ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
методическая разработка по теме


Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения исследовательской работы в начальной школе

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)
1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.
2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;
3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;
4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;
5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;
6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы
1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;
2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;
3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео - записи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата);
4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);
5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)
1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.
2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

ІV этап. Выводы
1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;
2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);
3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап. Отчет и защита работы
1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:
защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;
2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопросы.

VІ этап. Оценка процесса и результатов работы
1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.



Предварительный просмотр:

Список тем исследовательских работ в области начального образования

  1. «Кто живет у нас в лесу?»
  2.  «Мир ребенка: взгляд сквозь время»
  3. «Мои семейные ценности»
  4. «Лента времени моей семьи»
  5. «Я садовником родился»
  6.  «Как попросить прощения?»
  7.  «Роль растения в жизни человека»
  8. «Что думают люди о своей зарплате?»
  9.  «Почему онлайн - переводчик делает ошибки?»
  10.  «Почему люди нарушают правила дорожного движения?»
  11.  «Трус не играет в хоккей: правда или миф?»
  12.  «Почему небо голубое?»
  13.  «Елка на рисунках и в жизни: что общего и в чем различия?»
  14.  «Оливер Твист в современном мире»
  15.  «Почему кошки не едят с рук?»
  16. «Как из струны на гитаре появляется звук?»
  17. «Сокращения с SMS и в официальных документах: что общего и в чем    различия?»
  18. «Почему люди смеются?»
  19. «Что значит «ничего» в ответе на вопрос «Как дела»?»
  20. «Почему урок 45 минут?»  Почему цветы разноцветные
  21.  «Люди и кошки»
  22.  «Задачи в рисунках»
  23.  «Достопримечательности нашего города»
  24.  «Умеют ли разговаривать дельфины?»
  25. «Как спасти нашу реку?»
  26.  «Почему вымерли динозавры?»



Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта в начальной школе

Проект – это «Пять П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация. 

Этап 1. Представление темы проекта. 

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей.

На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.

Этап 2. Выбор проблемы.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьника в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.

Этап 3Формулировка подтем (мелких проблем). 

Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации.

Кроме того, важно ставить вместе учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями.

Этап 4. Планирование работы. 

В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.

Этап 5. Осуществление проекта. 

Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуются особый такт, деликатность, чтобы не "навязать" ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. На этом этапе можно задать ученикам такие вопросы: "Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?".

Этап 6. Представление проекта (защита). 

Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.

Этап 7. Оценка проекта. 

Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.

Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект "победил" в "какой-либо" номинации.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

1.Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта).

2.Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3.Формулирует задачу.

1. Вхождение в проблему.

2.Вживание в игровую ситуацию.

3.Принятие задачи.

4.Дополнение задач проекта.

II этап

4.Помогает в решении задачи.

5.Помогает спланировать деятельность.

6.Организует деятельность.

5.Объединение детей в рабочие группы.

6.Распределение амплуа.

III этап

7.Практическая помощь (по необходимости).

8.Направляет и контролирует осуществление проекта.

7.Формирование специфических знаний, умений, навыков.

IV этап

9.Подготовка к презентации.

Презентация.

8.Продукт деятельности готовят к презентации.

9.Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Виды проектов

Практический проект -  нацелен на решение реальных задач, отражающих интересы участников проекта. Эти проекты имеют четкую цель, которая обязательно должна быть достигнута. Например, можно выполнить практический проект "Помоги птицам", где целью будет изготовление скворечников или кормушек. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы , обсуждение и анализ полученных результатов. Так, например, учащиеся могут выполнить исследовательский проект под названием "Зачем растениям нужна вода". В ходе проекта можно провести мини-исследование: попытаться прорастить семена фасоли с использованием воды и без воды, а затем оценить результат.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении. Например, можно собрать информацию о самых больших аквариумах мира и представить её ребятам на уроке.

Творческий проект предполагает изготовление различных поделок, плакатов, рисунков и других изделий. В нашем классе мы уже успели поучаствовать в творческом проекте "Семейные праздники и традиции". В ходе проекта каждый ребенок не только провел мини-исследование семейных праздников и традиций. Ребята изготовили фото-коллажи, плакаты и листовки с изображением семейных праздников и традиций.

Как выбрать тему проекта?

 Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку.

 Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

 Правило 3. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.

 Правило 4. Тема должна быть доступной для ребенка, ребенок должен понимать тему проекта.



Предварительный просмотр:

               Список конкурсов исследовательских работ младших школьников

  1. Всероссийский конкурс детских исследовательских работ и проектов «Мои открытия»

Цель конкурса - развитие интеллектуально-творческого потенциала детей путем приобщения к исследовательской деятельности, вовлечения детей и взрослых в совместную исследовательскую деятельность.

Номинации:

  • «Русский язык и литература»;
  • «Окружающий мир»;
  • «Математика»;
  • «Искусство»;
  • «Физическая культура и спорт»;
  • «Технология».

Сетевое издание «Информационно - методический портал «Звёздная дорожка» - URL: http://portalzd.ru/konkursy-dlya-detej-i-pedagogov/distancionnye-konkursy-dlya-detej/konkurs-detskih-issledovatelskih-proektov/ 

  1. Всероссийский заочный конкурс исследовательских работ «Юный исследователь»

Номинации конкурса:

  • астрономия и космонавтика, физика, техническое творчество и

изобретательство;

  • математика и информационные технологии;
  •  биология, экология; окружающий мир;
  •  история, краеведение, география, этнография;
  •  лингвистика (языки: русский, английский); литературоведение; искусствоведение;
  • педагогика, право; экономика; философия.

г. Обнинск, МАН "Интеллект будущего") – URL: http://future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5027&Itemid=3185 

  1. Международный конкурс исследовательских и творческих работ младших школьников "ОТКРЫТИЕ"

Для участия в конкурсе принимаются исследовательские и творческие работы детей младшего школьного возраста, выходящие за рамки школьной программы, по следующим номинациям:

  • юный натуралист;
  • юный писатель;
  • юный краевед;
  • юный математик;  
  • юный художник;
  • юный языковед;
  • юный психолог.

Казанский (Приволжский) Федеральный Университет - URL: https://kpfu.ru/psychology/mezhdunarodnyj-konkurs-issledovatelskih-i-323841.html

  1. Всероссийский конкурс реферативных работ учащихся «Новый горизонт»

  Цель конкурса: активизация творческой деятельности учащихся.

Задачи конкурса:

  • развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся;
  • предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за рамки образовательного учреждения и региона;
  • выявление и поддержка мотивированных, способных и одаренных детей.

В конкурсе могут принять участие учащиеся в четырех возрастных группах: 1-4 кл, 5-6 кл., 7-8 кл., 9-11 кл. 

Академия педагогики. Центр дистанционной поддержки учителей - URL: http://pedakademy.ru/?page_id=120 

  1. Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся 1-11 классов и дошкольников старших групп «Свет познания - весна 2018»

Общие сведения и цели проведения конкурса

Цели проведения Конкурса исследовательских работ среди учащихся 1-11 классов и воспитанников старших групп ДОУ следующие:

  • способствовать реализации положений п.22 ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изм. от 29 декабря 2017 года.
  • пробудить интерес школьников к научным дисциплинам, сформировать устойчивую познавательную потребность;
  • способствовать формированию аналитического, критического, исследовательского мышления, углублению теоретических и практических знаний по школьным предметам в процессе выполнения исследований у учащихся;
  • обеспечить возможность представления и публикации школьных исследовательских работ на всероссийском уровне вне зависимости от географического положения участников;
  • повысить уровень культуры исследовательской деятельности путем создания конкурентной среды с сохранением дружественной атмосферы для всех участников;
  • поощрение творчески активных учителей и учащихся.

Перечень номинаций:

http://moziru.com/images/marker-clipart-blue-15.pngИсследовательская работа: астрономия и космонавтика

http://moziru.com/images/marker-clipart-blue-15.pngИсследовательская работа: иностранные языки

http://moziru.com/images/marker-clipart-blue-15.pngИсследовательская работа: краеведение

http://moziru.com/images/marker-clipart-blue-15.pngИсследовательская работа: литература

http://moziru.com/images/marker-clipart-blue-15.pngИсследовательская работа: математика и криптография

http://moziru.com/images/marker-clipart-blue-15.pngИсследовательская работа: окружающий мир

http://moziru.com/images/marker-clipart-blue-15.pngИсследовательская работа: робототехника

http://moziru.com/images/marker-clipart-blue-15.pngИсследовательская работа: русский язык

http://moziru.com/images/marker-clipart-blue-15.pngИсследовательская работа: технология

Свет познания - весна 2018 – URL:  https://open-hands.ru/svet-poznaniya 

 



Предварительный просмотр:

СПИСОК ТЕМ ПРОЕКТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ

Социальные:

«Дорогою добра»  «Наш земляк ветеран», «Покормите птиц зимой». «Чистый берег нашей реки», «Защитим лесную красавицу»,

Творческие:

«Семейные праздники и традиции»,  «История жизни обычного карандаша», «Может ли собака помогать по дому?», «О чем говорит почерк?», «Уметь готовить - это здорово», «Мой город».

Информационные:

«Самые большие зоопарки мира»,  «Чудеса из сахара», «Скотч – материал на все случаи жизни», «Влияет ли зубная паста на прочность зубов?», «Предсказание природы по народным приметам»

Учебные:

«Роль ударения в русском языке,  «К снежным вершинам Олимпа!», «Я и моя семья!», «Сохраним и защитим природу»,  «Новый год шагает по планете», «Моя любимая книга».

Исследовательские:

«Лента времени моей семьи», «Мой режим питания»,  «Дом, в котором я хочу жить», «Профессии наших родителей», «Полезная вещь для дома»,  «Далеко ли от нас до солнца?»



Предварительный просмотр:

Список конкурсов, фестивалей, проектов в начальной школе

  1. Всероссийский заочный конкурс проектных работ «Созидание и Творчество»

Направление: творческое

Номинации:

  • научные проекты;
  • учебные проекты;
  • образовательные проекты;
  • благотворительные проекты;
  • социально-значимые проекты;
  • экологические проекты;
  • культурно-просветительские проекты;
  • интернет-проекты, сайты;
  • здоровый образ жизни;
  • образовательный туризм;
  • проекты о своём крае (мультимедийные экскурсии по своему краю);
  • межнациональное сотрудничество;
  • обряды, костюмы, традиции моего народа;
  • традиции моей семьи;
  • праздники дворов, улиц, сёл;
  • традиционные ремёсла и народные промыслы моего края.

Юность. Наука. Культура – URL: http://www.future4you.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3848&Itemid=992 

.

  1. Международный конкурс проектов для учащихся школ

Направления:

  • математика: 1—6 класс,
  • чистописание: 1 класс,
  • родной иностранный язык: 2—11 классы (английский, французский, немецкий, испанский),
  • труд («Труды»): 1—4 класс (иногда 1-8 класс),
  • общественно-полезный труд,
  • музыка: 1-(5-9)классы.,
  • изобразительное искусство (Рисование): 1-7 классы.
  • русский язык: 1—11 классы,
  • чтение: 1—4 классы,

SCIPRO- URL: http://scipro.ru/contest/interclover/cont-school.html

  1. Международный конкурс проектов для учащихся

Конкурс проектов для учащихся проводится по ступеням обучения, направлениям и номинациям.

Ступени обучения

1.    начальное общее образование (1-4 классы)
2.    основное общее образование (5-9 классы)
3.    среднее (полное) общее образование (10-11 классы)

Номинации

При подготовке и отправке работы необходимо определиться с номинацией:

  1. исследовательский проект (статья, реферат, доклад, презентация)
  2. практический проект (статья, реферат, доклад, презентация, рисунок, фотография, бизнес-план, макет)
  3. информационный проект (презентация, видеофильм, Web-сайт, блог/видеоблог, сообщество в социальных сетях)
  4. творческий проект (фотография, эссе, эскиз, музыкальное произведение, рисунок, блог/видеоблог, сообщество в социальных сетях)

Конкурсы для учащихся – URL: http://school.interclover.ru/all/project.html  

  1. Конкурс проектов «Луна: город первых»

Целью конкурса является популяризация знаний о космосе, поиск новых идей и технологий для разработки и создания элементов перспективной космической программы.

Принимаются конкурсные работы по следующим темам:

  • Тема I. Проект лунной базы Российской Федерации.
  • Тема II. Проект штурмового лагеря на лунной поверхности.
  • Тема III. Проект транспортного космического средства.
  • Тема IV. Проект средств обеспечения исследовательских работ в космосе.
  • Тема V. Проект автоматизированной системы жизнеобеспечения людей в космосе.
  • Тема VI. Проект медицинского модуля лунной базы.

Конкурсные работы принимаются в следующих номинациях:

  • Рисунок (формат рисунка – А4/А3, рисунок может быть выполнен с применением любой технологии)
  • Дизайн-проект (дизайн-проект должен быть выполнен в виде чертежа общего вида не менее чем в 3-х проекциях с указанием размеров и масштаба либо в виде 3-D модели)
  • Концепт-проект (в виде технического предложения, эскизного или технического проекта)

Луна2018. Фестиваль науки – URL: http://luna2018.festivalnauki.ru/ 

  1. Всероссийский творческий конкурс «Природа родного края!»

                Направление: экологическое.

     Номинации:

Рисунок - художественные работы, выполненные в любой технике исполнения (в том числе: коллажи, графика, компьютерная графика);

Фотография - постановочные, сюжетные фотоснимки (сюда не относятся фотографии поделок);

Поделка - все виды декоративно-прикладного искусства (аппликация, вышивка, выжигание, резьба по дереву, росписи по различным материалам, изделия из дерева, глины и т.п.);

Презентация - презентация, коллаж из фотографий

Стихотворение - рассказ в стихотворной форме о природе вашего края или населенного пункта;

Эссе - описание природы родного края, индивидуальные впечатления и соображения автора (не более 2 страниц).  

Оценика. Природа родного края – URL:  https://оценика.рф/konkursy/priroda-rodnogo-kraya 



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя

  1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. 
  2. Братанова Т.А. «Методика организации игр – исследований с младшими школьниками. Начальная школа»
  3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации.
  4. Полат Е.С., Бухаркина М. Ю. «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования»
  5.  Прокофьев Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников;
  6. Савенков А.И. «Методика исследовательского обучения младших школьников»  Издательство «Учебная литература», 2004.
  7. Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа».
  8. Феоктистова В.Ф. «Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Проекты»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....