального контроля.

 Сделать выводы о качестве преподавания, обученности и о характере пробелов в знаниях учащихся.

Для формирования самооценки нужно вооружить учащихся теми критериями, используя которые школьник будет осуществлять оценку и самооценку. Ученик должен уметь соотносить знания свои, товарищей с заданным образцом, эталоном. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с эталоном, он учится оценивать свою деятельность. Именно такой подход при формировании оценочного компонента лежит в основе безотметочного обучения в 1 классе.

На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:

V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО

+ – НОВОЕ

? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС

! – ДУМАЛ ИНАЧЕ

Эти формы хорошо прописаны в методической литературе.

Для объективного и систематического оценивания учебных достижений ученика, диагностирования качества образовательного процесса на каждого ученика по основным предметам заводится «Лист индивидуальных достижений», в который заносятся планируемые результаты по учебному предмету. Успехи фиксируются условными обозначениями («Светофор»).

Во 2 - 4 классах процесс формирования адекватной самооценки постепенно меняет форму. Самооценка ученика  дифференцируется, то есть складывается из оценок своей работы по целому ряду критериев. Критерии оценки должны быть однозначными и предельно четкими, выработанные совместно педагогом и учащимися или озвученные педагогом на уроке. В таком случае ребёнок будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

                     

                     

                           Примеры листов самооценки учащихся на уроке

Лист самооценки

 Ф.И. ученика _____________________________________                                                                

Незаконченное предложение

     

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

я научился ...

было интересно…

было трудно ...

могу похвалить одноклассников за то, что ...

больше всего мне понравилось ...

особенно хорошо мне удалось...

свой результат могу оценить как...

        

Лист самооценки

Ф.И. ученика__________________________________

1. На уроке я работал

активно

пассивно

2. своей работой на уроке я …

доволен

не доволен

3. урок для меня показался

коротким

длинным

4. за урок я

устал

не устал

5. мое настроение

стало лучше

стало хуже

6. материал урока мне был

понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен

7. домашнее задание мне кажется

легким

интересным

трудным

не интересным

По русскому  языку  и математике  учащиеся могут  оценивать  по образцу учителя,  ученика. Здесь хорошим помощником выступает ИКТ.

Оценивание может проходить по листу самооценки за каждую учебную задачу.

Оценочный лист «Списывание»

Ф.И. ___________________________________________

Элементы оценивания

Ученик

Учитель

Красная строка

Большая буква

Точка

Перенос слова

Грамотность

Аккуратность

Отметка

Оценочный лист «Однокоренные слова».

Ф.И._____________________________________________

Критерии

Задание 1

Задание 2

Умею подбирать однокоренные слова

Умею находить корень в слове

Умею определять значение слова

Умею пользоваться алгоритмом

Выбери и подчеркни нужный вариант:

Я могу / сомневаюсь / не могу / определить, являются ли слова однокоренными

Я могу / сомневаюсь / не могу /различать слова с одним корнем, но разным значением

Оценочный лист «Безударные гласные».

Ф.И._____________________________________________

Критерии

Задание 1

Задание 2

Умею ставить ударение в словах

Умею находить безударную гласную  

Умею находить проверочное слово

Умею пользоваться алгоритмом

Оценивание может проходить за группу заданий, ставится отдельная отметка в оценочный лист, а из «набранных» учеником оценок в течение урока, выводится средняя и выставляется в дневник и журнал.

Лист самооценки. Ф.И.__________________________________________

Критерии:

Да +,        нет -

На уроке я отвечал  устно.  

Я решил без ошибок  в тетради  задачу.

Я решил без ошибок  примеры.

Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение.

В тетради я работал аккуратно

Отметка за урок

Лист самооценки  Ф.И._______________________________________

Дата

д/з

Работа в группе

Устные ответы

Работа в  тетради

Сумма

баллов

Оценка

1-2 балла

1-3 балла

По 1 баллу

1-5 баллов

Норма оценки:

6-7 баллов – оценка «3»

 8-9 баллов – оценка «4»

Более 10 баллов – оценка «5»

На уроках математики, перед самостоятельной работой,  мы обсуждаем, как будем оценивать то или иное задание и сколькими максимально баллами может быть оценена вся работа.  Например, задача – 3 балла (1 б. – чертёж,  1 б. – ход решения задачи, 1 б. – вычисления), уравнение – 2 балла (выбор действия и вычисления), пример – 1 балл,  нахождение периметра -3 балла  (1 б. – чертёж,  1 б. – ход решения задачи, 1 б. – вычисления), решение примера графически 1 балл, преобразования именованных чисел 1 балл, сравнение чисел, именованных чисел 1 балл и так далее.

Отметка «5» ставится, если набирают максимальное количество баллов или - 1балл. Остальные отметки выставляются по количеству набранных баллов.

На уроках литературного чтения  оценивание проходит  по критериям, выработанными совместно с детьми.  Эти критерия записаны как памятки по оцениванию и находятся у каждого ребёнка.

                              Оценочный лист  «Чтение по ролям»

Своевременно начинал(а) читать свои слова

Читал(а) без ошибок

Работал(а) голосом, подбирал(а) правильную интонацию

Соблюдал(а) знаки препинания.

Читал(а) выразительно

                              Оценочный лист «Пересказ»

Назвал(а) автора и произведение

Пересказывал(а) самостоятельно , без помощи  учителя

Содержание излагал(а)  последовательно

Искажения при пересказе

Точное употребление слов, выражений

Выразительность пересказа

Правильно ответил(а) на все вопросы

Вывод:        У меня всё получилось, я могу ….

                Мне нужно поработать над…

                Мне требуется помощь (в чём?)….

                          Оценочный лист  «Выразительное чтение  наизусть»

Назвал(а) автора и произведение

Читал(а) наизусть без ошибок

Работал(а) голосом, выделял(а) ключевые слова

Темп  чтения  выбрал(а)  необходимый

Передал(а) настроение стихотворения

Соблюдал(а) знаки препинания, делал(а) паузы

Читал(а) достаточно громко

Вывод:        У меня всё получилось, я могу ….

                Мне нужно поработать над…

                Мне требуется помощь (в чём?)….

Одноклассники также оценивают чтение наизусть , ставя +/-

                                   Лист оценивания одноклассников

Критерии

Назвал(а) автора и произведение

Читал(а) наизусть без ошибок

Работал(а) голосом, выделял(а) ключевые слова

Темп  чтения  выбрал(а)  необходимый

Передал(а) настроения стихотворения

Соблюдал(а) знаки препинания, делал(а) паузы

Читал(а) достаточно громко

Слушал(а) с интересом

К каждой теме по русскому языку и математике необходимо разрабатывать новый лист самооценки, т.к. изменяются предметные УУД.  

Портфолио учащегося

Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен». 

Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет.

Портфолио – это…

«Портфель достижений» – это собрание работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

«Портфель достижений» включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности:

  • учебной
  • творческой
  • социальной
  • коммуникативной

Результаты исследования

 За время обучения были достигнуты положительные результаты работы по формированию адекватной самооценки младшего школьника:

- зная критерии учебной оценки более реально и осознанно оценивают результаты своей работы и  воспринимают границы своих знаний;

- повысился  уровень ответственности за учебную деятельность;

-получили навыки взаимооценки с аргументированием своего мнения.

     Самооценка и самоконтроль постепенно переходят во внеучебную деятельность. Но на данном этапе воспитания преобладает завышенная самооценка личности, что свойственно младшему школьнику. Следует отметить, что в поступках детей уже чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности,  большинство умеют прогнозировать последствия, задумываются над вопросом «Какой я?».

Таким  образом анализ результатов выявленных в ходе моей работы по формированию самооценки показал, что наблюдается положительная динамика по всем основным показателям учебной деятельности учащихся, и оказало положительное влияние на личностное развитие учащихся, что соответствует планируемым результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 Ребёнок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе. И в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни. А именно такая задача ставится перед современным образованием.

 Так как учебная деятельность является важным фактором, влияющим на формирование самооценки, то учитель должен знать индивидуальные особенности самооценки и учитывать их в учебном процессе.

Рекомендации для педагогов по формированию адекватной самооценки младшего школьника (М. Феннел «Как повысить самооценку»):

  • оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность младшего школьника;
  • учитель должен давать содержательную оценку работе младшего школьника;
  • оценка должна не завершать учебно-познавательную деятельность, а сопровождать её на всех ступенях;
  • в учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают разных результатов из-за различного отношения к учению;
  • необходимо использовать взаимное рецензирование, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке;
  • после рецензирования работа возвращается автору, и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу;
  • предлагать ученику с заниженной самооценкой оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику;
  • необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребёнка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, её сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребёнка на собственные способы действия;
  • необходимо вводить тетради, в которых учащиеся по специальной схеме делают записи, анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя меру усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы;
  • необходимо предлагать детям самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того, как отдать на проверку учителю, после того как работы проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания, на которых строят самооценку дети и показатели, по которым оценивает учитель;
  • необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.

Рекомендации для родителей по формированию адекватной самооценки младшего школьника (Г. Рейчлин, К. Винклер «Карманный справочник для родителей»)

По мнению Г. Рейчлин и К. Винклер, родители задают исходный уровень притязаний ребёнка – то, на что он претендует в учебной деятельности. Уровень притязаний непосредственно влияет на самооценку ребёнка, поэтому родителям для формирования у своих детей дифференцированной адекватной самооценки в процессе воспитания следует соблюдать следующие рекомендации:

  • находить время, хотя бы несколько минут каждый день, чтобы уделить ребёнку всё своё внимание, не деля его ни с чем;
  • показать ребёнку, что родители признают и понимают его чувства, даже если не согласны с ним. Объяснить, что разные люди могут иметь разные чувства. Никакие человеческие чувства не бывают правильными или неправильными. Помнить, признавать чувства ребёнка, даже негативные, не значит позволять ему неприемлемое поведение;
  • как бы ни нравилась ситуация или какой-либо план, спросить об этом мнение ребёнка, если необходимо, предложить ему пару альтернатив. Это не только приучит ребёнка думать самостоятельно, но и понимать, что его мнение ценят, что дает ребёнку чувство контроля над ситуацией;
  • показывать детям свою бескорыстную любовь;
  • установить последовательные, твёрдые ограничения. Это позволит ребёнку понять, что окружающий мир предсказуем. Претворение их в жизнь требует выработки соответствующих последствий за неважное поведение;
  • хвалить ребёнка за конкретные поступки. Если ребёнок видит, что родители действительно заметили его попытки что-то сделать хорошо, он их повторит;
  • использовать ролевые игры для обыгрывания с детьми трудных или незнакомых ситуаций заранее, так чтобы, сталкиваясь с ними, дети чувствовали себя уверенно, комфортно, зная, что делать и чего ожидать;
  • помочь детям научиться решать проблемы самим, не прибегая к помощи взрослых;
  • уважать усилия детей;
  • показывать ребёнку очевидные свидетельства его развития, его достижения. Показывать ребёнку его старые рисунки или его более раннюю видеозапись, чтобы доказать ему, какие он сделал успехи, какие приобрел новые навыки;
  • объяснить ребёнку, что у всех иногда случаются неудачи. Очень важно понять, что ошибки дают человеку возможность учиться;
  • стараться концентрироваться на позитивном, придумать что-нибудь интересное;
  • помочь ребёнку почувствовать его важность, поручая ему какие-нибудь дела или обязанности, чтобы помочь семье;
  • относиться с уважением к индивидуальным особенностям ребёнка, к его степени развития на разных стадиях;
  • признавать сильные стороны своего ребёнка и хвалить за них, а не фиксировать внимание на его слабостях. Предоставить ребёнку как можно больше возможностей добиваться успеха в том, что ему нравится и что у него получается. Это поможет ему приобрести уверенность в себе;
  • избегать сравнения своего ребёнка с другими. Пусть он знает, что его любят таким, какой он есть;
  • рассказывать ребёнку интересные детали о семье, об истории семьи. Просить об это родственников;
  • обязательно устраивать семейные праздники. Установить собственные семейные традиции;
  • приоткрывать ребёнку свой внутренний мир, делиться с ним своими пристрастиями, знаниями и эмоциями;
  • бережно относиться к внутреннему миру ребёнка, уважать его интересы, серьёзно воспринимать огорчения, какими бы тривиальными, повторяющимися и скучными они не казались;
  • ребёнок должен видеть, что родители гордятся не только им, но и собой;
  • родители должны понимать, что шуточные прозвища или поддразнивания ребёнком могут восприниматься серьёзно. И если он просит перестать, следует прислушаться к нему;
  • стараться смотреть на некоторые вещи глазами ребёнка, помнить, что его понимание окружающего мира основывается на ограниченном опыте и не развитом его мышлении;
  • знакомить ребёнка с многообразием окружающего мира, говорить о том, что каждый человек – уникален, и он тоже;
  • с уважением говорить о культурных, физических и более тонких различиях между людьми.