Главные вкладки

    ПК 04.05 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования
    методическая разработка по теме

    Жуланова Екатерина Николаевна

    Предварительный просмотр:

    Список рекомендуемой литературы для учителя

    1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2006.
    2. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Составитель Щербакова С.Г. - Волгоград: ИТД "Корифей".
    3. Макаров Ю. Метод проектов//Начальная школа. Первое сентября, 2006, №10, с.4-7
    4. Савенков А.И. Исследования на дому. Методические рекомендации // Исследовательская работа школьников, 2002, №1 с.34-45, №2 с.73-78.
    5. Филатикова С. В. Проектная деятельность в начальной школе // Школьная педагогика. — 2016. — №4. — С. 58-60



    Предварительный просмотр:

    Научное исследование – это особый вид познавательной деятельности, отличающийся от стихийного познания, от диагностики и от познания в искусстве. Целью научного исследования является получение новых данных, либо моделирование известных решений.

    Основная цель данной работы – помочь начинающим исследователям – школьникам освоить форму научного произведения при написании исследовательской работы.

    Алгоритм составления исследовательской работы

    • Актуальность (почему выбрана данная тема, что заинтересовало);
    • Введение (где отражены цель и задачи, актуальность проблемы);
    • Основная часть (в которой раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть);
    • заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации);
    • список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей);
    • приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм,  и т.д.).

    Если перечисленные части работы выстроить в определенной последовательности, то получится алгоритм составления научно-исследовательской работы.

    Тема – это предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества.

    Определив тему исследования, объект и предмет изучения, формулируют гипотезу и приступают к ее проверке. Для этого необходимо поставить цель. Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить

    Цель есть планируемый, ожидаемый результат.

    Цель может начинаться со следующих слов:

    Выявление…

    Исследование…

    Оценка…

    Анализ…

    Разработка…

    Цель достигается через решение определенных задач.

    Задачи, поставленные в научно-исследовательской работе – это план (этапы) достижения цели исследования.

    Формулировка задачи должна начинаться с глагола:

     Выявить…

     Разработать…

     Провести…

     Решить…

     Проанализировать…

     Обобщить…

    Этапы выполнения исследовательской работы:

    І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)

    1. Найди проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.

    2. Назови свое исследование, т.е. определи тему исследовательской работы;

    3. Опиши актуальность исследовательской работы, т.е. обоснуй выбор именно этой темы работы;

    4. Сформулируй цель исследовательской работы и поэтапно распиши задачи исследовательской работы;

    5. Выбери оптимальный вариант решения проблемы;

    6. Составь вместе с учителем план работы для реализации своего исследовательского проекта.

    ІІ этап. Планирование исследовательской работы

    1. Определись, где планируешь искать и найти информацию;

    2. Определись со способами сбора и анализа информации, т.е. каким образом, в какой форме и кто будет собирать, выбирать и анализировать информацию;

    3. Выбери способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет твой отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперемента и конечного результата);

    4. Установи критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта);

    5. Распредели задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

    ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)

    1. Собери необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, проведи расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.

    2. Проведи то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

    ІV этап. Выводы

    1. Проведи анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;

    2. Дай экономико-экологическое обоснование (затратно, экономически выгодно, экологично ли выполнение твоей исследовательской работы);

    3. Сформулируй выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

    V этап. Отчет и защита работы

    1. Оформи и подготовь представление результатов своей работы:

    защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;

    2. Проведи защиту своей исследовательской работы (проекта) и прими участие в возможном обсуждении, давай четкие ответы на возникшие вопроссы.

    VІ этап. Оценка процесса и результатов работы

    1. Поучаствуй в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.



    Предварительный просмотр:

    Список тем исследовательских работ в области начального образования

    1. Как организовать свое время?
    2. Что значит «здоровый человек»?
    3. Почему люди зевают?
    4. Дорожные знаки в России и Европе.
    5. Имя и характер связаны: правда или миф?
    6. Почему коты не любят купаться?
    7. Танцы — польза для здоровья.
    8. Как появляется радуга?
    9. Как работает страх.
    10. Оценки в школах разных стран: что общего и в чем различия?
    11. Как работает электрический ток?
    12. Мысль материальна: правда или миф.
    13. Почему представители некоторых профессий рано уходят на пенсию?
    14. Как выбрать хороший подарок?
    15. Что значит «отдых»?
    16. Почему одинаково трудно заснуть вечером и проснуться утром?
    17. Нынче в школе 1 класс вроде института.
    18. Почему звездопад нельзя наблюдать постоянно, а только в определённое время года?
    19. Давайте говорить друг другу комплименты.
    20. Что и почему рисует мороз на стеклах?



    Предварительный просмотр:

    Список конкурсов исследовательских работ младших школьников

    1. Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Грани науки»

    http://pedakademy.ru/?page_id=119

    1. Всероссийский конкурс реферативных работ учащихся «Новый горизонт»

    http://pedakademy.ru/?page_id=120

    1. Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся 1-11 классов и дошкольников старших групп «Свет познания - весна 2018»

    https://open-hands.ru/svet-poznaniya

    1. V Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке»

    https://school-science.ru/

    1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ     INTERNATIONAL COMPETITION «THE BIG PROGRESS» | «БОЛЬШОЙ ПРОГРЕСС»

    http://visioneuromedia.com/big-progress.html



    Предварительный просмотр:

    Алгоритм выполнения проекта в начальной школе

    Выбор темы проектной работы.

    Работа над проектом начинается с выбора темы. Здесь возможны варианты: либо учитель предлагает тему и находит детей, которым это интересно, либо ученик, интересующийся каким-то вопросом, начинает консультироваться с педагогом и фактически избирает его руководителем своего проекта. В обоих случаях возникает ситуация сотрудничества, обусловленная высоким уровнем мотивации учащихся. В этот период очень важным моментом является бережное отношение куратора к ведомому. Формулировка концепций, выдвижение гипотез - это должно быть прерогативой разработчика проекта. Неосторожное навязывание идей педагогом может остудить желание учащегося самому разобраться в интересном для него вопросе.

    Составление плана действий.

    Далее составляется план действий по реализации идей проекта. На этом этапе важно направить ученика на собственный поиск необходимой ему информации. Количество подсказок учителя должно быть адекватно возрастным и психологическим особенностям каждого ребенка. Дополнительное образование, в рамках которого осуществляется работа над проектом, позволяет учителю лучше узнать индивидуальные особенности его подопечного и обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса.

    Одна из важнейших задач, которые решает проектная технология обучения, - формирование умений и навыков отбора необходимой информации.

    Творческое переосмысление собранных материалов, выстраивание их в систему в зависимости от принятых гипотез, оформление, наглядность иллюстративного материала - все это в итоге приводит к созданию оригинального "конечного продукта".

    Презентация проекта.

    Презентация проектов может проходить в рамках классно-урочной системы, внеклассной работы, научно-практической конференции. Подготовка к презентации - процесс творческий. Ребята должны уметь коротко и лаконично объяснить суть своей работы, продемонстрировать ее достоинства, проанализировать возникшие в ходе работы затруднения, наметить возможные направления совершенствования "конечного продукта". Немаловажную роль играет эмоциональная окраска выступления учащегося на конференции, а также иллюстративный материал, представленный в виде слайдов, таблиц, плакатов, видеосюжетов и пр.

    Алгоритм проектной деятельности.

    Этап 1. Представление темы проекта. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей.

    На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.

    Этап 2. Выбор проблемы. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьника в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.

    Этап 3Формулировка подтем (мелких проблем). Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации.

    Кроме того, важно ставить вместе учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями.

    Этап 4. Планирование работы. В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.

    Этап 5. Осуществление проекта. Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).

    Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуются особый такт, деликатность, чтобы не "навязать" ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. На этом этапе можно задать ученикам такие вопросы: "Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?".

    Этап 6. Представление проекта (защита). Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.

    Этап 7. Оценка проекта. Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.

    Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект "победил" в "какой-либо" номинации.



    Предварительный просмотр:

    Список тем проектов по направлениям

    Социальные:

    1. «ДоброПочта»
    2. «Тимур и его команда»
    3. «Тепло в квадрате»
    4. «От поколения поколению»

    Творческие:

    1. «Мир моими глазами»
    2. «Азбука для первоклашек»
    3. «Книжка-малышка по мотивам сказки»
    4. «Детская площадка будущего»

    Информационные:

    1. «Вода в жизни человека»
    2. «Из истории дробей»
    3. «Княжна Тараканова»
    4. «Планета Земля»

    Учебные:

    1. «Моя родословная»

    2. «Мое имя»

    3. «Цифры мира»

    4. «Путешествие по моему родному краю»

    Исследовательские:

    1. «Ветераны моего района»
    2. «Петр I: Великий или тиран?»
    3. «Молоко. Молочные продукты»
    4. «История моей семьи»


    Предварительный просмотр:

    Список конкурсов, фестивалей проектов в начальной школе:

    1. Конкурс “Исследовательские работы и проекты” http://dk-talant.ru/?p=101
    2. Всероссийский конкурс проектов для школьников и студентов
      «Проекториум»
      http://obrazshkola.ru/?page_id=840
    3. Всероссийский конкурс для школьников и студентов
      «Экология — забота каждого»
       http://obrazshkola.ru/?page_id=845
    4. Международный конкурс проектов в сфере образования Interclover-2017  http://scipro.ru/contest/interclover.html
    5. VI региональный Фестиваль проектов "Планета Знаний - 2018" http://www.openclass.ru/node/534150



    Предварительный просмотр:

    Список олимпиад для учеников начальной школы

    1. Всероссийские олимпиады и конкурсы «Мир олимпиад» mir-olimpiad.ru
    2. Онлайн олимпиады «Эрудит» yi-erudit.ru
    3. Дистанционные мероприятия для дошкольников и начальной школы «Сундучок знаний» syndychok-znaniy.ru
    4. Конкурсы для школьников russian-kenguru.ru
    5. Эрудит – форум для учащихся «ЭМУ» emu.cerm.ru
    6. Универсальная школьная олимпиада «Бельчонок» dovuz.sfukras.ru/belchonok/
    7. Дистанционные конкурсы и олимпиады для школьников и учителей «Олимпиада онлайн» https://www.olympiadonline.ru
    8. Международные и Всероссийские онлайн олимпиады для педагогов, воспитателей и школьников «АЙДА» https://a-yda.ru
    9. Международные олимпиады и конкурсы «Клевер» https://cleve.ru
    10. Всероссийские олимпиады и конкурсы «Рыжий кот» ginger-cat.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

    Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

    ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

    Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

    ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

    Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

    ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

    Подбор олимпиад для обучающихся начальной школыОлимпиада - форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной научной области, позволяющая выявить не только знания фактического мат...

    ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

    Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования...

    ПК 4.5.Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

    Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

    ПК 4.5. Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

    Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....