ПК 4.1.
календарно-тематическое планирование по теме

Выбирать УМК, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы - КТП) на основе нового образовательного стандарта и применять программы с учётом вида образовательного учреждения, особенности класса и отдельных обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1 класс59.5 КБ
Microsoft Office document icon 2 класс58 КБ
Microsoft Office document icon 3 класс63.5 КБ
Microsoft Office document icon 4 класс56.5 КБ
Microsoft Office document icon 5 класс63 КБ
Microsoft Office document icon 6 класс62 КБ
Microsoft Office document icon 7 класс66 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематический план реализации рабочей программы  по музыке 1 класс

(Программа Е. Д. Критской)

Тема

Цель

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Поэт, художник, композитор

Формировать представление о музыкальной культуре, как неотъемлемой части духовной культуры человека; с помощью разнообразной деятельности на уроке подвести учащихся к осознанию связи всех видов искусства.

Научатся: находить общее в стихотворном и художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительности

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять поиск  необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы;, обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения

Э. Григ «Утро», Я. Дубравин «Добрый день»

2

Музыка утра

Раскрыть перед учащимися выразительные и изобразительные возможности разных видов искусств в передаче чувств, мыслей, настроения человека от утренней природы.

Научатся: проводить интонационно-образный анализ ин-струментального произведения – чув-ства, характер, настроение

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи

П. И. Чайковский «Зимнее утро», Э. Григ «Утро», А. Ермолов «Новый день»

3

Музыка вечера

Расширить художественные представления детей о жанре вечернего пейзажа в музыке, живописи, поэзии.

Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека

В. Гаврилин «Вечерняя музыка», «Колыбельная Медведицы», В. Салманов «Вечер», А. Хачатурян «Вечерняя сказка»

4

Музыкальные портреты

Расширить знания детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.

Научатся: проводить интонационно-образный анализ на примере музыки С. Прокофьева «Болту-нья», передавать раз-говор-диалог героев, настроение

Регулятивные: пре-образовывать прак-тическую задачу в познавательную. По-знавательные: узна-вать, называть и определять героев музыкального про-изведения. Комму-никативные: зада-вать вопросы;  стро-ить понятные для партнёров высказы-вания

Развитие эмоцио-нального восприя-тия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической дея-тельности

П.И. Чайковский «Баба-Яга», С. С. Прокофьев «Болтунья»

5

Разыграй сказку

Воспитание интереса и уважения к своим истокам и к национальным особенностям своего народа через русский фольклор.

Научатся: вырази-тельно исполнять колыбельную песню, песенку-дразнилку, определять инстру-менты, которыми можно украсить сказка и игру, выде-лять характерные интонационные му-зыкальные особен-ности музыкального сочинения

Регулятивные: вы-бирать действия в соответствии с по-ставленной задачей.

Познавательные:  выбирать наиболее эффективные спосо-бы решения задач.

Коммуникативные:    договариваться о   распределении функций и ролей в совместной деятель-ности

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельно-сти и реализация творческого потен-циала в процессе коллективного му-зицирования

А. К. Лядов – «Баба Яга»; «Баба-Яга» - П. И. Чайковский – «Баба Яга», песенка-дразнилка «Баба Яга» обр. М. Иорданского

6

У каждого свой музыкальный инструмент

Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Научатся: исполнять песню по ролям и играть сопровождение  на воображаемых инструментах, далее на фортепиано с учителем; понимать характер музыки, сочетание песенности  с танцевальностью

Регулятивные: применять установленные правила.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные:  разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников

Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задачРазвитие эмоционального восприятия произведений искусства. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности

«Полянка», «Трио рожечников», «У каждого свой музыкальный инструмент», видеоролик «Игра на волынке», «Зимняя сказка», «Народная плясовая»

7

Музы не молчали

Сформировать представления обучающихся о музыкальных произведениях, посвященных истории России, защитникам Отечества.

Научатся: объяснять понятия солист, хор, оркестр, отечество, память, подвиг, выразительно исполнять песни

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ставить и формулировать проблемы Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки

Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные:  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. Понимание значения музыкального искусства в жизни человека  

Д. Трубачев «Будущий солдат», Главная тема из I части «Богатырская» симфония А. П. Бородина, А. Новиков «Учил Суворов», «Солдатушки, бравы ребятушки»

8

Музыкальные инструменты

Знакомство с тембрами музыкальных инструментов, умение проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, формулировка выводов.

Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы

Регулятивные: составлять план и последовательность действий.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности

Д. Кабалевский «Клоуны», звучание инструментов: фортепиано, балалайка, скрипка, барабан, волынка, «Веселый музыкант» Т. Попатенко, песня «Будущий солдат»

9

Мамин праздник

Развитие у детей позитивных эмоциональных реакций на образ матери в музыкальном искусстве.

Научатся: анализировать музыкальные сочинения, импровизировать на музыкальных инструментах, выразительно исполнять песни

Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные:  договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Этические чувства, уважительное отношение к родным: матери, бабушке. Положительное отношение к музыкальным занятиям

Песни М. Парцхаладзе (сл. М. Пляцковского) «Мамина песенка», «Песенка про папу» В. Шаинского, «Песенка Мамонтенка» из мультфильма «Мамонтёнок» В. Шаинского

10

Музыкальные инструменты

Учить различать разные виды инструментов: познакомить с тембрами русских народных инструментов.

Научатся: определять старинные, современные инструменты, определять на слух звучание лютни и гитары, клавесина и фортепиано

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные:  обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом музицировании

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования

Д. Кабалевский «Клоу-ны», звучание инстру-ментов: фортепиано, балалайка, скрипка, барабан, волынка, «Веселый музыкант» Т. Попатенко, песня «Будущий солдат»



Предварительный просмотр:

Календарно – тематический план реализации рабочей программы  по музыке 2 класс

(Программа Е. Д. Критской)

Тема

Цель

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Русские народные инструменты

Познакомить с русскими народными инструментами, сформировать интерес к общению с музыкой, исполняемой на русских музыкальных инструментах, расширение кругозора, словарного запаса.

Научатся определять плясовые наигрыши, тембр музыкальных инструментов оркестра русских народных инструментов

Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог

Наличие эмоционального отношения к искусству

«Во поле берёза стояла» (запись, оркестр русских народных инструментов), «Как на тоненький ледок», «Яблочко» (запись, балалайка и гитара), Г. Струве «Моя Россия»

2

Разыграй песню

Развитие умений и навыков вокального пения, формирование коммуникативной компетенции школьников через вокально-хоровую деятельность.

Научатся: разыгрывать народные игровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы

Регулятивные: осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности Познавательные:

оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности

«Светит месяц» русская народная плясовая, «Рукавички», «Свищет вьюга», «Ворон», «Калинка»

3

Музыка в народном стиле

Углубление в мир русской культуры с помощью русской народной и композиторской музыки в народном стиле.

Научатся: сопоставлять народную музыку с композиторской, уважать народные традиции

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: ставить и формулировать проблему

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, учитывать настроение других людей

Продуктивное сотрудничество, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих задач

«Светит месяц» русская народная плясовая, «Камаринская» – из «Детского альбома» П. И. Чайковского

4

Проводы зимы

Познакомить обучающихся с традициями празднования Масленицы.

Научатся: выявлять особенности традиционных праздников народов России. Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой деятельности

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника  

Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности

«Проводы зимы» Л. Зыкина, «Как вставала я ранешенько», «Блины»,

Частушки

5

Сказка будет впереди

Знакомство с музыкальным театром, с оперой М. Коваля «Волк и семеро козлят».

Научатся: понимать музыкальную драматургию произведения.  Развивать творческие способности.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров  при выработке общего решения.

Развитие чувства   сопереживания  героям музыкальных произведений

Музыкальные фрагменты произведений главных героев оперы «Волк и семеро козлят»

6

Театр оперы и балета

Формирование целостного представления у школьников о театре оперы и балета, о его возможностях, средствах, способах, формах в процессе свободного творческого развития ребёнка в рамках урока.

Научатся: иметь представление о крупном музыкальном жанре - балет

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения

Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека

«Марш» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского,

Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева,

«Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки

7

Волшебная палочка

Формирование целостного пред-ставления у школьников о театре оперы и балета, о его воз-можностях, сред-ствах, способах, формах в процес-се свободного творческого раз-вития ребёнка в рамках урока.

Научатся: связывать жизненные впечатления с музыкальными образами

Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания.

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам  музыкально-практической деятельности

«Марш» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского,

Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева,

«Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки

8

Опера «Руслан и Людмила»

Познакомить учащихся с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила», раскрыть через художественный образ общечеловеческую тему добра и зла.

Научатся: определять героя, опираясь на его музыкальную характеристику

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные:   договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования

Фрагменты из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»: Речитатив и ария  из II действия, «Марш Черномора», «Песня Баяна», «Песня о маме»

9

Какое чудное мгновенье!

Познакомить учащихся с оперой М.И. Глинки «Руслан и Людмила», раскрыть через художественный образ обще-человеческую тему добра и зла.

Научатся:  слушать увертюру и определять в ней характеристики главных героев

Регулятивные: применять установленные правила.

Познавательные: самостоятельно

выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.

Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.

Фрагменты из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»: Речитатив и ария  из II действия, «Марш Черномора», «Песня Баяна», «Песня о маме»

10

Симфоническая сказка «Петя и волк»

Создать условия для формирования у учащихся  систематизированного представления о симфоническом оркестре, как о  ярком явлении в музыкальной культуре.

Научатся:  определять жанровые признаки и особенности музыкального языка, которые положены в основу музыкальных характеристик

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ставить и формулировать проблемы.

Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения

Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения.

Музыкальные фрагменты главных героев Симфонической сказки «Петя и волк»



Предварительный просмотр:

Календарно – тематический план реализации рабочей программы  по музыке 3 класс

(Программа Е. Д. Критской)

Тема

Цель

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Святые земли Русской

Формирование представления образа Александра Невского в музыке, изобразительном искусстве.

Научатся выразительно, интонационно-осмысленно исполнить величания и песнопения; проводить разбор музыкального произведения; анализировать картину (икону).

Регулятивные: оценивать  и осмыслять результаты своей  деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Познавательные: знакомиться с жанрами церковной  музыки (величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.

Коммуникативные: участвовать  в  совместной деятельности  при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении.

Приобщение к духовно-нравственным идеалам, к историческому прошлому своей Родины.

«Добрый день, вам» (мелодия « Величания»), Величание князю Владимиру и княгине Ольге, «Величание А. Невскому», Хор « Вставайте, люди русские!»

 

2

Настрою гусли на старинный лад

Познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; с образами русских богатырей в искусстве.

Научатся: напевно, используя цепное дыхание, исполнить былину и песню без сопровождения; исполнять аккомпанемент былины на воображаемых гуслях.

Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций.

 Познавательные: смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; анализ текста; овладение логическими действиями сравнения, анализа.  

Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности

«Русские гусли» (звучание), 1 часть «Богатырской» симфонии №2 А. П. Бородина.

3

Певцы русской старины

Раскрыть сущность выражения «певцы русской старины» на примерах произведений   русских композиторов (М. Глинки, Н. Римского-Корсакова).

Научатся: воплощать музыкальные образы во время разыгрывания песни, импровизации

Регулятивные: формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия. Познавательные: расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов; понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке. Коммуникативные: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных образов национального фольклора.

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

Вступление к опере-былине « Садко» Океан море синее», песня Садко «Ой ты, темная дубравушка», Хороводная песня Садко «Заиграйте мои гусельки», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко»

4

Народные традиции и обряды

Воспитание любви и уважения к фольклору (масленичные песни, частушки), как к источнику народной мудрости, знакомство с традициями древнейшего праздника Масленицы.

Научатся: воплощать музыкальные образы во время разыгрывания песни, импровизации

Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций. Познавательные: выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания из рабочей тетради.

Коммуникативные: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора.  

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования

Музыкальный ряд: русские народные песни, Н. А. Римский-Корсаков – отрывок из оперы «Снегурочка»

5

Звучащие картины

Развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений, к творчеству, образного мышления и творческих способностей.

Научатся: воплощать музыкальные образы во время разыгрывания песни, импровизации  

Регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций; формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия.

Познавательные:  понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа.

Коммуникативные: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных образов национального фольклора; разыгрывать народные песни по ролям.  

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

П. И. Чайковский «Времена года. Март», песня «Кап-кап»

6

Опера «Орфей и Эвридика»

Знакомство с содержанием древнегреческого мифа об Орфее и Эвридике, либретто оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка, понятиями «либретто» и «фурии»; углубление знаний об особенностях музыкальных жанров (опера, увертюра)

Научатся: воплощать музыкальные образы в пении, музицировании.

Регулятивные: составлять исполнительский план и последовательность действий.

Познавательные: обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях оперного спектакля; овладение логическими действиями сравнения, анализа. Коммуникативные: осуществлять поиск необходимой информации.

Формирование уважительного отношения к истории и мировой культуре.

«Хор фурий», «Мелодия» из 2-го действия оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюк, песня «Черепашонок» М. Протасов

7

Опера «Руслан и Людмила»

Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М.И. Глинки « Руслан и Людмила» - шедевром  русского оперного искусства.

Научатся: понимать музыкальную драматургию произведения.  Развивать творческие способности.

Регулятивные: составлять исполнительский план и последовательность действий. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: осуществлять поиск необходимой информации.  

Развитие чувства   сопереживания  героям музыкальных произведений

Фрагменты из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»: Речитатив и ария  из II действия, «Марш Черномора», «Песня Баяна»

8

«Океан – море синее»

Сформировать представление учащихся о выражении в музыке образа морской стихии на примере темы «Океан – море синее» из оперы - былины «Садко».

Научатся: создавать «живую картину», формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности.

Регулятивные: составлять исполнительский план и последовательность действий. Познавательные: : накопление слуховых впечатлений и знаний о средствах и формах (вариационная) музыкальной выразительности; умение выполнять задания из рабочей тетради.

Коммуникативные:  формирование навыков коммуникации, сотрудничества; участвовать  в  коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация);  рассуждать  о смысле и значении вступления к опере.

Формирование  смыслов  учебной  деятельности ребенка  через  развитие  его  творческого потенциала в игровой музыкальной деятельности.

Н.А. Римский – Корсаков - фрагменты из оперы-былины «Садко»

9

Балет «Спящая красавица»

Формирование эмоционально-осознанного восприятия художественных образов балета, укрепление понимания взаимосвязи музыки, хореографии, изобразительного искусства, литературы.

Научатся: проводить интонационно-образный анализ

Регулятивные: умение самостоятельно выполнять задания из рабочей тетради; реализовывать практическую задачу в  познавательную. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа; сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи; исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из балета. Коммуникативные: владение монологической  и диалогической  формами речи,  умение  выражать свои  мысли  в  соответствии с  задачами  и  условиями коммуникации; рассуждать  о смысле и значении вступления к опере.

Развитие чувства   сопереживания  героям музыкальных произведений

Вальс из балета «Спящая красавица» П. И. Чайковского, фрагмент балета «Спящая красавица» - «Две феи», Сцена на балу из второго действия балета «Спящая красавица», песня «Улыбнись весне», музыка и слова Т. Боровик.

10

В современных ритмах

Сформировать представление о жанре мюзикла как об одном из музыкально-сценических жанров музыки.

Научатся: воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений.  

Регулятивные: мотивированный выбор форм участия в исполнении фрагментов оперы (вокализация, драматизация, инсценирование); Познавательные: постижение интонационно-образной выразительности музыки, особенностей ее развития, музыкальной драматургии в целом при знакомстве с жанром мюзикла; готовность к логическим действиям; исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер.

Осознание триединства композитор-исполнитель-слушатель и роли каждого из них в создании и бытовании музыки; участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.

Аудиозаписи, видеозапись мультфильм «Волк и семеро козлят»



Предварительный просмотр:

Календарно – тематический план реализации рабочей программы  по музыке 4 класс

(Программа Е. Д. Критской)

Тема

Цель

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Зимнее утро. Зимний вечер

Сформировать и развить у учащихся представления о красоте окружающего мира через произведения искусства.

Научится эмоционально выражать свое отношение к искусству, соотносить выразительные и изобразительные интонации.

Регулятивные: развернутость анализа музыкального сочинения.

Познавательные: владение словарем музыкальных терминов в процессе размышлений о музыке.

Коммуникативные: поиск способов в разрешении конфликтных ситуаций в процессе исполнения музыки.

Понимание жизненного содержания классической музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к ней.

П. И. Чайковский «Зимнее утро», М. Яковлев «Зимний вечер»

2

Опера «Иван Сусанин»

Знакомство учащихся с понятием «опера» на примере оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин»

Научится  определять характер, чувства, внутренний мир  человека через прослушивание арии.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.

Фрагменты из оперы «Иван Сусанин» - «Бал в замке польского короля», «Полонез», «Мазурка» М. И.  Глинки

3

Исходила младёшенька

Сформировать представление о роли русской народной песни в произведениях русский композиторов.

Научится наблюдать за развитием драматургии оперы

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа.

Вступление к опере  «Хованщина» М. П. Мусоргский, «Рассвет на Москве реке»,   Песня Марфы  «Исходила младёшенька» из оперы «Хованщина»

4

Русский восток. Восточные мотивы

Формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей культуры.

Научится слышать восточные интонации в музыке русских композиторов: М. И. Глинки и М. П. Мусоргского

Регулятивные:   планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа.

Познавательные:  наличие устойчивых представлений о музыкальном  языке произведений.

Коммуникативные:  совершенствование представлений учащихся о толерантности к культуре других народов.

Готовность выражать свое отношение  к искусству.

Фрагменты из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»: Каватина Людмилы (из 1-го д.), Речитатив и ария Руслана (из 2-го д.), Персидский хор (из 3-го д.), Восточные танцы в замке Черномора: Турецкий, Арабский (из 4-го д.); Симфоническая сюита Н. Римского-Корсакова «Шехеразада» (1часть, фрагмент).

5

Балет «Петрушка»

Знакомство с балетом И.Ф. Стравинского «Петрушка». Формирование музыкального образа ярмарки на примере русского фольклора и творчества И. Ф. Стравинского.

Научится распознавать художественный смысл музыки, понимать роль музыки в жизни человека.

Регулятивные:  Использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: узнавать, называть знакомые интонации.

Коммуникативные: продуктивно сотрудничать со сверстниками при инсценировании сцены из балета.

Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству.

Аудиофрагменты балета «Петрушка»

6

Театр музыкальной комедии

Расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся, связанных с «путешествиями» в музыкальный театр.

Научится ориентироваться в разнообразии музыкального искусства.

Регулятивные: оценка воздействия музыкального сочинения на собственные чувства.

Познавательного: узнавать, называть жанры.

Коммуникативные: формулировать собственное  мнение и позицию.

Реализация творческого потенциала, готовность выражать свое отношение к искусству.

Аудиофрагменты балета «Петрушка»

7

Исповедь души

Познакомить учащихся с творчеством композитора Ф. Шопена и учится понимать чувства, выраженные в музыке.

Научится размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Регулятивные: планирование собственных действий в процессе интонационно-образного анализа.

Познавательные: наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений.

Коммуникативных: продуктивно сотрудничать со сверстниками.

Уважительное отношение к истории  и культуре польского народа.

Ф. Шопен «Прелюдия №7», «Этюд №12»

8

Мастерство исполнителя

Передать ценный духовный опыт в связи литературных и музыкальных произведений, на примере басни И. А. Крылова “Квартет” и определить роль музыки в литературном жанре “басня”.

Научится называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.

Регулятивные: проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки.

Познавательные: владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.

Коммуникативные: определение способов взаимодействия.

Расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой.

А. П. Бородин - музыкальные фрагменты

9

Музыкальные инструменты

Познакомить учащихся с историей зарождения и развития музыкальных инструментов России оркестра русских народных инструментов.

Научится воспринимать музыку инструментальных жанров,

Возможность научиться реализовывать собственные творческие замыслы в пении.

Регулятивные: оценка собственной  музыкально-творческой деятельности и работы одноклассников в разных формах взаимодействия.

Познавательные: наличие устойчивых представлений  о музыкальном языке произведений различных стилей.

Коммуникативные: участвовать в обсуждении явлений жизни и искусства.

Формировать фонотеку, библиотеку, видеотеку.

Музыкальные фрагменты звучания русских инструментов

10

Праздников праздник, торжество из торжеств

Познакомить детей с пасхальными песнями,  традициями; пробудить интерес к старинным русским традициям. Формировать представление о народной художественной культуре, показать ее национальное своеобразие.

Научится воспринимать пасхальное песнопение.

Получит возможность научиться владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения.

Регулятивные: проявление способности к саморегуляции в процессе восприятия музыки.

Познавательные: наличие устойчивых представлений о музыкальном языке жанров религиозной музыки.

Коммуникативные: Совершенствование представлений о русской  музыкальной. культуре.

Понимание жизненного содержания религиозной музыки

Молитва «Ангел вопияще» П. Чесноков, тропарь «Иисус Воскрес»,

Песни Н.Тананко «Только добротой сердец» и «Христос Воскрес», русская народная песня «Не шум шумит»



Предварительный просмотр:

Календарно – тематический план реализации рабочей программы  по музыке 5 класс

(Программа Е. Д. Критской)

Тема

Цель

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Третье путешествие в музыкальный театр

Сформировать представление учащихся о мюзикле, как жанре музыкально-литературного искусства.

Слушание музыкальных произведений.

Анализировать музыкальные фрагменты. Словесное рисование. Вокально-хоровая работа.

Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через театр,

кино, телепередачи.

Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства.

Развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования.

Э. Ллойд: Мюзикл «Кошки»

2

Что роднит музыку с изобразительным искусством

Показать на примере произведений  музыки и  изобразительного искусства общность понятий и  терминов этих видов искусств.

Выделить средства музыкальной выразительности. Сравнивать, формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям. Умение анализировать музыкальные фрагменты.

Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

Формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну. Развитие музыкально эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке.

Знать понятия, что роднит музыку и изобразительное искусство. Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.

О. Лассо «Эхо», Г. Струве «Веселое эхо», М. Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный», «Моя Россия» Г. Струве

3

«Небесное и земное» в звуках и красках

Сформировать интерес к высшим достижениям музыкального и изобразительного искусства.

Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов.

Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

Расширить представления обучающихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы.

«Ave Maria» Ф. Шуберт, Г. Струве «Матерям погибших героев»

4

Звать через прошлое к настоящему

Сопоставить образ Александра Невского в музыке и изобразительном искусстве через триптих П. Корина и кантату С. Прокофьева.

Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством.

Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством. Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и искусства. Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного искусства к изучаемой теме.

Показать, что музыка может изображать картины жизни, что у неё есть свои краски, тембр. Дать возможность почувствовать учащимся, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив разные по настроению картины.

Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить своё впечатление.

С. С. Прокофьев кантата «Александр Невский» части: «Песнь об Александре Невском», «Вставайте люди русские», видеофрагмент из кинофильма С. Эйзенштейна «Александр Невский»

5

Музыкальная живопись и живописная музыка

Развитие музыкального, образно – ассоциативного мышления учащихся через выявление общности и живописи в образном выражении состояний души человека.

Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства.

Знать определение понятия «музыкальный пейзаж». Уметь выразить цветом в рисунке свои музыкальные ощущения и передать настроение композитора.

Одухотворенность природы в произведениях искусства. Черты общности и отличия в воплощении пейзажа в изобразительном искусстве и муз зыке. Передача настроения весенней радости в пьесе П. Чайковского «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года».

Формирование уважения к истории, культурным и историческим деятелям.

Формировать уважение к природе.

Фрагменты из оперы «Садко» Римского-Корсакова,  песни «Волшебный мир искусства» муз. А. Ермолова, сл. К. Кряжевой, песня «Всюду музыка живёт» Я. Дубравина

6

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве

Дать представление о колокольном звоне, как явлении музыкального и изобразительного искусств.

Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством. Знать музыкальные и живописные средства выразительности.

Исполнять эмоционально и слажено песню.

Расширение представлений обучающихся о жизненных прообразах и народных истоках музыки (на примере произведений отечественных композиторов – С. Рахманинова и В. Кикты. Показать взаимосвязь музыки и живописи через песенность природы и пейзажность русской народной песни.

Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей.

С. Рахманинов 3 и 4 части сюиты, русская народная песня «Вечерний звон», колокольный звон, Г. Свиридов музыкальная иллюстрация «Тройка».

7

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

Способствовать формированию у обучающихся  интереса к классическому искусству.

Расширение представлений о выразительных возможностях скрипки, её создателях и исполнительском мастерстве скрипачей.

Личностные:  расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства.

Познавательные: сопоставление произведений скрипичной музыки с  живописными полотнами художников разных эпох.

Регулятивные: самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров.

Коммуникативные:

самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе  восприятия, исполнения музыки.

Освоение духовно-нравственных ценностей – через восприятие образцов музыкальной и художественной культуры.

И. С. Бах «Чакона», П. И. Чайковский «Мелодия»,

А. Шнитке «Concerto grosso»

8

Волшебная палочка дирижёра

Показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки; познакомить с историей возникновения дирижерской палочки.

Раскрытие особого значения дирижёра в  исполнении симфонической музыки.

Личностные:

вхождение в мир духовных ценностей музыкального искусства.

Познавательные: формирование интереса к специфике деятельности дирижёра.

Регулятивные:  оформление жизненно-музыкальных впечатлений в речевой

деятельности. Коммуникативные:

осуществление исследовательской деятельности, посвящённой творчеству разных исполнителей, музыкантов, дирижёров.

Коммуникативная компетентность в различных видах деятельности: пении, слушании музыки, дирижировании.

Три чуда из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. А.Римского – Корсакова, 4 часть симфонии №4 П. И.Чайковского, вальс цветов из балета «Щелкунчик» П. И Чайковского, увертюра к мюзиклу «Кошки» Э. Л.Уэббера, нотный текст песни «Песенка о прекрасных вещах» из мюзикла «Звуки музыки».

9

Образы борьбы и победы в искусстве

Раскрыть художественный образ одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры – Симфонии №5 Л. Бетховена.

Раскрытие образного строя Симфонии №5 Бетховена.

Личностные: развитие культуры восприятия, творческого отношения к музыкальной деятельности. Познавательные:

формирование умений устанавливать аналогии,  причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Регулятивные:  осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Коммуникативные:

умение оценивать собственные возможности решения учебной задачи.

Патриотическое отношение к Отечеству.

Песня «Крым» музыка и слова А. Ермолова, Л. В. Бетховен «Симфония №5» (I-я часть), А. Бородин «Симфония №2» «Богатырская» (I-я часть).

10

Застывшая музыка

Раскрытие взаимообогащающих связей между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры.

Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства.

Личностные:

вхождение в мир духовных ценностей музыкального  и изобразительного искусства. Познавательные: стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с новыми произведениями различных жанров. Регулятивные:  планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.

Коммуникативные:

владение навыками работы с учебниками, словарями, Интернетом.

Восприятие духовной музыки и архитектуры. Полюбить великое прошлое родной земли.

А. Вивальди «Времена года. Осень», «Греческий распев 17 века. Богородице Дево, радуйся», И. С. Бах Органная прелюдия Соль-минор, С. Рахманинов «Богородица Дева, радуйся», П. И. Чайковский «Богородице Дево, радуйся!»



Предварительный просмотр:

Календарно – тематический план реализации рабочей программы  по музыке 6 класс

(Программа Е. Д. Критской)

Тема

Цель

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Образы скорби и печали

Развитие музыкальной культуры учащихся.

Знать основные факты из жизни и творчества В. А. Моцарта и Дж. Перголези, связанные с написанием кантаты и реквиема;

Понятия: кантата, реквием, полифония

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).

Д. Б. Перголези «Stabat Mater» Кантата, В. А. Моцарт: «Реквием»

2

Фортуна правит миром

Формировать представление о стилевом многообразии музыки XX века.

Знать особенности творчества К. Орфа;

-понятие фортуна;

- кто такие ваганты.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;

Приобретение навыков работы с сервисами Интернета.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера

Фрагменты сценической кантаты «Кармина Бурана» К. Орфа

3

Авторская песня: прошлое и настоящее

Осознание связи музыки с жизнью: жизнь – источник музыки, на знакомстве с одним из видов отечественной музыкальной культуры – авторская песня.

Знать историю развития авторской песни;

-особенности и жанры авторской песни

Уметь называть имена исполнителей авторской песни.

Формирование навыков сотрудничества, совместной работы в парах или группы;

Совершенствование видов речевой деятельности; умений выражать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и личностных ценностях, нравственно-эстетических нормах, эстетических ценностях, навыка рефлексии, анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий.

Формирование ориентиров для социальной, культурной самоидентификации, осознания своего места в окружающем мире;

Знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества.

«Посвящение друзьям» слова и музыка Б. Окуджава, «Гаудеамус» международный студенческий гимн

4

Джаз - искусство ХХ века

Сформировать у учащихся представление о джазе, как об одном из современных направлений в музыке.

Знать историю развития джаза;

-отличительные особенности блюза и спиричуэла

-понятия: импровизация, обработка

Уметь называть имена джазовых музыкантов.

Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения джазовой музыки;

Сравнение изложения одних и тех же сведений об искусстве джаза в различных источниках, включая Интернет.

Понимание социальных функций джазовой музыки в жизни людей разных стран.

«Господи, что за утро», «Вернёмся с Иисусом» (спиричуэлс), «Сегодня я пою блюз» (блюзовая композиция), Дж. Гершвин. «Любимый мой», «Караван» (Д. Эллингтон, Л. Утёсов), М. Минков «Старый рояль»

5

Вечные темы искусства и жизни

Развитие эстетической, эмоциональной отзывчивости к произведениям.

Знать понятия:

Вокальная и инструментальная музыка;

-камерная и симфоническая музыка;

-программная и непрограммная музыка;

Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности

Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности.

Д. Б. Перголези «Stabat Mater» Кантата, В. А. Моцарт: «Реквием»

6

Могучее царство Ф. Шопена

Познакомить учащихся с творчеством Фредерика Шопена и осознание стилистических особенностей его музыки.

Знать основные моменты творчества Ф.Шопена, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений;

различные жанры фортепианной миниатюры

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Творчески интерпретировать содер­жание музыкальных произведений, ис­пользуя приемы пластического интони­рования, музыкально-ритмического дви­жения, импровизации

Формирование уважительного отношения к музыкальной культуре и ценностям другого народа;

Видеоряд: фрагмент Вальса №7 Ф. Шопена в исполнении Д. Мацуева, Ноктюрн №20 Ф. Шопена, отрывок из х/ф «Пианист» Романа Полански, песня Е. Ваенги «Шопен», отрывки из фильма «Гордость и предубеждение» Джо Райта, «Русский вальс» А. Пахмутовой

7

Ночной пейзаж

Познакомить учащихся на примере произведений композиторов, поэтов и художников с жанром камерной музыки – Ноктюрн.

Знать понятие ноктюрн;

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки;

Выявлять средства художественной выразительности

Установление аналогий, классификация, самостоятельный выбор критериев для классификации, установления причинно-следственных связей, построения логических рассуждений, умозаключений, выводов об особенностях жанра ноктюрна.

Актуализация имеющихся знаний и слуховых представлений о жанре ноктюрна в творчестве различных композиторов.

Ноктюрны: В. А. Моцарт, А. П. Бородин, Ф. Шопен

8

Инструментальный концерт

Дать представление о жанре инструментального концерта, о том, когда и как он возник, как развивался.

Знакомство с жанром инструментального концерта, расширение представлений о программной музыке.

Личностные:  совершенствование учебных действий  самостоятельной работы с музыкальной и художественной информацией.

Познавательные: оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности. Усвоение словаря музыкальных терминов.

Регулятивные:  планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки.

Коммуникативные: формирование  адекватного поведения в различных учебных, социальных ситуациях в процессе   музицирования.

Духовное многообразие современного мира. Восприятие природы как эстетическая, нравственная составляющая жизни человека

Музыкальные фрагменты  из сюиты Г. Свиридова «Метель»

9

Космический пейзаж

Сформировать у детей представление о космосе, через музыку А. Н. Скрябина, Э. Н. Артемьева, картины Чюрлёниса, поэзию русских поэтов.

Осмысление «звукового мира» Ч. Айвза и Э. Артемьева. Осознание функций современной музыки в жизни общества.

  Личностные:

осмысление новых средств музыкальной выразительности в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа

Познавательные: осмысление новых средств музыкальной выразительности в процесс интонационно-образного  жанрово-стилевого анализа.

Регулятивные:  развитие умений речевого высказывания..

Коммуникативные: формирование устойчивых умений  работы с различными источниками информации о музыке.

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в природе,  в искусстве.

Космический пейзаж Ч. Айвз, «Мозаика» Э. Артемьев, «Трава у дома» В. Мигуля

10

Образы симфонической музыки

На примере музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного  произведения.

Овладение основами музыкальной грамотности, способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное  искусство  во взаимосвязи с жизнью. Расширение представлений о связях музыки и литературы на примере  музыкальных иллюстраций Свиридова.

Личностные:  эмоционально-ценностное отношение к явлениям жизни и искусства.

Познавательные: формирование  собственной позиции,  рефлексия, смысловое чтение.

Регулятивные:   оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней.

Коммуникативные:

формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции.

Нравственно-эстетическое восприятие родной природы. Воспитание нравственно - духовных ценностей: семья, долг, честь, нравственный выбор, развитие патриотических чувств.

Симфония №5 оркестр, видео-клип к симфонии №5, песня «Ты человек»



Предварительный просмотр:

Календарно – тематический план реализации рабочей программы  по музыке 7 класс

(Программа Е. Д. Критской)

Тема

Цель

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

Сюжеты и образы духовной музыки

Познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов.

Прочувствовать общность и разницу духовных, христианских сочинений на примере «Высокой мессы» И.-С. Баха и «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова.

-в приведённых музыкальных примерах духовной и светской музыки, распознать какие из них относятся к светской музыке, а какие к духовной.

-жанрово-стилевой анализ духовной музыки, выбор способов интонационно-образного восприятия произведений, логически-сравнительный анализ сочинений, саморегуляция волевых усилий в процессе слушания и разучивания произведений.

-самостоятельно дать оценку себе самому и своему однокласснику в процессе выполнения заданий музыкальной викторины на определение светской и духовной музыки.

Вокализировать знакомые мотивы духовных сочинений «Реквием» В.-А. Моцарта, «Духовный концерт» М. С. Березовского, песни иеромонаха Романа и Б. Ш. Окуджавы. Через личное отношение к духовным сочинениям, осознать сопричастность к сохранению и востребованности культурного наследия. Через музыку соприкоснуться с множеством противоречий, самых различных оттенков людских переживаний и страстей.

С. Рахманинов «Всенощное бдение», И. С. Бах «Высокая месса»

2

Музыка к драматическому спектаклю Д. Кабалевского «Ромео и Джульетта»

Познакомить учащихся с творчеством композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского, его музыкальными зарисовками к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта»

Выявлять контрастности образных сфер театральной музыки; понимать музыкальные характеристики главных героев спектакля или его сюжетные линии

-выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии и средств выразительности. Поиск ответа на вопрос: «О каких проблемах жизни современного человека заставляет задуматься музыка «Гоголь - сюита»?»

-размышлять о модификации жанров, используя наработанные навыки и музыкальный словарь.

-обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

- увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ.

Понимать социальные функции музыки (познавательная, коммуникативная, эстетическая, практическая, воспитательная, зрелищная и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны.

Музыкальные фрагменты спектакля «Ромео и Джульетта»

3

«Гоголь-сюита» из музыки А. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка»

Познакомить обучающихся с творчеством А. Шнитке на примере «Гоголь-сюиты».

Выявлять контрастности образных сфер театральной музыки; понимать музыкальные характеристики главных героев спектакля или его сюжетные линии

-выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии и средств выразительности. Поиск ответа на вопрос: «О каких проблемах жизни современного человека заставляет задуматься музыка «Гоголь - сюита»?»

-размышлять о модификации жанров, используя наработанные навыки и музыкальный словарь.

-обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.

- увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ.

Понимать социальные функции музыки (познавательная, коммуникативная, эстетическая, практическая, воспитательная, зрелищная и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны.

 «Гоголь-сюита» Альфреда Шнитке: «Увертюра», «Завещание», «Шинель»

4

Музыкальная драматургия - развитие музыки

Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки.

Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки.

-Вокализация музыкальных тем: «Ты река ль, моя реченька», «У зори-то, у зореньки», «Реченька». Определить общие и различные интонации народных мотивов, используя «цветик-семицветик».

-самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач (У. стр. 90-91) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ.

Продолжать постигать мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности, через закономерности музыкальной драматургии целого произведения и составляющих его частей.

Фуга ля минор для органа И. С. Баха, «Высокая месса» - месса си минор И. С. Баха: ария «Aqnus Dei» из «Высокой мессы» си минор, песня «Родина моя» Д. Тухманова, Р. Рождественского.

5

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка

Познакомить обучающихся с двумя направлениями музыкальной культуры: светской и религиозной музыки на примерах знакомых уже произведений.

Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки.

-Умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства.

-оценивание добытой информации с точки зрения ее качества, полезности, пригодности, значимости для усвоения учебной темы, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности.

Продолжать постигать мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности, через закономерности музыкальной драматургии целого произведения и составляющих его частей.

П. Чесноков «Да исправится молитва моя», И. Бах «Kyrie, eleison!» из «Высокой мессы ми минор», И. С. Бах «Gloria in excelsis Deo», С. Рахманинов «Придите, поклонимся», П. И. Чайковский «Ноктюрн до-диез минор»

6

Камерная инструментальная музыка

Показать особенности драматургии камерной инструментальной музыки.

Познакомить с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф. Лист, и Ф. Бузони;

-Актуализировать музыкальный опыт и вспомнить те классические музыкальные произведения, к которым обращались музыканты с целью их новой интерпретации.

-на примерах народных мотивов и использования народных тем в симфонической музыке, проследить вариационность и рондообразность, чтобы усвоить значение секвенции и имитации.

Осмыслить некоторые черты, свойственные музыке эпохи романтизма. Предполагать и фантазировать об ушедшем и на мгновенье вернувшемся времени, соединяя иллюстрации музыкальные и живописные

Музыкальные фрагменты: М. И. Глинка – М. А. Балакирев «Жаворонок», Н. Паганини – Ф. Лист «Каприс 24»; Ф. Шуберт – Ф. Лист «Лесной царь»

7

Транскрипция

Показать особенности драматургии камерной инструментальной музыки.

Раскрыть понятия «транскрипция» и «интерпретация» в музыке.  Познакомиться с мастерством знаменитых пианистов Европы.

Личностные: расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных  ценностей музыкального искусства. Познавательные:  понимание роли интеграции  искусств в развитии музыкальной культуре мира.

Регулятивные: самостоятельная   оценка или анализ собственной учебной деятельности. Коммуникативные:

владение навыками сбора информации о музыке.

Формирование коммуникативной компетентности  в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской и других видов деятельности.

Музыкальные фрагменты: М. И. Глинка – М.А. Балакирев «Жаворонок»; Н. Паганини – Ф. Лист «Каприс 24»; Ф. Шуберт – Ф. Лист «Лесной царь»

8

Циклические формы инструментальной музыки

Показать особенности драматургии камерной инструментальной музыки.

Освоение духовно-нравственных ценностей современной академической музыки, особенности развития инструментального концерта, сюиты. Представление о полистилистике на примере музыки А. Шнитке.

Личностные: осознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров.

Познавательные:  проявление интереса к собственной творческой деятельности.

Регулятивные:  развитие навыков добывания информации о музыке.

Коммуникативные:

умение аргументировать собственную точку зрения.

Уважение к прошлому своей страны. Осознанное,  уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, способность вести диалог и достигать в нём взаимопонимания.

А. Шнитке «Concerto Grosso №1»

9

Соната

Уметь дать общую характеристику музыкальному произведению сонате «Лунная» Л. В. Бетховена.

Знакомство с камерной инструментальной музыкой на примере жанра сонаты.

Личностные: нравственно-этическая ориентация.

Познавательные: усвоение терминов музыкального языка и художественного языка других видов искусства, их сравнение. Регулятивные:  развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения как фундамента творческого воображения.

Коммуникативные: развитие навыков постановки проблемных вопросов во время поиска и  сбора информации о музыке, музыкантах.

Формирование целостного мировоззрения, охватывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Л. В. Бетховен «Лунная соната», Э. Григ «Соната для виолончели и фортепиано»

10

Симфоническая музыка

Формирование основ музыкальной грамотности о жанрах музыкального искусства.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

Знакомство с шедеврами русской и зарубежной музыкальной классикой, представление о жанре симфонии как романе в звуках.

Личностные:  расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных  ценностей музыкального искусства. Познавательные: сопоставление терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий. Регулятивные:  проявление умений создавать презентации. Коммуникативные: способность вести дискуссию  по поводу различных явлений музыкальной и художественной культуры.

«Трус не играет в хоккей» А. Пахмутовой, «Симфония №40» В. А. Моцарта, «Надежда» муз. А. Пахмутововой, «Пора начать урок!» Е. Попляновой