ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
презентация к уроку по теме
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Алгоритм выполнения исследовательской работы в начальной школе
І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.
ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.
ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.
ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).
V этап. Отчет и защита работы
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопроссы.
VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.
Предварительный просмотр:
Алгоритм выполнения проекта с младшими школьниками
У учащихся младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.
Правила выбора темы проекта
Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.
Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена.
Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.
Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.
Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.
Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.
Структура проекта. Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6 , в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
- Выбор темы.
- Постановка цели и задач.
- Гипотеза исследования.
- Организация исследования.
- Подготовка к защите и защита работы.
- Рефлексия
Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.
Проект – это «Пять П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация.
Этап 1. Представление темы проекта. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей.
На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.
Этап 2. Выбор проблемы. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьника в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.
Этап 3. Формулировка подтем (мелких проблем). Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации.
Кроме того, важно ставить вместе учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями.
Этап 4. Планирование работы. В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.
Этап 5. Осуществление проекта. Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуются особый такт, деликатность, чтобы не "навязать" ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. На этом этапе можно задать ученикам такие вопросы: "Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?".
Этап 6. Представление проекта (защита). Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.
Этап 7. Оценка проекта. Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.
Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект "победил" в "какой-либо" номинации.
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей | |
I этап | 1.Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта). 2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3.Формулирует задачу. | 1. Вхождение в проблему. 2.Вживание в игровую ситуацию. 3.Принятие задачи. 4.Дополнение задач проекта. | |
II этап | 4.Помогает в решении задачи. 5.Помогает спланировать деятельность. 6.Организует деятельность. | 5.Объединение детей в рабочие группы. 6.Распределение амплуа. | |
III этап | 7.Практическая помощь (по необходимости). 8.Направляет и контролирует осуществление проекта. | 7.Формирование специфических знаний, умений, навыков. | |
IV этап | 9.Подготовка к презентации. Презентация. | 8.Продукт деятельности готовят к презентации. 9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
Предварительный просмотр:
Конкурсы проектов в начальной школе
- Областной конкурс проектной деятельности школьников Сахалинской области «Старт в будущее!»
Направления: по любому предмету на выбор ученика.
Конкурс проводится ежегодно под научнометодическим руководством ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области» (далее ГБОУ ДПО ИРОСО) в соответствии с Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
Конкурс является заочным отборочным туром научно-практической конференции школьников Сахалинской области, по результатам которой, победители и призеры приглашаются на научно-практическую конференцию школьников «Старт в будущее!» Сахалинской области.
Цель конкурса:формирование развивающей среды, способствующей реализации творческого потенциала школьников, а так же активизация на школьном муниципальном и региональном уровнях проектной деятельности школьников
Задачи Конкурса: выявление мотивированных, обладающих высоким творческим потенциалом детей; поддержка и развитие способностей и навыков путем создания условий для детского исследовательского творчества в различных областях науки, в сфере общего и дополнительного образования; повышение доступности, эффективности и качества образования с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и способностей обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности; воспитание патриотизма, самоидентификации молодого поколения в контексте ценностей российской общенациональной культуры, традиций и обычаев.
http://docplayer.ru/43415946-Polozhenie-o-provedenii-oblastnogo-konkursa-proektno-issledovatelskoy-deyatelnosti-shkolnikov-sahalinskoy-oblasti.html -ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области»
2. Всероссийский заочный конкурс проектных работ "Созидание и Творчество" (Весенний тур)с 01.03 по 21.05
Участники: учащиеся 1–4, 5-8, 9-11 классов, студенты учреждений начального профессионального образования, ссузов и вузов.
Направления:
- Учебные проекты
- Научные проекты
- Образовательные проекты
- Инновационные проекты
- Проекты в области технического творчества
- Культурно-просветительские проекты
- Здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие проекты
- Социальные проекты
- Проекты социальной рекламы
- Конкурс презентаций
- Конкурс видеороликов
- Экологические проекты
- Интернет-проекты
- Бизнес-проекты
- Конкурс проектов «Технология игр»
- Проекты в области технологии
- Проекты в области искусства
- Издательские проекты
- Международные проекты
- Научно-фантастические проекты
По итогам конкурса:
Автору (команде) проекта присваивается звание Лауреата Всероссийского заочного конкурса «СОЗИДАНИЕ и ТВОРЧЕСТВО» с вручением диплома I, II или III степени, либо статус Участника Всероссийского конкурса проектов с вручением свидетельства Участника. Квота на количество лауреатов не устанавливается. В дипломе или свидетельстве (один документ на команду) указываются все участники команды и руководитель (руководители) проекта.
2) По результатам конкурса для научных руководителей, подготовивших Лауреатов Всероссийского заочного конкурса, высылаются соответствующие свидетельства.
http://future4you.ru/index.php?Itemid=27/- Юность.Наука.Культура
3.XI Всероссийский заочный конкурс учебных проектов в образовательной области «Технология» имени М. И. Гуревича
Направления: по любому предмету на выбор ученика.
https://drofa-ventana.ru/material/xi-vserossiyskiy-zaochnyy-konkurs-uchebnykh-proektov-v-obrazovatelnoy-/ - Корпорация «Российский учебник» и ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования».
4.Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов
«Проекториум»
Направления: для участия в конкурсе проектных работ учащиеся могут представить проект любого типа: исследовательский, информационный, практический, творческий. На конкурс можно представить также социальные проекты (социально-значимые проекты), а также проекты общественно-экологической направленности.
http://obrazshkola.ru/?page_id=840 - Образцовая школа. Образовательное издание для педагогов и школьников.
5.Международный конкурс проектов для учащихся школ
Направления: математика: 1—6 класс, чистописание: 1 класс,
родной язык: 1-4 классы, русский язык: 1—11 классы, чтение: 1—4 классы, иностранный язык: 2—11 классы (английский, французский, немецкий, испанский), труд («Труды»): 1—4 класс (иногда 1-8 класс), общественно-полезный труд, музыка: 1-(5-9)классы., изобразительное искусство (Рисование): 1-7 классы.
http://scipro.ru/contest/interclover/cont-school.html - SCIPRO.
Предварительный просмотр:
Конкурсы исследовательских работ младших школьников
1)Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»
В конкурсе могут принять участие учащиеся в четырех возрастных группах: 1-4 кл, 5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл.
Цель конкурса: повышения качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности.
Задачи конкурса:
- развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся;
- предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона;
- выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность.
Предмет конкурса:
На конкурс представляются проектные и исследовательские работы школьников 1-11 классов и студентов 1-2 курсов (на базе 9 классов)
Критерии оценки.
1. Четкость формулировки темы, её актуальность.
2. Выдвижение гипотезы для исследовательских работ и наличие проблемы для проектных работ.
3. Использование научных фактов в работе, опыта учёных и исследователей
4. Логичность составления плана работы, полнота раскрытия темы.
5. Творчество и аргументированная точка зрения автора, самостоятельные оценки и суждения.
6. Наличие обоснованных выводов.
7. Стиль, язык изложения материала (ясность, образность, лаконичность, лексика, грамматика).
8. Оформление работы.
http://pedakademy.ru/?page_id=2701 – Академия педагогики. Центр дистанционной поддержки учителей.
2) Свет познания — весна 2018
Всероссийский конкурс исследовательских работ для учащихся 1-11 классов
В мероприятии может принять участие каждый школьник совместно с педагогом-руководителем или в индивидуальном порядке.
Конкурс проводится с 26 февраля 2018 г. по 5 июня 2018 г.
2.2. Конкурс разделяется по времени на три потока.
На конкурс принимаются исследовательские работы и проекты по:
астрономии и космонавтике,
биологии,
географии,
искусствоведению,
иностранным языкам,
информатике,
истории,
краеведению,
литературе,
математике и криптографии,
музыке,
окружающему миру,
политологии,
психологии,
робототехнике;
русскому языку,
социология,
технологии,
физике,
химии,
экологии,
экономике.
https://open-hands.ru/konkursy-dlya-shkolnikov- Всероссийский конкурс исследовательских работ
3)Всероссийский конкурс реферативных работ учащихся «Новый горизонт»
Цель конкурса: активизация творческой деятельности учащихся.
Задачи конкурса:
- развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся;
- предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона;
- выявление и поддержка мотивированных, способных и одаренных детей.
В конкурсе могут принять участие учащиеся в четырех возрастных группах: 1-4 кл, 5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл.
http://pedakademy.ru/?page_id=120 – Академия педагогики. Центр дистанционной поддержки учителей.
4.Всероссийский конкурс детских исследовательских работ и проектов «Мои открытия»
Конкурс проводится в целях развития интеллектуально-творческого потенциала детей путем приобщения к исследовательской деятельности, вовлечения детей и взрослых в совместную исследовательскую деятельность.
Номинации:
- «Русский язык и литература»;
- «Окружающий мир»;
- «Математика»;
- «Искусство»;
- «Физическая культура и спорт»;
- «Технология».
http://portalzd.ru/konkursy-dlya-detej-i-pedagogov/distancionnye-konkursy-dlya-detej/konkurs-detskih-issledovatelskih-proektov/ - Сетевое издание «Информационно- методический портал «Звёздная дорожка».
5) Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ"
Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" будет проводиться в городе Сочи с 29 по 31 мая 2018 г.
Цель и задачи -развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Задачи конкурса: 1. Формирование у учащихся и педагогов представления об исследовательском обучении, как ведущем способе учебной деятельности.
2. Содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с дошкольниками и младшими школьниками.
3. Содействие развитию творческой исследовательской активности детей.
4. Стимулирование у дошкольников и младших школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам.
5. Содействие формированию у детей научной картины мира.
6. Пропаганда лучших методических разработок по учебно- исследовательской работе дошкольников и младших школьников.
Сроки проведения
3.1. Конкурс проводится ежегодно, с 15 января по 31 мая. С 15 января по 5 мая – региональный тур. С 15 по 31 мая проводится финальный тур Конкурса. - https://www.ctrigo.ru/npk/1/ - Общественное движение "Исследователь"
Предварительный просмотр:
Список рекомендуемой литературы для учителя
- Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004. - N 2. - С. 7-10.
- Богомолова А.А. Организация проектной исследовательской деятельности учащихся / А. А. Богомолова // Биология в школе. - 2006. - N 5. - С. 35-38.
- Братанова Т.А. Методика организации игр – исследований с младшими школьниками. Начальная школа.
- Брдовская З.В. Организация проектной деятельности в системе работы учителя начальных классов. Сборник. Как организовать проектную деятельность младших школьников.
- Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Журнал «Начальная школа».
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004
- Полат Е.С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников».
- Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа».
Предварительный просмотр:
Темы проектов в начальной школе
Социальные:
- «Ёлочка»
- «Театр здоровья»
- «Книжный дом»
- «Ветеран живет рядом»
- «Подари свою улыбку»
Творческие:
- «Весёлая азбука»
- «Каким был первый фотоаппарат?»
- «Тайна маленькой батарейки»
- «От улитки станет всем светлей»
- «Мой город»
Информационные:
- «Животный мир»
- «Самые большие зоопарки мира»
- «Есть такая профессия!»
- «Скотч – материал на все случаи жизни»
- «Влияет ли зубная паста на прочность зубов?»
Учебные:
- «Моя родословная»
- "Полезные фрукты и овощи"
- «Я и моя семья!»
- «Влияние почвы на рост растений»
- «Моя любимая книга».
Исследовательские:
- «Спать или не спать? Вот в чём вопрос»
- «Можно ли верить своим глазам» (оптические иллюзии)
- «Знак Зодиака и учебная деятельность»
- «Мобильный телефон: друг или враг?»
- «Роль собак в жизни человека»
Предварительный просмотр:
Темы исследовательских работ в начальной школе
- А прочно ли куриное яйцо?
- Откуда в хлебе столько дырочек
- О чем рассказывают следы на снегу
- Почему вода в небольших водоемах зеленая?
- Почему подушка мягкая, а пол твёрдый?
- Почему скисает молоко?
- Генеалогическое дерево моей семьи
- Полезные свойства калины
- Почему в яблоке не прорастают семена?
- Роль растения в жизни человека
- Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
- У кого длиннее хвост?
- Наблюдение за циклом развития колорадского жука
- Достопримечательности нашего города
- Откуда пришёл к нам чай?
- Почему вода на Земле не иссякает
- Охранять природу - значит охранять мир
- Шоколад – вред или польза.
- Отчего крапива жжется?
- Почему цветы разноцветные
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...
ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...
ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....
ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....