ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
учебно-методический материал по теме

Аврамчук Инесса Сергеевна

Предварительный просмотр:

Алгоритм

составления исследовательской работы младшими школьниками

         При внедрении федерального государственного образовательного стандарта второго поколения приоритетом начального образования становится формирование у младших школьников умения учиться, создание условий, способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся и обеспечивающих их личностный рост.

        Модель выпускника начальной ступени обучения – творчески развитая личность, которая обладает жизненной и нравственной культурой, осознаёт ценности образования, проявляет инициативу и творчество.

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но исследовательская практика, бесспорно, - одна  из самых эффективных.

         Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

        Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы.

        Научное исследование – это особый вид познавательной деятельности, отличающийся от стихийного познания, от диагностики и от познания в искусстве. Целью научного исследования является получение новых данных, либо моделирование известных решений.

        Основная цель данной работы – помочь начинающим исследователям – школьникам освоить форму научного произведения при написании исследовательской работы.

Алгоритм составления исследовательской работы

Любая исследовательская работа состоит из следующих частей:

  • Актуальность (почему выбрана данная тема, что заинтересовало).
  • введение (где отражены цель и задачи, актуальность проблемы)
  • основная часть (в которой раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)
  • заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации)
  • список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей)
  • приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм,  и т.д.)

Если перечисленные части работы выстроить в определенной последовательности, то получится алгоритм составления научно-исследовательской работы.

        Алгоритм – это определённая программа действий.

Когда у учащегося возникает интерес к какой-либо ситуации, предмету,  то первое, что он делает  -  формулирует гипотезу, т.е. научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее подтверждения.

        Тема – это предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества.

Определив тему исследования, объект и предмет изучения, формулируют гипотезу и приступают к ее проверке. Для этого необходимо поставить цель. Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить

Цель есть планируемый, ожидаемый результат.

Цель может начинаться со следующих слов:

  • Выявление…
  • Исследование…
  • Оценка…
  • Анализ…
  • Разработка…
  • Цель достигается через решение определенных задач.

Задачи, поставленные в научно-исследовательской работе – это план (этапы) достижения цели исследования. Формулировка задачи должна начинаться с глагола:

  •  Выявить…
  •  Разработать…
  •  Провести…
  •  Решить…
  •  Проанализировать…

 Обобщить…

Решение задач связанно с использованием определенных методик. Методика – совокупность методов практического выполнения какой-либо работы. Метод – способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо.

Любой метод изучения предполагает использование материально - технического обеспечения.

Заключительной частью работы являются выводы, к которым пришел автор и его рекомендации.

Вывод – умозаключение, содержит аналитическую оценку ситуации, намечает перспективы исследования.  

И в завершении необходимо указать список источников информации.

   



Предварительный просмотр:

Список примерных тем исследовательских работ для младших школьников.

  1. Мини-исследование "Пристегните ремни"
  2. Мини-исследование "Как распространяется тепло в комнате?"
  3. Мини-исследование "Лупа и ее свойства"
  4. Мини-исследование "Почему не мерзнет морж?"
  5. Мини-исследование  "Как зимой сберечь тепло?"
  6. "Почему вода в небольших водоемах зеленая?"
  7. "Почему море солёное?"
  8. "Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?"
  9. "Почему скисает молоко?"
  10.  "Почему стреляет попкорн?"
  11.  "Почему сугроб полосатый?"
  12.  "Почему чай заваривают в горячей воде?"
  13.  "Путешествие водяной капельки"
  14.  "Спать или не спать? Вот в чем вопрос!"
  15.   "Чудесные превращения или сто такое сыр?"
  16.   "Влияние компьютера на детей"
  17.   "Полезные свойства калины"
  18.   "Путешествие косточки"
  19.   "Что мы знаем о древесной коре?"
  20.   "Янтарь - волшебные слезы деревьев"



Предварительный просмотр:

Список примерных тем проектов для младших школьников.

Социальные:

1. Возрождение старых спортивных игр.
2. Проактивность - моя жизненная позиция.
3. Свайная конструкция против оползней для болот и зон вечной мерзлоты.
4. Утилизация пластиковых пакетов.
5. Помощь бедным (или больным ) людям.

Творческие:
1. "Выигра-выигра".
2.Робот манипулятор для отбора грунта с поверхности Марса.
3. Интересные фокусы по математике и русскому языку.
4.Видео-эссе.
5.Клуб общения на английском. Придумываем конкурсы для всей школы.

Учебные:
1. Как заинтересовать одноклассников в учебе
2. Школьная форма.
3. Клуб дебатов.
4. Учу публично выступать.
5. Учу писать статьи.

Исследовательские:
1. Сколько можно сэкономить, изменив шрифт в официальных документах
2. Ветроэнергетика.
3. Менора и Ханакия. В чем разница.
4. Как музыка влияет на рост растений.
5. Делай сначала то, что необходимо делать сначала.

Информационные:
1.Как стать пилотом.
2. О том как стать миллиардером.
3. "Узнай Москву".
4. Развитие средств связи. Насколько сейчас мы "быстрее" живем.
5.Учу родителей английскому - учу английский сам.



Предварительный просмотр:

Список литературы для учителя  по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.

  1. Пособие "Методика исследовательского обучения младших школьников" А.И.Савенковым.
  2. УМК "Я - исследователь" А.С.Савенков
  3. Пособие "Методика исследовательского и проектного обучения школьников"
  4. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.
  5. 2. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.


Предварительный просмотр:

Ссылки на актуальные мероприятия исследовательского характера для младших школьников

  1.  "Я-исследователь" - www.kushelg-yaltch.edu21.cap.ru
  2. Альбом-тетрадь "Маленький исследователь" http://idfedorov.ru/researches/article=4837/
  3. "Самообразование - мой путь к профессиональному мастерству".  3 Всероссийский конкурс проектов иностранном языке. - creation.miriznai.ru
  4. "Праздник со слезами на глазах - 2018"  - creation.miriznai.ru
  5. Исследовательские проекты учащихся начальных классов. Всероссийский конкурс. Весна 2018 г. - creation.miriznai.ru



Предварительный просмотр:

Ссылки на актуальные мероприятия проектного характера для младших школьников.

  1. "Человек и Природа. Первые шаги." - teacher.msu/node/12599
  2. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся "Грани науки" - pedakademy.ru/?page_id=119
  3. Всероссийский  конкурс социально-значимых проектов учащихся "Изменим мир к лучшему!" - pedakademy.ru/?page_id=122
  4. Всероссийский заочный конкурс проектов "Созидание и творчество" + Российский фестиваль проектов "Созидание и творчество" (очно) -www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5570<emid=3427
  5. "Мой город - лучший город Земли" -www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5026<emid=3184
  6. Научно-практическая конференция проектно-исследовательских работ учащихся начальных классов "Планета Знаний" - sch319v.mskobr.ru/novosti/nauchno_-_prakticheskaya_konferenciya_proektno-9

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....