ПК 4.4.
материал по теме

Стерляхина Анна Андреевна

Предварительный просмотр:

Рефлексивная самооценка учебной деятельности

Цель: выявление рефлексивности самооценки в учебной деятельности.

Оцениваемые УУД: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.

Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)

Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.

Ситуация оценивания: учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы опросника:

Как ты считаешь, кого можно назвать «хорошим учеником»?

Назови качества хорошего ученика.

А можно ли тебя назвать хорошим учеником?

Чем ты отличаешься от хорошего ученика?

Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя – «Я – хороший ученик»?

Показатели и уровни рефлексивной самооценки:
- адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению)
Уровни:
1 – называет только 1 сферу школьной жизни,
2 – называет 2 сферы,
3 – называет более 2 сфер.
- адекватное определение отличий Я от «хорошего ученика»
Уровни:
1 - называет только успеваемость,
2 - называет успеваемость + поведение,
3 – дает характеристику по нескольким сферам
- адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации
требований роли «хороший ученик»;
1 – нет ответа, 2- называет достижения; 3 - указывает на необходимость самоизменения и саморазвития.

 Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха. (рефлексивная оценка – каузальная атрибуция неуспеха)
 Цель: выявление адекватности понимания учащимся причин успеха/неуспеха в деятельности.
 Оцениваемые УУД: личностное действие самооценивания (самоопределения), регулятивное действие оценивания результата учебной деятельности.
 Форма: фронтальный письменный опрос.
Возраст: начальная школа (10,5 – 11 лет).
С
итуация оценивания: Учащимся предлагается письменно ответить на вопросы опросника, включающего шкалы: собственные усилия, способности, везение и объективная сложность задачи.

 Причины неуспеха и успеха:
Собственные усилия -
• мало стараюсь/ очень стараюсь
• плохо подготовился к контрольной работе/ много работал, хорошо подготовился
• не выучил (плохо выучил) урока/хорошо выучил урок

способности:
• плохо понимаю объяснения учителя / понимаю объяснения учителя быстрее многих
• мне трудно на уроках – мне легко на уроках
• я не успеваю делать так быстро, как остальные ученики/я делаю все намного быстрее, чем другие

Объективная сложность задания:
• задание было слишком сложным/задание было легким
• таких заданий раньше мы не делали/раньше нам объясняли, как выполнять такие задания
• было слишком мало времени на такое задание /времени было вполне достаточно

Везение:

 • мне просто не повезло/ мне повезло
• учительница строгая/ учительница добрая
• все списывали, а мне не удалось списать/удалось списать

 Анкета имеет следующий вид:
1.Оцени, пожалуйста, уровень своей успешности в школе (выбери один из предложенных вариантов и отметь его)
• очень высокий
• достаточно высокий
• средний
• ниже среднего
• низкий
• по одним предметам высокий, по другим - средний и низкий
Бывает, что ты не справляешься с контрольной работой или с ответом у доски, и ты получаешь совсем не ту оценку, на которую ты рассчитывал.

Ниже приведены возможные
 причины неуспеха.

 Оцени, пожалуйста, насколько эти причины подходят к твоему случаю. Если ты считаешь, что твой неуспех связан именно с этой причиной, отметь 2. Если ты считаешь, что это обстоятельство повлияло незначительно – отметь цифру 1. Если ты считаешь, что эта причина вообще не имеет никакого отношения к твоему неуспеху, отметь 0.
 Если у меня что-то не получается в школе, то это потому, что я …  
1.мало стараюсь
2.плохо понимаю объяснения учителя
3.задание было слишком сложным
4.мне просто не повезло
5.плохо подготовился к контрольной работе/ много работал, хорошо подготовился
6. мне трудно на уроках
7. таких заданий раньше мы не делали
8.учительница строгая
9.не выучил (плохо выучил) урока/хорошо выучил урок
10.я не успеваю делать так быстро, как остальные ученики
11.было слишком мало времени на такое трудное задание
12.все списывали, а мне не удалось списать
Если у меня все получается в школе, то это потому, что я
1.много работал, хорошо подготовился
2.мне легко на уроках
3.задание было легким
4.учительница добрая
5.очень стараюсь
6.понимаю объяснения учителя быстрее многих
7.раньше нам объясняли, как выполнить такое задание
8.мне повезло
9.хорошо выучил урок
10.я делаю все намного быстрее, чем другие
11.времени было вполне достаточно
12.мне подсказали

 Критерии оценивания: подсчитывается количество баллов, набранных по каждой из шкал «Усилия», «Способности», «Объективная сложность» и «Везение» для объяснения причин неуспеха и успеха. Соотношение баллов дает представление о преобладающем типе каузальной атрибуции.

 Уровни:
1 – преобладание атрибуции «Везение»;
2 – ориентация на атрибуцию «способности», «объективная сложность»
3 – ориентация на «Усилия».

 Опросник мотивации

Цель: опросник предназначен для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности. Может быть использован в работе со школьниками 2-5 классов.


Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.
Форма: опросник.

 Ситуация оценивания: опросник содержит 27 высказываний, объединенных в 9 шкал: 1 - отметка, 2 – социальная мотивация одобрения - требования авторитетных лиц (стремление заслужить одобрение или избежать наказания), 3 – познавательная мотивация; 4 – учебная мотивация, 5 – широкие социальные мотивы; 6 - мотивация самоопределения в социальном аспекте; 7. прагматическая внешняя утилитарная мотивация; 8 – социальная мотивация – позиционный мотив; 9 – отрицательное отношение к школе.

 Ниже приведены высказывания, соответствующие каждой из перечисленных шкал.
1. Отметка
• чтобы быть отличником
• чтобы хорошо закончить школу
• чтобы получать хорошие отметки


2. Социальная мотивация одобрения - Требования авторитетных лиц
• чтобы родители не ругали
• потому что этого требуют учителя
• чтобы сделать родителям приятное


3.Познавательная мотивация
• потому что учиться интересно
• потому что на уроках я узнаю много нового
• потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы


4. Учебная мотивация
• чтобы получить знания
• чтобы развивать ум и способности
• чтобы стать образованным человеком

 5. Социальная – широкие социальные мотивы
• чтобы в будущем приносить людям пользу
• потому что хорошо учиться – долг каждого ученика перед обществом
• потому что учение самое важное и нужное дело в моей жизни


6.Мотивация самоопределения в социальном аспекте

• чтобы продолжить образование
• чтобы получить интересную профессию
• чтобы в будущем найти хорошую работу
7. Прагматическая внешняя утилитарная мотивация
• чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать
• чтобы получить подарок за хорошую учебу
• чтобы меня хвалили


8. Социальная – позиционный мотив
• чтобы одноклассники уважали
• потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали
• потому что не хочу быть в классе последним


9. Негативное отношение к учению и школе
• мне не хочется учиться
• я не люблю учиться
• мне не нравится учиться

 Инструкция: «Ниже приведен ряд утверждений, высказанных твоими сверстниками о том, зачем и для чего они учатся. Прочитай их внимательно. Можешь ли ты сказать так о себе, о своем отношении к учению? С некоторыми из этих утверждений ты согласишься, с некоторыми – нет.

Пожалуйста, оцени степень своего согласия с этими утверждениями по 4-балльной шкале: 4
– совершенно согласен, 3 – скорее согласен, 2 – скорее не согласен, 1 – не согласен.
1. Я учусь, чтобы быть отличником
2. Я учусь, чтобы родители не ругали
3. Я учусь, потому что учиться интересно
4. Я учусь, чтобы получить знания
5. Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу
6. Я учусь, чтобы потом продолжить образование
7. Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать
8. Я учусь, чтобы одноклассники уважали
9. Я не хочу учиться
10. Я учусь, чтобы хорошо закончить школу

 11. Я учусь, потому что этого требуют учителя
12. Я учусь, потому что на уроках я узнаю много нового
13. Я учусь, чтобы развивать ум и способности
14. Я учусь, потому что хорошо учиться – долг каждого ученика перед обществом
15. Я учусь, чтобы получить интересную профессию
16. Я учусь, чтобы получить подарок за хорошую учебу
17. Я учусь, потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали
18. Я не люблю учиться
19. Я учусь, чтобы получать хорошие отметки
20. Я учусь, чтобы сделать родителям приятное
21. Я учусь, потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы
22. Я учусь, чтобы стать образованным человеком
23. Я учусь, потому что учение самое важное и нужное дело в моей жизни
24. Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу
25. Я учусь, чтобы меня хвалили
26. Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним
27. Мне не нравится учиться

Критерии оценивания:
 Обработка результатов: подсчитывается количество баллов, набранных по каждой из шкал. Строится профиль мотивационной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося.

 Интегративные шкалы:
Учебно-познавательная – суммируются баллы по шкалам (3 познавательная +4 учебная).

Социальная – суммируются баллы по шкалам (5 широкие социальные мотивы +6 перспектива самоопределения социального и профессионального).
Внешняя мотивация – суммируются баллы по шкалам (1 отметка + 7 прагматический). Социальная – стремление к одобрению – суммируются баллы по шкалам (2 требования авторитетных лиц +8 позиционный)
Негативное отношение к школе – 9.

Уровни: оценивается мотивационный профиль.
0 – пик на шкале «негативное отношение к школе»,
1 – пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная – одобрение)
2- нет явного преобладания шкал, выражены учебно-познавательная и социальная шкалы.
3 – пики учебно-познавательной и социальной мотивации. Низкие показатели негативного отношения к школе.



Предварительный просмотр:

Дата: 02.03.2018                                                                                                                                                     Учитель: Егорова С.В.
Школа: 4                                                                                                                                                             Методист: Посадских Л.С.

Класс: 3а                                                                                                                                                                 Студенты: Скутина А.

Тема: «Как мы научились мыслить?».

Цель: формировать критическое мышление

Планируемые результаты:

предметные:

уметь анализировать свою деятельность и деятельность товарищей

развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля

объективно оценивать свои способности

Личностные:

уметь проводить рефлексию деятельности

повышать учебную мотивацию

стремиться к более лучшим результатам своей деятельности

Оборудование:  методический материал (уч. пособия), техническое  оборудование (компьютер, проектор), вспомогательные  средства (листочки, ручки,  маркеры и т.д.).

Этап урока

Методы и приёмы.

время

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

УУД

1) Орг. Момент

Приветствие

М. словесный

П. беседа

мотивация

10 мин

Доброе  утро, ребята! Обратите внимание на  слайд, внимательно прочитайте цитату и скажите, как вы её понимаете?

“Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять. “ Джордано Бруно  (человек начинает мыслить, пользуясь даже малым количиством информации, но если он умеет размыслять - всякая информация будет служить опорой для большой мысли.)
  
И так, я услышала много разных мнений, непоходих друг на друга ответов, а это говорит о том, что каждый из вас мыслит по-своему и имеет собственную точку зрения. Ребята, а вы услышали ответы, наиболее близкие ответы к тому, что предложила я?

Вы сравнивали и оценивали ответы одноклассников, а значит мыслили как? (критически) Что это значит?  И зачем нам так мыслить? (Объективно оценивать чьи-либо высказывания или деятельность для получения более точного, правильного отведа или вывода по определённому вопросу).

Давайте подумаем и назовём тему сегодняшнего классного часа. Какие цели мы  с вами поставим?

Речь учителя воспринимают на слух.

Предполагают, размышляют

Приветствуют учителя.

Определяют тему классного часа

Ставят цели

К.

-взаимодействие и общение;

Л.

-знание моральных норм;

-умение выделить нравственный аспект поведения

2) постановка и решение  учебной задачи

М. словесный

П. беседа

Работа с презентацией

25 мин.

Мы с вами сформулировали цель урока - учиться мыслить критически. Как вы думаете, без чего это не возможно? (без мотивации, желания учиться). Ребята, а  всем ли из вас нравится учиться? а для кого вы учитесь, зачем?  

(диагностика “опросник мотивации”.)

Как вы могли заметить, мы на всех уроках оценивали и себя, и одноклассников, и  совместную деятельность, и деятельность каждого отдельного ученика. Для чего мы это делали? (учились критически мыслить - оценивать). А как именно мы оценивали?

 

Посмотрите на слайд, перед вами несколько цитат философов и научных деятелей.

Ваша задача, работая в группах, выбрать несколько цитат, подходящих к нашей теме и объяснить их. (цитаты К. Эриксон,В. Г. Белинский,    Бертран Рассел,Г. Лихтенберг,

Ф.Энгельс, Гегель,  Ж.  Лабрюйер,     Г. Селье).           (  Выступления групп)

Многие из вас высказали свою точку зрения. Кто-то может быть согласен с ней, кто-то может иметь другую, противоположную мысль, а каждый ли  из вас уверен, что уже научился “мыслить критически”?              

  Какими качествами нужно обладать, чтобы научиться  “мыслить критически”?    (честность, справедливость, настойчивость, осознанность, готовность исправлять свои ошибки, поиск компромисных решений).   Каждый из вас сейчас выйдет к доске и напишет то качаство, которое он считает верным. Вместе мы попробуем разобраться, так ли это.

Итак, многие ваши ответы были действительно верными. Скажите, случайно ли вы их отгадали или хорошо подумали? Как вы считаете, часто ли  вы выполняете задания успешно или чаще у вас случаются неудачи?  

 ( Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха. )

Дети знакомятся с новой информацией, усваивают её;

соблюдают  тишину, во время рассказа учителя;

отвечают на вопросы; участвуют активно в играх;

Дети высказывают свои мнения, рассуждают

П.

-строит предложения и отвечает, в устной/письменной форме;

-понимает информацию, предоставленную ему в устной форме.

К.

-умение воспринимать чужое мнение с пониманием;

-уметь правильно формировать и высказывать своё мнение.

3) Заключительная часть

П.беседа

М.словесный

Эмоциональная рефлексия

5мин.

Ребята, как вы думаете. что  ещё не мало важно делать для того, чтобы уметь критически мыслить, объективно оценивать мнения других людей? (научиться оценивать себя и  свою деятельность).Когда вы учитесь этому, на каких этапах урока?

Что мы делаем в конце каждого урока? (подводим итоги, сравниваем цели и результаты - рефлексия).  Как нужно оценивать себя? (честно...)

Подумайте, можно ли назвать хорошим учеником того, кто умеет добросовестно себя оценивать, почему?            

  ( Рефлексивная самооценка учебной деятельности)

Анализируют собственную деятельность

Подводят итоги классного часа

Л.

-формулировать собственное мнение и позицию, исходя из полученной информации и предложенных заданий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

“Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять . “ Джордано Бруно

Слайд 3

Как мы научились мыслить ? критическое мышлени е

Слайд 5

Мыслить - значит беседовать с самим собой Иммануил Кант У кого нет своих мыслей , у того нет интереса к мыслям других . Юрий Шнайдер Думать - ещё не означает мыслить . Сергей Лозунько Во всех делах очень полезно приодически ставить “ ? ” к тому , что вы с давних пор считали не требующим доказательств . Бертран Рассел Правильно мыслить более ценно , чем много знать . Джон Локк

Слайд 7

Если у меня что-то не получается в школе, то это потому, что я … 1.мало стараюсь 2.плохо понимаю объяснения учителя 3.задание было слишком сложным 4.мне просто не повезло 5.плохо подготовился к контрольной работе / 6. мне трудно на уроках 7. таких заданий раньше мы не делали 8.учительница строгая 9.не выучил (плохо выучил) урок 10.я не успеваю делать так быстро, как остальные ученики 11.было слишком мало времени на такое трудное задание 12.все списывали, а мне не удалось списать

Слайд 8

Если у меня все получается в школе, то это потому, что я ... 1.много работал, хорошо подготовился 2.мне легко на уроках 3.задание было легким 4.учительница добрая 5.очень стараюсь 6.понимаю объяснения учителя быстрее многих 7.раньше нам объясняли, как выполнить такое задание 8.мне повезло 9.хорошо выучил урок 10.я делаю все намного быстрее, чем другие 11.времени было вполне достаточно 12.мне подсказали

Слайд 10

Как ты считаешь, кого можно назвать « хорошим учеником»? Назови качества хорошего ученика. А можно ли тебя назвать хорошим учеником? Чем ты отличаешься от хорошего ученика? Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя – «Я – хороший ученик»?



Предварительный просмотр:

Дата:                                                                                                                                            Учитель: Егорова С.В.
Школа: МБОУ СОШ №4                                                                                                             Методист: 

Класс: 3а                                                                                                                                       Студенты: Скутина Анна

Тема: « Мир детства».

Цель:

- помочь ученикам мысленно вернуться в детство и ощутить его как величайшую ценность для дальнейшего становления человека;
- способствовать развитию способности к самопознанию и пониманию внутреннего мира других людей.

Планируемые результаты:

предметные:

развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;

объективно оценивать свои способности;

развивать желание высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других.

Личностные:

уметь проводить рефлексию деятельности;

стремиться к более лучшим результатам своей деятельности;

научить обучающихся изучать себя, определять свои потенциальные возможности.

Оборудование:  методический материал (уч. пособия), техническое  оборудование (компьютер, проектор), вспомогательные  средства (листочки, ручки,  маркеры и т.д.).

Этап урока

Методы и приёмы.

время

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

УУД

1) Орг. Момент

Приветствие

М. словесный

П. беседа

мотивация

10 мин

Доброе  утро, ребята!

Сегодня мы совершим необычное путешествие. Это путешествие в мир нашего детства. Это, наверное, звучит для вас странно, ведь все вы в этом возрасте стремитесь стать взрослее, торопите время.

Есть такое выражение: «Все мы родом из детства», а значит, несем с собой во взрослую жизнь?  (багаж: воспоминаний, удач, неудач, потрясений и открытий, которые произошли с нами в детстве). Возможно, все это повлияет на нашу дальнейшую жизнь.

«Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит», - говорит Антуан де Сент-Экзюпери в эпиграфе к своей повести «Маленький принц». И, может быть, именно детство и детские воспоминания будут согревать нас всю жизнь и помогут сохранить в душе непосредственность, открытость и способность ощущать радость жизни, а в конечном итоге помогут стать интересными людьми.Давайте вспомним сегодня, какие события детства стали значимыми для нас, запомнились больше всего.

 Давайте подумаем и назовём тему сегодняшнего классного часа. Какие цели мы  с вами поставим?

Речь учителя воспринимают на слух.

Предполагают, размышляют

Приветствуют учителя.

Определяют тему классного часа

Ставят цели

Рассуждают о вопросах счастья.

К.

-взаимодействие и общение;

Л.

-знание моральных норм;

-умение выделить нравственный аспект поведения

2) постановка и решение  учебной задачи

М. словесный

П. беседа

Работа с презентацией

25 мин.

Первая станция «Счастье» (слайд с надписью «Счастье - это», учащимся необходимо подумать и высказать своё мнение).
– У каждого человека должен быть друг. Кого можно считать настоящим другом?
Я попрошу вас нарисовать совего друга.

Вторая станция «Поиграем».  Любимое занятие детей - это игра. В игре дети получают не только радость и удовольствие, они развиваются, обучаются, познают жизнь. (Предлагается игра «Расскажи мне обо мне», играет музыка, в класс на каждый ряд пускается палочка, когда музыка останавливается у кого в руках остается палочка те учащиеся рассказывают друг о друге.)

Третья станция «Детские воспоминания».
Вспомним детские радости. В одном из фильмов героиня произносит красивую, и мудрую фразу: «Воспоминания - это единственный рай, из которого нас никто не сможет изгнать». И это действительно так. Когда нам плохо и грустно, мы вспоминаем радостные и светлые минуты нашей жизни. («Детские воспоминания»).

Вспомните свои хорошие воспоминания, изобразите свои эмоции.

Кроме хороших воспоминаний, наверняка есть воспоминания не очень радостные.

Но в чём-то плохом необходимо видеть хоть каплю хорошего, а чтобы суметь это увидеть - необходимо рассуждать. Давайте с вами поиграем в игру  «Оптимисты и пессимисты»:

  • Я живу, чтобы есть или ем, чтобы жить?
  • Жизнь – это штука трудная или не очень?
  • Что значит «хороший человек?
  • Много друзей – это хорошо или плохо?
  • Хорошо выглядеть и быть хорошим – одно и тоже?
  • Можно ли познавать мир, не изменяя себя?

Мы можем менять себя и своё мнение сами, а кто ещё может этому  поспособствовать? (друзья, одноклассники, родители).

Самым главным воспитателем в нашей жизни является семья. Как же родные влияют на  вас? (комментарии детей).

Нарисуйте свою семью

Дети знакомятся с новой информацией, усваивают её;

соблюдают  тишину, во время рассказа учителя;

отвечают на вопросы; участвуют активно в играх;

Дети высказывают свои мнения, рассуждают

Рисуют семью,

П.

-строит предложения и отвечает, в устной/письменной форме;

-понимает информацию, предоставленную ему в устной форме.

К.

-умение воспринимать чужое мнение с пониманием;

-уметь правильно формировать и высказывать своё мнение.

3) Заключительная часть

П.беседа

М.словесный

Эмоциональная рефлексия

5мин.


Итог: – Будет ли ваше детство счастливым и радостным зависит и от вас самих. Что для этого нужно делать?  (ответы детей)

“куст ассоциаций” к слову  Детство, работа по  командам.

Обобщение результатов - выступление команд.

Анализируют собственную деятельность

Подводят итоги классного часа

Л.

-формулировать собственное мнение и позицию, исходя из полученной информации и предложенных заданий.



Предварительный просмотр:

Приемы рефлексии на уроке

1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

2. «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Плюс

Минус

Интересно

3.Анкета.

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

4. «Мои ответы».

На протяжении урока отмечать условно свои ответы:

 «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«| »  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«0» - не ответил.

5. «Комплимент».

 Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

6. «Три лица».

Учитель показывает  учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

7. «Цветные карточки».

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

8.«Пейзаж».  Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

9. Оценка «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…).

10. Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде  схемы-паутины.

Что нового ты узнал на уроке?

Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи (или на уроке)?

Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач?

Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

Где ты применишь полученные знания?

В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

Благодаря каким инструментам ты нашел решение?

Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал схему, составлял тезисы и т.д.)?

С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?

За что бы ты себя похвалил на уроке?

Что изменил бы в своих действиях на уроке?

Что бы ты изменил на уроке в последующем?

Что тебе понравилось на уроке больше всего?

11.Аргументированные ответы на один из вопросов:

1. Что вы ожидали от урока и что получилось?

2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?

3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?

4. Была ли польза от такого рода работы?

5. В чем вы видите собственное приращение?

6. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.

7. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?

8. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на уроке более успешной.

9. На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность?

10.Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?

12.Резюме, эссе, мини-сочинения.

13. «Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

14.»График».

Учащимся предлагается начертить в течение урока график

-изменения их интереса;

-уровня познания,

- личной активности.

15. «Дерево моего успеха».

Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью условных знаков показать, насколько оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы.

16. Техника «рефлексивная мишень».

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

17. Вопросы, требующие многовариантных ответов:

Почему было трудно?

Что открыли, узнали на уроке?

Оправдались ли ваши ожидания от урока?

Что вы взяли с сегодняшнего урока?

Над чем заставил задуматься урок?

18  "Благодарю…".

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

19."Ассоциация".

Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первую – которая максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую – на его окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор (по одному – два предложения на картинку). Любые комментарии со стороны других одноклассников или учителя исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итоги урока.

20.Оценочный лист.

Рефлексия

Выполнил ли я то, что задумал? _____________________________________

Получилось ли сделать то, что я записал как главный результат проекта?__________

Всё ли получилось так, как я задумывал?__________________________

Что было сделано хорошо?_________________________________________________

Что было сделано плохо?_________________________________________________

Что было выполнить легко, а что оказалось неожиданно трудно?____________

Кто мог бы сказать мне СПАСИБО за проект?_________________________

Попрошу взрослых оценить мою работу:

ч т о  с к а з а л а  м а м а:____________________

ч т о   с  к  а з а л а   у ч и т е л ь н и ц а:_______________________________

к а к  о ц е н и л и  п р о е к т  д р у з ь я:______________________________

В  ч ё м  я  с  н и м и   с о г л а с е н,  в  ч ё м  -  н е т ?_________________________

21. “Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.  Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

красный - восторженное;

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - упадок, уныние.

22.Анализ своей деятельности “Карточка отличника”

                                              таблица анализа “Карточка отличника”       

“ -  ” критерий слабовыражен;  “+”  критерий выражен в хорошей мере;

  “ ! “  критерий выражен в полной мере (выбери подходящий знак в каждую ячейку)

критерий

знак

- + !

примечания 

(как выражен критерий, какими средствами)

1

Сильные стороны ответа

2

Способность видеть недостатки в работе

3

Своя точка зрения на данную тему

4

Стремление к знанию

5

Стремление к успеху

23. Шкала настроения.

У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.

24.Работа с сигнальными карточками.

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

25. Лучики солнца.

Детям можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют  лучики.

26. «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного  цвета, если нет,  зелёного.

27. «Светофор».

Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).

28 «Лестница успеха».

Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

29. «Письменное интервью» - вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.

30. «Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя ученика_____________________________

Вид задания

Отметка

31 «Кто веселее?».

Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению.

     

 

32.Выберите 1 фразу для соседа по парте:

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.

33. «Острова».

На доске или у каждого ученика карта настроения. Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.

34 .«Акрослово».

Опишите при помощи эпитетов образ цветаевской Москвы.

М-манящая

О –огненно-купольная, отвергнутая Петром

С – святая

К – колокольная, краснокупольная

В – возвеличенная, вольная

А – алтарная.

35.«Релаксация».

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

36.«Пожелание».

Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу:

-Избавляйся от…

-Будь всегда…

-Помни…

  37.  Мишень настроения

День это выстрел. В какую область настроения учащийся попал сегодня? В зависимости от этого наклеивается кружок – попадание в одной из цветовых зон. Внутри дата и мотивация

                        38.   Состояние моей души

     

                   

Ученик берёт изображение человека и ставит её на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души

39. Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.

В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.

Варианты:

  • "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
  • "На этом уроке меня порадовало…";
  • "Я похвалил бы себя…";
  • "Особенно мне понравилось…";
  • "После урока мне захотелось…";
  • "Я мечтаю о …";
  • "Сегодня мне удалось…";
  • "Я сумел…";
  • "Было интересно…";
  • "Было трудно…";
  • "Я понял, что…";
  • "Теперь я могу…";
  • "Я почувствовал, что…";
  • "Я научился…";
  • "Меня удивило…" и т.п.

Как вариант школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

40. Рефлексия "Благодарю…".

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

41. Рефлексия «10 баллов» 

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

„Я“ 0________10

„Мы“ 0________10

„Дело“ 0________10

Приемы взаимоконтроля

Работа в парах. Можно попросить ученика проверить у соседа по парте выполненное упражнение в тетради, проверить знание теоретического материала. Такой прием позволяет контролировать усвоение материала, так как взаимопроверку в парах можно проводить на любом этапе урока: при проверке домашних заданий, на этапе закрепления новой темы, обобщения знаний по теме и т.д.

Работа в парах “Зачем я изучаю эту тему?” - рассказ ученика своему партнёру , с целью повышения интереса к учению (мотивации) и виденья практической значимости изучаемого вопроса.

Взаимоконтроль в парах “Я расскажу тебе историю о ...” - краткий перессказ изученного материала, с самой запоминающейся частью. Также рассказ о конкретном персонаже, предмете или действии для обобщения полученных знаний о чём-либо.

Взаимоконтроль в парах  «Закончи предложение»:  дети заканчивают предложения:   Я   узнал, что …Я запомнил …Я  смог …Я  знаю …Мне было трудно… Мне было интересно…Могу себя похвалить за …

Работа в группах.

выполнение письменной работы. На группу дается одно общее задание. Ребята решают задание совместно, попутно контролируя своих "коллег".

выполнение устной работы. Также дается одно задание и назначается главный консультант в группе. Консультант опрашивает 2-3 человек, остальные следят за объективностью оценивания. Затем роль консультанта переходит к другому ученику.

Обсуждение в группах “Я использую полученные знания...” . Ученики в группах обсуждают, где им пригодяться знания, полученные при изучении какой-либо темы, с целью повышения интереса к учению (мотивации) и виденья практической значимости изучаемого вопроса.

Взаимоконтроль в группах “Нам запомнилось больше всего...” . Обсуждение в группах конкретного урока, подведение итогов - рефлексия на основе самых запоминающихся фактов, моментов.

Приемы обратной связи:

«Светофор». При опросе обучающиеся поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к педагогу, сигнализируя о своей готовности к ответу (пассивность невозможна; обучающийся вынужден каждый раз явно для себя и для педагога зафиксировать, т.е оценить свои знания).

«Опрос по цепочке». Рассказ одного обучающегося прерывается в любом месте и передается другому жестом педагога, и так несколько раз до завершения ответа (применяем в случае, когда предполагается развернутый, логический ответ).

«Тихий опрос». Беседа с одним или несколькими учащимися происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, например, тренировочной контрольной работой или групповой работой (педагог может контролировать знание основных формул и понятий у отстающих или тех, кто болел во время изучения материала).

«Программируемый опрос». Учащийся выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (редко используется в устном опросе; хороший шанс получить столкновение мнений, где непонимание перейдет в понимание).

«Взаимоопрос». Учащиеся опрашивают друг друга по базовым листам (разновидность: учащийся – эксперт; сильный – слабый, слабый – сильный).

«Показательный ответ». Один учащийся отвечает у доски, остальные слушают (В традиционном виде опрос у доски иногда играет отрицательную роль: один отвечает, остальные как бы слушают. И все-таки такой опрос нужен, когда учащийся демонстрирует блестящий ответ, чтобы формировать у остальных образ ответа, к которому нужно стремиться).

«Защитный лист». Перед каждым уроком, всегда в одном месте лежит «Лист защиты», куда каждый учащийся без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Педагог, анализируя эти листы, держит ситуацию под полным контролем.

«Щадящий опрос». Педагог проводит тренировочный опрос, при этом сам педагог учащихся не выслушивает, позволяя им задать друг другу 10 вопросов, готовясь к настоящему ответу педагога.

«Идеальный опрос». Учащийся сам оценивает степень своей подготовки и сообщает об этом педагогу.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Скутина Анна Андреевна

Психологические основы активизации мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

«   » _______________ 2016 года

с оценкой____________________

Специальность: 44.02.02.

Преподавание в начальных классах

Курс 2, группа 22

Научный руководитель: Зуева И.Ф.,

преподаватель высшей квалификационной категории

Челябинск, 2016


ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

5

1.1.   Сущность процесса активизации мыслительной деятельности

5

1.2.   Характеристика мыслительной деятельности в современной психологии

7

1.3.   Специфика мыслительной деятельности младшего школьника

12

1.4. Формы и методы активизации мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста

15

Вывод по главе I

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

21


ВВЕДЕНИЕ

 Актуальность проблемы исследования заключается  в том, что современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а так же творчески подходить к своей работе, то есть не только пассивно воспринимать происходящие в обществе изменения, но и самим принимать в них деятельное участие. Все это требует изменения содержания образования, функции обучения. Развитие самостоятельного, поискового, логического мышления, проявляющегося, в частности, в своеобразном видении ребенком проблемной ситуации, требует индивидуального педагогического подхода, который бы учитывал особенности мыслительной деятельности каждого ученика. И главное место отводится младшему школьному возрасту, в котором и берет свое начало развитие потребностей, способностей, склонностей, интересов учащихся, в чём непосредственно принимает участие мыслительная деятельность ребёнка. Известно, что мышление является самым сложным из процессов познания, причем его сложность такова, что  она превосходит даже возможности языка в однозначном выражении сути мышления. Дать исчерпывающее определение мышлению, ограничив его простым или единственным предложением, практически невозможно. Однако, мышление можно описать с разных сторон, используя для этого понятия о видах, формах мышления, теории его происхождения и развития и особенностях творческого мышления. Знание этих  процессов, как психологических основ активизации мыслительной деятельности, являются главными в  реализации активной учебной деятельности детей младшего  школьного возраста. 

Таким  образом, актуальность данной  проблемы обусловлена: потребностью  общества в  развитых людях, необходимостью  развития самостоятельности как качества личности школьника.

На основании актуальности исследования нами сформулирована тема  исследования: «Психологические основы активизации мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста».

Цель исследования: определение особенностей и возможностей развития мыслительной деятельности в младшем школьном возрасте.

Задачи исследования:

  1.  дать понятие мышления как психологической категории на  основе  изученной литературы;
  2. изучить теорию мыслительной деятельности и её практическое значение для обучения ребенка младшего школьного возраста;

3) выявить особенности мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста и их использование для его обучения;

4) определить формы и методы создания психологического комфорта для детей младшего школьного  возраста, как фактора развития их познавательной мыслительной деятельности.

Методы исследования:

  1. Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования;
  2. Сравнение;
  3. Систематизация;
  4. Обобщение.