Применение педагогических технологий при построении современного урока ( мастер-класс)
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Малиновская Наталья

Использование пед.технологий на современном уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл педтехнологии52.95 КБ

Предварительный просмотр:

Применение педагогических технологий при построении современного урока ( мастер-класс)

 Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим.Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия.  И одно из этих условий – личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.

Исходя из поставленных задач, мне, как современному учителю, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.

Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока – введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни. Появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологий

Слайд 1-5

Предлагаю вашему вниманию сочетание элементов образовательных технологий в структуре урока.

Иными словами, школа должна ребёнка       «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе». Пока у большинства наших учащихся слабо развиты ключевые компетентности. Они показывают слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации, низкий уровень умений решать проблемы, находить выходы из нестандартной ситуации.  На сегодняшний день задача педагогов заключается в том, чтобы учить этому наших детей.   В большей степени помогает решать эту проблему технология сотрудничества.

Главной идеей обучения в сотрудничестве является - учиться вместе, а не просто выполнять вместе.

Слайд 6

Технология сотрудничества – коллективный способ обучения в парах или группах, который развивает навыки мыслительной деятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания, работая в индивидуальном темпе.

Педагогика сотрудничества – технология, объединяющая разные подходы к обучению и воспитанию; развивающая коммуникативные навыки, умения, социализацию, личность ребенка.

Слайд 7

Целевыми ориентирами данной технологии являются:

  • Переход от педагогики требований к педагогике отношений.
  •  Гуманно – личностный подход к ребёнку.
  •  Единство обучения и воспитания.

Известно, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать сотрудничество учащихся с учителем и друг с другом.

В педагогике мира обучение в сотрудничестве названо наиболее успешной технологией, противостоящей традиционным технологиям обучения и воспитания. Эта технология имеет разные варианты, позволяющие решать различные задачи в области обучения, что позволяет достигать истинно высоких результатов.

Помимо достижения целей овладения знаниями и умениями, данная технология развивает коммуникативные навыки и умения, социализацию, что является очень важным в современной жизни. При обучении в сотрудничестве достигаются удивительные результаты: ученики становятся друзьями не только в школе, но и за ее пределами. Этому способствует сама атмосфера обучения в сотрудничестве: развитая на занятиях доброжелательность в отношениях и заинтересованность в успехах окружающих товарищей не может удерживаться в границах учебного процесса, начинает влиять на все существование ребенка. Деятельность сотрудничества развивает равенство ученика и учителя. Ученик здесь является субъектом своей учебной деятельности.

Как же на уроке создать условия для естественного общения?

Все начинается с диалога. А диалог организуется при наличии собеседника.

Я начинаю с работы в парах, которая является основой для организации устно-самостоятельной работы на любом этапе урока.

Слайд 8

Работать в паре я начинаю обучать с первого класса. Сначала детям рассказываю правила работы и показываю на примере в паре с учеником

Необходимо показать детям как сесть, как положить учебник, как соглашаться, как возражать, как попросить о помощи. Обязателен разбор ошибок совместной работы.

В паре мы отрабатываем: таблицы сложения и вычитания, умножения и деления, правила проверки орфограмм, проверку д/з., навык чтения, пересказ прочитанного, чтение стихотворения наизусть, составление плана произведения, проводим взаимодиктанты, рисуем иллюстрации.

  Слайд 9-11 

Важное место в технологии сотрудничества отводится работе в группах, командах. И здесь так же существуют свои правила.

Здесь каждый чувствует поддержку команды, и в то же время за каждым закреплена индивидуальная ответственность. У учеников появляется больше возможности показать себя, высказать своё мнение, сделать свой выбор. Они, может быть, впервые ощущают важность своей точки зрения. При использовании технологии сотрудничеству учащихся появляется больше самостоятельности, а учитель уже не является центром урока. Он лишь должен уметь направлять и организовывать деятельность учащихся.

Такую работу чаще организую без перестановки парт в классе, когда дети могут образовать группу из 4-х человек, повернувшись к сидящим сзади.

Однако организация групп часто требует такой перестановки мебели в классе.

Стараюсь создать группы так, чтобы в группе были ученики:

-с разными учебными возможностями;

-мальчики и девочки.

Учитель здесь руководствуется своими правилами

Самое важное из них: «Нельзя преподносить знания готовыми, надо каждое новое «открытие» делать вместе с детьми».

К нам приходят разные ученики – одни быстро усваивают все объяснения учителя, другим требуется не только время для осмысления материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы в присутствии всего класса, а подчас просто и не осознают, чего конкретно они не понимают и не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3–5 человек) и дать им ОДНО общее задание, возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет их равнодушными), но, за результат всей группы. Поэтому слабоуспевающие ученики стараются выяснить у более подготовленных учеников все непонятые ими вопросы. То, что сегодня делает группа, завтра сможет сделать каждый в одиночку. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы.

Приучаясь работать в группах, учащиеся вырабатывают у себя потребность наиболее точно и ясно выражать собственные мысли, проводить совместную деятельность, слышать не только себя, но и своих товарищей, согласовывать свои действия с ними, вести диалог, коллективно ставить цель и искать пути ее реализации, доверять своим товарищам, помогать им. Конечно, бывает, что группа не услышит ученика с правильной точкой зрения и примет неверное решение своих действий. Но отрицательный результат – тоже результат, важно его проанализировать.

После выполнения задания группа даёт оценку своей работы:

  • необходимо обсудить психологические результаты: что удалось и почему; к чему следует стремиться;
  • важно обсудить трудности, с которыми участники групп встретились на этом уроке, выявить приемы, которые помогли справиться с ними.

      В своей работе я использую такие задания для обучения в сотрудничестве на основе малых групп:

  • Выполнить задание по "цепочке" – прочитать текст по абзацам, решить задачи и т.д.;
  • Выполнить микроисследование, например, изготовить памятку по различным случаям употребления мягкого и твёрдого знака;
  • Изготовить опорные схемы для решения задач определенного типа;
  • Изготовить бумажные слайды по небольшому произведению
  • Инсценировать произведение;
  • Подготовить ответы на вопросы по новому материалу;
  • Подготовить доклад по теме;
  • сочинить стихи, синквейн, вывести правило,
  • Творческие задания: придумать частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам "Что было, если бы:";
  • Составить к тексту расширяющие, развивающие, репродуктивные вопросы;
  • Составить загадки по какой-либо теме;
  • Составить кроссворды по темам.
  • Составить журнал, мини-книжку.
  • Написание сочинения и изложения, мини - диктанты и многие другие.

Слайд 12  ( выдаю задания) 5-7 минут работают группы

Мастер- класс «Использование приёмов технологии сотрудничества»

Работа групп

Чтобы работа в группе была плодотворной, предлагаю провести упражнение –энергизатор «Скажи комплимент» (участники группы по очереди говорят комплимент соседу, тот в свою очередь благодарит за это и передаёт комплимент следующему участнику группы)

1гр. Работа с понятием

Группа получает деформированный текст (понятие «Технология сотрудничества»), пользуясь ножницами, клеем «собрать» текст. Сверить свою работу с правильным вариантом (слайдом), оценить работу группы.

Пример текста:

Технология сотрудничества

за результативность, обучения в парах или группах, навыки мыслительной деятельности, включает, который развивает, повышает ответственность, коллективной работы, позволяет актуализировать, коллективный способ, полученный опыт и знания, работу памяти, в индивидуальном темпе повышает, работая.

Список уч-ся

Взаимооценка

Самооценка

Общая оценка группы

-Удалось ли группе выполнить задание?

- Легко ли работать в группе?

2 группа. Инсценировка

Притча «Лист бумаги и черная точка».

Учитель подозвал своих учеников и показал им лист белой бумаги— Что вы здесь видите? – спросил Учитель.

— Точку, – ответил один. Все остальные ученики закивали головами в знак того, что тоже видят точку.

— Приглядитесь внимательнее — сказал Учитель.

— Здесь чёрная точка, – сказал другой ученик.

— Нет! – возразил третий ученик,

— Здесь маленькая черная точка. Так ведь? Все остальные ученики закивали головами, в знак согласия. После долгой паузы все ученики ожидающе посмотрели на Учителя.

— Жаль, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку, и никто не заметил чистого белого листа…И добавил, после долгой паузы:

— Значит, мне есть еще чему вас учить.

Инструкция по организации работы:

1.Прочитайте притчу

2.Распределите роли

3.Используйте реквизиты

 4.Потренируйтесь в группе.

5.Выступите перед классом

6.Оцените работу в группе

Список уч-ся

Взаимооценка

Самооценка

Общая оценка группы

- К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться?

3 группа. Составление памятки «Правила для учителя при организации сотрудничества детей.

Оцените работу в группе

Список уч-ся

Взаимооценка

Самооценка

Общая оценка группы

- Что помогает и что мешает общей работе?

- Пусть эти правила останутся с вами в виде памяток. (Приложение 3)

4 группа. Написание синквейна (или эссе- по выбору) «Технология сотрудничества»

Смысл этого приема «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации (не более 5 минут).

Оцените работу в группе

Список уч-ся

Взаимооценка

Самооценка

Общая оценка

- Что ты приобретаешь в совместной работе?

5 группа.«Дерево предсказаний» (по обсуждаемой теме)

Этот приём развивает умение аргументировать, обосновывать свои прогнозы. “Ствол дерева” - это тема, “веточки” –аргументы (доказательства необходимости), “листочки” –прогнозы.

http://raskraski.link/uploads/8/9/6/8960-raskraska-trafaret-dereva-bez-listev.jpg

Оцените работу в группе

Список уч-ся

Взаимооценка

Самооценка

 Общая оценка

Проверка работы групп:

слайд 13 - 1группа

слайд 14- 3 группа

слайд 15-  4группа

Рефлексия:

  • Легко ли работать в группе?
  • Кто ощущал себя некомфортно? Почему?
  • Что помогает и что мешает общей работе?
  • Что ты приобретаешь в совместной работе?

Заключение

Учёными доказано, что при работе в команде внимание уделяется успеху всей группы. Целью здесь является развитие способности что-либо вместе познавать, когда каждый получает необходимые знания, вырабатывает новые навыки и вся группа при этом знает достижения каждого ее члена. При этом успех всей команды зависит от достижений отдельных участников, таким образом, формируется заинтересованность каждого в знании остальных. В учебной работе возникает ответственность каждого за успех или неуспех всей группы.

Наша работа в группах показала, что вы умеете сотрудничать, выслушивать мнение других, терпимо относиться друг к другу.

 Надеюсь, что вы почувствовали разницу в использовании предложенной технологии по сравнению с традиционными. Надо помнить, что каждый ребёнок способен созидать и творить. В этом ему помогает технология сотрудничества.

Я желаю вам плодотворного сотрудничества со своими учениками, творческих успехов, новых идей.

Правила работы в паре.

  • При разговоре смотри на собеседника.
  • Называй товарища по имени.
  • Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар.
  • Работать должны оба.
  • Один говорит, другой слушает.
  • Своё несогласие высказывай вежливо.
  • При затруднении попроси помощи у партнёра и помогай сам, если он просит об этом.
  • Отмечай прежде всего положительное.
  • В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем. Мы думаем. Мы решили»…
  • Уважай чужие ошибки, вежливо объясняй своё мнение.
  • Помни: вместе вы сделаете гораздо больше, чем каждый по отдельности.
  • Результатом работы является ваше общее мнение.
  • Покажите готовность вашей пары.
  • Оцениваем работу. Благодарим друг друга.

Правила работы в паре.

  • При разговоре смотри на собеседника.
  • Называй товарища по имени.
  • Говори в паре тихим голосом, чтобы не мешать работе других пар.
  • Работать должны оба.
  • Один говорит, другой слушает.
  • Своё несогласие высказывай вежливо.
  • При затруднении попроси помощи у партнёра и помогай сам, если он просит об этом.
  • Отмечай прежде всего положительное.
  • В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем. Мы думаем. Мы решили»…
  • Уважай чужие ошибки, вежливо объясняй своё мнение.
  • Помни: вместе вы сделаете гораздо больше, чем каждый по отдельности.
  • Результатом работы является ваше общее мнение.
  • Покажите готовность вашей пары.
  • Оцениваем работу. Благодарим друг друга.

Правила работы в группе

  • В группе должен быть ответственный.
  • Работать должен каждый на общий результат.
  • Один говорит, другие слушают.
  • Работай по алгоритму, плану.
  • Своевременно выполняй задание: следи за временем, доводи начатое дело до конца.
  • Своё несогласие высказывай вежливо.
  • Уважай чужие ошибки, вежливо объясняй своё мнение.
  • Если не понял, переспроси.
  • Доказывай свои версии.
  • В группе ответы даёт каждый.
  • При затруднениях проси помощи у партнёра и помогай сам, если он об этом просит.
  • Умеешь сам – научи другого.
  • Каждый из группы должен уметь защитить общее дело, и своё в частности.

Правила работы в группе

  • В группе должен быть ответственный.
  • Работать должен каждый на общий результат.
  • Один говорит, другие слушают.
  • Работай по алгоритму, плану.
  • Своевременно выполняй задание: следи за временем, доводи начатое дело до конца.
  • Своё несогласие высказывай вежливо.
  • Уважай чужие ошибки, вежливо объясняй своё мнение.
  • Если не понял, переспроси.
  • Доказывай свои версии.
  • В группе ответы даёт каждый.
  • При затруднениях проси помощи у партнёра и помогай сам, если он об этом просит.
  • Умеешь сам – научи другого.
  • Каждый из группы должен уметь защитить общее дело, и своё в частности.

Правила для учителя при организации сотрудничества детей.

  • Правильно объединить детей в группы.
  • Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
  • Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
  • Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
  • Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
  • Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
  • Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
  • Оценивать общую работу всей группы.
  • Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Правила для учителя при организации сотрудничества детей.

  • Правильно объединить детей в группы.
  • Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
  • Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
  • Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
  • Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
  • Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
  • Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
  • Оценивать общую работу всей группы.
  • Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

2 группа

Притча «Лист бумаги и черная точка».

Учитель подозвал своих учеников и показал им лист белой бумаги— Что вы здесь видите? – спросил Учитель.

— Точку, – ответил один. Все остальные ученики закивали головами в знак того, что тоже видят точку.

— Приглядитесь внимательнее — сказал Учитель.

— Здесь чёрная точка, – сказал другой ученик.

— Нет! – возразил третий ученик,

— Здесь маленькая черная точка. Так ведь? Все остальные ученики закивали головами, в знак согласия. После долгой паузы все ученики ожидающе посмотрели на Учителя.

— Жаль, что все мои ученики увидели только маленькую черную точку, и никто не заметил чистого белого листа…И добавил, после долгой паузы:

— Значит, мне есть еще чему вас учить.

Инструкция по организации работы:

1.Прочитайте притчу

2.Распределите роли

3.Используйте реквизиты

 4.Потренируйтесь в группе.

5.Выступите перед классом

6.Оцените работу в группе

1 группа

Технология сотрудничества

за результативность, обучения в парах или группах, навыки мыслительной деятельности, включает, который развивает, повышает ответственность, коллективной работы, позволяет актуализировать, коллективный способ, полученный опыт и знания, работу памяти, в индивидуальном темпе повышает, работая.

5 группа

http://raskraski.link/uploads/8/9/6/8960-raskraska-trafaret-dereva-bez-listev.jpg

Список уч-ся

Взаимооценка

Самооценка

Общая оценка группы

Список уч-ся

Взаимооценка

Самооценка

Общая оценка группы

Список уч-ся

Взаимооценка

Самооценка

Общая оценка группы

Список уч-ся

Взаимооценка

Самооценка

Общая оценка группы

Список уч-ся

Взаимооценка

Самооценка

Общая оценка группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения

Развитие современной личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на "открытие" нового з...

Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения.

Выступление на ШМО "Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения" - Технологии проблемного обучения,  .информационные образ...

Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения

Учитель начальной школы решает множество задач по воспитанию и обучению растущей и развивающейся личности. Как это сделать наилучшим образом - проблема, над которой работают теоретики и практики...

Современные педагогические технологии. Принцип построения работы в парах.

Методическая разработка содержит описание принципа построения работы в парах. В ней гооврится о тгом, что работа в парах начинает вводиться с первого класса. В качестве подготовительной работы на урок...

Применение здоровьесберегающих технологий в условиях современного урока иностранного языка в начальной школе

Применение здоровьесберегающих технологий в условиях современного урока иностранного языка в начальной школе...

Мастер-класс: «Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках литературного чтения»

Цель: совершенствование методического мастерства педагогов по развитию критического мышления....

«Педагогические технологии – как ресурс современного урока»

В работе раскрыты педогогические приемы, а также приемы, которые помогают в работе на определенном этапе урока....