ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
презентация к уроку по теме

Ветчинникова Ирина Владимировна

Предварительный просмотр:

Любая исследовательская работа состоит из следующих частей:

  • актуальность (почему выбрана данная тема, что заинтересовало).
  • введение (где отражены цель и задачи, актуальность проблемы)
  • основная часть (в которой раскрывается содержание работы:

теоретическая и практическая часть)

  • заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и

рекомендации)

  • список литературы (представляет собой перечень

использованных книг и статей)

  • приложение (наглядное представление опытных данных в виде

таблиц, схем, диаграмм,  и т.д.)

Алгоритм выполнения исследовательской работы с младшими школьниками:

1. Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).

2. «Инкубационный период». Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

3. Выбор темы исследования (попытаться как можно строже обозначить границы исследования).

4. Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные — провокационные идеи).

5. Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).

6. Разработать методику проведения исследования.

7. Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).

8. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы).

9. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования и др.).

10. Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

11. Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурсы исследовательских работ в начальной школе Выполнила: Сальникова Ирина, 45 гр.

Слайд 2

1) Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки» Цель конкурса: повышения качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности. Задачи конкурса: - развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся; - предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона; - выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность.

Слайд 3

2)«Блестящая идея» - научно – исследовательский проект Цели конкурса: - популяризировать науку; - воспитывать у школьников интерес и тягу к научным знаниям - вдохновлять на научные открытия и инновационные решения.

Слайд 4

3) «Моя исследовательская работа – 2018» Цель конкурса: - способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников. Задачи конкурса: - формирование у детей исследовательских умений и навыков; - развитие критического и аналитического мышления при исследовании теоретического вопроса, при поиске путей решения конкретной проблемы; - поддержка творческой активности детей; - предоставление возможности всем участникам конкурса проявить творчество, стимулировать творческую активность.

Слайд 5

4) «Я познаю природу» Цель: совершить виртуальное путешествие по удивительным разнообразным в природном отношении уголкам нашей страны. Задачи: - способность понять ценность природы для здоровья и самочувствия человека - осознать человека как часть природы, определить положительные и отрицательные воздействия на окружающую среду.

Слайд 6

5) «Аленький цветочек» Цель: создание условий для развития творческого потенциала, научного мышления личности ребенка младшего школьного возраста Задачи: - стимулирование у младших школьников интереса к исследовательской деятельности - содействие формированию умения самостоятельно добывать знания. - содействие развитию читательской активности учащихся. - содействие развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с младшими школьниками и повышению квалификации педагога.



Предварительный просмотр:

Список тем исследовательских работ в области начального образования

  1. «Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?»
  2. «Спортивная жизнь моей семьи»
  3. «Мои семейные ценности»
  4. «Лента времени моей семьи»
  5. «Я садовником родился»
  6. «Мой чудо-цветок»
  7. «Роль растения в жизни человека»
  8. «Профессии нашей мечты»
  9. «Школьный портфель будущего»
  10. «Моя исследовательская работа»
  11. «Краски в нашей жизни»
  12. «Кто живет у нас в лесу?»
  13. «Что значит настоящий друг?!»
  14. «Символика нашего класса»
  15. «Экологический десант»
  16. «Наши защитники»
  17. «Наш город в числах и величинах»
  18. «Спортивная жизнь моей семьи»
  19. «Не прервется связь поколений»
  20. «Безопасный путь из дома в школу»



Предварительный просмотр:

С чего начинается проектная деятельность?

Выбор темы проектной работы.

Работа над проектом начинается с выбора темы. Здесь возможны варианты: либо учитель предлагает тему и находит детей, которым это интересно, либо ученик, интересующийся каким-то вопросом, начинает консультироваться с педагогом и фактически избирает его руководителем своего проекта. В обоих случаях возникает ситуация сотрудничества, обусловленная высоким уровнем мотивации учащихся. В этот период очень важным моментом является бережное отношение куратора к ведомому. Формулировка концепций, выдвижение гипотез - это должно быть прерогативой разработчика проекта. Неосторожное навязывание идей педагогом может остудить желание учащегося самому разобраться в интересном для него вопросе.

Составление плана действий.

Далее составляется план действий по реализации идей проекта. На этом этапе важно направить ученика на собственный поиск необходимой ему информации. Количество подсказок учителя должно быть адекватно возрастным и психологическим особенностям каждого ребенка. Дополнительное образование, в рамках которого осуществляется работа над проектом, позволяет учителю лучше узнать индивидуальные особенности его подопечного и обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса.

Одна из важнейших задач, которые решает проектная технология обучения, - формирование умений и навыков отбора необходимой информации.

Творческое переосмысление собранных материалов, выстраивание их в систему в зависимости от принятых гипотез, оформление, наглядность иллюстративного материала - все это в итоге приводит к созданию оригинального "конечного продукта".

Презентация проекта.

Презентация проектов может проходить в рамках классно-урочной системы, внеклассной работы, научно-практической конференции. Подготовка к презентации - процесс творческий. Ребята должны уметь коротко и лаконично объяснить суть своей работы, продемонстрировать ее достоинства, проанализировать возникшие в ходе работы затруднения, наметить возможные направления совершенствования "конечного продукта". Немаловажную роль играет эмоциональная окраска выступления учащегося на конференции, а также иллюстративный материал, представленный в виде слайдов, таблиц, плакатов, видеосюжетов и пр.

Алгоритм проектной деятельности:

Этап 1. Представление темы проекта. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей.

На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.

Этап 2. Выбор проблемы. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьника в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.

Этап 3. Формулировка подтем (мелких проблем). Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации.

Кроме того, важно ставить вместе учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями.

Этап 4. Планирование работы. В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.

Этап 5. Осуществление проекта. Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуются особый такт, деликатность, чтобы не "навязать" ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. На этом этапе можно задать ученикам такие вопросы: "Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?".

Этап 6. Представление проекта (защита). Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.

Этап 7. Оценка проекта. Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.

Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект "победил" в "какой-либо" номинации.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Список конкурсов и фестивалей проектов в начальной школе Выполнила: Сальникова Ирина, 45 гр.

Слайд 2

1) Всероссийский конкурс социально-значимых проектов учащихся «Изменим мир к лучшему!» (1-4 кл .) Цель конкурса: формирования гражданского сознания и социальных инициатив учащихся. Задачи конкурса: - развитие социально-творческой активности учащихся, потребности в самосовершенствовании и саморазвитии; - активизация общественной деятельности школьников, создание условий для самореализации и самоутверждения в активной социальной роли; - выявление и развитие духовных, творческих и организаторских потенциалов личности школьников; - стимулирование общественно-значимых инициатив школьника, развитие интереса к общественной работе.

Слайд 3

2) Конкурс творческих проектов «Учусь исследовать. Учу исследовать» (1-4 кл .) Основными целями и задачами конкурса являются: поддержка интеллектуального, исследовательского и проектного творчества детей и педагогов; - содействие обмену опытом учителей; формирование у учащихся и педагогов представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; содействие развитию творческой исследовательской активности;

Слайд 4

3) Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки» (1-4 кл .) Цель: повышения качества образования и эффективности обучения учащихся средствами проектной и исследовательской деятельности. Задачи: - развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся; - предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона; - выявление одаренных детей через проектную и исследовательскую деятельность.

Слайд 5

4) Всероссийский конкурс сочинений «Золотое перо» (1-4 кл .) Цель: активизация творческой деятельности учащихся. Задачи: развитие письменной речи и творческого потенциала учащихся; повышение их социальной активности школьников, создание условий для самореализации; - предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона.

Слайд 6

5) Всероссийский конкурс детских исследовательских проектов "Первые шаги в науку" ( 1-4 кл .) Цели конкурса: - развитие творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного и школьного возрастов; - формирование исследовательских и коммуникативных умений и навыков; - формирование аналитического и критического мышления в процессе творческого поиска; - формирование способности самоутверждения и самоанализа через достижение поставленных целей и полученных результатов; - воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности.



Предварительный просмотр:

Список тем проектов:

Творческие проекты:

«Автомобиль - наш друг»;

«Использованная бумага — мусор или добро?»;

«Детские фантазии»;

«Мир в открытках»;

«Мой город».

Информационные проекты:

«Война и наша семья»;

«Что такое витамины?»;

«Здоровье – потенциал страны»;

«Профессия будущего»;

«Школа будущего».

Учебные проекты:

«Весёлая азбука»;

«Моя будущая профессия»;
«История рядом с нами»;

«Сохраним и защитим природу»;

«В царстве чисел - великанов»

Исследовательские проекты:

 «Мобильный телефон: друг или враг?»;

«Моя малая Родина»;

«Почему кровь красная?»;

«Мой режим питания»;

«Как животных цвет защищает?».



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

  1. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117
  2. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. -80с.
  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
  5. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
  6. Проказова О.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся в системе работы школы / О.Г. Проказова // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. Сер. : Педагогические науки. — 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....