ПК 4.1.
методическая разработка на тему

Галенко Анастасия Андреевна

Выбирать УМК, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы - КТП) на основе нового образовательного стандарта и применять программы с учётом вида образовательного учреждения,особенности класса и отдельных обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1-4 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

1 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

Разыграй сказку «Баба Яга».

Показать, как своими средствами выразительности музыка рисует портреты сказочных персонажей и людей.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Шёл по лесу музыкант» (С. Суэтов)

Анализ, сравнение, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, осознанные построение речевых высказываний

Чувствовать связь различных видов искусства: живописи, музыки, поэзии; в исполнении музыкальных произведений выражать свои собственные эмоции и своё отношение к произведению.

 «Баба - Яга» (А.К.Лядова);

«Баба-Яга или избушка на курьих ножках»

(М.П Мусоргский);

«Шёл по лесу музыкант» (С.Суэтов)

2.

«Музы не молчали»

 Сформировать представления обучающихся о музыкальных произведениях, посвящённых истории России, защитникам Отечества.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Бравые солдаты» (А.Филиппенко)

Анализ, сравнение, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, осознанные построение речевых высказываний

Расширение знаний о музыке, композиторах, художниках, поэтах, скульпторах и возможность их применения на уроках  литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства.

«Марш деревянных солдатиков»

(П.И Чайковский);

«Бравые солдаты»

(А.Филиппенко»

3.

«Музыкальные инструменты»

Познакомить детей с инструментом фортепиано, динамическими оттенками («форте», «пиано»)

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Бравые солдаты» (А. Филиппенко).

Анализ, сравнение, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, осознанные построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России.

«Бравые солаты» (А. Филиппенко), «Болезнь куклы» (П. И. Чайковский)

4.

«Мамин праздник»

Познакомить детей с историей праздника 8 марта

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Бравые солдаты» (А. Филиппенко).

Анализ, сравнение, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, осознанные построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России.

«Бравые солдаты» (А.Филиппенко),  «Мама» (П.И Чайковский)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1-4 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

2 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

«Опера «Руслан и Людмила»

Познакомить детей с музыкальным миром оперы «Руслан и Людмила»

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни

 «Добрый день» (Я. Дубравин)

 Сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре России.

«Добрый день» (Я. Дубравин)

 «Первая песня Баяна»  

(М.И. Глинка), заключительный хор оперы «Слава великим богам!» (М.И. Глинка)

2.

«Волшебная палочка дирижёра»

 Показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки; познакомить с историей возникновения дирижерской палочки; показать выразительные возможности различных групп инструментов, входящих в симфонический оркестр; познакомить со знаменитыми дирижерами.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни

 «Добрый день» (Я. Дубравин)

Поработать над ВХР данной песни.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных творческих задач.

Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие музыкально - эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

«Добрый день» (Я. Дубравин);

 «Марш Тореадора»

«Увертюра»

 (Ж. Бизе)

3.

«В музыкальном зале»

Обобщение знаний о театре, как синтетическом виде искусства.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни

 «Все мы делим пополам» (В.Шаинский)

Сравнение, анализ, обобщение, синетз.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Все мы делим пополам» (В.Шаинский);

Фрагменты:

балет «Щелкунчик» (П.И.Чайковский);

опера «Садко» (Н.А.Римский – Корсаков)

4.

«Картинки с выставки»

Познакомить детей с циклом фортепианных пьес «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Все мы делим пополам» (В.Шаинский)

Сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре России.

«Все мы делим пополам» (В.Шаинский);

аудиозапись произведений «Балет невылупившихся птенцов» (М.П. Мусоргский)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1-4 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

3 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

«Былина о Садко и Морском царе»

Дать понятие музыкальных приемов воплощения образов природы в сценических жанрах

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни

«Россия, Россия» (Ю. Чичков)

Синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и литературы, анализ, сравнение.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран.

«Россия, Россия» (Ю. Чичков); «Океан – море синее» (Н. А. Римский-Корсаков)  

2.

«Музыкальные инструменты. Флейта»

Познакомить детей с музыкальным инструментом — флейтой, рассказать о ее происхождении.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Россия, Россия» (Ю. Чичков)

Сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, решение творческих задач.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре России и других стран.

«Россия, Россия» (Ю. Чичков);

«Тема Птички» из симфонической сказки «Петя и Волк» (С.С. Прокофьев)

3.

«Сюита «Пер Гюнт»

познакомить детей с симфонической сюитой «Пер Гюнт»

выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни

 «Если добрый ты» (Б.Савельев).

сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, музыки и изобразительного искусства, решение творческих задач.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Если добрый ты» (Б.Савельев); «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» (Э. Григ) «В пещере горного короля»  из сюиты «Пер Гюнт» (Э. Григ); «Песня Сольвейг»(Э. Григ).

4.

«Музыкальные инструменты. Скрипка»

 Познакомить детей с музыкальным инструментом — скрипкой, рассказать о ее происхождении

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Если добрый ты» (Б.Савельев).

Сравнение, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Если добрый ты» (Б.Савельев). «Зима» (А. Вивальди)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 1-4 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

4 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

«Царит гармония оркестра»

Закрепление и обобщение знаний учащихся о симфоническом оркестре и о роли дирижера в нём, видах оркестра; знакомство с новыми терминами: орхестра, гармония, оркестровая яма, партитура.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Дорога добра» (М. Минков).

Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, синтез, сравнение, решение творческих задач.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран, формировать нравственный ценности

«Дорога добра» (М. Минков);

«Рассвет на Москва реке»

(М. П. Мусоргский)

2.

Опера «Иван Сусанин».  

Продолжить формирование знаний о взаимосвязи музыки и литературы; Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и литературного искусств.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Дорога добра» (М. Минков).

Сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и истории, решение творческих задач.

Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство, формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

«Дорога добра» (М. Минков);

 «Увертюра» 

(М.И.Глинка); «Славься»

(М.И. Глинка)

3.

«Русский Восток. Сезам, откройся!»

Составить  представления о поэтизации Востока русскими композиторами в различных музыкальных жанрах.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни

 «Песня о России» (В.Локтев)

Проследить взаимосвязь музыки и истории, анализ, сравнение, осмысленное построение речевых высказываний.

Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство, формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

«Песня о России» (В.Локтев);

Тема:

Шахриара и Шехеразады.

(Н. А Римский-Корсаков)

4.

«Балет «Петрушка»

Познакомить детей с балетом «Петрушка» И.Ф. Стравинского, с помощью теста выявить уровень сформированности нравственных ценностей

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Песня о России» (В.Локтев).

Анализ, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, решение творческих задач.

Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство, формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

«Песня о России» (В.Локтев) «1 картина из балета «Петрушка» (И.Ф. Стравинский).



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 5-7 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

5 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

«Ты раскрой мне, природа, объятия»

Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С. Рахманинов, Ф. Шуберт, их творчество.  Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Музыка» (Г. Струве)

Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, решение творческих задач, осознанное построение речевых высказываний.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России.

«Музыка» (Г. Струве);

 «Рассвет на Москва реке»

(М. П. Мусоргский)

2.

Мои помыслы – краски, мои краски - напевы

Выявить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства (живописи).

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Музыка» (Г. Струве)

Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний.

Эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; проявлять творческую инициативу.

«Музыка» (Г. Струве);

С.В Рахманинов  «Остравок»

3.

«Волшебная палочка дирижера»

Познакомить детей с профессией «дирижер», со знаменитыми дирижерами мира

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Дорогою добра»

(М. Минков)

 Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России.

«Дорогою добра»

(М. Минков);

аудиозапись произведений «Траурный марш» из Симфонии №3 (Л.В. Бетховен)

4.

«Образы борьбы и победы в искусстве»

Познакомить детей с одной из самых знаменитых симфоний мировой музыкальной культуры – Симфонией №5 Л. Бетховена и раскрыть ее образный строй

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Дорогою добра»

(М. Минков)

Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, решение творческих задач, осознанное построение речевых высказываний.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Дорогою добра»

(М. Минков)

аудиозапись произведений «Симфония №5» фрагменты Часть 3 и Часть 1 (Л.В. Бетховен)

5.

«Фореллен – квинтет»

Продолжить знакомство с Ф. Шубертом. Знать, что такое фореллен- квинтет.

 Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; завершить разучивание песни «Дорогою добра»

(М. Минков)

Проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства, анализ, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний.

 Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении

«Дорогою добра»

(М. Минков)

 «Форель»

(Ф.Шуберт)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 5-7 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

6 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

«Ночной пейзаж.

Ноктюрн»

Познакомить учащихся на примере произведений композиторов, поэтов и художников с жанром камерной музыки – Ноктюрн.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Маленький принц»

(М. Таривердиев)

 Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории

Чувствовать связь различных видов искусства: живописи, музыки, поэзии; в исполнении музыкальных произведениях

«Маленький принц» (М. Таривердиев); «Ноктюрн»

(М. П. Мусоргский)

2.

«Инструментальный концерт»

Дать представление о жанре инструментального концерта, о том, когда и как он возник, как развивался.

  Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Маленький принц»

(М. Таривердиев)

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками.

 Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство, формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

«Маленький принц»

(М. Таривердиев);

Фрагменты произведений из цикла «Времена года»:

«Зима»; «Весна»

(А. Вивальди)

3.

«Космический пейзаж»

Познакомить детей с оркестровой пьесой Ч. Айвза «Космический пейзаж»

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Красно солнышко»

(П. Аедоницкий)

 Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории

Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство, формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

«Красно солнышко»

(П. Аедоницкий)

аудиозапись произведений «Космический пейзаж» (Ч. Айвз);

 «Мозаика» (Э.Артемьев)

5.

«Г. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»

Познакомить детей с музыкальными иллюстрациями Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Красно солнышко»

(П. Аедоницкий)

 Синтез, анализ, проследить взаимосвязь музыки и истории, музыки и литературы.

 Развивать культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; народным традициям, музыкальной культуре России

«Красно солнышко»

(П.Аедоницкий)

аудиозапись произведений «Военный марш» (Г. Свиридов), «Вальс» (Г. Свиридов)



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» 5-7 класс.

Авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

7 класс

№ п/п

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты

Музыкальный репертуар

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.

«Камерная музыка. Этюд»

Познакомить детей с камерной инструментальной музыкой и такими жанрами как этюд и транскрипция

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; начать разучивание песни «Мой добрый учитель» (А. Варламова)

 Анализ, синтез, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России и других стран.

«Мой добрый учитель»

(А. Варламова)

 «Революционный жтюд» (Ф.Шопен);

 «Метель» (Ф.Лист)

2.

«Религиозная и светская музыка»

Познакомить детей с двумя направлениями музыкальной культуры: религиозной и светской музыкой.

 Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Мой добрый учитель» (А. Варламова)

Анализ, синтез, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и литературы.

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран.

«Мой добрый учитель»

(А. Варламова);

"Kyrie, eleison!" из "Высокой мессы" (И.-С. Бах)

3.

«Симфоническая музыка»

Проверить знания детей о жанре «симфония» в инструментальной музыке через обращение к произведениям В.А. Моцарта, Л.В. Бетховена

 Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни «Маленькие и большие».

 Анализ, синтез, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний

Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран.

Маленькие и большие» (группа Барбарики), аудиозапись произведений «Симфония №40» (В. Моцарт), «Симфония №5» (Л. Бетховен)

4.

«Циклические формы инструментальной музыки»

Познакомить детей с циклическими формами инструментальной музыки через обращение к произведениям А. Шнитке

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни "Нарисуй" (И. Крутой).

 Анализ, синтез, обобщение, сравнение, осознанное построение речевых высказываний

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

"Нарисуй" (И. Крутой);

аудиозапись произведений «Сюита в старинном стиле» (А. Шнитке)

5.

«Соната»

Проверить знания детей о жанре «соната», через обращение к произведениям Л.В. Бетховена, В.А, Моцарта, С.С. Прокофьева.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений; продолжить разучивание песни "Нарисуй" (И. Крутой).

 Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных творческих задач.

Положительное отношение к музыкальным урокам

"Нарисуй" (И. Крутой);

аудиозапись произведений «Патетическая соната №8» (Л. Бетховен), «Соната №11» (В. Моцарт),



Предварительный просмотр:

        

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Галенко Анастасия Андреевна

МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА

Методическое пособие для студентов

Челябинск , 2018

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Галенко Анастасия Андреевна

МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА

Методическое пособие для студентов

Челябинск, 2018

Галенко А.А. Музыкально – дидактическая игра как средство развития музыкального слуха.-Челябинск,2018

 

Цель данного методического пособия - помощь учителям музыки и студентам в развитии у учащихся, музыкального слуха с помощью дидактических игр. В методическом пособии представлены музыкально-дидактические игры для детей 1 – 4 класса, предназначенные для развития их музыкально-сенсорных способностей.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

5

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

7

1.1. Пение – самая доступная форма проявления

музыкально-слуховых представлений.

1.2. Понятие музыкальный слух в психологии

8

1.3. Музыкальный слух понятия и виды

13

1.4.Музыкально-дидактическая игра

16

ГЛАВА II. ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА РИТМА

19

2.1.Ритмический слух как основа музыкальности

2.2. Упражнения для развития музыкального слуха и ритма

СПСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

21

ВВЕДЕНИЕ

В современной педагогике целью общего музыкального образования принято считать становление, развитие музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры и подготовка подрастающего поколения к будущему.

Хорошо развитый музыкальный слух у детей  школьного возраста расширяет возможности: заучивание на память, развивается восприятие музыки, повышает самоконтроль над исполнением музыки.

Анализ психолого – педагогической, музыковедческой литературы показал, что в музыкальной педагогике накоплен значительный объем знаний по вопросам, рассматривающим систему музыкального слуха, однако не редко возникают противоречивые представления о музыкальном слухе и способах его развития.

В музыкальной педагогике имеется достаточное количество исследований, посвящённых проблеме формирования слуховых представлений у детей дошкольного возраста. Исследовалась проблема развития эмоционального слуха у старших дошкольников (Л.В. Ясинских); выявлялись методические основы формирования музыкального слуха детей на занятиях сольфеджио (Е.Б. Ежова); разрабатывалась методика формирования музыкального слуха у дошкольников в процессе подбора мелодий на музыкальных инструментах (М.А. Трубникова). Проблемой взаимосвязи музыкального слуха и певческого голоса в различных ее аспектах занимались Л.В.Благонадежина, Ю.Б.Гиппенрейтер, Ц.Колев, А.И.Медянников, О.В.Овчинникова, Н.Д.Орлова, Е.Эфруси, и др.

Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр и пособий. Сочетание применяемых в них методов может быть разным: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действия педагога и детей), зрительная, слуховая наглядность, слово и практические действия. Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Дети могут использовать их не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические игры применяются в основном на занятиях, чтобы наглядно проиллюстрировать отношения звуков по высоте и длительности, поупражнять детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.

Замечательный венгерский композитор З. Кодаи, как и Д. Кабалевский, большое значение придавал музыкальному воспитанию детей с разным уровнем музыкальных способностей.

Вот  основное положение его системы: «Нет немузыкальных детей. Немузыкальные взрослые - это те, музыкальность которых в детстве не была замечена и развита».

Такого же мнения придерживается и японский учитель Шиничи Судзуки:  « Все дети музыкальны. Без исключения. Надо только вовремя  разглядеть и развить их способности, - вот, чем должен руководствоваться педагог,         работая         с         детьми».

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

1.1. Пение – самая доступная форма проявления

музыкально-слуховых представлений.

Художественное воспроизведение на инструменте по слуху даже про-

стейшей мелодии требует наличия у исполнителя устойчивости её слухового представления и соответствующих навыков игры на инструменте. Практика между тем показывает: если у учащегося имеются ясные слуховые представления мелодии, то, несмотря на отсутствие игровых навыков, он при желании– быстрее или медленнее, одним или разными пальцами – обязательно подберёт её на инструменте (о художественности исполнения здесь не говориться). Поэтому первоочередная задача педагога – всячески содействовать развитию и укреплению слуховых представлений, стремиться к тому, чтобы учащийся последовательно накапливал их. Самая доступная форма проявления музыкально-слуховых представлений – пение, поэтому первые шаги в развитии внутреннего слуха учащихся следует начинать именно с него. При этом ученик сначала может пропеть мелодию или сразу же подобрать ее на инструменте. Подбирая мелодию, он непроизвольно внутренне ее пропевает, так как вокализация является проявлением представлений. Пение в данном случае активизирует необходимое для исполнителя взаимодействие слуховой и моторной памяти. Поэтому, независимо от вида музыкальной деятельности, которой занимается учащийся (особенно на начальном этапе обучения), оно всегда будет полезным. В тех случаях, когда ученик не может петь, следует научить его пропевать сначала

отдельные звуки. Если ученик поёт не чисто, можно использовать для выравнивания звука параллельное с пением ученика подыгрывание ноты на инструменте, либо пропевание её педагогом. Как только ребёнок научится петь чисто отдельные звуки, из них можно составлять небольшие попевки, песенки, с последующим их воспроизведением на инструменте в разных тональностях. В репертуаре донотного обучения используются в основном народные мелодии, попевки и детские песенки. Попевки и песни лучше петь со словами т.к. с литературным текстом они быстрее и ярче запечатлеваются (особенно у детей, которые мыслят образами) и в результате успешно подбираются и транспонируются. Одновременно с пением, подбором по слуху и транспонированием, можно использовать следующие упражнения:

1. Определение направлений движения одного звука по отношению к

другому. Для этого педагог играет на аккордеоне интервалы, начи-

ная с широких, не менее квинты, и постепенно сужая их до малой

секунды.

2. Определение количества звуков, взятых одновременно.

3. Нахождение одинаковых звуков, взятых в разных октавах и на раз-

ных клавиатурах.

4. Пропевание и игра от одного звука различных интервалов.

1.2. Понятие музыкальный слух в психологии

Как известно, слух- это способность организма человека и животных к восприятию звуковых колебаний посредством слуховой системы - совокупности механических, рецепторных и нервных структур, предназначенных для реализации функции восприятия звука. Любая сенсорная система предназначена для получения информации о внешнем мире. Слуховая система в этом смысле не исключение. Она обеспечивает рецепцию таких физических параметров звука, как интенсивность, длительность, частота, спектр и формирование на их основе слухового ощущения, характеризующегося громкостью, высотой и тембром. Далее это ощущение на основе индивидуального опыта трансформируется в слуховое восприятие. Слуховая функция является предметом профессионального интереса для представителей различных отраслей - физиков, инженеров, психологов, лингвистов, физиологов, врачей, певцов и музыкантов. (4;352)

Психологи, ученые и педагоги из многогранного понятия «слух» выделяют специальное определение «музыкальный слух».

По мнению Б.М.Теплова музыкальный слух-это одна из главных составляющих в системе музыкальных способностей, недостаточная развитость которой делает невозможными занятия музыкальной деятельностью как таковой.

Б.М. Теплов отмечал два значения термина "музыкальный слух". Под "музыкальным слухом" в широком значении этого термина он понимал как звуковысотный слух, так и некоторые другие его виды (тембровый, динамический и др.); в узком значении, по Б.М. Теплову, речь должна идти только о звуковысотном слухе. Поскольку звуковысотное движение является основным "носителем смысла" в музыке, ведущую роль в ее восприятии и воспроизведении играет именно звуковысотный слух, без которого "невозможно никакое осмысленное восприятие музыки, тем более - никакое музыкальное действование."(22;160)

Ю.Н. Рагс в статье «Музыкальный слух» раскрывает понятие не только как способность воспринимать отдельные качества звуков, но и как общую музыкальность, которая проявляется в «эмоциональной отзывчивости на музыкальное явление». Автор утверждает, что «без неё человек оказывается

непригодным к музыкальной (композиторской, исполнительской) деятельности…».

Классик музыкальной психологии Э. Курт увидел в музыкальном слухе «загадку души, а не уха». (25;31)

В Большом психологическом словаре в статье Т.П. Зинченко музыкальный слух- это звуковысотный слух, то есть способность воспринимать, представлять и воспроизводить высоту музыкальных звуков и их последовательностей. Понятие музыкальный слух в более широком смысле совпадает с понятием музыкальности и включает в себя музыкально-ритмическое чувство, тембровый слух и динамический слух (т. е. способность тонко различать и воспроизводить оттенки громкости звуков). (26)

Структура музыкального слуха в классификации представлена основными и компонентными видами слуха. К основным видам слуха относится внешний слух, выступающий в качестве базового для развития музыкального слуха, и внутренний. Компонентные виды слуха являются составными элементами основных видов слуха и делятся, согласно нашей классификации, обязательные и необязательные.

К обязательным компонентным видам слуха относятся относительный, ритмический, мелодический, интервальный, эмоциональный, аналитический, гармонический, ладовый, тональный, звуковысотный, интонационный, тембровый, динамический, фактурный, полифонический. К необязательным компонентным видам музыкального слуха относятся абсолютный и синестезический.

Мелодический слух включает в себя несколько компонентов, а именно звуковысотный слух, чувство лада и метроритма, а так же интервальный слух. Рассмотрим некоторые из этих компонентов в отдельности.

Звуковысотный слух имеет две разновидности - абсолютную и относительную. Абсолютный слух характеризуется тем, что человек способен узнать или воспроизвести высоту отдельных звуков, не соотнося их с другими, высота которых известна.

При относительном слухе человеку для того, чтобы определить какую-либо ноту, надо иметь представление об известном исходном звуке, например, до или ля первой октавы.

Абсолютный слух может быть пассивным и активным. Человек, обладающий активным видом этого слуха, может воспроизвести голосом или на инструменте любой заданный звук; обладающий пассивным абсолютным слухом - только назвать слышимый.

Люди с абсолютным слухом могут не только называть звуки музыкальных инструментов, но и определять высоту звуков в пении птиц, завываниях ветра, в сигналах автомобилей и электричек. Это узнавание звуков происходит у них непосредственно, сразу же вслед за звучанием и не включает в себя внутреннего пения.

Обладание абсолютным слухом помогает музыканту в чистоте интонирования мелодии, облегчает развитие гармонического слуха, осознание модуляций и поэтому дает много преимуществ в овладении профессией. (23;138)

Среди музыкантов, про которых точно известно, что они обладали абсолютным слухом, можно назвать имена Моцарта, Листа, Римского-Корсакова, Скрябина, других композиторов и исполнителей.(22;70)

Ладовое чувство лежит в основе мелодического слуха и представляет собой способность различать ладовые функции звуков мелодии, их устойчивость и неустойчивость, их тяготение друг к другу.

На принципах ладового слуха построена система развития музыкального слуха венгерского композитора и педагога Золтана Кодая, которая получила название «система относительной (релятивной) ладовой сольмизации».

Согласно главному положению этой системы, внутри лада каждый звук обладает своим характером, который обусловлен его сопряжением с тоникой. Осознание, осмысление ладового своеобразия мелодических ступеней и положено в основу воспитания слуха. Ладовая функциональность звука составляет его истинную музыкальную сущность. Для лучшего усвоения ее в системе применяются ручные знаки и слоговые названия для каждой из семи ступеней.(6;57)

Интервальный слух акустически измеряется соотношением между числами колебаний в секунду двух источников звука, а на слух определяется количеством ступеней и тонов, заключенных между конкретными звуками.

По способу воспроизведения различают гармонические (два звука, взятые одновременно) и мелодические (звуки берутся последовательно друг за другом) интервалы. Способность различать отдельно взятый интервал гармонически или мелодически мы будем называть интервальным слухом. Следует обратить внимание на следующие особенности интервального слуха как основы гармонического слуха:

- распознание гармонически воспроизведенного интервала основано на определенном уровне развития звуковысотного слуха;

- распознавание мелодически воспроизведенного интервала основано на определенном уровне развития музыкальной памяти.

Опираясь на выводы Е.В.Назайкинского о том, что интервальные и ступеневые представления являются сложными, комплексными образованиями и что они основаны на различных естественных, психологических и особенно музыкальных предпосылках, а, следовательно, элементы интервальных и ступеневых представлений возникают уже на доинструментальной стадии развития слуха.

Мелодический слух можно разделить на два компонента. Первый из них можно назвать перцептивным, или эмоциональным, компонентом, второй компонент можно назвать репродуктивным, или слуховым.

Перцептивный компонент, по Б.М. Теплову, необходим для полноценного восприятия, узнавания мелодии, которое возникает на основе эмоционального критерия. Благодаря репродуктивному компоненту происходит воспроизведение мелодии, свидетельствующее о наличии более или менее развитых слуховых представлений. (9;70)

Современные исследования К.В. Тарасовой позволяют обозначить шесть этапов становления и развития способности ребенка интонировать мелодию голосом.

Первый, начальный этап, характеризуется тем, что интонирование в общепринятом значении этого слова практически отсутствует: ребенок просто проговаривает слова песни в определенном ритме, более или менее совпадающем с ритмом предложенного ему песенного образца.

На втором этапе можно уже распознать интонирование одного-двух звуков мелодии, с опорой на которые и пропевается вся песня.

На третьем этапе интонируется общее направление движения мелодии.

Четвертый этап отличается от предыдущего тем, что на фоне воспроизведение общего направления мелодии появляется достаточно "чистое" интонирование отдельных ее отрезков.

На пятом этапе "чисто" интонируется вся мелодия. Эти пять этапов выявлены в условиях пения с фортепианным сопровождением.

На шестом этапе необходимость в аккомпанементе отпадает: ребенок относительно верно интонирует мелодический рисунок без сопровождения.

Репродуктивный компонент мелодического слуха формируется у большинства детей в период от четырех до семи лет.

Перцептивный компонент мелодического слуха можно диагностировать по следующим признакам: узнавание ребенком знакомой ему мелодии; идентификации предъявляемого мелодического образца с оригиналом; обнаруживающееся с большей или меньшей очевидностью чувство тоники; осмысление звуковысотных интервальных отношений между ступенями лада.

Перцептивный компонент мелодического слуха интенсивно формируется до пятого года жизни, причем именно на четвертом году происходит, значительный скачок в его развитии. В последующие годы на дальнейших стадиях онтогенеза он развивается менее активно. Перцептивный компонент формируется только в условиях специально направленных и соответствующим образом организованных музыкальных занятий.

Принципиальное значение имеет возрастной этап (четвертый год жизни), когда происходят совпадающие во времени качественные скачки в развитии у ребенка и перцептивного и репродуктивного компонентов мелодического слуха. В этом возрасте, в системе музыкального слуха, на основе интонирования мелодии голосом, возникает новое образование - собственно звуковысотное слышание. Его появление служит базой для формирования и дальнейшего развития относительного слуха, который может служить основой прижизненного формирования абсолютного слуха. (19;53)

Таким образом, музыкальный слух понятие сложное и неоднозначное. Музыкальный слух это способность различать и представлять характеристики и свойства звуков, созвучий, звуковых структур, которые имеют выразительное и смысло-образующее значение в музыке. Различают такие виды слуха как: звуковысотный, тембровый, динамический, ладовый,

тональный, мелодический, гармонический, фактурный, ритмический

архитектонический, полифонический.

Мелодический слух, как один из видов музыкального слуха, включает в себя: звуковысотный слух, чувство лада и метроритма, интервальный слух.

Перцептивный компонент мелодического слуха необходим для полноценного восприятия, узнавания мелодии; благодаря репродуктивному, происходит воспроизведение мелодии, свидетельствующее о наличии более или менее развитых слуховых представлений.

1.3.Музыкальный слух

Сколько людей испытывает чувство неполноценности, когда заходит речь о музыке, заявляя: "мне медведь на ухо наступил". Большая часть людей сжилась с той идеей, что нет слуха и не надо. Хотя прежде чем ставить такие утверждения, стоит изначально узнать, что такое музыкальный слух.

Стоит вспомнить, что способности человека возникают не просто так. Всякая наша способность идет от жизненной необходимости. На двух ногах человек научился ходить потому, что ему нужно было освободить руки.

Мелодический слух - это «способность воспринимать и интонировать, оценивать и эмоционально переживать мелодические явления». Когда мы говорим о мелодическом слухе, речь идёт об осмыслении звуковысотной стороны мелодического интонирования.

Мелодический слух рассматривается музыковедами как первичное проявление музыкальности.

В самом широком смысле этого слова – способность различать звуки по их качественным характеристикам, в первую очередь – по высоте звучания.  

 Именно эта характеристика, несомненно, составляет основу музыкального слуха. Но тут сразу можно с немалой долей уверенности заявить, что способность понимать человеческую речь автоматически свидетельствует и о наличии способности различать звуки не только по их тембру, но в том числе, и по высоте звучания.

Нужно помнить, что главной специфической особенностью музыкального слуха является способность «внутреннего представления» звука, проявляющаяся в умении пропевать его «внутренним» голосом («внутреннее интонирование»). И в этом смысле, традиционная проверка слуха  у детей - когда мы просим  повторить голосом (пропеть) сыгранную мелодию - должна давать  нам достаточно адекватное представление о наличии музыкального слуха и слуховых способностей в целом.  

За годы учебы, музыкальный слух можно развить, если правильно и  настойчиво добиваться,- об этом я упоминала выше, ссылаясь на системы Д.Кабалевского, З. Кодая и Ш. Судзуки. Опираясь на свой немалый опыт, я могу вспомнить множество примеров в подтверждение  сказанного. Просто у некоторых детей музыкальный слух выражен очень ярко, а у других слабее. Главное для педагога, прослушивающего ребенка, постараться точно определить уровень развития слуха, как я называю «определить размер слухового зернышка» будущих музыкальных возможней, поддающихся раскрытию и развитию за время занятий  в музыкальном учреждении.  

Все стороны музыкального слуха связаны с переживанием и эмоциональной оценкой звучаний, в ладовом чувстве это особенно заметно. Отсюда мы можем сделать важный методический вывод: освоение ладовых структур, оперирование ими должны опираться на эмоциональные переживания. Это, во- первых, облегчает усвоение звуковых структур. Во —вторых, интереснее и живее становится процесс обучения, затрагивающий различные стороны психики ребёнка.

Мы знаем, что музыкальный слух – явление сложное, состоящее из  взаимосвязанных компонентов. Различают несколько видов музыкального слуха:

  • Абсолютный
  • Относительный
  • Внутренний
  • Интонационный
  • Ладовый
  • Гармонический
  • Полифонический
  • Ритмический
  • Тембральный
  • Фактурный

Абсолютный слух - это возможность безошибочно определять высоту звука.

Основой такой способности является сильное развитие долговременной памяти на тембр и высоту звуков. Традиционно считается, что такой вид музыкального слуха является врождённым, и приобрести эту способность с помощью различных упражнений и методик  невозможно.

Относительный         (интервальный) слух - это приобретённая способность  практически безошибочно определять, а затем и воспроизводить звук интервалов, аккордов предварительно сопоставляемых с каким-либо музыкальным эталоном.

Внутренний слух - это возможность слышать и сопоставлять музыкальные звуки по записям или по памяти.

Мысленная работа с нотным текстом нового произведения, его предварительный анализ даёт очень хорошие результаты.

Интонационный слух. Есть две разновидности такого слуха:

звуковысотный, который даёт возможность, сопоставляя звуки со звуковысотной шкалой, узнавать какие это ноты, обеспечивая попадание в тон

мелодический, который даёт полное восприятие мелодии, а не только её отдельных фрагментов.

Ладовый слух - умение слышать, разделять и определять ладово-тональные различия(например, устойчивость и неустойчивость, разрешение или не разрешение) как в нотах по отдельности, так и в целых аккордах и созвучиях, или даже отрезках мелодии.

Гармонический слух -  это способность, которая позволяет слышать, а затем арпеджировать гармонические созвучия и аккорды. Применить эту способность можно во время пения в хоре (при разложении партий на голоса) или в подборе аккомпанемента к какой-либо мелодии.

Полифонический слух - способность отделять звуки разных инструментов, играющих в ансамбле одно тоже произведение.

Ритмический слух - способность физически чувствовать музыкальные звуки и мгновенно их воспроизводить.

Тембральный слух - это способность даёт возможность различать окраску и характер звучания того или иного инструмента.

Фактурный слух - это возможность чутко улавливать все тонкости и нюансы композиции.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что само явление музыкального слуха чрезвычайно сложно и многогранно. Опыт показывает, что  у одних учащихся при хорошем  интонационном слухе слабее развито чувство метроритма, у других – лучше развит гармонический слух, но менее чувствителен мелодический и т.д. Поэтому  качество музыкального слуха  определяется уровнем развития всех его форм и сторон.

1.4.Музыкально-дидактическая игра

Музыкально -  дидактическая игра - это игра, целью которой является

развитие музыкальных  способностей и углубление представления детей о средствах музыкальной выразительности.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей.

Таким образом, по мнению З. Роот, дидактическая игра имеет две цели:

- одна из них - обучающая,  которую  преследует взрослый,  

- другая -  игровая, ради которой действует ребенок.

Музыкально-дидактические игры используются для овладения детьми различными видами музыкальной деятельности:

-пением

-музыкально - ритмическими движениями

- игрой на детских музыкальных инструментах

При планировании программы обучения и воспитания учащихся младших классов с целью максимального развития у них творческих способностей должны быть разработаны многочисленные творческие задания во всех элементарных формах музыкальной деятельности.

Небольшие творческие задания в виде игры следует предлагать ученику систематически. Контролировать их выполнение нужно в атмосфере доброжелательности и поощрять даже самый незначительный успех ученика. Неверное решение художественной задачи должно рассматриваться педагогом как недоработка или, скорее, как неполное усвоение учеником знаний. В таком случае необходимо добиваться решения поставленной задачи на уроке и дать ученику повторное задание, но уже на новом музыкальном материале.

Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Учитель музыки ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

ГЛАВА II. ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА РИТМА

2.1 Ритмический слух как основа музыкальности

Музыка - искусство временное - всегда считалась средоточием ритма, наиболее ярким и непосредственным его воплощением. Ритм (от греческого ritmos - теку) - это последовательное чередование во времени звуков (пауз) одинаковой или различной длительности, является третьим важнейшим элементом музыкального языка.

Двигательная природа музыкально-ритмического чувства была разработана, в конце XIX века, основоположником системы музыкально-ритмического воспитания, швейцарским педагогом и музыкантом Э.Ж. Далъкрозом: "Всякий ритм есть движение", "Без телесных ощущений ритма. не может быть воспринят ритм музыкальный" (10; 213).

Уже в 20-е годы в нашей стране начали разрабатываться системы ритмического воспитания, специфичные для детских садов, музыкальных школ, театральных училищ и институтов, консерваторий, а также лечебных заведений. В создании системы ритмики, рассчитанной на детей дошкольного возраста, участвовали М.А. Румер, Т.С. Бабаджан, Н.А. Метлов, Ю.А. Двоскина, позднее - Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, С.Д. Руднева и другие. В детском саду вместо термина "ритмика" вначале пользовались терминами ("ритмические движения", "музыкально-двигательное воспитание", затем "движение под музыку", "музыкальное движение", "музыкально-ритмические движения").

Ритм - один из первоисточников, первоэлементов музыки, жизненно важных для нее, несущих, вместе с мелодией, основную информацию. Из-за своей универсальной природы ритм воспринимается гораздо легче, чем мелодия и гармония. Поэтому в современных сложных произведениях композиторы используют его как средство, облегчающее восприятие.

В музыке понимание ритма приводит к отождествлению его с равномерным темпом или с тактом - музыкальным метром. Ритм - есть внутреннее выражение метра; его живое конкретное проявление мы ощущаем как внутреннюю заполненность теми или иными длительностями, ритмическими фигурами данной метрической пульсации. Музыкальный ритм - одно из самых сложных по организации ритмических образований. Существует узкое и широкое понимание музыкального ритма. Широкое определение музыкального ритма рассматривается как временная и акцентная сторона мелодии, гармонии, фактуры, тематизма и всех других элементов музыкального языка, то есть подчеркивается связь музыкального ритма со всеми другими параметрами музыки.

Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, также как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку.

Активный, действенный характер музыкального ритма позволяет передавать в движениях (имеющих, как и сама музыка, временной характер) мельчайшие изменения настроений музыки и тем самым постигать выразительность музыкального языка. Характерные особенности музыкальной речи (акценты, паузы, плавное или отрывистое движение и т.д.) могут быть переданы соответствующими по эмоциональной окраске движениями (хлопки, притопы, плавные или отрывистые движения рук, ног и т.д.). Это позволяет использовать их для развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

Таким образом, ритмический слух - это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Дети, уже, начиная с 5 лет, могут выполнять задания на воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах. Дети, которые приходят в детский сад обладают различным музыкальным опытом, различными задатками и различной музыкальной восприимчивостью. В качестве исходного положения нужно считать, что музыкальный слух (в том числе и ритмический) любого ребенка можно развить.

Ритмический слух - это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. К показателям развитости чувства ритма (ритмического слуха) относятся выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки. Воспитывая у детей чувство ритма, педагог повышает рациональную организацию движений, их работоспособность в быстром овладении двигательными навыками и умениями, представляющими составную часть и физического совершенствования.

Ритм в музыке – это чередование и соотношение различных по длительности нот, пауз, акцентов. Часто именно ритм определяет характер музыки. Например, благодаря ритму мы можем отличить марш от вальса, польку от менуэта, танго от румбы. Для каждого из этих танцев характерен особый ритмический рисунок.

Воспитание чувства временной упорядоченности музыки начинается с простейших элементов её метроритмической организации. Говоря о восприятии ритма, целесообразно напомнить важнейшее для начального этапа обучения положение о том, что каждая ритмическая фигурация прежде всего должна быть зафиксирована слухом и только потом осмысливаться теоретически (т.е. в нотной записи).

2.2. Упражнения для развития музыкального слуха и ритма

Музыкальная деятельность ребенка не возможна без развития его музыкальных способностей. Для развития музыкальных способностей детей необходимы определенные знания, которые формируются в процессе познавательной деятельности. Музыкально-познавательная деятельность способствует накоплению определенного запаса сведений общего и специального характера. Учащиеся узнают, что музыка всегда выражает определенные чувства, мысли, она как бы повествует о чем-то, по своему характеру, настроению. Слушая музыкальное произведение, дети узнают, что музыка разговаривает на своем языке, своими средствами выразительности (мелодия, ритм и т.д.).

Слушание музыки – это один из видов музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки, главной задачей является развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса, любви к ней. Чтобы решить эту задачу существуют различные приемы и методы. Наиболее распространены – наглядный, словесный и практический методы. Наглядно-слуховой – важнейший метод восприятия. Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение. Беседа может включать в себя сведения о музыке, как виде искусства, о композиторе. Учащиеся с достаточной легкостью различают отдельные выразительные средства музыки, определяют характер, лад, темы, динамику.

Учащимся необходимо понять, что музыка имеет свой язык, свою музыкальную речь. В процессе слушания дети знакомятся с инструментами, вокальными произведениями разного характера. Для того, чтобы ребята лучше понимали музыкальное произведение, могли составить музыкальные образы, опять обращаюсь к музыкально-дидактическим играм: «Расскажи мне о музыке», «Угадай мелодию», «Клоуны», «Ожившие картинки». Постепенно, благодаря играм, дети приобщаются к умению распознавать знакомые произведения, различать и узнавать танец, колыбельную, марш и их части (вступление, запев, припев, фразы). Таким образом, слушая музыкальные произведения в грамзаписи, с привлечением профессиональных исполнителей и используя музыкально-дидактические игры – один из приемов восприятия музыки.

Таким образом, слушая музыкальные произведения в грамзаписи, с привлечением профессиональных исполнителей и используя музыкально-дидактические игры – один из приемов восприятия музыки.

Игры для развития ритмического слуха:

- «Ритмическое эхо»

- «Определи по ритму»

- «Вспомни мелодию»

- «Узнай и спой».

Игры для развития динамического слуха:

- «Эхо»

- «Громко - тихо»

- «Громкая и тихая музыка»

Игры на развитие тембрового и звуковысотного слуха:

- «Музыкальное лото»

- «Моя семья»

- «Угадай по голосу»

Игры на развитие певческих способностей:

- «Музыкальный волчок»

- «Из какой мы песни?»

- «Концерт»

- «Конкурс дирижеров»

Игры для восприятия музыкальных произведений:

- «Расскажи мне о музыке»

- «Клоуны»

- «Музыкальная викторина»

- «Ожившие картинки»

- «Солнышко и тучка»

А сейчас мы с вами рассмотрим несколько упражнений.

Игра «Ритмическое эхо»

Цель: развитие ритмического слуха, памяти, подготовительный этап к обучению

нотной грамоте.

Оборудование: музыкальное наборное полотно, нотки.

Методика проведения игры: учитель хлопает ритм любой, известной детям, Попевки.

Дети повторяют ритм учителя и проговаривают слоги: «ти» - восьмые, «та» - четверти.

Игра «Определи по ритму»

Цель: развитие ритмического слуха, внимания, быстроты реакции, памяти, тембрового слуха.

Игровой материал: карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, а другая половина пустая; картинки иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты – группа ударных (ложки, треугольник, барабан, бубен, музыкальный молоточек и др.). Каждому играющему дают по 2-3 карточки. (Иллюстрации карточки прилагаются).

Ход игры: учитель исполняет ритмический рисунок знакомой песни или Попевки на одном из музыкальных инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

Ритм можно прохлопать, простучать кубиками, палочками, ложками и т.д. при повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся.

Примечание: На усмотрение учителя и в зависимости от подготовленности класса ритмический рисунок на карточках может быть изображен виде длительностей. Или ритмический рисунок можно изобразить в виде коротких или длинных полосок.

Игра «Вспомни мелодию»

Цель: развитие ритмического слуха, памяти, внимания, быстроты реакции, умение точно воспроизводить ритмический рисунок по ритмической схеме.

Игровой материал: ритмические схемы на карточках или на наборном полотне.

Методика проведения игры: учитель на доске изображает ритм или ритмическую схему фрагментов из известных музыкальных произведений или песен, а дети должны, прохлопав ритм, узнать мелодию.

Примечание: Эта игра позволяет учителю разучивать ритмически трудные фрагменты из вокальных произведений.

Игра «Узнай и спой»

Цель: развитие ритмического слуха, памяти, мышление, быстроту реакции, певческих способностей.

Игровой материал: карточки по числу участников. На карточках изображены

ритмические схемы фрагментов из знакомых детям произведений.

Методика проведения игры: учитель раздает детям карточки с ритмическими

фрагментами из песен. Дети должны, прохлопав ритм, узнать произведение и также точно его воспроизвести голосом.

Примечание: На карточках могут быть разные ритмические схемы из одного

вокального произведения. Можно выстроить целую «цепочку» из этих схем и тогда получится целое произведение, ритм которого дети должны исполнить «цепочкой» и узнать.

Игра «Эхо»

Цель: развитие динамического слуха, вокальных способностей, сформировать

комплексное представление о песне.

Методика проведения игры: учитель пропевает фразу из песни, а учащиеся должны

повторить точно так же, с теми же динамическими оттенками, паузами и пр. Так же поется и вторая фраза. Затем учитель поет сразу две фразы, прибавляя третью. Обыгрываются разные варианты: учитель поет громко, дети – тихо и наоборот. Затем учитель предлагает игру любому ученику, справившемуся с заданием.

Игра «Громко - тихо»

Цель: развитие динамического слуха, внимания, быстроты реакции.

Игровой материал: игрушка.

Методика проведения: из учащихся выбирается водящий, который выходит из класса.

Остальные договариваются и прячут игрушку. Водящий, зайдя в класс, должен ее найти, руководствуясь звучанием песни, которую поют учащиеся класса (в целях закрепления используется песня, которую только что разучивали). Звучание песни усиливается по мере приближения к игрушке и наоборот, стихает по мере удаления от нее.
 Игра «Моя семья»

Цель: развитие тембрового слуха, умение различать регистры.

Игровой материал: карточки с изображением членов семьи: мамы, папы, ребенка. (Образцы карточек прилагаются).

Методика проведения игры: учитель раздает карточки каждому ученику. При

прослушивании музыкального фрагмента или произведения целиком, учащиеся

определяют тембр звучания голоса. И поднимают ту карточку, которая соответствует

музыке.

Игра «Угадай по голосу»

Цель: развитие тембрового слуха, сформировать представление о тембре.

Методика проведения игры: учитель вызывает детей (количество зависит от фраз,

предложений или куплетов в песне). Каждый ребенок получает «роль», т.е. будет

исполнять фрагмент из знакомой песни. Затем дети уходят в конец класса и поют каждый свою часть песни.

Игра «Из какой мы песни?»

Цель: развитие певческих навыков, чистого интонирования, слуха, памяти, закрепление выученного репертуара.

Игровой материал: иллюстрации к разученным детьми песням или использовать

рисунки детей (домашнее задание).

Методика проведения игры: учитель предлагает детям иллюстрации известных песен

или героев песен, дети отгадывают. Исполняется песня в разных вариантах: по ролям,

ансамблем, с солистами, в инсценировке и т.д.

Игра «Концерт»

Цель: развитие певческих навыков, память, воспитание исполнительской и

слушательской культуры.

Методика проведения игры: после разучивания нескольких песен (можно в конце четверти, полугодия), учащиеся исполняют знакомые им песни в концертном исполнении: с солистом, ансамблем, в виде инсценировки, «цепочкой», в костюмах, в масках и т.д.

Игра «Конкурс дирижеров»

Цель: закрепление знаний об элементах музыкальной речи, развитие навыков

импровизации, внимания, памяти, быстроты реакции.

Методика проведения: каждый ребенок, который выходит в роли дирижера, предлагает свой темп исполнения песни и дирижирует в этом темпе. Каждый «дирижер» исполняет один куплет. Затем класс определяет наиболее лучший, наиболее удобный темп исполнения песни, тем самым, выбирая лучшего дирижера, который и руководит исполнением всей песни в своем темпе.

        

СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Белявская, М.И. Наука о творческом мышлении//М. И Белявская - М., 1969.

2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - Л., 1973.

3. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. -Л., 1974.

4.Сайт учителя музыки Бушиной Татьяны Вячеславовны [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2017/03/09/metodicheskoe-posobie-200-zadaniy-dlya-razvitiya

5.Чувство ритма как средство музыкальности [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ped.bobrodobro.ru/61564

6. Музыкально-дидактическая игра как средство развития музыкальных способностей детей [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00518772_1.html



Предварительный просмотр:

Выполнила: студентка 40группы

Галенко Анастасия Андреевна

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНАЛОГИИ НА УРОКЕ МУЗЫКИ: ЗА И ПРОТИВ

Современный век – это век высоких технологий во всех сферах человеческой деятельности, во многом определяющих вектор развития человеческого общества.

В настоящее время информация становится решающей силой в развитии человеческой цивилизации. Становится очевидным, что объективное развитие научно-технического прогресса ставит перед образованием новые задачи: в первую очередь овладение учителем информационной культурой – сводом правил поведения человека в информационном обществе[8].

Современный урок музыки – это урок, в ходе которого применяются современные педагогические технологии, компьютерные технологии, используются электронные музыкальные инструменты. Урок музыки характеризуется созданием творческой обстановки, так как содержание музыкальных занятий составляют эмоции и их субъективное переживание.

Применение информационно — коммуникационных технологий на уроках музыки делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное — современным .Изменилась роль ученика на уроке: из пассивного слушателя он становится активным участником процесса обучения; формируется положительное отношение к предмету. Использование ИКТ способствует развитию личности не только обучающихся,но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства. Все это способствует оптимизации учебного процесса на основе информатизации[2].

Современный школьник с трудом воспринимает учителя с мелом в руке. Ему интересно, если вместо доски в классе стоит компьютер с мультимедийным проектором или интерактивная доска и во время урока учитель использует современные наглядные средства. Да и учитель, умеющий работать с техникой и обучающий приемам работы с информацией, вызывает большое уважение у своих учеников.

Еще К.Д. Ушинский, основоположник научной педагогики в России, писал, что учение - тесть труд, полный активности и мысли. Но именно активная (деятельностная и мыслительная) творческая сторона учения недостаточно актуализирована при традиционной организации обучения. Повышение эффективности урока - одна из насущных задач совершенствования качества учебно-воспитательного процесса[5].

В настоящее время главной задачей учителей, становится обеспечение условий для широкой межпредметной интеграции и индивидуализации обучения. Использование ИКТ на уроках - достаточно новое для школы явление, способствующее выполнению поставленной задачи[9].

Используя ИКТ на уроках, я пришла к выводу, что здесь есть как свои плюсы, так и минусы. Начнём с плюсов.

1. В сегодняшних условиях применение компьютера позволяет значительно расширить границы урока. Создаётся новая система работы с иллюстративным материалом, возможность его сведения к единому формату.

2. Появляются новые варианты использования, казалось бы, традиционных форм.

3. Это работа самих учащихся. Ученики сами активно работают в данном направлении, они создают авторские презентации, защищают свои рефераты и исследовательские работы с использованием компьютера.

4. Облегчение физической нагрузки педагога. Вместо кипы журналов и книг с маленькими, не всегда чёткими и потому не всем видными иллюстрациями, вместо магнитофона и кассет учитель приходит на урок с диском или флеш -картой.

Но, как практикующий учитель, не могу не отметить минусы данного педагогического направления.

1) Техника может отказать, погаснет свет, не включится вовремя музыка, не сработает анимация в связи с разницей офисных программ; поэтому не факт, что не пригодится запасной, классический вариант с доской, магнитофоном и т.д.

2)Качество оборудования не всегда соответствует задаче урока. Школы не могут позволить себе дорогие проекторы. Если для урока , математики цвет объекта не важен, то на уроке окружающего мира очень.

использование ИКТ ─ это замечательно. Но когда это распространится на все уроки, то  зрительная нагрузка существенно возрастает.

А это имеет негативные последствия, одно из которых КЗС (Компьютерный зрительный синдром) [2].

Компьютерный зрительный синдром КЗС делится на две группы:

•        Оптическая

•        Физическая

Оптическая группа:

•        Затуманивание зрения (снижение остроты зрения);

•        Замедленная перефокусировка с ближних предметов на дальние и обратно (нарушение аккомодации);

•        Быстрое утомление при чтении.

Физическая группа:

•        Жжение в глазах;

•        Чувство "песка" под веками;

•        Боль в области глазниц и лба;

•        Боли при движении глаз;

•        Покраснение глазных яблок.

Рекомендуется следующий комплекс упражнений для гимнастики глаз для школьников:

«Жмурки». Крепко-крепко зажмурь глаза на 5 секунд, а затем открой их.

«Бабочка». Поморгай глазками, как машет крыльями бабочка – быстро и легко.

«Светофор». Поочередно закрывай то левый, то правый глаз, как мигает железнодорожный светофор.

«Вверх-вниз». Посмотри сначала вверх, затем вниз, не наклоняя головы.

«Часики». Пусть глаза смотрят то вправо, то влево, как часики: «тик-так». Повтори это упражнение 20 раз.

«Крестики-нолики». Нарисуй глазами большой круг по часовой стрелке, а затем – против. Теперь нарисуй крестик: сначала посмотри вправо вверх, потом влево вниз, а затем наоборот, проведя взглядом две условные линии крест-накрест.

«Гляделки». Не моргай глазками как можно дольше. Когда моргнешь, закрой глаза и расслабься, представив, что ты спишь.

«Массаж». Закрой веки и аккуратно помассируй глаза пальчиками.

«Далеко-близко». Сфокусируй взгляд сначала на предмете, который находится в противоположном конце комнаты (шкаф,влияние компьютера на зрение школьников классная доска и т.п.) и смотри на него в течение 10 секунд. Затем медленно переведи взгляд на ближний предмет (например, на свой палец) и также смотри на него 10 секунд.

«Фокус». Смотри, не отрывая взгляда, на движущийся предмет (свою руку). При этом рука должна быть видна четко, а все остальные предметы вдалеке – размыто. Затем сфокусируй взгляд, наоборот, на предметах заднего плана.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Сайт учителя музыки Бубновой Светланы Евгеньевны

https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/04/06/ispolzovanie-informatsionno-kommunikativnykh-tekhnologiy-na-urokakh

2. В. В, Гузеев - Современные образовательные технологии/Гузеев В.В. Современные образовательные технологии. М. , 1989. С. 37.

3. Д.И, Водзинский - Воспитание интереса к знаниям у подростков/ Водзинский Д.И. Современные образовательные технологии. М., Просвещение,1963.

4.Доклад учителя музыки Кирман Инны Витальевны

https://infourok.ru/doklad-primenenie-informacionno-kommunikacionnih-tehnologiy-na-urokah-muziki-1240739.html

5.Статья учителя музыки Крен Елены Евгеньевны

https://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/novyie-informatsionnyie-tiekhnologhii-na-urokakh-muzyki