Статья:" Уровни УУД. Мероприятия, направленные на повышение уровня УУД детей с (АТ)".
статья на тему

Бочкарёва Ирина Фёдоровна

Статья:" Уровни УУД. Мероприятия, направленные на повышение уровня УУД детей с (АТ)".

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Уровни УУД. Мероприятия, направленные на повышение уровня УУД детей с (АТ).

       Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин.

       Задача современной системы образования - освоение учащимися не только конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности универсальных учебных действий.

       УУД положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно- воспитательного процесса.

       Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.

      Для отслеживания результатов формирования УУД проводятся различные диагностики.

     Проверка работ проводится с помощью приложенных к каждому варианту ключей оценивания. Баллы, полученные учеником, не переводятся в отметки.

Фиксация результатов позволяет увидеть уровень результатов каждого ученика.

    Установлены следующие уровни:

      Уровни сформированности УУД.

Низкий (ниже базового уровня)– 0-50%

Средний (базовый уровень) – 51-70%

Выше среднего (повышенный уровень «хорошо») – 71-84%

Высокий (повышенный уровень «отлично» ) – 85-100%

    Низкий уровень сформированности УУД

  1. Характеризуется слабым удержанием учебной задачи, умением воспринять информацию только фрагментарно, выделить только несущественные факты, построить простейшее умозаключение, решить одну простейшую задачу
  2. Данный уровень препятствует успешному обучению на этапе основной школы

      Средний уровень сформированности УУД

  1. Характеризуется умением удерживать учебную задачу, воспринимать информацию целостно, определять существенные связи, частично осуществлять действие самоконтроля, находить некоторые ошибки, анализировать и составлять простейшие модели объектов и явлений
  2. Данный уровень является удовлетворительным и достаточным для освоения обучающимся программы основной ступени образования

      Выше среднего уровня сформированности УУД

Характеризуется умением удерживать учебную задачу, планировать ее выполнение, осуществлять поиск и преобразование информации, выполнять действия моделирования, осуществлять спектр логических действий, включая анализ, синтез, сравнение, обобщение, выделение существенных связей

Обучающийся умеет определять простейшие причинно-следственные связи, находить ошибки и устанавливать некоторые причины их появления.

Данный уровень является оптимальным для освоения обучающимся программы основной ступени образования

      Высокий уровень сформированности УУД

    Характеризуется способностью принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач и действия моделирования, уметь строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение и классификацию, выделять и фиксировать нужную информацию, объяснять и доказывать факты. Данный уровень является наиболее благоприятным для освоения обучающимся программы основной ступени образования, развития интеллектуального и творческого потенциала личности.

          Исходя из опыта работы, можно сказать, что категория одаренных и способных детей в общеобразовательных школах снижается, а число ребят, не умеющих работать самостоятельно, «интеллектуально пассивных», детей с трудностями в обучении, и просто проблемных детей, увеличивается.

   В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.     Поэтому методика работы со слабоуспевающими детьми должна быть специальной, учитывать особенности развития этих детей.                                                                                                                  Причинами неуспеваемости учащихся являются особенности организма школьника, особенности личности школьника, особенности воспитания в семье.

Отставание учащихся в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:                                                                                                                                            

1. Недостаточный уровень умственного развития (не уделяется должного внимания и контроля при подготовке домашних заданий).                                                                                        

2. Несформированность учебных навыков. (Ребёнок не умеет учиться: работать с текстом, выделять главное, существенное, не может организовать своё время и распределить усилия).                                                                                                                                                              

3. Дефицит внимания с гиперактивностью (отвлекаемость, подвижность. неусидчивость).

4. Отсутствие познавательного интереса (с ребёнком недостаточно занимались, не развивали его познавательные способности, ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение).                    

5.  Несформированность произвольной сферы (ученик делает то, что ему нравиться и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач).                                        

 6. Ниже среднего познавательный интерес (требуется обеспечивать «эффект новизны» при решении учебных задач).                                                                                                                            

8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления (реализовывать принцип доступности учебного материала).                                                                                              

9. Низкая работоспособность (правильные и разумные способы учебной работы).   Поэтому нужно так организовать учебный процесс, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к обучению.

   И ещё одна причина неуспеваемости учащихся – Её Величество Лень. По свидетельству врачей, большинство ленивых школьников – совершенно здоровые люди. С самого начала освоения новой для ребёнка деятельности он сталкивается с неуспехом. Систематические неуспехи пугают его и делают ленивым. Впрочем, если ребёнок добивается успеха, не прилагая к этому никаких усилий, он тоже может стать ленивым.

Слабоуспевающему ученику: для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач; учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.              

   Виды помощи неуспевающему ученику на уроке:

1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся: создание атмосферы особой доброжелательности при опросе; снижение темпа опроса, разрешении дольше готовиться у доски; предложение учащимся примерного плана ответа; разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления; стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.    

 2. При изложении нового материала: более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющим степень понимания ими учебного материала; привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов; привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы;  

        3. При организации самостоятельной работы: выбор для группы неуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа; более подробное объяснение последовательности выполнения задания; предупреждения о возможных затруднениях, использование карточек консультаций, карточек с направляющим планом действий.

      4. В ходе самостоятельной работы на уроке: разбивка заданий на части, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых; ссылка на аналогичное задание, выполненное раннее; напоминание приема и способа выполнения задания; указание на необходимость актуализировать то или иное правило; ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений; инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению; стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих; более тщательный контроль за их деятельностью.          

Для того, чтобы повысить работоспособность необходимо разнообразить виды деятельности, проветривать кабинет, проводить физминутки. Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Виды работ со слабоуспевающими учениками.

Карточки для индивидуальной работы, задания с выбором ответа, дифиренцированные задания, перфокарты, карточки – тренажеры, творческие задания, карточки -информаторы, карточки- с образцами решения.

      Для эффективной работы со слабоуспевающими учащимися учитель должен:                                                                                                                                                                               Стремиться понять и принять каждого ребёнка, создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке, проявлять разумную требовательность, неиссякаемое терпение, справедливую строгость, веру в возможности ученика. Уметь встать на позиции ученика, использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план, алгоритм действия), учить работать со словарями и другим справочным материалом, в обучении применять: опережающее обучение, различные формы групповой работы, взаимоопрос, самоконтроль.

 В работе со слабыми учащимися так же следует опираться на следующие правила, разработанные психологами:                      

    1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.    

   2.  Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

   3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.              

      4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

      5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

       6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

       7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для                                                                                                                            проверки и исправления написанного.

   8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.                                        Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать.

   Усвоению учебного материала школьникам помогает групповая форма работы. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Этому способствует работа в группах. Дети в группы организованы с разным уровнем развития. Задания выполняются в группе, согласно ролям, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д.

      Современному учителю в своей практике необходимо применять личностно-ориентированные, системно-деятельностные подходы, а так же использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися. При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках

      Таким образом, осуществляя работу по развитию и обучению слабоуспевающих учащихся, необходимо опираться на знания психологии, возрастной физиологии, особенностей развития младших школьников. Современные УМК, разработанный в соответствии с новыми образовательными стандартами, позволяют учителю правильно организовать работу со слабоуспевающими учащимися и имеют для этого соответствующие инструменты, позволяют формировать весь комплекс заданных ФГОС личностных, регулятивных, познавательных, и коммуникативных учебных действий и умения учиться в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система приемов, направленная на повышения уровня мотивации младших школьников (исследование)

В данной работе приводятся результаты моего  психолого-педагогического исследования  в 2010-2011 годах. Результатом явилась разработка системы психолого-педагогических приемов, направленных ...

Задания базового и повышенного уровня, направленных на оценку уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников

Задания базового и повышенного уровня, направленных на оценку уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников...

Презентация:"Уровни УДД. Мероприятия, направленные на повышение уровня УУД детей с (АТ)".

Презентация:"Уровни УДД. Мероприятия, направленные на повышение уровня УУД детей с (АТ)"....

Мероприятия, направленные на повышение качества написания ИКР и ВПР учащихся 4 классов

Выступление на ГМО учителей начальных классов на тему: "Мероприятия, направленные на повышение качества написания ИКР и ВПР учащихся 4 классов". Формирование системы оценки качества обр...

Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на базе МАОУ «СОШ № 1 с УИОП»

Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья  с тяжелыми нарушениями речи  при помощи развития мелкой моторики  через реализацию проекта «М...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проект...