ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
учебно-методический материал по теме

Шульгина Надежда Владимировна

Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения исследовательской работы в начальной школе

І этап. Подготовка к исследовательской работе


1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать;

2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;

3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;

4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;

5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;

6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы

1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;

2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;

3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);

4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);

5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)


1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и оборудование для эксперимента, опыта, наблюдения и т.д.

2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую исследовательскую работу, поисковую работу, научно-исследовательскую работу.

3. При использовании лабораторного оборудования, инструментов, при выходе на природу и т.д. соблюдай правила техники безопасности, пожарной безопасности, будь внимателен и осторожен.

ІV этап. Выводы

1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;

2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);

3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап. Отчет и защита исследовательской работы (проекта)

1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;

2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.

VІ этап. Оценка процесса и результатов проекта

Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.



Предварительный просмотр:

Список конкурсов исследовательских работ младших школьников

Название конкурса

Электронный адрес

Региональный  конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я - исследователь"

https://www.ctrigo.ru

Всероссийский конкурс реферативных работ учащихся «Новый горизонт»   

http://pedakademy.ru/?page_id=2703

Всероссийский конкурс научно-практических и исследовательских работ обучающихся  «лестница наук»

https://roskonkurs.com/konkursyi-i-konferenczii/vserossijskij-konkurs-lestnicza-nauk-dlya-shkolnikov-i-studentov.html

Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Учусь исследовать. Учу исследовать» 

https://idfedorov.ru/contests/article=6078/

Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»

http://pedakademy.ru

Всероссийский интернет-конкурс детских проектов «Моя исследовательская работа»

http://www.klassnye-chasy.ru/konkursy/deiskih-proektov-moya-issledovatelskaya-rabota 

Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся «Свет познания - весна 2018»

https://open-hands.ru

Всероссийский заочный конкурс «юный исследователь»

http://www.future4you.ru

Международный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников "ОТКРЫТИЕ"

http://kpfu.ru/psychology/mezhdunarodnyj-konkurs-issledovatelskih-i-323841.html 

Международный конкурс научно-исследовательских работ «Старт в науке»

https://school-science.ru

Дистанционный конкурс научно-исследовательских работ для школьников, студентов и педагогов «Блестящая идея»

(К участию в конкурсах допускаются граждане Российской Федерациистран СНГ, Балтийского региона и Грузии)

http://konkursgrad.ru



Предварительный просмотр:

Список тем исследовательских работ в области начального образования

1класс

2класс

3класс

4класс

Режим дня первоклассника

Кто красит листья в зеленый цвет?

Что мы знаем о древесной коре?

Отличие в поведении больших и маленьких собак

Бабочки и их роль в жизни человека.

Кулинарные пристрастия белочки

Почему высохла лужа?

 "Тайны муравейника"

Секреты слов с большой буквы

Сезонные игры народов разных регионов России

Образ Родины в картинах художников

Существуют ли в наше время родственники динозавров?

История лампочки

Обитатели пресных водоемов

Что подсказали изобретателю животные

Почему не из каждого семени зарождается новая жизнь?

Витаминный калейдоскоп

Каким воздухом мы дышим

Профессии, требующие хорошей математической подготовки

Мои ровесники в литературных произведениях

Прощание с Азбукой

О чем может рассказать школьная библиотека

Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?

Может ли вода течь вверх

Секреты сложения чисел

Её величество запятая

Падежи в нашей жизни

Приемы быстрого счета

Книги, которые мы читаем

Спортивная жизнь семьи

Применение навыков сложения и вычитания в нашей жизни.

Шоколад – вред или польза

Числа в загадках

Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками»

Приспособления для шифрования

О дюймах, вершках и сантиметрах

Моя малая Родина

Потешки и прибаутки как малые жанры устного народного творчества

Героический эпос народов моего края

Приставки, которые ходят парами



Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта в начальной школе

Этапы работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап

Инициирующий

Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи

Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач

2 этап

Основополагающий

Предлагаю: организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность.

Знакомлю с различными формами презентации результатов

Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов

3 этап

Прагматический

Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов

Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию,  «добывают» недостающие знания, готовят презентацию результатов

4 этап

Заключительный

Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат

Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности

5 этап

Итоговый

Представление готового продукта.

Рефлексия выполненной работы.



Предварительный просмотр:

Список конкурсов, фестивалей проектов в начальной школе

Название

Электронный адрес

VI региональный Фестиваль проектов "Планета Знаний – 2018»

http://www.openclass.ru/node/534150

Областной конкурс художественного чтения для учащихся начальной школы «Читалочка» 

https://dm-centre.ru/chitalochka 

Областной конкурс детского литературного творчества «Вдохновение»  

https://dm-centre.ru/vdohnovenie 

Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов
«Проекториум»

http://obrazshkola.ru

Всероссийский  конкурс по истории 
мировой культуры «золотое руно»

Задания составлены для четырёх возрастных групп: 3-4, 5-6, 7-8 и 9-11 классы (участие 2-х классов допускается по желанию).

http://drschool.ru/contests/contest/golden-fleece.html

Всероссийский конкурс социально-значимых проектов учащихся «Изменим мир к лучшему!»

http://pedakademy.ru/?page_id=2705

Всероссийский фестиваль проектов «Созидание и творчество»

http://future4you.ru

Международная олимпиада по основам наук

https://urfodu.ru/ru/

 Международный online конкурс-олимпиада «iq-чемпион»

http://iq-champion.ru/rus/

Международный конкурс проектов в сфере образования Interclover-2018

http://scipro.ru/contest/interclover.html



Предварительный просмотр:

Список тем проектов по направлениям

Социальные проекты:

  1. «Помоги птицам перезимовать» ;
  2. «Ветеран живет рядом»;
  3. «Хоровод друзей»;
  4. «Будьте здоровы».

Творческие проекты:

  1. «Литературно-познавательный журнал для детей младшего школьного возраста»;
  2. «Создание азбуки. Моя любимая буква»;
  3. «Создание страниц древнерусской рукописной книги»;
  4. «Русская народная игрушка.

Исследовательские:

  1. Моя будущая профессия;
  2. «История материалов(металл, ткань) ;
  3. Роль косметики в жизни человека;
  4.  «Математика на кухне».

Учебные:

  1. Треугольники;
  2. Самоцветы Челябинской области;
  3. История самовара;
  4.  «Моя малая Родина» ;
  5. Чудеса света.

Информационные проекты:

  1. «Жалобная книга природы»;
  2. «Русский народ – суеверия, предания»;
  3. «Как мы фронту помогали…»;
  4. «Грибы- часть живой природы».



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя 

  1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
  2. Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2013. - № 3. – С. 50-57
  3. Лукьянова Т. Н. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 5. – С. 50–55.
  4. Максименко Н.А. Учебные проекты младших школьников // Спутник классного руководителя. – Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Островская,  А. А. Диагностика исследовательских умений и навыков младших школьников / А.А. Островская // Пачатковая школа. – 2012. — №3.
  6. Савенко А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: учебная литература, 2006.
  7. Соболева О.В. Обучение пониманию текста // Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №8.
  8. Чечет, В.В.  Учебно-исследовательская деятельность как способ формирования творческой личности педагога и обучающегося / В.В. Чечет // Пачатковая школа. – 2013. — № 9. – С. 8 – 13.
  9. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших   школьников //    Исследовательская работа школьников. – 2003. №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....