ПК 4.5
материал по теме

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения исследовательской работы в начальной школе

  • Актуальность (почему выбрана данная тема, что заинтересовало).
  • Введение (где отражены цель и задачи, актуальность проблемы)
  • Основная часть (в которой раскрывается содержание работы: теоретическая и практическая часть)
  • Заключение (в котором содержатся итоги работы, выводы и рекомендации)
  • Список литературы (представляет собой перечень использованных книг и статей)
  • Приложение (наглядное представление опытных данных в виде таблиц, схем, диаграмм,  и т.д.)



Предварительный просмотр:

Список конкурсов исследовательских работ младших школьников

  1. Конкурс «Я - исследователь». http://centrideia.ru/node/vserossiyskiy-konkurs-issledovatelskih-rabot-i-referatov-ya-issledovatel
  2. Конкурс «Свет познания – 2018». https://open-hands.ru/svet-poznaniya
  3. Конкурс «Блестящая идея». http://konkursgrad.ru
  4. Конкурс «Умный мамонтёнок». http://umniymamontenok.ru/fortest.html
  5. V Всероссийский конкурс, посвящённый годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Салют, Победа!». http://centrideia.ru/node/v-vserossiyskiy-konkurs-posvyashchyonnyy-godovshchine-pobedy-v-velikoy-otechestvennoy-voyne



Предварительный просмотр:

Список тем исследовательских работ в области начального образования

  1. «Как вырастить бактерии или почему необходимо мыть руки перед едой».
  2. «Жизнь пчёл и пчёлопродукция».
  3. «Какую пользу приносит мел»?
  4. «Сказочный букетик».
  5. «Спички».
  6. «Современные дети в обществе и их отношение к живой природе».
  7. «Цветочная рассада для школьной клумбы».
  8. «Секреты мороженого».
  9. «Домашние питомцы».
  10.  «Фантастическое мыло».
  11.   «Сила и движение».
  12.  «Цветок – хамелеон».
  13.  «Вторая жизнь бумаги».
  14.  «Правильное питание как основа здорового образа жизни школьника».
  15.  «Словарь утерянных слов».
  16.  «Многообразие детских журналов».
  17.  «Астрономия в искусстве».
  18.  «Влияние завтрака на здоровье младших школьников».
  19.  «Полезный мусор».
  20.  «Для носа нет вопроса».


Предварительный просмотр:

Алгоритм выполнения проекта в начальной школе

Этап 1. Представление темы проекта. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей. На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.

Этап 2. Выбор проблемы. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьника в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся. На этом этапе дети отвечают на вопрос: что мы хотим узнать? Важны ли для нас такие вопросы.

Этап 3Формулировка подтем (мелких проблем). Эта работа идет в группах. Дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации.

Кроме того, важно ставить вместе учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями.

Этап 4. Планирование работы. В рабочих группах обсуждается план предстоящей работы, определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.

Этап 5. Осуществление проекта. Самостоятельная работа участников проекта по группам (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуются особый такт, деликатность, чтобы не "навязать" ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. На этом этапе можно задать ученикам такие вопросы: "Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?".

Этап 6. Представление проекта (защита). Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация (защита) проекта.

Этап 7. Оценка проекта. Весьма важный вопрос - оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.

Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект "победил" в "какой-либо" номинации.



Предварительный просмотр:

Список конкурсов, фестивалей проектов в начальной школе

  1. Конкурс «Проекториум» - федеральный уровень, исследовательское направление.
  2. Фестиваль «Созидание и творчество» - федеральный уровень, творческое направление.
  3. Фестиваль «Ступень к успеху» - международный уровень, творческое направление.
  4.  Конкурс «Я и моя семья - предприниматели» - федеральный уровень, информационное направление.
  5. Проект «Никто не забыт, и ничто не забыто» - федеральный уровень, социальное направление.


Предварительный просмотр:

Список тем проектов по направлениям

Творческие:

  1. Сказочные персонажи. Теневой театр.
  2. «Моя сказка».
  3. «Просто ракушка».
  4. «Я мамочку свою люблю, ей подарок подарю».

Информационные:

  1. «Самые большие аквариумы мира».
  2. «Моя родословная».
  3. «Имя в жизни человека».
  4. «Вредная еда».

Учебные:

  1. «Лес – наш друг»!
  2. «Полезные свойства калины».
  3. «Полезные ископаемые нашего края».
  4. «Планеты солнечной системы».

Исследовательские:

  1. «Выращивание комнатной фиалки».
  2. «Детские игрушки».
  3. «Польза бумаги».
  4. «Путешествие водяной капельки».



Предварительный просмотр:

Список рекомендуемой литературы для учителя

  1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013.
  2. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000.
  3. Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». 
  4. https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/orghanizatsiia_issliedovatiel_skoi_i_proiektnoi_dieiatiel_nosti_v_nachal_noi_shk
  5. https://multiurok.ru/files/orghanizatsiia-issliedovatiel-skoi-proiektnoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-v-nachal-noi-shkolie.html
  6. http://uchitelya.com/pedagogika/21068-organizaciya-issledovatelskoy-i-proektnoy-deyatelnosti.html
  7. https://www.metod-kopilka.ru/organizaciya_uchebno_-_issledovatelskoy_i_proektnoy_deyatelnosti_v_nachalnoy_shkole-19589.htm