ПК 4.1.
методическая разработка по теме

Гырдымова Анна Сергеевна

Выбирать УМК, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы - КТП) на основе нового образовательного стандарта и применять программы с учётом вида образовательного учреждения,особенности класса и отдельных обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1-4 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

1 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

«У каждого свой музыкальный инструмент»

Познакомить детей с разнообразием музыкальных инструментов

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев)

Анализ, сравнение, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, осознанные построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России.

«Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев),  «У каждого свой музыкальный инструмент» (эстонская народная песня)

2.

«Музыкальные инструменты»

 Познакомить детей с инструментом фортепиано, динамическими оттенками («форте», «пиано»)

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев).

 Анализ, сравнение, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, осознанные построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России.

«Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев), «Итальянская песенка» (П. И. Чайковский)

3.

«Мамин праздник»

Познакомить детей с историей праздника 8 марта

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев).

Анализ, сравнение, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, осознанные построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России.

«Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев),  «Колыбельная медведицы» (Е. Крылатов)

4.

«Эта чудесная лютня»

Познакомить с разными тембрами инструментов; формировать эмоциональный отклик на прослушиваемую музыку; воспитывать духовные и нравственные принципы через любовь к музыке. 

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев).

Анализ, сравнение, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, осознанные построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Песенка-капель» (М. Филатова, В. Алексеев), «Кукушка» (Л.К. Дакен), «Менуэт» (И.Г. Конради), «Тамбурин» (Ж.Ф. Рамо)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1-4 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

2 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

«Опера «Руслан и Людмила»

Познакомить детей с музыкальным миром оперы «Руслан и Людмила»

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов).

 Сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре России.

«Все мы просто дети» (А. Ермолов),  «Марш Черномора» (М.И. Глинка), «Первая песня Баяна»  (М.И. Глинка), заключительный хор оперы «Слава великим богам!» (М.И. Глинка)

2.

«Петя и Волк»

 Продолжить знакомство с творчеством С.С. Прокофьева и его симфонической сказкой «Петя и Волк», анализ фрагментов «Тема дедушки», «Тема охотников», «Тема Волка»,

Прослушать и проанализировать темы: «Дедушки», «Волка», «Охотников». Познакомить и разучить с детьми песню «Все мы просто дети». Поработать над ВХТ данной песни.

Охарактеризовать образцы творчества русского композитора С.С. Прокофьева, активно участвовать в обсуждении сущности музыкального искусства и его роли в жизни человека; выражать эмоционально - ценностное отношение к музыке как живому, образному искусству;

Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

«Все мы просто дети» (А. Ермолов), аудиозапись произведений «Тема Дедушки», «Тема Волка», «Тема Охотников»,

3.

«Звучит нестареющий Моцарт!»

Познакомить детей с В.А. Моцартом и его творчеством.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов).

Сравнение, анализ, обобщение, синетз.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Все мы просто дети» (А. Ермолов),  «Симфония №40» (В.А. Моцарт), увертюра к опере «Свадьба Фигаро»  (В.А. Моцарт)

4.

«Картинки с выставки»

Познакомить детей с циклом фортепианных пьес «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов).

Сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре России.

«Все мы просто дети» (А. Ермолов), аудиозапись произведений «Балет невылупившихся птенцов» (М.П. Мусоргский), «Богатырские ворота»  (М.П. Мусоргский)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1-4 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

3 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

«Музыкальное состязание»

Познакомить детей с жанром инструментального концерта

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов).

Синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и литературы, анализ, сравнение.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран.

«Все мы просто дети» (А. Ермолов),  «Концерт №1. Часть 1» (П. И. Чайковский), «Концерт №1. Часть 3» (П.И. Чайковский)

2.

«Музыкальные инструменты. Флейта»

Познакомить детей с музыкальным инструментом — флейтой, рассказать о ее происхождении.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов).

Сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, решение творческих задач.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре России и других стран.

«Все мы просто дети» (А. Ермолов), «Тема Птички» из симфонической сказки «Петя и Волк» (С.С. Прокофьев), «Шутка»  (И.С. Бах)

3.

«Музыкальные инструменты. Скрипка»

 Познакомить детей с музыкальным инструментом — скрипкой, рассказать о ее происхождении

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов).

Сравнение, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Все мы просто дети» (А. Ермолов),  «Каприс» (Н. Паганини)

4.

«Сюита «Пер Гюнт»

познакомить детей с симфонической сюитой «Пер Гюнт»

выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Все мы просто дети» (А. Ермолов).

сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, музыки и изобразительного искусства, решение творческих задач.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Все мы просто дети» (А. Ермолов),  «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» (Э. Григ) «В пещере горного короля»  из сюиты «Пер Гюнт» (Э. Григ)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1-4 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

4 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

«Балет «Петрушка»

Познакомить детей с балетом «Петрушка» И.Ф. Стравинского, с помощью теста выявить уровень сформированности нравственных ценностей

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский).

Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, синтез, сравнение, решение творческих задач.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран, формировать нравственный ценности

«Если с другом вышел в путь» (В.Шаинский, М.Танич), «1 картина из балета «Петрушка» (И.Ф. Стравинский), фрагменты оперы Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» (Тема Петушка, Тема царя Дадона)

2.

«Театр музыкальной комедии»

Познакомить детей с понятием «оперетта», «мюзикл», через знакомство с творчеством И. Штрауса и Ф. Лоу. Продолжить работу по формированию нравственных ценностей у детей

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский).

Сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, решение творческих задач.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре России и других стран, продолжать формировать нравственный ценности, уметь различать добро и зло.

«Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский),  «Вальс» из оперетты «Летучая мышь» (И. Штраус), «Я танцевать хочу» сцена из мюзикла «Моя прекрасная леди» (Ф. Лоу), ноты песни «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский), видеофрагменты из мультфильма с использованием музыки Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (Тема Ткачихи, Поварихи, сватьи бабы Бабарихи, тема Гвидона)

3.

«Прелюдия. Исповедь души»

Познакомить детей жанром прелюдии, через знакомство с произведениями С.В. Рахманинова и Ф. Шопена, продолжить формирование нравственных ценностей через обращение к сказкам Пушкина в русской музыке.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский).

Проследить взаимосвязь музыки и истории, анализ, сравнение, осмысленное построение речевых высказываний.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран.

«Если  другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский),  «Прелюдия до-диез минор» (С.В. Рахманинов), «Прелюдия №7», «Революционный этюд №12» (Ф. Шопен)

4.

«Мастерство исполнителя»

Познакомить детей с разными образами, созданными музыкой разных композиторов с позиции: композитор-исполнитель-слушатель; продолжить формирование нравственных ценностей через обращение к сказкам Пушкина в русской музыке.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Если с другом вышел в путь» (М.Танич, В. Шаинский).

Анализ, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, решение творческих задач.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран, формировать нравственные ценности

«Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский),  «Шутка» (И.С. Бах), «Симфония №40» (В.А, Моцарт), ноты песни «Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский), фрагменты оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» (Ария Руслана, Марш Черномора)

5.

«В интонации спрятан человек»

Проверить знания детей о нравственности и нравственных ценностях, через музыкальную викторину по материалу музыкальных сказок Пушкина

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; проанализировать прослушанные музыкальные произведения; проанализировать персонажей пушкинских сказок, завершить разучивание песни «Если с  другом вышел в путь» (М.Танич, В. Шаинский).

Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, музыки и кинематографии, анализ, сравнение, решение творческих задач, осмысленное построение речевых высказываний.

 Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России, закрепить формирование нравственных ценностей.

«Если с другом вышел в путь» (М. Танич, В. Шаинский), «Тема Петушка», «Тема царя Дадона» из оперы «Золотой петушок» (Н.А. Римский-Корсаков), «Ариозо Наташи», «Каватина Князя», «Ария Царицы Днепра» из оперы «Русалка» (А. С. Даргомыжский), «Марш Черномора», «Ария Руслана» из оперы «Руслана и Людмилы» (М. И. Глинка), видеофрагменты «Сказка о царе Салтане» (Н.А. Римский-Корсаков)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 5-7 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

5 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

«Колокольность в музыке»

Познакомить детей с истоками русской профессиональной музыки, видами колокольного звона

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, решение творческих задач, осознанное построение речевых высказываний.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России.

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский, М. Пляцковский), «Сюита для двух фортепиано» (фрагменты) (С. Рахманинов), Фрески Софии Киевской. «Концертная симфония для арфы с оркестром» (фрагменты) (В. Кикта)

2.

«Портрет в музыке и изобразительном искусстве»

Познакомить детей с историей развития скрипки как инструмента через обращение к произведениям Н. Паганини.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский, М. Пляцковский),  «Чакона» (И.С. Бах), «Каприс №24»  (Н. Паганини), «Вариации на тему Паганини» (фрагменты) (С. Рахманинов)

3.

«Волшебная палочка дирижера»

Познакомить детей с профессией «дирижер», со знаменитыми дирижерами мира

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

 Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России.

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский, М. Танич), аудиозапись произведений «Траурный марш» из Симфонии №3 (Л.В. Бетховен)

4.

«Образы борьбы и победы в искусстве»

Познакомить детей с одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры – Симфонией №5 Л. Бетховена и раскрыть ее образный строй

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, решение творческих задач, осознанное построение речевых высказываний.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский), аудиозапись произведений «Симфония №5» фрагменты Часть 3 и Часть 1 (Л.В. Бетховен)

5.

«Застывшая музыка»

Раскрыть взаимообогащающие связи между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры.

 Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; завершить разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний.

 Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский, М. Танич), аудиозапись произведений «Аве Мария»  (Дж. Каччини), «Богородице, дево радуйся» (С.В. Рахманинов), «Прелюдия Соль-минор» (И.С. Бах)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 5-7 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

6 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

«Инструментальный концерт. Итальянский концерт»

Познакомить детей с жанром инструментального концерта, разобрать, что такое программная музыка

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

 Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории

Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский),  «Зима» из цикла «Времена года» (А. Вивальди) в аранжировке джаз-оркестра Р. Фола, «Весна»  (А. Вивальди) в аранжировке джаз оркестра Р. Фола, «Итальянский концерт» (С.И.С. Бах)

2.

«Инструментальная баллада»

Познакомить детей с жанром инструментальной музыки «баллада»

  Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории

 Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский), аудиозапись произведений «Баллада №1» (Ф. Шопен)

3.

«Ночной пейзаж»

Познакомить детей с жанром инструментальной музыки «ноктюрн»

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

 Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории

Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России и других стран.

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский), аудиозапись произведений «Ноктюрн №20» (Ф. Шопен), ноктюрн «Двое в кафе» (М. Таривердиев»

4.

«Космический пейзаж»

Познакомить детей с оркестровой пьесой Ч. Айвза «Космический пейзаж»

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

 Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории

Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский), аудиозапись произведений «Космический пейзаж» (Ч. Айвз)

5.

«Г. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»

Познакомить детей с музыкальными иллюстрациями Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

 Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории, музыки и литературы.

 Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский), аудиозапись произведений «Тройка» (Г. Свиридов), «Вальс» (Г. Свиридов)

6.

«Г. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»

Продолжить знакомство детей с музыкальными иллюстрациями Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мир похож на цветной луг».

Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории, музыки и литературы.

Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России.

«Мир похож на цветной луг» (В. Шаинский), аудиозапись произведений «Весна и осень» (Г. Свиридов), «Романс» (Г. Свиридов),  «Побудь со мною» (Н. Зубов)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 5-7 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

7 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

«Религиозная и светская музыка»

Познакомить детей с двумя направлениями музыкальной культуры: религиозной и светской музыкой.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Маленькие и большие».

 Анализ, синтез, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран.

«Маленькие и большие» (Барбарики), хор «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы» (И.С. Бах), «Не отвержи мене во время старости»  из 1-ой части духовного концерта (М. Березовский), «Каприс №24» (Н. Паганини), «Вальс №7» (Ф. Шопен)

2.

«Камерная музыка»

Познакомить детей с камерной инструментальной музыкой и такими жанрами как этюд и транскрипция

 Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Маленькие и большие».

Анализ, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и литературы.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Маленькие и большие» (Барбарики),  «Революционный этюд №12» (Ф. Шопен), «Метель» (Ф. Лист),  «Чакона» (И.С. Бах), транскрипция «Чакона» (Ф. Бузони), транскрипция «Лесной царь» (Ф. Лист), «Каприс №24» (Паганини)

3.

«Симфоническая музыка»

Проверить знания детей о жанре «симфония» в инструментальной музыке через обращение к произведениям В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена

 Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Маленькие и большие».

 Анализ, синтез, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран.

Маленькие и большие» (группа Барбарики), аудиозапись произведений «Симфония №40» (В. Моцарт), «Симфония №5» (Л. Бетховен)

4.

«Циклические формы инструментальной музыки»

Познакомить детей с циклическими формами инструментальной музыки через обращение к произведениям А. Шнитке

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Маленькие и большие».

 Анализ, синтез, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Маленькие и большие» (Барбарики), аудиозапись произведений «Кончерто гроссо» (А. Шнитке), «Сюита в старинном стиле» (А. Шнитке)

5.

«Соната»

Проверить знания детей о жанре «соната», через обращение к произведениям Л.В. Бетховена, В.А, Моцарта, С.С. Прокофьева.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Маленькие и большие».

 Анализ, синтез, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и  других стран.

«Маленькие и большие» (группа Барбарики), аудиозапись произведений «Патетическая соната №8» (Л. Бетховен), «Соната №11» (В. Моцарт), «Соната №2» (С.С. Прокофьев)



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

ЗАРОЖДЕНИЕ КОЛОКОЛЬНОГО ДЕЛА НА УРАЛЕ

Методическое пособие

Выполнила: студентка 40 группы

Гырдымова Анна

Челябинск, 2018


Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

ЗАРОЖДЕНИЕ КОЛОКОЛЬНОГО ДЕЛА НА УРАЛЕ

Методическое пособие

Выполнила: студентка 40 группы

Гырдымова Анна

Челябинск, 2018


Гырдымова А.С. Зарождение колоколов на Урале/ Методическое пособие —Челябинск, 2018 — 18 c.

Тема данного методического пособия: зарождения колоколов на Урале. В нем подробно указано, когда появились первые колокола в России и на Урале, кто был первым создателем колоколов, а так же интересные факты о пользе колокольного звона.  

Сборник адресован учителям музыки, студентам музыкальных отделений педагогический колледжей, а также всем интересующимся данной темой

Оглавление

Введение

ГЛАВА I. ИСТОРИЯ КОЛОКОЛОВ

1.1. Появление колоколов  в России

1.2. Возрождение колокольного звонарей

1.3. Колокола как музыкальные инструменты

ГЛАВА II. КОЛОКОЛА НА УРАЛЕ

2.1. Завод в Каменск-Уральском

2.2. Мастера колокольного звона

2.3. Уральские мастера колокольного звонарей

2.4. Фестивали колокольного звона на Урале

ГЛАВА III. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О КОЛОКОЛАХ

3.1. Колокольный звон — научный феномен

3.2. Научный подход к изучению колоколов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Колокола и колокольный звон давно уже стали частью нашей жизни. Мы уже не может представить себе любой церковный праздник без звучания колокола. Везде, по всему миру идет слава о русских мастерах изготовления колоколов, о мастерах колокольного звона.

Но как они появились в России? Как стали частью нашей жизни? Ведь колокола используют не только в церкви, примером тому служат колокола, которые используют в качестве музыкальных инструментов - от самых маленьких до самых больших.


ГЛАВА I. ИСТОРИЯ КОЛОКОЛОВ

1.1. Появление колоколов в России

Колокол (ст. -Слав. Клаколъ) или Кампан (ст. Слав. кампанъ, греч. Καμπάνα) — ударный музыкальный и сигнальный инструмент, состоящий из полого купола (источника звука) и подвешенного по оси купола языка, издающего звук при ударе о купол. Колокол может висеть или быть закрепленным на качающемся основании краями купола вверх; в зависимости от конструкции звук возбуждается качанием либо купола (точнее, основания, на котором он закреплён), либо языка. В Западной Европе чаще раскачивают купол, в России — язык, что позволяет создавать чрезвычайно большие колокола («Царь-колокол»). Известны также колокола без языка, по которым бьют снаружи металлической или деревянной колотушкой. Обычно колокола отливают из так называемой колокольной бронзы, реже из железа, чугуна, серебра, камня, терракоты и даже из стекла.

Наука, изучающая колокола, называется кампанология (от лат. Campana — колокол и от λόγος — учение, наука).

В настоящее время колокола широко используются в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения), в музыке, в качестве сигнального средства на флоте (рында). Известно употребление колокола в общественно-политических целях (как набат, для созыва граждан на собрание (вече)). 

Колокола на Руси появились почти одновременно с принятием христианства в конце X века. Их заимствовали из Западной Европы, при этом, они не смогли полностью вытеснить било с теми же функциями, просуществовавший до XIX—XXI веков. Больших размеров колокола начали отливать лишь в XV веке с появлением собственных металлургических заводов. Звон колокола созывал людей на богослужение или вече, для совместного отпора захватчикам, на почёт героев-победителей. На широких просторах России старались отливать большие колокола с низким сильным звуком, который можно слышать на больших расстояниях (например, предшественник «Царя-колокола» 1654 года при Алексее Михайловиче весил около 130 тонн и слышен был на 7 вёрст). Колокола были единственным используемым музыкальным инструментом в богослужении. Согласно Адаму Олеарию в России начала XVII века на московских колокольнях висело до 5-6 колоколов весом до 2 центнеров, с которыми управлялся один звонарь. 

Существует предание, в котором изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому на рубеже IV и V веков.

Некоторые, заблуждаясь, утверждают, что церковные колокола в Россию пришли с Запада. Однако в западноевропейских странах звон создаётся с помощью расшатывания колокола. А в России чаще всего ударяют языком о колокол (поэтому назывались — язычные), что придаёт особенное звучание. Кроме того, такой способ звона уберегал колокольню от разрушения и давал возможность устанавливать огромные колокола, а археологи в древних курганах находят множество маленьких колокольчиков, используя которые наши далёкие предки проводили ритуальные обряды и поклонялись богам и силам природы. В 2013 году в филипповских курганах (близ Филипповки Илекского района Оренбургской области, в междуречье Урала и Илека, Россия) археологи нашли огромный колокол датируемый V—IV в. до н. э.[3]

В русских летописях впервые о колоколах упоминается 988 год. В Киеве были колокола при Успенской (Десятинной) и Ирининской церквях. В Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI в. В 1106 г. прп. Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нём «великий звон». Также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII в. Надписи на колоколах читались справа налево, так как буквы вырезали по форме обычным порядком. Развитие русского литейного искусства позволило создать непревзойдённые в Европе колокола: Царь-колокол 1735 г. (208 тонн), Успенский (действует на колокольне Ивана Великого) 1819 г. (64 тонны), Царь в Троице-Сергиевой Лавре 1748 г (64 тонны, уничтожен в 1930 г.), Ревун (действует на колокольне Ивана Великого) 1622 г. (19 тонн). После 1917 г. литьё колоколов продолжалось на частных заводах в 1920 гг. (эпоха НЭПа), но в 1930-е прекратилось полностью. В 1990-е гг. многое приходилось начинать с нуля. Литейное производство освоили такие гиганты как московский ЗИЛ и санкт-петербургский Балтийский завод. На этих заводах изготовлены нынешние колокола-рекордсмены: Первенец 2002 г. (27 тонн), Благовест 2002 г. (35 тонн) завода ЗИЛ, Царь-колокол 2003 г. (72 тонны) Балтийского завода.

В Русской православной церкви колокола делятся на три основные группы: большие (благовестники), средние (подзвонные) и малые (зазвонные) колокола.

1.2. Возрождение колокольного звона

Православный колокольный звон тесно связан с трагической историей нашего государства. Многолетнее гонение на Русскую Православную церковь напрямую отразилось на колокольном звоне. Вместе с храмами разрушались и переплавлялись колокола, закрывались колокололитейные заводы.

В Тюмени в XIX - начале XX века был свой завод по отливке колоколов. Его основатель Иван Гилев. В 1905 году на всемирной выставке в Брюсселе тюменские колокола завода Гилевых за свой малиновый звон были отмечены золотой медалью, в 1907 году на всероссийской выставке в Ростове-на-Дону гилевские колокола названы лучшими. Такое признание не многие заводы получали. К счастью, на нескольких тюменских храмах - Знаменском кафедральном соборе, храме Святого Ильи Пророка в женском Ильинском монастыре сохранились эти колокола и до сих пор звонят!

В 1928 году советское правительство издало указ, по которому на территории Советского Союза был запрещен большой звон колоколов на оставшихся больших храмах. Даже на колокольне Ивана Великого в Московском Кремле все языки на колоколах были намертво приварены. Постепенно звонарное искусство затухало. Лишь в середине 80-х годов прошлого века, во времена перестройки, пресловутый указ о запрещении колокольного звона был отменен. Началась эра возрождения русского колокольного звона. Появляются первые звонари новой эпохи.

1.3. Колокола как музыкальные инструменты

Колокола средних размеров и колокольчики включены уже давно в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определённую звучность. Колокола бывают различных величин и всех строев. Чем колокол больше, тем ниже его строй. Каждый колокол издаёт только один звук. Партия для колоколов средних размеров пишется в басовом ключе, для колоколов малых размеров — в скрипичном. Колокола средних размеров звучат октавой выше написанных нот. [5]

Применение колоколов более низкого строя невозможно вследствие их размеров и веса, которые препятствовали бы их помещению на сцене или эстраде. Так, для звука до 1-й октавы потребовался бы колокол весом в 2862 кг, а для звука октавой ниже в церкви св. Павла в Лондоне был употреблён колокол весом в 22,9 т. О более низких звуках и говорить нечего. Они потребовали бы новгородского колокола (31 т.), московского (70,5 т) или Царь-Колокола (200 т). В 4-м акте оперы «Гугеноты» Мейербер применил для набата наиболее низкие из употребительных колоколов, издающих звуки фа 1-й октавы и до 2-й. Колокола применяются в симфоническом и оперном оркестрах ради особых эффектов, связанных с сюжетом. В партитуре пишется одна партия для колоколов числом от 1 до 3, строи которых обозначаются в начале партитуры. Звуки колоколов средних размеров имеют торжественный характер.[3]

В прошлом композиторы поручали этому инструменту исполнение выразительных мелодических рисунков. Так, например, поступил Рихард Вагнер в симфонической картине «Шелест леса» («Зигфрид») и в «Сцене волшебного огня» в заключительной части оперы «Валькирия». Но позднее от колоколов в основном требовалась только сила звука. С конца XIX в театрах стали применять колокола-колпаки (timbres) из литой бронзы с довольно тонкими стенками, не столь громоздкие и издающие более низкие звуки, чем набор обыкновенных театральных колоколов.

В XX в. для имитации колокольного звона используются уже не классические колокола, а так называемые оркестровые колокола в виде длинных трубок.

Набор маленьких колокольчиков был известен в XVIII столетии, их применяли изредка Бах и Гендель в своих произведениях. Набор колокольчиков был впоследствии снабжён клавиатурой. Такой инструмент применил Моцарт в своей опере «Волшебная флейта». В настоящее время колокольчики заменены набором стальных пластинок. Этот весьма употребительный в оркестре инструмент называется металлофоном. Играющий бьёт по пластинкам двумя молоточками. Этот инструмент иногда снабжён и клавиатурой.

Уральские колокола звучат по всему миру.


ГЛАВА II. КОЛОКОЛА НА УРАЛЕ

2.1. Завод в Каменск-Уральском

Единственный на Урале колокольный завод «Пятков и Ко» находится в Каменск-Уральском. Он льет колоколов больше, чем вся Европа вместе взятая. Колокола Пяткова звонят на сотнях храмов России, а также на Святой горе Афон, в Америке, в Болгарии, Сербии, Румынии, Прибалтике и странах СНГ.

Именно поэтому Каменск-Уральский называют колокольной столицей. Каждый год сюда съезжаются лучшие звонари России на колокольный фестиваль. Благодатный колокольный звон не случайно разливался над уральским городом. Пятнадцать лет назад инженер-литейщик местного завода Николай Пятков начал впервые осваивать литье колоколов для православных храмов. Сложное это оказалось ремесло. Ни технологий, ни чертежей не осталось от прошлых времен. Все приходилось находить по крупицам. За эти годы он со своей командой создал по-настоящему лучшее предприятие в России, которое специализируется на производстве колоколов. На тысячах российских и зарубежных звонниц сегодня поют и радуют людей пятковские колокола. Только за прошлый год около 100 храмов увезли отсюда свои колокола. Город Каменск-Уральский уже неофициально называют колокольной столицей России.[4]

Началось всё с идеи — в 1990 году работники литейно-механического цеха Уральского алюминиевого завода Николай Геннадьевич Пятков и Модест Васильевич Ощуков решили отлить колокола для только что открывшейся Покровской церкви. Тогда еще молодому настоятелю храма отцу Иоанну (Ивану Алексеевичу Агафонову) эта идея очень понравилась.

Первая звонница из семи колоколов для нового храма была отлита в медеплавильном отделении Уральского алюминиевого завода и вскоре зазвучала на колокольне.

В 1991 году Николай Геннадьевич и Модест Васильевич зарегистрировали свою фирму и арендовали небольшой уголок в медеплавильном отделении Синарского трубного завода, а в 1992 году — еще один маленький участок на Каменск-Уральском металлургическом заводе. По совету отца Иоанна никаких рекламных кампаний не проводили. Завод быстро прославился на весь мир.

Сегодня все европейские фирмы льют от 10 до 20 тонн в год. Это против каменск-уральских 200. Только одна эта фирма льет больше, чем вся Европа вместе взятая. Каждый год раскрываются новые секреты, появляются талантливые литейщики. Заказов становилось всё больше и больше. Поэтому, было принято решение построить свой завод. Сказано — сделано.

Уже в 2003 году был запущен новый колокольный завод.

100 церквей ежегодно заказывают колокола на заводе Пяткова. Самый большой колокол, весом 18 тонн, находится в Алатыре в Чувашии. В Екатеринбурге самый большой колокол весит 16 тонн и находится в храме Большой Златоуст на пересечении улиц Малышева и 8 Марта.

Как известно, колокольному делу нигде не обучают. Пятков учился этому долго, методом проб и ошибок долго к этому шел. Не было ни учебников, ни пособий. Очень долго искали ту форму, которая будет звучать».

Технология изготовления колоколов мало изменилась за сотни лет.[1]

2.2. Мастера колокольного звона

Мастера колокольного звона из Архангельска Владимира Петровского знают в большинстве наших епархий. Став по-настоящему звонарем, мастером колокольного звона, он развесил сотни колоколов на звонницах православных храмов, научил не одну сотню молодых людей и девушек звонить по канонам колокольного звона, в соответствии с церковным уставом. Теперь и его ученики передают свое мастерство своим ученикам.

 В 1990-м году настоятель архангельского храма Всех Святых отец Василий пригласил его позвонить на колоколах на Пасху. Это было первое прикосновение к чему-то святому, оно и заставило его всерьез изучить церковный звон, найти его первоисточники, встретиться со старыми звонарями. По сути, ничего не осталось от того первородного звона. Лишь сохранились ноты звона Ростова Великого. Они дали небольшое представление в этом искусстве. Но все же этого мало.

Что такое колокольный звон? Есть устав церковного звона, там определены обычные звонные наборы. Есть колокол и частота удара. В праздники удар чаще, в будни медленнее, в пост совсем медленно. Когда, например, венчается семейная пара, трезвон и перезвон радостный, веселый, а в день отпевания покойника, наоборот, сдержанный, скорбный.

Самое главное в церковном звоне - внутреннее состояние звонаря, его дух. По большому счету, нетрудно запомнить небольшой набор звонов. Даже не имеющие музыкального образования люди легко осваивают нехитрый ритм, схему церковной мелодии, минимум каких-то аккордов. Но при этом нужно помнить, что содержание церковного звона всегда молитвенно. Звонарь должен быть человеком воцерковленным, православным и верующим. Он должен нести духовную ответственность за то, что творит. Вот поднимается звонарь на колокольню, читает молитву, осеняет себя крестным знамением и в тот миг, когда люди пребывают в покое, может быть, еще и спят, он начинает прикасаться к такому великому таинству, которое испокон веков называлось Глас Божий. Если человек, прикасающийся к языку колокола, внутренне понимает, что он вершит, значит, в нем состоялся звонарь. Звоны из-под его рук всегда будут чистыми, благодатными, никакие сбои ритма им не помешают, потому у настоящего звонаря они идут от сердца.

2.3. Уральские мастера колокольного звона

Звонаря Евгения Волкова в Тюмени хорошо знают. Еще подростком он учился этому благому делу на колокольне Знаменского собора. Теперь он выпускник Тюменской медакадемии, педиатр, много времени отдает врачебному делу, но по-прежнему в дни Литургии звонит. Его звонница на тюменском Всехсвятском храме, колокола, конечно же, из Каменска-Уральского. На фестивале они звонили вместе с мамой - Людмилой Александровной, регентом Всехсвятского храма.

Вот на звонницу Каменск-Уральской часовни поднялся звонарь Владимир Тювецкий из поселка Пойковский Нефтеюганского района и уверенно зазвонил. Звуки у него отделяются один от другого, чувствуется опыт мастера.

В своем храме Владимир Владимирович звонит уже много лет. Поначалу даже и не мечтал о таком благом деле, был лишь в числе приходского совета. Но однажды по воле Божьей в храм приобрели колокола из города Каменска-Уральского, и вскоре в поселок приехал Владимир Петровский, тот самый, из Архангельска. Колокола развесили и стали учиться звонарному делу. С тех пор Владимир Тювецкий регулярно звонит. Здесь, на фестивале, как он признался, у него открылось второе дыхание. Он увидел много мастеров-звонарей и услышал их звон, поучился и приобрел друзей-единомышленников.[1]

Иван Широкий и Ирина Кайряк - звонари храма Покрова Пресвятой Богородицы в Регионе Нижневартовского района. В четыре руки они звонили красиво, слаженно, как подобает сибирякам - с размахом. Конечно, это не случайно. Дуэт уже не первый год регулярно поднимается на колокольню своего храма и звонит, радует мегионцев красотой малинового звона. Старшей дочери Ирины десять лет, и она помогает своей маме на звоннице дополнять, составлять перезвоны. Иван - звонарь, как говорится, на постоянной основе. Колокольня - это его постоянное место работы. Он - звонарь при храме.

2.4. Фестивали колокольного звона на Урале

Всю неделю после Пасхи услышать перезвоны церковных колоколов можно не только до и после богослужений. Светлая Седмица — единственное время в году, когда все желающие могут подняться на колокольни любого из храмов Екатеринбургской епархии и приобщиться к звонарскому искусству. 

Отбоя от желающих нет: за пять дней этой возможностью воспользовались больше тысячи человек, среди которых много туристов из-за рубежа. Люди могут приходить на колокольню до позднего вечера, когда не идут богослужения: разобраться в тонкостях профессии им помогает дежурный сотрудник храма. Он же присматривает, чтобы по неосторожности никто не упал с колокольни или не повредил колокол, слишком усердно дергая его за язык. Ночью колокола смолкают, чтобы не мешать отдыху и сну.[2]

Второй год подряд в городе Каменске-Уральском Свердловской области проходит фестиваль церковного колокольного звона. Казалось бы, что нам, сибирякам, до праздничных мероприятий уральского города? Но это только на первый взгляд. Нас многое роднит и объединяет. Сотни новых колоколов, звенящих на православных храмах Тюменской области, от южных границ до ямальской тундры, отлиты именно в Каменске-Уральском. И что более приятно - на празднике уральского города от имени Тюменской области звонили звонари из Тюмени, Мегиона, поселка Пойковский Нефтеюганского района, Излучинска Нижневартовсого района. Звонили так, что им аплодировали тысячи людей!

В воскресный день часовня Во имя святого благоверного князя Александра Невского на центральной площади города Каменске-Уральский, словно магнит собрала вокруг себя тысячи горожан. Участники концерта - более сорока лучших звонарей со всей России - из Владивостока, Иркутска, Омска, Краснодара, Оренбурга, Орла, Архангельска, Москвы, Перми, из Украины и даже США.[2]

Звонари один за другим поднимались на колокольню и на 16 колоколах исполняли церковный звон своего храма. Только представьте - несколько часов подряд над уральским городом звучал будничный, пасхальный красный звон, праздничный трезвон с колоритом Дальнего Востока, Западной Сибири, русского севера и Подмосковья. Каменцы не скрывали своих эмоций, с восторгом дарили каждому звонарю аплодисменты. Люди не стыдились своих слез:

Особенность второго фестиваля колокольной музыки была еще и в том, что здесь впервые участвовал Уральский академический филармонический оркестр. Классическая музыка и живой колокольный звон воплотились в настоящую симфонию.


ГЛАВА III. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О КОЛОКОЛАХ

3.1. Колокольный звон — научный феномен

В это трудно поверить, но поющая красота церковных колоколов не только ласкает слух и радует душу, церковный звон еще и лечит человека в самом прямом смысле. Убедился в этом, как говорят в таких случаях, на собственном опыте. На фестиваль я поехал с не долеченным зубом. Ноющая боль не унималась. Больше часа я провел на колокольне рядом со звонарями, в центре оглушительного звона, и совершенно забыл про зубную боль. Когда рассказал об этом священнику местного прихода, он ничуть не удивился моему неожиданному открытию и рассказал, что однажды в мужском православном монастыре видел, как монахи становились вокруг большого колокола, один из них раскачивал язык благовеста и ударял со всей силы, в это время братья-монахи прикладывались лбами к стенкам колокола. В монастыре говорят, что это лучшая профилактика от всех болезней. В некоторых городах средней полосы России устраивают колокольный звон в онкологических больницах. Видимо, там уже узнали и поверили в целебные свойства малинового звона.

3.2. Научный подход к изучению колоколов

Многоликий церковный звон, оказывается, служит еще и объектом научного исследования. В город Каменск-Уральский на праздник колокольного звона приехал Александр Ярешко, профессор Саратовской консерватории, президент Ассоциации колокольного искусства России. Недавно он защитил докторскую диссертацию о русском колокольном звоне. Александр Сергеевич много лет занимается колоколоведением, находит подтверждения уникальности русского церковного звона. По его словам, ни одна православная церковь в России за многие десятилетия не повторилась набором колоколов, их звучанием, а каждый звонарь сам изобретал свои звоны. Эта особенность и создала неповторимую систему звуковысотных связей, равной которой нет нигде в мире. Профессор сожалеет об одном, что еще так мало мы знаем об исконно русской культуре, о том, что было частью нашей жизни.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив материал по данной теме, можно сделать заключение, что тема колоколов актуальна в наше время. Многие ученые действительно всерьез изучают влияние колокольного звона на организм человека и приходят к положительным результатам.

К тому же, наверняка, найдутся люди, которым интересна эта тема, возможно, они попытаются добиться открытия других заводов по производству колоколов.

А если появятся заводы, начнут производить колокола, нужны будут люди, которые смогут правильно в них звонить, т. е. Звонари. А как было сказано выше, на данный момент школ для звонарей не так уж и много. Поэтому нужно развиваться в направлении колокольного дела и обучения мастеров не только изготовления самих колоколов, но и мастеров колокольного звона.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Колокола на Урале. Колокольное дело. https://66.ru/news/business/98873/ 

2.Фестивали колокольного звона. Симфония уральских колоколов http://www.ihtus.ru/082006/st02.shtml

3. Википедия. Свободная энциклопедия ru.wikipedia.org

4. Уральские колокола. http://perevalnext.ru/uralskie-kolokola/

5.Колокол церковный как музыкальный инструмент. http://www.hintfox.com/article/kolokol-tserkovnij-kak-myzikalnij-instryment.html



Предварительный просмотр:

Выполнила: студентка 40 группы

Гырдымова Анна

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Челябинск, 2018


Статья на тему «Современные тенденции в музыкальном образовании»

Чтобы разобраться и понять, какие же тенденции сейчас присущи музыкальному образованию, нужно ответить на вопрос: а что такое музыкальное образование?

Музыкальное образование — это усвоение знаний, умений и навыков в области музыки, необходимых для профессиональной музыкальной деятельности. В мире написано множество статей на эту тему, а также на тему того, какие же тенденции в современном музыкальном образовании.

Одной из ведущих тенденций в области культуры в современном обществе является освоение музыкально-педагогического наследия российских этносов и умелое использование его в воспитании и образовании молодого поколения.
         Кроме того, признание музыкального искусства как одного из средств в формировании ценностного мира личности имеет еще другие основания. Во-первых, музыка направляет эмоции, мысли слушателя на определенный объект, оказывая сильное воздействие на настроение и чувства; во-вторых, она владеет неподражаемыми возможностями для познания душевного мира человека, развивает в нем чувства альтруизма и толерантности; в-третьих, музыкальные произведения помогают творческому осмыслению личностных, нравственно-эстетических ценностей микро- и макросоциума, которые являются важной ступенью к приобщению молодого поколения к духовному опыту человечества; в-четвертых, музыка является одним из каналов преемственности духовной культуры, через нее передаются и сохраняются социокультурные, и, в особенности, художественные воззрения, осуществляется связь между поколениями; и, наконец, в-пятых, музыка в настоящее время успешно используется в арт-терапии. [3] 

В современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть общей мировой культуры. Оно одновременно выступает как составной элемент общего процесса познания мира, как часть общего развития человеческой культуры и в то же время является специфической формой эстетической деятельности. Специфика искусства вообще, в числе других характеристик, имеет и такую немаловажную: по своей природе оно является "многофункциональной подсистемой художественной культуры, синтетично удовлетворяющей многообразие человеческих потребностей и воплощающей многообразие проявлений человеческой жизнедеятельности" музыкальной культуры.[2]

Сегодня много говорится о том, что российская образовательная система находится на переломном этапе своего развития, переживает один из трудных, драматичных эпизодов своей истории. Естественно, всё то, что связано с изменениями в недрах этой системы, её реформированием, борением взглядов, теорий, установок вызывает широкий общественный интерес. Ибо образование – обновлённое, очищенное от идеологических догматов, от ригидности и устоявшихся предрассудков, – именно оно призвано изменить к лучшему ситуацию в российском обществе, поднять духовную жизнь людей на более высокую ступень.

Современная методика обучения и развитие музыкальных способностей основывается на таких принципах обучения, при которых значительное внимание должно быть направлено на художественную сторону воспитания. Согласно этим принципам, надо с первых уроков приобщать ребенка к искусству, приучать внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания. Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном, доступном и интересном материале.

Еще Р. Шуман и группа передовых музыкантов и педагогов, объединявшихся вокруг него, в 1834 году предъявили к музыкальному преподаванию новые требования. Оно не должно удовлетворяться исключительно технической подготовкой. Техника – лишь средство, а не цель. Идеал исполнителя – не виртуоз, демонстрирующий победу над трудностями, а художник, выражающий в совершенстве прекрасные чувства. Взгляды Шумана были настолько новы и так резко отличались от общепринятых, что в то время еще не всегда воспринимались в полной мере и должным образом.

Познавая в творческой деятельности окружающую действительность, ребенок проявляет эмоционально-эстетическое отношение к ней, чувствует себя «активным деятелем», постоянно открывающим что-то новое (Л.А. Венгер).

Основная задача и цель эстетического воспитания (по Л. Выготскому) – приобщение ребенка к эстетическому опыту человечества: подвести вплотную к монументальному искусству и через него включить психику ребенка в ту общую мировую работу, которую проделывало человечество в течение тысячелетий, сублимируя в искусстве свою психику.

 

Музыкальное воспитание детей – именно то своеобразное явление, которое характеризуется своей особой ролью в развитии личности ребенка. Сегодня речь не может идти о массовом музыкальном воспитании детей. Нельзя также не учитывать и того, что перегрузка детей в общеобразовательной школе стала актуальной проблемой российской педагогики.

В связи с этим необходимо аргументированное обоснование совершенно особой миссии музыкальных школ и школ искусств, которые должны иметь возможность удовлетворять новые требования, предъявляемые государством, обществом, родителями.

Анализируя современные программы музыкального образования России, несложно заметить сочетание традиций и инноваций. Пересматриваются концептуальные подходы, модернизируются формы, методы, технологии организации музыкального образования, ориентированные сегодня на ученика [4]. В России данностью дня стали личностно-ориентированные, мультимедийные, деятельностно-практические технологии, что потребовало реализации компетентностного, дифференцированного подхода, вариативности музыкального образования.

В традиционной музыкальной школе от ученика ровным счетом ничего не зависит, кроме одного – он может быть "награжден", если играет по общепринятым правилам и, несмотря на провозглашаемую гуманизацию, остается ведомым, а не ведущим. Работа с детьми обладающими особыми способностями проходит в специализированных школах и образовательных учреждениях. Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например: литературной, изобразительной, музыкальной.

Таким образом, каждая деятельность предъявляет определенные требования и к общим, и к специальным способностям детей, которые проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения. От способностей зависит качество выполнения деятельности, ее успешность и уровень достижений. А вот обучение искусству должно сочетаться с творчеством ребенка и культурой его художественного восприятия.

Музыкальная педагогика – область включающая в себя преподавание игры на инструменте, истории и теории музыки. Важно, чтобы специфика педагогической деятельности была связана не только прагматичным предметно-ремесленным обучением (научением), овладением информацией и мастерством, а с развитием потенциальных возможностей ребенка, с процессом становления и совершенствования ребенка как субъекта собственного развития.

Проблема индивидуализации методов обучения требует сегодня от педагога музыкальной школы более фундаментальных знаний в области психологии, анатомии и физиологии. Занятия с учеником – это каждый раз новая творческая задача. Ее успешное решение немыслимо без развитого педагогического мышления, опирающегося на достижения современной науки. Поиск путей улучшения эффективности учебного процесса необходимо вести и в направлении преодоления недостатков развитие исполнительского слуха, ритма, музыкальной памяти, инициативы и творческого воображения.

 Основным принципом в работе должна стать направленность на становление личностной профессиональной позиции учителя музыки и побуждение его к самообразованию.

  1. Система музыкального образования отражает три важных аспекта модернизации музыкального образования: переход на новые образовательные стандарты, проблему организации внеурочной деятельности, проблему освоения овладения педагогом  новых технологий, направленных на формирование личностных результатов. Вся основная работа по внедрению новых стандартов, ложится на плечи учителя, которому надо разобраться во всех новых технологиях и методиках, полностью перестроить структуру своего урока, научиться по-новому оценивать способности и знания детей, путем методов исследования: анализа психолого-педагогической литературы, самонаблюдения, самодиагностики, обобщения педагогического опыта, сравнения, сопоставления, графического анализа, обобщения.

Не смотря на потребности модернизации музыкального образования задачи музыкальных школ остаются неизменными:

  1. Формирование музыкальной культуры, представляющей положительный социальнохудожественный опыт. Воспитание музыкального, художественного и эстетического вкуса на лучших образцах советского, классического русского и зарубежного искусства.
  2. Развитие у учащихся музыкальных способностей, певческого голоса, приобретение ими знаний и умений в области музыкальной (в том числе нотной) грамоты.
  3.  Подготавливать наиболее одаренных детей для поступления в соответствующие специальные учебные заведения.

Итак, в решении проблемы развития музыкальных способностей зачастую проявляется потребность в поиске дополнительных средств воздействия на ученика. Одним из таких средств, вероятно, может быть декламация с использование стихов. Данные материалы встречаются в фортепианной литературе, в частности при изучении нотной грамоты. Возникает вопрос о подборе и систематизации имеющихся декламационных материалов по теме, для применения в практике обучения, а также об изучении декламационного метода на предмет полезности их использования в развитии чувства ритма и музыкальной памяти. 

 Актуальность проблемы поиска новых средств для развития музыкальных способностей начинающего музыканта очевидна и продиктована практикой. 

Так, в ФГОС начального общего образования в России результатами освоения основной образовательной программы по предмету «Музыка» являются:

– сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

– сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

– использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации [7].

В России у учебных учреждений существует возможность выбора образовательной концепции, каждая из которых оснащена комплектом авторских программ, и в частности, по музыке. Более того, требованием сегодняшнего дня стала необходимость разработки учителем музыки собственной рабочей программы на основе одной из рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

Помимо новых тенденций в развитии музыкального образования России  существуют и трудности реформирования общего музыкального образования. В этой связи, интересно просмотреть данные исследований педагога О.В. Лукьяновой. Так, О.В. Лукьянова, выявляя проблемы современного этапа музыкального образования в России на примере Ярославской области, говорит:

– о необходимости взаимодействия учебно-методического и информационного центра работников культуры и искусства с педагогическим университетом и Институтом развития образования;

– об отсутствии баланса темпов вхождения России в информационную цивилизацию и рыночную экономику и реальных региональных условий страны [8].

По всему вышеизложенному можно сделать небольшой вывод, что целью музыкально-педагогической системы обучения должно стать формирование личности, разбор в культурных ориентациях, влиять на преобразование духовной действительности общества, а значит общаться при помощи музыки и слова с аудиторией самого разного уровня статуса и образованности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сайт учителя музыки Лазутиной Елены Алексеевны) https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2016/09/01/sovremennye-tendentsii-muzykalnogo-obrazovaniya-i

2. Ю. А, Лукин — Искусство как информационная система/Лукин Ю.А. Искусство как информационная система. М., 1995. С. 6.

3. Из научной работы Батруковой Земфиры Пачаевны

4. Осеннева М.С. Теория и методика музыкального воспитания. – М., 2012.

5. Х. Инайят Хан. Мистицизм звука. М., 1997. С. 188.

6. Музыка. Программы общеобразовательных учреждений. 1-7 кл./Е.Д Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М., 2010.

7. Примерные программы начального общего образования (Стандарты второго поколения). В 2 ч. – М., 2008.

8. Лукьянова Актуальные проблемы музыкального образования детей http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/13_8/.