Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе.
учебно-методический материал (2 класс) на тему

Апарина Юлия Геннадьевна

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе.

Подготовила: Назарчук Ю.Г

         Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно-орфографическая работа. Традиционно в ней выделяются следующие составные части: представление нового слова из «Словарика», с которым учащиеся знакомятся на уроке; формулирование лексического значения; освоение его орфографии; введение нового слова в активный словарь детей.

         Лучшему усвоению написания этих слов способствует, прежде всего, значительное количество упражнений, рассчитанных на зрительно – моторное запоминание. Для формирования более точного зрительного образа хорошо выделять орфограмму другим цветом или подчёркиванием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo.odt12.76 КБ

Предварительный просмотр:

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе.

Подготовила: Назарчук Ю.Г

        Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно-орфографическая работа. Традиционно в ней выделяются следующие составные части: представление нового слова из «Словарика», с которым учащиеся знакомятся на уроке; формулирование лексического значения; освоение его орфографии; введение нового слова в активный словарь детей.

        Лучшему усвоению написания этих слов способствует, прежде всего, значительное количество упражнений, рассчитанных на зрительно – моторное запоминание. Для формирования более точного зрительного образа хорошо выделять орфограмму другим цветом или подчёркиванием.

Методика работы над словарным словом:

1. Прочитывание напечатанного на таблице слова. Определение его значения.

2. Прочитывание слова в учебнике (в рамке), уточнение его написания.

3. Проговаривание слова по слогам, запись его в тетради, постановка ударения, выделение орфограммы.

4. Написание строчки данного слова.

5. Составление и запись с данным словом словосочетания и предложения.

6. Запись данного слова в словарик, подбор к слову соответствующего рисунка.

        Однако одного знакомства со словами недостаточно для того, чтобы овладеть грамотным их написанием. Овладению написанием слов способствуют «Орфографические пятиминутки», комментированное письмо, требующее чёткого проговаривания того, что подлежит написанию.

«Орфографические пятиминутки»

1. Чтение загадки, отгадывание её учащимися.

2. Игры «Собери слово из букв», «Собери слово из слогов», «Расшифруй слово», «Угадай слово», «Вставь пропущенное слово».

3. Рассматривание предметных картинок (из набора «Картинный словарь») с последующей их записью и с проговариванием.

4. Картинный диктант (показываются картинки с изображением предметов, ученик записывает названия предметов).

5. Узнавание слова по описанию признаков предмета.

6. Запись слов из словаря с пропуском трудного места (с «окном») – это способ, предлагается детям для фиксации поставленной орфографической задачи.

7. Дописывание предложения, в котором нужно заменить картинки словами.

8. Составление рассказа из группы словарных слов (морковь, капуста, картофель, горох).

9. Восстановление деформированного предложения.

10. Мнемонические приёмы. К мнемоническим можно отнести такие: стихи, рассказы, ребусы, рисунки, которые вызывают у детей определённые ассоциации, помогают запомнить трудное слово.

11. Запись слова с закрытыми глазами. Нужно внимательно прочитать слово, затем закрыть глаза и представить это слово, так как оно написано в учебнике. Назвать его побуквенно. Заставить «опасную» букву помигать. Повторить слово, так как нужно писать его. Записать слово несколько раз, проговаривая, то, что пишешь.

12.Отгадывание кроссвордов.
        Так же я использую следующий подход к представлению нового слова из «Словарика», сущность которого можно сформулировать следующим образом: усиление обучающего эффекта, интенсификация интеллектуального развития школьников, достигаемых за счёт субъективизации процесса обучения. С помощью специальных упражнений, объединяющих в разных сочетаниях несколько видов учебной деятельности (фонетического разбора, анализа слов по составу, морфологического разбора, освоения лексики, орфографии, развития речи и т.д.), школьники самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться на данном уроке, и сами формулируют тему словарно-орфографической работы. 
        Все упражнения объединены в несколько групп, которым присуща единая функциональная установка: обеспечение возможности самостоятельного определения школьниками нового слова и занимательно-развивающий характер предлагаемых заданий. Внутри каждой группы от урока к уроку задания видоизменяются и усложняются. Вместе с тем у каждой группы есть свои отличительные, характерные особенности.
        В первую группу входят упражнения, предусматривающие выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами. При их выполнении у детей развивается устойчивость, распределение и объём внимания, кратковременная произвольная память, речь, аналитико-синтетическое мышление, сообразительность. Например, такое задание: «Вы сможете определить новое слово из «Словарика», если расположите буквы по степени увеличения количества точек рядом с ними». (Искомое слово медведь)
        
Постепенно количество конкретных указаний ,помогающих учащимся определить искомое слово, уменьшается. Так дается инструкция: «Вы сможете назвать новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, если найдёте прямоугольник с его первой буквой и самостоятельно установите последовательность соединения остальных букв искомого слова».
        
Какое слово вы прочитали и каким образом вы это осуществили? (Возможный ответ: «Мы прочитали слово учитель. Начали с прямоугольника, который выделен ярче, чем другие. Он самый маленький. Далее искали прямоугольники более высокие и соединяли бук-
вы, которые в них написаны».
        Вторую группу составляют упражнения, предусматривающие работу учащихся с символами, шифрами, кодами. Они позволяют формировать абстрактное мышление и наряду с ним совершенствовать ряд других качеств интеллекта. Здесь также просматривается тенденция постепенного уменьшения конкретных указаний учителя, помогающих детям в определении слова. Пример задания, выполняемого на основе полных указаний учителя: «Назовите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке. Они зашифрованы с помощью чисел.
Первое слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1

Второе слово: 4, 5, 7, 3, 5, 2, 15

1  2  3  4  5  6  7  11 12 13 15

А В К М О У Р  П  С  Т   Ь


(Искомые слова капуста и морковь.)
        В третью группу входят упражнения, так или иначе связывающие искомое слово с изучаемым материалом. В этом случае значительно возрастает их универсальность и эффективность использования. В зависимости от содержания учебного материала, от дидактической цели, которая ставится учителем на уроке, здесь могут быть самые разные варианты. Пример задания, предусматривающего закрепление знаний по фонетике: «Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке». (Искомое слово машина.)

     По моему мнению, данные задания способствуют лучшему усвоению словарных слов, При этом предлагаемые  упражнения и задания к ним составляются таким образом, чтобы они могли обеспечить одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребёнка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д. Такая организация учебного процесса оживляет его, повышает интерес детей к изучаемому предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе»

Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка...

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе

Один из важных этапов урока русского языка – словарно-орфографическая работа. Моя цель как учителя – пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяе...

Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе

В этом материале рассказывается как разными методами и приёмами можно добиться правильного написания словарных слов....

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа

Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка в начальной школе на основе этимологического анализа...

Групповые формы работы на уроках русского языка в начальной школе. О.А.Спадабаева, Т.В.Караваева, И.Б.Киевская, С.И.Кузьмина,учителя начальных классов ГБОУ «Академическая Гимназия № 56» (Санкт-Петербург)

Групповая работа ради групповой работы – это бессмысленно и нерационально, ученики тоже должны понимать, почему и для чего именно сегодня они работают в группе, что они имеют возможность об...