Выступление на педагогическом совете
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Боброва Екатерина Александровна

Выступление  на  педагогическом  совете "Анализ  работы  МО 2013-2014"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_mo_2013-2014.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

  Методическая работа  и работа с педагогическими кадрами в начальной школе

В начальной школе  работает 12 педагогов. Из них:

  • Высшее образование –   6
  • Среднее специальное –  6
  • Высшая квалификационная категория –  5
  • Первая квалификационная категория –  4
  • Нет категории -  3

Коллектив начальной школы работает по методической теме «Комплексное использование современных подходов к организации учебно-воспитательного процесса с целью повышения качества знаний обучающихся».

         В 2014-2015 учебном году методическая работа строилась исходя из задач:

  1. Целенаправленная работа педагогов по развитию универсальных учебных действий младших школьников.
  2. Обучение педагогов новым технологиям, способствующим повышению качества       образования.
  3. Изучение и использование в работе опыта лучших учителей для совершенствования качества и повышения эффективности современного урока.
  4. Развитие творческой активности учителей, изучение и распространение передового педагогического опыта.
  5. Создание условий для формирования и реализации личностных качеств школьника.
  6. Активизация работы учителей над темами самообразования в рамках введения ФГОС НОО.
  7. Работа  по наполнению портфолио учителя и обучающихся.

Система работы с педагогическими кадрами ведётся по  следующим направлениям:

Преемственность м/у ДОУ и начальной школой, начальной школой и средним звеном.

Для создания безболезненного перехода учащихся из одной ступени обучения в другую,

сохранения здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности каждого

ребенка проводилась следующая работа:

  - Диагностика учащихся 1-х классов (сентябрь) и подведены итоги обследования первоклассников по адаптации к школьной жизни.

  - Мониторинг 1-х кл. (региональный)

  - РМО, на которое были приглашены воспитатели ДОУ. Для них провели открытые уроки

Богданова О.В. – письмо «Письмо буквы я.»,

Голованова Т.А. – обучение грамоте «Звук н, н. Буква Н, н»,

Некрасова А.Л. – математика «Число и цифра 5». (октябрь)

  - Между средним звеном обучения и начальной школой прошел семинар, на котором были заслушаны выступления Головановой Т.А., Некрасовой А.Л. (октябрь).

 - Учителя 4-х классов с целью знакомства с программами дошкольного образования  посетили открытые мероприятия в детских садах «Светлячок» и «Звездочка»

Традиционно велись занятия   в  «Школе будущего первоклассника»в феврале-марте.

2.Учиться самому, чтобы успешнее учить других.

Учителя начальных классов начали работу над новой методической темой школы по самообразованию: «Реализация учебно-воспитательного процесса в условиях внедрения ФГОС и ФГТ» и сделали выбор своей темы по самообразованию. Проведена работа по составлению базы данных учителей начальных классов.

В этом учебном году учителя продолжали знакомиться с документацией и методическими рекомендациями по реализации ФГОС НОО.

Прошла подготовка к аккредитации школы, работа с локальными нормативными документами.

Проведено МО по итогам аккредитации школы.

По ведению электронных дневников и журналов прошел семинар.

В апреле было проведено РМО «Итоги экспериментальной работы по реализации ФГОС НОО». Учителя 4-х кл. (Вышинская Н.В., Ермолина Н.В., Савинцева М.А.) поделились опытом работы, провели открытые уроки, выступили с сообщениями  по итогам и результатам эксперимента по ФГОС НОО. Зам. директора Добрецова О. Р. выступила с отчётом о выполнении разделов ООП НОО, а так же озвучила проблемы и трудности с которыми столкнулись учителя и администрация в процессе реализации ФГОС НОО. Ею же был сделан анализ условий реализации ООП НОО,  с которым она выступила на заседании совета сетевого взаимодействия в Управлении образования. Вышинской Н. В. и Добрецовой О. Р. был обобщён опыт работы по формированию оценки достижений планируемых результатов по ФГОС НОО и представлен на ВКС 30 мая 2014 года.

3.Организация контроля за учебно-воспитательным процессом.

Добрецова О.Р. познакомила с новым положением о ведении ученических тетрадях, классных журналах и кабинетах. Рассказала о требованиях по составлению рабочих программ.

В рамках контроля осуществлены следующие мероприятия:

 - проверка единого орфографического режима (2-4 кл.). Качество проверки тетрадей учащихся по русскому языку и математике (составлена справка).

 - заполнение журналов, дневников, личных дел,

 - составление контрольных и проверочных работ по предметам за четверти и полугодие.

Мониторинг качества знаний по предметам учащихся 4 кл.

Комплексные работы в 1-4 кл.

Мониторинг техники чтения в 1-4 кл. по полугодиям.

Подготовка к аккредитации школы. Работа с локальными нормативными документами.

4.Творческая мастерская учителя.

В сентябре был составлен график проведения открытых уроков и мероприятий по предметам.

Каждый учитель продолжал  индивидуальную работу по пополнению дидактического материала.

Оформление и оборудование кабинетов. Подготовка кабинетов к смотру-конкурсу.    

Открытые уроки провели Ноздрина Е.В. (математика), Боброва Е.А. (окружающий мир), Некрасова А. Л, Богданова О. В, Голованова Т. А., Вышинская Н. В., Савинцева М. А., Ермолина Н. В.

Открытое внеклассное мероприятие провела Савинцева М.А.

5.Работа с одаренными детьми.

В 1 четверти прошли всероссийские олимпиады для 1-2 кл. по литературному чтению, для 3-4 кл. по окружающему миру, всероссийские конкурсы «Олимпус», «Альбус», «Логическое мышление».

Многие ученики приняли участие в областном конкурсе рисунков «Конституция глазами детей» и районной выставке декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Цветочная симфония».

Разработаны и утверждены рабочие программы интеллектуального направления. Началась работа внеурочной деятельности для учащихся «Умники и умницы», «Мир геометрии»  

В ноябре была проведена предметная неделя по окружающему миру, в декабре по математике, в феврале по русскому языку. В рамках предметных недель проводились школьные олимпиады.

Участие в районной  исследовательской конференции начальных классов «Каргопольские тетерки» Богданова Г.И. (Чернцова О. 3»А» 1 место).

Участие в районной научно-исследовательской конференции «Юность Поморья». Боброва Ю 4 «Б» кл. «Граффити нашего города» (3 место).

Школьный конкурс «Ученик года – выпускник начальной школы» ( Паршина Катя 4 «А» кл.) подготовила Ноздрина Е. В.

В этом учебном году обучающиеся 4-х классов достойно выступили на районных и областных  предметных олимпиадах   по математике, русскому языку, литературе, окружающему миру и показали хорошие результаты (победителями и призёрами  стали: литературное чтение Алексейчук Полина 4 Б- 2 место(учитель- Савинцева М. А.), русский язык паршина Катя 4 а- 1 место, Володина Валерия 4 А – 2 место, (учитель- Вышинская Н. В. ), математика – Володина Валерия 4 А – 1 место(Вышинская Н. В.), Боброва Юлия 4 Б – 2 место(Савинцева М. А.) , окружающий мир – Аюкин Анатолий 4 А- 1место, Шумков захар 4 А – 2 место (Вышинская Н. В.)

Участие во всероссийских конкурсах «Олимпусик», «Золотое руно». «Олимпус», «Альбус».

Участие в районной выставке декоративно-прикладного творчества «Игрушечных дел мастера».

Участие в районном конкурсе детского рисунка «Вода, вода, кругом вода».

6.Сотрудничество с родителями.

Для родителей  в течение учебного года проводились родительские собрания и индивидуальные консультации. Было организовано психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских бесед на родительских собраниях и в индивидуальных консультациях.

Прошло совместное мероприятие с родителями 1-х кл. «Посвящение в первоклассники», «Прощание с Азбукой», «День Матери», «Новый год».

Родители вместе с детьми приняли активное участие в областном конкурсе творческих работ «Дети – это счастье».

Ежегодно по традиции в апреле для родителей прошел «День открытых дверей». Родители были приглашены на уроки, внеклассные мероприятия, концерты и родительские собрания.

Совместно с родителями были организованы и проведены выпускные линейки и вечера.

7.Здоровьесберегающие технологии.

В 2013-2014 учебном году педагоги продолжали работу по здоровьесбережению обучающихся, используя элементы разных технологий. Основной упор делался на создание микроклимата в классе, мотивации участников образовательного процесса, использование в педагогической практике здоровьесберегающих технологий. Это выполнение правил и норм освещения класса, расстановки мебели, посадки учащихся, сменности занятий, проветривание помещений между уроками и в ходе их, профилактика миопии, проведение физкультминуток на уроках.      

         В плане работы по этому направлению учителя начальных классов приняли участие в спортивных мероприятиях в ЦКС «Большие гонки»,школьная игра  «Зарничка»

       

Аттестация является инструментом управления качеством подготовленности педагогического персонала, его профессиональной компетентности. Общее количество  аттестующих  педагогов  ежегодно возрастает.

Если  проводить  анализ  аттестующих  по  категориям, то  видно, что  стабильность характерна для  последних  трех  лет. Количество  педагогов с высшей  и первой квалификационной   категорией  повышается, со второй понижается. Педагоги, наработав опыт, аттестуются на первую и высшую категории.

В этом учебном году   2 педагога успешно прошли аттестацию на высшую квалификационную категорию (Некрасова А. Л, Боброва Е. А.) 2 педагога подтвердили свою категорию.  

В сентябре 2013 года педагоги  составили план по самообразованию, выбрали методическую тему,  которая соответствует проблеме школы. В течение года часть педагогов отчитались по своим планам: выступали на методических объединениях, педагогических советах, изучали передовой педагогический опыт. Педагогические работники посещали муниципальные и школьные семинары,  совещания, открытые уроки и внеклассные мероприятия.

В течение 2013 – 2014 учебного года 7  педагогов  начальных классов (очно и заочно)  повысили квалификацию на курсах и семинарах  в АО ИОО, получив справки и удостоверения.

Для реализации основной образовательной программы, в течение года работа школьного МО была направлена на повышение педагогического мастерства учителя, на овладение новыми педагогическими технологиями, на реализацию ФГОС НОО.  Наряду с коллективной работой проводилась групповая и индивидуальная работа. Активно велась работа с молодыми и вновь пришедшими в школу педагогами (Богдановой О. В, Савинцевой М. А.) со стороны педагогов-наставников и администрации школы. 

В 2013-2014 учебном году в школе было продолжено ведение  нового  курса на параллели 4-х классов – основы религиозных культур и светской этики. Предварительно в течение прошлого года была проведена работа с родителями и обучающимися по знакомству с данным курсом и его выбором. Педагогами были разработаны рабочие программы по модулям, которые выбрали родители. В течение года педагоги обменивались опытом, методическими разработками. Администрация школы своевременно подавала отчеты по реализации ОРКСЭ.  

Внеурочная деятельность в 2013-2014 учебном году была представлена    следующими направлениями деятельности: духовно-нравственное, интеллектуальное,  спортивно-оздоровительное; социальное, художественно-эстетическое.

В течение года педагоги школы отслеживали, корректировали и знакомили родителей с формированием универсальных учебных действий учащихся по всем изучаемым   предметам. Учителя 4-х классов (экспериментальных) на конец года прошли диагностику по уровню сформированности  УУД (проведен областной мониторинг формирования метапредметных результатов)

  В октябре проведено совещание    «Преемственность в обучении и адаптации учащихся 5-х классов к обучению в школе II ступени» с присутствием учителей начальных классов. Были посещены уроки, проведены контрольные срезы по математике, русскому языку и литературе, проверена техника чтения и дневники обучающихся, психологом школы проведена диагностика учащихся 5-х классов.   Отметили, что результаты подготовленности выпускников удовлетворительные. По результатам психодиагностики почти все пятиклассники успешно адаптировались к условиям средней школы.

В декабре по итогам адаптации первоклассников проведено совещание при зам. директора.  Было проведено диагностическое исследование по опроснику Ковалевой  «Адаптация учащихся первых классов», «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой.  По результатам диагностики из 64 (диагностированных) обучающихся    (89%) успешно адаптировались. В «группу риска» вошло   (11%)   – адаптация связана со значительными трудностями. Уровень школьной тревожности в основном низкий и средний,  а повышенный уровень имеют   (6%) детей. Вероятно это следствие адаптационного периода: новые правила и нормы; повышенная утомляемость; наличие большого количества незнакомых людей, с которыми надо взаимодействовать; несовпадение ожиданий.

По результатам анкеты высокий уровень школьной мотивации у  79% первоклассников,  средний уровень мотивации у   12%, внешний мотив  и низкий уровень   9%,  негативное отношение к школе  не выявлено.

По результатам  наблюдений учителей, бесед с родителями и воспитателями ДОУ  выявлены дети, имеющие проблемы в речевом развитии, нуждающиеся в логопедической помощи. Причём количество таких первоклассников возрастает с каждым годом.

Педагоги  школы в тесном контакте с родителями в течение учебного года вели целенаправленную работу со всеми первоклассниками, у которых трудно протекает адаптация. Учителя 1-х классов совместно с психологом  школы проводили индивидуальную   работу с первоклассниками, нуждающимися в психологической и педагогической  помощи.

Психологом школы проведена психодиагностика на конец года. Уровень мотивации учащихся 1-х классов повысился на  2%, уровень тревожности снизился незначительно ( 0,6%)

Проведена диагностика обучающихся в 4-х классах. Результаты оценки уровня школьной мотивации Н.Г.Лускановой (69 учащихся приняли участие в диагностике) высокий уровень – 43 чел.   средний уровень - 10 чел.,    низкий уровень -13 чел.   негативное отношение – не выявлено.  Для большинства учащихся 4-х классов    характерен низкий уровень тревожности   Результаты диагностики обучающихся 4-х классов, уровня интеллектуального развития занесены в психолого-педагогические карты выпускников, которые будут переданы классным руководителям 5-х классов  

В результате изучения результативности методической работы в школе выявлены  проблемы:

1.     Работа МО не всегда носила систематический  характер: не все учителя показали открытые уроки для коллег школы (из запланированных в сентябре),  не регулярно проводились заседания МО учителей начальных классов (по результатам проверки в период аккредитации школы), взаимопосещения уроков с целью обмена опытом работы остались без должного внимания.

2.   Необходимо активизировать участие педагогов в обобщении своего положительного педагогического опыта.

3.   Требуется повышение квалификации по конкретным проблемам педагогов (по ведению курса ОРКСЭ)

   Таким образом, руководителю ШМО Некрасовой А. Л. необходимо  усилить контроль за выполнением всех направлений работы мо учителей начальных классов.

        В целом, результатом методической работы школы можно считать повышение методического уровня педагогов:

- выступления на совещаниях, педагогических советах, методических объединениях, конференциях различного уровня;

- аттестация на высшую квалификационную категорию;

- проведение открытых внеклассных занятий, уроков;

- отчёты руководителя МО;

- участие педагогов и обучающихся в конкурсах различного уровня;

- участие педагогов в профессиональных интернет-сообществах;

 

Исходя из вышесказанного считаю работу начальной школы в 2013-2014 учебном году признать удовлетворительной, определить следующие задачи на    2014 – 2015 год:  

  1. Целенаправленная работа педагогов по развитию универсальных учебных действий младших школьников.
  2. Обучение педагогов новым технологиям, способствующим повышению обученности и качества   образования,  овладение системой Дневник. ру и эффективное использование её в своей работе
  3. Изучение и использование в работе опыта лучших учителей для совершенствования качества и повышения эффективности современного урока.
  4. Развитие творческой активности учителей, изучение и распространение передового педагогического опыта.
  5. Создание условий для формирования и реализации личностных качеств школьника.
  6. Активизация работы учителей над темами самообразования в рамках реализации ФГОС НОО.
  7. Работа  по наполнению портфолио учителя и обучающихся.