ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
олимпиадные задания по теме

Зарипова Эльвина Илфатовна

Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения исследовательской работы в начальной школе

Этапы выполнения исследовательской работы:

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап. Отчет и защита работы
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопроссы.

VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.



Предварительный просмотр:

Исследовательские мероприятия для младших школьников

  1. Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся 1-11 классов и дошкольников старших групп «Свет познания - весна 2018»

https://open-hands.ru/svet-poznaniya/polozhenie

Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала школьников и совершенствования их исследовательских навыков.

Задачи: способствовать реализации положений п.22 ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изм. от 29 декабря 2017 года.

  • пробудить интерес школьников к научным дисциплинам, сформировать устойчивую познавательную потребность;
  • способствовать формированию аналитического, критического, исследовательского мышления, углублению теоретических и практических знаний по школьным предметам в процессе выполнения исследований у учащихся;
  • обеспечить возможность представления и публикации школьных исследовательских работ на всероссийском уровне вне зависимости от географического положения участников;
  • повысить уровень культуры исследовательской деятельности путем создания конкурентной среды с сохранением дружественной атмосферы для всех участников;
  • поощрение творчески активных учителей и учащихся.
  1. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»

http://pedakademy.ru/?page_id=119

Цель: повышения качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности.

Задачи:

- развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся;

- предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона;

- выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность.

3.  Международный конкурс научно-исследовательских работ учащихся

International competition «the big progress» | «большой прогресс»

http://visioneuromedia.com/big-progress.html

Цели: выявление одаренных школьников и содействие в становлении исследовательских качеств личности современного школьника.

Категории участников:

1.1. В настоящем конкурсе могут принимать участие ученики всех видов школ, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью в области науки.

1.2. Возраст участников от 7 до 16 лет.

1.3. Каждая работа должна иметь научного руководителя.

4. Дистанционный конкурс научно-исследовательских работ для школьников,  студентов и педагогов «Блестящая идея»

http://konkursgrad.ru/выберите-конкурсы/конкурс-блестящая-идея

Цели:

а) Популяризировать науку;
б) Воспитывать у школьников интерес и тягу к научным знаниям;
в) Вдохновлять на научные открытия и инновационные решения.

5. Всероссийский интернет-конкурс детских проектов «Моя исследовательская работа 2018» для учащихся, студентов и дошкольников

http://www.klassnye-chasy.ru/konkursy/deiskih-proektov-moya-issledovatelskaya-rabota-2018

Цель: способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников и дошкольников.

Задачи:

  • формирование у детей исследовательских умений и навыков;
  • развитие критического и аналитического мышления при исследовании теоретического вопроса, при поиске путей решения конкретной проблемы;
  • поддержка творческой активности детей;
  • предоставление возможности всем участникам конкурса проявить творчество, стимулировать творческую активность.



Предварительный просмотр:

Темы исследовательских работ по экологии:

  • Бездомные животные – проблема каждого из нас
  • Какую воду мы пьём
  • Каким воздухом мы дышим
  • Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?
  • Экология моего поселка

Темы исследовательских работ о животных:

  • Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
  • Кто живет у нас в лесу?
  • Кто как приспосабливается к окружающему миру
  • Кто строит дом на реке?
  • Кто такие ежи и что мы знаем об их жизни?

Темы исследовательских работ по физкультуре:

  • Если хочешь быть здоров
  • Здоровый образ жизни
  • Мой режим питания
  • Молоко полезно детям
  • Польза и применение витаминов.

Темы исследовательских работ по географии:

  • Достопримечательности нашего города
  • Кто в Африке живет?
  • Кто предскажет нам погоду?
  • Семь чудес света
  • Семь чудес России



Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта с младшими школьниками.

  1. Определение проблемы. Здесь важно определить актуальную проблему для исследования, которая соответствовала бы возрасту, способностям и знаниям младших школьников, была интересна для детей.
  2. Определение цели и задач. Учитель помогает детям определить цели исследования, направить их на достижение результата.
  3. Подготовка и планирование. Здесь важно помочь ученику подобрать форму выполнения проекта в соответствии с тематикой, а также определить средства и методы организации деятельности. Важным является и определение, в течение какого времени будет выполняться проект. Если это проект групповой, то учитель должен составить инициативные (рабочие) группы учеников, которые будут совместно работать над проектом. Важно сориентировать учеников в поиске нужных материалов, помочь в обработке информации.
  4. Реализация проекта. Работа над проектом всегда начинается со сбора информации, анализа (обсуждения), выдвижения идей. Как только нужная информация будет собрана и проведены все экспериментальные работы, осуществляется оформление проекта. На этом этапе педагог должен оказывать консультационную помощь ученикам, учить их анализировать и обобщать факты, учить оформлению и презентации, при необходимости находить способы стимулирования их интереса к творческому процессу, развивать умственные способности. Необходимо также проверять промежуточные результаты проектной работы.
  5. Подведение итогов. Итогом проекта является презентация. Она может проходить в виде оформления стенгазет или стендов, выступления с докладом, подготовки отчёта или защиты проекта. После защиты проекта проводим рефлексию проектной деятельности, в которой учащиеся отвечают на следующие вопросы:

1.Была ли достигнута цель проекта?

2. Что нового ты узнал для себя?

  1. Научился ли ты распределять время, когда работаешь?
  2. Что ты сделал бы по-другому?
  3. Что получилось у тебя лучше всего?
  4. Что для тебя было трудным в процессе работы над заданием?
  5. Что для тебя было лёгким в процессе работы над заданием?

Алгоритм выполнения проекта

1. Сбор информации

2. Эксперимент

3. Систематизация и структуризация информации

4. Исследование

5. Оформление работы

6.Фото и видео зарисовки

7. Интервьюирование

8. Наблюдения

9. Презентация

10.Практическое применение новых знаний

11. Публичное выступление



Предварительный просмотр:

         Список конкурсов, фестивалей проектов в начальной школе         

1. Международный конкурс проектов для учащихся

http://school.interclover.ru/all/project.html

Уровень: международный

Направления:

- Математический цикл

- Общественно-научный цикл

- Гуманитарный цикл

- Филологический цикл

- Трудовое обучение

- Физкультура и ОБЖ-

- Искусство

2. Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов «Проекториум»

http://obrazshkola.ru/?page_id=840

Уровень: федеральный

Предмет конкурса проектных работ: исследовательские, информационные и практико-ориентированные проекты учащихся.

3. Всероссийский конкурс научно-технологических проектов

https://dm-centre.ru/sirius-konkurs-projectov

Уровень: федеральный

Направления: 

- современная энергетика;

- информационные технологии;

- космос, навигация, связь;

- конструирование сложных технических объектов (в том числе беспилотный транспорт, роботы);

- новые материалы: конструкционные, функциональные, квантовые, нано;

- нейротехнологии

- медицина будущего;

- агро- и биотехнологии.

4. Всероссийский конкурс социальных проектов учащихся «Изменим мир к лучшему!»

Уровень: федеральный

Предмет и содержание Конкурса: социальные проекты учащихся.

Тематика материалов не ограничивается, однако материалы должны иметь образовательный характер и не противоречить общепризнанным научным фактам, этическим нормам и законодательству Российской Федерации.

5. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ обучающихся 
«Открытие – 2018»

https://eduopenru.ru/index.php/konkurs/1122-vserossijskij-konkurs-proektno-issledovatelskikh-rabot-obuchayushchikhsya-otkrytie-2018

Уровень: федеральный

Направления: 

  1. Гуманитарное направление.
  2. Физико-математическое направление.
  3. Естественнонаучное направление.
  4. Информационно-технологическое направление.
  5. Художественно-эстетическое направление.
  6. Спортивное направление.



Предварительный просмотр:

Список тем проектов для младших школьников

Творческие проекты:

 «Семейные праздники и традиции»

«Кукла - оберег»

«Что можно сделать из теста»

«Сад моей мечты»

Информационные проекты:

 «Города - герои»

«Пять самых редких птиц на планете»

«Чудеса света»

«Самые большие аквариумы мира»

Учебный проект:

«Писатели Южного Урала»

«Пословицы и поговорки в произведениях»

«Удивительные животные России»

«Занимательная математика»

Исследовательские проекты :

«Зачем растениям нужна вода»

«Почему листья зеленые?»

«Как двигаются насекомые»

«Камни Южного Урала»

Социальный проект:

«Поможем нищим и бездомным»  

«Помоги птицам»

«Экология и чистота в окружающем мире»

«Школьная библиотека»



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя

  1. Автайкина, Т. О., Власова О. С. Метод проектов как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2013.
  2. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников // Начальная школа (ПС). – 2006. - № 10.
  3. Иванова Н., Марунина Г. «Как организовать проектную деятельность в начальной школе. Методическое пособие»
  4. Ильина И.Н. Исследовательская деятельность учащихся (из опыта) // Одаренный ребенок. – 2008. - № 2.
  5. Савенков А.И, Психологические основы исследовательского обучения школьников // Школьные технологии. – 2008. - № 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....