Конспект урока по предмету " Речевая практика" 4 класс. Тема" ПОЗДРАВЛЯЕМ, УЛАН-УДЭ!"
план-конспект урока (4 класс)

Сафронова Татьяна Валерьевна

  Разработка урока, посвященная 355 летию города Улан-Удэ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока по предмету речевая практика

Тема: «Поздравляем город Улан- Удэ!»»

посвященный 355-летию со дня основания  г. Улан- Удэ

1.Организационный этап.

-  Здравствуйте, ребята!

Улыбка, уверенность-

Так держать!

Садитесь за парты

Пора начинать. 

- Сейчас я предлагаю меня послушать  и запомнить повторяющиеся слова.

-Я поздравляю вас с замечательным весенним днём, я вас поздравляю с открытым уроком на республиканский конкурс, я вас поздравляю с окончанием 4 класса.

-Я вам желаю интересной и продуктивной работы на уроке, я вам желаю открытия новых знаний и хорошего настроения.

- Скажите, какие два слова повторялись?

( ответ уч-ся: поздравляю, желаю- появляются на слайде презентации)

2. Речевая разминка.

- прослушайте с этими словами чистоговорку, и постарайтесь её запомнить.

Поздравляю, поздравляю – вам здоровья я желаю.

- произносят  ученики индивидуально.

- произнесем предложение хором

- произнесем предложение шепотом

Молодцы!

3. Этап проверки знаний.

- Ребята, скажите, какие бывают поздравления?

( ответ детей: письменные и устные)

-Чем отличаются устные поздравления от письменных?

-Сейчас я вам предлагаю вспомнить и повторить структуру устного поздравления. Из каких этапов оно состоит?

-На ваших столах лежат карточки со словами, прочитайте их самостоятельно,

( обращение, причина поздравления, пожелание) 1 ученик читает вслух

- Ребята, вам нужно эти этапы разложить в правильной последовательности.  ( учащиеся работают самостоятельно )

- А сейчас прочитайте, что у вас получилось. ( сравниваем с структурой на слайде)

Молодцы.  Сейчас мы еще раз повторим, как правильно поздравлять.

Для этого мне нужно два человека. ( приглашаю  мальчика и девочку)

( Мальчик переодевается в дедушку, девочка от имени внучки его поздравляет согласно структуре поздравления)

4. « Открытие»  учащимися темы урока.

    Постановка цели урока.  

- сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик он вам поможет определить тему сегодняшнего  урока. ( просмотр ролика о У-У)

- понравился вам ролик? Какие чувства он у вас вызвал? ( ответы детей)

- какой город вы у видели в этом ролике?

( рядом со словами ; Поздравляю, желаю, появляется слово Улан- Удэ»

- Ребята, прочитаем слова( Поздравляю, желаю, Улан- Удэ), опираясь на данные слова постарайтесь сформулировать тему  урока.

( учащиеся предлагают свою формулировку темы урока)

- Молодцы, прочитайте  тему сегодняшнего урока: « Поздравляем город Улан- Удэ!» ( включаю презентацию, 1 слайд)

В нынешнем 2021 году нашему городу исполняется 355 лет, и этому знаменательному событию мы посвятим наш урок.

Дарить свои поздравления мы можем не только родным и друзьям, а своей малой родине. Тому месту, где мы родились и выросли. Сегодня на уроке мы соберем макет  поздравительного баннера и подарим слова поздравления нашему городу.

А начнем мы нашу работу со знакомства с историей нашего города. Помогут мне в этом наши девочки Цыпилма и Катя, которые подготовили для вас выступления.

5. Подготовка обучающихся к активному усвоению нового материала.

Выступление Надмитовой Цыпилмы

- Сейчас в республике проходит подготовка к празднованию Юбилея  города Улан- Удэ и я решила в этом принять участие.

 Мы с Татьяной Валерьевной подготовили вопросы и я провела опрос среди учащихся восьмых и девятых классов нашей школы на знание истории города Улан –Удэ.

 В данном опросе приняло участие 48 ребят.

Им были предложены следующие вопросы:

  1. В каком году основан город Улан- Удэ ?
  2. Какое первое название получил наш город?
  3. В каком году Верхнеудинск  переименован в  Улан- Удэ?

В результате опроса я  получила следующие данные:

На первый вопрос правильно ответили 20 учеников, 28 ребят не ответили

На второй вопрос 12 учащихся ответили правильно, назвали одну улицу 7 ребят. И не ответили 29 учеников

На третий вопрос правильно ответили 8 человек, не ответили 40

Таким образом, мы видим, что ребята старших классов интересуются историей города, и мы с вами тоже должны знать о нашем городе.

Спасибо за внимание!

Подвести итог выступлению Цыпилмы

- Ребята, сейчас внимательно послушайте выступление Кати, и затем вы ответите на вопросы.

-  В каком году основали наш город? Что было построено на месте основания?

- Какое первое название  получил Улан- Удэ как город?

  1. Усвоение новых знаний

Выступление Буреевой Кати

Слайд

В 1666 году казачий отряд под руководством баргузинского казака Гаврилы Ловцова построил Зимовьё на высоком берегу Уды. Который назывался «Заудинский камушек»

Ребята, Зимовьё – это временная деревянная постройка. Оно было основано как сбор налога с местного населения.

Слайд

Позже Московское правительство дало указание построить Острог, который назвали Удинский.

Слайд

Острог – это оборонительное укрепление обнесённое высокими заостренными  сверху брёвенами высотой до шести метров.

В  1730 году Удинский острог был именован в город Верхнеудинск.

Слайд. Верхнеудинск стал торговым центром Забайкалья. Проложили железную дорогу, построены лесопильный, стекольный, мыловареный заводы.

Слайд  И в 1934 году переименован в город Улан- Удэ ( что означает Красная Уда)

Слайд А сейчас на месте основания города стоит гранитный крест в память о казаках – основателях Удинской крепости.

7. Первичное закрепление

- Спасибо, Катя, за твой рассказ. А ребят я прошу ответить на вопросы.

- В каком году основали наш город? Что было построено на месте основания?

- Какое первое название  получил Улан- Удэ как город?

8. Физическая минутка

Ребята, а сейчас мы отдохнем и пройдемся по улицам нашего города

( включаю видеоролик)

9. Коррекционное задание

И так ребята, прошло 355 лет, посмотрите, какая красивая дата у нашего города.

- А что вы можете сказать про это число? Для сравнения в этом году г. Москва исполняется 874 года, а  Санкт- Петербургу 318 лет.

- Подумайте и скажите, какой из этих городов старше ?

А какой город младше?

10. Практическая работа 

А сейчас ребята, я вам предлагаю приступить к самой ответственной работе, к созданию поздравительной открытки   нашего города.

У вас на столах лежат пазлы, из которых вам надо собрать поздравительную открытку, а двум ребятам я предлагая поработать у доски.

( учащиеся собирают пазлы)

Молодцы, теперь посмотрим и обсудим, что у нас получилось. Какие места изображены на открытках? ( ответы учащихся)

Ребята, из данного макета мы распечатаем красивый баннер и повесим над центральным входом в школу.

11. Закрепление умений

А теперь нам осталось поздравить наш город и подарить ему наши пожелания. Сейчас я вас снова прошу  вас выйти ко мне и встать в круг.  У меня в руках вот такой красивый магнит, посвященный нашему городу, его мы будем передавать друг другу, и проговаривать наши поздравления для нашего города. Начну я с себя:

- Дорогие ребята, мне очень приятно, что вы проявили интерес к истории нашего города, хочу, чтобы к этому интересу присоединились ваше уважение и любовь к своей малой Родине. Желаю нашему городу - процветания и трудолюбивых жителей. ( передаю магнит, уч-ся проговаривают свои пожелания)

- Молодцы ребята, думаю, нашему городу очень приятны ваши пожелания. Рассаживайтесь по местам,

12. Подведение итога. Оценивание.

- Ребята наш урок подходит к завершению. Мне хочется поблагодарить вас за активную работу.  Скажите, о чем из услышанном на уроке вы расскажете дома?

Кто желает оценить работу всего класса?

13. Этап информации о домашнем задании.

- Ребята, на партах лежат фотографии города, скажите, какие места города здесь изображены?

- вам будет задание подготовить небольшой рассказ о том месте, которое изображено на фотографии.

Характеристика обучающихся 4 «б» класса

ГБОУ « Специальная /коррекционная/ общеобразовательная

школа- интернат №2»

       В данном 4 «б» классе обучается 17 человек  2008- 2010 года рождения. Из них 7 мальчиков и 10 девочек. На протяжения всего периода обучения в начальной школе состав класса менялся. В 2020 году  класс пополнили 5 учащихся из общеобразовательных школ города и республики.

      В классе 5 неполных семей, 2 семьи опекаемые, в многодетной семье проживают 2 обучающихся.

      На протяжении всех лет обучения в классе складывается хороший  коллектив. Дети, прибывшие из других учебных учреждений, охотно общаются со всеми ребятами. В классе нет отвергнутых учащихся. Наоборот, новые учащиеся взяли под опеку ребят с аутизмом, а мальчику, склонному к нарушению дисциплины делают корректные замечания.

     По заключению РПМПК, двое обучающихся (Ксения Д. и Артем З),  занимаются по программе АООП для обучающихся с интеллектуальными нарушениями  (вариант 8.3), остальные 15 учащихся по программе АООП  (вариант 1). В данном классе 3 учащимся ( Ксения Д., Артем З, Саша К)  предоставлены услуги тьютора.

     Обучающиеся 4 «б» класса имеют средний уровень успеваемости. В классе 8 хорошистов. Низкая успеваемость у 4 ребят, двое из них рекомендованы на изменение варианта обучения и один обучающийся по медицинским показаниям переводится на домашнее обучение.

« Применение знаний и умений на практике»

  1. Достаточно хорошо: Юра П, Катя Б, Катя Т., Цыпилма Н.
  2.  Применяют полученые знания : Катя Н., Наташа А., Полина Ц
  3. Применяют, но нужна помощь: Ульяна Д., Ксения Д., Саша К., Вова Е.,

Вика К, Витя Ц., Миша Л

  1. Необходима во всем конкретная помощь: Руслан П, Артем З, Ульяна Д, Стас М.

       Исходя из данных « Применение знаний и умений на практике», обучение учащихся требует дифференцированного подхода. По усвоению программного материала обучающиеся находятся  на разных уровнях.

« Дифференциация обучающихся по уровню усвоения материала»

  1. Достаточно успешно усваивают достаточный уровень программного материала: Юра П, Катя Б, Катя Н., Цыпилма Н.
  2. Усваивают  достаточный уровень программного  материала при незначительной помощи педагога: Наташа А.., Катя Т., Полина Ц.
  3. Усваивают достаточный уровень программного материала при значительной помощи педагога: Вика К, Витя Ц, Ульяна Д Ксения Д.,
  4. Усваивают минимальный уровень программного материала, требуется  помощь педагога: Артем З., Стас М., Саша К., Вова Е.,
  5. Не усваивают минимальный уровень: Руслан П., Миша Л

Основная часть  обучающихся навыками самообслуживания владеет.

Слабо владеет- 1 ученик Миша Л, не владеет навыками самообслуживания – Руслан П.

       У обучающихся ( Вова, Стас, Вика, Витя, Ксения, Артем, Руслан) наблюдается речевое недоразвитие всех средств языка. Из них, двое обучающихся ( Руслан П,  Артем З) не используют вербальное общение. В контакт не вступают.

       На данный момент словесно – фразовым способом чтения владеют и укладываются в норму чтения 5 учащихся. ( Катя Б- 47 , Ксения – 51, Полина – 91, Цыпилма – 94, Юра- 108 слов в минуту)

8 учащихся – чуть ниже нормы от 30 до 44 слов в минуту,

4 учащихся ( Вова Е., Саша К., Миша Л., Руслан П.) навык чтения слабо формируется, а заучивание стихотворений и пересказ недоступно только Руслану и Артему в связи с отсутствием связной устной речи. Остальные учащиеся заучивают стихотворения, но в разном объеме.

       Все учащиеся, кроме Руслана и Миши, списывают с печатного и прописного текста, но в разном объеме. Миша и Руслан пишут только по обводке буквы и элементы букв. Под диктовку пишут 8 учащихся ( Катя Б, Катя Н, Катя Т, Ксения Д,, Юра П.,Цыпилма Н., Полина Ц., Ульяна Д.) Каллиграфическим почерком владеют Юра, Ксения, Ульяна.

        На уроках основная масса обучающихся активна, проявляют заинтересованность в успехе, умеют работать совместно. Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. В классе преобладает доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг с другом. На основании анализа результатов наблюдений, бесед с классом, работы в классе, можно сказать, что класс является достаточно сплоченным.

Самоанализ урока

Класс____4 «Б»__ГБОУ « СКОШИ №2»_____                                                                     учитель____Т.В. Сафронова___

Предмет__Речевая практика_______

Тема урока___ «Поздравляем город Улан- Удэ!»______

Место данного урока в теме

        Данный урок рассматривается в разделе уроков по теме « Поздравляю». Урок тесно связан с предыдущими и является продолжением в изучении данной темы. Теме « Поздравляем»,  в календарно - тематическом планировании  рабочей программы за 4 класс по предмету « Речевая практика», отводится 4 часа. Данный урок по счету третий.

        На двух прошлых уроках знакомились с понятиями « Поздравление, пожелание». Отрабатывали навыки письменного поздравления, знакомились со структурой устного поздравления.

        На следующем уроке планируется продолжить работу по данной теме. Для этого на данном уроке детям дано домашнее задание, по фотографиям города подготовить небольшой рассказ.

        При планировании урока были учтены все особенности и возможности обучающихся класса. Содержание учебного материала соответствует возрастным и индивидуальным особенностям  обучающихся и направлен на формирование БУД с использованием ИКТ.

Тип урока- урок решения частных задач  с применением открытого способа.

Характеристика общей цели урока

Цель урока

    Создать условия  для знакомства с историей  основания города Улан- Удэ, закрепления  навыков оформления устных пожеланий, сотрудничества при создании поздравительной открытки к юбилею города.

Задачи:

Образовательные

  1. Закрепление  структуры устных поздравлений через игровую ситуацию.
  2. Обогащение  словарный запас словами,  выражающие  пожелания своему городу.
  3.  Закрепление  умения определять тему урока через различные задания.

Развивающие

  1. Расширять кругозор обучающихся, изучая историю основания города Улан- Удэ
  2. Развивать навыки публичных выступлений

Воспитательные

  1. Побудить интерес к изучению истории своего города
  2. Воспитывать стремление старательно и добросовестно работать на уроке, создавая благоприятный микроклимат, культуру устной речи, умение слушать.

Планируемые образовательные  результаты урока:

       Предметные:

Минимальный уровень: отвечать на вопросы по теме поздравления, знать название своего города.

Достаточный уровень: отвечать на вопросы учителя по теме истории основания города, проговаривание пожеланий.

Базовые учебные действия

        Личностные БУД:

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, проявление внимания, желания больше узнать.

         Коммуникативные Б УД:

- учиться строить монологическое высказывание,  слушать и понимать речь других.

- вступать в контакт, работать в парах,  в коллективе.

         Познавательные Б УД

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, работать в общем темпе.

- принимать оценку деятельности, работать с предложенным материалом

Межпредметные связи:

Чтение – самостоятельный рассказ  о истории возникновения города, прочитывание карточек со словами вслух и про себя.

Математика- сравнение чисел

В соответствии с типом урока предусмотрена следующая структура его проведения:

  1. Организационный этап
  2. Речевая разминка
  3. Этап проверки знаний.
  4. Этап « открытия» учащимися темы урока
  5. Этап подготовки обучающихся к активному усвоению нового материала
  6. Этап усвоения новых знаний
  7. Этап первичного закрепления знаний
  8. Физическая минутка
  9. Коррекционное задание
  10.  Практическая работа
  11. Этап закрепления умений
  12.  Подведение итога. Оценивание
  13.  Этап информации о домашнем задании

На уроке применялись следующие методы обучения:

- словесный ( рассказ учителя, сообщение учащихся)

- наглядный ( видеоролик, презентация)

- практический ( инсценировка, работа с карточками, сбор пазл

- интерактивный ( ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом)

  Для достижения результатов урока были использованы элементы современных педагогических технологий:

- личностно- ориентированная – (  работа в парах, сотрудничество)

- технология критического мышления- ( учащиеся определяют тему урока, высказываются по повторению пройденного)

- здоровье сберегающая ( смена видов деятельности,  двигательная физическая минутка, соблюдение санитарно – гигиенических требований)

- обучение с использованием ИКТ

- проблемное обучение – дети с помощью опорных слов выделили тему урока.

- обучение в сотрудничестве

Были реализованы принципы:

- систематичности и последовательности ( этапы урока были логически выстроены и прослеживалась связь между этапами)

- доступности

- динамичность восприятия

- мотивации к учению

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Поэтапный анализ урока

       Первые два этапа урока, организационный и речевая разминка,  настроили обучающихся на доброжелательную обстановку, активизировалось внимание. Результатом явилась готовность к учебной деятельности. Учащимися были выделены два ключевых слова ( поздравляю, желаю)

      Так же эти два этапа логически и плавно подвели к повторению темы прошлых уроков.  Вспомнили структуру устного поздравления и закрепили этап проверки знаний инсценировкой поздравления.

        Для самостоятельного определения темы урока обучающимся был предложен видеоролик о городе Улан- Удэ. Учащиеся вновь самостоятельно выделили ключевое слово ( Улан- Удэ)

 И  опираясь на  ключевые слова ( Поздравляю, желаю, Улан- Удэ) учащиеся постарались сформулировать тему урока.

      Считаю, что правильно  подошли к этапу подготовки сознательного усвоения нового материала , через знакомство с проведением опроса среди учащихся старших классов. Данный этап акцентирует практическую ценность изучаемого материала и обеспечивает необходимую мотивацию  к изучению новой темы, к изучению истории основания  города Улан- Удэ.

      Особенностью урока является  знакомство с новой темой, которое  происходило  « от ученика» т.е через сообщение учащегося. На данном этапе дети показали, что одни могут преподносить новый материал самостоятельно для своих одноклассников, а другие могут усваивать его, что показал этап первичного закрепления, когда дети ответили на вопросы по услышанному.

       Умственные действия на уроке подкреплялись практической работой ( сбор пазл- открытки), в по итогу данной работы обучающие сделали вывод, что изображено на открытке, приходили к общему мнению.

         На уроке прослеживалась межпредметная связь. Было предложено задание, в котором нужно было сравнить числа. Учащиеся практически самостоятельно справились с этим заданием.

          На завершающем этапе закрепления умений прослеживается цепочка закрепления умения проговаривать устное поздравление с предыдущих уроков. Данный этап получился немного затяжным, но для меня было важно, чтобы дети проговорили свои пожелания и пришли к выводу, что здоровье и благополучие нашего города зависит от нас самих. Дети высказали актуальные пожелания, что говорит о связи с жизнью и умением детей видеть проблемы нашей действительности.

          На этапе подведения итога урока, к сожалению, спросила только одного учащегося. Но его ответ, меня порадовал, так как ценность урока ребенок понял, он ответил, что расскажет дома о истории основания города. Что считаю очень важным.

         При оценивании работы, детям было предложено оценить, как работали на уроке, но не ожидала, что дети ответят хором и быстро, поэтому быстро сориентировалась и сказала, что в честь юбилея города всем отличные оценки.

          Учащиеся проинформированы о домашнем задании, еще раз проговорили об исторических местах города.

Оценка конечного результата урока

Поставленные цели и задачи урока выполнены, что говорит о правильном выборе методов и приемов для формирования базовых учебных действий.

Хочу отметить хороший контакт  учитель- ученик,  положительный уровень познавательной активности обучающихся. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой, подбор и подача интересного материала, помог каждому ребенку продвинуться в своем индивидуальном развитии.

Вывод для себя: уделять вниманию на уроке этапу самооценки.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету Речевая практика 2 класс . Тема урока " С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ! "

Конспект урока " С днем рождения!" составлен для обучающихся 2 класса ( вариант 1, вариант 8.3)...

Конспект урока по предмету "Речевая практика" на тему "Зимняя прогулка"

Тема: «Зимняя прогулка» Урок 2Цель: Закрепить знания по теме "Зима", составить рассказ по картинке, сконструировать диалог.Задачи:Учить строить высказывание, содержащее просьбу.З...

План-конспект урока по предмету "Речевая практика"

План-конспект урока по предмету "Речевая практика"Тема: "Играем в сказку."...

Конспект урока по предмету чтение 3 класс учащихся с легкой умственной отсталостью на тему «Обобщающий урок по разделу Сказочные истории»

Конспект урока по предмету чтение на тему «Обобщающий урок по разделу Сказочные истории» для учащегося 3 «В» класса надомного обучения.Цель урока &nda...

План-конспект урока по предмету речевая практика с учеником индивидуального обучения в 3 классе «Обобщение по теме: Строение тела человека. Гигиена тела».

Урок по речевой практике проводился с учеником з класса, находящегося на индивидуальном обучении.Тип урока: обобщения и систематизации знаний.Тема: Обобщение и повторение по теме « Строение тела...

.Конспект урока по предмету речевая практика во 2 классе.Тема: Коллективное рассказывание сказки “Теремок” с опорой на картинки.

Конспект урока по предмету речевая практика во 2 классе.Тема: Коллективное рассказывание сказки “Теремок” с опорой на картинки....

Конспект урока по предмету "Речевая практика " ." В гостях у леса".

Конспект урока по предмету "Речевая практика " ." В гостях у леса"....