urok_v_ramkah_sistemno_-_deyatelnostnogo_podhoda_v_obuchenii_v_obrazovanii.doc
статья на тему

Балинова Зинаида Горяевна

 

 

Да, он действительно живой, он развивается, дышит нашими идеями, нашим творчеством. А какой же он сейчас: в рамках системно – деятельностного подхода.

Современный урок:

  • Опирается на зону ближайшего развития
  • Учащийся действует как субъект собственной УД
  • Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания
  • На первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности
  • Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности

Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок в рамках системно – деятельностного подхода в обучении (в образовании).

Как мир меняется!

И как я сам меняюсь!

Лишь именем одним я называюсь,-

На самом деле то, что называют мной,-

Не я один. Нас много. Я – живой!

Н.Заболоцкий.

 

Да, он действительно живой, он развивается, дышит нашими идеями, нашим творчеством. А какой же он сейчас: в рамках системно – деятельностного подхода.

Современный урок:

  • Опирается на зону ближайшего развития
  • Учащийся действует как субъект собственной УД
  • Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания
  • На первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности
  • Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности

Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока.

Реализация технологии деятельностного метода предполагает соблюдение следующей системы дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

На основе вышеперечисленных принципов рассмотрим следующую типологию уроков. Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель:формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель:расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

 

2. Урок применения знаний в стандартных и нестандартных ситуациях.

Деятельностная цель:формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель:коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

 

3. Урок обобщения и систематизации знаний.

Деятельностная цель:формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель:выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

 

4. Урок проверки, оценки и коррекции достигнутых результатов.

Деятельностная цель:формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель:контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

                 Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какой должна быть структура любого типа урока. Рассмотрим её в сравнении со структурой урока по традиционному обучению.

Сравнительный анализ структуры урока

Этапы урока

по традиционному обучению

Этапы урока

согласно системно-деятельностному подходу

1.

Организационный момент

Самоопределение к деятельности

2.

Повторение ранее изученного материала

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3.

Проблемное изложение знаний

Выявление причин затруднения.

4.

Построение проекта выхода из затруднения

5.

Первичное закрепление  во

 внешней речи        

А) Реализация построенного проекта.

Б) Первичное закрепление во внешней речи.

6.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

7.

Включение в систему знаний и повторение

8.

Итог урока

Рефлексия учебной деятельности.

                 Обратите внимание на то, что по традиционному обучению последний этап урока – это итог урока, а согласно системно – деятельностному подходу – это рефлексия учебной деятельности.

Рассмотрим более подробно структуру уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода.

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление причин затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися  причин затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

Т.о. системно - деятельностный подход сегодня реально приходит в образование. И он нам поможет в таком сложном вопросе, как научить ребенка учиться. СДП нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

Самое прекрасное в уроке – это приобретение новых знаний. Сделать данный процесс деятельностным, креативным – прямая обязанность учителя!

Учителя! Как огонёк в пути!

Какое ж нужно пламенное сердце,

Чтоб детям свет нести,

Чтоб след его вовек не мог стереться!!!

Использованные источники.

1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике.

Случаи вычитания 36-2, 36-20.

Выполнил: учитель КОУ «ВЯСШИ»

 Балинова Зинаида Горяевна

Класс: 2.

Тема урока: Случаи вычитания 36-2, 36-20.

Тип урока: обучающий.

Цели: разобрать приемы вычитания в случаях вида 36 – 2, 36 – 20; закреплять изученный на предыдущем уроке приём сложения в случаях вида: 36 + 2, 36 + 20, решать задачи изученных видов, знание состава чисел второго десятка.

УУД: Личностные:

-развитие мотивации учебной деятельности и личного смысла учения;

-заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, и творческий подход к выполнению заданий;

Метапредметные:

Регулятивные:

-определять и формировать цель на уроке с помощью учителя;

-планировать свое действие в соответствии с поставленной  задачей;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок;

Коммуникативные:

-формировать собственное мнение и позицию;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (под руководством учителя);

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов;

-находить ответы на вопросы в знаковых записях;

- анализировать, выделять существенное, обобщать, классифицировать по заданным признакам.

Планируемые предметные результаты: Знать приёмы вычитания 36-2, 36-20.Уметь устно вычитать числа, учитывая их разрядность, применять полученные знания на практике.

Оборудование: учебник; тетради; ручки

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности.

Начинается  урок, Знайка Математик снова приготовил задание для вас.

II. Актуализация знаний

  1. Подумайте, как быстрее найти сумму чисел:

1+2+3+4+5+6+7+8+9

(ответ детей:(1+9) +(2+8) +(3+7) +(4+6) +5=10+10+10+10+5=45)

2. Расположите выражения в порядке возрастания их значений.

16 + 2        10 + 4        10 + 7

14 + 2         16 – 1         14 – 4

3. «Цепочка».

4. Задача на развитие логического мышления.

На обувной полке стоит 5 пар женских туфель и 3 пары мужских. Сколько пар туфель стоит на правую ногу на полке? (8)

III.Постановка учебной задачи, самоопределение к учебной деятельности

Распредели примеры в два столбика

36-2=          10-2=          

7-3=            36-20=

Ответ

7-3=                  36-2=

10-2=                 36-20=

-Какой столбик с примерами вы уже можете решить?

 8-2=                

  10-4=

- Над каким столбиком  мы будем работать?

36-2=

 36-20=

-Какая задача стоит сегодня перед нами?

    IV. Решение учебной задачи.

-Разложи на парте число 36.

- Из чего состоит число 36? (3 десятка и 6 единиц)

- Ребята, десятки будут зеленые квадраты, а единицы – красные кружочки.

- Какое количество на парте квадратов? (3.)

- А кружочков? (6.)

-Ребята, нам нужно вычесть число 2.

-Как это будет звучать на языке математических терминов? (Вычесть 2 еденицы.)

-Как мы поступим? (Уберем 2 кружочка.)

-Сколько единиц остается ? (4)

-Получилось число на рисунке? (34)

-Что произошло с десятками?(Осталось тоже)

-Выполнимна числах действие:

36 – 2 = 30 + 6 – 2 = 30 + 4 = 34

30   6

-36 – это… (3 десятка и 6 единиц или 30и 6)

-Какой получится пример? (30 + 6 – 2)

-Как проще вычислять? (Из 6 – 2)

-Как это будет звучать с использованием математических терминов ? (Из 6 едениц вычитаем 2 единицы, так удобнее)

-Сколько единиц остается? (4)

-Какое действие дальше ? (К 30 прибавим 4)

-Чему равно значение выражения?(34)

-Что скажете о результатах действий на рисунке и числах? (Получили одинаковые ответы)

-Что мы видим? (Единицы вычитают из единиц)

-Предлагаю разложить число 36.

-Вычтите число 20.

-Что значит 20? (2 десятка)

-Какое выполните действие? (Уберем два квадрата)

-Сколько десятков осталось? (1)

-Что можете сказать о количестве единиц? (Оно не изменилось, 6)

-Какое число у вас на парте? (16)

-Выполним эту операцию на числах. Предлагаю одному из вас объяснить и записать объяснения на доске:

36 – 20 = 30 + 6 – 20 = 30 – 20 + 5 = 16

30  6

Ученик объясняет у доски и руководит работой класса.

-Какой сделаем вывод? (Десятки вычетаем из десятков)

-Предлагаю самостоятельно прочитать параграф на с. 59 и внимательно рассмотреть рисунки.

-Что вы можете сказать о наших рассуждениях? (Мы рассуждали верно)

-Хором прочитаем правило, выделенное в красную рамочку.(Единицы вычитают из единиц.Десятки вычитают из десятков.)

-Мы со Знайкой Математиком решили, что такие замечательные дети достойны похвалы и подарка – физкультминутка.

V. Динамическая пауза

Что такое физкультминутка?

Это физ-культ-минутка

Руки вверх, руки вниз- это физ,

Крутим шею словно руль–это культ,

Приседаем словно утка – это минутка.

Вот что значит физкультминутка.

VI. Закрепление знаний, применение на практике.

№1 с.59-коллнктивная работа, выполнение с проговариванием хором.

86 - 5=

80   6

78 – 60 =

70  8

Ответ детей

86 - 5=81

80   6

78 – 60 =18

70  8

№ 4с.59-первый столбик выполняется на доске с комментарием. Остальные- самостоятельно, с последующей проверкой (записи ведутся подробно.)

     47 – 2 = 45                    54 – 3 = 51                                          

47 – 20 = 27                   54 + 30 =84

76 – 20 = 56                  68+8 + 2=78

76 + 20 = 96                45+6+4=55

VII. Работа над пройденным материалом.

 №5 с.59- выполняется устно.

40                20            80                 100

30 10            10            10             10  

VIII. Работа над задачами.

№ 3 с.59 – выполняется в парах. Учащиеся составляют задачу, рассказывают ее своему напарнику и предлагают решить ее, затем проверяют решение и оценивают на полях.

 1.Было-?                             2. Было-5р. и 10р.

Заплатили-5р. и 3р.                 Истратили -8р.

Осталось- 20р.                          Осталось-?

Решение1способ            Решение 1 способ

5+3=8(р)-заплатили.5+10=15(р)-было.

20+8=28(р)-было.                    15-8=7(р)-осталось.

Ответ: 28 рублей.                    Ответ: 7 рублей.

Решение 2способ                        Решение2 способ

5+3+20=28(р)                           (5+10)-8=7(р)

Ответ: 28 рублей.                    Ответ: 7 рублей.

IX.  Дом.задание.

С.59 учить правило, №2, №6.

X. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

–Чем занимались сегодня на уроке?

–Вам это пригодится?

–Как мы работали?

Литература:

  1. Учебник Моро М.И., Бантова М.А. и др. Математика. 2 класс.
  2. Поурочные разработки по математике. 2 класс. К УМК М.И. Моро

Дидактический материал по математике .2 класс Козлова




Предварительный просмотр:

Адаптация первоклассников к школе

Как ребенок привыкает к школе

          Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.

Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для психического развития, потому что в течение этого периода у ребенка формируется произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования.

Как никогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровья научиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно и безболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности. В большей степени это относится к так называемым гиперактивным детям. Им никак не усидеть за партой. Они расторможенны, неумеренны в движениях, иногда вскакивают с места, отвлекаются, говорят громко, даже когда их просят этого не делать. Такие дети не всегда ощущают дистанцию между собой и педагогом. Среди них много драчунов, легко возбуждающихся и даже агрессивных по отношению к одноклассникам. Осуждать и наказывать гиперактивных детей бесполезно, они нуждаются во врачебной помощи.

Есть дети с иной проблемой, связанной с нервной системой. Они также не способны высидеть весь урок, уже через четверть часа теряют интерес к занятию, смотрят в окно, отвлекаются. Они не шумят, не выкрикивают с места, не мешают объяснениям учителя. Речь идет о детях, у которых быстро наступает утомление, нервная система которых легко истощается.

Как уже говорилось, начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.

Описанные выше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, некоторые зарубежные ученые называют "адаптационной болезнью", "школьным шоком", "школьным стрессом".

Дело в том, что в процессе становления личности существуют особо важные узловые моменты. Они практически неизбежны для каждого ребенка, приурочены к определенным возрастным периодам и получили название возрастных кризисов. Наиболее важные кризисные изменения приходятся на возрастные промежутки от двух до четырех, от семи до девяти и от тринадцати до шестнадцати лет. В эти периоды происходят существенные изменения в организме: быстрая прибавка в росте, изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Это приводит к появлению необычных внутренних ощущений: повышенная утомляемость, раздражительность, перепады настроения. При этом даже практически здоровые дети начинают болеть, проявляют излишнюю ранимость. В эти периоды происходят значительные изменения в характере (дети начинают проявлять упрямство, непокорность), неадекватные изменения в самооценке ("Дома я хороший. А в школе - плохой", или наоборот). Наступает новый, сложный период в жизни ребенка.

Виды адаптации и ее продолжительность 

Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

Понятие адаптации непосредственно связано с понятием "готовность ребенка к школе" и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствуют о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка.

Психологическая адаптация ребенка к школе охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную, волевую, учебно-познавательную. Известно, что успешность школьного обучения определяется, с одной стороны, индивидуальными особенностями учащихся, с другой - спецификой учебного материала. Главную трудность "предметной" адаптации для начинающего школьника представляет освоение содержания обучения - грамоты и математических представлений. На первый взгляд, это не так. Содержание обучения в первом классе и в подготовительной к школе группе во многом совпадает. Фактически знания, которые получают школьники на уроках в начале обучения, большей частью усвоены еще в детском саду. В то же время известно: первое полугодие в школе самое трудное. Все дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях школьного обучения лежат иные механизмы. Это значит, что в дошкольный период знания усваиваются большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной форме, в привычных для детей видах деятельности. В процессе же школьного обучения главное - научить детей осознавать учебную задачу. Достижение такой цели требует от учащихся определенных усилий и развития целого ряда важных учебных качеств:

1. Личностно-мотивационное отношение к школе и учению: желание (или нежелание) принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, то есть учиться.

2. Принятие учебной задачи: понимание задач, поставленных педагогом; желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.

3. Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения: уровень элементарных знаний и умений, сформированных к началу обучения.

4. Информационное отношение: обеспечивает восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.

5. Управление деятельностью: планирование, контроль и оценка собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.

Следовательно, даже высокий уровень познавательной активности еще не гарантирует достаточную мотивацию учения. Необходимо, чтобы был высокий общий уровень развития ребенка и развиты ведущие качества личности.

 В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении. Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.

Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.

Процесс физиологической адаптации ребенка к школе также можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма.

Первый этап физиологической адаптации - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем. Эта "физиологическая буря" длится достаточно долго (две-три недели).

Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты, реакции на постороннее воздействие.

 На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится. Организм тратит все, что есть, иногда и "в долг берет". Поэтому учителю важно помнить, какую высокую "цену" платит организм каждого ребенка в этот период. На втором этапе эта "цена" снижается. Буря начинает затихать.

Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.

Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденно сидячей позе, или психологическая нагрузка от общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение будет испытывать каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. Но возможности детского организма далеко не безграничны. Длительное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Продолжительность всех трех фаз физиологической адаптации приблизительно пять-шесть недель, а наиболее сложными являются первая и четвертая недели.

Личностная, или социальная, адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль - школьника и достигается целым рядом условий

1. Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат - то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.

3. Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки (такими критериями выступают полнота знаний, их объем, глубина; возможность использовать знания в различных ситуациях, то есть практически, и т д.) - то есть устойчивой учебной мотивации на фоне позитивных представлений ребенка о себе и низкого уровня школьной тревожности.
Важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в школе выступает его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности, влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на сформированность внутренней позиции школьника.

Обратной стороной адаптации ребенка в начальной школе является проблема школьной дезадаптации, которая вызывается двумя группами причин:

1. Индивидуальные характеристики ребенка: его способности, особенности эмоциональной сферы, состояние здоровья, особенности семейной среды.

2. Влияние социально-экономических и социально-культурных условий: семейное окружение, материальное состояние семьи, ее культурный уровень, ценности и т. д.

Педагогический диагноз школьной дезадаптации обычно ставится в связи с неуспешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками. Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь либо в субъективных переживаниях школьника, либо в форме социальных проявлений.

Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и так или иначе влияют на все сферы деятельности ребенка в школе.

Реакция активного протеста. Ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им играть, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева. 

Реакция пассивного протеста. Ребенок редко поднимает руку на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм. У него преобладает подавленное настроение, страхи.

Реакция тревожности и неуверенности. Ребенок пассивен на уроке, при ответах наблюдается напряженность, скованность, на перемене не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. Он, как правило, тревожен, часто плачет, краснеет, теряется даже при малейшем замечании учителя. Иногда выражение реакции тревожности сопровождается тиками, заиканием, а также учащением соматических заболеваний (головная боль, тошнота, ощущение усталости и т. п.).

Первый класс школы - один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.

Приспосабливаясь к школе, организм ребенка мобилизуется. Но следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны.

Успешность адаптации во многом зависит от наличия у детей адекватной самооценки. Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Процесс этот начинается в раннем возрасте: именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача. В дошкольном возрасте у ребенка складывается ощущение благополучия или неблагополучия.
Безусловно, адекватная самооценка облегчает процесс адаптации к школе, тогда как завышенная или заниженная, напротив, осложняют его. Однако даже если у ребенка адекватная самооценка, взрослые должны помнить, что начинающий школьник пока не может справиться со всеми задачами самостоятельно. Чтобы помочь ребенку преодолеть кризис семи лет, помочь адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение родителей, а при необходимости - консультации профессиональных психологов.

Выше мы уже писали о том, что сроки адаптации первоклассников могут быть различными. Обычно устойчивая приспособляемость к школе достигается в первом учебном полугодии. Однако нередки случаи, когда этот процесс не завершается на протяжении всего первого года. Сохраняется низкая работоспособность, отмечается плохая успеваемость. Такие дети быстро утомляются. К концу учебного года у них нередко выявляются ухудшения в состоянии здоровья, которые чаще всего проявляются нарушениями со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем.

Одним из факторов, препятствующих нормальной адаптации ребенка, как мы уже знаем, является недостаточный уровень школьной зрелости. Частично отставание в развитии ребенка может быть связано и с состоянием его здоровья. Первоклассники, имеющие те или иные отклонения в состоянии здоровья, перенесшие тяжелые инфекционные заболевания, получившие травматические повреждения на протяжении последнего перед учебой года, труднее приспосабливаются к требованиям школы. Они чаще пропускают занятия, жалуясь на повышенную утомляемость, головные боли, плохой сон. Нередко у них отмечаются повышенная раздражительность и плаксивость, а к концу года ухудшается здоровье. С выводами, однако, спешить не стоит: постепенно в процессе обучения отстающие функции совершенствуются, и ребенок догоняет в развитии своих сверстников. Но на это уходят месяцы, а иногда и весь первый год обучения. Поэтому задача взрослых - создать такие условия, в которых описанные трудности не будут неблагоприятно отражаться на успеваемости ребенка, вызывая нежелание учиться.

В классе-6 учащихся. 2-мальчика, 4-девочки. Из них-5учатся с 1сентября, и Босхомджиева Элина со 2четверти. Первая диагностика показала: дети не читают, буквы знают не все.

Счет 1-10 и обратный-знает Саша. Остальные пальцы не могут пересчитать. Общая осведомленность очень низкая, не знают цвета, карандаш или ручку дежать не умеют. Не видят границ раскраски, рабочую строку, клетку. Плохо развита мелкая моторика. Про сказки и не слышали. Быстро утомляются  не умеют слушать учителя.

В результате повторной диагностики:

  Тест состоит из трех заданий: первое – срисовывание группы точек, второе – срисовывание письменных букв, третье – рисование мужской фигуры. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1 – высший балл, 5 – низший балл), а затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от12 до 15 – как ниже нормы.

Результаты исследования.( на начало учебного года)

Класс

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

0

2

3

                                              Результаты исследования ( на конец второй четверти)

Класс

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

1

2

3

Наиболее характерные трудности при адаптации детей возникают в познавательной сфере:

  1. Произвольность.

Не могут сосредоточиться на задании и отвлекаются в процессе её решения   50% детей, Эллина, Генриетта, Бадма испытывают трудности в заданиях, где нужно приложить волевые усилия 30%

  1.  20% детей испытывают трудности при обобщении знаний. Решать однотипные задачи и действовать по образцу могут практически все первоклассники. Но 30% не могут работать без опоры на наглядный материал.
  2. Сформированность учебных действий.

Понимают и выполняют указания учителя без напоминания  50%  Эллина самостоятельно не может написать ни букву ни цифру.

  1.  Темп деятельности и работоспособности.

20% пока не выполняют  основных требований к письму. Низкий темп деятельности примерно у 10 % детей, практически все  сохраняют работоспособность  в течении урока.

Осознано читает Самойлов Саша. По слогам читают-Антонова Света, Егорова Лилия, Балтыков Бадма. Генриетта-буквы путает. Эллина не все изученные буквы знает.

 Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в начальной школе (по ФГОС).

1. Диагностика личностных УУД.

1.1.Тест на определение самооценки «Лесенка».

1.2. Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лусканова).

1.3. Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А. Д. Андреева).

1.4. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо».

2. Диагностика регулятивных УУД.

2.1. Методика «Рисование по точкам».

2.2.Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант).

3. Диагностика познавательных УУД.

3.1.«Найди отличия» - сравнение картинок.

3.2. Выделение существенных признаков.

3.3. Логические закономерности.

3.4.Исследование словесно-логического мышления.

4. Диагностика коммуникативных УУД.

.4.1. Узор по диктовку.

4.2. «Рукавички».

4.3. «Левая и правая сторона».

4.4. «Совместная сортировка».

4.5.«Дорога к дому».        

4.6.«Кто прав?».

ДАТА ИССЛЕДОВАНИЯ

класс

класс

класс

класс

20__ - 20__

20__ - 20__

20__ - 20__

20__ - 20__

1. ВОСПРИЯТИЕ

цвета

формы

времен года

пространства

2. МЫШЛЕНИЕ И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

наглядно-действенное

образное

логическое

классификация

аналогия

общая осведомленность

понятливость

счет прямой

счет обратный

понятие числа

3. ВНИМАНИЕ

зрительное

слуховое

4. ПАМЯТЬ

зрительная

слуховая

5. МОТОРИКА

крупная

мелкая

ведущая рука

6. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

связная речь по 1 картинке

связная речь по серии картинок

7. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА

сензитивность

агрессия

тревога

страхи

8. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

общая семейная ситуация

со взрослыми

со сверстниками

9. ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

произвольность

самооценка

уровень притязаний

СУММА БАЛЛОВ: